5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ISSN 2226-3365
© Ю. В. Репин
DOI: 10.15293/2226-3365.1405
УДК 378.1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю. В. Репин (Екатеринбург, Россия)
В статье анализируются основные проблемы развития предмета обучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе общего образования, которые необходимо решить руководству образовательных организаций, органам управления образования по внедрению в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования. Отмечается, что в современных условиях необходимо обратить серьезное внимание на формирование культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. В статье выделяются основные направления подготовки учителя безопасности жизнедеятельности - учителя ХХ1 века, способного научить и убедить молодое поколение в необходимости соблюдения правил современной жизни, ведении здорового и безопасного образа жизни, обращая особое внимание на личную и общественную безопасность. В качестве выводов отмечаются вопросы необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс унифицированной основной образовательной программы подготовки студентов педагогических вузов по профилю «Безопасность жизнедеятельности», приемлемой во всех регионах России, а также внесение предложений для разработки проекта профессионального стандарта учителя безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», учитель безопасности жизнедеятельности, здоровый и безопасный образ жизни, образовательный кластер безопасности жизнедеятельности.
Последние изменения в системе образо- Требования документов только для разработ-
вания производят впечатление, что образова- чиков. Где начинается практика - там возни-
ние нашему государству нужно только на бу- кают проблемы.
маге: ФГОСы, ГОСы, Закон об образовании.
Репин Юрий Викторович - кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии наук экологии, безопасности человека и природы.
E-mail: [email protected]
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Закон «Об образовании в Российской Федерации» представлен в таком объеме, что его сложно изучить, а тем более соблюдать. Например, на наш взгляд, в законе не целесообразно иметь статью о задолженностях студентов и переводе их с курса на курс. Все это можно отразить в различных разработанных положениях. В тексте закона много разъяснительного материала. Мы считаем, что закон должен содержать основные положения, закрепляющие процесс, и долго использоваться. Остальное всё можно отразить в нормативных актах.
Возьмем ФГОС общего образования. Разработанная ранее Образовательная концепция образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» предполагает обучение учащихся вопросам безопасности с 1 по 11 классы. В начальной школе в виде «Окружающего мира», в основной и старшей школе - курс ОБЖ. Ввиду нехватки учителей безопасности жизнедеятельности было принято решение передать учителям начальных классов проведение занятий по этой тематике. Но учителя начальных классов сделали этот предмет своим, не всегда выполняя требования стандартов. Это можно исправить.
А вот когда мы начнем рассматривать требования ФГОС, то увидим, что образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» в них почти отсутствует. «Окружающий мир» отнесли к естествознанию, в основной школе ОБЖ - к образовательной области «Физическая культура и ОБЖ» и только в среднем образовании есть «Основы безопасности жизнедеятельности». А где же основной предмет обучения ОБЖ? Ранее, когда ОБЖ был в национально-региональном компоненте, у него было свое определенное место. Там было все понятно.
До сих пор нет ни одного документа, который бы определил место образователь-
ной области «Безопасность жизнедеятельности» в системе образования, даже высшего. Куда во ФГОС ВПО отнесли бакалавра профиля «Безопасность жизнедеятельности»? К естественнонаучному направлению педагогического образования, вместе с географией, биологией, экологией. С одной стороны, это можно понять, ведь безопасность жизнедеятельности зиждется на этих знаниях. Где же свое собственное начало? Оно растворилось во всех дисциплинах. Хотим напомнить, что основная цель предмета ОБЖ - это формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Думаем, не нужно напоминать сложность этого процесса. От случая к случаю, на редких мероприятиях, во второстепенных условиях это не сделаешь. Это сложный педагогический процесс, и отношение к нему должно быть серьезное, а не примерное, что нам предлагают в некоторых программах. Формирование знаний, умений и навыков нам понятно, а вот как формировать убеждение в соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности - этому почему-то многие не учат. Для этого в учебном плане есть дисциплина «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» с большим объемом лекционных, практических и лабораторных занятий.
Разрозненность учебных программ, как в образовательных организациях общего, так и высшего педагогического образования приводит к различному толкованию самого образовательного процесса. Недопонимание значимости предмета ОБЖ руководителями образовательных организаций приводит к хаосу в процессе обучения. Хотя все хотят видеть положительный результат. Он будет тогда, когда будет квалифицированный учитель и четко организованный образовательный процесс. Где его взять? Ведь кадровая политика в
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
образовательных организациях относительно учителей ОБЖ на низком уровне.
В современных условиях только та нация, которая сумеет создать более совершенную систему «Учитель», сделается лидером XXI века (Н. Н. Моисеев). По сути, речь идет о качественно новой работе учителя в изменяющихся социально-педагогических условиях.
Каким должен быть преподаватель-организатор ОБЖ? Наверное, в идеале, это, прежде всего, человек, повидавший трудности, испытавший на себе влияние опасных ситуаций, имеющий основание учить по принципу: делай, как я. Он должен сам любить детей и убеждать в необходимости быть осторожными и предусмотрительными. Нужны большой объем знаний, умение творчески донести их до обучаемых, увлечь ребят, азартность энергичность.
Процесс обучения курсу ОБЖ, независимо от его структуры, содержания и направленности, является творческим процессом формирования собственного отношения учащихся к предмету, событиям и явлениям действительности. Каждое занятие и встреча с обучаемыми не должны быть похожи друг на друга. Всякий раз они строятся с учетом многих, как постоянных, так и приходящих обстоятельств и являются творчеством преподавателя. Творчество невозможно без глубокого знания педагогики, психологии, передового опыта обучения и воспитания. Преподаватель-организатор ОБЖ - это личность уникальная, имеющая опыт и знания во всех образовательных дисциплинах, способная творчески анализировать любую ситуацию, найти и подсказать обучаемым их действия в процессе жизнедеятельности.
Нам вспоминается диалог с одним из докторов наук из Германии, который присутствовал на одном из семинаров в Московском
педагогическом государственном университете (еще жив был Валерий Васильевич Марков). Он говорил о процессе обучения безопасности в быту у себя в стране. В Германии должность этого учителя высокооплачиваемая, допускаются к ней только специалисты, проходящие специальный конкурс каждые два года.
У нас же пока не пройдет этот стереотип военного руководителя, многими отвергаемый, успеха не будет. Кто идет учиться на профиль «Безопасность жизнедеятельности»? Выпускники в основном сельских школ, в большей степени женского пола. В селе больше понимают необходимость нашего сложного процесса. Понимание идет с окраин.
Что касается учебников и учебных пособий. Казалось бы, с этим все хорошо. Много учебников, утвержденных Министерством образования и науки РФ, но они зачастую отдалены от учебного процесса. Возьмите примерную программу ОБЖ для 5-9 классов, соответствующую ФГОС. Вопросы пожарной безопасности, изучаемые в 5 классе; может кто-то найдет их содержание в учебниках для 5 класса? Такое же состояние и в высшем педагогическом образовании. Самостоятельность образовательных организаций в определении основной образовательной программы все-таки должна еще и поддерживаться административным ресурсом, регулирующим эту деятельность. Как можно это осуществить, если нигде в органах управления образованием нет специалиста, способного это организовать. Например, учебно-методи-
ческое объединение в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и учебно-методическое объединение Московского педагогического государственного университета стоят на разных позициях и, наверное, никогда не будут иметь единого мнения.
5(21)2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Вот и остались мы со своими проблемами наедине. Учитель с учащимся; декан со студентами и т. д. Каждый пытается справиться по-своему. А чиновники, издав стандарты, остаются сторонними наблюдателями и проверяющими. Мы же на «передовой» педагогического образования.
Получается, мы начинаем все сначала, как было 20 лет назад - населению и педагогическим работникам нужны грамотные и полезные для общества люди, а чиновники снова поставили нам задачи и остались в стороне. Хотя уже в некоторых регионах находится взаимопонимание благодаря МЧС РФ.
Свердловская область в этой трудной работе имеет свои успехи и опыт развития регионального образования по новому стандарту. Например, в лицее № 110 г. Екатеринбурга: «Окружающий мир» - в 3 и 4 классах, ОБЖ - в 5, 8 и т. д. Формирование культуры не может быть с перерывами, оно должно быть непрерывным в учебной и внеклассной деятельности. Мы работаем по региональным программам (1992 г., 2006 г.), где бюджет учебного времени составлял - 400 часов с 1 по 11 классы. А по ФГОС, оказывается, времени не хватает! Общеизвестно выражение: «Добрая школа - хорошо, умная школа - великолепно, но ребенок должен быть подготовлен к жизни». Цель школы сейчас подготовить выпускника к ЕГЭ, а родителей - чтобы ребенок поступил в вуз, неважно куда, лишь бы получить высшее образование.
Мы ведь с вами имеем государственную позицию и, наверное, все-таки убеждением и методическим руководством способны, хотя бы каждый на региональном уровне, попробовать исправить ситуацию. В России в каждом федеральном округе есть центры по развитию преподавания в области безопасности жизнедеятельности. В чем заключается эта работа? Мы в Уральском государственном
педагогическом университете на факультете безопасности жизнедеятельности осуществили следующее:
- разработали образовательную концепцию предмета ОБЖ для образовательных учреждений Свердловской области;
- организовали встречу по этому вопросу с руководством Министерства образования области - нас только услышали, а поддержки мы не получили, т. к. нет финансирования;
организовали с несколькими директо-
рами школ встречи и разъяснительную работу - ровно 80 % школ нас поддержали;
- начали разработку новой региональной программы по ОБЖ, определили направления.
Эту работу ведет Уральский региональный учебно-методический центр по развитию преподавания в области безопасности жизнедеятельности (в его составе директор и два специалиста по учебно-методической работе). Активную работу ведет вновь созданная научная школа безопасности жизнедеятельности, которая зарегистрирована в академии естественных наук и имеет сертификат соответствия. Научную деятельность школы возглавляет доктор педагогических наук, профессор В. Д. Ширшов. Опробовав эту деятельность в своем регионе, мы действительно готовы к выходу за рамки области, а именно в Челябинскую, Курганскую, Тюменскую области. Хотя уже в некоторых вопросах мы имеем их поддержку.
И вот на основании объема знаний и компетенций учащихся мы планируем создать портрет студента-выпускника, определив его знания и компетенции, способность к педагогической работе по формированию полезного человека для общества. Правда, тут нам все время встречаются трудности. Работали по одному стандарту, появился другой. Пытаемся сами создать профессиональный
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
стандарт учителя безопасности жизнедеятельности. Не тот, что определяют сверху, а приближенный к образованию. Учитель должен быть подготовлен одинаково к профессиональной деятельности. Он ведь и в Екатеринбурге, и в Новосибирске, и в Хабаровске, и в Москве выполняет одну и ту же миссию.
Таким образом, объединившись, мы можем без помощи чиновников, в своих регионах, организовать нормативную деятельность по формированию единого образовательного пространства культуры безопасности в России, выполнив требования ФГОС общего образования и ФГОС ВПО по безопасности жизнедеятельности, что не выпол-
нила ранее созданная Ассоциация специалистов в области безопасности жизнедеятельности, возглавляемая Л. И. Шершнёвым. Большая работа в методическом руководстве выполняется и в вашем университете, она заслуживает высокой оценки.
Каждая образовательная область имеет свою научную основу, устоявшуюся программу обучения в школе и в вузе, учебники и учебные пособия по этим программам, безопасность жизнедеятельности не должна стать исключением. Считаем, что общими усилиями мы также можем решить и эти вопросы. Ведь перед нами стоит государственная задача.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: уч. посо-
бие; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 140 с.
2. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: уч. пособие для
студентов пед. вузов. М.: Дрофа, 2005. - 191 с.
3. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований
(педагогические науки, 2002-2012 гг.). Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
4. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для об-
разовательных организаций общего образования Свердловской области / Авт.-сост. Репин Ю. В., Ширшов В. Д., Гафнер В. В. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 25 с.
5. Ширшов В. Д., Репин Ю. В. Создание научно-педагогической школы «Образовательный
кластер формирования культуры безопасности» // Педагогическое образование в России. -№ 2. - 2014. - С. 124-128.
6. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание: уч. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. - Екате-
ринбург, 2013. - 222 с.
7. Репин Ю. В. ОБЖ - фундамент качественного образования // Педагогическое образование в
России. - № 1. - 2012. - С. 119-126.
8. Репин Ю. В. Индивидуальный проект школьника // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -
№ 6. - 2011.
9. Репин Ю. В. Подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Ос-
новы безопасности жизни. - № 7. - 2011.
10. Репин Ю. В. Магистерская программа в действии // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -
№ 7. - 2011.
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1405
Repin Yuri Viktorovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Safety, Ural State Pedagogical University, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russian Federation, Full Member of Academy of Sciences of Ecology,
Man and Nature, Yekaterinburg, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
CURRENT STATUS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF CULTURE OF SAFETY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION
Abstract
The article analyzes the main problems of development of the main subject “Basics of life safety ” in the General education system that need to be addressed by educational institutions, education authorities on the implementation in the educational process of the Federal state educational standards of primary and secondary education. It is noted that in modern conditions it is necessary to pay serious attention to the creation of a culture of safety the younger generation. The article highlights the main areas of teacher preparation, safety - teachers of the XXI century, able to teach and convince the younger generation in compliance with the rules of modern life, maintaining a healthy and safe lifestyle, paying particular attention to personal and public safety. The conclusions are issues of development and implementation in the educational process unified the main educational program of training of students ofpedagogical universities on the profile of “safety ” that is acceptable in all regions of Russia, as well as making proposals for project development of professional standards for teachers of safety.
Keywords
subject “Basics of life safety”, the teacher of life safety, healthy and safe lifestyle, educational cluster safety
REFERENCES
1. Melnikova N. F. The Theory and methods of teaching life safety. Manual. Ekaterinburg, 2011,
140 p. (In Russian)
2. Repin Y. V. Security and protection of human rights in emergency situations. Manual for students of the Institute. Moscow, Drofa Publ., 2005, 191 p. (In Russian)
3. Gafner V. V. Safety Culture: analytical review of dissertation research (pedagogical science, 2002-2012). Ekaterinburg, 2013, 200 p. (In Russian)
4. The educational concept of the subject “Basics of life safety” for educational institutions of General education of Sverdlovsk region. (Ed.) Repin Y. C., Shirshov C. D., Gafner V. V. Ekaterinburg, 2014, 25 p. (In Russian)
5. Shirshov V. D., Repin Y. V. The Creation of scientific-pedagogical school “Educational cluster formation safety culture”. Pedagogical education in Russia. no. 2, 2014, pp. 124-128. (In Russian)
6. Shirshov V. D. Spiritually-moral education. Textbook. Ekaterinburg, 2013, 222 p. (In Russian)
7. Repin Y. V. Life safety - the Foundation of quality education. Pedagogical education in Russia. no. 1, 2012, pp. 119-126. (In Russian)
© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
8. Repin Y. V. Individual project student. Life safety. The basics of life security. no. 6, 2011. (In Russian)
9. Repin Y. V. Preparation of bachelors in the field of security of life. Life safety. The basics of life security. no. 7, 2011. (In Russian)
10. Repin Y. V. Individual student project. Life safety. The basics of life security. no. 7, 2011. (In Russian)