Научная статья на тему 'Проблемы подготовки преподавателя ОБЖ и пути их решения'

Проблемы подготовки преподавателя ОБЖ и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1294
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / SAFETY OF LIFE / A HEALTHY AND SAFE WAY OF LIFE / PREPARATION AND RETRAINING OF PERSONNEL / STANDARD-LEGAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айзман Роман Иделевич

В статье представлен доклад, сделанный на совещании руководителей кафедр и факультетов профиля «Безопасность жизнедеятельности» в рамках заседания УМК по безопасности жизнедеятельности УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров 2-3 октября 2014 г. в г. Новосибирске. Статья состоит из трех разделов. В первом разделе освещается актуальность изучения данной дисциплины в образовательных учреждениях в связи с внутренними и внешними угрозами национальной безопасности страны (социально-экономическими, политическими, военными, технологическими и т. д.), а также проблемами в системе образования (ухудшение здоровья учащихся, низкий уровень охраны труда, высокие риски суицидности и психологических проблем). В то же время имеется ряд нормативно-правовых документов разного уровня, определяющих формирование здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса. Во второй части статьи анализируются недостатки в изучении дисциплины и предлагаются варианты их решения. Особое внимание уделяется вопросам преемственности изучения разделов, содержанию курса, формированию межпредметных связей, кадровому потенциалу преподавателей организаций общего и среднего образования, материально-технической базе, учебно-методическому обеспечению дисциплины. В третьем разделе излагается опыт кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности в НГПУ и НИИ здоровья и безопасности, в организации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и решении поднятых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREPARATION OF TEACHER OF “SAFETY OF LIFE” AND WAYS OF THEIR DECISION

In article the report made at meeting of heads of departments and faculties of a profile “Safety of life” within the limits of session of teacher-methodic commission on safety of life by training in the field of preparation of pedagogical shots on October, 2-3 nd, 2014 in Novosibirsk is presented. The article consists of three sections. In the first section the urgency of studying of the given discipline in educational institutions in connection with internal and external threats of national safety of the country (social and economic, political, military, technological, etc.), and also problems in an education system (deterioration of health of pupils, low level of a lab our safety, high risks of suicides and psychological pressure etc.) At the same time there is a number of standard-legal documents of the different level defining formation of a healthy and safe way of life of all participants of educational process. In the second part of the report lacks of studying of discipline are analyzed and variants of their decision are offered. The special attention is given to questions of continuity of studying of sections, the course maintenance, formation of intersubjective communications, personnel potential of teachers of the organizations of the general and secondary education, to material base, educational-methodical maintenance of discipline. In the third section experience of Department of anatomy, physiology and safety of life on development of teaching of safety of life of NSPU, and scientific research institute of health and safety in the organization of system of preparation and retraining of pedagogical shots on a profile “Safety of life” and the decision of the lifted questions is stated.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки преподавателя ОБЖ и пути их решения»

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Р. И. Айзман DOI: 10.15293/2226-3365.1405.01

УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Р. И. Айзман (Новосибирск, Россия)

В статье представлен доклад, сделанный на совещании руководителей кафедр и факультетов профиля «Безопасность жизнедеятельности» в рамках заседания УМК по безопасности жизнедеятельности УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров

2-3 октября 2014 г. в г. Новосибирске. Статья состоит из трех разделов. В первом разделе освещается актуальность изучения данной дисциплины в образовательных учреждениях в связи с внутренними и внешними угрозами национальной безопасности страны (социальноэкономическими, политическими, военными, технологическими и т. д.), а также проблемами в системе образования (ухудшение здоровья учащихся, низкий уровень охраны труда, высокие риски суицидности и психологических проблем). В то же время имеется ряд нормативноправовых документов разного уровня, определяющих формирование здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса. Во второй части статьи анализируются недостатки в изучении дисциплины и предлагаются варианты их решения. Особое внимание уделяется вопросам преемственности изучения разделов, содержанию курса, формированию межпредметных связей, кадровому потенциалу преподавателей организаций общего и среднего образования, материально-технической базе, учебно-методическому обеспечению дисциплины. В третьем разделе излагается опыт кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности в НГПУ и НИИ здоровья и безопасности, в организации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и решении поднятых вопросов.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, здоровый и безопасный образ жизни, подготовка и переподготовка кадров, нормативно-правовые документы.

Необходимость расширения и уточнения позиции безопасности жизнедеятельности, как учебной дисциплины на уровне среднего и высшего образования диктуется ее актуальностью в современном обществе

[7; 13]. Это, во-первых, высокая смертность и травматизм в обыденных ситуациях, а не в чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Так, ежегодные людские потери в России составляют:

Айзман Роман Иделевич - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор НИИ здоровья и безопасности, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: [email protected] © 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

1. На дорогах: 32 тыс. человек; 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15 % умирает).

2. На пожарах: 19 тыс. человек; 20 тыс. человек получают телесные повреждения.

3. От криминальных действий: 34 тыс. человек; 50 тыс. человек - пропавших без вести (50 % из них - убитые).

4. От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков:

5. 50 тыс. человек от передозировки наркотиков; 40 тыс. чел от отравления алкоголем.

6. От утопления: 20 тыс. человек.

7. От суицидов: 50 тыс. человек. Подростковый суицид захлестнул некоторые регионы страны. Если для каждой страны условный норматив суицидов не должен превышать 20 на 100 тыс. населения, то средняя цифра по России сейчас превышает 36/100 тыс., а по некоторым регионам, например, как Тува 66-69/100 тыс.

8. От бытового и производственного травматизма: 100 тыс. человек.

К сожалению, эти данные, представленные около 10 лет назад, мало изменились за последние годы. Более того, распространяющаяся наркомания и токсикомания привела к тому, что сейчас на учете состоит около 2,5 млн людей, преимущественно молодого возраста, регулярно потребляющих наркотические и другие психотропные вещества, что, по мнению специалистов, примерно в 4-5 раз меньше реальных величин.

Кроме этого, существуют и другие очень актуальные на сегодняшний день проблемы для страны и системы образования. Это депопуляция страны, особенно в условиях Сибири. По данным академика В. П. Казначеева, для того чтобы Сибирь была экономически и социально значимым регионом, надо чтобы здесь проживало не менее 50 млн

человек. Сейчас за Уральскими горами проживает менее 25 млн человек, причем, тенденция такой внутренней миграции в Европейскую часть продолжается. С момента введения ЕГЭ и возможности поступления по его результатам в вузы, отмечается отток наиболее отличившихся выпускников школ Сибири и Дальнего Востока в европейские вузы страны. Эта депопуляция, конечно, значительно снижает возможности экономического, социального, культурного и научного развития страны, особенно регионов Сибири.

В числе актуальных проблем, влияющих на безопасность России и общества, следует выделить многочисленные внутренние и внешние угрозы национальной безопасности: коррупция, социальное расслоение, низкий технологический уровень промышленности, недостаточное для обеспечения продовольственной безопасности состояние сельского хозяйства, перманентные реформы в образовании, реформирование научной сферы, военные действия на Украине, межрелигиозные и межнациональные конфликты, терроризм, и т. д.), которые, к сожалению, возрастают, а не уменьшаются.

Таким образом, проблема формирования безопасного поведения становится проблемой национального масштаба, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, требует системного изложения в современных учебниках и изучения в образовательных учреждениях.

Актуальность имеет также проблема здорового и безопасного образа жизни обучающихся и студентов [2-3]. Так, по данным Министерства здравоохранения (2012 г.), состояние здоровья учащихся школ за последние пять лет ухудшилось на 16-32 % в зависимости от возрастной группы, категории и т. д. Среди выпускников школ только 10-15 % можно считать практически здоро-

5(21)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

выми, а среди призывников, по данным медицинских комиссий военкоматов, 40-45 %. В некоторых районах до 50 % призывников не могут быть призваны на военную службу по состоянию психического и физического здоровья. Немаловажную роль в создании такой ситуации играют те образовательные системы и технологии, которые вызывают школьную зависимую патологию, а также неразвитость системы организации медикопсихологической и социальной помощи участникам образовательного процесса [6]. Как это не парадоксально, но с переходом на подушевое финансирование в системе образования, многие образовательные организации начали отказываться от услуг школьных психологов, социальных педагогов, полагая, что предметы естественнонаучного, физикоматематического, гуманитарного циклов значительно важнее, чем проблемы, связанные с психическим и социальным здоровьем учащихся. Следует также указать на неэффективную службу охраны труда в системе образования: большинство преподавателей образовательных учреждений не владеет знаниями основ охраны труда. Это, наверное, уже вопрос законодательства, который должен обязать всех преподавателей в системе образования овладеть знаниями охраны труда, для того чтобы уметь правильно организовать образовательный процесс и систему защиты.

Все указанные проблемы вызывают беспокойство общественности и руководства страны. Можно привести целый ряд нормативно-правовых документов, определяющих направления формирования здорового и безопасного образа жизни в образовании.

Государственная политика в сфере сохранения здоровья и безопасности обучающихся опирается на следующие документы:

■ Указ Президента РФ № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», утвержден 12 мая 2009 г.

■ Концепция долгосрочного социальноэкономического развития страны до 2020 г., раздел 3.4. «Образование»:

- формирование здорового образа жизни;

- формирование новых экологических стандартов жизни.

■ Основные направления модернизации образования на 2011-2015 гг.:

- формирование норм поведения здорового и безопасного образа жизни детей, подростков и молодежи;

- разработка соответствующих учебных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений.

■ Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности (Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - Сан-ПиН 2.4.2.2821-10).

■ Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

■ Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 «Порядок проведения социальнопсихологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных...»

Конечно, это далеко не все документы,

касающиеся данной проблемы, но в них об-

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ращается особое внимание на эти вопросы, и они должны быть основополагающими в работе образовательного учреждения любого уровня. Однако за этими приказами отсутствует технология их реализации, поэтому каждый регион поступает по своему разумению.

В настоящей статье хотим остановиться на тех проблемах, которые, на наш взгляд, возникают в преподавании дисциплины безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях разного уровня, а также некоторых предлагаемых вариантах их решения.

Во-первых, если говорить о самом содержании курса в системе подготовки учащейся молодежи, то независимо от того, как его правильно называть - «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) или «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ), - принципиально важно, что это касается всех уровней образования. На мой взгляд, проблема, заключается во фрагментарности изложения многих разделов курса или отсутствие важных для современной жизни разделов. Так, отсутствуют, особенно в школьном курсе, вопросы семейной и психологической безопасности, слабо отражены проблемы информационной, социальной безопасности и т. д. Очень часто разделы не связаны ни логической цепью, иногда даже не отвечают возрастным особенностям учащихся. Всё это требует пересмотра образовательных программ для учебных заведений всех уровней, в которых должны быть отражены на современном уровне указанные вопросы. Причем, они должны иметь выраженный региональный характер, отражая те проблемы, которые наиболее актуальны для данного региона.

Во-вторых, недостаточное количество часов на изучение курса. За 36 часов аудиторных занятий в вузе невозможно дать тот

минимум знаний, умений и навыков, которые необходимы для правильного поведения в той или иной ситуации. И конечно, то количество часов, которое заложено в школьных программах, тоже абсолютно недостаточно. В результате отмечается низкий уровень у обучающихся практических навыков и умений, которые связаны также с недостаточной материально-технической базой образовательных организаций и, к сожалению, с недостаточной подготовкой школьных учителей. Отсутствуют четкие комплексные качественные и количественные критерии, которые позволяют оценивать уровень освоения курса, как на школьном, так и среднем и вузовском уровнях. Поэтому необходимо определить минимум часов на изучение курса ОБЖ/БЖ: для вуза это должно быть не менее трех зачетных единиц, т. е. 108 академических часов для всех профилей педагогического образования, а для системы общего образования -до 225 часов. Нужно разработать программы, которые обеспечили бы преемственность изучения курса с дошкольного и до общего среднего образования, разработать критерии оценки уровня компетентности студента и учителя в области здорового и безопасного образа жизни. Для характеристики здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и комплексной оценки состояния здоровья учащихся в соответствии с Приказом № 2106 от 28 декабря 2010 г. и новыми ФГОС, в курс безопасности жизнедеятельности следует ввести раздел «Мониторинг физического и психического здоровья человека и здоровьесберегающей деятельности образовательной организации». Считаем необходимым значительно расширить раздел, касающийся освоения практических навыков в области оказания первой и неотложной помощи в различных ситуациях. Разработка модульной унифицированной для педагогиче-

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ских вузов основной образовательной программы по БЖ позволит решить многие вопросы академической мобильности студентов.

Следующая проблема, на которой следует остановиться, это педагогические кадры. Сегодня курс БЖ преподают до 85 % учителей без специального образования: биологи, историки, географы и т. д. и военные отставники. Это понятно, потому что количество учебных часов по ОБЖ в школе недостаточно, чтобы обеспечить нагрузку учителя на полную ставку, часто ставка преподавателя-организатора ОБЖ или заместителя директора по безопасности, которая рекомендуется Министерством образования и науки, директора отвергают, и поэтому ОБЖ становится дополнением к другому предмету. В этих условиях, естественно, качественно на высоком уровне преподавать дисциплину невозможно. Поэтому мы выносим следующее предложение: условием преподавания курса ОБЖ в школе должно стать профильное образование преподавателя по БЖ. Понятно, что невозможно подготовить такое количество учителей сразу, поэтому необходимо расширять и внедрять систему повышения квалификации и переподготовки кадров по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в рамках педагогического образования. При вузах должны быть созданы центры такой подготовки, в качестве которых могут быть профильные кафедры и региональные центры по развитию преподавания БЖ. Для повышения статуса и престижа учителя ОБЖ мы уже два года проводим региональный конкурс на звание «Лучший учитель ОБЖ» с оценкой теоретических знаний и практических навыков, что позволяет стимулировать интерес учителей к своей профессиональной деятельности. Мы считаем, что такой конкурс должен стать общероссийским.

Важная проблема в преподавании ОБЖ/БЖ - это отсутствие межпредметных связей. Отсутствие таких взаимосвязей на уровне программ и содержания создает целый ряд затруднений в формировании широкого мировоззрения по безопасности. Поэтому одним из вариантов решения может быть подготовка педагогов-бакалавров по двум профилям, что позволит, с одной стороны, выпускника педвуза обеспечить достаточной подготовкой для преподавания в школе нескольких предметов и работой на полную ставку, а с другой стороны, создать предпосылки для развития межпредметных связей. Ряд вузов ведет сейчас такую подготовку бакалавров, объединяя профили безопасности жизнедеятельности и физической культуры, БЖ и географии, БЖ и биологии и т. д. Поиск сочетаний профилей подготовки должен быть функцией самих вузов и зависеть от материально-технической, учебно-методической, кадровой базы, потребностей региона и т. д. Большую роль в повышении квалификации учителей ОБЖ могут сыграть магистратуры по БЖ в вузах, имеющих соответствующие возможности. Некоторые учителя школ идут обучаться в такую магистратуру, имея возможность получить степень магистра по соответствующему профилю.

Одним из вопросов в подготовке педагогических кадров по БЖ является обеспечение слушателей учебно-методической литературой. До 2011 г. все предметы специальности БЖ изучались по одному или двум учебникам, в которых излагались основные вопросы общей и техносферной безопасности [14], а также по внутренним учебнометодическим материалам. С 2011 по 2013 гг. коллективом авторов Новосибирского, Московского, Оренбургского, Уральского вузов под руководством Р. И. Айзмана (НГПУ) и С. В. Петрова (МПГУ) было создано и издано

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

29 учебников по различным аспектам безопасности жизнедеятельности, в которых, по сути, раскрыты основные вопросы всех дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавра по БЖ [1, 5, 8-13]. Конечно, они не лишены недостатков: нет учебников по семейной безопасности, требуют расширения учебники по информационной и социальной безопасности, в связи с расширением социальных угроз и т. д., но они стали базой для углубленного изучения различных аспектов здоровья и безопасности.

В этом году по нашей инициативе на базе Новосибирского государственного педагогического университета организован первый международный отраслевой конкурс -«Университетская книга-2015» по направлению «Здоровье и безопасность». Конкурсу идет с 1 сентября 2014 г. по 5 февраля 2015 г. Вся информация об этом конкурсе опубликована в журналах «Университетская книга» и «Вестник НГПУ», а также на сайте www.niizib.ru Это позволит создать информационно-методическую базу по БЖ, провести инвентаризацию того учебного и научного материала, который накопился в России и странах СНГ.

Завершая обсуждение проблем преподавания БЖ, следует упомянуть также важность материально-технической базы, которая во многих вузах и школах не отвечает современным требованиям. Следует разработать стандарт оснащения курса БЖ, который необходим для образовательных организаций разного уровня. Нужны современные отечественные тренажёры, приборы и оборудование для отработки различных практических навыков, которые сейчас, к сожалению, очень дорого стоят, и поэтому многие учебные заведения не могут себе позволить использовать эти комплексы.

Решение поставленных в настоящей статье вопросов позволит дать новый импульс развитию курса БЖ, изучение которого с каждым годом становится все более актуальным для учащейся молодежи [3-4, 7, 13].

Многие из аспектов преподавания БЖ, поднятые в данной статье, реализованы в НГПУ благодаря вниманию ректората к этому направлению [4]. В чем же специфика подготовки студентов по БЖ в нашем вузе? Так, за 14 лет после открытия специальности БЖ, а затем профиля бакалавриата и магистратуры, мы уделяли большое внимание глубокой медико-биологической подготовке студентов, что, с одной стороны, связано с традициями кафедры, ее кадровым потенциалом, с другой, - с нашим убеждением в том, что хорошая медико-биологическая подготовка является основой знаний о человеке, его возможностях, резервах, а, следовательно, о здоровье и безопасности. Даже при резком сокращении учебных практик мы сохранили учебную практику совместно с МЧС в лагере «Юный спасатель», где в реальной ситуации студенты осваивают различные навыки выживания в автономных условиях, а также в условиях, которые приближены к естественным. Кроме того, это участие студентов в олимпиадах. Студенты нашего вуза приняли участие во всех региональных, республиканских олимпиадах. И за последние три года они всегда привозили первые места в общекомандном зачёте. Это возможность получения специализации, дополнительного образования, продолжения обучения по профилю послевузовского образования, которую мы можем предоставить студенту по его желанию. Очень важным является сотрудничество кафедры с другими вузами и центрами -МПГУ, Уральским ГПУ, Санкт-Петербургским ГПУ им. А. И. Герцена и др., которое позволяет расширять возможности

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

привлечения преподавателей и студентов для обучения. Хорошие творческие связи, которые имеются с ГУ МЧС по г. Новосибирску и Военным институтом МВД им. Яковлева, на базе которых мы часто проводим студенческие олимпиады, позволили создать и оборудовать экспериментальную площадку по БЖ. НГПУ имеет факультет повышения квалификации, региональный центр СФО по развитию преподавания БЖ, а также созданный четыре года назад, научно-исследовательский институт здоровья и безопасности (НИИЗиБ), который играет важную роль в разработке и интеграции программ работы с системой образования в целом. Благодаря этим структурам в настоящее время мы осуществляем повышение квалификации и профессиональную переподготовку по трём направлениям: мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса, безопасность жизнедеятельности и адаптивная физическая культура. Те материально-технические условия, которые созданы, позволяют вести обучение в дистантной форме, а не только в очной, заочной или комби-

нированной, что расширяет географию наших слушателей и позволяет охватить многие регионы Сибири этой системой подготовки.

Сотрудники кафедры стали основными авторами при подготовке учебных пособий по БЖ, большинство из которых завоевали девять золотых медалей разных конкурсов, а вся серия книг удостоена Золотой медали конкурса «Университетская книга - 2012», три учебника по медико-биологическим направлениям безопасности были удостоены звания «Лучший учебник 21 века» и награждены на Международной московской ярмарке (2009) золотыми медалями. На кафедре разработаны электронные паспорта здоровья и физической подготовленности субъектов образовательного процесса, для оценки риска развития психических зависимостей, которые уже широко используются в разных регионах страны для мониторинга здоровья учащихся, студентов, призывников, преподавателей, выявления аддикций, выбора профессионального маршрута и т. д. (рис. 1, 2).

Рисунок 1.

Вид программы

Мониторинг здоровья

Новосибирский государственный педагогический университет

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Программа комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ

г. Новосибирск

5(21)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Рисунок 2.

Вид тестовой программы

Такая широкая подготовка будущих педагогов, на наш взгляд, связана с тем, что функции педагога ОБЖ в школе значительно расширяются по сравнению с общепринятым мнением. Мы считаем, что среди функций надо выделить системно-деятельностный подход, когда учитель должен овладеть новыми функциями в области формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у обучающихся. Это компетентност-

ный подход, под которым мы понимаем, что сам учитель должен владеть всеми теми качествами, знаниями и навыками, которые он хочет формировать у обучающихся. Это медико-психологический подход, заключающийся в разработке и внедрении в практику критериев оценки методов здорового и безопасного образа жизни учащегося. Эта цель и определила задачи ректората и кафедры в подготовке будущих педагогов по ОБЖ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Н. И., Айзман Р. И., Зиньковская С. М. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 272 с.

2. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 85-90.

3. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся — ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3 (7). -С. 24-35.

4. Айзман Р. И. Подготовка бакалавров и магистров педагогического направления по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в НГПУ // Проблемы и пути совершенствования гражданской обороны в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа: Материалы научно-практ. конф. 26.09.2012. - Новосибирск. - С. 34-38.

© 2011-2014 Вестник НГПУ

5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ISSN 2226-3365

5. Айзман Р. И., Бубнов В. Г., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 224 с.

6. Айзман Р. И., Казин Э. М., Федоров А. И., Шинкаренко А. С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1 (17). - С. 9-17.

7. Айзман Р. И., Королёв В. А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7.

- С. 210-215.

8. Айзман Р. И., Петров С. В., Ширшова В. М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

9. Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 367 с.

10. Гиренко Л. А., Петров С. В., Слинькова И. П. Опасности социального характера и защита от них: учеб.-метод. комплекс. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 264 с.

11. Михайлов А. А., Петров С. В., Кисляков П. А. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие. - М.: Русский журнал, 2009. - 252 с.

12. Петров С. В., Айзман Р. И., Лысова Н. Ф. Безопасность образовательного учреждения: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2012. - 272 с.

13. Репин Ю. В., Ширшов В. Д., Гафнер В. В. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности. - Екатеринбург: УрГПУ, 2014. - 25 с.

14. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-е изд., испр., доп. - СПб: Лань, 2000. - 448 с.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1405.01

Aizman Roman Idelevich, Doctor of Biological Sciences, Professor,

Head of Department of Anatomy, Physiology and Safety of Life,

Director of Scientific Research Institute of Health and Safety of Life, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF PREPARATION OF TEACHER OF "SAFETY OF LIFE" AND WAYS OF THEIR DECISION

Abstract

In article the report made at meeting of heads of departments and faculties of a profile “Safety of life” within the limits of session of teacher-methodic commission on safety of life by training in the field of preparation of pedagogical shots on October, 2-3nd, 2014 in Novosibirsk is presented.

The article consists of three sections. In the first section the urgency of studying of the given discipline in educational institutions in connection with internal and external threats of national safety of the country (social and economic, political, military, technological, etc.), and also problems in an education system (deterioration of health ofpupils, low level of a lab our safety, high risks of suicides and psychological pressure etc.) At the same time there is a number of standard-legal documents of the different level defining formation of a healthy and safe way of life of all participants of educational process. In the second part of the report lacks of studying of discipline are analyzed and variants of their decision are offered. The special attention is given to questions of continuity of studying of sections, the course maintenance, formation of intersubjective communications, personnel potential of teachers of the organizations of the general and secondary education, to material base, educational-methodical maintenance of discipline. In the third section experience of Department of anatomy, physiology and safety of life on development of teaching of safety of life of NSPU, and scientific research institute of health and safety in the organization of system ofpreparation and retraining ofpedagogical shots on a profile “Safety of life ” and the decision of the lifted questions is stated.

Keywords

safety of life, a healthy and safe way of life, preparation and retraining ofpersonnel, standard-legal documents

REFERENCES

1. Aizman N. I., Aizman R. I., Zin'kovskaya S. M. Psychological foundations of human security. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 272 p. (In Russian)

2. Aizman R. I. Modern ideas about health and criteria for its evaluation. Siberian Education Journal. 2012, no. 9, pp. 85-90. (In Russian)

3. Aizman R. I. Health educators and students - key task of the modern school. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2012, no. 3, pp. 24-35. (In Russian)

4. Aizman R. I. Bachelor's and master teacher direction in the profile “Safety” in Novosibirsk State Pedagogical University. Problems and ways to improve the civil defense in the Russian Federation in the Siberian Federal District. Materials science and practical conference. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., pp. 34-38. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin

2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

5. Aizman R. I., Bubnov V. G., Rubanovich V. B., Subotyalov M. A. Fundamentals of medical knowledge. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 224 p. (In Russian)

6. Aizman R. I., Kazin E. M., Fedorov A. I., Shinkarenko A. S. Problems and challenges of health-related activities within the education at the present stage. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2014, no. 1, pp. 9-17. (In Russian)

7. Aizman R. I., Korolev V. A. Meaning of course “Basic Life” in the modern preparation of students. Siberian Education Journal. 2012, no. 7, pp. 210-215. (In Russian)

8. Aizman R. I., Petrov S. V, Shirshov V. M Theoretical foundations of life safety: a tutorial. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 208 p. (In Russian)

9. Aizman R. I., Shulenina N. S, Shirshov V. M. Basic of life safety. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 367 p. (In Russian)

10. Guirenko L. A., Petrov S. V., Slinkova I. P. Danger of social and protection against them. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2010, 264 p. (In Russian)

11. Mikhailov A. A., Petrov S. V., Kisliakof P. A. Danger of social and protection against them. Moscow, Russian magazine Publ., 2009, 252 p. (In Russian)

12. Petrov S. V., Aizman R. I., Lysova N. F. Safety educational institution. Novosibirsk, ARTA Publ., 2012, 272 p. (In Russian)

13. Repin Yu. V., Shirshov V. D., Gafner V. V. Educational concept of the subject Fundamentals of safety. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ., 2014, 25 p. (In Russian)

14. Rusak O. N, Malayan K. R., Zanko N. G. Life Safety. St. Petersburg, Lan Publ., 2000, 448 p. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.