Научная статья на тему 'Роль расширяющейся синтагмы при обучении произносительной стороне иноязычной речи'

Роль расширяющейся синтагмы при обучении произносительной стороне иноязычной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСШИРЯЮЩАЯСЯ СИНТАГМА / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СИТУАТИВНОСТЬ / НАГЛЯДНОСТЬ / WIDENING RHYTHMIC GROUP / PRONUNCIATION SKILLS / COMMUNICATIVE EXERCISES / SITUATION / VISUAL AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова Н. Е.

Статья посвящена упражнениям на основе расширяющейся синтагмы, которые помогают совершенствовать произносительные навыки учащихся. Раскрываются функции расширяющейся синтагмы, содержание, характеристики. Предлагается комплекс упражнений на основе расширяющейся синтагмы и технология работы с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A WIDENING RHYTHMIC GROUP IN PRONUNCIATION TEACHING

The article is devoted to exercises based on widening rhythmic groups which help to improve pupils' pronunciation skills. The functions of widening rhythmic groups, their content and characteristics are discovered. A set of exercises based on widening rhythmic groups is offered and how to work with it.

Текст научной работы на тему «Роль расширяющейся синтагмы при обучении произносительной стороне иноязычной речи»

освоение особенностей содержания и технологий обучения, обеспечивающих усвоение учащимися знаний и умений в области экологической безопасности. Методический блок направлен на анализ существующих программ внеклассных занятий, ознакомление с методическими требованиями к внеклассным занятиям, включает самостоятельную работу студентов по разработке содержания и методики исследований в области экологической безопасности. Практический блок нацеливает студентов на самостоятельное проведение, обсуждение и оценку разработанных исследований. Отчетной документацией для каждого студента по этому курсу является создание папки методических материалов, которая включает инструктивные задания для учащихся, практические работы, программы факультативных занятий и др.

Отметим, что подготовка студентов к организации внеклассной работы по экологической безопасности имеет следующие специфические особенности:

- усиление теоретического блока, включающего организацию познавательной деятельности студентов по усвоению методических знаний и умений;

- увеличение доли практических заданий исследовательского характера;

- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения и др.

Подготовка магистров к организации и проведению внеклассных мероприятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» продолжается и в период педагогической практики. Педагогические практики направлены на формирование у студентов умений и навыков профессиональной деятельности

[2]. Именно в период практики, находясь в реальной педагогической среде, студенты имеют возможность для формирования своих умений использовать теоретические знания по вопросам организации и проведения различных внеклассных мероприятий с учащимися.

Подготовка магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая

безопасность», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Профилактика социальных отклонений», «Управление безопасностью образовательного учреждения» к организации и проведению внеклассных мероприятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматривает:

- использование возможностей дисциплин учебного плана для подготовки к организации и проведению внеклассной работы с учетом специфики магистерской программы;

- ознакомление студентов с теоретическими положениями, используемыми в процессе организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- проектирование студентами конкретных внеклассных занятий с учетом специфики подготовки магистра;

- обсуждение со студентами возможностей внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе обучения и воспитания школьников.

Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями внеклассной работы по экологической безопасности, но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в школе в этом направлении.

Библиографический список

1. Государственная стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. - М., 2005.

2. Соломин, В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественнонаучного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. - СПб., 2002. - Вып. XVI.

ВШюдгарИу

1. Эо8и(^аг8Ь/еппауа 81га1ед1уа гаиуШуа Ко88|у]8коу Ре(^егас11 (^о 2010 до(^а. - М., 2005.

2. во!от1п, V.P. Копсерс1уа, тос^е^ I апаИи ор1Ма геаНиасм тподоыгоупеуодо е81е8^/еппопаи^подо ре(^адод1^е8кодо оЬгаиоуашуа // Ыергег1Иупое ре(^адодюИе8кое оЬгаиоуаше. - БРЬ., 2002. - Vihp. XVI.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 371

Chesnokova N.E. THE ROLE OF A WIDENING RHYTHMIC GROUP IN PRONUNCIATION TEACHING. The article is devoted to exercises based on widening rhythmic groups which help to improve pupils' pronunciation skills. The functions of widening rhythmic groups, their content and characteristics are discovered. A set of exercises based on widening rhythmic groups is offered and how to work with it.

Key words: widening rhythmic group, pronunciation skills, communicative exercises, situation, visual aids.

Н.Е. Чеснокова, канд. пед. наук, г. Сургут, Е-mail: [email protected]

РОЛЬ РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ СИНТАГМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Статья посвящена упражнениям на основе расширяющейся синтагмы, которые помогают совершенствовать произносительные навыки учащихся. Раскрываются функции расширяющейся синтагмы, содержание, характеристики. Предлагается комплекс упражнений на основе расширяющейся синтагмы и технология работы с ней.

Ключевые слова: расширяющаяся синтагма, произносительные навыки, коммуникативные упражнения, ситуативность, наглядность.

Практика обучения произносительной стороне речи показывает, что очень часто усилия, затрачиваемые на формирование и совершенствование произносительных навыков, не оправдываются. Причины могут быть разными, но главная - несоответствие упражнений условиям формирования этого вида навыков.

Поскольку цель обучения иностранному языку - обеспечить учащимся возможность участвовать в общении, в коммуникативной деятельности, то и основой обучения всем видам речевой деятельности должны стать коммуникативные упражнения. Для того чтобы упражнение было коммуникативным, оно должно отвечать следующим требованиям:

1) быть ситуативным, т.е. состоять из ряда однотипных речевых ситуаций, содержащих автоматизируемую структуру;

2) обеспечивать активное отношение учащихся к материалу, выполняться в связи с наличием определённой коммуникативной задачи, адекватной задаче говорящего;

3) быть жизненным в каждом из своих элементов;

4) обеспечивать безошибочность выполнения, поскольку успех выполнения действия - это основа прочного навыка [1].

Кроме этого, упражнения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, а соответственно учитывать психологические, физиологические и интеллектуальные возможности и развивать познавательные процессы личности (мышление, память, воображение).

Учитывая данные требования и психологические особенности старшеклассников, для работы над произносительной стороной речи, мы предлагаем использовать упражнения на основе расширяющейся синтагмы.

бб

Расширяющаяся синтагма представляет собой небольшое высказывание-раздумье, состоящее из 3-4 логически и содержательно связанных фраз. В каждой фразе повторяется одно ключевое слово, как правило, сложное в плане произношения. При этом каждая последующая синтагма длиннее предыдущей. Расширяя и трансформируя синтагму, можно создать естественное высказывание - блок синтагм, в котором новое слово повторяется в каждой последующей фразе в новом окружении. Сами блоки - это не разрозненные фразы; они объединены содержательно, логикой рассуждения. Таким образом, необходимый для совершенствования звук всё время «крутится» в речи учащихся, что позволяет хорошо запомнить слово и усвоить его произношение и значение.

Расширяющаяся синтагма обладает теми же качествами, что и любое другое высказывание, а потому функционально направлена, т.е. имеет цель - убедить, переспросить, уточнить, пояснить, аргументировать и так далее, что обеспечивает речевую задачу в установке.

Первая синтагма произносится с вопросительной интонацией: человек как бы спрашивает и последующими фразами отвечает, рассуждает, предполагает, уточняет. В первой фразе может даваться значение нового слова (словосочетания), в последующих оно должно быть понято без перевода. Перед выполнением задания обязательно даётся установка, которая представляет собой речевую проблемную задачу. Установка создаёт мотивационную готовность учащегося к высказыванию, задаёт речевую функцию, направляет высказывание в необходимом направлении, помогая вызвать определённые ассоциации. Например,

[r] All the people like visiting different places. Listen to the girl from Great Britain. What does Anna from Bristol think about it?

Travelling? (путешествие) - (произносится с вопросительной интонацией);

I like travelling. - (интонация - пояснение);

I like travelling abroad with my parents. - (интонация - уточнение);

Travelling is really romantic. - (интонация - аргументация).

Интонационная оформленность фраз больше способствует их запоминанию, когда учащиеся слышат, читают и произносят одни и те же речевые единицы. Преимущество данных упражнений заключается в том, что интонация «поневоле» присутствует в плане чисто коммуникативном, что, конечно же, благо-

приятствует усвоению произносительнои стороны речи и развитию фонематического слуха.

Расширяющаяся синтагма как вид упражнений выполняет следующие функции:

1) увеличивает оперативную единицу восприятия;

2) развивает структурную антиципацию;

3) способствует усвоению новых слов (развитие контекстуальной догадки);

4) развивает логическое понимание.

Блок таких высказываний-раздумий может предварять текст для чтения, знакомить учащихся с ключевыми словами, совершенствовать произносительные навыки, настраивать на восприятие определённой тематики и проблематики, способствовать работе с грамматическим материалом, использоваться при совершенствовании навыков говорения в монологической и диалогической речи. Как подчёркивает Е.И. Пассов, «содержательность блоков настраивает учащихся на различные виды речевой деятельности (в зависимости от поставленной задачи), направляет их мысли по определённому руслу, соотнесённому с содержанием расширяющихся синтагм» [2, с. 136].

Достоинство чтения расширяющихся синтагм в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: учащийся привыкает читать (а, следовательно, и говорить, и понимать) не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а, следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.

Большими потенциальными возможностями обладают расширяющиеся синтагмы для овладения различными структурными вариантами фраз и сверхфразовых единств (благодаря однотипности фраз и их постоянной трансформации).

Следует отметить, что расширяющиеся синтагмы могут быть основаны на фактах (культуры в том числе), мнениях, пословицах, цитатах, с применением картинок и фотографий, но при этом они должны с одной стороны заинтересовать подростков, заставить их высказаться, поделиться своим мнением, а с другой стороны - соответствовать проблеме урока. Таким образом, расширяющаяся синтагма как основа для упражнений обладает следующими характеристиками: функциональностью, наличием речевой задачи, ситуативной соотнесённостью, содержательностью.

Упражнения

Как основа

Корректируемый

звук

Комментарии, объяснения, квантование правил

Рис. 1. Процессуальные аспекты коррекции

Последовательность этапов работы при совершенствовании произносительных навыков на основе расширяющейся синтагмы не является строгой. Процесс формирования навыков в коммуникативной методике предполагает следующие стадии: восприятие-ознакомление, имитация, дифференцировка-

осмысление, репродукция, комбинирование. Что касается этапа совершенствования, то некоторые стадии, в зависимости от уровня подготовленности учащихся могут компрессироваться. При этом восприятие и имитация всегда предшествуют процессу совершенствования, репродукция и комбинирование завершают его. Если представить количество упражнений в процентном соотношении на каждом этапе работы, то мы получим следующие цифры: упражнения в восприятии - 10%, в имитации -20%, в комбинировании - 30%, в репродукции - 40%.

Если говорить о соотношении упражнений на основе расширяющихся синтагм при совершенствовании произносительных навыков в различных видах речевой деятельности, то в письме они должны составить 10 - 15%, в чтении 20 - 25%, в говорении и аудировании по 30%.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что расширяющиеся синтагмы как основа для упражнений являются:

1. полиаспектными, т.е. могут использоваться при работе с фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;

2. полимодальными, т.е. при выполнении этих упражнений включаются разные модальности: слушание, говорение, чтение.

А самое главное они - полифункциональны, т.е. многоцелевые. Следует подчеркнуть, что это не классификация расширяющихся синтагм; мы говорим об использовании упражнений в разных целях а, следовательно, технология работы с ними будет различной.

Нами был разработан комплекс упражнений на основе расширяющихся синтагм для совершенствования произносительных навыков старшеклассников. Прежде чем описывать организацию и технологию работы напомним, что работа по совершенствованию произносительных навыков не должна быть фрагментарным, случайным использованием на отдельных уроках. Это работа, которая пронизывает весь процесс иноязычного обучения. В предложенной далее схеме представлены процессуальные аспекты совершенствования и коррекции произносительных навыков.

Кратко прокомментируем её содержание. На основе расширяющихся синтагм мы совершенствуем произносительные навыки учащихся при работе со всеми видами речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо), а также лексической и грамматической сторонами речи. После выполнения упражнений с расширяющимися синтагмами совершенствование произносительных навыков продолжается в других видах упражнений, при этом процесс сопровождается комментариями и пояснениями.

Прослушайте высказывания англичан ещё раз и скажите, какой звук повторяется чаще других?

2. Установка: Англичане очень любят обсуждать погоду и предстоящие прогнозы. Прослушайте и прочитайте следующие

Три процессуальных аспекта совершенствования: системность, регулярность и последовательность реализуются по отношению к каждому корректируемому звуку.

Следует заметить, что в процессе совершенствования произносительных навыков обязательно должна использоваться наглядность в виде знаков или символов, поскольку обучение произношению теснейшим образом связано с использованием и переработкой субъектом знаковой информации.

Л.В. Щерба также неоднократно указывал на важную роль символов как знаков, управляющих артикуляционными работами. Он отмечал, что такие знаки должны обладать различной степенью обобщённости и соответствовать разным задачам. Условные знаки являются, по Щербе, «полезным осложнением слуховых образов» [3, с. 16]. Символическое отображение артикуляционных работ представляет собой «зрительную поддержку слуховых образов» и «совершенно необходимо для правильного произношения».

Таким образом, в целях эффективного обучения произношению необходимо опираться на разнообразную систему промежуточных знаковых средств отображения информации - от развёрнутых словесных описаний и инструкций, подчёркивающих наглядно-чувственную сторону артикуляции, вплоть до системы знаков с высокой степенью обобщённости.

Мы предлагаем использовать в качестве символов знаки фонетической транскрипции, поскольку они общеприняты и известны, и учащиеся всегда сталкиваются с ними при овладении произношением и обучении чтению, при работе со словарями и другой литературой. Следует учесть тот факт, что транскрипционный знак более конкретен по сравнению с орфографическим изображением, он также требует быстрых, свёрнутых умственных операций и действий. Для того чтобы знак сработал, он должен быть ассоциативно связан с правильным образом.

Транскрипционный знак того звука, который совершенствуется на данном уроке, должен быть помещён на доску, и внимание учащихся в ходе урока сознательно и подсознательно будет обращено к этому звуку. В случае если учащиеся допускают ошибку, учитель лишь укажет на знак на доске, и это будет означать, что нужно исправить ошибку.

По ходу урока отбираются наиболее сложные слова для понимания и произношения, содержащие совершенствуемый звук, при этом данные лексические и грамматические единицы должны быть связаны с темой урока.

Тема урока: Seasons and Weather.

1. Установка: В наш город часто приезжают иностранцы: немцы, французы, англичане и у всех складывается разное впечатление о погоде в нашем регионе. Прослушайте высказывания англичан, побывавших в Сибири, и скажите, с каким из них вы согласны и почему.

высказывания жителей Великобритании о погоде и обратите внимание на звук, который повторяется чаще других. Как относится к погоде каждый из них? В какую часть Великобритании вы бы поехали?

I.Willy: Wonderful weather? The weather is wonderful in Western Siberia. When the weather is wonderful, I always go skiing and snowboarding. Восприятие корректируемого звука. Анализ, объяснение, описание.

2. Julia: Wonderful weather? The weather isn't wonderful in Western Siberia Wonderful weather can't be windy, snowy and frosty. When the weather is windy, snowy and frosty I can't go for a walk with my friends. Вычленение звука в потоке речи. Формирование слухового образа. Графическое подкрепление.

1. Mary: Weather in Wales? I like weather in Wales. The weather in Wales is always warm and sunny. Имитация

2. Dick: Weather in England? Соотнесение графического образа звука со

Warm and not windy weather in England is really wonderful. слуховым

There is no bad weather in England.

3. Robert: Weather in Scotland?

I would never like the weather in Scotland.

The weather in Scotland is always rainy, windy and wet.

Режимы работы следующие:

A. учащиеся читают каждую синтагму после диктора (преподавателя);

Б. учащиеся читают каждую синтагму одновременно с диктором (преподавателем);

B. учащиеся читают каждую синтагму до диктора (преподавателя), сверяя правильность произношения.

4. Установка: Вы знаете, что очень часто погода становится причиной различных катастроф и бедствий. Прочитайте следующие названия заметок, взятых из газет, и догадайтесь

о каких погодных явлениях идёт речь.

Какие последствия могут вызвать такие погодные явления? А вы когда-нибудь становились свидетелями подобных явлений? Какие чувства вы при этом испытывали? (А если бы оказались в подобных ситуациях?)

Airport Closed by Bad Weather

Heavy Snowfalls Covered

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Europe

Mediterranean Weather Hits Britain

Man in Hospital with Sunstroke

От учащихся мы сможем услышать следующие ответы:

Bad weather?

It is terrible to stay at the airport when the weather is bad.

Last weekend the weather was bad and we couldn't leave the airport.

Planes can't take off in bad weather when it is snowy, stormy or

foggy.

Heavy snowfalls?

Heavy snowfalls are quite often in Western Siberia.

Heavy snowfalls will be dangerous for Europe.

Europe does not have enough equipment to struggle with heavy snowfalls.

Sunstroke?

I think sunstroke is not so frequent in Western Siberia.

Once when I was at sea I saw a woman with sunstroke.

Sunstroke is dangerous for people with weak health.

Высказывая своё мнение по поводу заголовков, взятых из газет на основе расширяющихся синтагм, учащиеся также включают в речь и грамматический материал, содержащий корректируемые звуки. (was, were, will, would) Можно также попросить учащихся вначале выполнить это задание в письменной форме.

5.Установка: Люди часто жалуются на погоду, обвиняют её в плохом самочувствии и неудачных делах. Однако народная мудрость гласит: «У природы нет плохой погоды». В английском языке тоже есть пословица: «There is no bad weather there are bad clothes» А вы согласны с этой пословицей? Что значит для вас плохая одежда и плохая погода?

Предположительные ответы учащихся:

Bad weather?

We like to complain about bad weather.

I think bad weather is when you wear wrong clothes.

Bad clothes?

I won't wear bad clothes in winter.

Bad clothes in winter would be a serious mistake.

6. Установка: Люди всегда интересуются прогнозами погоды, чтобы знать какую одежду надеть, как организовать свой день. Прослушайте прогноз погоды в Великобритании и догадайтесь, о каком времени года идёт речь. Аргументируйте свой ответ.

Предположительные ответы учащихся:

Winter?

3. Установка: Отправляясь в путешествие, на учёбу или в деловую поездку в другую страну нам всегда важно знать климатические особенности этой страны. Как правило, мы находим такую информацию в Интернете или в средствах массовой информации. Прочитайте следующие высказывания и попытайтесь догадаться, о какой стране пойдёт речь в тексте.

Of course it is winter

It is always wet and windy in winter.

Winter?

It can't be winter.

It was said it would be dry and sunny, so it's not winter.

Autumn?

Autumn is warm in Great Britain especially in Wales.

It was mentioned it would be dry and sunny, so it's autumn.

Autumn?

It won't be autumn.

Autumn is wet and rainy.

Spring?

I am sure it will be spring.

It was said it would be dry with sunny spells, so it's spring.

Spring?

It won't be spring at all!

Spring won't be with showers and wind.

В качестве домашнего задания можно попросить учащихся составить свой блок расширяющихся синтагм в письменном виде, выразив своё мнение по поводу погоды или климатических особенностей местности, где они проживают.

Таким образом, посредством упражнений на основе расширяющихся синтагм при работе, как с лексическим, так и с грамматическим материалом, процесс совершенствования произносительных навыков включён в общую деятельность на протяжении всего урока.

В чём же заключается потенциал использования расширяющихся синтагм при совершенствовании произносительной стороны речи и есть ли этому научное подтверждение?

С позиции исследования элементов звучащей речи и их психолингвистической функции в процессе порождения речевого высказывания ритмико-интонационные признаки, конституирующие супрасегментную модель высказывания, предвосхищают моторную программу разворачивания артикуляционных движений [4].

Таким образом, с позиции модели порождения речевого высказывания, моделирование этого процесса следует начинать с формирования признаков более высокого уровня, чем артикуляционные признаки. Этот уровень представляет собой просодическая структура минимального самостоятельного высказывания, каковым является синтагма. На фонетическом уровне ей соответствует ритмическая группа. Такой единицей не может быть признано слово, так как в речи слово может быть реализовано или как часть фразы высказывания, или как отдельное высказывание (фраза, состоящая из одного слова). Слово, таким образом, не может рассматриваться как единица звучащей речи. Эти рассуждения подтверждают целесообразность выбора в качестве основного элемента в системе упражнений по развитию произносительных навыков первичную ритмико-интонационную структуру и ее варианты, названную в работе «расширяющаяся синтагма». С точки зрения создания слухового образа, также целесообразно исходить из единиц супрасегментного (просодического) уровня, так как артикуляционные признаки звуков, прежде всего гласных, зависят от ритмико-интонационной характеристики фразы.

Wet? Wet weather is so boring. I hate wet weather because I can't go for a walk. Дифференциация осмысление.

Wild animals? Wild animals live in a dark and scary wood. I am afraid of wild animals such as wolves and bears. There are a lot of wild animals in the wood of Western Siberia. Корректируемый звук используется в новых сочетаниях

Woollen? People wear_woollen clothes in winter. I would rather prefer to wear a woollen sweater in winter. A warm woollen sweater in winter is really wonderful. Снятие трудностей перед чтением текста.

Библиографический список

1. Пассов, Е.И. Коммуникативные упражнения: пособие для учителя. - Л., 1967.

2. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М., 2006.

3. Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: учеб. пособие для студентов филол. фак.- СПб., 2002.

4. Величкова, Л.В. Контрастивно - фонологический анализ и обучение иноязычному произношению (Обучение интонации и артикуляции немецкого языка). - Воронеж, 1989.

Bibliography

1. Passov, E.I. Kommunikativnihe uprazhneniya: posobie dlya uchitelya. - L., 1967.

2. Passov, E.I. Sorok let spustya ili sto i odna metodicheskaya ideya. - M., 2006.

3. Therba, L.V. Prepodavanie yazihkov v shkole: Obthie voprosih metodiki: ucheb. posobie dlya studentov filol. fak.- SPb., 2002.

4. Velichkova, L.V. Kontrastivno - fonologicheskiyj analiz i obuchenie inoyazihchnomu proiznosheniyu (Obuchenie intonacii i artikulyacii nemeckogo ya-zihka). - Voronezh, 1989.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 004:37.016

Evdokimova V.B. STRUCTURE-FUNCTIONAL MODEL OF ICT-COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SERVICE AND TOURISM. The article deals with developing ICT-competence of specialists in the sphere of Service and Tourism at different stages of teaching Information Science. The author suggests a model of developing ICT-competence and focuses on its structural elements.

Key words: Information and Communication Technologies; ICT-competence; Information Science.

В.Е. Евдокимова, ассистент каф. теории и методики информатики Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ «СЕРВИС» И «ТУРИЗМ»

В статье описывается модель формирования ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания на разных этапах процесса обучения информатике, рассматриваются структурные компоненты, виды ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: информационные коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность, этапы, модели обучения информатике.

Современный этап развития информационного общества характеризует повсеместное использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства повышения эффективности профессиональной деятельности, поэтому востребованными становятся специалисты, обладающие знаниями в области информатики, способные грамотно и осознанно использовать данные средства в деятельности, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, т.е. владеющие ИКТ-компетентностью.

Анализ содержания Государственного образовательного стандарта и программ подготовки специалистов сферы обслуживания «Сервис» и «Туризм» показывает, что процессу обучения информатике на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания. Это связано с тем, что данный процесс не рассматривается как элемент профильной подготовки будущих выпускников, хотя деятельность специалиста сферы обслуживания в информационном пространстве требует, прежде всего, умения решать различные задачи профессиональной направленности с использованием современных средств информационных коммуникационных технологий. Поэтому процесс обучения информатике данных специалистов должен быть направлен на формирование ИКТ-компетентности студентов.

ИКТ-компетентность следует рассматривать, как умение осуществлять самостоятельный поиск нужной информации, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности специалиста с использованием средств ИКТ.

Формирование ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания (сервис и туризм) целесообразно осуществлять на основе реализации контекстного обучения. А. А. Вербицкий называет контекстное обучение как профессионально ориентированное обучение. Все знания даются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью [10]. ИКТ-компетентность данных специалистов будем рассматривать как совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевая ИКТ-компетентность предполагает формирование знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя. Основы ключевой ИКТ-

компетентность закладывается еще в школьном курсе информатики, и продолжают формироваться на 1-2 курсах обучения в высшем учебном заведении.

Базовая ИКТ-компетентность отражает специфику определенной профессиональной деятельности (в данном случае, сфера обслуживания). Происходит формирование готовности к внедрению в будущую профессиональную деятельность специализированных информационных коммуникационных технологий и ресурсов. Базовая ИКТ-компетентность формируется на 2-3 курсах.

Специальная ИКТ-компетентность означает осознанное использование средств ИКТ для решения профессиональных задач в конкретной профессиональной деятельности, например в туризме или сервисе. Данная компетентность формируется на 4 курсе обучения.

Ключевая ИКТ-компетентность является основанием для формирования базовой ИКТ-компетентности, которая, в свою очередь, является необходимой для формирования специальной ИКТ-компетентности. Отсутствие ключевой подготовки специалистов значительно задерживает образовательный процесс.

С целью формирования ИКТ-компетентности специалистов сферы обслуживания (сервис и туризм) разработана модель процесса обучения информатике, которая рассматривается нами с позиции контекстного подхода как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов позволило разбить модель на блоки (целевой, содержательный, организационный, процессуальный, оценочнорезультативный), которые обеспечивают возможность более четко представить данный процесс (рис.1).

Целевой блок модели включает в себя цели и задачи, направленные на реализацию социального заказа общества в подготовке квалифицированных специалистов сферы обслуживания в контексте информатизации данной сферы. Также в нем выделены требования к обучению информатике будущих специалистов сферы обслуживания, обеспечивающие реализацию благоприятных условий для приобретения опыта практической деятельности, развития ценностных ориентаций, рефлексивных умений и мотивации по использованию ИКТ в профессиональной деятельности, а именно:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.