Научная статья на тему 'Инженерно-педагогическая система профессиональной подготовки бакалавров автомобильно-дорожной техники'

Инженерно-педагогическая система профессиональной подготовки бакалавров автомобильно-дорожной техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ / ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С НАУКОЙ / ПРОИЗВОДСТВОМ И БИЗНЕСОМ / PROFESSIONAL PREPARATION OF BACHELOR’S DEGREE STUDENTS IN THE SPHERE OF TECHNOLOGY / ENGINEERING-PEDAGOGICAL SYSTEM / INTEGRATION OF EDUCATION WITH SCIENCE / INDUSTRY AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Владимировна, Сазонова Зоя Сергеевна

Представлено обсуждение осуществленного в МАДИ решения проблемы, связанной с совершенствованием процесса профессиональной подготовки бакалавров сервиса автомобильно-дорожной техники, ориентированной на условия рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Елена Владимировна, Сазонова Зоя Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering educational system training bachelors automobile-road equipment

In the paper we discuss the solution of the problem concerned with improving the process of professional education for Bachelor’s degree students specializing in the servicing of automobile and road construction machinery. This solution has been implemented in MADI, and it is oriented at the conditions of knowledge-based market economy.

Текст научной работы на тему «Инженерно-педагогическая система профессиональной подготовки бакалавров автомобильно-дорожной техники»

Общие проблемы профессионального образования Возможные способы бытия педагогов как составляющие их образа жизни в инновационной среде

Интеллектуальная составляющая Эмоционально-чувственная составляющая Коммуникативная составляющая

Сомнение (в правильности устоявшихся, стандартных педагогических подходах, нормах, установках) Сопоставление (мнений, воззрений, установок) Соотношение (целей, способов их достижений) Созерцание (продвижений в своей деятельности, деятельности своих коллег, результатов в обучении и воспитании обучающихся) Сосредоточение (на осваивании определенной новации) Соизмерение (достигнутых новых результатов с предыдущими) Созидание (нового стиля деятельности, новых технологий и т. п.) Сопереживание (коллегам по освоению новации) Сочувствие (при неудачах) Сохранение (основных традиций, установок) Сотрудничество (в инновационных преобразованиях) Сообщение (о ходе и результатах инновационных преобразований) Согласие (друг с другом в основных подходах) Соблюдение (этических норм и правил) Соперничество (в мастерстве и результатах) Сопротивление (мнениям другого человека)

Образ жизни педагога или способствует включению педагога в профессиональную среду, или «выталкивает» из нее, делает сторонним наблюдателем или активным «сопротивленцем». В целом, проанализировав концептуальные положения средового подхода, авторы пришли к выводу о возможности и оправданности его использования в качестве методологической основы управленческой деятельности, направленной на создание инновационной среды как средства профессионального развития педагога. Роль среды в данном аспекте заключается в том, что она оказывает влияние на педагога с помощью таких ее составляющих, как ниши и стихии. Степень воздействия среды на личность педагога зависит как от качества самой среды, так и ее восприятия педагогами, обусловленного особенностями их образа жизни. Восприятие педагогом среды вариативно. Позитивные изменения в профессиональном развитии педагогов будут в случае, если среда имеет положительные характеристики и педагоги воспринимают ее положи-

тельно, т. е. ведут образ жизни, ориентированный на принятие ценностей среды. Отрицательное воздействие среды возможно в случае, если она будет иметь отрицательные характеристики, а человек воспринимает ее положительно. Это влияние носит комплексный, интегральный характер, так как компоненты среды связаны между собой, взаимообусловлены влиянием друг на друга, в ней обеспечивается взаимопроникновение, взаимодействие частей между собой.

Список литературы

1. Мануйлов, Ю.С. Воспитание средой (сборник статей разных лет) / Ю.С. Мануйлов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. — 120 с.

2. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики / Ю.С. Мануйлов // Материалы научно-практической конференции. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. — С. 15—18.

3. Марков, Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. — Новосибирск: Наука, 1982. — 156 с.

УДК 378.147 Е.В. Матвеева

З.С. Сазонова, доктор пед. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ

В

структуре рыночной экономики любой стра- на спрос, представляющий собой денежное вы-

ны неотъемлемой ее частью наряду с произ- ражение потребностей населения. Постиндустри-

водством различных товаров является производ- альное общество принято называть «сервисным».

ство разнообразных услуг, поскольку реагирует Если раньше степень развития сферы услуг зави-

-------------------------- 45

села от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса [1].

Устойчивое развитие автомобильно-дорожного комплекса требует организации эффективного сервиса автомобильно-дорожной техники — автомобилей, дорожно-строительных машин и оборудования. Изучение и учет опыта известных западных фирм, специализирующихся в области сервиса автомобильно-дорожной техники, является важным требованием для обеспечения условий развития отечественной системы современного сервиса автомобильно-дорожной техники и ее конкурентоспособности в условиях международного рынка предложений.

Изучение технологий — форм, методов и средств деятельности персонала иностранных фирм — позволяет объединенным коллективам сотрудников предприятий сервиса и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку инженеров для работы на этих предприятиях, понять сущность тех компетенций, которые создают им конкурентные преимущества. В результате вузы могут мобильно откорректировать список «заказываемых» им компетенций, включив в него максимально актуальные для текущего момента дополнения.

Задача вузов — быстро отреагировать на полученный заказ и своевременно его выполнить. Решение этой практико-ориентированной педагогической задачи требует разрешения возникших противоречий между новыми требованиями работодателей и не существовавших до этого времени или потенциально существовавших, но еще не «задействованных» вузом возможностей, необходимых для удовлетворения этим требованиям [2, 3].

Полученные вузами «заказы» на формирование у выпускников актуальных компетенций, необходимых для их успешного трудоустройства, ориентируют преподавателей на своевременную корректировку целей освоения программ профессиональной подготовки. Для достижения целей требуется выполнить серьезную исследовательскую и созидательную работу. Необходимо проверить, адекватны ли обновленным целям программы профессиональной подготовки организационно-педагогические, психолого-педагогические, информационные и другие условия, в которых планируется реализация этой программы, и обеспечить соответствие откорректированным целям содержания учебных материалов, форм, методов и средств совместной деятельности преподавателей и студентов. В современных условиях постоянно происходящих изменений преподавателям и студентам вузов необходимо иметь механизмы мобильной адаптации к этим изменениям и использовать их в качестве средств обеспечения динамической устойчиво-

46

сти в мире «быстрого времени». Такие механизмы должны формироваться у субъектов образовательного процесса, осуществляемого на основе соответствующей научно обоснованной модели.

В начале постсоветского периода, когда связи практически всех технических вузов, в том числе и МАДИ, с реальным производственным сектором страны существенно ослабли, «выпускающая» кафедра эксплуатации дорожных машин института продолжала обеспечивать подготовку своих выпускников в условиях интеграции образования с наукой и производством. Это удалось сделать за счет наличия собственного расположенного на полигоне МАДИ учебно-исследовательского центра интеграции, однако поддержание, а тем более развитие этого центра требовало постоянной экономической поддержки [4].

Преподавателям МАДИ потребовалось проявить деловую активность, включив в состав системы, интегрирующей образование с наукой и производством, новый, обеспечивающий устойчивость системы бизнес — компонент и обеспечить подготовку компетентных выпускников института к конкурентоспособной деятельности в новых экономических условиях.

В 1994 году кафедра эксплуатации дорожных машин (ЭДМ) выступила с инициативой разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальностям, связанным с сервисом автомобильно-дорожной техники.

Государственный образовательный стандарт был разработан, утвержден и с 1 сентября 1995 года введен в действие. Содержание модели будущего инженера сервиса автомобильно-дорожной техники было отражено в разработанных преподавателями кафедры учебных планах и программах учебных дисциплин, представляющих информацию о будущем процессе профессиональной подготовки. Кафедра ЭДМ МАДИ первой в России получила лицензию на проведение образовательного процесса по новой специальности 230100 «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины)». Необходимость в открытии такой специальности и срочной подготовке специалистов в области сервиса техники была объективно обусловлена сложившимися в стране социально-экономическими условиями и, прежде всего, потребностями автомобильно-дорожного комплекса. Отечественные предприятия-производители в условиях катастрофического снижения уровня государственного финансирования существенно сократили выпуск новой автомобильно-дорожной техники (АДТ), без которой немыслимо

развитие отрасли. Даже сохранение ее на постоянном уровне требовало стабильного функционирования сферы технического сервиса, поддерживающего работоспособность существующего парка техники и наличия специализированного «механизма» его пополнения для восполнения неизбежных потерь, связанных с конечным «временем жизни» любой техники. Функции такого механизма в сложившихся условиях могла обеспечить система закупок требуемой техники за рубежом. «Запуск» такого механизма был способен ослабить и социально-психологическую напряженность в стране, связанную с проблемами трудоустройства людей в условиях сокращения производства.

Кафедра получила разрешение на подготовку как специалистов, так и бакалавров, и магистров. Для подготовки специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики, возникла потребность в новых педагогических подходах, новых, адекватных вызовам формирующейся рыночной экономики, принципах отбора содержания образования, методов, форм и средств организации совместной работы студентов и преподавателей в контексте интеграции образования с исследованиями, реальным производством и новой сферой деятельности — бизнесом. Профессорско-преподавательский коллектив МАДИ еще за двадцать лет до этого момента предвидел необходимость включения в успешно развивающуюся интегрированную систему автодорожного образования, науки и производства еще одного компонента — бизнеса. Решению этой задачи помогло создание на территории технопарка МАДИ учебно-исследовательского центра (УИЦ) и системы малых предприятий.

Студентам, специализирующимся в сфере сервиса АДТ, в учебно-исследовательском центре МАДИ и в этих фирмах была предоставлена возможность проходить учебную и производственную практику, выполнять учебные и научные исследования, разрабатывать бизнес-проекты, получать опыт междисциплинарной деятельности. Таким образом, в МАДИ были созданы «точки роста» тех инновационных преобразований, актуальность которых становилась все более высокой.

Преподавательский коллектив кафедры ЭДМ и студенты, специализирующиеся в области сервиса АДТ, находились в постоянном взаимодействии с персоналом учебно-исследовательского технического центра и малых предприятий (рис. 1).

В отечественной системе сервиса АДТ «стартовал» процесс формирования культуры современного сервисного обслуживания АДТ. Современное сервисное обслуживание — это комплекс консультационных, организационно-технических, инженерных и коммерческих услуг, осуществляемых специализированными предприятиями в целях приоб-

ретения техники, обеспечения стабильно высокого уровня работоспособности и эффективности ее использования на протяжении полного жизненного цикла эксплуатации технического изделия.

Создание предприятий современного сервиса в качестве звена, обеспечивающего связь производителей АДТ с ее потребителями, занимающимися эксплуатацией, в корне меняло философию организации полного жизненного цикла дорогих наукоемких машин и позволяло существенно снизить затраты на его обеспечение. Повышение эффективности работы сферы сервиса планировалось обеспечить, прежде всего, за счет принципиально важной в условиях формирующегося рынка возможности — возможности выбирать. В кратчайшие сроки российский рынок отечественной дорожностроительной техники дополнился широким спектром дорогих образцов иностранного производства, в ряде случаев имеющих существенные технические, экологические, эргономические и другие преимущества.

Система профессиональной подготовки инженеров сервиса в целом оказалась «самодостаточной», способной мобильно реагировать на объективно изменяющиеся требования рынка труда и обеспечивать адекватную им профессиональную подготовку студентов в условиях интеграции образования с наукой, развивающейся на «выпускающей» кафедре, профессиональной сферой деятельности и бизнесом.

Несмотря на успешное развитие системы подготовки инженеров сервиса (АДТ), в ней, как

Студенты

УНИВЕРСИТЕТ

Новая научнотехническая информация

Студенты и научнопедагогические кадры

Передача интеллектуальных продуктов и технических образцов

Передача интеллектуальных продуктов и технических образцов

Технопарк Бизнес-

или технический центр(ы)

центр

Инвестиции

ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная

практика

Производственные

заказы

Рис. 1. Схема взаимодействия вуза с научно-технической сферой при реализации интегрированной программы образовательной, научно-исследовательской и инновационной профессиональной деятельности студентов

в подсистеме общероссийской системы высшего технического образования, в первом десятилетии XXI века оставались нерешенными общие для всей образовательной «метасистемы» проблемы. К ним, прежде всего, следует отнести: не соответствующие требованиям вуза уровни: сфор-мированности у первокурсников целей обучения в вузе; методологических знаний и умений; предметных знаний по математике и физике; готовности к ответственной самостоятельной работе; отсутствие у большинства первокурсников навыков планирования и организации внеаудиторной самостоятельной работы; перегруженность студентов обязательной аудиторной работой; недостаточно высокий уровень согласованности деятельности преподавателей разных дисциплин; невысокий уровень мотивации пожилых преподавателей к осуществлению инновационных преобразований; низкий уровень мотивации молодых преподавателей к построению научно-педагогической карьеры в вузе из-за низкой оплаты труда; недостаточное использование в учебном процессе методов активного обучения и современных электронных образовательных ресурсов; недостаточное использование инновационных возможностей инженерной педагогики.

В условиях рыночной экономики значимость отечественного технического вуза как субъекта экономической системы определяется эффективностью деятельности малых предприятий, созданных при вузе, и с качеством подготовки выпускников к эффективной инженерно-технической, инженерно-управленческой и инженерно-предпринимательской деятельности на разных отечественных предприятиях, в том числе предприятиях современного сервиса автомобильно-дорожной техники.

В настоящее время обострилось противоречие между высокой потребностью отечественной экономики в профессиональных кадрах, готовых к инженерно-технической, инженерно-управленческой и инженерно-предпринимательской деятельности на предприятиях современного сервиса автомобильно-дорожной техники и недостаточной подготовленностью большинства выпускников технических вузов к выполнению такой деятельности. В связи с этим в современных условиях актуальной стала проблема определения теоретикометодологического основания, состава, структуры и дидактических основ (содержания, технологии, условий реализации) инженерно-педагогической системы профессиональной подготовки бакалавра современного сервиса автомобильно-дорожной техники к осуществлению системной деятельности, интегрирующей инженерно-технический, управленческий и предпринимательский компоненты.

48

В соответствии с современной личностно ориентированной парадигмой образования уровневая структура профессионального образования позволяет создать организационные условия, необходимые как для профессионального самоопределения будущих бакалавров в процессе обучения, так и для обеспечения их мобильности в пространствах образовательной и профессиональной деятельности. Для обеспечения качества профессиональной подготовки бакалавров, отвечающего потребностям и требованиям самих выпускников вуза, государства и рынка труда, необходимо, чтобы процесс профессиональной подготовки в вузе, детерминированный интегральными требованиями государства, рынка труда и самих студентов, осуществлялся в условиях саморазвивающейся педагогической системы, обеспечивающей адекватность процесса профессиональной подготовки бакалавров процессу их будущей профессиональной деятельности.

В условиях формирования международного рынка труда педагогической системой профессиональной подготовки бакалавров сервиса автомобильно-дорожной техники должна быть инженерно-педагогическая система, интегрирующая в единую целостность подсистемы: инженерно-педагогической подготовки преподавателей вузов, довузовской профессиональной ориентации старшеклассников и абитуриентов, профессиональной подготовки бакалавров техники и технологий. Инженерно-педагогическая система обладает потенциалом непрерывной адаптации к изменению совокупности внешних условий. Механизм адаптации является эффективным за счет высокой степени открытости системы и ее постоянного взаимодействия с международными обществами по инженерной педагогике Ю1Р, инженерному образованию SEFI, а также с отечественным Союзом научных и инженерных обществ «СНИО».

Выполненный авторами анализ развития системы профессиональной подготовки инженеров к работе в сфере сервиса АДТ в изменяющихся внешних условиях позволил выделить комплекс предпосылок, важных для разработки инженернопедагогической системы подготовки бакалавров, отвечающей современным требованиям и опережающим потребностям выпускников образовательных программ, развивающегося международного рынка труда и государства [5—11]:

• высокий уровень отечественной педагогической и психологической науки;

• теоретические и практические достижения отечественной межвузовской научной школы инженерной педагогики;

• теоретические и практические достижения научной школы инженерной педагогики МАДИ;

• государственная поддержка инновационных преобразований в инженерном образовании, направленных на повышение уровня качества инженерной подготовки;

• финансовая государственная поддержка инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров МАДИ;

• положительный опыт МАДИ в области интеграции вузовского образования с фундаментальной и «прикладной» наукой, сферой профессиональной деятельности инженеров (предприятиями отрасли и другими социальными партнерами) и бизнесом;

• накопленный в университете опыт междисциплинарной интеграции инженерных, управленческих и бизнес-компетенций;

• имеющийся в МАДИ опыт разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий активного обучения, системно ориентированных на получение измеряемых результатов образовательной деятельности;

• положительный опыт международного сотрудничества в сфере высшего образования;

• сертифицированная система менеджмента качества образования, реализуемого в МАДИ;

• наличие в МАДИ информационных, научнотехнических, организационно-педагогических, психологических и материально-технических условий, необходимых для обеспечения успешного функционирования и развития инженерно-педагогической системы;

• опыт «командной» работы преподавателей, ориентированной на достижение общей цели;

• опыт использования проектного подхода к формированию у студентов профессиональной и психологической готовности к выполнению междисциплинарных проектов в условиях работы в самоорганизующейся «команде».

• теория и практика трудоустройства выпускников реализуемых в университете образовательных программ подготовки инженеров. Разработанная одним из авторов настоящей

статьи и успешно апробированная в МАДИ модель инженерно-педагогической системы профессиональной подготовки бакалавров сервиса АДТ стала результатом многолетнего теоретико-практического исследования возможностей осуществления качественной подготовки инженеров сервиса АДТ в условиях бакалавриата и практической реализации сформировавшейся за это время ведущей идеи исследования (рис. 2).

Профессиональная подготовка будущих бакалавров к работе в секторе современного сервиса АДТ должна осуществляться в рамках инженернопедагогической системы, проектируемой на основе прогностической системной модели бакалавра, включающей модель профессиональной деятель-

ности, осуществляемой в условиях рыночной экономики, и адекватную ей модель подготовки бакалавра к профессиональной деятельности.

Воспитание, формирование общекультурных, профессиональных и специальных профессиональных компетенций, а также принципиально важных профессиональных качеств личности каждого будущего бакалавра должно быть приоритетом согласованной деятельности всех субъектов инженерно-педагогической системы подготовки будущих профессионалов к работе в условиях динамично развивающейся системы «образование-наука— производство—инженерный бизнес».

Инженерно-педагогическая система профессиональной подготовки бакалавров сервиса АДТ должна включать подсистему повышения профессионально-педагогической компетентности «команды» преподавателей, в том числе уровня их компетенций в сфере применения методов активного обучения. Подсистема профессиональной ориентации должна обеспечивать развитие мотивации к получению автомобильно-дорожного образования и необходимый для обучения в вузе уровень естественно-научной, математической и общекультурной подготовки.

В контексте развивающегося процесса глобализации высшее техническое образование, оставаясь социальным институтом, выполняющим важные культурно-просветительские и социальные функции, все в большей степени становится отраслью производства и важной составляющей экономики. Способность инженерно-педагогической системы подготовки бакалавров учитывать опережающие требования интеллектуально-емкого производства и инженерно-технического бизнеса будет обеспечиваться полипа-радигмальным подходом и соответствием принципов ее функционирования закономерностям объективной необходимости интеграции образования с наукой, производством и развивающимся бизнесом.

Инженерно-педагогическая система профессиональной подготовки бакалавров сервиса АДТ будет обладать потенциалом, необходимым для обеспечения в учебном процессе контекста интеграции образования с наукой, производством и бизнесом, используя возможности продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей с производственными и бизнес-структурами — стратегическими партнерами университета.

Фундаментальную базу, необходимую для проектирования и реализации отвечающей опережающим требованиям инженерно-педагогической системы подготовки бакалавров сервиса АДТ будут обеспечивать: инженерная педагогика, интенсивно развивающаяся в научных школах России; имеющийся в МАДИ опыт успешной подготовки спе-

49

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 4/1 '2012

о

г і і

И И /I N. 11 ^—* і м м і і

і- і і і /1—к1 у\ |

[-Н 1 |

я 1

я

Рч 1

О н <=>!

я і

я і

о г

§ 1 1

/1 ч1 ^ у\ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Г 1

і і

і с=>! і і

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЦЕЛЬ

Направляющей целью инженерно-педагогической системы профессиональной подготовки бакалавров сервиса автомобильно-дорожной техники является их профессиональная подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в современных условиях и осуществлению профессиональной деятельности, отвечающей изменяющимся требованиям внешней среды (работодателей, общества, государства) и самих выпускников.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

Ведущая идея разработки ИПС профессиональной подготовки бакалавров сервиса АДТ

Полипарадитальный подход: системный, личностно-деятельностный, контекстный, компетентностный, проектно-целевой и дя

Принципы: философские, общенаучные, конкретно-научные и специфические (принципы инженерной педагогики)

СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Компетентностно-ориентированная, научно обоснованная, логически структурированная, системно связанная, профессионально значимая информация и способы ее усвоения

Педагогическая технология, системно ориентированная на достижение целевых результатов подготовки в контексте интеграции образования, науки, производства и бизнеса

Методы

Средства

РЕЗУЛЬТАТ

Профессиональная и социально-личностная компетентности бакалавра сервиса автомобильно-дорожной техники

<=>

О

РЗ

н

и

о.

ы

И

н

о.

с

ы

о

И

н

Я"

о

и

Рис. 2. Модель инженерно-педагогической системы (ИПС) профессиональной подготовки бакалавров сервиса АДТ

Теория и методика профессионального образования

циалистов сервиса АДТ; результаты научных исследований, совместно проводимых преподавателями университета и коллективами предприятий сервиса АДТ.

Инженерная педагогика, способствуя развитию теории и методики профессионального образования, непрерывно развивается, обеспечивая научно-методологический фундамент для создания эффективных инженерно-педагогических систем профессиональной подготовки бакалавров технических профилей и разработки новых педагогических технологий, технологий самостоятельной учебной деятельности с использованием современных педагогических средств — электронных образовательных ресурсов.

Многократное всестороннее обсуждение проблем модернизации образования в университете коллективом преподавателей МАДИ, работающих с будущими бакалаврами сервиса АДТ, оказалось необходимым условием обеспечения целостности разработанной инженерно-педагогической системы. Как успехи, так и неудачи любой модернизации всегда связаны с «человеческим фактором» — с онтологическими особенностями «социальной материи». Без уяснения каждым участником образовательного процесса значения и назначения проводимых мероприятий, отражающихся на понимании ими смысла собственной деятельности, своего места в них, «объективный процесс» вряд ли мог бы состояться. Существуют некие субъектные (экономические, культурные, идеологические, социально-психологические) препятствия, которые нужно осознать и преодолеть. Необходимо сформировать субъективную готовность, позитивную мотивацию к деятельности в условиях новой модели высшего образования. Это было непросто, но необходимо.

«Команда» преподавателей МАДИ, работающая с будущими бакалаврами, определила три главные цели совместной работы. Первая из них — это воспитательная цель, связанная с формированием у выпускника образовательной программы готовности к гармоничному взаимодействию с самим собой и членами того общества, в котором он живет и трудится. Вторая цель — обеспечение фундамента, необходимого и достаточного для построения самостоятельно избираемой с учетом индивидуальных приоритетов (целей, ценностей, способностей, личных обстоятельств) профессиональной карьеры инженера в прогнозируемых условиях развивающегося общества. Третья цель — обеспечение профессиональной подготовки бакалавра в интегрированной среде образования, науки, сферы профессиональной деятельности и бизнеса, создающей систему условий, оптимальных для формирования профессиональной компетентности, отвечающей требованиям соответствующего уровня подготовки.

Поэтапная проверка эффективности отдельных блоков модели осуществлялась в течение последних двух лет параллельно с постоянной совместной работой «команды» преподавателей университета и сотрудников расположенного учебно-исследовательского центра интеграции, обеспечивавших «компетентностную стыковку» программ учебных модулей и практик. Результаты образовательного процесса, осуществляемого в соответствии с разработанной моделью, полученные в 2011/2012 учебном году, показали высокую степень соответствия с ожидаемыми результатами.

Список литературы

1. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование: монография / А.М. Новиков. — М.: Изд-во «Эгвес», 2008. — 136 с.

2. Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Социол. исслед. — 2006. — № 4. — С. 45-58.

3. Абрамова, Е.Г. Оценка качества образования на основе анализа востребованности выпускников вузов на рынке труда по методике «РКОвуз» / Е.Г. Абрамова,

B.В. Борщ // Инженерная педагогика: сб. науч. ст. — Вып. 14. — Т. 1. — М.: МАДИ, 2012. — С. 156-173.

4. Сазонова, З.С. Опыт подготовки выпускников вуза в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса / З.С. Сазонова, Е.С. Локшин, Е.В. Матвеева // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2010. — № 3(42). — С. 19-23.

5. Сазонова, З.С. Информационно-образовательное пространство новой педагогики / З.С. Сазонова, Е.В. Матвеева // Высшее образование в России. — 2011. — № 2. — С. 103-108.

6. Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера: дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.01 / Зоя Сергеевна Сазонова. — Казань, 2008. — 440 с.

7. Сазонова, З.С. «Работа в команде» как педагогический принцип / З.С. Сазонова, В.М. Жураковский // Высшее образование в России. — 2005. - № 8. - С. 3-8.

8. Кубрушко, П.Ф. Традиции и проблемы педагогической подготовки преподавателей вузов / П.Ф. Кубрушко // Инженерная педагогика: сб. науч. ст. — Вып. 14. — Т. 1. — М.: МАДИ, 2012. — С. 16-27.

9. Назарова, Л.И. Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования / Л.И. Назарова, К.М. Измалкова, Е.Н. Лопанова // Инженерная педагогика: сб. науч. ст. — Вып. 13. — Т. 1. — М.: МАДИ, 2011. — С. 64-72.

10. Сазонова, З.С. Самостоятельная работа студентов в условиях компетентностного подхода / З.С. Сазонова, Е.В. Матвеева // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. — Волгоград: ВолгГТУ, 2011. — № 3(90). — С. 121-127.

11. Ищенко, В.В. Опыт формирования и оценки профессиональных компетенций студентов вузов в процессе изучения технических дисциплин / В.В. Ищенко,

З.С. Сазонова, Е.В. Матвеева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2012. — № 2(20). —

C. 129-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.