Научная статья на тему 'Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися'

Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / OUT-OF-CLASS WORK IN A COURSE OF "A HEALTH AND SAFETY BASIS» / METHODICAL PREPARATION / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Р. И., Силакова О. В.

В статье рассматривается вопросы профессиональной подготовки студентов с учетом обновления образовательных стандартов общего образования для старшей школы к организации внеклассной работы с учащимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Р. И., Силакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL PREPARATION OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY TO THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK WITH PUPILS

In article it is considered questions of vocational training of students taking into account updating of educational standards of the general education for the senior school to the organization of out-of-class work with pupils in a course of "a health and safety Basis».

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися»

2) Примат субъективно-чувственного, личностного (казалось бы иррационального) над объективно-сознательным (рациональным), природосообразного над культуросообразным в истоках своей деятельности.

3) Наличие своей веры, основанной не на сознании и принуждении, а на своем интересе и чувствовании (на своей любви) [8, с. 8].

Таким образом, основные положения технологии информационно-проектного обучения можно сформулировать следующим образом:

1) Соблюдение основных классических принципов: научности; природосообразности; последовательности и систематичности; доступности; прочности; сознательности и активности; наглядности; связи теории с практикой; учета возрастных и индивидуальных особенностей [9], а также их взаимное дополнение соответствующими противоположными принципами развивающего обучения.

2) Применение (с некоторой корректировкой) принципов программированного обучения В.П. Беспалько:

1) Принцип иерархии управляющих устройств, в которой ведущее место отводится педагогу, управляющему образовательным процессом. Педагог в процессе обучения определяет цели, мотивирует деятельность студентов на достижение конечного результата, выбирает метод обучения, применяемые информационные технологии, оказывает индивидуальную помощь и необходимую корректировку в сложных нестандартных ситуациях обучения.

2) Принцип оперативной обратной связи, вытекающий из теории построения и преобразования информации. Он требует цикличной организации системы управления учебным процессом. Обратная связь необходима для понимания учебного процесса и для его корректировки в случае необходимости.

Библиографический список

3) Принцип осуществления шагового процесса проектирования изучения учебного материала. При этом каждый шаг включает четыре взаимосвязанных этапа: информация, операция с обратной связью, контроль и самооценка результата с последующей итоговой оценкой.

4) Принцип индивидуальности при работе по программе. Каждый обучающийся имеет возможность продвижения по программе обучения с комфортной для себя скоростью, необходимой для усвоения учебного материала.

5) Принцип использования в процессе обучения современных специальных технических и программных средств, связанных с развитием определенных черт личности и качеств обучающихся [3].

6) Применение основных принципов диалога культур.

7) Реализация комплекса педагогических условий.

Педагогические условия, обеспечивающие процесс

формирования информативного мышления и соответствующих ему интегративных понятий у студентов с использованием диалога научных культур, предполагают включение таких составляющих как:

1) проектирование в содержание подготовки студентов принципа дополнительности;

2) реализация специальной подготовки студентов через формирование сквозных целей и задач в рамках изучаемых дисциплин, направленных на решение задач курсового и дипломного проектирования;

3) совершенствование диалектического мышления студентов, направленное на идею диалога научных культур и формирование у них информативного мышления;

4) максимальное использование активных методов обучения с применением компьютерных средств в различных сферах деятельности студентов с активизацией у них рефлексивных способностей.

Результаты педагогического исследования подтвердили эффективность разработанной технологии.

1. Ращикулина, Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в реализации познавательных способностей детей: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

3. Беспалько, В.П. Программное обучение и идеи кибернетики. - М., 1970.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. - М., 1998.

5. Ракитов, А.И Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. - № 34.

6. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

7. Бабаджанян, С.Б. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин на факультативных занятиях / С.Б. Бабаджан, В.М. Мохов // Советская педагогика. - 1970. - № 10.

8. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1993.

9. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.

Bibliography

1. Rathikulina, E.N. Podgotovka studentov k realizacii principa preemstvennosti v realizacii poznavateljnihkh sposobnosteyj deteyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.

2. Zagvyazinskiyj, V.I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. - M., 1982.

3. Bespaljko, V.P. Programmnoe obuchenie i idei kibernetiki. - M., 1970.

4. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: ucheb. posob. - M., 1998.

5. Rakitov, A.I Novihyj podkhod k vzaimosvyazi istorii, informacii i kuljturih: primer Rossii // Voprosih filosofii. - 1994. - № 34.

6. Anokhin, P.K. Filosofskie aspektih teorii funkcionaljnoyj sistemih. - M., 1978.

7. Babadzhanyan, S.B. Mezhpredmetnihe svyazi estestvennonauchnihkh disciplin na fakuljtativnihkh zanyatiyakh / S.B. Babadzhan, V.M. Mokhov // So-vetskaya pedagogika. - 1970. - № 10.

8. Granatov, G.G. Metod dopolniteljnosti v pedagogicheskom mihshlenii: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 1993.

9. Komenskiyj, Ya.A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1982.

Статья поступила в редакцию 04.09.11

УДК 378.14.014.13

Popova R.I. Silakova O.V. METHODICAL PREPARATION OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY TO THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK WITH PUPILS. In article it is considered questions of vocational training of students taking into account updating of educational standards of the general education for the senior school to the organization of out-of-class work with pupils in a course of "a health and safety Basis».

Key words: methodical preparation, out-of-class work in a course of "a health and safety Basis», elective courses.

Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург; О.В. Силакова, канд. пед. наук, преп. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

бЗ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО 0БРА300АНИЯ 0 ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В статье рассматривается вопросы профессиональной подготовки студентов с учетом обновления образовательных стандартов общего образования для старшей школы к организации внеклассной работы с учащимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: методическая подготовка, внеклассная работа в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», курсы по выбору.

Модернизация системы образования в России в настоящее время основана на изменении образовательной парадигмы: определяются новые цели, задачи, изменяются подходы к отбору содержания образования и выстраиванию его структуры. В условиях модернизации системы российского образования правительственными документами определены основные направления образовательной политики: формирование компетенций обучающегося как требование к результату образования, усиление его общекультурной и деятельностной функций

[1]. Следовательно, перед образованием ставятся цели, которые не всегда согласуются с имеющимся сегодня предметным содержанием.

В свете тенденций дальнейшего развития общего образования встает вопрос о необходимости профессиональной подготовки студентов с учетом обновления образовательных стандартов общего образования для старшей школы. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника школы, как гражданственность и патриотизм, на осознанное выполнение и пропаганду правил здорового, экологически целесообразного и безопасного образа жизни. При этом развитие у школьников указанных качеств можно рассматривать и как личностный, и как метапредметный педагогический результат, поскольку становление личностных качеств основано на усвоении межпредмедных знаний и способов деятельности. Важная роль в достижении отмеченных педагогических результатов принадлежит внеаудиторной занятости учащихся. Таким образом, вопрос организации внеклассной работы по предмету в современной школе становится особенно актуальным.

Эти и другие целевые приоритеты подготовки современного специалиста требуют пересмотра содержания профессионального образования, повышения степени его вариативности как необходимого условия индивидуализации образовательного процесса.

В педагогических вузах в настоящее время осуществляется поэтапный переход к многоуровневой системе профессиональной подготовки специалистов в области образования. В 2008 году на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И.Герцена начата подготовка магистров. В настоящее время осуществляется подготовка магистров по следующим программам: «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность», «Безопасность

жизнедеятельности в информационной среде», «Профилактика социальных отклонений», «Управление безопасностью образовательного учреждения». Необходимость открытия магистратуры по указанным программам обусловлена большой актуальностью вопросов, связанных с обеспечением различных направлений безопасности жизнедеятельности человека.

Существующее на современном этапе развития российского общества противоречие между необходимостью подготовки населения, прежде всего молодежи, в области безопасности жизнедеятельности и недостатком специалистов, осуществляющих такую подготовку, подчеркивает значимость вопроса формирования профессиональной компетентности специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

Решению указанных проблем будет способствовать научное обоснование и разработка системы профессиональной подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности, ориентированных на педагогическую деятельность, имеющих высокую конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Основным звеном в системе профессиональной подготовки магистров и определяющим фактором будущей профессио-

нальной компетентности является методическая подготовка. Курс «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности», изучаемый в бакалавриате и призванный обеспечить целенаправленную методическую подготовку к проведению урочных и внеклассных занятий не может полностью решить проблему методической подготовки магистров к организации и проведению внеклассной работы по курсу, в первую очередь, это связано с недостаточным количеством часов.

Наблюдения и анализ практических занятий по дисциплине «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности» свидетельствуют о наличии следующих недостатков в работе студентов: отсутствие должных навыков работы с методической литературой, неумение определить наиболее рациональные формы и методы внеклассной работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности, неумение составлять план проведения внеклассной работы по предмету. Наблюдения в период педагогической практики показывают, что студенты испытывают затруднения при определении задач внеклассных мероприятий, не могут определить взаимосвязь курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с внеклассным материалом и испытывают сложности при проектировании внеклассных занятий, особенно групповых видов. Эти факты свидетельствуют о том, что студенты недостаточно получают теоретический и практический материал об организации и проведении внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

С целью изучения современного состояния проблемы организации внеклассной работы в школе по различным направлениям курса «Основы безопасности жизнедеятельности» было проведено исследование, в котором участвовали 358 школьников и 30 преподавателей - организаторов ОБЖ школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Анализируя итоги бесед с учителями, мы пришли к следующим выводам:

- наиболее традиционными видами внеклассных занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» являются кружки, олимпиады, соревнования, предметные недели;

- внеклассные мероприятия обычно направлены на развитие элементов патриотического воспитания и формирование основ здорового образа жизни у учащихся;

- чаще всего учителя организуют индивидуальную внеклассную работу теоретического или практического характера;

- степень активности школьников в различных видах внеклассных мероприятий зависит от используемых методов работы;

- заинтересованность учащихся к занятиям в кружках пропадает, если они не носят исследовательский характер.

Анализ бесед с учащимися показал, что больше их интересуют массовые внеклассные занятия (80%), групповые внеклассные занятия (15%) и только 5 % опрошенных считают, что индивидуальная работа им интересна. Так же учащиеся отметили, что хотели бы проводить практические исследования. Среди интересующих тем школьники называли такие, как влияние выхлопных газов на здоровье человека, загрязнение окружающей среды и др. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной разработке этого направления во внеклассной работе с учащимися.

Результаты бесед с учащимися и учителями позволили конкретизировать содержание внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» рамках разрабатываемых методических и специальных дисциплин подготовки магистров по указанным программам. Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является одной из основных форм развития интереса учащихся к пред-

мету, к приобретению навыков к профессии. Тщательно организованная и методически грамотная построенная внеклассная работа углубляет предметные знания учащихся, расширяет их представления о применении теоретических знаний на практике. Следовательно, знание теоретических основ организации и проведения внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» играет большую роль в становлении магистров и возможности их осуществлять не только педагогическую, но и проектировочную, методическую и культурнопросветительскую деятельность в общеобразовательных учреждениях различных типов.

Овладение основными формами и методами организации и проведения внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет магистрам не только усвоить теоретические основы методической деятельности, но и легче пройти профессиональную адаптацию.

Указанные задачи решаются, если студенты включены в активную творческую деятельность по приобретению основных знаний и умений о будущей профессиональной деятельности. Так же специальная методическая подготовка магистров к организации и проведению различных направлений внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» значительно устраняет недостатки традиционной системы методической подготовки.

Рассмотрим методические подходы, реализуемые на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени А.И.Герцена, на примере подготовки магистров к организации внеклассной работы с учащимися по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Курс «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности», изучается студентами по всем указанным магистерским программам, на первом курсе в первом семестре. Данный курс позволяет магистрам ознакомиться с современными тенденциями в области методики обучения безопасности жизнедеятельности; анализировать развитие системы подготовки молодежи в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом; самостоятельно проектировать урочные и внеклассные занятия с учетом комплексного и вариативного использования форм, средств и методов обучения. Важным направлением при изучении данной дисциплины является совершенствование диагностических, оценочных и проектировочных умений студентов необходимых для решения профессиональных задач.

Для магистерских программ «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность» требуется более углубленная методическая подготовка к организации внеклассной работы с учащимися, поэтому нами разработаны и реализуются такие курсы по выбору, как «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности», «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности», «Организация внеклассной работы по

экологической безопасности». Указанные курсы позволяют расширить теоретические знания магистров по проблемам организации внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Дисциплина «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности», изучаемая на первом курсе во втором семестре играет важную роль в подготовке магистров программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» к организации и проведению внеклассной работы с учащимися. Изучение данного курса нацелено на развитие профессионально-методической подготовки магистров в плане понимания ими особенностей методических подходов к системе дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности, овладения теоретико-практическими аспектами комплексного использования педагогических технологий в процессе обучения и т.д.

Центральными в раскрытии содержания обозначенного курса выступают направления работы системы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности. Овладение ими магистрантами сопряжено с рассмотрением:

- теории дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности, включающей цели, задачи, принципы, подходы;

- методики дополнительного образования, включающей общие методические вопросы (методы, формы, условия прове-

дения занятий с учащимися), и частные методические вопросы организации и проведения занятий в системе дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности.

Изучение курса «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности» строится на основе сочетания лекционных и практических занятий. Лекционная часть курса обеспечивает необходимую теоретическую подготовку магистрантов по ключевым вопросам курса: история становления дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности, основные направления развития дополнительного образования, концептуальные подходы к становлению системы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности. Практическая часть курса способствует моделированию и использованию различных технологий обучения в дополнительном образовании школьников в области безопасности жизнедеятельности, развитию готовности магистров к методической деятельности, развитию умений работать с документацией в учреждениях дополнительного образования. Так же в процессе изучения курса каждый из магистрантов более глубоко знакомиться с одним из направлений учреждений дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе выполнения мини-исследования по индивидуальной теме. Результаты работы представляются и коллективно обсуждаются на практическом занятии и являются одной из составляющих итоговой аттестации по данному курса.

Затем программа подготовки магистров «Образование в области безопасности жизнедеятельности» на втором курсе в первом семестре предусматривает изучение курса «Организация внеклассной работы по ОБЖ». Данный курс направлен на формирование готовности магистров проектировать и проводить внеклассную работу с учащимися в общеобразовательных учреждениях различных типов. При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными задачами преподавателя-организатора ОБЖ по организации и осуществлению внеклассной работы, особенностями содержания и направлениями внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуемыми в общеобразовательных учреждениях различных типов, эффективными формами и методами организации внеклассной работы с учащимися. При этом особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи урочных и внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

На практических занятиях по данной дисциплине студенты анализируют программы курса ОБЖ, определяют какие знания и умения целесообразно развивать в процессе внеклассных занятий, выявляют наиболее эффективные формы и методы внеклассных занятий, знакомятся с методическими требованиями к организации и проведению внеклассной работы, обучаются технологично выстраивать учебный процесс. В процессе практических занятий студенты индивидуально разрабатывают комплекс внеклассных мероприятий с учетом следующих моментов: выбор мероприятия; место мероприятия в системе внеклассной работе по курсу; информационно-техническое обеспечение мероприятия; адаптация мероприятия; задачи мероприятия; разработка содержания мероприятия; ожидаемые результаты; список используемой или рекомендуемой литературы. Защита подготовленных внеклассных мероприятий проходит на практическом занятии и учитывается при выставлении итоговой аттестации.

Курс «Организация внеклассной работы по экологической безопасности», изучается магистрами программы «Экологическая безопасность» на первом курсе во втором семестре и направлен на овладение студентами теоретическими знаниями и формирование умений и навыков по организации внеклассной работы с учащимися в области экологической безопасности. Содержание курса включает вопросы о роли, принципах и видах внеклассной работы в условиях модернизации образования, учебно-методическом обеспечении внеклассных занятий по экологической безопасности, особенностях организации исследовательской деятельности учащихся в процессе внеклассной работы.

В структурном плане содержание программы курса по выбору представлено теоретическим, методическим и практическим блоками. Теоретический блок раскрывает положения организации внеклассной работы с учащимися, концептуальные подходы к организации внеклассной работы в современных условиях, а также вопросы, нацеливающие магистрантов на

освоение особенностей содержания и технологий обучения, обеспечивающих усвоение учащимися знаний и умений в области экологической безопасности. Методический блок направлен на анализ существующих программ внеклассных занятий, ознакомление с методическими требованиями к внеклассным занятиям, включает самостоятельную работу студентов по разработке содержания и методики исследований в области экологической безопасности. Практический блок нацеливает студентов на самостоятельное проведение, обсуждение и оценку разработанных исследований. Отчетной документацией для каждого студента по этому курсу является создание папки методических материалов, которая включает инструктивные задания для учащихся, практические работы, программы факультативных занятий и др.

Отметим, что подготовка студентов к организации внеклассной работы по экологической безопасности имеет следующие специфические особенности:

- усиление теоретического блока, включающего организацию познавательной деятельности студентов по усвоению методических знаний и умений;

- увеличение доли практических заданий исследовательского характера;

- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения и др.

Подготовка магистров к организации и проведению внеклассных мероприятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» продолжается и в период педагогической практики. Педагогические практики направлены на формирование у студентов умений и навыков профессиональной деятельности

[2]. Именно в период практики, находясь в реальной педагогической среде, студенты имеют возможность для формирования своих умений использовать теоретические знания по вопросам организации и проведения различных внеклассных мероприятий с учащимися.

Подготовка магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая

безопасность», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Профилактика социальных отклонений», «Управление безопасностью образовательного учреждения» к организации и проведению внеклассных мероприятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматривает:

- использование возможностей дисциплин учебного плана для подготовки к организации и проведению внеклассной работы с учетом специфики магистерской программы;

- ознакомление студентов с теоретическими положениями, используемыми в процессе организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- проектирование студентами конкретных внеклассных занятий с учетом специфики подготовки магистра;

- обсуждение со студентами возможностей внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе обучения и воспитания школьников.

Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями внеклассной работы по экологической безопасности, но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в школе в этом направлении.

Библиографический список

1. Государственная стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. - М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Соломин, В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественнонаучного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. - СПб., 2002. - Вып. XVI.

Bibliography

1. Gosudarstvennaya strategiya razvitiya Rossiyjskoyj Federacii do 2010 goda. - M., 2005.

2. Solomin, V.P. Koncepciya, modelj i analiz opihta realizacii mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Neprerihvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. - SPb., 2002. - Vihp. XVI.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 371

Chesnokova N.E. THE ROLE OF A WIDENING RHYTHMIC GROUP IN PRONUNCIATION TEACHING. The article is devoted to exercises based on widening rhythmic groups which help to improve pupils' pronunciation skills. The functions of widening rhythmic groups, their content and characteristics are discovered. A set of exercises based on widening rhythmic groups is offered and how to work with it.

Key words: widening rhythmic group, pronunciation skills, communicative exercises, situation, visual aids.

Н.Е. Чеснокова, канд. пед. наук, г. Сургут, Е-mail: [email protected]

РОЛЬ РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ СИНТАГМЫ ОРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Статья посвящена упражнениям на основе расширяющейся синтагмы, которые помогают совершенствовать произносительные навыки учащихся. Раскрываются функции расширяющейся синтагмы, содержание, характеристики. Предлагается комплекс упражнений на основе расширяющейся синтагмы и технология работы с ней.

Ключевые слова: расширяющаяся синтагма, произносительные навыки, коммуникативные упражнения, ситуативность, наглядность.

Практика обучения произносительной стороне речи показывает, что очень часто усилия, затрачиваемые на формирование и совершенствование произносительных навыков, не оправдываются. Причины могут быть разными, но главная - несоответствие упражнений условиям формирования этого вида навыков.

Поскольку цель обучения иностранному языку - обеспечить учащимся возможность участвовать в общении, в коммуникативной деятельности, то и основой обучения всем видам речевой деятельности должны стать коммуникативные упражнения. Для того чтобы упражнение было коммуникативным, оно должно отвечать следующим требованиям:

1) быть ситуативным, т.е. состоять из ряда однотипных речевых ситуаций, содержащих автоматизируемую структуру;

2) обеспечивать активное отношение учащихся к материалу, выполняться в связи с наличием определённой коммуникативной задачи, адекватной задаче говорящего;

3) быть жизненным в каждом из своих элементов;

4) обеспечивать безошибочность выполнения, поскольку успех выполнения действия - это основа прочного навыка [1].

Кроме этого, упражнения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, а соответственно учитывать психологические, физиологические и интеллектуальные возможности и развивать познавательные процессы личности (мышление, память, воображение).

Учитывая данные требования и психологические особенности старшеклассников, для работы над произносительной стороной речи, мы предлагаем использовать упражнения на основе расширяющейся синтагмы.

бб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.