Научная статья на тему 'Развитие инновационной инфраструктуры системы образования Республики Тыва как ресурс обеспечения здоровья детей в условиях достижения нового качества образования'

Развитие инновационной инфраструктуры системы образования Республики Тыва как ресурс обеспечения здоровья детей в условиях достижения нового качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
358
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ / SCHOOL HEALTH EDUCATION / INNOVATION / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / THE DEVELOPMENT OF SPORTS AND RECREATION AREAS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Монгуш Владимир Маадырович, Монгуш Чойгана Владимировна, Ондар Аяна Олеговна, Айзман Роман Иделевич

В статье рассмотрены нормативно-правовые основы инновационной деятельности через призму сохранения и укрепления здоровья обучающихся и промежуточные итоги реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. в Республике Тыва. Описываются результаты выполнения программы Федеральной стажировочной площадки по направлению «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» за 2013/2014 учебный год. Показано, что внедрение скрининговых методик мониторинга здоровья с использованием компьютерных инновационных технологий позволило за короткий срок обследовать более половины обучающихся всех возрастных групп республики и получить объективную характеристику уровня физического и психического здоровья и физической подготовленности школьников. Полученные данные могут быть использованы как нормативы для современных школьников Республики Тыва. Подведены итоги реализации Федеральной целевой программы и определены направления дальнейшей работы в области здорового и безопасного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Монгуш Владимир Маадырович, Монгуш Чойгана Владимировна, Ондар Аяна Олеговна, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formal and functional-semantic features of identifying-assimilating corr innovation infrastructure development of education system in Tuva republic as a resource to ensure the health of children in achievement of new education quality

In article is standard-legal bases of innovative activity through a prism of preservation and strengthening of pupils’ health and intermediate results of realisation of the Federal target program of a development of education for 2011-2015 in Republic Tyva are considered. Results of performance of the program of Federal experimental platforms in a direction “Distribution of models of formation of a healthy and safe way culture of life” for 2013/2014 are described. It is shown, that introduction of skreening techniques of monitoring of health with use of computer innovative technologies has allowed to survey for short term more than half of pupils of all age groups of Republic and to receive the objective characteristic of physical and mental health level and physical readiness of schoolboys. The obtained data can be used as specifications for modern schoolboys of Republic Tyva. Realisations of the Federal target program are summed up and directions of the further work in the field of a healthy and safe way of life are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной инфраструктуры системы образования Республики Тыва как ресурс обеспечения здоровья детей в условиях достижения нового качества образования»

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© В. М. Монгуш, Ч. В. Монгуш, А. О. Ондар, Р. И. Айзман DOI: 10.15293/2226-3365.1503.01

УДК 373.3 + 614

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА КАК РЕСУРС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В. М. Монгуш, Ч. В. Монгуш, А. О. Ондар (Кызыл, Россия), Р. И. Айзман (Новосибирск, Россия)

В статье рассмотрены нормативно-правовые основы инновационной деятельности через призму сохранения и укрепления здоровья обучающихся и промежуточные итоги реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. в Республике Тыва. Описываются результаты выполнения программы Федеральной стажировочной площадки по направлению «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» за 2013/2014 учебный год. Показано, что внедрение скрининговых методик мониторинга здоровья с использованием компьютерных инновационных технологий позволило за короткий срок обследовать более половины обучающихся всех возрастных групп республики и получить объективную характеристику уровня физического и психического здоровья и физической подготовленности школьников. Полученные данные могут быть использованы как нормативы для современных школьников Республики Тыва. Подведены итоги реализации Федеральной целевой программы и определены направления дальнейшей работы в области здорового и безопасного образа жизни.

Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, инновационная деятельность, безбарьерная среда, развитие спортивно-оздоровительного направления.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 и согласно задачам Федеральной целевой программы развития образования

(ФЦПРО) на 2011-2015 гг., которые отражают приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденной распоряжени-

Монгуш Владимир Маадырович - заместитель министра образования и науки Республики Тыва, Кызыл, Россия.

Монгуш Чойгана Владимировна - кандидат исторических наук, ректор Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации, Кызыл, Россия. Ондар Аяна Олеговна - кандидат биологических наук, проректор Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации, Кызыл, Россия. E-mail: ayana-82@mail.ru

Айзман Роман Иделевич - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия. E-mail: roman.aizman@mail.ru

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ем Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Национальной доктрины развития российского образования, приоритет жизни и здоровья человека отнесен к основным принципам правового регулирования в сфере образования. В частности, для решения задачи модернизации общего и дошкольного образования как института социального развития, ФЦПРО определяет комплекс мер по достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в результате чего будут распространены модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество общего образования. Прежде всего, это модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. К нормативно-правовой базе формирования здорового и безопасного образа жизни в системе образования следует также отнести следующие документы, которыми должны руководствоваться педагогические коллективы всех образовательных организаций:

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг.»,

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. от 7 сентября 2010 г. № 1507-р

- Приказ Минобрнауки РФ от 12 января 2007 г. № 7 «Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений»,

- Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности (СанПиН 2.4.2.2821-10)

- Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении феде-

ральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,

- Приказ Минобрнауки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 «Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» определяет необходимость:

- осуществления деятельности в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

- разработки, апробации и внедрения новых образовательных технологий, образовательных ресурсов;

- ориентации деятельности на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования, которая осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ при соблюдении прав и законных интересов участников образовательных отношений;

- предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий должны создавать условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику [1].

В настоящее время образовательные организации, отвечающие инновационным требованиям, могут получить дополнительную финансово-экономическую помощь, которая осуществляется через грантовую систему поддержки, действующую в системе образования Российской Федерации.

В системе образования Республики Тыва в течение ряда лет ведется серьезная работа по формированию и развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни по следующим направлениям:

- совершенствование деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры;

- создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

- создание и распространение межведомственной и этнопедагогической моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с целью совершенствования медицинского и психолого-педагогического сопровождения здоровья школьников;

- повышение значимости спорта как инструмента для решения многих социально-экономических задач;

- создание спортивной материально-технической базы в общеобразовательных организациях.

За три года (2011-2013 гг.) реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования Республики Тыва произошли значительные изменения, которые привели к реальным результатам: закуплено учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, спортивный инвентарь, современным оборудованием оснащены школьные столовые и медицинские кабинеты. Данные меры Министерства образования и науки Республики Тыва направлены на формирование здорового и образованного ученика.

Современным столовым оборудованием оснащены 82 % образовательных организаций, что позволило улучшить организацию и повысить качество питания обучающихся. Если в 2011 г. получали горячее питание 32 192 школьника, то к 2013 г. этот показатель достиг значения 47 566 школьников. Охват детей горячим питанием возрос до 89,3 %.

Доля общеобразовательных организаций, в которых осуществляется реализация программ по формированию культуры здорового питания, в 2013 г. составила 84,7 %, что на 3,1 % выше по сравнению с 2012 г. На реализацию данного направления израсходовано 18 213,1 тыс. руб.

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Министерством решена проблема оснащения медицинским оборудованием всех школ республики: в 2012 г. школы получили 1 424 единицы оборудования, в 2013 г. направлено 190 единиц бактерицидных ламп в 79 образовательных организаций, что положительно повлияло на профилактику острых респираторных заболеваний и оздоровление детей, и в целом, на улучшение качества медицинского обслуживания. По данным Министерства здравоохранения Республики Тыва, доля детей, имеющих I и II группы здоровья, сохраняется на стабильном уровне в течение последних трех лет и составляет 95 %. Общие затраты на приобретение оборудования для медицинского обслуживания учащихся в 2011-2013 гг. составили 6 288,2 тыс. руб.

95 % общеобразовательных организаций получили более 30 тыс. единиц спортивного оборудования на сумму 12 072,5 тыс. руб. и спортивного инвентаря на сумму 4 987,7 тыс. руб. Приобретение нового спортивного оборудования стало эффективным условием для развития массового спорта, конкурсного движения, подготовки чемпионов республиканского и Всероссийского уровней, продуктивным механизмом привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В 2013 г. в системе образования Республики Тыва началась реализация программы Федеральной стажировочной площадки по направлению «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 гг. по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"»; республиканской целевой программы «Развитие образования в Рес-

публике Тыва на 2011-2015 гг.», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2010 г. № 460 (в ред. постановлений Правительства РТ от 16 мая 2011 г. № 306, от 23 декабря 2012 г. № 735); Указа Главы Республики Тыва от 18 февраля 2013 г. № 30 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Республики Тыва на 2012-2017 г.»; «Концепции воспитания человека культуры в образовательных учреждениях Республики Тыва»; «Концепции взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва»; «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва».

В 2014 г. в реализации проекта было задействовано 20 общеобразовательных организаций - базовых школ (в 2013 г. - 18 общеобразовательных организаций). В 2013 г. каждая базовая школа стажировочной площадки реа-лизовывала мероприятия по одному из разработанных модулей: «Теория и методика формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС начального общего образования»; «Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками»; «Создание модели родительского всеобуча с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей в области формирования здорового образа жизни обучающихся»; «Превенция суицидов обучающихся и психолого-педагогическая реабилитация детей с учетом их этнопсихологических особенностей и социально-культурного своеобразия Республики Тыва».

В реализации программы Федеральной стажировочной площадки принимали участие специалисты общеобразовательных органи-

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

заций Республики Тыва: директора, заместители директоров по воспитательной и информационной работе, педагоги-психологи, инструкторы по физкультуре, медицинские работники. За 2013 г. обучение по программе стажировочной площадки прошли 315 специалистов образовательных организаций. Учебный курс стажировки включал разнообразные формы работы с участниками - очные формы обобщения и трансляции опыта: круглый стол, семинары-практикумы, курсы повышения квалификации. Всего за первые три квартала 2014 г. было проведено шесть курсов повышения квалификации с охватом 225 слушателей, семь семинаров по обмену опытом (243 человека), 11 дополнительных семинаров по профилактике аутодеструктивного поведения школьников (713 человек), по итогам 2013/2014 учебного года проведена научно-практическая конференция (135 человек), осуществляется научно-методическая поддержка базовых школ.

Кроме учебно-методических, организационных мероприятий, в целях оценки уровня здоровья учащихся, а также контроля эффективности проводимых мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников, обоснования выбора оздоровительных и кор-рекционных методик, проводится научно-исследовательская работа - комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся по компьютерной программе «Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ» (проф. Р. И. Айзман и др ) [9]. Результаты оценки физического и психического здоровья являются объективным критерием эффективности здоровьесбе-регающей деятельности образовательных организаций и могут служить основой для принятия управленческих решений [2-3].

Согласно плану реализации мероприятий Федеральной стажировочной площадки в

2014 и в 2015 гг. важно продолжить работу по диссеминации позитивного опыта, моделей, по внедрению и поддержке здоровье-форми-рующих и здоровьесберегающих программ в образовательных организациях республики, а также за ее пределами. Она будет осуществляться через проведение научно-практических конференций различных уровней и публикацию материалов в средствах массовой информации.

Таким образом, инновационная деятельность в образовательных организациях направлена на создание устойчивой модели образовательной практики, перспективной для дальнейшего массового внедрения. Педагоги, работая творчески, создают инновационные проекты, под которыми понимается авторский вариант решения стратегической задачи развития системы образования, результатом чего является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных организаций. Инновационное образование - это такой тип образования, который подготовит человека к жизни в динамичных, быстро меняющихся условиях и создаст фундамент для успеха в различных сферах жизнедеятельности.

Приводим краткие результаты мониторинга здоровья обучающихся школ республики, реализующих программы стажировоч-ной площадки.

Контингент испытуемых мониторингового исследования.

В диагностике приняло участие 28 371 ученик - это 50,8 % от общего числа учащихся Республики Тыва с первого по одиннадцатый классы. Форма проведения обследования: индивидуальная компьютерная диагностика показателей физического и психического здоровья, физической подготовленности по программе Р. И. Айзмана и др.(2008) [9].

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Результаты исследования. Физическое здоровье и физическая подготовленность. По результатам исследования морфофункцио-нальных параметров обучающихся видно, что показатели физического развития мальчиков почти не отличаются от девочек: рост - до 8 класса (рис. 1), масса тела - до 9 класса (рис. 2), хотя в 5-6 классах девочки несколько опережают своих сверстников по данным антропометрическим показателям. Это совпадает с литературными данными о гетерохронии физического развития учащихся разного пола в препубертатный период онтогенеза [6]. С 9 класса мальчики начинают опережать в физическом развитии девочек: так, при среднем росте 166 ± 1,7 см и массе тела 54 ± 1,5 кг, девочки имеют соответственно 160 ± 1,2 см и 52 ± 2,0 кг. Это соотношение сохраняется у них до 11 класса, что говорит о стабилизации их физического развития, тогда

как мальчики продолжают интенсивно расти и развиваться, достоверно превышая антропометрические параметры девушек (рис. 1) [7]. Параллельно физическому развитию происходит увеличение функциональных показателей, в частности жизненной емкости легких, отражающей резервы дыхательной системы (рис. 2). С 8 класса эти показатели достоверно превышают значения девушек. Более раннее превышение функциональных показателей дыхательной системы у мальчиков по отношению к увеличению роста, вероятно, связано с увеличением силы мышц.

Поэтому на следующем этапе проводилась оценка физической подготовленности обучающихся по стандартным тестам -определение силы (вис на перекладине и кистевая сила обеих рук) и скоростных качеств (бег на 30 м).

Рисунок 1. Рост (А, см) и масса тела (Б, кг) девочек и мальчиков с 1 по 11 классы

Примечание: на данном рисунке и последующих знаком * обозначены достоверные отличия между мальчиками и девочками.

3(25)2015

www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

3000

2500

2000

1500

1000 -|-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

123456789 10 11

Рисунок 2. Жизненная емкость легких (мл) у учащихся Тывы с 1 по 11 класс

Как видно, у мальчиков по сравнению с девочками отмечается преобладание силового компонента, начиная с 8 класса (рис. 3), т. е. когда возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ), тогда как скоростные качества практически не различаются между сверстниками разного пола (рис. 4). По сравнению с другими регионами страны [8], у

тувинских школьников на протяжении исследуемого периода онтогенеза силовые показатели превышают развитие скоростных, что может объясняться преимущественно мясным типом питания тувинцев и национальными особенностями образа жизни и спортивных занятий (борьба, поднятие тяжестей и т. д.).

Рисунок 3. Кистевая сила (А, кг) и время виса на перекладине (Б, сек.) девочек и мальчиков

с 1 по 11 классы

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

13

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Рисунок 4. Время бега на 30 м (сек) учащихся с 1 по 11 классы

Представленные показатели могут рассматриваться как нормативы физического и функционального развития современных учащихся Республики Тыва, что актуально в связи с отсутствием подобных нормативов для данного региона.

Психическое здоровье. В первую очередь для характеристики психического благополучия большое значение имеет уровень социально-психологической адаптации учащихся к учебной деятельности. Результаты тестирования показывают, что большинство учащихся первых классов обоего пола имеет ниже среднего и низкий уровень социально-психологической адаптации, причем, мальчики ниже, чем девочки (табл. 1). Это обусловлено более низким уровнем созревания школьно-необходимых функций у мальчиков, процессом формирования ученического коллектива и адаптация детей к новым социальным функциям, нормам поведения, характерным для школьника [5]. Основные проблемы социализации учащихся начальной школы в первые месяцы посещения школы можно обозначить как трудности социально-психологической адаптации ребенка к требованиям обучения в школе. Более низкие показатели социально-психологической адаптации среди первоклассников выявлены в основном у учащихся школ отдаленных районов республики, где не

все дети имели возможность пройти пред-школьную подготовку и социальную адаптацию в дошкольных образовательных организациях. Во втором классе сохраняется та же тенденция: опережение девочек по сравнению с мальчиками по показателям социально-психологической адаптации. В 3-4 классах уже количество мальчиков выше среднего и высоким уровнем адаптации начинает преобладать над количеством сверстниц с аналогичным уровнем. Девочки 3-4 классов имеют в основном средний и ниже среднего уровни адаптации. Это обусловлено тем, что девочки опережают сверстников в физическом и психическом развитии и раньше начинают осознавать повышение учебных требований в школе и предстоящие изменения характера обучения

[7].

В 5 классе при переходе в основную школу с разными учителями по предметам уровень социально-психологической адаптации у всех учащихся снижается: и мальчики, и девочки переходят на низкий и ниже-среднего уровни (рис. 5). Начиная с 6 класса, у девочек повышается адаптивность к системе обучения, тогда как мальчики до 8 класса практически остаются на низком уровне. В 7-9-х классах в связи с половым созреванием у большинства подростков обоего пола отмечается средний

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

14

3(25)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

уровень социально-психологической адаптации, причем, девушки опять начинают опережать мальчиков. В этот период отмечены проблемы взаимопонимания с родителями и общее снижение мотивации к учебной деятельности. Начиная с 10-го класса, учащиеся пере-

ходят на высокий уровень социально-психологической адаптации. Это может говорить о том, что ученики полностью осмыслили предстоящие испытания и относятся к этому серьёзно, реально оценивают сложившуюся ситуацию и психологически готовят себя к сдаче ЕГЭ.

Таблица 1

Распределение учащихся начальной школы по уровню социально-психологической адаптации

Уровень Учащиеся начальной школы, %

1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.

м д м д м д м д

Высокий - 1 - - - - - -

Выше среднего - 2 2 18 92 2 7 -

Средний 3 15 84 80 7 89 77 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже среднего 94 82 13 2 1 9 17 85

Низкий 3 - 1 - - - - 5

Мальчики

Девочки

100% 80% 60% 40% 20% 0%

5 6 7 8 9 10 11

100%

80%

■ низкий 60%

□ средний 40%

■ высокий

20%

0%

5 6 7 8 9 10 11

Рисунок 5. Распределение учащихся основной школы по уровню социально-психологической адаптации

Одним из важных показателей психического благополучия является состояние психоэмоциональной сферы, и в частности, уровень школьной, тревожности [4]. Количество учащихся первых классов с высоким уровнем

школьной тревожности составляет более 90 % (табл. 2), что согласуется с их низким уровнем социально-психологической адаптации (табл. 1).

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

15

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Проявлениями таких состояний могут быть тревожность, фрустрация, депрессия, недостаток уверенности в себе, невротические проявления [4; 6]. Во втором классе у большинства мальчиков еще сохраняется высокий и выше среднего уровни школьной тревожности, тогда как девочки в основном переходят на более низкий и средний уровни. В 3-4 классах большинство детей имеют средний и выше среднего уровни школьной тревожности. Эти

данные свидетельствуют о необходимости создания в начальной школе, и особенно в первых классах, наиболее комфортного, благоприятного психологического климата для предотвращения негативного отношения к школе и нарушений здоровья. Именно психовегетативные расстройства, по данным Министерства здравоохранения, в последние годы увеличиваются наиболее быстрыми темпами.

Таблица 2

Распределение учащихся начальной школы по уровню школьной тревожности

Уровни Учащиеся начальной школы, %

1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.

м д м д м д м д

Высокий 97 92 3 - - - - -

Выше среднего 3 3 90 3 3 19 14 17

Средний - 5 7 97 87 80 75 95

Ниже среднего - - - - 10 1 11 -

Низкий - - - - - - - -

В 5-6-х классах количество подростков, особенно мальчиков, с высоким уровнем школьной тревожности опять превышает 90 %, что совпадает со снижением их уровня социально-психологической адаптации. В 7-10-х классах учащиеся в основном характеризуются средним и даже низким уровнем тревожности, что свидетельствует о хорошей психоэмоциональной атмосфере в образовательных организациях и достаточной адаптации к учебной деятельности. Причем, чем старше становятся учащиеся, тем ниже их уровень не

только школьной, но и личной и ситуативной тревожности. Однако в 11-х классах почти все выпускники школ характеризуются высоким уровнем личной, ситуативной и школьной тревожности, что, вероятно, обусловлено необходимостью сдачи ЕГЭ и выбором своего жизненного и профессионального маршрута в связи с окончанием школы. Это диктует необходимость привлечения в выпускные классы психологов и профориентологов для работы с учащимися по организации им социально-психологической помощи.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

16

3(25)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

100% 80% 60% 40% 20% 0%

5 6 7 8 9 10 11

Iнизкии средний высокиИ

100% 80% 60% 40% 20% 0%

1 I I I

5 6 7 8 9 10 11

Рисунок 6. Распределение учащихся основной школы по уровню школьной тревожности (%) с 5 по 11 классы

В результате проведенного мониторинга состояния здоровья учащихся общеобразовательных организаций республики Тыва были выпущены методические пособия в двух частях «Анализ состояния здоровья обучающихся Республики Тыва с использованием компьютерной программы «Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ».

Проведенная работа по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» позволяет выделить следующие наиболее существенные результаты:

- Увеличилось количество образовательных организаций, где есть собственный лицензированный медицинский кабинет или кабинет на условиях договора пользования 79,78 % (2011 г. - 59,89 %, 2012 г. - 64,41 %).

- Осуществлено обеспечение медицинского обслуживания в общеобразовательных организациях, включая наличие современных медицинских кабинетов и медицинского персонала, проведение мониторинга здоровья обучающихся и

оценка ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними.

- Повысилась эффективность межведомственного сотрудничества органов здравоохранения и образования: центры здоровья сотрудничают со школами в области формирования здорового и безопасного образа жизни, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма.

По направлению развития спортивного конкурсного движения, совершенствования системы преподавания уроков физической культуры, обеспечения условий для занятия физической культурой и спортом наблюдается устойчивая позитивная динамика, которая проявляется по следующим признакам:

- практикуется использование инновационных программ, методик, технологий физического воспитания и преподавания уроков физической культуры;

- повысилась массовость и разнообразие форм спортивных соревнований;

- увеличился охват детей спортивными секциями, их посетили 14 292 учащихся (12 861 чел. в 2012 г.).

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

17

3(25)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Вдвое увеличилось количество образовательных организаций, где создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

По итогам 2013 г. доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций составляет 65,03 % (в 2011 г. - 32,77 %, в 2012 г. - 51,98 %).

Работа по совершенствованию сохранения и укрепления здоровья школьников планируется по следующим направлениям:

- Совершенствование эффективной модели межведомственного взаимодействия по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.

- Модернизация инфраструктуры для обеспечения условий для занятий физической культурой во всех общеобразовательных организациях. Будет продолжена работа по обновлению материальной спортивной базы школ, реконструкции имеющихся спортивных площадок, созданию спортивных комплексов, в том числе обеспечению спортивным оборудованием, инвентарем и спортивной экипировкой.

- Создание механизмов для стимулирования эффективной работы тренерско-пре-подавательских кадров и привлечения молодых специалистов, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

- Формирование эффективной адресной поддержки спортивно-одаренным детям, в том числе из сельской местности, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

- Содействие организации занятий физической культурой и массовым спортом по месту жительства.

- Обобщение и распространение опыта эффективной организации физкуль-турно-спортивной работы и использования здоровьесберегающих технологий в государственных учреждениях физической культуры и спорта, кругов и муниципалитетов и образовательных организаций.

- Проведение мониторинговых исследований эффективности работы образовательных организаций по здоровьесбере-жению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // Российская газета. - 2012. - № 5976. - 2 полоса.

2. Айзман Р. И. Здоровье обучающихся и педагогов - ключевая задача современной системы образования // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 2(38). - С. 83-87.

3. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 85-90.

4. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В. Мониторинг психического здоровья учащихся, студентов и преподавателей // Социокультурные проблемы современного человека: материалы III Международной научно-практической конференции. - 2008. -Ч. 1. - С. 216-219.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

18

3(25)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

5. Айзман Р. И., Пирумова И. В., Суботялов М. А. Мальчики-девочки: как их учить? // Здоровье детей. - 2006. - № 7. - С. 8-12.

6. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Лысова Н. Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В. М. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 335 с.

7. Красильникова В. А., Будук-Оол Л. К., Айзман Р. И. Морфофункциональное развитие школьников тувинской и русской национальностей // Физиология человека. - 2008. - Т. 34, № 1. - С. 74-82.

8. Медведев И. В. Развитие скоростного и силового компонентов функциональной структуры скоростно-силовых способностей у мальчиков-школьников 7-17 лет различных типов физического развития региональной популяции [Электронный ресурс] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. № 6 (100). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-skorostnogo-i-silovogo-komponentov-funktsionalnoy-struktury-skorostno-silovyh-sposobnostey-u-malchikov-shkolnikov-7-17-let#ixzz3Qg3H9Cjn (дата обращения: 11.04.2015)

9. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ. Регистрационное свидетельство № 0320800711 от 27 марта 2008 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 12938

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

19

2015, Vol. 5, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1503.01

Mongush Vladimir Maadyrovich, Deputy Minister of Education and

Science of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. Mongush Choigana Vladimirovna, Candidate of History Sciences, Rector of Tuvan State Institute of retraining and training, Kyzyl, Russian Federation. Ondar Ayana Olegovna, Candidate of Biological Sciences, Vice-Rector of Tuvan State Institute of retraining and training, Kyzyl, Russian Federation. E-mail: ayana-82@mail.ru Aizman Roman Idelevich, Doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Worker of Science, Head of the Department of Anatomy, Physiology and Safety of Life, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: roman.aizman@mail.ru

FORMAL AND FUNCTIONAL-SEMANTIC FEATURES OF IDENTIFYING-ASSIMILATING CORR INNOVATION INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM IN TUVA REPUBLIC AS A RESOURCE TO ENSURE THE HEALTH OF CHILDREN IN

ACHIEVEMENT OF NEW EDUCATION QUALITY

In article is standard-legal bases of innovative activity through a prism of preservation and strengthening ofpupils ' health and intermediate results of realisation of the Federal target program of a development of education for 2011-2015 in Republic Tyva are considered. Results ofperformance of the program of Federal experimental platforms in a direction "Distribution of models offormation of a healthy and safe way culture of life" for 2013/2014 are described. It is shown, that introduction of skreening techniques of monitoring of health with use of computer innovative technologies has allowed to survey for short term more than half ofpupils ofall age groups ofRepublic and to receive the objective characteristic ofphysical and mental health level and physical readiness of schoolboys. The obtained data can be used as specifications for modern schoolboys ofRepublic Tyva. Realisations of the Federal target program are summed up and directions of the further work in the field of a healthy and safe way of life are defined.

School health education, innovation, barrier-free environment, the development of sports and recreation areas.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. About Education in the Russian Federation. Federal Law from December, 29th, 2012 № 273. Ros-siyskaya gazeta. 2012, no. 5976, 2 p.

2. Aizman R. I. Health of pupils and teachers - a key problem of a modern education system. Health-saving formation. 2014, vol. 2 (38), pp. 83-87.

Abstract

Keywords

REFERENCES

© 2011-2015 Bulletin NSPU

All rights reserved

20

2015, Vol. 5, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

3. Aizman R. I. Modern sights about health and its estimation criteria. Siberian Pedagogical Journal. 2012, no. 9, pp. 85-90.

4. Aizman R. I, Aizman N.I., Rubanovich V. B, Lebedev A.V. Monitoring of mental health of pupils, students and teachers. Social and cultural problems of the modern person. 2008, part 1, pp. 216-

219.

5. Aizman R. I, Pirumova I. V., Subotjalov M. A. Boys-girls: how them to learn? Health of children. 2006, no. 7, pp. 8-12.

6. Developmental anatomy, physiology and hygiene. The manual by Lysova N. F., Aizman R. I, Zavjalova J. L., Shirshova V. M. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 335 p.

7. Krasilnikova V. A., Buduk-Ool L. K., Aizman R. I. Morphofunctional development of schoolboys of Tuvinian and Russian nationalities. Human physiology. 2008, vol. 34, no. 1, pp. 74-82.

8. Medvedev I. V. Development of high-speed and power components of functional structure of speed-power abilities at schoolboys of 7-17-years old of various types of physical development in regional population. Scientific notes of University of P. F. Lesgaft. 2013, no. 6 (100). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-skorostnogo-i-silovogo-komponentov-funktsionalnoy-struktury-skorostno-silovyh-sposobnostey-u-malchikov-shkolnikov-7-17-let#ixzz3Qg3H9Cjn

9. A methodics of a complex estimation of health of pupils of comprehensive schools. The registration certificate № 0320800711 from March, 27th, 2008 FSUP scientific and technological centre "Information registry" № 12938. Aizman R. I, Aizman N.I., Rubanovich V. B, Lebedev A.V.

© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.