Научная статья на тему 'Опыт подготовки выпускников вуза в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса'

Опыт подготовки выпускников вуза в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / НАУКОЕМКИЙ БИЗНЕС / ENGINEERING EDUCATION / INTEGRATION / INTERDISCIPLINARY PREPARATION / TECHNICAL SERVICE / SCIENCE BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Зоя Сергеевна, Локшин Евгений Семенович, Матвеева Елена Владимировна

Принципиально важной задачей современного отечественного образования является создание условий для интеграции образования с наукой, производством и бизнесом как основы развития высокотехнологичного сектора российской экономики, его кадрового и научного обеспечения; анализируется имеющийся в МАДИ опыт решения подобных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of preparation of graduates of high school in the conditions of integration of education, a science, manufacture and business

The fundamental task of modern national education system is the creation of conditions for the integration education, science, industry and business. This integration is considered as the basis for the development of high-tech part of Russian economy, its human resources and scientific potential. MADI has its own experience in the field of such type tasks solutions. This experience is analysed in the present article.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки выпускников вуза в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса»

пенсирующая функция проявлялась в данном случае следующим образом. Во-первых, воспитание общетрудовых качеств, где главенствующую роль играет политехническое образование, перекладывалось на сохранившиеся элементы образования, во-вторых, общетехническими и общетехнологическими (политехническими) знаниями насыщались смежные предметы (физика, химия, биология, география, математика и др.)».

Теперь можно уточнить формулировку предварительной гипотезы: базисными компонентами содержания образования являются компоненты, которые входят в его структуру по крайней мере на двух масштабных уровнях как имплицитные и как апикальные. Общая картина структуры имеет характер «мозаики в мозаике» на нескольких уровнях масштаба. Это приводит к возникновению «сквозных» линий в содержании образования, обеспечивая имплицитное присутствие данного элемента во всех апикальных элементах структуры и создает механизм реализации принципа функциональной полноты системы при вариации внешних и внутренних условий ее существования посредством перераспределения содержания данного компонента между различными масштабными уровнями его включения.

Признак того, что данный компонент является базисным, можно сформулировать так: он базис-

ный, если его исключение на двух соседних уровнях масштаба приводит к невозможности функционирования системы. Одновременно перестает действовать принцип двойного вхождения этого компонента, поскольку целиком исключается вся его «сквозная» линия. Эту же мысль можно выразить по-другому: базисный компонент системы, взятый в целом (на всех уровнях), имеет коэффициент функциональной значимости близкий к единице. Действительно, невозможно представить себе занятие, лишенное всех форм контроля и проверки домашнего задания, и постоянного отслеживания поведения, так же как невозможен автомобиль без двигателя и как невозможно образование без развития, или воспитания, наконец, как невозможна личность без темперамента или памяти.

Список литературы

1. Леднев, В.С. Классификация наук / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1971.

2. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа. 1989.

3. Леднев, В.С. Содержание образования: учебное пособие / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991.

4. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования / П.Ф. Кубрушко. — М.: Высшая школа, 2001.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1989.

УДК 378.001.895

З.С. Сазонова, доктор пед. наук, профессор Е.С. Локшин, канд. техн. наук, профессор Е.В. Матвеева, аспирантка

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ПРОИЗВОДСТВА И БИЗНЕСА

Преобразования, происходящие в системе высшей школы, ориентированы на то, чтобы инженерно-техническая подготовка бакалавров, магистров и специалистов осуществлялась в контексте будущей профессиональной деятельности с учетом объективных экономических закономерностей и требований реальной жизни. Современная парадигма образования стимулирует его к активному взаимодействию с фундаментальной и прикладной наукой, с созидательной производственной деятельностью и бизнесом, призванным мобильно продвигать на рынок конкурентоспособные наукоемкие продукты и обеспечивать прибыль, необходимую для дальнейшего развития системы «обра-зование-наука-производство-бизнес».

Профессорско-преподавательский коллектив МАДИ уже за двадцать лет до настоящего момента предвидел необходимость включения в успешно развивающуюся интегрированную систему автодорожного образования, науки и производства еще одного компонента — бизнеса. Однако объективные трудности 90-х годов прошлого века не позволили решить эту задачу в полном объеме, но в МАДИ были созданы «точки роста» тех инновационных преобразований, актуальность которых сегодня чрезвычайно высока.

Кафедра «Эксплуатация дорожных машин» (ЭДМ) относится к числу тех кафедр МАДИ, на базе которых в течение нескольких десятилетий была создана мощная научная школа, кото-

19

рая непрерывно пополнялась молодыми учеными, воспитанными в сформированной на кафедре научно-образовательно-созидательной среде. Авторитет научно-преподавательского коллектива кафедры был очень высоким. Об этом свидетельствует следующий факт: 14 июля 1988 года был издан совместный приказ Минстройдормаша СССР и Госкомитета СССР по народному образованию о создании на базе полигона МАДИ опытного регионального технического центра, на который возлагалась ответственность за апробацию научнометодических разработок и отработку хозяйственного механизма фирменного обслуживания, а также фирменное обслуживание дорожных и строительных машин региона г. Москвы и Московской области. В состав открытого на полигоне МАДИ центра вошли учебные и научно-исследовательские лаборатории и ремонтно-производственные подразделения. В тот период, когда связи практически всех технических вузов, в том числе и МАДИ, с реальным производственным сектором страны существенно ослабли, «выпускающая» кафедра ЭДМ продолжала обеспечивать подготовку своих выпускников в условиях интеграции образования, науки и производства. Это удавалось сделать за счет наличия собственного центра интеграции, однако поддержание, а тем более развитие этого центра требовало постоянной экономической поддержки. Внешняя поддержка в 90-е годы XX века была приостановлена. Требовалось проявить собственную деловую активность, включить в состав системы, интегрирующей образование с наукой и производством, новый компонент — бизнес и обеспечить подготовку компетентных выпускников МАДИ к конкурентоспособной деятельности в новых экономических условиях. Подготовка инженерно-технических специалистов по новым образовательным программам стала актуальной потребностью зарождающейся рыночной экономики. Образованию предстояло ответить на брошенный ей вызов и выступить в качестве главного ресурса подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых эффективно работать во вновь создаваемом секторе отечественной экономики — в секторе технического сервиса.

Кафедра в 1994 г. вышла с инициативой разработки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 230100 «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины)». В результате Государственный образовательный стандарт с 1 сентября 1995 г. был введен в действие, и кафедре ЭДМ МАДИ первой в России была выдана лицензия на проведение образовательного процесса по этой специальности (в настоящее вре-

20

мя шифр и название этой специальности таковы: 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования)». Кафедре было дано разрешение на подготовку бакалавров и магистров.

Предстояло решить комплексную и очень ответственную проблему. В первую очередь, требовалось дополнить созданную в советский период двухкомпонентную систему, включающую производственную и эксплуатационно-ремонтную подсистемы, третьей составляющей — подсистемой сервиса. Создание предприятий сервиса в качестве звена, связывающего производителей дорожностроительной техники с ее потребителями, занимающимися эксплуатацией, в корне меняло философию организации полного жизненного цикла дорогих наукоемких машин и позволяло существенно снизить затраты на его обеспечение. Повышение эффективности планировалось реализовать, прежде всего, за счет принципиально важной в условиях формирующегося рынка возможности — возможности выбирать. В кратчайшие сроки российский рынок отечественной дорожно-строительной техники дополнился широким спектром дорогих образцов иностранного производства, в ряде случаев имеющих существенные технические, экологические, эргономические и другие преимущества. Те времена, когда строители получали технику от производителей в соответствии с заранее созданным планом, ушли в прошлое. Теперь строительные компании, нацеленные не только на выживание, но и на развитие, должны были четко просчитывать затраты на всех этапах своей деятельности. Громадная часть этих затрат связана с закупкой, а затем и с эксплуатацией дорожно-строительного оборудования. Проблема оптимального выбора техники с учетом условий работы (масштабности, особенностей климата и грунтов, уровня квалификации специалистов и т. д.) стала принципиально важной. Решать подобные проблемы должны были профессионалы нового типа, компетентные в сфере технического сервиса. В МАДИ были эксперты, хорошо разбирающиеся в таких вопросах. Однако настал момент, когда потребность в компетентных специалистах, готовых работать в сфере дорожно-строительного сервиса, в сотни раз превысила предложения.

Новая открытая в МАДИ кафедра приступила к междисциплинарной подготовке специалистов нового поколения — инженеров, хорошо разбирающихся в вопросах экономики, владеющих теорией и практикой в сфере менеджмента, способных эффективно работать в бизнес-структурах дорожностроительного сервиса.

Бизнес, связанный с инженерно-техническими проектами, является высокоинтеллектуальной деятельностью. Конкурентоспособная деятельность специалиста в сфере современного бизнеса требует наличия многокомпонентной системы социально-

личностных и профессиональных компетенций. По существу, бизнес, связанный с инженернотехническими проектами, является неотъемлемым и важным компонентом наукоемких национальных и интернациональных социально-инженерных проектов, выполняемых в процессе взаимовыгодного сотрудничества различных специалистов. Производителям инновационного продукта инженернотехнической деятельности необходимы соответствующие инновационные средства деятельности— материалы и соответствующий инструментарий для реализации производственной технологии.

Существует значительное число фирм, выпускающих широкий спектр высококлассного технического оборудования, созданного для решения технологических задач близкого назначения. Выбор оптимальных моделей технического оборудования зависит от целей и задач выполняемого социально-инженерного проекта, от особенностей используемых технологий, от экономических, эргономических, экологических и других требований (ограничений). Оптимальный выбор необходимого оборудования представляет собой решение ответственной многофакторной задачи, связанной с моделированием различных принципиально возможных решений и принятием конкретного — научно, экономически и нравственно обоснованного решения. Специалист, принимающий окончательное решение, несет за него личную ответственность, основой для которой должен являться высокий уровень его компетентности в области решения подобных задач.

Специалисту, принимающему решение о приобретении конкретного интеллектуально-емкого технологического оборудования, необходимо иметь качественное инженерно-техническое образование и обладать необходимым для бизнес-деятельности «портфелем» компетенций. Такой специалист должен:

• хорошо понимать актуальные и прогнозируемые потребности той отрасли (или организации), для которой приобретается дорогостоящее оборудование;

• разбираться в сути выполняемого проекта, знать возможности и проблемы заказчиков, учитывать их корпоративно-профессиональные интересы;

• иметь постоянно пополняемый и корректируемый информационный банк обо всех фирмах-производителях принципиально подходящего оборудования;

• иметь навыки поиска, оценки и внедрения нового;

• быть способным отобрать, структурировать и систематизировать всю принципиально важную информацию об оборудовании и требованиях заказчика, привести информацию к удобному для компьютерного моделирования виду

и выполнить его, получив некоторое множество возможных решений;

• оптимизировать решение на основании принципиально важных критериев;

• разобраться в особенностях конструкции отобранного оборудования, убедиться в его соответствии заявленным характеристикам, подготовить его компьютерную презентацию, быть готовым ответить на любые интересующие заказчика вопросы, организовать обучение персонала заказчика работе на приобретенном оборудовании;

• иметь психологические и педагогические знания, уметь их использовать на практике в процессе взаимодействия с поставщиками и заказчиками;

• владеть современными информационными технологиями;

• иметь высокий уровень корпоративной компетентности, гармонизируя интересы своей фирмы с интересами всех сторон, участвующих в совместном проекте;

• профессионально владеть языком международного общения и т. д.

Главная функция инженеров, работающих в сфере бизнеса,—обеспечить сбалансированное соответствие между потребностями инженеров-заказчиков и возможностями инженеров-поставщиков с целью повышения качества выполнения социально значимого инженерно-технического проекта и обеспечения условий для развития собственной фирмы и ее сотрудников.

Изучение междисциплинарного учебного материала, отбираемого для обеспечения процесса подготовки специалистов в области технического сервиса, должно обеспечить функциональные знания основ эксплуатации техники, сертификации техники и услуг сервиса, управления и организации процессов сервисного сопровождения техники, маркетинга и логистики, диагностики, языка международного общения.

Проблема отбора и структурирования содержания учебного материала занимает одно из центральных мест в современной дидактике. В МАДИ была разработана методология отбора и структурирования содержания учебного материала, являющегося инструментарием педагогической технологии, ориентированной на достижение поставленной цели — формирование профессиональной компетентности будущих инженеров, специализирующихся в области технического сервиса. В соответствии с позицией авторов, на первом этапе определяются цели — умения, навыки, компетенции. Затем отбираются необходимые для их формирования междисциплинарные знания [1]. Ими являются знания о тех объектах и процессах, с которыми надо научиться действовать. К этим знаниям добавляются знания

о самой деятельности — о методах и приемах решения профессиональных задач. Оба вида знаний составляют научное содержание учебной дисциплины. Профессиональная деятельность современного инженера представляет собой определенную целостность и имеет интегративный характер. Интегративная система содержания междисциплинарной многофункциональной деятельности бакалавров и специалистов в сфере технического сервиса является основой для развития его профессиональной компетентности. Поэтому в качестве центрального принципа формирования учебных материалов, как инструмента технологии, системно ориентированной на формирование инженерной компетентности, был выбран принцип встраивания интеграции образования с наукой, производством и бизнесом во все элементы учебного материала.

В процессе начавшейся подготовки студентов по только что открытой специальности выяснилась существенная разница в критериях оценки качества профессиональной подготовки будущих инженеров, используемых преподавателями вуза и сотрудниками сервисных фирм. Учебная и производственная практика студентов на базе расположенных на полигоне МАДИ фирм «Лон-МАДИ», «Квинт-МАДИ» и «Контурс-СДМ» (коммерция, организация, наука, техника, управление, ремонт, сервис строительных и дорожных машин), выявили недостаточную корреляцию между теоретической подготовкой и практическими требованиями со стороны реального производства и бизнеса. Анализ сложившейся ситуации позволил принять решение о формировании единой команды преподавателей вуза и представителей фирм, ориентированной на достижение общей цели — подготовку инженеров, хорошо разбирающихся в проблемах ремонта и наукоемкого сервиса, конкурентоспособных на рынке наукоемкого труда [2].

В это время на отечественный рынок пришли новые российские компании, начавшие деятельность в «постперестроечное» время и сумевшие занять свои ниши на рынке сервиса строительной и землеройной техники. Добиться успеха им помогла хорошая организация своих технических служб, способных обеспечить современный полномасштабный сервис, капитальный ремонт и восстановление строительной техники от любого производителя.

Команде преподавателей и сотрудников фирм «Лон-МАДИ», «Квинт-МАДИ» и «Контурс-СДМ», являющихся, главным образом, выпускниками МАДИ, предстояло решить проблему разработки и внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий профессиональной подготовки инженеров в контексте современных условий и требований на самых «продвинутых» фирмах и промышленных предприятиях [3]. Эта задача решалась путем «погружения» студентов в реальную жизнь современных фирм [4]. В феврале 1995 года

22

совместным приказом ректора МАДИ и директора фирмы «Контурс-СДМ» на этой фирме был создан филиал кафедры ЭДМ. Согласно Положению о филиале, фирма обязалась предоставлять рабочие места студентам для прохождения производственной и преддипломной практики, материалы для работы над дипломными проектами, оборудование и машины для проведения исследовательских работ, а также учебных занятий по изучению устройства дорожно-строительных машин и их элементной базы.

В настоящем году в МАДИ состоится уже десятый выпуск специалистов в области сервиса дорожно-строительных машин, 80 % выпускников кафедры работают в полном соответствии с направлением профессиональной подготовки в различных бизнес-структурах высокотехнологичного сервиса. Десятки бывших выпускников кафедры стали владельцами собственного бизнеса. Многие выпускники работают менеджерами крупных сервисных предприятий. Значительная часть сотрудников фирм «Лон-МАДИ», «Квинт-МАДИ» и «Контурс» — выпускники МАДИ, активно взаимодействующие с западными фирмами, выпускающими интеллектоемкую дорожно-строительную технику. Сегодня «Лон-МАДИ», «Квинт-МАДИ» и «Контурс» занимают престижные позиции в рейтинге отечественных фирм, специализирующихся в сфере сервиса.

С сентября 2011 года все кафедры МАДИ переходят к работе на основе ФГОС ВПО третьего поколения. В настоящее время преподаватели МАДИ работают в единой команде вместе с традиционными для университета работодателями по уточнению «компетентностных» портретов (моделей) специалистов и бакалавров, получающих профессиональную подготовку по различным направлениям. Разработка «опережающих» моделей бакалавров является основой для конструирования инновационных учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин и модулей. Учитывая, что каждый технический вуз в условиях создания экономики, основанной на знаниях, должен стать центром технических и технологических инноваций, в ближайшие годы в МАДИ серьезное внимание будет уделяться формированию у студентов компетенций, необходимых для успешной работы в сфере наукоемкого бизнеса, в том числе в сфере сервис-бизнеса. Академик А.М. Новиков отмечает: «Сфера услуг, хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

Не случайно многие ученые называют зарождающееся постиндустриальное общество сервис-

ным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса» [5].

Накопленный в этой области опыт и его всесторонний анализ являются очень важными при формировании вузовских основных и индивидуальных образовательных программ, к реализации которых университет готовится перейти в самое ближайшее время.

Список литературы

1. Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки со-

временного инженера: автореф. дис. ... док. пед. наук / Сазонова Зоя Сергеевна. — Казань, 2008.

2. Жураковский, В.М. «Работа в команде» как педагогический принцип / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С. 3-8.

3. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.

5. Новиков, А.М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики / А.М. Новиков // Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании: доклад на межвузовском семинаре. — М.: МАДИ, 2010.

УДК 378:316.324.8

В.А. Кальней, доктор пед. наук, профессор

Д.А. Махотин, канд. пед. наук, доцент

НОУ ВПО «Российская международная академия туризма»

ОТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ОБЩЕСТВА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Современное общество находится на постиндустриальном, технологическом этапе своего развития. Этот этап характеризуется высокой степенью технологизации всех сторон человеческой жизнедеятельности, в которых необходимо не только ориентироваться, но и жить вместе с ними — быстро овладевать необходимыми для личной жизни и профессиональной сферы деятельности технологиями, уметь их критически оценивать, управлять и проектировать новое в рамках действующих технологических процессов, уметь гибко и адекватно реагировать на изменения в технологической среде и т. п. Современный мир настолько пронизан технологиями, что, по мнению ряда ученых, человек общается исключительно с помощью технологий.

Термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в начале XX века ученым А. Кума-расвами, который специализировался на доиндуст-риальном развитии азиатских стран. Впоследствии, с 1916 или 1917 года, он достаточно активно использовался теоретиком английского либерального социализма А. Пенти, который даже выносил его в заглавие своих книг, обозначая таким образом идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства оказываются возрождены ради преодоления конфликтов, присущих индустриальной системе. В 1958 году американский социолог Д. Рисман реанимирует термин «постиндустриальное общество», используя его в заглавии одной из статей, получившей благодаря этому широ-

кую известность, но носившей относительно частный характер.

Публичное признание понятие «постиндустриальное общество» получило в 1959 году, когда профессор Гарвардского университете Д. Белл [1], выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге (Австрия), впервые употребил понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей техноло-гизации, а основной производительной силой становится наука. В новом обществе благодаря возрастающей роли информации и знаний, развитию социальных технологий и услуг стало активно развиваться нематериальное производство, куда постепенно перетекает все большее количество интеллектуального капитала и трудовых ресурсов.

В энциклопедии Википедия понятие «постиндустриальное общество» рассматривается как общество, в экономике которого в результате научнотехнической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.