Научная статья на тему 'Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности'

Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2199
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SAFETY OF HABITABILITY / EDUCATIONAL SPACE / PEDAGOGICAL WORK / PERSONALITY TYPE SAFE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Светлана Владимировна, Бояров Евгений Николаевич, Моисеев Владимир Васильевич

Раскрываются возможные траектории подготовки студентов по безопасности жизнедеятельности в условиях современного высшего профессионального образования. Рассматривается дидактическая система их подготовки, позволяющая более эффективно готовить квалифицированных специалистов по обеспечению безопасности жизнедеятельности в системе уровневого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Светлана Владимировна, Бояров Евгений Николаевич, Моисеев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis of preparation of the students of safety of ability

The article reveals the possible trajectories of preparing students on safety of ability in todays higher education. The didactic system of their preparation allowing more effectively to prepare qualified experts in safety of ability to live in system of high level education.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности»

УДК 614:378.016

С.В. Абрамова, канд. пед. наук, доцент

Е.Н. Бояров, канд. пед. наук, доцент

В.В. Моисеев, канд. техн. наук, доцент

ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В системе профессиональных знаний, предоставляемых российской высшей педагогической школой, сравнительно недавно появилась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности». Ее появление обусловлено перманентным экономическим развитием государства и появляющимися в связи с этим угрозами экономической стабильности как отдельных граждан, так и государств, растущей социальной нестабильностью, серьезными экологическими проблемами, создающими угрозы обществу и человеку в различных сферах их жизнедеятельности.

Эти условия способствовали введению с 1991 г. курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школах и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях.

В течение уже около 20 лет проблеме развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» посвящены многочисленные психолого-педагогические, методические и другие исследования. Ученые разработали различные теоретико-методические основы и подходы к определению содержания, форм, методов, средств реализации безопасности жизнедеятельности, в связи с чем произошло деление единого образовательного пространства на множество образовательных областей (технических, гуманитарных, социальных, методологических и др.)

Эти подходы получили свою реализацию и распространение в концепциях развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Так, технические и инженерные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающие в себя безопасность в техносфере, безопасность технологических процессов, защиту в ЧС и др., реализованы в Концепции образовательной области БЖД (С.В. Белов, В.А. Девисилов). Аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности, связанные с поддержанием определенного качества жизни и деятельности человека, формировании его культуры безопасности, формировании мировоззренческих и духовно-нравственных основ личности, гражданской позиции, реализуются в Концептуальных основах образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Фонд «НИМБ», Л.И. Шершнев). Положения, связанные с формированием личности

безопасного типа поведения в системе непрерывного образования, находят свое отражение в Концепции образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Л.А. Михайлов).

В то же время, несмотря на свою значимость и актуальность, проблеме подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность которых будет связана с ведением образования в области безопасности жизнедеятельности, до сих пор недостаточно уделяется внимание теории и практике их предметной подготовки. Из-за нехватки квалифицированных педагогических работников учебных заведений из непрерывного педагогического процесса становления и развития личности безопасного типа поведения практически выпадает педагогическое звено, осуществляющее обучение, воспитание и развитие личности школьников.

Первичные знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека формируются еще в раннем возрасте и получают свое дальнейшее развитие в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ.

В федеральном базисном учебном плане (ФБУП) определено место учебного предмета ОБЖ, которое основывается на принципах дифференциации и вариативности. Проведенный авторами анализ показал, что в соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — предмет ОБЖ) впервые вводится как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе и на его преподавание в 8 классе отводится 35 ч в год.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях — базовом и профильном. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается по выбору в 10 классе, на его изучение выделяется 35 ч в год. Преподавание предмета является обязательным для общеобразовательных учреждений с непрофильным обучением.

При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ преподается в 10-11 классах, на его изучение в течение двух лет выделяется 140 ч (из расчета 2 ч в неделю).

Несмотря на вариативность в обучении, воспитании и развитии школьников, на взгляд авторов,

не в полной мере сформировалось содержание педагогической деятельности в области подготовки специалиста по безопасности жизнедеятельности.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Для реализации существующих приоритетных направлений предмета ОБЖ осуществляется необходимая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в системе высшего профессионального образования. Формирование специалиста в области безопасности жизнедеятельности — многогранный процесс, на который влияют как весь комплекс современных опасностей, так и изменяющиеся в этой связи требования научно-технического прогресса, которые оказывают влияние на социальный заказ (подготовка таких специалистов). При этом основные требования к подготовке таких специалистов должны заключаться в соответствии содержания их педагогической деятельности результату такой деятельности (формирование качеств личности безопасного типа поведения у школьников). Таким образом, в отношении объекта педагогической деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности, к которому относятся учащиеся, определяются общие и частные условия, а также компоненты деятельности в виде методов, форм и средств обучения (рисунок).

Кроме того, цель педагогической деятельности специалиста образовательной области «Безопасности жизнедеятельности» предъявляет определенные требования к личности такого специалиста, заключающиеся в сформированном когнитивном компоненте (в виде знаний по безопасности жизнедеятельности), деятельностном компоненте (педагогическом мастерстве, умении, навыках) и личностном компоненте (качествах личности). Построенная таким образом структура способна привести к ожидаемому результату, который заключается в готовности специалиста безопасности жизнедеятельности к формированию у школьников знаний, умений, навыков, компетенций, организованности и др.

Для этого в настоящее время разрабатываются и активно внедряются в учебно-воспитательный процесс обобщенный набор компетенций, реализация которых в совокупности отражает состоятельность выпускника в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы.

Профессионализм современного выпускника вуза определяется степенью обладания следующи-

ми группами компетенций: социально-личностными и общекультурными (СЛК), общенаучными (ОНК), инструментальными (ИК) и профессиональными (ПК), которые проявляются в умениях практически применять полученные знания для решения профессиональных педагогических задач.

С целью формирования таких компетенций у выпускника по направлению подготовки «бакалавр образования» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в образовательную программу включаются следующие учебные циклы:

• гуманитарный, социальный и экономический;

• математический и естественно-научный;

• профессиональный

• и разделы:

• физическая культура;

• практика и научно-исследовательская работа студента;

• итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре [1].

В вариативную часть профессионального цикла следует ввести такие дисциплины:

• безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;

• психологическая защита

• информационная защита;

• медицина катастроф;

• прикладная физическая подготовка;

• способы автономного выживания;

• основы подготовки к военной службе;

• факультативы.

Подобным образом формируются компетенции у выпускника по направлению подготовки «магистр образования» с квалификацией (степенью) «магистр». Присвоение выпускнику данной степени подразумевает расширение базового набора компетенций, в частности, профессиональных (ПК), в содержание которых включены компетенции в сфере педагогической, методической, проектной, научно-исследовательской, управленческой, природоохранной деятельности. С этой целью в вариативную часть профессионального цикла подготовки магистра следует ввести такие дисциплины:

• функциональные системы и информационно-измерительные комплексы;

• спецразделы математики и механики;

Содержание педагогической деятельности

I

Специалист БЖ

I

Требования профессии к личности

Объект— учащийся

Условия деятельности общие

Социальный заказ общества на подготовку учащихся по безопасности жизнедеятельности Состояние системы образования частные Социально-экономические Психолого-педагогические Материально-технические Компоненты деятельности методы обучения Словесные Наглядные Практические

формы обучения Индивидуальные Индивидуально-групповые Коллективные Классные и внеклассные Школьные и внешкольные

средства обучения Натуральные объекты Изобразительная наглядность Технические средства

Организация самостоятельной деятельности

Знание основ безопасности жизнедеятельности

Умения и навыки выполнения упражнений по безопасности жизнедеятельности

5

I.

Знания Педагогическое Качества личности

Социально- мастерство, Интерес и любовь к

гуманистические умения, навыки ученику

Психолого- Психолого- Профессионально-

педагогические педагогическая педагогическая

Общетехнические способность направленность

Специальные, (призвание) Общественная

экономические, Педагогическая направленность

экологические, компетентность (социальные

общей культуры Профессионально потребности,

е владение моральные и

методикой БЖ и ценностные

воспитания ориентиры,

Выявление и ответственность и

развитие общественный долг)

потенциальных Организаторские

возможностей способности

учащихся Педагогическое

Научное владение самообразование

проверкой и

оценкой

результатов

учения

Результат

Деятельность специалиста по формированию у школьников качеств

Компетентности

Личностного самосовершенствования Учебно-познавательные

Ценносто-смысловые и общекультурные Социально-трудовая

Информационно-коммуникативные

Содержание деятельности

Обучение учащихся 1—11 классов образовательной области «БЖ» Руководство школьным спасательным отрядом

Руководство кружком по ОБЖ

Функции деятельности Образовательная Развивающая Воспитательная Диагностическая Управляющая Контролирующая Организационная Информационная Ориентационная Исследовательская Мобилизационная Структура (направление) деятельности Практически-преобразующая Ценностно-ориентационная Познавательная

Профессиональная сориентированность

Освоение основ личности безопасного типа поведения

Модель-профессиограмма педагогической деятельности специалиста образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»

• научно-исследовательская работа студентов;

• утилизация опасных отходов;

• специальные технологии в производстве;

• безопасность непроизводственных объектов;

• техногенная безопасность;

• проектирование систем жизнеобеспечения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• безопасность и надежность систем жизнеобеспечения;

• автоматизированное управление системами жизнеобеспечения;

• специальная безопасность и др.

Данные дисциплины в совокупности своей формируют образовательную область «Безопасность жизнедеятельности.

Исторический анализ и современные сведения о безопасности жизнедеятельности, а также теория и практика подготовки бакалавра (магистра) образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» позволили авторам разработать модель-профессиограмму (рисунок) подготовки будущего специалиста к обучению учащихся образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», которая подтверждает общепринятую концепцию о непрерывности образования.

Современное высшее профессиональное образование (ВПО) в своем развитии становится ориентированным на подготовку бакалавров и магистров, при этом возможно сохранение на переходный период в системе ВПО специалитета, характеризующегося подготовкой инженеров и специалистов по гуманитарным и естественно-научным специальностям, в том числе и в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Подготовка инженеров и специалистов в области безопасности жизнедеятельности соответствует ГОС ВПО и требует наличие у выпускников предметных знаний и практических умений и навыков, которые формируются на основе изучения специальных дисциплин и дисциплин специализации. Так, для подготовки студентов по специальности «Инженерная защита окружающей среды» в курс обучения включены следующие дисциплины:

• теоретические основы защиты окружающей среды;

• управление охраной окружающей среды;

• экономика природопользования и природоохранной деятельности;

• экологическое инспектирование и аудит;

• методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг;

• малоотходные и ресурсосберегающие технологии и др.

При уровневой системе высшего образования профессиональная подготовка по безопасности жизнедеятельности на уровне бакалавра студент обязан

овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

• идентификация негативных воздействий техносферы естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

• прогнозирование развития негативных воздействий и оценки их последствий;

• определение нормативно-допустимого состояния техносферы;

• проектирование и эксплуатация техники, технологических процессов и объектов в соответствии с требованиями по безопасности и эко-логичности;

• разработка и реализация мер защиты человека и техносферы от негативных воздействий;

• обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

• принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Таким образом, основной методологической задачей высшего профессионального образования является приобретение знаний и практических навыков для обеспечения коллективной безопасности при выполнении профессиональной деятельности.

Основными дидактическими принципами ВПО в области безопасности жизнедеятельности является проблемность, теоретическая обоснованность, установление причинно-следственных и логических связей между изучаемыми вопросами, практическая направленность обучения, ориентированная на формирование культуры профессиональной безопасности, профессионального риск-мышления и приобретения устойчивых приоритетных ориентиров на создание комфортной для человека среды обитания вне зависимости от вида будущей профессиональной деятельности.

Основные дидактические принципы и единицы базового ВПО в этой области представлены в разработанных авторами программах дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализации по специальности «Безопасность жизнедеятельности» [2]. Особенностью этих программ является:

• системность, позволяющая дать представление о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности и состояния безопасности техники и защищенности человека, что обеспечивает формирование профессионального мировоззрения;

• логическая обоснованность изучаемого материала, основанная на современных теоретических представлениях и достижениях науки о безопасности, установлении причинно-следственных связей;

• практическая направленность на приобретение теоретических знаний и профессиональных навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

• проблемность и перспективность развития систем обеспечения техносферной безопасности;

• установление тесной взаимосвязи между экономическими, управленческими и техническими аспектами формирования устойчиво развивающейся системы «человек-техносфера». Практическая направленность обучения должна

подкрепляться большим набором лабораторных работ по анализу и прогнозированию опасных и чрезвычайных ситуаций, методам и средствам защиты от негативных факторов различного вида. Кроме того, в курсовые работы по другим учебным дисциплинам могут, а в выпускные квалификационные работы должны включаться разделы по безопасности жизнедеятельности, посвященные анализу экологичности и безопасности разрабатываемых объектов, принимаемых решений, их оптимизации с точки зрения безопасности, разработке методов и средств коллективной и индивидуальной защиты человека и окружающей среды. Это позволяет сформировать у выпускника ориентир на обязательное и приоритетное рассмотрение вопросов безопасности в любых видах своей будущей профессиональной деятельности.

Для направлений и специальностей, связанных с разработкой объектов и принятием решений, от которых возможно значительное воздействие на окружающую среду и человека, целесообразно в образовательную программу вводить специальную курсовую работу (проект) по безопасности жизнедеятельности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в системе ВПО уровня бакалавриата носит общепрофессиональный характер и включается в образовательные программы всех направлений и специальностей. В зависимости от вида профессиональной деятельности изменяется лишь уровень освоения тех или иных разделов программы.

Для магистров и специалистов, профессиональная деятельность которых связана с повышенной опасностью и может оказывать существенное негативное влияние на окружающую среду и человека, прежде всего, следует отнести магистров и специалистов в области техники и технологии. Этот уровень образования следует реали-зовывать в рамках специальных дисциплин образовательных программ. В этих дисциплинах должны углубленно изучаться специальные вопросы безопасности, связанные с профессиональной деятельностью. Обучение должно иметь научно-практическую направленность, в нем должны рассматриваться конкретные задачи, которые следует решать в рамках будущей профессии, особенно- ВестникФГОУ

сти и уровни негативных факторов и специальные методы и средства защиты человека и окружающей среды.

Для поддержания комфортной и приемлемой для человека окружающей природной среды и безопасной техносферы необходимы специалисты ин-тегративной направленности, профессионально занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности. Обучение таких профессиональных кадров должно осуществляться по специальным образовательным программам различного уровня, сформированным из гуманитарных, экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин [3].

Дидактическая система подготовки всех групп специалистов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в университете в своей основе содержит доминантные компоненты: содержание, методы, средства, формы обучения. Ее структура состоит из следующих групп факторов (этапов) подготовки: довузовской, вузовской, послевузовской, связи со школой.

Довузовская подготовка в основном базируется на знаниях предметов школьной программы образовательных учреждений разного типа (колледжей, училищ, техникумов и др.) в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Вузовская подготовка специалистов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» характеризуется комплексом компонентов, которые условно можно разделить на следующие:

целевой компонент, который детерминируется общими целями и задачами высшего профессионального образования в университете и профессионально значимыми качествами личности специалиста безопасности жизнедеятельности, а также принципами профессиональной подготовки (философско-методологические, дидакти-ко-методические и специфические). Данные принципы позволяют определить теоретические основы подготовки будущего специалиста безопасности жизнедеятельности и произвести отбор содержания учебного материала в соответствии с его профессионально-квалификационной характеристикой и требованиями к уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Целевой компонент находит свое отражение в структуре каждой учебной дисциплины, разработанных авторами Программ [2] в виде конкретных целей и задач дисциплины;

содержательный компонент, который определяется целями и задачами образования в области безопасности жизнедеятельности и содержанием учебных планов для студентов университета. Требования ГОС ВПО обеспечивают преемственность

и согласованность процесса обучения безопасности жизнедеятельности и определяют конечный уровень и качество обучения будущего специалиста, его профессиональное и социальное становление. Данный компонент раскрывается в разработанных Программах [2] в содержании и структуре дисциплин, их основных понятий, а также в принципах отбора содержания учебных дисциплин;

процессуальный компонент, который включает в себя элементы процесса обучения студентов в университете. Он представлен методами обучения (научными, исследовательскими, учебно-практическими, учебно-теоретическими). Также к процессуальному компоненту относятся средства обучения, которые, в свою очередь, делятся на дидактические средства обучения, средства технического обучения и материально-технические средства. Современный образовательный процесс подготовки студентов подразумевает наряду с традиционными дидактическими средствами обучения (учебники, научная литература, справочники, нормативно-технические документы и др., в том числе и с учетом факторов связи со школой, которыми являются: школьные программы, учебно-материальная база и др.) и средствами технического обеспечения (лабораторное оборудование, тренажеры и др.) широкое внедрение и использование персональных компьютеров и интерактивного мультимедийного оборудования (виртуальные доски, средства аудиовизуальной демонстрации и др.). Кроме этого, процессуальный компонент системы включает в себя также различные формы обучения студентов. К таковым относятся: аудиторные занятия (лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия); внеаудиторные занятия, которые представляют собой самостоятельные работы студентов в виде контрольных работ, заданий на моделирование и др. Особое значение имеют такие формы обучения, как производственная и педагогическая практика. Производственная практика будет способствовать формированию и развитию знаний, умений и навыков, формированию компетенций, профессиональных качеств личности будущего специалиста информационной безопасности. Педагогическая практика даст возможность студенту проявить себя учителем в сфере безопасности жизнедеятельности, будет способствовать развитию в студенте таких качеств, как умение транслировать и проектировать полученные в университете предметные знания подрастающему поколению в школе. Кроме этого, средства обучения выступают как объект между учителем и учеником для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Они оказывают решающее влияние на качество знаний студентов, их умственное развитие и профессиональное становление личности. В подготовке учителя

безопасности жизнедеятельности они появляются в основном как материальные средства преподавания и учения;

результативно-оценочный компонент, который включает в себя промежуточные и итоговые результаты функционирования системы подготовки будущего специалиста безопасности жизнедеятельности. Промежуточный контроль направлен на получение информации о ходе образовательного процесса по подготовке учителя безопасности жизнедеятельности и включает в себя такие элементы, как контрольные и тестовые работы, коллоквиумы и др. Их можно считать промежуточным контролем знаний и умений студентов, который может быть проведен на лабораторно-практических и семинарских занятиях по дисциплинам предметной подготовки и дисциплинам специализации. Также к промежуточному контролю относятся зачеты и курсовые экзамены, которые являются критерием окончания изучения предметных дисциплин на разных периодах обучения студентов в университете. Итоговый контроль в виде государственного экзамена и выпускной квалификационной работы следует считать как оценку степени достижения результатов обучения студентов по окончании университета. Анализ результативно-оценочного компонента позволит определить степень соответствия уровня подготовки выпускника университета требованиям ГОС ВПО, а также требованиям к личности и профессиональной деятельности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности; осуществить управление учебно-воспитательным процессом; делать прогноз успешности профессиональной деятельности выпускников. Результативный компонент отражен в структуре разработанных авторами Программ [2] в виде текущей аттестации качества усвоения знаний дисциплин.

Совершенствование процесса обучения в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» связано с уровневой системой образования. При этом определение готовности бакалавров и магистров образования к практической деятельности необходимо будет осуществлять через оценку их профессиональных компетенций [4].

Оценка профессиональной компетентности студентов направлена на выявление способности решать профессиональные и педагогические задачи независимо от направления подготовки специалистов с применением информационных, коммуникационных умений и умений в области социально-правовых правил поведения личности в гражданском обществе.

Овладение студентами вышеперечисленными умениями осуществляется в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности. Поэтому нужны методики, с помощью которых можно оценить

профессиональную компетентность студентов, они должны отражать деятельностный характер процесса обучения.

Оценка специальной профессиональной компетентности студентов включает одновременно оценку развития базовой и ключевой компетентностей, поскольку специальная, базовая и ключевая компетентности взаимосвязаны и переплетаются между собой в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Оценка специальной компетентности бакалавров образования может осуществляться в ходе учебного процесса (текущая аттестация) с помощью следующих методик:

• оценки специальной компетентности студентов посредством защиты проектов;

• оценки специальной компетентности студентов посредством решения профессиональных педагогических задач, конкретизированных в предмете;

• оценки специальной компетентности студентов посредством тестов, построенных как университетская контрольная работа.

В период итоговой аттестации специальная компетентность бакалавров образования может быть проверена с помощью следующих методик:

• оценки специальной компетентности посредством проведения междисциплинарного экзамена;

• оценки специальной профессиональной компетентности посредством выполнения и защиты ВКР.

Общими характеристиками методик оценки специальной компетентности бакалавров образования выступают также ориентация на индивидуальные способности студентов, учет предметных и личностных результатов, возможности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, накопительный характер оценки, направленность на успех.

Оценка профессиональной компетентности магистров образования направлена на выявление способности решать профессиональные педагогические задачи в контексте и с учетом специфики учебного предмета с применением информационных, коммуникационных умений, в том числе на иностранном языке, и умений в области социально-правовых правил поведения личности в гражданском обществе, а также на выявление способностей к научно-исследовательской деятельности.

Оценка профессиональной компетентности магистров в ходе учебного процесса (текущая аттестация) может проводиться с помощью следующих методик:

• оценки профессиональной компетентности по модулю;

• оценки профессиональной компетентности магистров образования посредством оценки текущей самостоятельной работы;

• оценки профессиональной исследовательской компетентности магистрантов по профилю;

• оценки профессиональной компетентности посредством формирования и проверки пор-тофлио;

• итоговая аттестация магистров образования позволяет оценить профессиональную компетентность студентов посредством использования методики оценки профессиональной исследовательской компетентности посредством выполнения и защиты магистерской диссертации. Общими характеристиками методик оценки

профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования выступают возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута, ориентация на самостоятельную работу, изменение взаимодействия в системе «преподаватель-студент», накопительный характер оценки, индивидуализация обучения и ориентация на творчество.

Оценка профессиональной подготовленности специалиста (инженера) в области безопасности жизнедеятельности осуществляется на основе фактической проверки знаний, умений и навыков, их количественной и качественной характеристик по итогам окончания сессий и государственной аттестации.

Таким образом, проведенный анализ теоретических основ подготовки студентов образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» позволяет сделать следующие выводы:

1. Современная безопасность жизнедеятельности тесно связана с разными образовательными областями. Эта взаимосвязь объединяет, дополняет и систематизирует появляющиеся в содержании образовательных областей вопросы, направленные на раскрытие сущности обучения личности, общества и государства в современных природно-техногенных и социальных условиях.

2. Многообразие подходов и направлений подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности предоставляет возможность формирования их квалификационных качеств от инженерно-технических до педагогических. При этом именно педагогическая составляющая в подготовке специалистов безопасности жизнедеятельности направлена на развитие у школьников качеств личности безопасного типа поведения.

3. Перед высшими учебными заведениями стоят ответственные задачи по дальнейшему совершенствованию обучения и воспитания специалистов, улучшению качества подготовки кадров в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса, социального зака-

за и достижениями науки. Выполнению этой задачи способствует совершенствование учебных планов и программ, разработанных авторским коллективом.

4. Связанные в единую систему предложенные дисциплины предметной подготовки и дисциплины специализации будут способствовать формированию и развитию знаний, умений, навыков, компетенций безопасности жизнедеятельности, направленных на профессиональное становление учителя как специалиста безопасности жизнедеятельности и носителя идей личности безопасного типа в системе непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности.

Список литературы

1. Проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

2. Абрамова, С.В. Программы дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализации по специальности 033300 (050104.65) — «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова [и др.]. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008.

3. Девисилов, В.А. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика / В.А. Девисилов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — № 5 (107). — 2005. — С. 39-50.

4. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методические рекомендации / Под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

УДК 378.147:5

Н.В. Чечёткина, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

В 90-е годы XX в. студентам неинженерных специальностей начали преподавать учебный курс «Концепции современного естествознания» (далее КСЕ). Преподаватели, взявшие на себя труд освоения и внедрения нового предмета в учебный процесс, оказались в очень нелегкой ситуации. Было совершенно ясно, что использовать учебник нового поколения «Концепции современного естествознания», написанный профессорами А.Д. Сухановым и О.Н. Голубевой, для обучения студентов первого и второго курсов в качестве основного учебно-методического обеспечения, невозможно. Преподавателям различных вузов на «местах» надо было срочно выходить из положения. В разных университетах лекции по курсу КСЕ было поручено читать преподавателям разных кафедр (физики, химии и философии). Большинство лекторов расстановку главных акцентов в читаемых ими курсах осуществляют с позиций их «базового» предмета. Эти же преподаватели срочно подготовили и издали целую серию самых разных учебников и учебных пособий по курсу КСЕ. Проблема преподавания курса КСЕ в тех вузах, где были изданы учебники и учебные пособия, была решена. Однако возникла новая проблема, структуры курсов КСЕ, представленных в этих многочисленных учебниках, были очень разнообразны. В последнее время ситуация с преподаванием данного курса усложнилась в связи с тем, что значительная часть вузов на постоянной основе участвует в Интернет-экзамене в сфере профессио-

нального образования. Для информационной поддержки преподавателей, готовящих своих студентов к Интернет-экзамену разработчики тестовых заданий подготовили тезаурус по дисциплине, разделив содержание курса на 6 дидактических единиц, каждая из которых в свою очередь разделяется на несколько тем. Анализ этой структуры курса в течение двух последних лет показал, что даже самые опытные преподаватели, задачей которых является разработка тестовых заданий для проверки знаний студентов сотен вузов страны, пока окончательно не определились относительно структуры того знания, уровень освоения которого они призваны измерять. А как работать со всем этим массивом разнородной информации рядовым преподавателям вузов?

Анализ педагогических исследований, посвященных отбору содержания образования, показал, что технологии отбора на уровне общего теоретического представления в трудах И.К. Журавлева, В.В. Краевского, В.С. Леднева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и других теоретически обоснованы. Когда же речь идет об отборе содержания на уровне учебного предмета или учебного материала, то большинство исследователей этого вопроса полагают, что ими являются принципы, дидактические основания, методические основания и критерии отбора содержания образования. Однако, как показывает проведенный анализ педагогических исследований, единого мнения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.