Ю.В. ТРОФИМЕНКО, профессор З.С. САЗОНОВА, профессор Т.В. ФЕДЮКИНА, аспирант Московский государственный автомобильно-дорожный университет
Роль инженерной педагогики в решении проблем образования в области безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве
Важным фактором обеспечения техносферной безопасности является уровень профессиональной компетентности инженеров - бакалавров, магистров и специалистов, проектирующих, создающих и эксплуатирующих объекты техносферы. В статье анализируется роль инженерной педагогики в процессах подготовки компетентных инженеров к обеспечению техносферной безопасности, а также последующего повышения их квалификации.
Ключевые слова: инженерная педагогика; техносферная безопасность; автомобильный транспорт и дорожное хозяйство; профессиональная подготовка и компетентность, риск-менеджмент безопасности
Введение. Актуальность решения проблем, связанных как с предотвращением техносферных опасностей, так и с ликвидацией последствий техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС), постоянно возрастает. В создавшихся условиях, когда скорость увеличения численности потенциально опасных технических объектов превышает темпы повышения их надежности, нарушается целостность системы «природная среда - техносфера - общество », усиливаются противоречия между входящими в ее структуру компонентами. Современная транспортная инфраструктура по диапазону и уровню возможных внешних и внутренних угроз относится к числу наиболее уязвимых объектов народного хозяйства. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года относит уменьшение аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта, снижение вклада транспорта в загрязнение окружающей среды, а также повышение подвижности населения и доступности транспортных услуг кглавным общесоциальным приоритетам развития транспорта [1].
К числу общепризнанных причин роста числа техногенных ЧС относят быстрое ста-
рение проектных решений объектов техносферы, а также исчерпание ресурсов все еще используемых машин и оборудования, особенно в сфере транспорта. Однако есть и другие причины. Среди главных - отставание динамики научных исследований в проблемном поле техносферной безопасности от объективных потребностей в разработке методологии и технологий ее обеспечения. Как следствие - уровень подготовки выпускников технических вузов не отвечает современным требованиям к обеспечению безопасности, в сущности, они попросту не готовы к эффективному решению актуальных социально значимых проблем.
В настоящее время около 150 отечественных вузов осуществляют профессиональную подготовку студентов по одному или нескольким профилям, включенным в направление 280700 - «Техносферная безопасность». В МАДИ с 2011 г. в рамках этого направления реализуются образовательные программы по профилю 280704 -«Инженерная защита окружающей среды ». Профиль подготовки, учитывающий специфику обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и в дорож-
Обсуждаем проблему
99
ном хозяйстве, до сих пор отсутствовал. Между тем в последние годы были приняты: Указ Президента РФ № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте » (31 марта 2010 г.), Государственная концепция программы комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте, «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте» (30 июня 2010 г.) [2; 3].
В «Комплексной программе» предусмотрено создание уровневой системы профессиональной подготовки кадров в области обеспечения транспортной безопасности, способных эффективно противостоять угрозам техногенного и природного характера на транспорте, а также угрозам террористической направленности. Для этого необходимо прежде всего оценить потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием, умеющих эффективно решать проблемы в области техно-сферной безопасности; обосновать нужные им компетенции; разработать программы профессиональной подготовки, технологии и методики ее осуществления; определить требования, порядок, способы и методы аттестации выпускников соответствующих образовательных программ.
При определении потребности в специалистах, а также набора профессиональных компетенций и квалификационных требований к их подготовке авторами учитывались:
• существующая практика организации этого вида деятельности и перспективы его развития на долгосрочный период;
• расширение спектра требований к знаниям специалистов и их компетенциям в области транспортной безопасности (в связи с тем, что понятие транспортной безопасности в настоящее время трактуется шире, чем оно определено в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»);
• эволюция системы обеспечения
транспортной безопасности на автомобильном транспорте (АТ) и в дорожном хозяйстве (ДХ), ее предметной области и базы знаний (за счет развития информационных и дорожно-транспортных объектов и технологий, использования современных инженерных методов, более четкого распределения сфер ответственности при решении вопросов транспортной безопасности, внедрения риск-менеджмента безопасности в практику разработки и реализации планов обеспечения защищенности от опасностей природного и техногенного характера, развития инженерного ноксологическо-го образования в России).
Как показали результаты исследований, в современных условиях ориентировочная потребность в специалистах, имеющих образование на уровне бакалавриата, составляет: 1,6—2,6 тыс. чел. - на автомобильном транспорте и 2,5—3,2 тыс. - в дорожном хозяйстве. Потребность в магистрах на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве одинакова, она составляет 0,4—0,5 тыс. чел.
Таким образом, потребность России в компетентных специалистах по транспортной безопасности является высокой. К сожалению, в настоящее время вопросами обеспечения транспортной безопасности на отечественных объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах в основном занимаются бывшие работники силовых структур, не имеющие серьезной профессиональной подготовки, а лишь окончившие краткосрочные курсы повышения квалификации по вопросам транспортной безопасности в аккредитованных образовательных учреждениях. В своей деятельности эти специалисты ориентируются главным образом на реализацию мер организационно-правового и технического обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами, широко используемыми правоохранительными органами и силовыми ведомствами.
Однако, как показывает зарубежный опыт, к специалистам в области обеспечения транспортной безопасности предъявляются гораздо более высокие требования. Для реализации принципов риск-менеджмента безопасности и соответствия требованиям безопасности жизнедеятельности в современных условиях им необходимы междисциплинарные знания, системные умения, общекультурные, профессиональные и специальные профессиональные компетенции, а также высокий уровень стратегического и тактического мышления, способность к быстрому принятию эффективных решений в условиях неопределенности.
Профессиональная подготовка таких специалистов является актуальной задачей государственного значения. Ее успешное решение возможно лишь в условиях целостной инженерно-педагогической системы, целью которой является формирование профессиональной компетентности выпускников образовательных программ по транспортной безопасности, соответствующих международным требованиям.
Основой для решения проблем подготовки бакалавров и магистров к обеспечению безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве является, на наш взгляд, инженерная педагогика. Последняя представляет собой инженерно-педагогическое знание, отвечающее потребностям развития инженерного образования, инновационного производства и системы подготовки инженерно-педагогических кадров [4; 5]. Предметом научной отрасли «Инженерная педагогика» являются педагогические системы подготовки как современных инженеров, так и преподавателей инженерно-технических вузов. Исследования в области инженерной педагогики ориентированы на выявление закономерностей, принципов функционирования и развития образовательно-научно-производственного процесса подготовки инженеров. В современных условиях модернизации системы отечественного
инженерно-технического образования и происходящих в ней процессов «оптимизации» инженерная педагогика занимает принципиально важное место в обеспечении высокого уровня подготовки компетентных бакалавров, магистров и специалистов к выполнению системно-ориентированных социально-технических проектов.
Формирование и развитие педагогической системы подготовки профессионалов в области безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве требует генерации, распространения и эффективного использования междисциплинарных инженерно-педагогических и уникальных личностных знаний, сосредоточенных в научном, инженерно-техническом и пси-холого-педагогическом потенциале преподавательского коллектива, осуществляющего педагогический процесс уровневой профессиональной подготовки будущих выпускников соответствующих образовательных программ.
Высокий научный и инженерно-технический уровень преподавателей кафедры техносферной безопасности Московского государственного автомобильно-дорожного университета является результатом их участия в выполнении междисциплинарных проектов, а также в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, тематика которых соответствует проблемному полю транспортной безопасности. Исследования ориентированы на развитие методов комплексной оценки влияния автотранспортной деятельности (транспортных объектов, технологий и систем) как на человека, так и на компоненты окружающей природной и социальной среды. Научная деятельность коллектива кафедры осуществляется в рамках основанной на кафедре и непрерывно развивающейся уже в течение двух десятилетий научной школы транспортной экологии [6]. Совершенствование психолого-педагогического потенциала преподавателей кафедры в значительной степени обеспечивается за счет освое-
Обсуждаем проблему
lGl
ния уникальных образовательных программ, предлагаемых центром инженерной педагогики МАДИ, на основе аккредитованных международным обществом по инженерной педагогике IGIP образовательных программ и рекомендованного им учебного плана [7; 8] .
В нашем университете подготовка бакалавров и специалистов в области экологической безопасности на транспорте (транспортной экологии) успешно ведется в условиях научно-образовательной среды вуза - социально-культурного пространства, являющегося зоной взаимодействия субъектов научной и образовательной деятельности, осуществляемой в контексте конкретных условий (технопарк университета, научно- и учебно-исследовательские лаборатории, центр инженерной педагогики, научно-образовательный центр кафедры техносферной безопасности и др.). Учебный процесс основан на следующих принципах инженерной педагогики: интеграция образования, науки и производства; фун-даментализация и практическая ориентация; стандартизация и вариативность; целевая и проблемно-тематическая интеграция содержания учебных модулей; личностно-деятельностная организация образовательного процесса; ориентация на формирование профессионально значимых компетенций.
В течение 18 лет (с 1995 г.) кафедра техносферной безопасности осуществляет подготовку и выпуск конкурентоспособных дипломированных специалистов в области экологической безопасности автотранспортного комплекса. Значительный опыт плодотворной научно-исследовательской, проектно-ориентированной профессиональной и инженерно-педагогической деятельности коллектива кафедры техно-сферной безопасности стал основанием для вывода о целесообразности осуществления профильной подготовки кадров с учётом специфики разных видов транспорта в рамках направления 280700 «Техносферная
безопасность». Результаты собственных научно-технических и инженерно-педагогических исследований, выполненных во взаимодействии с преподавателями кафедры инженерной педагогики и центра инженерной педагогики МАДИ, были использованы при формировании проектов государственных стандартов для разных уровней образования в сфере безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве [9]. Итогом этой работы стало включение нового, уже девятого, профиля 280709 «Транспортная безопасность » в структуру реализуемого в отечественных вузах направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность ».
На сегодняшний день коллективом выпускающей кафедры разработаны образовательные программы и учебные планы подготовки бакалавров и магистров по новому профилю, а также краткосрочные образовательные программы, предназначенные для формирования компетенций безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве у специалистов, уже имеющих стаж практической деятельности на предприятиях автомобильнодорожного комплекса. Разработка методологических и технологических аспектов профессиональной подготовки бакалавров и магистров, а также программ повышения квалификации преподавателей в сфере освоения студентоцентрированного подхода и педагогических технологий активного обучения по новому профилю выполнена во взаимодействии с коллективом кафедры инженерной педагогики с учетом достижений международной научной школы инженерной педагогики.
Сравнительный анализ видов безопасности, определенных в «Концепции обеспечения транспортной безопасности России», и содержания подготовки будущих выпускников образовательной программы по профилю 280709 «Транспортная безопасность» позволяет сделать вывод, что они профессионально и психологически
будут готовы к решению практически всех проблем, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Заключение. Представительница компании Hewlett-Packard госпожа Л. Морел в докладе на Берлинской конференции IEEE Educon (2013 г.), организованной Американским институтом инженеров по электротехнике и электронике, высказала мысль, с которой мы полностью согласны: чтобы инженерное образование оставалось конкурентоспособным, необходимо так повышать квалификацию инженера-педагога, чтобы устранить разрыв между практикой преподавания и реальной инженерной деятельностью. Творческое взаимодействие коллективов кафедр техносферной безопасности и инженерной педагогики, ориентированное на разработку, внедрение и сопровождение педагогических технологий профессиональной подготовки бакалавра, магистра и специалиста высшей квалификации в области безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, успешно развивается, руководствуясь именно такой стратегией.
Литература
1. Транспортная стратегия Российской Фе-
дерации на период до 2030 года (проект) / / Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru/ documents/ detail. php?ELEMENT_ID=19188
2. Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г.
№ 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». URL: http://www.rg.ru/ 2010/04/05/bezopasn-transport-dok.html
3. Комплексная программа обеспечения бе-
зопасности населения на транспорте на 2010-2013 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1285-р. URL: http:// www.rg.ru/ 2010/11/11/ bezopasnost-site-dok.html
4. Кирсанов А.А., Жураковский В.М., При-
ходько В.М., Федоров И.В. Основы инженерной педагогики. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. 498 с.
5. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инженер-
ная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 10-25.
6. Трофименко Ю.В., Сазонова З.С., Федюки-
на Т.В. Подготовка бакалавров к обеспечению экологической безопасности на автомобильно-дорожном транспорте // Известия БГАРФ: психолого-педагоги-ческие науки (теория и методика профессионального образования). 2013. № 3(25). C. 96-102.
7. Сазонова З.С. Опыт реализации индивиду-
альных программ повышения квалификации преподавателей МАДИ // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире (Vocational Education and Training in Russia and World-Wide). 2013. №5(5). С. 38-40.
8. Приходько В.М., Соловьев А.Н. IGIP и тен-
денции инженерной педагогики в России и в мире // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 26-32.
9. Отчет о научно-исследовательской работе
(шифр темы 109121010004) № госрегист-рации И121206190621/ МАДИ, 2012. 149 с.
g