УДК 378
КОМПЛЕКСНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (о новой серии учебных пособий)
Кисляков П.А.
В статье обосновывается необходимость модернизации учебнометодического сопровождения профессиональной подготовки педагогов безопасности жизнедеятельности в соответствии с современной социальноэкономической ситуацией и комплексом угроз и опасностей и, как следствие, обновленными нормативными актами РФ и федеральными образовательными стандартами. Представлен анализ изданной Новосибирским государственным педагогическим университетом совместно с Московским педагогическим государственным университетом серии учебных пособий (29 наименований) по всем дисциплинам основной образовательной программы профиля «Безопасность жизнедеятельности» направления подготовки 050104 Педагогическое образование.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, принципы построения учебного материала, педагог безопасности жизнедеятельности, социальная безопасность, безопасность образовательного учреждения.
INTEGRATED EDUCATION-METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING OF TEACHERS OF LIFE SAFETY (a new series of textbooks)
Kislyakov P.A.
The article explains the need to modernize the education-methodological support of training of teachers of life safety in accordance with the current socioeconomic situation and a set of threats and dangers, and as a consequence, the updated laws of the Russian Federation and federal educational standards. An analysis series of manuals (29 titles) in all disciplines of basic educational program profile «Life safety» training areas 050 104 Teacher Education published by the Novosibirsk State Pedagogical University and the Moscow State Pedagogical University.
Keywords: education-methodological complex, principles of teaching
material, teacher of life safety, social security, security of the educational institution.
В последние годы в мире возникает все больше опасных ситуаций экологического, техногенного и социального характера, что приводит к нарушению здоровья и нормальной жизнедеятельности миллионов людей, влечет разрушение природной, социальной и техногенной окружающей среды. Социально-экономический кризис, национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизни и обучения и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. Названные угрозы социального характера в современном обществе актуализируют идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны.
Потребность в обеспечении социальной безопасности личности, общества, государства осознается на всех уровнях, включая федеральный, разработано и совершенствуется законодательство в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ входит «Безопасность и противодействие терроризму» (утв. Президентом РФ В.В. Путиным 21.05.2006 г.). С учетом новых угроз Президент РФ 12 мая 2009 года издал Указ № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». Он стал основой для дальнейшего развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, государства и обязывает все ведомства начать работы по ее реализации. В тексте Стратегии обновлены принципы и направления обеспечения безопасности жизнедеятельности, четко перечислены сферы обеспечения национальной безопасности: внутриполитическая,
экономическая, социальная, наука и образование, международная, духовная, информационная, военная, экологическая.
В ходе обсуждения на заседании Госсовета РФ 27.12.2010 проблем молодежного экстремизма, Президентом РФ актуализированы задачи защиты молодежи от проявлений терроризма, экстремизма и иных опасностей социально-политического и социально-экономического характера. Даны соответствующие указания для Министерства Образования и науки РФ. Первые шаги со стороны Минобрнауки сделаны - в число результатов предмета ОБЖ во ФГОС основного общего образования включено формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции [5].
Особое значение приобретает готовность педагогов безопасности жизнедеятельности осуществить образовательный процесс в соответствии с требованиями, заложенными Федеральной целевой программе развития образования, Стратегии национальной безопасности, законами РФ «О безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и других нормативных актах.
В учебных пособиях образовательной области «Безопасность жизнедеятельность», изданных до 2011 года, события последних лет, некоторые сферы обеспечения национальной безопасности, естественно, не отражены. Не раскрыты вопросы проектирования систем безопасности, в том числе образовательных учреждений и современные технологии обеспечения безопасности. При переходе на стандарты нового поколения перед вузами вузами остро стоит задача обновления учебно-методического сопровождения образовательного процесса для бакалавриата и магистратуры профиля «Безопасность жизнедеятельности»по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [7].
Поэтому весьма актуальным и назревшим событием стало издание в издательстве «Арта» Новосибирским государственным педагогическим университетом совместно с Московским педагогическим государственным университетом новой серии учебных пособий (29 наименований) по всем дисциплинам основной образовательной программы профиля «Безопасность жизнедеятельности» (ООП БЖ) в соответствии с новыми нормативными актами РФ, федеральными образовательными стандартами. Руководителями проекта и его ответственными редакторами выступили Заслуженный деятель науки РФ, д.б.н., проф., заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ Р.И. Айзман и Почетный сотрудник МВД РФ, к.ю.н., профессор, директор информационно-аналитического центра по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности при МПГУ С.В. Петров.
Впервые в нашей стране мы видим появление столь масштабного и многоаспектного единого комплекта учебных пособий по всем дисциплинам ООП БЖ. Это отметили также и ректор МПГУ, академик РАН и РАО В.Л. Матросов и ректор НГПУ профессор А.Д. Герасёв, которые написали
совместное обращение к читателям, указав на актуальность и востребованность данного учебно-методического комплекта.
Каждое пособие представляет собой учебно-методический комплекс, сопровождающийся рабочей программой по дисциплине, словарем, контрольными заданиями и вопросами, тематикой рекомендуемых контрольных и НИР студентов, обзором актуальной нормативной базы, литературой, иными элементами учебно-методического комплекса, приложениями.
В пособиях подробно рассмотрены все основные темы и понятия разных видов безопасности жизнедеятельности в быту, на производстве, в учебном процессе, раскрыты практические и организационно-педагогические вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности во всех сферах нашей жизнедеятельности. Авторы делают акцент на приобретение студентами практически значимых компетенций, вовлечение их в процесс поиска и создания новых знаний. Задачи по усвоению необходимых компетенций представлены в виде заданий и практических ситуаций, которые нужно решить студентам. Почти все пособия сопровождается приложениями, тестами, схемами, фотографиями. Авторами учтена специфика работы педагогов в системе образования, даны полезные примеры и рекомендации для студентов из практики обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Остановимся подробнее на содержании учебных пособий комплекта, раскрывающих вопросы обеспечения безопасности личности в социуме, в том числе в образовательном учреждении.
Учебное пособие «Безопасность образовательного учреждения» [6] содержит современные данные о системе организации безопасности в образовательных учреждениях. Особое внимание авторами уделяется рассмотрению теоретических и правовых основ, организационных мер, технических средств и иных элементов системы безопасности образовательных
учреждений, а также защите образовательных учреждений от терроризма и угроз социально-криминального характера.
Пособие «Социальные опасности и защита от них» [2] ставит своей целью ознакомить студентов с неблагоприятными социальными процессами и явлениями, с правилами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов. Важно, что учебный материал способствует формированию у будущих педагогов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека для сохранения здоровья и жизни человека.
В пособии «Криминальные опасности и защита от них» [3] рассмотрены основные понятия, проблемы и угрозы криминального характера, наиболее важные направления ее обеспечения, включая средства защиты личности от криминальных опасностей.
Учебное пособие «Информационная безопасность» [8] посвящено социальным аспектам информационной безопасности, влиянию информации на жизнь и деятельность людей в семье и обществе. Авторами рассматриваются правовое регулирование информационной безопасности, меры по обеспечению информационной безопасности, вопросы информационной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях, методы и средства защиты информации, особенности информационных войн, а также современные информационные преступления и способы защиты от них.
Учебное пособие «Основы здорового образа жизни» [9] содержит современные данные о здоровом образе жизни и его компонентах. С медикобиологических позиций убедительно обоснована ведущая роль двигательной активности в процессе развития организма человека, в формировании и укреплении его здоровья, а также пути ее оптимизации. Даны методические рекомендации по проведению оздоровительных физических тренировок, основам самостоятельных занятий физическими упражнениями и закаливания,
рационального питания, регуляции эмоциональных состояний и антистрессовой релаксации, повышению эффективности умственной работоспособности средствами физической культуры. Показана роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся.
Сохранение жизни и здоровья в различных экстремальных ситуациях в значительной степени зависит от психологической готовности человека, которая определяет стратегию его поведения. В учебном пособии «Психологические основы безопасности человека» [1] авторами изложены основные психофизиологические процессы, обеспечивающие поведение человека в экстремальных условиях и безопасность его деятельности, особенности личности, способствующие ее безопасному поведению, психологические проблемы управления безопасностью в профессиональной деятельности, а также некоторые методы психологической защиты и помощи при экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Авторский подход в разработке комплексного учебно-методического сопровождения профессиональной подготовки педагогов безопасности жизнедеятельности связан с реализацией следующей системы методологических принципов отбора учебного содержания [4]:
1. Принцип актуальности. В пособиях отражены современные правовые, методические, и иные аспекты обеспечения систем безопасности применительно к специфике системы образования.
2. Принцип научности: основные категории (безопасность, риск,
опасность, угроза и др.) изложены на теоретико-методологической основе научных исследований.
3. Принцип прагматичности, способствующий формированию конкретных знаний, умений и навыков поведения человека в различных опасных ситуациях. Степень освещения практических вопросов работы будущего педагога достаточна, их актуальность определена важностью проблем защиты деятельности персонала и учащихся от рисков всех видов
опасностей в том числе в образовательной среде.
4. Принцип информационной безопасности, состоящий в четком отборе информации по вопросам безопасности жизнедеятельности, правильном распределении акцентов и строгом соблюдении этических норм и границ психолого-педагогической компетенции при изложении учебного материала.
5. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся.
6. Принцип информационной доступности. Рекомендуемая библиография новая, указаны необходимые научные и нормативные источники, широко представлены ресурсы Интернета.
7. Принцип гуманистичности. Во главу поставлен человек и забота о его здоровье и жизнедеятельности.
8. Принцип междисциплинарности. Рассматриваются вопросы, с привлечением необходимых знаний из других дисциплин.
Методический уровень пособий отвечает задачам обучения студентов, имеется возможность использования его в конкретных образовательных технологиях. Серия пособий составлена с учётом проблем фактической компетентности педагогических кадров, обобщения опыта лучших преподавателей ОБЖ для использования его в массовой педагогической практике и создания организованных психолого-педагогических условий при формировании нового профессионального мышления, профессиональной позиции по здоровому и безопасному образу жизни.
В заключении отметим, что учебно-методический комплекс пособий может быть рекомендован для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»).
Список литературы
1. Айзман Н.И., Айзман Р.И. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие / Новосибирск: АРТА, 2011.
2. Гиренко Л.А., Петров С.В., Слинькова И.П. Социальные опасности и защита от них: учебное пособие / Новосибирск: АРТА, 2011.
3. Гумеров Г.Г., Петров С.В. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Новосибирск: АРТА, 2011.
4. Кисляков П.А. Методологические принципы подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 22-25.
5. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика
идеологии экстремизма в молодежной среде // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. №3.
Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0020. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/kislyakov.pdf (дата
обращения: 20.10.2011).
6. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Петров С.В. Безопасность образовательного учреждения: учебное пособие / Новосибирск: АРТА, 2011.
7. Петров С.В. О подготовке новых программ при переходе на уровневую структуру образования // Здоровьесберегающее образование. 2010. №2. С. 97-99.
8. Петров С.В., Слинькова И.П., Гафнер В.В. Информационная безопасность: учебное пособие / Новосибирск: АРТА, 2011.
9. Рубанович В.Б., Айзман Р.И., Бубнов В.Г. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Новосибирск: АРТА, 2011.
References
1. Ayzman N.I., Ayzman R.I. Psikhologicheskie osnovy bezopasnosti cheloveka [Psychological foundations of human security]. Novosibirsk: ARTA, 2011.
2. Girenko L.A., Petrov S.V., Slin'kova I.P. Sotsial'nye opasnosti i zashchita ot nikh [Social dangers and protection from them]. Novosibirsk: ART A, 2011.
3. Gumerov G.G., Petrov S.V. Kriminal'nye opasnosti i zashchita ot nikh [Criminal dangers and protection from them]. Novosibirsk: ARTA, 2011.
4. Kislyakov P.A. Metodologicheskie printsipy podgotovki budushchego pedagoga v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i zdorov'esberezheniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. no. 4 (2011): 22-25.
5. Kislyakov P.A. Formirovanie tolerantnosti i profilaktika ideologii
ekstremizma v molodezhnoy srede. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). no. 3 (2011).
http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/kislyakov.pdf (accessed October 20, 2011).
6. Lysova N.F., Ayzman R.I., Petrov S.V. Bezopasnost' obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Security of educational institution]. Novosibirsk: ARTA, 2011.
7. Petrov S.V. O podgotovke novykh programm pri perekhode na urovnevuyu strukturu obrazovaniya. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie. no. 2 (2010): 97-99.
8. Petrov S.V., Slin'kova I.P., Gafner V.V. Informatsionnaya bezopasnost' [Information Security]. Novosibirsk: ARTA, 2011.
9. Rubanovich V.B., Ayzman R.I., Bubnov V.G. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Basics of a healthy lifestyle]. Novosibirsk: ARTA, 2011.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety Laboratory, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]