УДК 378.016
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ)
П.И. Костенок
доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Уральский государственный университет физической культуры Адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1 E-mail: kpl967Qmail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются современные методологические тенденции развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (расширение практики привлечения в образование результатов исследований проблем безопасности в различных гуманитарных и социальных науках; ориентация педагогической теории и образовательной практики решения проблем безопасности на мировоззренческий подход и на парадигму защищённости). Предлагаются варианты корректировки используемого ныне понятийного аппарата педагогической науки о безопасности жизнедеятельности, взгляда на потребность человека в безопасности как на ключевую потребность личности. Обосновывается необходимость замены парадигмы защищённости на парадигму развития. Выявляются пути решения содержательно-организационных проблем преподавания вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и подготовки в вузе будущих учителей «Основы безопасности жизнедеятельности». Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», методологические тенденции развития, культура безопасности жизнедеятельности, парадигма защищённости, парадигма развития, вузовское обучение. Цитирование: Костенок П.И. Современные тенденции и проблемы развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности» (на примере вузовского обучения) // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 4 (39). С. 51-58
Современные тенденции развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» просматриваются, прежде всего, на методологическом уровне. При этом ключевой методологической тенденцией является, по нашему мнению, расширение практики привлечения в образование результатов активно проводимых исследований проблем безопасности в различных гуманитарных и социальных науках.
В частности, последние десятилетия ознаменовались появлением научных работ, рассматривающих проблемы безопасности:
в философско-методологическом (М. Ю. Захаров, Н. Н. Рыбалкин, А. И. Субет-то и др.), социологическом (Э. Гидденс, Н. Лу-ман, В. Н. Кузнецов и др.), психологическом (А. И. Баева, А. Г. Караяни, А. К. Сухов и др.) аспектах;
- в контексте изучения различных видов безопасности: информационной (Л. В. Астахо-
ва, Н. П. Ващекин, М. И. Дзлиев, С. В. Марков и др.), экологической (В. Б. Казакова, И. Б. Му.пш. А. М. Муравых и др.), национальной и социальной (М. С. Алешенков, О. В. Вознесенская, В. Н. Иванов, М. Ю. Швецов, Л. И. Шершнев и др.).
Появились такие научные направления как «философия безопасности», «социология безопасности», «психология безопасности», «ме-диаэкология», положения которых становятся востребованными в рамках соответствующих педагогических исследований.
Вполне закономерен интерес к проблемам безопасности жизнедеятельности (БЖД) и в научно-педагогической среде (С. В. Абрамова, В. А. Девисилов, С. Н. Вольхин, В. В. Гафнер, П. И. Костенок, В. Н. Латчук, В. Н. Мошкин, А. М. Якупов и др).
Вторая тенденция методологического характера — ориентация и педагогической теории, и образовательной практики решения
проблем безопасности на мировоззренческий подход, предполагающий формирование у обучаемых не только соответствующих знаний, умений и навыков, но и осознания ими своего места в природе и обществе, своего отношения к окружающему миру, способности противостоять существующему в нем негативу.
Указанная тенденция прослеживается, прежде всего, в активной педагогической разработке таких феноменов как «культура безопасности жизнедеятельности», «личность безопасного типа поведения». Так, по данным В. В. Гафнера, только феномен «культура безопасности жизнедеятельности» («культура безопасности», «культура безопасного поведения») и только в 2002-2012 годах становился предметом тридцати двух диссертационных исследований, из них двадцати восьми по педагогическим наукам [8, с. 6-7].
В частности, в монографии, изданной в 2006 году под общей редакцией Ю. Л. Воробьёва, культура безопасности трактуется как «уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищённости» [7, с. 88]. В энциклопедическом словаре, изданном под ред. О. Н. Русака, данное понятие интерпретируется в качестве «набора характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, выполнение которых показывает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом уделяется должное внимание» [4, с. 219]. Приводить подобные определения далее не имеет смысла, так как при всем разнообразии мнений культура безопасности жизнедеятельности понимается, как правило, в качестве показателя развития человека или общества, характеризующегося их способностью и готовностью к целенаправленному и разумному обеспечению безопасности как в отношении себя, так и в отношении окружающего мира.
Понятие «культура безопасности жизнедеятельности» в настоящее время прочно вошло в нормативно-правовые документы, например,
в ГОСТ Р 22.3.07-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения» [10]. На формирование у обучаемых культуры безопасности жизнедеятельности нацелены федеральные государственные образовательные стандарты, а также новая «Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 марта 2018 года одобренная решением Коллегии МЧС России № 6/1 [13].
Личность безопасного типа (в самом общем понимании) - это «категория, обозначающая характерологические особенности в человеке по дихотомическому разделению его активности на опасные и безопасные способы самореализации в окружающем мире, содержащая при этом необходимые мотивационные установки, интеллект, эмоции и волевые качества» [18]. К числу обязательных личностных качеств относят, например, альтруизм, благородство, честность и др.
Ещё одной яркой иллюстрацией обращения к мировоззренческому подходу при определении содержания и особенностей реализации образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» является активная разработка мотивационного аспекта обеспечения безопасности личности.
При этом ещё в 2000-е годы предлагалось рассмотрение потребности человека в безопасности в качестве важнейшей (коренной, ключевой, основной), а безопасности - в качестве «первоисточника активности человека и конечной цели во всех сферах его жизнедеятельности» [17, с. 50]. Эта мысль высказывалась и другими авторами [1; 6 и др.].
И, наконец, третья методологическая тенденция связана с ориентацией превалирующей ныне в теории и практике образования педагогической концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности на парадигму защищённости. Согласно данной парадигме в дихотомии понятий «опасность - безопасность» определяющим является первое понятие. В соответствии с этим необходимой представляются наиболее полная идентификация (прогнозирование, распознавание и описание) реальных и потенциальных опасностей и разработка эффективных методов и средств за-
щиты от них. Безопасность при этом трактуется как «состояние защищённости личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей» [3], а её обеспечение, по сути, сводится к достижению этого состояния посредством создания или оптимизации (минимизации, блокирования) определённых условий (факторов, источников опасности, процессов и т.д.).
Следование указанным методологическим тенденциям предполагает решение ряда мо-тивационных, содержательных, методических, кадровых проблем, конкретизация которых, по мнению разработчиков новой «Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», возможна посредством: 1) обеспечения преемственности учебных программ предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и учебных программ вузовской (ссузовской) ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности»; 2) поиска механизмов формирования у обучаемых внутренней (а не внешней) мотивации освоения знаний, умений и навыков; 3) усиления научной обоснованности излагаемых в курсе ОБЖ теоретических сведений, с одной стороны, и обеспечение практико-ориентированного характера обучения, - с другой; 4) уточнения и корректировки понятийного аппарата рассматриваемого предмета и др. [13]
Вместе с тем, данная Концепция, рекомендованная к внедрению в образовательную практику с 1 сентября текущего года, пока не получила развития на содержательно-организационном уровне.
Достаточно удачно в форме противоречий между теорией и практикой сформулировал обозначенные выше проблемы В. В. Гаф-нер [9].
Обозначенные проблемы (противоречия) с поправкой на вузовскую специфику имеют место и в системе высшего образования как в части преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах различного профиля, так и в части подготовки учителей ОБЖ.
Сказанное тем более важно, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования сейчас обязатель-
ной, а будущих учителей ОБЖ обучают более чем в сорока вузах. В основном данная подготовка осуществляется по направлению бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование». В ряде вузов реализуются программы магистратуры соответствующей направленности. В чем, на наш взгляд, заключаются плюсы и минусы сложившихся методологических тенденций развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»? Каковы могут быть пути решения содержательно-организационных проблем, возникающих в ходе их реализации?
Во-первых, практику привлечения в образование результатов активно проводимых исследований проблем безопасности в различных гуманитарных и социальных науках мы считаем чрезвычайно плодотворной. Более того, необходимо расширение междисциплинарных научных исследований, нацеленных не только на решение содержательно-организационных проблем обучения безопасности жизнедеятельности школьников и студентов и подготовки педагогов данного профиля, но и на выявление и обоснование соответствующей методологии.
Интегративный характер самой науки о БЖД должен в обязательном порядке предполагать проведение полиаспектного методологического анализа при разработке педагогических концепций обеспечения безопасности. В числе наук - потенциальных объектов методологического анализа - гуманитарные, общественные, естественные, технические науки.
Во-вторых, принимая саму идею обращения к мировоззренческому подходу в области педагогики безопасности, мы не можем не отметить ряд недостатков в её реализации.
Прежде всего, о несовершенстве терминологии, официально используемой сейчас не только в научных исследованиях, но и в нормативно-правовых документах.
Указанное несовершенство, по нашему мнению, выражается, в частности, в заимствовании из других наук и расширительном толковании ряда понятий и категорий, традиционно трактуемых в них исключительно с биологической точки зрения («жизнь», «жизнедеятельность», «среда обитания», «безопасность жизнедеятельности» и др.). Так типич-
ной до недавнего времени трактовкой понятия «жизнедеятельность» было его понимание как «способности живого организма к существованию, функционированию в определённой среде» [5]. Ни о какой социальной составляющей рассматриваемого феномена речи не шло. А термин «среда обитания» практически не получил расширительного толкования, кроме как в специализированных источниках по БЖД. При этом исследователями - представителями других наук, как правило, делается акцент на биологической сущности среды обитания как совокупности конкретных абиотических и биотических условий обитания отдельной особи, популяции или вида. Вместе с тем, например, в практике социальной экологии используется другое устоявшееся понятие «среда человека», акцентирующее внимание не только на природном, но и на социальном аспекте окружающих человека условий.
Далеко не бесспорной представляется нам и разработка в науке о безопасности жизнедеятельности таких понятий как «культура безопасности жизнедеятельности» и «личность безопасного типа поведения». Ведь «культура» и «личность» - феномены, по сути своей, социальные, а «жизнедеятельность» и «поведение» - биологические. Соответственно в данных понятиях соединено, казалось бы, несоединимое. Их затруднительно применить, скажем, к человеку, чья профессия предполагает социально оправданный риск, предполагающий при необходимости пожертвование собственной жизнью для достижения социально значимых целей. В контексте сказанного нам не представляется странным отсутствие исследований по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у специалистов в области безопасности (сотрудников МЧС и полиции, военных, работников АЭС и др.).
Исходя из положений психологической науки, вызывает сомнение и мысль о том, что потребность человека в безопасности может и должна быть ключевой, так как:
- она редко выступает в качестве активной силы, проявляясь в основном в критических жизненных ситуациях [15];
- «зацикленность» на обеспечении своей безопасности не даёт реализовываться другим
потребностям, то есть потребностям высшего уровня» [12, с. 126];
- обязательным психологическим компонентом готовности личности к деятельности является не столько выраженность в достаточной степени потребности в безопасности, сколько её удовлетворённость [11].
На наш взгляд, следует возобновить практику применения в науке о БЖД понятий «жизнедеятельность», «безопасность жизнедеятельности» в их сугубо биологическом, принятом в других науках смысле. Вместо употребления понятия «среда обитания» более логичным представляется нам употребление заимствованного из социальной экологии понятия «среда человека» в его биосоциальном толковании.
Целесообразно отказаться от надуманного и эклектичного, по нашему мнению, понятия «личность безопасного типа». Вместо понятия «культура безопасности жизнедеятельности» считать более предпочтительным использование понятий «культура безопасности личности» и/или «культура безопасности деятельности». При этом обеспечение человеком безопасности личности и/или безопасности деятельности рассматривать в качестве неотъемлемой (обязательной, важнейшей) составляющей культуры его личности и/или культуры деятельности, а, в конечном счёте, - его мировоззренческой и/или профессиональной культуры.
Необходимо «вернуться к пониманию потребности в безопасности как одной из базовых биогенных потребностей, отказавшись от её упрощённой трактовки как важнейшей (коренной, ключевой, основной) потребности, а соответствующего мотива деятельности человека как самодостаточного мотива. Вместе с тем, закрепить в теории безопасности жизнедеятельности мысль о том, что формирование других социально значимых мотивов человеческой деятельности невозможно без формирования мотива в обеспечении безопасности жизнедеятельности» [14, с. 139-140].
В-третьих, в настоящее время правомерна смена превалирующей в науке о БЖД парадигмы защищённости. Более продуктивной представляется нам парадигма развития, ориентирующаяся не столько на борьбу с внеш-
ними по отношению к личности опасностями, как это предполагает парадигма защищённости, сколько на развитие и саморазвитие её внутренних сил [16 и др.]. Перефразируя Л. В. Астахову [2], квинтэссенцию парадигмы развития можно сформулировать следующим образом: «Я нахожусь в безопасности не потому, что не существует угроз, и не потому, что я вовремя распознаю и предотвращаю опасности, а потому, что я силён настолько, что они не являются существенным препятствием для моего развития и саморазвития». Подобный подход не исключает возможности и необходимости защиты личности от внешних угроз со стороны соответствующих социальных структур, но меняет акценты, исключая гипертрофирование потребности человека в безопасности в ущерб потребностям высшего порядка, усиливая ответственность личности за собственную безопасность.
Следование парадигме развития, по нашему мнению, разрешает научные споры о сущности феномена безопасности личности и обусловливает её полиаспектную трактовку как: 1) состояния субъекта - результата обучения и воспитания; 2) условий его деятельности [14]; 3) процесса, имеющего специфическое мотивационно-целевое и содержательно-организационное оформление, если рассматривать проблему обеспечения безопасности субъекта.
Анализ научно-методической литературы, а также собственный педагогический опыт позволяют предложить ряд возможных изменений в содержании и организации образовательного процесса, которые бы способствовали повышению эффективности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе.
Необходимо преодолеть технократический характер содержания рассматриваемой дисциплины. Он является мало приемлемым, в частности, как для студентов-гуманитариев (с позиции профессиональной пригодности предлагаемого им материала), так и для их педагогов (с позиции профессиональной мотивации студентов) . Цель подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности требует включения в программу вопросов профессиональной, психологической, семейной безопасности, методи-
ки обучения детей в семье безопасному поведению в быту и в чрезвычайных ситуациях. Последнее было бы интересно студентам как будущим родителям.
Целесообразно, на наш взгляд, также увеличение количества часов на изучение БЖД и перенесение её изучения с первого курса на третий или четвёртый курсы. Это расширит возможности преподавателей в мотивировании учебной активности студентов, а также позволит обучаемым накопить знания (в том числе сугубо профессиональные) для более глубокого освоения изучаемого материала.
Подготовка будущих учителей ОБЖ в вузе требует, на наш взгляд:
- корректировки содержания и организации преподавания учебных дисциплин с точки зрения реализации межпредметных связей как внутри учебного плана направления подготовки бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности», так и внутри учебных планов подготовки бакалавров по двум профилям (в Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) - это профили «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура»);
- выстраивания учебных программ дисциплин для обеспечения их преемственности с программами школьного курса ОБЖ и практической (в том числе методической) направленности обучения;
- поиска методов, форм и средств усилёния мотивации студентов к овладению профессией учителя;
- расширения форм социального партнёрства вузов не только с образовательными учреждениями различных типов, но и социальными структурами, занимающимися вопросами обеспечения безопасности населения и др.
Как показывает практика, эффективной формой социального партнёрства является работа постоянно действующих научно-практических семинаров, объединяющих специалистов различных министерств и ведомств, занимающихся проблемами безопасности. Подобный семинар «Актуальные проблемы безопасности личности, общества и государства» организован кафедрой безопасности жизнедеятельности УралГУФК совместно
с Главным управлением МЧС России по Челябинской области и методическим объединением учителей ОБЖ г. Челябинска в целях:
- организации взаимодействия специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой;
- обмена научным и практическим опытом и оказания взаимопомощи друг другу в профессиональной деятельности;
- осуществления научно-просветительской работы в сфере безопасности жизнедеятельности среди студентов вузов и ссузов, а также обучающихся общеобразовательных учреждений.
При этом востребованными формами взаимодействия специалистов в рамках семинара являются:
- обсуждение проблем безопасности и пу-
тей их решения;
- общественная экспертиза и апробация научных исследований, статей и докладов, учебно-методических документов и литературы;
- публикация статей в научном журнале «Здравоохранение, образование, безопасность», издаваемом УралГУФК;
- проведение консультаций для преподавателей кафедры, учителей ОБЖ, студентов и школьников;
- организация практик студентов как на базе общеобразовательных школ и ссузов, так и на базе структур Главного управления МЧС России по Челябинской области и подведомственных ему учреждений, занимающихся вопросами обучения населения.
Литература
1. Айзман Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Новосибирск: APTA, 2011. 208 с.
2. Астахова Л. В. Гуманитарная сущность информационной безопасности [Электронный ресурс] / / Гуманитарные аспекты информационной безопасности. - Режим доступа: http://pycode.ru/2012/07/the-humanitarian-nature-of-the-mformation-security/ (дата обращения: 30.09.2018).
3. Безопасность. Термины МЧС [Электронный ресурс] // МЧС России. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88452/ (дата обращения: 27.09.2018).
4. Безопасность деятельности: энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака. СПб: Лик, 2003. 502 с.
5. Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под общ. ред. Л. Г. Бабенко. Москва: АСТ-Пресс-книга, 2009. 864 с.
6. Власова Л. М. и др. Безопасность жизнедеятельности: современный комплекс проблем безопасности: учебно-методическое пособие. - Москва: МГУКИ, 2009. 110 с.
7. Воробьёв Ю. Л. И др. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьёва. МЧС России. Москва: Деловой экспресс, 2006. 316 с.
8. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2013. 200 с.
9. Гафнер В. В. Педагогическая теория и практика в области безопасности жизнедеятельности: анализ противоречий // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1. С. 52-56.
10. ГОСТ Р 22.3.07-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения: введён в действие 01.04.2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200109440 (дата обращения: 26.09.2018).
11. Дондуков С. Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности личности к деятельности (на примере студентов железнодорожного вуза): дне. ... канд. психологических наук. Хабаровск, 2003. 169 с.
12. Каверин С. Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 121-129.
13. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности (проект): приложение к решению Коллегии МЧС России от 6.03.2018 № 6/1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.freedocs.xyz/pdf-468955205 (дата обращения: 20.09.2018).
14. Костенок П. И. Преподавание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности в гуманитарном вузе: реальные диссонансы и потенциальный коллапс // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1(56). С. 136-145.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с
16. Рыбалкин П. П. Природа безопасности // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2003. № 5. С. 36-52.
17. Сапронов В. В. Идеи к общей теории безопасности // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2007. № 1. С. 46-52.
18. Степанов И. О. Оценка сформированности качеств личности безопасного типа поведения при изучении предмета «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. - Режим до-CTyna:http://fvte.pskgu.ru/projects/pgu/storage/ppn/wgpgpu07/wgpgpu_07_31.pdf (дата обращения: 26.09.2018).
MODERN TENDENCIES AND PROBLEMS OF EDUCATIONAL SPHERE DEVELOPMENT «HEALTH AND SAFETY» (IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION)
Pavel KOSTENOK
Doctor of pedagogical sciences, Professor Professor of the Department of Safety of Vital Activity The Ural State University of Physical Culture Address: 454091, Chelyabinsk, ul. Ordzhonikidze, 1 E-mail: kpl967Qmail.ru
Abstract. Modern methodological tendencies of «Health and safety» educational sphere development (extension of using safety problems research results from different humanitarian and social sciences in educational process; pedagogic theory and educational practice for problems solving orientation towards worldview approachand safety paradigm) are viewed in the article Variants of correcting of nowadays used pedagogic science conceptual questions, concerning health and safety and focus on human safety demand as a personal primary need are also proposed here. The necessity to changesafety paradigm towards developmental one is grounded. The author determines ways of solving meaningful and organizational problems of teaching «Health and safety» university discipline as well as training future health and safety teachers in higher educational establishments. Experience of Health and Safety department in the Ural State University of Physical Culture,Chief Directorate of the MES of Russia for the Chelyabinsk region and Chelyabinsk health and safety teachers' methodic association scientific and practical seminar organization is also disclosed in the article
Keywords: health and safety, «Health and safety» educational sphere, methodological tendencies of development, health and safety culture, safety paradigm, developmental paradigm, higher education. Citation: Kostenok P.I. Modern tendencies and problems of educational Sphere development «health and safety» (in the context of higher education) // Scientific and educational problems of civil protection. 2018. No. 4 (39). pp. 51-58
References
1. Ayzman R. I. Teoreticheskiye osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: uchebnoye posobiye. Novosibirsk: ARTA, 2011. 208 s.
2. Astakhova L. V. Gumanitarnaya sushchnost' informatsionnoy bezopasnosti [Elektronnyy resurs] // Gumanitarnyye aspekty informatsionnoy bezopasnosti. -Rezhim dostupa: http://pycode.ru/2012/07/the-humanitarian-nature-of-the-information-security/ (data obrashcheniya: 30.09.2018).
3. Bezopasnost'. Terminy MCHS [Elektronnyy resurs] // MCHS Rossii. - Rezhim dostupa: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88452/ (data obrashcheniya: 27.09.2018).
4. Bezopasnost' deyatel'nosti: entsiklopedicheskiy slovar' / Pod red. O. N. Rusaka. SPb: Lik, 2003. 502 s.
5. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkikh sushchestvitel'nykh: ideograficheskoye opisaniye. Sinonimy. Antonimy / Pod obshch. red. L. G. Babenko. Moskva: AST-Press-kniga, 2009. 864 s.
6. Vlasova L. M. i dr. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: sovremennyy kompleks problem bezopasnosti: uchebno-metodicheskoye posobiye. - Moskva: MGUKI, 2009. 110 s.
7. Vorob'yev YU. L. I dr. Osnovy formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya / Pod obshch. red. YU. L. Vorob'yeva. MCHS Rossii. Moskva: Delovoy ekspress, 2006. 316 s.
8. Gafner V. V. Kul'tura bezopasnosti: analiticheskiy obzor dissertatsionnykh issledovaniy (pedagogicheskiye nauki, 2002-2012 gg.). Yekaterinburg: FGBOU VPO «UraPskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet», 2013. 200 s.
9. Gafner V. V. Pedagogicheskaya teoriya i praktika v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: analiz protivorechiy // Pedagogika vysshey shkoly. 2016. № 3.1. S. 52-56.
10. GOST R 22.3.07-2014. Bezopasnost' v chrezvychaynykh situatsiyakh. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Obshchiye polozheniya: vveden v deystviye 01.04.2015 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/1200109440 (data obrashcheniya: 26.09.2018).
11. Dondukov S. TS. Potrebnost' v bezopasnosti kak usloviye psikhologicheskoy gotovnosti lichnosti k deyatel'nosti (na primere studentov zheleznodorozhnogo vuza): dis. ... kand. psikhologicheskikh nauk. Khabarovsk, 2003. 169 s.
12. Kaverin S. B. O psikhologicheskoy klassifikatsii potrebnostey // Voprosy psikhologii. 1987. № 5. S. 121-129.
13. Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo predmeta «Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti (proyekt): prilozheniye k resheniyu Kollegii MCHS Rossii ot 6.03.2018 № 6/1 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.freedocs.xyz/pdf-468955205 (data obrashcheniya: 20.09.2018).
14. Kostenok P. I. Prepodavaniye uchebnoy distsipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti v gumanitarnom vuze: real'nyye dissonansy i potentsial'nyy kollaps // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. № 1(56). S. 136-145.
15. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. 3-ye izd. SPb.: Piter, 2008. 352 s
16. Rybalkin N. N. Priroda bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7. Filosofiya. 2003. № 5. S. 36-52.
17. Sapronov V. V. Idei k obshchey teorii bezopasnosti // OBZH: Osnovy bezopasnosti zhizni. 2007. № I. S. 46-52.
18. Stepanov I. O. Otsenka sformirovannosti kachestv lichnosti bezopasnogo tipa povedeniya pri izuchenii predmeta «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fvte.pskgu.ru/projects/pgu/storage/ppn/wgpgpu07/wgpgpu_07_31.pdf (data obrashcheniya: 26.09.2018).