Формирование профессиональной компетентности
при подготовке специалистов МЧС России
Рощупкина И. В.,
Воронежский государственный технический университет,
г. Воронеж
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Регулирующей образовательной ценностью при подготовке кадров выступает профессиональная компетентность, которая предполагает, что специалист владеет всей совокупностью культурных образцов (знаний, умений, навыков, способностей, интеллектуальных, знаковых и технических средств), известных к настоящему времени в данной сфере человеческой деятельности. Ведь профессиональный авторитет специалиста в любой области - это авторитет, приобретенный на основе квалификации и компетентности.
В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа перешла на новую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В требованиях ФГОС впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования, а к результатам освоения основной образовательной программы, выраженные в форме компетенций.
Однако следует обратиться к содержанию понятий «компетенция» и «компетентность», поскольку их трактовка различными профессиональными сообществами может различаться.
Представители научно-академического сообщества полагают, что компетенция — это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а компетентность — интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Иными словами, компетенция — это знания, а компетентность — умения (действия). В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. [1]
С точки зрения бизнес-практиков, профессиональные компетенции — это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Компетентность в наибольшей степени характеризует результат профессионального образования и включает в себя как содержание технологической подготовки, так и систему внепрофессиональных знаний, усвоить которые необходимо в настоящее время каждому специалисту.
Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [2].
В образовательной среде компетенции интерпретируются как единый язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Первые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки / специальностей. [3].
Профессиональная компетентность означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач. В проведенных исследованиях подчеркивается, что профессиональная компетентность связана прежде всего с профессиональной эрудицией и профессиональным опытом, которые приобретаются в процессе базового и дополнительного образования и с годами в процессе практической деятельности [4].
Например, бакалавр по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- сервисно-эксплуатационная;
- организационно-управленческая;
- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
- научно-исследовательская.
В Воронежском государственном техническом университете в рамках направления 280700 «Техносферная безопасность» осуществляется подготовка по 3 образовательным профилям: «Защита окружающей среды», «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Защита в чрезвычайных ситуациях».
Рассмотрим особенности профессиональной деятельности, которые отличают будущего специалиста МСЧ от выпускника технического вуза по другим направлениям подготовки:
1) деятельность специалистов МЧС связана с выполнением служебных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения, что требует мобилизации как физических, так и
психофизиологических сил и вызывает необходимость повышения физической и психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях; [5]
2) увеличение объема и специфики новых задач, появившихся у подразделений МЧС, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС различного характера;
3) особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни; необходимость адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности в различных климатических условиях;
4) разноплановость и многофункциональность деятельности, сложность выполняемых задач, которые не могут быть сведены к единому алгоритму действий,
5) повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки.
Поэтому формирование у студентов целостной профессиональной деятельности предполагает интеграцию подсистем профессиональной подготовки; на этом этапе профессионального становления необходимо обеспечение последовательности переходов от учебной деятельности к профессиональной, создание новой предметной основы для овладения целостной профессиональной деятельностью посредством стимуляции исследовательской активности, опоры на психологические теории, формирование профессиональной культуры.
Только активное взаимодействие органов МЧС с Вузами по подготовке специалистов позволит:
1. Стимулировать контакты между специалистами, работающими в образовательной, научно-исследовательской, производственной и административной сферах России.
2. Активизировать инновационную деятельность организаций путем расширения их взаимодействия с региональными вузами и научными центрами и ускорения результатов научно-исследовательской деятельности.
3. Обеспечить обмен педагогическим опытом подготовки кадров в области безопасности жизнедеятельности.
Все это в конечном итоге будет способствовать подготовке более высококвалифицированных специалистов в области безопасности жизнедеятельности и защиты населения.
Библиографический список
1. М. А. Лукашенко. Профессиональные компетенции руководителя. http://www. ^ш. ru/management/strategy/competit/ksao. shtml#_ftn2
2. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов / Науч. ред. д. т. н., проф. Н. А. Селезневой. - М., 2009. 84 с.
3. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гоне-ев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2004. 368 с.
4. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) / А. А. Анге-ловский // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011г.). Уфа: Лето, 2011. С. 7-13.
5. Узун О. Л. Система профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.