Научная статья на тему 'Проектирование непрерывной подготовки по транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве'

Проектирование непрерывной подготовки по транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ / PROJECTION OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING / TRAINING PROFILE / TRANSPORT SAFETY / SAFETY IN THE TECHNOSPHERE / AUTOMOBILE TRANSPORT / COMPETENCIES / ROAD INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофименко Ю. В., Сазонова З. С., Федюкина Т. В.

Рассмотрены проблемные вопросы непрерывной подготовки специалистов в области безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. Обсуждается процесс проектирования непрерывной профессиональной подготовки специалистов по этому профилю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофименко Ю. В., Сазонова З. С., Федюкина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of continuous training on transport safety in road transport and road sector

In this paper we focus on the problem of specialists’ continuous training in the field of automobile transport and road infrastructure safety. The design process of multi-level professional training of such specialists is discussed.

Текст научной работы на тему «Проектирование непрерывной подготовки по транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве»

УДК 378.22:656.13.08

Ю.В. Трофименко, доктор техн. наук З.С. Сазонова, доктор пед. наук Т.В. Федюкина

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Решение проблем безопасности на транспорте имеет принципиальное значение для обеспечения обороноспособности, инновационного экономического развития и повышения качества жизни населения страны. Необходимо констатировать, что состояние безопасности на транспорте, и особенно на отечественном автомобильном транспорте, ежегодно ухудшается. Однако вплоть до настоящего времени в России не осуществлялась профильная подготовка специалистов, бакалавров и магистров по транспортной безопасности в системах среднего и высшего профессионального образования. Соответствующие профессии отсутствовали.

31 марта 2010 года был издан Указ Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте [1]. В это же время в Министерстве транспорта РФ была утверждена Концепция программы комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте.

Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности является основным (исходным) государственным доктринальным и управленческим документом, определяющим содержание государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности и программы ее реализации, формирующим и приводящим в действие механизмом исполнения. В июле 2010 года Правительством РФ была принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010—2013 гг. [2]. В Комплексной программе предусмотрено, что одним из основных элементов создаваемой комплексной системы станет система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Неотъемлемым компонентом ее структуры должна была стать система непрерывной профессиональной подготовки выпускников образовательных программ по транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, реализуемых в учреждениях СПО, ВПО и ДПО.

Научно-педагогическая проблема создания такой системы заключалась в отсутствии соответствующих государственных и профессиональных

стандартов; концепции создания системы; научно-методологического базиса и методического обеспечения, необходимых для проектирования и реализации педагогических процессов, обеспечивающих непрерывность уровневой подготовки специалистов по техносферной безопасности в сфере автомобильного транспорта и в дорожном хозяйстве.

Анализ предпосылок, необходимых для разработки проектов государственных стандартов непрерывной профессиональной подготовки к обеспечению безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. Развитие системы непрерывной профессиональной подготовки выпускников образовательных программ инженерно-технической направленности, реализуемых в учреждениях СПО, ВПО и ДПО, не является имманентно детерминированным процессом, оно содержательно и функционально зависит от многих макрофакторов и, в первую очередь, — от состояния и динамики развития общества. В связи с этим, для разработки проектов государственных стандартов по новому профилю направления 280700 «Техносферная безопасность» требовалось выявить тенденции развития социально-экономических, социально-культурных, научно-технических, информационных, социально-психологических и научно-педагогических процессов, характерных для разных стран мира, осознать их сущность, спрогнозировать и учесть обусловленные ими возможные концептуальные и технологические изменения в сфере обеспечения транспортной безопасности. Для обоснования и разработки с учетом международных требований проектов государственных образовательных стандартов в области безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве необходимо было изучить динамику изменений целей, содержания, видов, методов, форм и средств образовательной деятельности, осуществляемой в зарубежных технических учебных заведениях.

Результаты системного анализа динамики изменений в сфере обеспечения транспортной безопасности показали, что вплоть до начала третьего тысячелетия основными проблемами, определяю-

щими безопасность на транспорте, считались только технические проблемы транспортных средств и квалификация лиц, эксплуатирующих транспортные средства. В ряде европейских государств подобный взгляд на проблемы обеспечения безопасности на транспорте сохранился до настоящего времени. Однако круг актуальных вопросов транспортной безопасности к концу прошлого десятилетия существенно расширился. Например, уже в 2009 году в специальном докладе Комитета США по изучению спроса и предложения на специалистов по безопасности движения отмечалась актуальность создания новой профессии «Транспортная безопасность в государственном секторе». В докладе было подчеркнуто, что отсутствие всестороннего образования по транспортной безопасности и профессионального признания специалистов в этой области недопустимо, поскольку ставит под угрозу реализацию государственных программ.

В процессе исследования особенностей текущего состояния и выявления направлений перспективного развития зарубежных систем профессионального образования в сфере безопасности на транспорте было установлено, что в настоящее время они являются многоуровневыми и становятся все более разветвленными. Современные западноевропейские системы образования в сфере безопасности на транспорте обеспечивают подготовку студентов уже не только к защите объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ), но и к защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного происхождения. Для оценки потенциальных опасностей на транспорте и для защиты от них широко используются современные методы риск-менеджмента, а также научно обоснованные методы оценки эффективности реализации разных мер защиты — физической (в отношении нарушителей), экономической (страхование рисков безопасности) и инженерно-технической, связанной с повышением устойчивости и срока службы конструкций ОТИ [2].

В условиях глобализации ни одна из национальных систем инженерно-технического образования не существует изолированно от других, при этом все они ориентируются на «опережение» ситуации в развитии общества. В университетах развитых стран Европы и США все более серьезное внимание уделяется научным исследованиям в области транспортной безопасности. Например, Калифорнийский университет осуществляет в области транспортной безопасности и обучение и выполнение исследований по целому ряду актуальных направлений: «интеллектуальное предупреждение катастроф», «влияние человеческого фактора», «оценка мер безопасности» и другим.

На базе Института транспортной безопасности, входящего в структуру Министерства транспорта США, успешно функционирует исследовательский и инновационный технологический центр. Одним из основных видов его деятельности является профессиональное обучение, в том числе по направлениям, относящимся к автомобильному транспорту: эффективное управление безопасностью в ЧС; предупреждение преступности на АТ путем обустройства необходимой внешней среды; основы столкновений; управление угрозами, связанными с самодельными взрывными устройствами; аудит транспортной безопасности [3]. Наряду с подготовкой студентов к обеспечению транспортной безопасности в их будущей профессиональной деятельности, инновационный технологический центр осуществляет дополнительное профессиональное обучение тех специалистов, которые уже имеют в этой области определенный практический опыт.

Анализ содержания подготовки профильных специалистов в высших учебных заведениях Германии показал, что выпускники реализуемых в них образовательных программ получают серьезную ноксологическую подготовку. Они профессионально и психологически готовы к работе в целом ряде областей: пожарной защиты, защиты от катастроф и гражданской защиты, менеджмента безопасности, защиты окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности и анализа рисков. Изучение содержания осуществляемой в Германии подготовки бакалавров по профилю «Концепции защиты, предотвращения опасности и обеспечение безопасности» показало, что она базируется на междисциплинарной фундаментальной основе и обеспечивает выпускникам образовательной программы компетентность в вопросах безопасности и готовность к работе в сфере ее обеспечения. Обращает на себя внимание тот факт, что базовыми для подготовки бакалавров являются фундаментальные дисциплины — математика, физика и химия. Учебный план подготовки бакалавров предусматривает также изучение информатики, менеджмента, теории горения и взрыва, социальной и кризисной психологии, ряда инженерно-технических дисциплин (расчет несущих конструкций зданий, конструктивная защита от пожара, измерительная техника, аэродинамика, безопасность объектов, защита окружающей среды).

Для инженерного образования во всех странах мира решение проблем, связанных с противоречием между фундаментальностью и прикладной направленностью подготовки инженерно-технических специалистов, является актуальным. Существует широко распространенное мнение, связанное с преувеличением обучающей функции практи-

ки. Научно-педагогический опыт коллективов кафедр техносферной безопасности и инженерной педагогики МАДИ доказал, что результаты практики не позволяют сделать обоснованных заключений и обобщений в том случае, если нет сравнения практических результатов с теоретической моделью и ожидаемыми идеальными результатами. Познавательный потенциал практических работ является значительным при условии, что им предшествовал этап планирования действий и ожидаемых результатов. В этом случае практика имеет характер проверки умственных предположений, возможных вариантов решений, сравнения затрат на их реализацию и т. п. Немецкая и российская высшие технические школы в настоящий период модернизации национальных образовательных систем остаются на традиционной для них позиции обязательной для студентов исследовательской деятельности и обеспечения гармонии между теоретической и практической составляющими их профессиональной подготовки.

Всесторонний анализ объективной информации об используемых в США и Европе методологических подходах к профессиональной подготовке бакалавров и магистров в сфере транспортной безопасности и педагогических принципах ее осуществления; о содержании образовательных программ и об организационно-педагогических условиях их реализации, а также о последних научных достижениях в сфере транспортной безопасности позволил сделать аргументированный вывод о том, что уровень научных и педагогических достижений, полученных в процессе интеграции инженерного образования с научными исследованиями, выполняемыми в рамках развивающихся в МАДИ научных школ техносферной безопасности и инженерной педагогики, соответствуют международному уровню, а в некоторых аспектах и превышает его.

Результаты выполненного исследования ситуации в международном пространстве профессиональной подготовки выпускников вузов к обеспечению транспортной безопасности, высокий уровень отечественной инженерно-педагогической науки, многолетний успешный опыт реализации в МАДИ ноксологической подготовки студентов и специалистов, осуществляемой в условиях ее интеграции с наукой, развивающейся на кафедре тех-носферной безопасности МАДИ [4—6], а также наличие государственной поддержки убедили научно-педагогический коллектив кафедры в наличии объективных предпосылок для разработки проектов государственных стандартов уровневой профессиональной подготовки по транспортной безопасности с учетом специфики автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, и стимулировали его инициативную деятельность.

Разработка проектов государственных стандартов для разных уровней непрерывного образования в сфере безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве была успешно выполнена. Научно-педагогическим коллективом кафедры «Техносферная безопасность» в МАДИ были разработаны проекты:

ФГОС ВПО подготовки бакалавров по профилю «Транспортная безопасность (АТ и ДХ)» направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность», с учетом специфики АТ и ДХ;

ФГОС ВПО подготовки магистров по направлению 280700 — «Техносферная безопасность», магистерской программе «Транспортная безопасность (АТ и ДХ)» с учетом специфики АТ и ДХ;

ФГОС СПО базовой подготовки по специальности «Транспортная безопасность (АТ и ДХ)» направления 280700 «Техносферная безопасность» с учетом специфики АТ и ДХ;

ФГОС СПО углубленной подготовки по специальности «Транспортная безопасность (АТ и ДХ)» направления 280700 «Техносферная безопасность» с учетом специфики АТ и ДХ.

Целесообразность осуществления уровневой подготовки кадров в рамках направления 280700 «Техносферная безопасность» с учетом специфики разных видов транспорта соответствует современным требованиям и сомнений не вызывает.

Концепция и проектирование непрерывной подготовки по транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. Разработка «Концепции непрерывного образования в сфере безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве» была осуществлена на первом этапе творческой деятельности научно-педагогического коллектива кафедры техносфер-ной безопасности, направленной на формирование научно-методологического фундамента, необходимого для проектирования системы непрерывного образования. «Концепция» стала основополагающим документом, объединившим ведущие идеи и теоретико-методологический базис, необходимые для проектирования педагогической системы непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой в контексте ее интеграции с развивающейся в МАДИ наукой и реализуемой на предприятиях автомобильно-дорожного комплекса профессиональной практикой.

Основная концептуальная идея состоит в том, что на современном этапе непрерывного профессионального образования в сфере безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве становится закономерной необходимость перехода от комплексности к системной целостности интегративного взаимодействия образования, науки и профессиональной сферы деятельности. Гносеологическим критерием такой целостности

является уровень их взаимоопределения, взаимного изменения содержания и взаимного развития, направленного на возникновение общего результата и общего качества. Становление системной целостности трехкомпонентной системы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, включающей подсистемы непрерывного образования, науки «ноксология» и многоуровневой профессиональной деятельности, определяется уровнем взаимодействия образования с подсистемами науки и профессиональной деятельности. Непрерывная подготовка профессионала в сфере обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на основе интеграции профессионального образования, ноксологической науки и профессиональной сферы деятельности — это процесс непрерывного профессионального развития его личности, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями активного обучения и воспитания, самостоятельной учебной и научно-исследовательской активностью, обеспечивающий повышение уровня профессиональной компетентности и конкурентоспособность на современном рынке профессионального труда. Формирование профессиональной компетентности у будущих выпускников образовательных программ в сфере безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве должно быть системно ориентированным и являться приоритетом согласованной образовательной деятельности научно-педагогических кадров университета и субъектов профессиональной деятельности, осуществляемой на основе системного, компетентностного, аксиологического и акмеологического подходов. Повышению уровней общекультурных, профессиональных и специализированных профильных компетенций субъектов непрерывного профессионального образования должно способствовать использование инновационной системы электронных учебно-методических комплексов — эффективного средства технологии обеспечения целостности индивидуально ориентированной профессиональной подготовки и самоподготовки.

Для разработки основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) подготовки бакалавров и магистров по транспортной безопасности для автомобильного транспорта (АТ) и дорожного хозяйства (ДХ) коллектив кафедры выполнил специальное исследование, в процессе которого осуществил идентификацию нового профиля подготовки с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) АТ и ДХ. При выполнении этой работы были уточнены об-

ласти, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также сформулированы профильно-специализированные компетенции бакалавров и магистров.

Выявленные идентификационные признаки профиля «Транспортная безопасность» (АТ и ДХ) стали основой для создания моделей бакалавра и магистра транспортной безопасности, содержащих системную информацию об объектах их деятельности, решаемых ими типовых и «опережающих» профессиональных задачах и используемых при этом видах деятельности, а также об общекультурных, профессиональных профильно-специализированных компетенциях и принципиально важных профессионально-личностных качествах.

Моделирование и проектирование профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров транспортной безопасности в условиях вуза осуществлялось в соответствии с моделями бакалавра и магистра, ориентирующими педагогический коллектив на обеспечение в учебном процессе контекста их будущей реальной профессиональной деятельности. Формирование основных образовательных программ и учебных планов подготовки бакалавров и магистров осуществлялось с учетом государственных и профессиональных требований. При выполнении этой работы были определены учебные модули/дисциплины, обеспечивающие формирование профильных компетенций. Конкретизация содержания образовательных программ для будущих бакалавров и магистров осуществлялась с ориентацией на конкретные цели и задачи каждого уровня подготовки. При этом определялись рамки содержания профессиональной подготовки по каждому уровню, предусматривалась преемственность уровней по компетенциям и, соответственно, по содержанию подготовки, анализировались и учитывались различия в содержаниях профессиональной деятельности бакалавров и магистров, а также в сферах их профессиональной ответственности. Структурирование содержания уровневых образовательных программ осуществлялось с учетом принципов обеспечения междисциплинарных связей и меж-уровневой преемственности; интеграции в целостную образовательную программу непрерывного уровневого образования; взаимосвязей методических принципов профессиональной подготовки и интегрированности педагогических технологий — методов, форм и средств педагогического взаимодействия.

В структуры разработанных уровневых образовательных программ были встроены учебные планы, представленные как в дисциплинарном, так и в компетентностном форматах. Дисциплинарный и компетентностный учебные планы позволи-

ли визуализировать последовательное формирование у студентов целевых компетенций при изучении ими понятийно и компетентностно связанных между собой учебных дисциплин/модулей.

В учебном плане подготовки бакалавров по новому профилю разработчикам удалось в полном объеме сохранить дисциплины общетеоретической подготовки (математика, физика, химия, информатика, экология, механика, инженерная графика) и, наряду с этим, увеличить общее количество изучаемых дисциплин при сохранении требуемой трудоемкости за счет широкого использования активных форм и методов обучения (деловые игры, разбор ситуационных задач и др.), обеспечить индивидуальный график подготовки каждого студента с учетом его индивидуальных предпочтений и возможностей.

В процессе выполненного в МАДИ комплексного научного исследования были разработаны общие концептуальные подходы к созданию системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, а также:

• разработаны учебные планы и программы непрерывной профессиональной подготовки на базе интеграции образовательных и профессиональных стандартов ноксологической направленности;

• предложена системная оценка профессионализма, интегрирующая качественные и количественные составляющие, а именно: основные личностные профессионально значимые качества (внутренние побудительные стимулы, обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, активное саморазвитие, стремление к реализации творческого потенциала), и сформированные компетенции и квалификации, которые выявляются в процессе выполнения междисциплинарных тестовых заданий;

• обоснованы требования к системе результатов уровневой профессиональной подготовки в области обеспечения транспортной безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве;

• обоснованы требования к организационно-педагогическим условиям, необходимым для обеспечения отвечающего государственным и профессиональным стандартам качества результатов уровневой профессиональной подготовки к обеспечению безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве:

• обеспечено соответствие содержания учебных планов и программ достижению цели формирования в четко определенные сроки целостной системы компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

• сформирован коллектив высокопрофессиональных преподавателей, имеющих большой научно-методический и практический опыт, занимающихся научными исследованиями в области транспортной безопасности на АТ и в ДХ;

• учебный процесс обеспечен использованием современных педагогических технологий; на основе научных подходов и с учетом международных требований для АТ и ДХ разработана структура и содержание методических и обучающих материалов.

В МАДИ профессиональная подготовка будущих бакалавров по профилю «Транспортная безопасность», входящему в структуру направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность» и профессиональная подготовка будущих магистров по одноименной магистерской программе началась с 2013/2014 учебного года.

Список литературы

1. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/04/05/bezopan-transport-dok.htmI (дата обращения 23.11.2012).

2. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010—2013 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1285-р. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/11/bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 23.11.2012).

3. Отчет о научно-исследовательской работе (шифр темы 109121010004) № госрегистрации И121206190621. — М.: МАДИ, 2012. — 150 с.

4. Трофименко Ю.В., Евстигнеева Н.А., Девисилов

B.А. Методические вопросы построения многоуровневой системы подготовки кадров по транспортной безопасности // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 3. —

C. 75-79 .

5. Бакатин Ю.П., Сазонова З.С., Федюкина Т.В. Формирование экологической компетентности бакалавров транспорта в учебном процессе автомобильно-дорожного вуза // Известия БГАРФ: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). — Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. — № 2 (24). — С. 49-58.

6. Бакатин Ю.П., Сазонова З.С., Федюкина Т.В. Совместные проекты преподавателей и студентов технического вуза как педагогическое средство формирования их конкурентоспособности. — Казань: Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16. — № 16. — С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.