Научная статья на тему 'Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету'

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR THE COURSE «FUNDAMENTALS OF SAFETY» / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / EDUCATION IN LIFE SAFETY / METHODICAL PREPARATION OF MASTERS / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С.

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрены курсы по выбору для магистров «Организация внеклассной работы по курсу основы безопасности жизнедеятельности» и «Организация внеклассной работы по экологической безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER TRAINING TEACHER EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY TO ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK ON THE SUBJECT

In the article the methodical preparation of master teacher education in the field of security of life for the organization of extracurricular activities for the course «Fundamentals of Safety» are considered elective courses for the Masters «The organization of extracurricular activities at the rate of basic security of life» and «Organization of extracurricular activities on environmental security».

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету»

Раздел 1 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 378.147

Abramova V.U., Bahvalova S.B., Elizarova I.S. MASTER TRAINING TEACHER EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY TO ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK ON THE SUBJECT. In the article the methodical preparation of master teacher education in the field of security of life for the organization of extracurricular activities for the course «Fundamentals of Safety» are considered elective courses for the Masters «The organization of extracurricular activities at the rate of basic security of life» and «Organization of extracurricular activities on environmental security».

Key words: education in life safety, methodical preparation of masters, elective courses, organization of extracurricular activities for the course «Fundamentals of Safety».

В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vera.jurievna@mail.ru; С.Б. Бахвалова, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; И.С. Елизарова, канд. пед. наук, ассистент каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: grira8585@mail.ru

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрены курсы по выбору для магистров «Организация внеклассной работы по курсу основы безопасности жизнедеятельности» и «Организация внеклассной работы по экологической безопасности».

Ключевые слова: образование в области безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка магистров, курсы по выбору, организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Современная система школьного образования, которая постепенно переходит на стандарты второго поколения, требует качественно нового подхода к подготовке студентов педагогических вузов к организации современного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Согласно президентской инициативе «Наша новая школа», педагогам образовательных учреждений необходимо уметь разрабатывать новые образовательные программы, применять эффективные образовательные технологии и совершенствовать условия, в которых учатся дети [1]. Проект федерального государственного образовательного стандарта второго поколения предусматривает изучения в основной школе курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Необходимость этого предмета заключается в своевременном обеспечении состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Таким образом, подготовка студентов в области безопасности жизнедеятельности является особо актуальной на данном этапе развития многоуровневого высшего образования.

Необходимо отметить, что сложившаяся система школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает значительный объем теоретических знаний, формирование и развитие которых происходит без учета социальных требований, индивидуальных способностей и интересов школьников, при отсутствии условий для проявления учащимися самостоятельности в обучении при овладении знаниями. Причинами этого являются достаточно жесткая регламентация урока, недостаточный уровень подготовки учителей, не позволяющий им создавать методические условия обучения, недостаточная разработанность методических основ деятельности учащихся в процессе овладения знаниями и умениями.

В структуре обновленных государственных стандартов общего образования особое место занимает вариативная часть и «внеаудиторная занятость» учащихся, включающая различного рода творческие занятия, кружки, факультативы [2]. Таким образом, в связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения вопрос организации внеклассной работы по

курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» становится особенно актуальным.

Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует развитию целостной системы предметных знаний, владению навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, формированию навыков здорового и безопасного образа жизни, развитию творческой личности. В условиях внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» учителям предоставляется возможность самостоятельно определять структуру, содержание и методы, что способствует развитию познавательных интересов школьников и лучшему усвоению содержания предмета.

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на протяжении 10 лет ведется методическая подготовка студентов к организации образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

Анализ проведенного экспериментального исследования на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности при РГПУ им. А.И. Герцена, показал объективную необходимость осуществления методической подготовки студентов к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

С учителями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской области были проведены беседы и анкетирование.

Для проведения беседы с учителями на констатирующем этапе эксперимента мы четко поставили цель предстоящей беседы, наметили круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволили нам выяснить сущность интересующих нас проблем. При продумывании вспомогательных вопросов мы учитывали возможные варианты беседы и предусматривали ее ход в случае позитивных и отрицательных ответов. Также при проведении беседы мы пытались создать благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдали за поведением собеседника, желанием отвечать или уходить от ответов. Цель проводимой беседы с учителями образовательных учреждений

- выявление круга проблем, связанных с организацией внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Педагогам школ были заданы следующие основные вопросы: как вы относитесь к внеклассной работе по предмету? Как часто вы проводите внеклассную работу по предмету? С какой целью вы проводите внеклассную работу? Каким образом вы определяете содержание внеклассных мероприятий? Как вы определяете эффективность проведенных вами мероприятий? Какие формы внеклассной работы вы используете в своей работе? Помимо основных вопросов, нами были составлены вспомогательные вопросы, которые помогли конкретизировать круг проблем нашего педагогического исследования. Например, к основному вопросу беседы: «Как вы определяете содержание внеклассных мероприятий?» одним из вспомогательных вопросов был: «Какие формы и методы наиболее приемлемы при организации внеклассной работы?» Анализируя беседы с учителями, мы пришли к следующим выводам: педагоги в целом положительно относятся к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; учителя проводят в среднем внеклассные мероприятия один раз в четверть; внеклассные мероприятия проводятся в основном с целью повышения познавательной активности учащихся к предмету; при отборе содержания внеклассных мероприятий педагоги придерживаются в основном учебного плана, в своей работе преобладающее место занимает групповая форма работы; эффективность внеклассных мероприятий педагоги определяют количеством участников принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, заинтересованностью старшеклассников в проведении последующих мероприятий. Несмотря на вышеизложенное, учителя в беседе отметили слабую методическую подготовку к организации внеклассной работы по предмету и слабую материально-техническую базу организации практических работ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» исследовательской направленности.

По результатам анкетирования мы получили широкий спектр понимания исследуемых вопросов. В анкетировании принимали участие 287 учителей. Рассмотрим наиболее значимые вопросы анкеты для нашего исследования: при ответе на вопрос «Что вы понимаете под внеклассной работой учащихся по ОБЖ?» 36,6% анкетируемых ответили, что это форма различ-

ной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя; 44,2% преподавателей считают, что это метод обучения учащихся на добровольной основе под руководством учителя; 10,5% опрошенных нами определяют внеклассную работу с учащимися в свободное время на добровольной основе под руководством самих учащихся; для остальных респондентов (8,7%) - это различные формы организации игровой деятельности учащихся на добровольной основе под руководством учителя.

По результатам ответов учителей на следующий вопрос анкеты: «Организуете ли вы внеклассную работу в курсе „Основы безопасности жизнедеятельности?“» можно констатировать, что 57,2% педагогов редко организуют внеклассную работу по предмету, 42,8% респондентов регулярно организуют внеклассные мероприятия. Полученные данные свидетельствуют о том, что учителя довольно неоднозначно относятся к организации внеклассной работы с учащимися.

Один из вопросов нашей анкеты был направлен на выявление круга проблем, с которыми встречаются учителя при организации внеклассной работы по курсу ОБЖ. Среди трудностей, названных учителями, 68,2% респондентов отмечают недостаточное количество методической литературы по вопросам содержания, организации и проведения внеклассной работы по экологической безопасности. Вместе с тем, некоторые педагоги ссылались на загруженность учителя и учащихся (7,6%); наиболее слабую материально-техническую базу кабинетов естественнонаучного цикла.

Результаты исследований на данном этапе эксперимента показали нам значимость подготовки студентов к организации внеклассной работы с учащимися по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Для эффективной методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности факультета безопасности жизнедеятельности разработаны и реализуются два специализированных курса по выбору: «Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Организация внеклассной работы по экологической безопасности».

Курс по выбору «Организация внеклассной работы по курсу основы безопасности жизнедеятельности» имеет в качестве своей цели реализацию задач профессиональной подготовки магистров в области педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской деятельностей. В результате освоения содержания данного курса выпускник магистратуры приобретает профессиональные компетенции, позволяющие ему осуществлять педагогическую, методическую и проектную деятельность [3].

Так, в области методической деятельности студенты должны научиться применять современные методики и технологии организации внеклассной работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности; определять наиболее рациональные формы внеклассной работы применительно к конкретным темам по ОБЖ; уметь составлять планирование внеклассной работы по предмету; определяет цели и задачи внеклассных мероприятий и находить взаимосвязи курса ОБЖ с внеклассным материалом; осваивать навыки работы с методической литературой по соответствующей теме.

В области педагогической деятельности магистры приобретают необходимые навыки по организации внеклассной работы по ОБЖ как части целостного процесса обучения и воспитания, используя для этого надлежащие технологии обучения, соответствующие возрасту. Кроме того, студенты должны уметь взаимодействовать с коллегами и родителями в процессе проведения внеклассной работы по ОБЖ, а также осуществлять самообразование и стремиться к личностному росту.

При осуществлении проектной деятельности главными навыками являются способность и умение самостоятельно проектировать внеклассные занятия по ОБЖ с учетом комплексного и вариативного использования форм, средств и методов обучения.

Помимо вышеуказанного, важным направлением при изучении данной деятельности является совершенствование диагностических и оценочных умений студентов для решения профессиональных задач.

Овладение теоретическими основами организации и проведения внеклассной работы по курсу ОБЖ позволяет магистрам осуществлять вышеуказанные виды деятельности в образовательных учреждениях различных типов и уровней. В современных условиях роль внеклассной работы в учебном процессе заметно увеличилась. Помимо этого, внеклассная работа является одной из форм привлечения интереса учащихся к предмету и в то же время углубляет предметные знания учащихся и расширяет их представления о применении теоретических знаний на практике.

Программа курса «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом и ориентирована на использование магистрами в учебно-воспитательном процессе такой формы обучения как внеклассная работа по ОБЖ.

Изучение курса строится на основе сочетания лекционных и практических занятий. Программа курса рассчитана на 6 лекционных часов и 14 практических занятий. Ввиду того, что объем лекционных занятий невелик, то он содержит материал установочного характера. Лекционный курс, включает в себя следующий перечень тем: история становления внеклассной работы в школе, особенности внеклассной работы в современной школе по курсу ОБЖ, цели и задачи внеклассной работы по ОБЖ и методологические основы организации внеклассной работы по ОБЖ. Содержание лекционного материала позволяет студентам ознакомиться с основными задачами преподавателя ОБЖ по организации и осуществлению внеклассной работы, эффективными формами, методами и приемами организации внеклассной работы с учащимися, взаимосвязи урочных и внеклассных занятий по курсу, а также особенностями содержания и направлениями внеклассной работы по курсу ОБЖ, реализуемыми в общеобразовательных учреждениях.

При изучении темы «История становления внеклассной работы в школе» студенты знакомятся с основными этапами развития внеклассной работы. В содержании данной темы, в частности, отмечаются основные положения внеклассной работы, заложенные в 20-30х гг., которые явились фундаментом построения организации внеклассной работы в школе. При рассмотрении и сравнении задач и целей внеклассной работы разных периодов времени отмечается тот факт, что в настоящее время приоритетом в учебно-воспитательном процессе является формирование и развитие личности, ее социального воспитания. В современной методической литературе внеклассная работа рассматривается, с одной стороны, как организация свободного времени ученика, с другой стороны, как условие формирования личностной индивидуальности.

В процессе ознакомления с целями и задачами внеклассной работы по ОБЖ в школе указывается на тот факт, что учитель не должен основываться исключительно на желаниях ученика: он обязан грамотно планировать внеклассную работу и учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности учеников.

«Методы и методические приемы по внеклассной работе по ОБЖ» - следующая тема лекционных занятий, где магистры знакомятся с тем, как взаимосвязаны методы и приемы сообразно целям, задачам и содержанию курса.

Тема «Виды и формы внеклассной работы по ОБЖ» позволяет студентам знакомиться с разнообразием форм и видов -кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы, викторины, дискуссии, дебаты, круглый стол и многое другое. Благодаря этим теоретическим знаниям студенты методически грамотно разрабатывают проекты массовых, групповых и индивидуальных внеклассных занятий по ОБЖ.

Следующий блок в рамках курса по выбору - практические занятия, которые имеют своей целью углубленное изучение учебной дисциплины, а также способствует приобретению у студентов навыков самостоятельной работы с необходимым материалом, формированию и развитию научного мышления, умению активно принимать участие в дискуссии, аргументированно отстаивать свое мнение и приходить к соответствующим выводам. Практическая часть курса позволяет студентам проанализировать программы курса ОБЖ, определить, какие знания и навыки целесообразно развивать в процессе внеклассных занятий, выявить наиболее эффективные формы и методы внеклассных занятий, ознакомиться с методическими требованиями к организации и проведению внеклассных занятий, обучиться технологично выстраивать учебный процесс. Планирование внекласс-

ных занятий требует от студентов знания Государственного стандарта по ОБЖ, учебного плана, программы дисциплины, учебно-методического комплекса по ОБЖ в школе. Кроме того, на практических занятиях студенты разрабатывают систему внеклассных мероприятий и осуществляют их защиту, что учитывается при выставлении итоговой аттестации по курсу.

Изучение данного курса по выбору предполагает также и самостоятельную работу студентов, которая важна для освоения данного курса по темам, на которые недостаточно выделено аудиторного времени.

Итогом изучения данного курса является дифференцированный зачет, на котором студенты должны защитить проекты по внеклассному массовому мероприятию и представить методические разработки (календарно-тематическое планирование внеклассных занятий на учебный год, план-конспект одного кружкового занятия по ОБЖ, план-конспект экскурсии по внеклассной работе БЖ).

Таким образом, изучение курса по выбору «Организация внеклассной работы по курсу основы безопасности жизнедеятельности» можно условно разделить на три блока: лекционный блок (изучение теоретического материала), практический блок (применение полученных знаний на практике), блок самостоятельного изучения материала. Ознакомление студентов с теоретическими положениями организации внеклассной работы по ОБЖ, проектирование студентами внеклассных занятий, обсуждение конкретных внеклассных занятий являются важными составляющими данного курса по выбору и направлены на профессионально-методическую подготовку магистров.

Для магистерской программы «Экологическая безопасность» сотрудниками кафедры был разработан и апробирован курс по выбору «Организация внеклассной работы по экологической безопасности». Данный курс нацелен на обучение студентов теоретическим знаниям и формирование навыков их практической деятельности в организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности.

Содержание данного курса предусматривает изучение студентами истории организации внеклассной работы в естественнонаучном образовании, специфики внеклассной работы по данному направлению, определение цели и задач внеклассной работы по экологической безопасности, рассмотрение основных принципов и подходов к организации данного вида деятельности и самостоятельного проектирования внеклассных занятий в данном направлении.

Содержание программы курса по выбору представлены двумя разделами: «теоретические предпосылки организации внеклассной работы по экологической безопасности» и «организация внеклассной работы по экологической безопасности: прак-тико-ориентированный аспект. Рассмотрим более подробно содержание второго раздела, который раскрывает практический подход к организации внеклассной работы по экологической безопасности.

Студенты при изучении данного раздела на лекции знакомятся с конкретными видами и методами организации данного вида деятельности, с различными вариантами проектирования внеклассной работы по экологической безопасности. На практических и семинарских занятиях студенты анализирует существующие программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», выявляют возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в различных классах, таким образом, знакомятся с содержанием внеклассной работы по данному направлению. Самостоятельная работа студентов предусматривает методическую разработку конкретных внеклассных занятий для разных классов и для разновозрастных групп. Отдельные практические и семинарские занятия посвящены организации исследовательской деятельности в области экологической безопасности, данные занятия нацеливаю студентов на самостоятельное проведение, обсуждение и оценку разработанных исследований. Формой отчета для таких курсов является зачет и создание папки с методическими материалами, которая включает разнообразные виды внеклассных занятий по экологической безопасности, разработки практических и исследовательских работ по данному направлению, программы факультативных занятий и др.

Многолетнее исследования по данной проблематике, проведенные кафедрой методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета, показывают, что подготовка студентов к организации

внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет определенную динамику в общей системе методической подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:

- усиление теоретического обучения, включающего организацию познавательной деятельности студентов по усвоению методических знаний и умений;

- увеличение доли практических заданий исследовательского характера;

- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения [3].

Важно, что овладение содержанием курса по выбору и выполнение самостоятельной работы рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки магистров программы «Экологическая безопасность», «Образова-

ние в области безопасности жизнедеятельности» и осуществляется поэтапно:

- ознакомление студентов с теоретическими положениями, используемыми в процессе организации внеклассной работы по экологической безопасности;

- проектирование студентами конкретных внеклассных занятий по экологической безопасности;

- обсуждение со студентами возможностей внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе обучения и воспитания школьников.

Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в школе в данном направлении.

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. - 2010. - Вып. 4.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М., 2011.

3. Попова, РИ. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности / РИ. Попова, И.С. Елизарова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4.

Bibliography

1. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» // Vestnik obrazovaniya. - 2010. - Vihp. 4.

2. Grigorjev, D.V. Vneurochnaya deyateljnostj shkoljnikov: metodicheskiyj konstruktor / D.V. Grigorjev, PV. Stepanov. - M., 2011.

3. Popova, R.I. Osobennosti metodicheskoyj podgotovki magistrov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneklassnoyj rabotih s uchathimisya po ehkologicheskoyj bezopasnosti / R.I. Popova, I.S. Elizarova // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2011. - № 4.

Статья поступила в редакцию 20.04.13

УДК 37

Babayeva E.S. PSYCHO-PEDAGOGICAL DESIGN FEATURES NON-FORMAL EDUCATION. In this article the role, some of the characteristics and psycho-pedagogical features development of non-formal education.

Key words: psychological and pedagogical principles, design, non-formal education.

Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц., декан факультета начальных классов, филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Дербент, E-mail: elnaras1@rambler.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показана роль, некоторые характеристики и психолого-педагогические особенности проектирования программ неформального образования.

Ключевые слова: психолого-педагогические принципы, проектирование, неформальное образование.

В настоящее время в отечественной научной литературе имеются лишь отдельные публикации по проблематике неформального образования, что указывает на незначительную её проработанность, низкий уровень изученности и отрефлексиро-ванности научным и профессиональным сообществом. Зачастую, дальше фиксирования некоторого определения категорий «неформального» («открытого», «либерального») и «информаль-ного» («внеформального») образования исследователи не двигаются. В литературных источниках отсутствуют данные по мониторингу, анализу и, что очень важно для нашего исследования, проектной деятельности в данном сегменте отечественного образования [1]. О значимости неформального образования, для понимания современного состояния образовательного пространства и имеющих место в нём трендов, могут свидетельствовать следующие данные. Так, по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения [2]; почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании; в странах Скандинавии - Дании, Швеции, Финляндии - наибольшие показатели по уровню вовлечённости в неформальное образование - почти 50% [3]. По России такие данные отсутствуют. Тем не менее, и в российском образовательном сообществе происходит осмысление самого феномена «неформальное образование», его психолого-педагогических особенностей, важности исследования проблем его интеграции с формальным образованием.

Во-первых, необходимо отметить, что неформальное образование - это психолого-педагогическая модель, основанная не на традиционных методах обучения, а на постижении всего через практику. В основе неформального образования лежат следующие характеристики:

- неформальное образование основано на интерактивных методах обучения;

- процесс обучения в неформальном образовании основан на личностном интересе обучающегося, а не базируется на шаблонных программах;

- образование происходит через личный опыт и личное отношение;

- в основе образовательного процесса лежат не только знания, важное место уделяется умениям, навыкам, рефлексии, осмысленной деятельности;

- в основе неформального образования лежит исследовательский подход, причём большая часть этих совершенно разных - интеллектуальных, чувственных, прикладных - исследований должна проходить в процессе обучения, по принципу «здесь и сейчас»;

- комфортная, творческая атмосфера среди участников неформального образования.

Во-вторых, неформальное образование (интегрируясь с формальным) способно в значительной мере способствовать решению проблемы непрерывного образования. Так, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.