Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»'

Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1210
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЖ / МЕТОДИКА ОБЖ В ШКОЛЕ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / AESTHETIC EDUCATION / FORMS OF EDUCATION / BASICS OF LIFE SAFETY / PUPILS / METHODS OF TEACHING BASICS OF LIFE SAFETY / METHODS OF TEACHING BASICS OF LIFE SAFETY AT SCHOOL / EDUCATIONAL AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафнер Василий Викторович, Ширшов Владимир Дмитриевич

В статье обсуждаются проблемы сущности, целей, направлений эстетического воспитания школьников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»). Школьники должны быть способны воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание не ограничивается сферой прекрасного, так как целями эстетического воспитания в курсе «ОБЖ» являются воспитание высоконравственной личности, патриота родины, здорового человека, готовности жизнедеятельности по законам красоты, культуры безопасности. Факторами эстетического воспитания в курсе «ОБЖ» являются имидж учителя, отношения между учителями и школьниками, использование наглядных и учебных пособий, оформление классов и коридоров образовательных организаций с целью формирования культуры безопасности, подготовка и проведение праздников, активное участие школьников в мероприятиях патриотической направленности и т. д. В статье рекомендуется тематика уроков «ОБЖ», имеющая эстетическую направленность. Основной акцент в программе «ОБЖ» делается на приобретении умений и навыков предвидения опасности и прогнозирования риска, однако в программах каждого класса есть темы, касающиеся эстетического воспитания школьников, поэтому возникает необходимость использовать эффективные методы и приемы в урочной и внеклассной деятельности, которые обогатят систему занятий по эстетическому воспитанию школьников. Делается вывод о том, что жить по законам красоты значит жить по законам безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафнер Василий Викторович, Ширшов Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE SUBJECT "BASICS OF LIFE SAFETY"

The article discusses the essence, goals and directions of aesthetic education in the course “Basics of Life Safety”. Students must be able to perceive and appreciate the beautiful, tragic, comic, ugly in life and art, to live and work “according to the laws of beauty”. Aesthetic education is not limited to fine arts, since the goals of aesthetic education in the course “Basics of Life Safety” are: the education of a moral person, a patriot of the Motherland; education for health; education; readiness live according to the laws of beauty; fostering a culture of safety. The factors of aesthetic education in the course “Basics of Life Safety” are: the image of the teacher, relationships between teachers and pupils, the use of visual and teaching aids, the design of the classes and corridors of educational institutions to teach safe lifestyle, preparation and carrying out of holidays, active participation of students in Patriotic events and activities, etc. In the article it is recommended that the topics of the lessons of “Basics of Life Safety” should focus on aesthetic upbringing. The main focus of the program “Basics of Life Safety” is on the skills of foreseeing danger and predicting risk. In the programs each class has a theme related to aesthetic education, therefore there is a need to use effective methods and techniques at the lessons and in extra-curricular activities that will enrich the system of classes on the aesthetic education of schoolchildren. It is concluded that to live according to the laws of beauty is to live according to the laws of security.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372,835:37.036

ББК 426.689-005.4 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Гафнер Василий Викторович,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail gafner@mail.ru

Ширшов Владимир Дмитриевич,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург; пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: shvd66@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эстетическое воспитание; формы воспитания; основы безопасности жизнедеятельности; школьники; методика преподавания ОБЖ; методика ОБЖ в школе; средства воспитания.

АННОТАЦИЯ. В статье обсуждаются проблемы сущности, целей, направлений эстетического воспитания школьников в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»). Школьники должны быть способны воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание не ограничивается сферой прекрасного, так как целями эстетического воспитания в курсе «ОБЖ» являются воспитание высоконравственной личности, патриота родины, здорового человека, готовности жизнедеятельности по законам красоты, культуры безопасности. Факторами эстетического воспитания в курсе «ОБЖ» являются имидж учителя, отношения между учителями и школьниками, использование наглядных и учебных пособий, оформление классов и коридоров образовательных организаций с целью формирования культуры безопасности, подготовка и проведение праздников, активное участие школьников в мероприятиях патриотической направленности и т. д. В статье рекомендуется тематика уроков «ОБЖ», имеющая эстетическую направленность. Основной акцент в программе «ОБЖ» делается на приобретении умений и навыков предвидения опасности и прогнозирования риска, однако в программах каждого класса есть темы, касающиеся эстетического воспитания школьников, поэтому возникает необходимость использовать эффективные методы и приемы в урочной и внеклассной деятельности, которые обогатят систему занятий по эстетическому воспитанию школьников. Делается вывод о том, что жить по законам красоты - значит жить по законам безопасности.

Gainer Vasily Viktorovish,

Candidate of Pedagogy, Head of Department of Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Shirshov Vladivir Dmitrievish,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University; Ekaterinburg, Russia.

AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE SUBJECT "BASICS OF LIFE SAFETY"

KEY WORDS: aesthetic education; forms of education; basics of life safety; pupils; methods of teaching Basics of Life Safety; methods of teaching Basics of Life Safety at school; educational aids.

ABSTRACT. The article discusses the essence, goals and directions of aesthetic education in the course "Basics of Life Safety". Students must be able to perceive and appreciate the beautiful, tragic, comic, ugly in life and art, to live and work "according to the laws of beauty". Aesthetic education is not limited to fine arts, since the goals of aesthetic education in the course "Basics of Life Safety" are: the education of a moral person, a patriot of the Motherland; education for health; education; readiness live according to the laws of beauty; fostering a culture of safety. The factors of aesthetic education in the course "Basics of Life Safety" are: the image of the teacher, relationships between teachers and pupils, the use of visual and teaching aids, the design of the classes and corridors of educational institutions to teach safe lifestyle, preparation and carrying out of holidays, active participation of students in Patriotic events and activities, etc. In the article it is recommended that the topics of the lessons of "Basics of Life Safety" should focus on aesthetic upbringing. The main focus of the program "Basics of Life Safety" is on the skills of foreseeing danger and predicting risk. In the programs each class has a theme related to aesthetic education, therefore there is a need to use effective methods and techniques at the lessons and in extra-curricular activities that will enrich the system of classes on the aesthetic education of schoolchildren. It is concluded that to live according to the laws of beauty is to live according to the laws of security.

»соответствии с классическим опре- ванию идейной сущности и форм прекрас-^делением эстетика - «философское ного в художественном творчестве, в приучение об искусстве как особом виде обще- роде и в жизни» [3]. Для педагогов в фор-ственной идеологии, посвященное исследо- мировании данной «общественной идеоло-

В с

д

© Гафнер В. В., Ширшов В. Д., 2017

гии» существует свое направление приложения усилий - эстетическое воспитание.

В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [8].

Необходимо заметить, что эстетическое воспитание не ограничивается сферой прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, ответственность перед обществом и его будущим. Кроме того, такое воспитание включает в себя ряд зависящих от него понятий, среди которых - эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.

Сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [18].

Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но и прежде всего в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству [9].

В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

- эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучеб-ной воспитательной работы;

- приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п. [16].

Эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Оно ведется при изучении всех учебных предметов в течение всего времени обучения. Средствами эстетического воспитания учащихся являются труд, искусство, природа, окружающая среда, быт.

К качествам, которые характеризуют эстетическую воспитанность учащихся, мы

относим следующие: осведомленность в искусстве, понимание прекрасного, наличие эстетических норм и эстетического вкуса, умение видеть, слышать прекрасное, давать ему оценку, проявлять художественные способности.

Целями эстетического воспитания при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) являются:

- воспитание высоконравственной личности, патриота родины;

- воспитание здорового человека;

- воспитание готовности жизнедеятельности по законам красоты;

- воспитание культуры безопасности.

Факторами эстетического воспитания

при изучении предмета ОБЖ являются имидж учителя, отношения между учителями и учащимися, использование наглядных и учебных пособий, оформление классов и коридоров образовательных организаций с целью формирования культуры безопасности, подготовка и проведение праздников, активное участие учащихся в мероприятиях патриотической направленности и т. д.

Эффективность эстетического воспитания во многом зависит от имиджа учителя по ОБЖ, так как он принадлежит к профессиональной страте, ограниченной рамками специализации, кругом специалистов, занятых одним делом, профессиональным языком и особой корпоративной культурой, и должен обладать имиджеологической компетентностью.

В научных исследованиях имидж делят на следующие виды.

1. Неподвижный имидж - внешний вид, одежда, прическа, макияж (эстетика лица), аксессуары, обувь, украшения.

2. Подвижный имидж - манеры поведения, речь, этика, этикет, четкость движений, жесты и мимика, вербальные и невербальные средства общения, внутреннее соответствие образу профессии - внутреннее «Я».

Внешний образ человека отражает «не только нравственно-эстетические нормы, религиозные пристрастия, но и эстетические ценности, художественные идеалы, представления о чести, мужественности, власти и т. д.» [14, с. 202].

Внешний облик помогает учителю привлечь к себе внимание других людей, создать положительный настрой в общении. Стиль одежды учителя должен стать эстетическим эталоном для учащихся. Не стоит бояться деловых костюмов: шейные платки, элегантная бижутерия, ажурные вязаные воротнички на деловых темных платьях - это не только красиво, но и модно. Предпочтительна обувь на каблучках, так как наличие их прибавляет уверенность

человеку. Не стоит увлекаться яркостью и в то же время нельзя допускать мрачности в одежде - все это сказывается на настроении в школе. Кроме этого, учащиеся должны видеть положительную эмоциональную реакцию учителя на красивое и отрицательную - на уродливое.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа. Все важно: как мы сидим, стоим, ходим, что происходит с нашей мимикой, жестами. Внешний образ - это техника игры, особая форма выражения своего отношения к теме разговора, передача своего эмоционального отношения к своему учебному предмету, владение самопрезентацией, режиссура всего хода взаимодействия.

При этом имидж учителя по ОБЖ имеет ряд отличий от имиджа учителей-предметников:

- как правило, учитель по ОБЖ чаще других командует при строевой подготовке учащихся, проводит смотры песни и строя, что требует наличия «командного голоса», знания строевых приемов;

- на занятиях учитель по ОБЖ чаще других преподавателей демонстрирует наглядные пособия, кинофильмы, имеющие негативное влияние на эмоциональную сферу личности (катастрофы, пожары, аварии, конфликты, боевые действия, тяжелые ранения, гибель людей и т. д.);

- готовит старшеклассников к военной службе в армии, организует стрельбы из военного оружия, проводит тренировки с противогазами, налаживает связи с военными комиссариатами и т. д.;

- отвечает за организацию безопасности образовательного учреждения.

Организуя обучение учащихся на уроках ОБЖ, воспитывая в детях культуру безопасности, необходимо руководствоваться не устаревшим понятием «спаси и исправь», а принципом «предвидеть и предупредить». Статистика свидетельствует, что главная причина большинства несчастных случаев - ошибки самого человека. Человек что-то не предусмотрел, что-то преднамеренно нарушил, чем-то пренебрег, а в итоге - травма, болезнь.

Мы считаем, что детей нужно с самых ранних лет обучать и воспитывать в духе безопасной жизнедеятельности. На практике мы наблюдаем, что молодые люди не всегда выполняют установку на неукоснительное выполнение правил безопасности. Часто дети ориентируются на выборочное соблюдение правил безопасности в зависимости от обстоятельств. Такой прагматизм, как правило, негативно влияет на процесс обучения ОБЖ.

Особенностью преподавания предмета «ОБЖ» является то, что учитель рассказывает, показывает (демонстрирует) природные, техногенные, антропогенные, экологические и другие опасности, которые в определенных условиях наносят ущерб здоровью и жизни человека. Все эти опасности могут внушить обучаемым страх, ужас, развить пассивность при встрече с этими явлениями, поэтому нужно соблюдать определенную меру и сосредоточивать внимание детей на формировании готовности к преодолению различных трудностей и препятствий.

Организуя обучение основам безопасности жизнедеятельности, необходимо воспитывать у учащихся навыки безопасного поведения: культуру поведения на улицах, в транспорте, обращения с бытовыми техническими приборами, огнем, с природными материалами, взаимодействия с незнакомыми людьми, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. При этом культура безопасности является универсальным компонентом общечеловеческой культуры, т. к. каждый человек так или иначе влияет на уровень безопасности окружающих людей. Характер этого влияния зависит от уровня культуры безопасности каждого человека.

Мы считаем, что разные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках и вне уроков активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения. Непременными условиями результативности этих занятий являются продуманная и четкая организация занятий: интересные рассказы и беседы, чтение произведений художественной литературы по темам безопасности жизнедеятельности с обсуждением житейских, бытовых и чрезвычайных ситуаций, проведение экскурсий, походов, просмотры фильмов и т. д. [6].

Однако не всегда идеи безопасности на практике реализуются в формах и методах эстетического воспитания. К сожалению, учителя по ОБЖ не прогнозируют эстетическую реакцию учащихся в ходе занятий. Обучающиеся в основном только воспринимают готовые эстетические оценки объектов, фактов, экстремальных и чрезвычайных ситуаций. При опросах речь у значительной части учащихся бедна, они не умеют предвидеть реальные риски и их последствия для своего здоровья и самой жизни, рационально и эмоционально, красиво выражать свое мнение.

Анализируя рабочие программы по предмету ОБЖ, учебно-методические пособия, мы попытались составить перечень учебных тем, где учитель не только может,

но даже обязан реализовать возможность эстетического воспитания учащихся на уроках по ОБЖ [4; 13; 15; 17]:

- «Экология жилища и эстетика»;

- «Культура и принципы здорового питания. Правила этикета за столом»;

- «Сохранение физического и психофизического здоровья»;

- «Роль живописи, музыки, литературы и искусства в формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни».

Одно из важнейших направлений изучения ОБЖ в 10 и 11 классах - это патриотическое и эстетическое воспитание будущих воинов. Рассмотрим подробнее особенности эстетического воспитания учащихся при изучении раздела «Основы военной службы».

Патриотические и эстетические начала заложены в обычаях, традициях и ритуалах. Ритуалами чаще всего называются обряды особо торжественного, демонстративного характера, со строго регламентированной формой их исполнения [11, с. 128-129]. Ритуалы побуждают учащихся к благородным нравственным чувствам, воспитывают у них чувство прекрасного в учебе и быту. С философской точки зрения ритуал необходимо рассматривать следующим образом:

- как продукт отражения сознанием и подсознанием человеческой деятельности, как искусственное явление, возникающее стихийно;

- как явление общественно-историческое, а не естественно-природное;

- как элемент эстетического сопровождения духовной жизни общества.

В. Д. Карандашов пишет, что «символ, обладая особой образностью и выразительностью, не только несет в себе яркую и точную информацию, но и определенным образом влияет на мысли и чувства людей, подводя их эмоционально-волевой потенциал к той грани, где начинаются деяния. Деятельная природа символа предопределяет и его лидирующее место в ритуальности» [7, с. 134].

Яркая, впечатляющая, оказывающая психологическое действие форма ритуальных символов доходит не только до ума, но и до сердца людей, не только осознается, но и остро переживается в эмоционально-чувственной сфере. Символической составляющей ритуала является то, что все присутствующие стоя поют слова Гимна Российской Федерации. Словесное исполнение Государственного гимна должно играть символическую роль, так как даже слово приобретает в ритуале особый символический смысл потому, что оно важно не само по себе, а лишь в общем контексте ритуаль-

ных действий, являясь их специфическим компонентом.

Необходимо сказать, что эта часть ритуала нуждается в усилении, так как словесное исполнение Государственного гимна пока не вошло в сознание, подсознание и сверхсознание обучаемых и граждан России. Нам представляется, что пением Государственного гимна должен начинаться и заканчиваться каждый день жизни страны и коллектива каждой образовательной организации.

Большую роль играют в нашей жизни праздники. Праздник - одна из первичных форм человеческой культуры. В научной литературе праздники делятся на международные, государственные, региональные, корпоративные, групповые и личные. Праздники аккумулируют важнейшие события, обычаи, ритуалы, церемонии и обряды, отражают экономическое, социальное, религиозное и духовное развитие тех или иных народов, являются показателем их мировоззрения. Значение праздника многогранно: он являет собой торжественное обновление жизни, играет коммуникативную и регулятивную роль, выполняет эмоционально-психологическую, идеологическую и нравственно-воспитательную функции. Кроме того, праздник выполняет функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности [19, с. 72].

Для формирования у учащихся патриотических и эстетических взглядов и чувств рекомендуется:

- использовать фильмы отечественного производства продолжительностью 7-12 минут для насыщения эстетической и патриотической информацией;

- организовывать экскурсии в музеи воинской славы;

- проводить открытые уроки с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих Вооруженных сил РФ;

- проводить уроки мужества;

- организовывать выставки, викторины на военно-исторические темы;

- проводить различные мероприятия, например, «День призывника»;

- проводить конкурс «Смотр строя и песни»;

- организовывать и проводить военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, дни защитника отечества.

Проанализировав литературные источники по вопросу эстетического воспитания при изучении предмета «ОБЖ», можно сделать следующие выводы:

- основной акцент в программе ОБЖ делается на приобретение умений и навыков предвидения опасности и прогнозирование риска;

- в программе каждого класса есть темы, касающиеся эстетического воспитания учащихся;

- возникает необходимость использовать эффективные методы и приемы в урочной и внеклассной деятельности, которые обогатят систему занятий по эстетическому воспитанию учащихся.

Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии, походы, прогулки. Природа, не являясь носителем общественной морали и нравственности, благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономер-

ности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок и звуков обостряет эстетическое восприятие красоты обучаемыми.

Творчески работающий, ищущий учитель по ОБЖ найдет и использует связь своего предмета с литературой и искусством, общественными науками, физической культурой и другими предметами.

Таким образом, жизнь по законам красоты есть жизнь по законам безопасности, поскольку гармония человека во взаимоотношениях с окружающей средой проявляется в его готовности быть успешным, здоровым, счастливым и безопасным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. - 2008. - № 6 - С. 100-110.

2. Алиев Ю. Б. Основы эстетического воспитания : пособие для учителя. Ю. Б. Алиев, Г. Т. Арширова, Л. П. Барашникова и других ; под ред. Н. А. Кушаева. - М. : Просвещение, 2004. - 240 с.

3. Гафнер В. В. Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности) / автор-сост. В. В. Гафнер ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 254 с.

4. Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД. - 2013. - № 4 (18). - С. 32-38.

5. Ефимова И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности. - М. : Начальная школа, 2000. - № 1.

6. Зуев А. А. Роль межпредметных связей в учебном процессе / / ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2003. - № 4. - С. 39

7. Карандашов В. Д. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентаций военнослужащих. - СПб., 1993. - 229 с.

8. Коджаспирова Г. М. Педагогика. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 352 с.

9. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание : кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1983. - 304 с.

10. Мошкин В. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. -2000. - № 11. - С. 20-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1972. - 898 с.

12. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. А. Т. Смирнова. 10-11 классы : пособие для учителей образовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.

13. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа. 5-9 классы : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. В. И. Латчук, С. К. Миронов, С. И. Вангородский, М. А. Ульянова. - М. : Дрофа, 2015. - 106 с.

14. Политическая имиджелогия / под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. - М. : Аспект-Пресс, 2006. - 400 с.

15. Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс : учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2012. - 159 с.

16. Смирнов В. И. Общая педагогика : учеб. пособие. - М. : Логос, 2003. - 304 с.

17. Фролов М. П., Литвинов Е. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений. - М. : АСТ ; Астрель, 2006. - 350 с.

18. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2003. - 519 с.

19. Ширшов В. Д. Генезис эстетики воинского ритуала // Музыкальное и художественное образование и эстетическое воспитание детей и молодежи : монография. - Екатеринбург, 2011. - 96 с.

REFERENCES

1. Adaskina A. A. Osobennosti proyavleniya esteticheskogo otnosheniya pri vospriyatii deystvitel'nosti // Voprosy psikhologii. - 2008. - № 6 - S. 100-110.

2. Aliev Yu. B. Osnovy esteticheskogo vospitaniya : posobie dlya uchitelya. Yu. B. Aliev, G. T. Arshirova, L. P. Barashnikova i drugikh ; pod red. N. A. Kushaeva. - M. : Prosveshchenie, 2004. - 240 s.

3. Gafner V. V. Pedagogika bezopasnosti: ponyatiyno-terminologicheskiy slovar' (osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti) / avtor-sost. V. V. Gafner ; FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t». - Ekaterinburg, 2015. - 254 s.

4. Gafner V. V. Predmet OBZh v svete FGOS obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya // Vestnik NTs-BZhD. - 2013. - № 4 (18). - S. 32-38.

5. Efimova I. N. Rol' esteticheskogo obrazovaniya v vospitanii garmonichnoy lichnosti. - M. : Nachal'naya shkola, 2000. - № 1.

6. Zuev A. A. Rol' mezhpredmetnykh svyazey v uchebnom protsesse // OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni. -2003. - № 4. - S. 39

7. Karandashov V. D. Sotsial'naya kommunikatsiya kak faktor formirovaniya tsennostnykh orientatsiy voen-nosluzhashchikh. - SPb., 1993. - 229 s.

8. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika. - M. : VLADOS, 2004. - 352 s.

9. Labkovskaya G. S. Esteticheskaya kul'tura i esteticheskoe vospitanie : kn. dlya uchitelya. - M. : Pro-sveshchenie, 1983. - 304 s.

10. Moshkin V. Podgotovka k bezopasnomu povedeniyu // Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. -2000. - № 11. - S. 20-22.

11. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. - M., 1972. - 898 s.

12. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod red. A. T. Smirnova. 10-11 klassy : posobie dlya uchiteley obrazovatel'nykh organizatsiy / A. T. Smirnov, B. O. Khrenni-kov. - M. : Prosveshchenie, 2014. - 96 s.

13. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: rabochaya programma. 5-9 klassy : ucheb.-metod. posobie / avt.-sost. V. I. Latchuk, S. K. Mironov, S. I. Vangorodskiy, M. A. Ul'yanova. - M. : Drofa, 2015. - 106 s.

14. Politicheskaya imidzhelogiya / pod red. A. A. Derkacha, E. B. Perelyginoy i dr. - M. : Aspekt-Press, 2006. - 400 s.

15. Smirnov A. T., Mishin B. I., Vasnev V. A. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. 11 klass : uchebnik dlya uchashchikhsya 11 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. - M. : Prosveshchenie, 2012. - 159 s.

16. Smirnov V. I. Obshchaya pedagogika : ucheb. posobie. - M. : Logos, 2003. - 304 s.

17. Frolov M. P., Litvinov E. N. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti 10 klass uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. - M. : AST ; Astrel', 2006. - 350 s.

18. Kharlamov I. F. Pedagogika : ucheb. posobie. - M. : Gardariki, 2003. - 519 s.

19. Shirshov V. D. Genezis estetiki voinskogo rituala // Muzykal'noe i khudozhestvennoe obrazovanie i estet-icheskoe vospitanie detey i molodezhi : monografiya. - Ekaterinburg, 2011. - 96 s.

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. Ю. В. Репин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.