педагогические науки
The "content-and-activity" component of the readiness for computer modeling in students of the vocational pedagogical university
The article analyzes the concept "readiness to use information technologies". The authors introduce a new definition of the concept under study which, in the authors' view, is a more complete characteristic of the result of modern vocational teacher-training in information literacy. The "content-and-activity" component of readiness for computer modeling is considered in detail.
Key words: teacher of vocational training, readiness for computer modeling, information thinking, information and design tasks.
(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)
П.И. КОСТЕНОК, Е.Г. КОКОРЕВА,
М.В. ТРЕГУБОВА
(Челябинск)
учебная дисциплина «современные теории общественной и индивидуальной безопасности» в аспекте подготовки учителя обж в вузе
В аспекте подготовки будущих учителей ОБЖ в вузе раскрываются цель, задачи и тематическое планирование учебной дисциплины «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности», реализуемой в Уральском государственном университете физической культуры. Выделяются и обосновываются содержательно-организационные особенности обучения данной дисциплине.
Ключевые слова: подготовка учителя ОБЖ в вузе, учебная дисциплина, цель и задачи учебной дисциплины, тематическое планирование, содержательно-организационные особенности обучения.
В 1995 г. Государственным комитетом РФ по высшему образованию были утверждены государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
© Костенок П.И., Кокорева Е.Г., Трегубова М.В., 2019
специальности 330300 - «Безопасность жизнедеятельности». Это событие дало официальный старт созданию в стране системы подготовки учителей ОБЖ. В настоящее время бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль - «Безопасность жизнедеятельности») выпускают более сорока вузов России. В ряде высших учебных заведений открыта магистратура.
За прошедшие десятилетия методологические и содержательно-организационные проблемы подготовки учителей оБЖ в вузе становились предметом пристального внимания исследователей. Были защищены десятки кандидатских (И.А. Бикмаев, A.C. Ломов, Е.Л. Ме-сенина, В.А. Скворцов, А.В. Старостенко, Л.И. Сыромятникова и др.) и докторских (С.В. Абрамова, С.Н. Вольхин, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин и др.) диссертаций. Изданы монографии, учебные и методические пособия (С.В. Абрамова, Р.И. Айзман, В.В. Гафнер, С.В. Петров, В.П. Соломин и др.). Опубликованы сотни статей (М.Е. Вяткин, В.В. Гафнер, П.А. Кисляков, П.И. Костенок, А.А. Михайлов, Ю.В. Репин, В.А. Скворцов, А.С. Танке-нов, Л.Н. Трубина и др.).
Исходя из анализа научной и методической литературы, а также собственного опыта работы в высшей школе [6; 7 и др.], мы можем выделить проблемы, традиционно значимые для вузовской подготовки учителей ОБЖ и связанные с разработкой (поиском, выявлением, обоснованием):
- понятийного аппарата и теоретико-методологических основ науки о безопасности жизнедеятельности;
- перечня учебных дисциплин, включаемых в учебные планы, и содержания программ по данным дисциплинам;
- оптимального соотношения изучаемого на занятиях теоретического и практического материала;
- методов и форм активного обучения;
- сочетания профилей подготовки («Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура», «Биология», «География», «Технология» и т. д.);
- путей межведомственного взаимодействия с целью организации практики студентов и их дальнейшего трудоустройства и др.
Ряд исследователей в рамках диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук разрабатывают концепции (системы, модели) подготовки учителя ОБЖ (ба-
калавра образования в области безопасности жизнедеятельности) [1; 3; 12].
Отмечается также необходимость:
- обучения студентов реализации межпредметных связей [5];
- выявления и обоснования социально востребованных компетенций учителя ОБЖ [9];
- обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой [2];
- улучшения методической подготовки студентов [8];
- проектирования профессионально ориентированной социокультурной среды [11] и др.
Представляют особый интерес выделенные В.В. Гафнером и раскрываемые ниже особенности содержания и организации преподавания школьного курса ОБЖ, которые предъявляют определенные требования к учителю:
1) интегративный характер курса и его нацеленность на формирование у учеников не только системы знаний, но и современного миропонимания (требует от педагога широкой эрудиции, информированности в различных областях знания, жизненного опыта);
2) целесообразность учета психологии поведения людей в чрезвычайных ситуациях в ходе преподавания ОБЖ (предполагает наличие у педагога всесторонней психологической подготовки);
3) практическая направленность и специфичность знаний курса (предполагает обязательную компетентность педагога в практических вопросах обеспечения общественной и личной безопасности, а также наличие у него самостоятельности, творческой инициативы и навыков эвристического мышления);
4) необходимость подачи учебного материала в «позитивном ключе» - с упором не на то, что запрещено делать в той или иной чрезвычайной ситуации, а на то, что делать необходимо, чтобы избежать ее негативных последствий (требует наличия у обучающего умений четко формулировать цель деятельности по обеспечению безопасности и раскрывать пути ее достижения);
5) рассредоточение занятий во времени, отсутствие должных межпредметных связей ОБЖ с другими предметами (предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя и обеспеченности образовательного процесса специальной и учебно-методической литературой) [4].
Следуя логике построения системы современного образования, квалификационные
требования к педагогу (учителю), отраженные в соответствующем профессиональном стандарте, служат ориентиром для разработки стандартов профессионального образования, а в конечном счете - для определения содержания и организации образовательного процесса в вузах и ссузах (в том числе и в рамках обучения отдельных дисциплинам). Кроме того, при формировании учебных планов подготовки учителей ОБЖ в учреждениях высшего образования следует учитывать интегра-тивный характер самой науки о безопасности жизнедеятельности. Поэтому вполне понятно, что в упомянутые учебные планы, как правило, включают и гуманитарные, и естественнонаучные, и технические дисциплины.
Дисциплина «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности» преподается студентам Уральского государственного университета физической культуры - будущим бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили - «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»). На ее освоение в 8-м семестре отводится 42 часа аудиторных занятий, в том числе лекций - 14 часов, практических занятий -28 часов.
в учебных планах других вузов, осуществляющих подготовку учителей ОБЖ (национальный ГУФК имени П.Ф. Лесгафта, Пензенский ГУ, РГПУ имени А.И. Герцена, Пермский ГНИУ, Сахалинский ГУ, Томский ГУ, Шадринский ГПУ и др.), такой или подобной дисциплины нами не обнаружено. во многих учебных заведениях изучаются созвучные по названию дисциплины: «теория безопасности жизнедеятельности», «теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности». но происходит это в 1-м семестре, что предопределяет их статус как пропедевтических.
Целью освоения рабочей программы дисциплины «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности» является формирование компетенций, необходимых будущим учителям для осуществления профессиональной деятельности, а именно:
- «ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности...;
- ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по своему предмету
в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- ПК-8 - способность проектировать образовательные программы;
- ПК-14 - способность разрабатывать и ре-ализовывать культурно-просветительские программы...» [13].
Задачи дисциплины:
1) систематизировать и расширять знания студентов о методологических подходах, теориях, доктринах, концепциях и нормативно-правовых основаниях обеспечения различных видов глобальной, региональной, национальной, корпоративной и личностной безопасности;
2) воспитывать ценностное отношение к безопасности жизнедеятельности и избранной профессии;
3) способствовать развитию у обучаемых аналитического мышления.
Содержание рассматриваемой дисциплины включает в себя четыре темы, каждая из которых изучается в ходе лекционных и семинарских занятий.
Тема 1 «Методологические проблемы разработки теорий общественной и индивидуальной безопасности» (4 часа): лекция «Методологические проблемы разработки теорий общественной и индивидуальной безопасности» (4 часа).
Тема 2 «Теории глобальной, региональной и национальной безопасности: сущность, содержание, особенности реализации» (22 часа):
1) лекция «теоретические основы и практические механизмы обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности» (6 часов);
2) семинары: «Экологическая безопасность территорий и населения, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного характера в контексте современных теорий и нормативно-правовых документов по обеспечению глобальной, региональной и национальной безопасности» (2 часа); «теория и практика решения проблем доступа к сырьевым ресурсам и обеспечения населения энергоресурсами и продовольствием» (2 часа); «техногенная и информационная безопасность в контексте современных теорий и нормативно-правовых документов по обеспечению глобальной, региональной и национальной безопасности» (2 часа); «Проблемы современной экономики и социальное неравенство населения» (2 часа); «Демогра-
кие науки -
фические проблемы и миграция населения» (2 часа); «Проблемы культуры, религии и идеологии и их значимость в обеспечении глобальной, региональной и национальной безопасности (2 часа); «Глобализация преступности и терроризма как фактор дестабилизации систем глобальной, региональной и национальной безопасности» (2 часа); «военно-политическая безопасность: сущность, содержание и пути обеспечения» (2 часа).
Тема 3 «Теоретические основания и практические механизмы обеспечения безопасности организации и социальной группы» (8 часов):
1) лекция «Безопасность организации и социальной группы» (2 часа);
2) семинары: «теоретические основы безопасности организации» (2 часа); «Профессиональная безопасность как теоретическая и практическая проблема. Профессиональные заболевания педагогических работников и их профилактика» (2 часа); «Безопасность детей: теоретические основы и практические механизмы обеспечения» (2 часа).
Тема 4 «Теории индивидуальной безопасности в контексте парадигмы защищенности и парадигмы развития» (8 часов):
1) лекция «Безопасность личности как теоретическая и практическая проблема» (2 часа);
2) семинары: «Основные положения теории саморазвития личности» (2 часа); «Общее и различное в механизмах обеспечения безопасности умственного и физического труда» (2 часа); «Психологическая безопасность и безопасность общения» (2 часа).
Приведенное тематическое планирование позволяет выделить содержательные особенности дисциплины «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности», которые, наряду с ее целью и задачами, обусловливают особенности организации обучения.
во-первых, в содержательном отношении рассматриваемая дисциплина опирается на знания, приобретенные студентами не только в ходе изучения общепрофессиональных и специальных курсов («Источники загрязнения», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной подготовки», «Гражданская оборона», «Противодействие терроризму» и др.), но и в ходе освоения ими курсов гуманитарного и естественнонаучного плана («Философия», «Естественнонаучная картина мира», «Правоведение» и др.). Это предполагает активную реализацию в обра-
зовательном процессе всех трех выделяемых В.Н. Максимовой групп межпредметных связей (МПС): содержательно-информационных, операционно-деятельностных и организационно-методических, определяемых по видам знаний, умений и способам реализации межпредметных связей в учебном процессе соответственно [10]. Реализация первой группы МПС иллюстрируется, в частности, использованием в различных упомянутых выше дисциплинах таких понятий, как «безопасность», «риск», «жизнедеятельность», «чрезвычайная ситуация», или одних и тех же фактов о чрезвычайных ситуациях, имевших место в истории человечества. Примером применения операционно-деятельностных МПС может служить то, что и в ходе изучения «Современных теорий общественной и индивидуальной безопасности» и в ходе изучения других дисциплин оказываются востребованными такие познавательные умения, как умение работать с учебной литературой и нормативно-правовыми документами, или такие практические умения, как умение убеждать собеседника и устанавливать причинно-следственные связи. Применение третьей группы МПС иллюстрируется востребованностью в рамках занятий внутри- и межцикловых, поурочных и тематических, эпизодических и систематических, односторонних и двусторонних межпредметных связей.
во-вторых, рассматриваемая дисциплина ориентирована, прежде всего, на освоение теоретико-методологических оснований процесса обеспечения общественной и индивидуальной безопасности. вместе с тем, учитывая большое прикладное значение науки о безопасности жизнедеятельности, выход на соответствующие практические вопросы запланирован посредством систематизации и расширения знаний студентов о нормативно-правовых документах, регламентирующих глобальную, региональную и национальную безопасность, а также о практических механизмах обеспечения безопасности организации, социальной группы и личности.
в-третьих, освоение теоретического материала всегда вызывает у студентов определенные трудности, поэтому как на лекциях, так и на семинарах целесообразно сочетание традиционных и активных методов и форм обучения (проблемный метод, круглый стол, анализ конкретных реальных или смоделированных педагогом ситуаций, метод взаимоконтроля и самоконтроля и др.). Кроме того,
обращение к активным методам и формам обучения обусловлено необходимостью решения воспитательной и развивающей задач дисциплины, что объясняется высоким воспитательным и развивающим потенциалом самостоятельного поиска обучаемых в процессе обучения.
В-четвертых, интегративный и теоретический характер содержания дисциплины «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности», как и в случае со школьным предметом ОБЖ, предъявляет высокие требования к квалификации педагога, а именно:
- к знанию им излагаемой обучаемым информации, причем на более высоком уровне, чем тот, которого требует рабочая учебная программа курса;
- к его коммуникативным, перцептивным и интерактивным умениям, позволяющим организовать процесс продуктивного общения со студентами на занятиях;
- к его творческим способностям, являющимся залогом успешной реализации активных методов и форм обучения.
Таким образом, учебная дисциплина «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности» может рассматриваться как самостоятельная дисциплина в системе подготовки учителей оБЖ в вузе, имеющая свою цель, задачи и содержание. Цель, задачи, содержание дисциплины, а также квалификационные требования, предъявляемые к подготовке учителя оБЖ, предопределяют, в свою очередь, специфику организации процесса обучения.
Список литературы
1. Абрамова С.В. Научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2015.
2. Айзман Р.И. Проблемы подготовки преподавателя ОБЖ и пути их решения // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. 2014. № 5(21). С. 9-17.
3. Вольхин С.Н. Профессионально-предметная подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2005.
4. Гафнер В.В. Предвидеть и предупреждать. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема // ОБЖ: основы безопасности жизни. 2004. № 9. С. 15-17.
5. Елагина В.С., Трубина Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к деятельности по ре-
педагогические науки
ализации межпредметных связей в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=ni01 (дата обращения: 06.02.2019).
6. Костенок П.И. Методические особенности построения и реализации программы учебной дисциплины «Гражданская оборона» при подготовке будущих учителей ОБЖ в вузе // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 6. С. 61-64.
7. Костенок П.И. Преподавание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе: реальные диссонансы и потенциальный коллапс» // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1(56). С. 136-145.
8. Костецкая Г.А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки // Педагогика высшей школы. 2016. № 3(6). С. 116-119.
9. Львова Е.Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности // Образование и наука. 2009. № 11(68). С. 60-67.
10. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение,1988.
11. Михайлов А.А., Рябова О.Н. Проектирование социокультурной среды профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузе [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6(14). URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/proektirovanie-sotsiokulturnoy-sredy-professionalnoy-podgotovki-uchiteley-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 06.02.2019).
12. Михайлов Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. направление подготовки - 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки): утв. приказом Министерства образования и науки рФ от 9 фев. 2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://
fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 13.02.2019). * * *
1. Abramova S.V. Nauchno-metodicheskoe obes-pechenie i organizaciya sistemy podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2015.
2. Ajzman R.I. Problemy podgotovki prepodavate-lya OBZH i puti ih resheniya // Vestn. Novosib. gos. ped. un-ta. 2014. № 5(21). S. 9-17.
3. Vol'hin S.N. Professional'no-predmetna-ya podgotovka budushchih uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti na osnove mezhdisciplinarnoj inte-gracii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tula, 2005.
4. Gafner V.V. Predvidet' i preduprezhdat'. Professional'naya kompetentnost' uchitelya OBZH kak psihologo-pedagogicheskaya problema // OBZH: os-novy bezopasnosti zhizni. 2004. № 9. S. 15-17.
5. Elagina V.S., Trubina L.N. Podgotovka studen-tov pedagogicheskogo vuza k deyatel'nosti po realiza-cii mezhpredmetnyh svyazej v shkol'nom kurse «Os-novy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti» [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=11101 (data obrashcheniya: 06.02. 2019).
6. Kostenok P.I. Metodicheskie osobennos-ti postroeniya i realizacii programmy uchebnoj disci-pliny «Grazhdanskaya oborona» pri podgotovke bu-dushchih uchitelej OBZH v vuze // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2018. № 6. S. 61-64.
7. Kostenok P.I. Prepodavanie uchebnoj disci-pliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» v gumanitar-nom vuze: real'nye dissonansy i potencial'nyj kollaps» // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. № 1(56). S. 136-145.
8. Kosteckaya G.A. Sovremennyj uchitel' OBZH: novye aspekty metodicheskoj podgotovki // Pedagogi-ka vysshej shkoly. 2016. № 3(6). S. 116-119.
9. L'vova E.L. Osobennosti professional'nyh kompetencij uchitelya osnov bezopasnosti zhiznede-yatel'nosti // Obrazovanie i nauka. 2009. № 11(68). S. 60-67.
10. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya. M.: Prosveshchenie,1988.
11. Mihajlov A.A., Ryabova O.N. Proektirovanie sociokul'turnoj sredy professional'noj podgotov-ki uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v vuze [Elektronnyj resurs] // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2013. № 6(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ proektirovanie-sotsiokulturnoy-sredy-professionalnoy-podgotovki-uchiteley-bezopasnosti-zhiznedeyatelnos-ti-v-vuze (data obrashcheniya: 06.02.2019).
12. Mihajlov L.A. Koncepciya organizacii pod-gotovki uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sovremennom pedagogicheskom universitete: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2003.
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego ob-razovaniya - bakalavriat. Napravlenie podgotovki -44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyami podgotovki): utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 9 fev. 2016 g. № 91 [Elek-tronnyj resurs] // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (data obrashcheniya: 13.02.2019).
Academic discipline "Modern Theories of Public and Individual Safety" in the context of the preparation of life safety teachers in high school
The article reveals the purpose, tasks and thematic planning of the discipline "Modern Theories of Public and Individual Safety" in the context of training future teachers of life safety at the university. The substantive and organizational features of training in this discipline are identified and substantiated.
Key words: preparation of a life safety teacher in a university, academic discipline, the purpose and tasks of the discipline, thematic planning, the content and organizational features of training.
(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)
М.Ю. ДАВЫДОВА, М.Г. ДЬЯКОВА (Волгоград)
исторические парки «РОССИЯ - моя история» в образовательном ПРОЦЕССЕ вуза
Рассматриваются вопросы, связанные с использованием музейной экспозиции исторического парка «Россия - моя история» в образовательном процессе технического вуза. Выявляются специфика интерактивного музея, дидактические принципы и практические методики организации учебной, воспитательной и научной работы со студентами по дисциплине «История».
Ключевые слова: интерактивный музей, история России, мультимедийные технологии, образовательный процесс, организация самостоятельной работы студентов.
В последние годы в России сформировалась уникальная образовательная площадка под названием «Исторический парк "Россия -моя история"». Выставка включает в себя четыре интерактивные экспозиции, охватывающие всю отечественную историю: «Рюриковичи 862-1598», «Романовы 1613-1917», «От великих потрясений к Великой Победе 1917-
1945» и «Россия - моя история 1945-2016». Первый исторический парк начал работу в Москве на ВДНХ в декабре 2015 г. В последующие годы аналогичные мультимедийные выставочные комплексы были открыты в 19 регионах России, работа по их распространению продолжается.
основу экспозиции составляют уникальные электронные копии материалов, немалая часть которых до недавнего времени хранилась в архивах под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно». Данные материалы предоставлены Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом социально-политической истории, Центральным архивом ФСБ России, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Государственным центральным музеем современной истории России и др. Это огромное количество оригинальных исторических очерков и статей, иллюстраций и фотографий, карт, цитат, короткометражных фильмов, игровых приложений.
Проект были создан Патриаршим советом по культуре и Фондом гуманитарных проектов при поддержке Администрации Президента и Министерства культуры РФ. Научное консультирование осуществляли эксперты Института российской истории РАН. Региональные представительства проекта в крупнейших городах страны содержат исторические материалы каждого из регионов, которые находятся в научном обиходе местных историков и представляют значительный интерес.
Согласно официальной документации Министерства образования и науки Российской Федерации, целями проекта являются распространение гуманитарных знаний в России; развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой [1]. В соответствии с данными требованиями музейная экспозиция исторического парка должна не просто удовлетворять познавательный интерес, но и через эмоциональное восприятие истории отечества способствовать формированию духовного единства россиян.
Мультимедийные выставочные комплексы исторического парка «Россия - моя история» представляют собой уникальное культурно-историческое пространство, в котором
О Давыдова М.Ю., Дьякова М.Г., 2019