Научная статья на тему 'Корреляционный анализ процесса и результатов подготовки выпускников по специальности пожарная безопасность'

Корреляционный анализ процесса и результатов подготовки выпускников по специальности пожарная безопасность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕЛЯЦИЯ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY / : CORRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Станислав Юрьевич

В статье представлены материалы совершенствования компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов по специальности пожарная безопасность на примере Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. Разработанные положения лежат в основе настоящего исследования и базируются на корреляционном анализе подготовки бакалавров по направлению «Пожарная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION ANALYSIS OF PROCESS AND RESULTS OF GRADUATES TRAINING WITH THE SPECIALITY IN FIRE SAFETY

The article presents the materials of improving competency building approach in vocational education with the speciality in fire safety on the example of the Main Office EMERCOM of Russia the Chuvash Republic. The developed provisions underlie the real research and are based on the correlation analysis of preparation of bachelors in the Fire Safety degree program.

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ процесса и результатов подготовки выпускников по специальности пожарная безопасность»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.147

С.Ю. Антонов

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В статье представлены материалы совершенствования компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов по специальности пожарная безопасность на примере Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. Разработанные положения лежат в основе настоящего исследования и базируются на корреляционном анализе подготовки бакалавров по направлению «Пожарная безопасность».

Ключевые слова: корреляция, учебная практика, пожарная безопасность.

S. Antonov

CORRELATION ANALYSIS OF PROCESS AND RESULTS OF GRADUATES TRAINING WITH THE SPECIALITY IN FIRE SAFETY

The article presents the materials of improving competency building approach in vocational education with the speciality in fire safety on the example of the Main Office EMERCOM of Russia the Chuvash Republic. The developed provisions underlie the real research and are based on the correlation analysis of preparation of bachelors in the Fire Safety degree program.

Keywords: correlation, educational practice, fire safety.

Ежегодно в России происходит около 300 тысяч пожаров, на которых гибнут примерно по 15 000 человек и столько же получают травмы различной степени тяжести. Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь США - в 3 раза, Японии - в 3,5 раза, Великобритании - в 4,5 раза. Поэтому подготовка квалифицированных специалистов для решения проблем обеспечения пожарной безопасности в стране является насущной и не терпит отлагательств. Ещё недавно подготовка инженеров по специальности пожарная безопасность проводилась лишь в системе МВД (ныне МЧС) России. Однако вузы МЧС России готовят специалистов, которые будут нести службу в структурных подразделениях министерства, выполняя функции надзорной деятельности и организации пожаротушения, что не позволит разрешить проблему обеспечения пожарной безопасности по стране. Назрела необходимость подготовки специалистов, которые будут работать в структурах любой формы собственности, в том числе и структурных подразделениях МЧС России.

На сегодняшний день подготовку специалистов или бакалавров по направлению «Техносфер-ная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Пожарная безопасность» и др. осуществляют во многих вузах России. Например, в Донском государственном техническом университете (с 2008 года), в Майкопском государственном технологическом университете (с 2006 года), Ростовском государственном строительном университете (с 1999 года), в Сибирском университете нефти и газа (с 2008 года), Воронежском государственном архитектурно-строительном университете (с 2003 года), Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (с 2008 года), Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова (с 2005 года), Волгоградском архи-

тектурно-строительном университете (с 2001 года), Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева (с 2006 года) [1].

В качестве основы для подготовки специалистов пожарной безопасности в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева принята программа, предусмотренная государственным образовательным стандартом. При составлении учебного плана были учтены некоторые пробелы образовательного стандарта и в качестве регионального компонента нашли своё место такие дисциплины, как «Архитектура промышленных и гражданских зданий», «Технология строительных процессов и их пожарная опасность», «Огнезащита строительных конструкций», «Государственный пожарный надзор».

Все курсовые проекты и работы, которые выполняют студенты по специальности пожарной безопасности, являются практико-ориентированными. К примеру, по предмету пожарная тактика студенты выполняют «Планы тушения пожаров» на конкретные объекты. Для выполнения таких курсовых работ студенты направляются на определённый объект, проводя работу (общение) с руководителем объекта получают необходимую архитектурно-строительную документацию для выполнения курсовой работы. Полученная документация анализируется, корректируется и после выполнения этой процедуры производятся соответствующие расчёты, выполняются необходимые схемы.

Практики учебная, производственная и преддипломная являются главной ступенью подготовки инженеров по специальности 280104 - пожарная безопасность. Они обеспечивают закрепление теоретических знаний, умений и навыков студентов, способствуют приобретению опыта в сфере будущей профессиональной деятельности.

Учебную практику студенты проходят в учебном пункте ФГКУ «5-й отряд ФПС по Чувашской Республике - Чувашия» (далее - учебный пункт), и структурных подразделениях «5-го отряда ФПС Чувашской Республики - Чувашии» в качестве помощника начальника караула. Производственную практику студенты проходят в подразделениях надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республике г. Чебоксары и г. Новочебоксарска в качестве инспекторов. Преддипломную практику студенты проходят на объектах экономики, позволяющих им подобрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы.

Учитывая то, что выпускники университета специальности пожарная безопасность будут вести свою трудовую деятельность не только в подразделениях МЧС России, но и в различных других организациях, где постоянно проводится оптимизация численности персонала, со студентами были организованы дополнительные курсы по промышленной и электробезопасности, вопросам обеспечения санитарного благополучия населения и охраны труда. По завершении обучения курсов выпускникам были вручены официальные свидетельства.

На основе данных анкетного опроса представителей девяти вузов России (названных выше) был сделан вывод, что процентное соотношение направлений профессиональной деятельности выпускников по специальности «Пожарная безопасность» распределилось следующим образом (табл. 1) [2].

Таблица 1

Процентное соотношение направлений профессиональной деятельности выпускников по специальности «Пожарная безопасность»

Направления профдеятельности вуз 1 вуз 2 вуз 3 вуз 4 вуз 5 вуз 6 вуз 7 вуз 8 среднее

Производственно-технологическая 10 10 21 50 70 10 42 7 27,5

Проектно-конструкторская 10 9 10 5 8,5

Сервисно-эксплуатационная 10 10 12 10 0 10 8 8,6

Окончание табл. 1

Направления профдеятельности вуз 1 вуз 2 вуз 3 вуз 4 вуз 5 вуз 6 вуз 7 вуз 8 среднее

Научно- исследовательская 5 3 10 5 5 10 6,3

Организационно-управленческая 50 10 15 10 4 10 5 6 13,8

Экспертная, надзорная и инспекционно- 5 10 36 10 12 30 43 62 26,0

аудиторская

Другие виды 10 60 4 4 50 7 22,5

Для количественной оценки степени согласованности мнений экспертов рассчитаем коэффициент конкордации - Ж. Для этого ранжируем средневзвешенные оценки всех экспертов (табл. 2).

12£

Ж = -

т

т2(п3 - п) - (г3 - г)

1

где - сумма квадратов отклонений суммы т рангов от их средней величины, т - число экспертов, п -число ранжируемых критериев, ^ - число одинаковых рангов по каждому частному критерию.

Таблица 2

Ранговое соотношение направлений профессиональной деятельности выпускников по специальности «Пожарная безопасность»

Направления профдеятельности вуз 1 вуз 2 вуз 3 вуз 4 вуз 5 вуз 6 вуз 7 вуз 8 I рангов I2 рангов

Производственно-технологическая 4,5 4,5 6 7 7 4,5 6 3,5 43 1849

Проектно-конструкторская 4,5 1,5 3 4 4,5 2 1,5 1 22 484

Сервисно-эксплуатационная 4,5 4,5 4 4 1 2 5 5 30 900

Научно- исследовательская 1,5 1,5 1 4 4,5 2 3,5 6 24 576

Организационно-управленческая 7 4,5 5 4 2,5 4,5 3,5 2 33 1089

Экспертная, надзорная и инспекци-онно-аудиторская 1,5 4,5 7 4 6 6 1,5 7 37,5 1406,25

Другие виды 4,5 7 2 1 2,5 7 7 3,5 34,5 1190,25

28 28 28 28 28 28 28 28 224 7494,5

По данным таблицы получаем:

2

2242

£ = 7494,5--= 324;

7

3

£ (г3 - г) = (73 - 7) + (43 - 4) + 2*(63 - 6) + 2*(23 - 2) + (33 - 3) = 124;

12•324

Ж = , 324-= 0,19 .

82(73 - 7) - 8*124

Полученное значение коэффициента конкордации позволяет сделать вывод о недостаточной степени согласованности мнений экспертов по поводу мест профессиональной деятельности выпускников по направлению «Пожарная безопасность». Такой результат вполне объясним, во-первых, региональными особенностями мест профессионального распределения студентов, во-вторых, недостаточной валидностью и репрезентативностью представленных данных. Однако учитывая, что у большинства вузов достаточно хорошая корреляция со средними показателями (от 0,6 до 0,9), будем считать данные показатели вполне достоверными (табл. 3).

Таблица 3

Корреляция показателей вузов со средними значениями

Направления профдеятельности вуз 1 вуз 2 вуз 3 вуз 4 вуз 5 вуз 6 вуз 7 вуз 8 Среднее

Производственно-технологическая 10 10 21 50 70 10 42 7 27,5

Проектно-конструкторская 10 9 10 5 8,5

Сервисно-эксплуатационная 10 10 12 10 0 10 8 8,6

Научно-исследовательская 5 3 10 5 5 10 6,3

Организационно-управленческая 50 10 15 10 4 10 5 6 13,8

Экспертная, надзорная и ин-спекционно-аудиторская 5 10 36 10 12 30 43 62 26,0

Другие виды 10 60 4 4 50 7 22,5

Корреляция со средними показателями 0,11 0,19 0,64 0,65 0,63 0,21 0,95 0,43

Проведём анализ ФГОС ВПО и учебных планов (на примере ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) по направлению «Пожарная безопасность» предметной подготовки будущей профессиональной деятельности (табл. 4).

Таблица 4

Профессиональная направленность предметной подготовки

№ п/п Предметы Производственно-технологическая Проектно-конструкторская Сервисно-эксплуатационная Научно -исследовательская Организационно-управленческая Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская Другие виды

1 История пожарной охраны и МЧС + +

2 Инженерная графика + +

3 Механика + +

4 Электротехника и электроника + + +

Продолжение табл. 4

№ п/п Предметы Производственно-технологическая Проектно-конструкторская Сервисно-эксплуатационная Научно-исследовательская Организационно-управленческая Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская Другие виды

5 Метрология, стандартизация и сертификация + +

6 Термодинамика, теплопередача и гидравлика + +

7 Теория горения и взрыва + +

8 Здания и сооружения, их устойчивость + + +

9 Автоматизированные системы управления и связь + +

10 Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности + +

11 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности +

12 Безопасность жизнедеятельности +

13 Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны +

14 Пожарная тактика + +

15 Организация деятельности государственного пожарного надзора + + +

16 Пожарно-спасательная техника и оборудование + +

17 Физико-химические основы развития и тушения пожаров +

18 Профессиональная этика +

19 Ноксология + + +

20 Технология строительных процессов, их пожарная безопасность + +

21 Подготовка газодымозащитников + +

22 Гражданская оборона и мобилизационная работа + + +

23 Организация и управление в области ПБ + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Архитектура промышленных и гражданских зданий +

25 Компьютерное моделирование +

26 Теплофизика +

27 Противопожарное водоснабжение + + + +

28 Пожарная безопасность электроустановок

29 Огнестойкость строительных конструкций + +

30 Научные подходы повышения огнестойкости + + +

Окончание табл. 4

№ п/п Предметы Производственно-технологическая Проектно-конструкторская Сервисно-эксплуатационная Научно-исследовательская Организационно-управленческая Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская Другие виды

31 Пожарная безопасность технологических процессов + +

32 Производственная и пожарная автоматика + + +

33 Прогнозирование опасных факторов пожара + +

34 Материаловедение +

35 Управление в техносферной безопасности +

36 Надзор и контроль в техносферной безопасности +

37 Пожарная безопасность в строительстве + + + +

38 Аварийно-спасательные работы + +

39 Пожарно-строевая подготовка +

Суммарная направленность подготовки 13 10 10 12 16 14 0

Далее рассчитаем корреляцию востребованности на рынке труда (по местам распределения студентов) и направленности предметной подготовки студентов (табл. 5).

Таблица 5

Соотношение предметной подготовки студентов по направлениям профессиональной деятельности и востребованность на рынке труда

Направления профдеятельности Предметная подготовка Востребованность

Производственно-технологическая 13 27,50

Проектно-конструкторская 10 8,50

Сервисно-эксплуатационная 10 8,57

Научно-исследовательская 12 6,33

Организационно-управленческая 16 13,75

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская 14 26,00

Другие виды 0 22,50

Корреляция предметной подготовки по направлениям профессиональной деятельности и востребованность на рынке труда составляет - 0,08. Графическая интерпретация полученных данных представлена на рис. 1.

Рис. 1. Лепестковая диаграмма, интерпретирующая соотношения предметной подготовки студентов по направлениям профессиональной деятельности и востребованность на рынке труда

Из рис. 1 видно, что столь низкая корреляция получилась вследствие полного несовпадения направления «Другие виды», которое в распределении выпускников занимает заметное место, но не учитывается при профессиональной подготовке студентов. Очень хорошие совпадения востребованности и направления подготовки по направлениям «Сервисно-эксплуатационная», «Проектно-конструкторская» и «Организационно-управленческая». Такое совпадение востребованности на рынке труда и направление подготовки может характеризовать высокое качество подготовки студентов, поскольку в понимание «качества» в соответствии со стандартами ISO вкладывают степень удовлетворённости потребителей, в нашем случае - работодателей. Направления «Производственно-технологическое» и «Экспертная, надзорная...» требуют большего внимания в процессе подготовки студентов. А излишняя направленность подготовки «Научно-исследовательская деятельность» объясняется широким спектром знаний, которые могут применить выпускники, освоившие основы исследовательской деятельности, то есть умение обобщать и анализировать информацию, делать обоснованные выводы [3, 4].

В заключение отметим, что в результате корреляционного анализа можно утверждать, что предметная подготовка студентов специальности «Пожарная безопасность» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева проводится в соответствии с потребностями рынка труда, что в полной мере соответствует ФГОС ВПО и парадигме компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Литература

1. Баскин Ю.Г., Степанов Р.А., Канисев П.В. Проблемы управления качеством профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы в условиях модернизации российского пожар-но-технического образования // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2011. - № 1 (17). - С. 35-39.

2. Северин Н.Н. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин, Е.В. Домаев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 166-170.

3. Шленков А.В. Концептуальные подходы профессионального психологического отбора в определении профессиональной пригодности и поведения сотрудников ГПС МЧС России / А.В. Шленков // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2010. - № 3 (8). - С. 27-32.

4. Алдошина Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А.Алдошина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

- 25

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.