Научная статья на тему 'Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе'

Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DANGER / SAFETY / ACTIVITY / EDUCATIONAL SUBJECT "SAFETY OF LIVING" / STUDENTS STUDYING HUMANITIES / FUTURE EXPERTS OF A HUMANITARIAN FIELD OF ACTIVITY / TEACHING / CONTENTS AND CURRICULUM METHODOLOGY SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов Александр Мубинович, Кувшинова Ирина Александровна, Денисова Виктория Владимировна, Петров Сергей Викторович

В статье дана краткая характеристика учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», показана ее роль и значимость в профессиональной подготовке студентов. Отмечено, что насыщение рассматриваемой дисциплины социальной проблематикой весьма актуально для подготовки студентов-гуманитариев с учетом происходящих социальных процессов и кризисов. Однако в процессе образования необходимо ориентировать их на жизнедеятельность в усложняющейся среде с учетом увеличения ее технизации. Показано, что в системе подготовки студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нередко видно отсутствие множества важных модулей и тем. При этом остается слабая связь структурных компонентов, в том числе, целевого и содержательного. Часто именно поэтому педагог вынужден разрабатывать свой рабочий план фрагментарно, не имея четкого содержательного ориентира по всей совокупности взаимосвязанных модулей и отдельных тем, что негативно отражается на качестве и практической отдаче от изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке специалистов всех гуманитарных направлений. Предложено обновленное комплексное программно-содержательное обеспечение этой учебной дисциплины, тематическое содержание разделов для студентов гуманитарных вузов, которое предлагается строить по следующим основным направлениям: изучение состояний окружающего социума и законов его развития с точки зрения выявления опасностей для разных систем; раскрытие механизмов происхождения и развития опасностей, возникающих на социальной основе; определение принципов и технологий защиты всех видов систем с учетом опасностей социального характера; подготовка выпускников к безопасному осуществлению повседневной жизнедеятельности в технических, природных, социальных системах с учетом их взаимовлияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якупов Александр Мубинович, Кувшинова Ирина Александровна, Денисова Виктория Владимировна, Петров Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Contents and Teaching Methodology in Academic Discipline "Safety of Living" in Humanities University

The article gives a short description of an academic discipline "Safety of Living", its role and importance in training students are shown. It is noted that saturation of the considered discipline with social perspective, according to present-day social processes and crises, is especially topical for students of humanitarian specialties. However, in the course of education it is also necessary to focus them on progressive complication of life connected with its technicalisation. It is shown that teaching of "Safety of living" lacks a number of important modules and subjects. Moreover, structural components are often interrelated insufficiently, including, target and substantial parts. Often a teacher has to work according to a fragmentary schedule, without having an accurate substantial reference point for a totality of the interconnected modules. It impairs quality and practical effect from studying of the discipline. The authors propose an updated content list of this educational subject meant for humanitarian specialties. It is composed from the following main sections: studying of society and social development laws in order to detect possible dangers for various systems; disclosure of mechanisms of an origin and development of the dangers arising on a social basis; defining of the principles and technologies to protect systems of all types from dangers of social character; training of graduates for safe daily activity in technical, natural, social systems with a glance of their interrelation.

Текст научной работы на тему «Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе»

INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 4, 2015 УДК 378.1:614.8 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.045

ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

А. М. Якупов1, И. А. Кувшинова1, В В Денисова2, С. В. Петров3

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия,

2ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия, 3ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»,

г. Москва, Россия

В статье дана краткая характеристика учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», показана ее роль и значимость в профессиональной подготовке студентов. Отмечено, что насыщение рассматриваемой дисциплины социальной проблематикой весьма актуально для подготовки студентов-гуманитариев с учетом происходящих социальных процессов и кризисов. Однако в процессе образования необходимо ориентировать их на жизнедеятельность в усложняющейся среде с учетом увеличения ее технизации. Показано, что в системе подготовки студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нередко видно отсутствие множества важных модулей и тем. При этом остается слабая связь структурных компонентов, в том числе, целевого и содержательного. Часто именно поэтому педагог вынужден разрабатывать свой рабочий план фрагментарно, не имея четкого содержательного ориентира по всей совокупности взаимосвязанных модулей и отдельных тем, что негативно отражается на качестве и практической отдаче от изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке специалистов всех гуманитарных направлений. Предложено обновленное комплексное программно-содержательное обеспечение этой учебной дисциплины, тематическое содержание разделов для студентов гуманитарных вузов, которое предлагается строить по следующим основным направлениям: изучение состояний окружающего социума и законов его развития с точки зрения выявления опасностей для разных систем; раскрытие механизмов происхождения и развития опасностей, возникающих на социальной основе; определение принципов и технологий защиты всех видов систем с учетом опасностей социального характера; подготовка выпускников к безопасному осуществлению повседневной жизнедеятельности в технических, природных, социальных системах с учетом их взаимовлияния.

Ключевые слова: опасность, безопасность, жизнедеятельность; учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»; студенты гуманитарных вузов, будущие специалисты гуманитарной сферы деятельности; преподавание; программно-содержательное обеспечение

IMPROVING THE CONTENTS AND TEACHING METHODOLOGY IN ACADEMIC DISCIPLINE "SAFETY OF LIVING" IN HUMANITIES UNIVERSITY

A. M. Yakupova, I. A. Kuvshinovaa, V. V. Denisovab, S. V. Petrovc

aMagnitogorsk State University, Magnitogorsk, Russia, bOrenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

The article gives a short description of an academic discipline "Safety of Living", its role and importance in training students are shown. It is noted that saturation of the considered discipline with social perspective, according to present-day social processes and crises, is especially topical for students of humanitarian specialties. However, in the course of education it is also necessary to focus them on progressive complication of life connected with its technicalisation. It is shown that teaching of "Safety of living" lacks a number of important modules and subjects. Moreover, structural components are often interrelated insufficiently, including, target and substantial parts. Often a teacher has to work according to a fragmentary schedule, without having an accurate substantial reference point for a totality of the interconnected modules. It impairs quality and practical effect from studying of the discipline. The authors propose an updated content list of this educational subject meant for humanitarian specialties. It is composed from the following main sections: studying of society and social development laws in order to detect possible dangers for various systems;

© Якупов А. М., Кувшинова И. А., Денисова В. В., Петров С. В., 2015

45

disclosure of mechanisms of an origin and development of the dangers arising on a social basis; defining of the principles and technologies to protect systems of all types from dangers of social character; training of graduates for safe daily activity in technical, natural, social systems with a glance of their interrelation.

Keywords: danger, safety, activity; educational subject "Safety of Living"; students studying humanities, future experts of a humanitarian field of activity; teaching; contents and curriculum methodology support

Наличие знаний и практических умений в области безопасности является важным критерием оценки деятельности человека в любой организации. В системе высшего образования России достаточно полно разработано содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов технических вузов, в то время как для студентов гуманитарных вузов оно разработано в меньшей степени глубины и охвата насущных проблем социума. Это снижает качество подготовки специалистов-гуманитариев и ослабляет обеспечение ими безопасности жизнедеятельности в соответствующих организациях, т. е. там, где им придется трудиться после окончания вуза.

Насыщение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» социальной проблематикой весьма актуально для подготовки студентов с учетом происходящих социальных процессов и кризисов. Уже в недалеком будущем многие выпускники вузов станут руководителями коллективов. В этой связи на них ляжет бремя юридической, моральной и материальной ответственности за безопасность своих подчиненных [8; 9; 11].

По мнению президента МАНЭБ О. Н. Русака, некоторые авторы рассматривают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» «как механическое объединение отдельных сведений из экологии, охраны труда, чрезвычайных ситуаций, санитарии, гигиены и других дисциплин, излагая их в произвольной последовательности» [5]. Однако в настоящее время данный подход не актуален. На наш взгляд, «Безопасность жизнедеятельности» - это межотраслевая естественно-гуманитарная интегрированная метадисциплина, основанная на презумпции целостности и взаимосвязи всех защитных механизмов в природе, техносфере и социуме [6; 8]. Для иллюстрации приведем только один пример. Как бы ни были совершенны тех-

нические системы безопасности полетов, они не гарантируют отсутствие происшествий, если не связаны с психологическими, кадровыми, организационными и иными социальными элементами систем безопасности, т. е. не учитывают так называемый «человеческий фактор».

Поэтому содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» наряду с учетом природных и технических подсистем должно быть направлено на изучение состояний окружающего социума и законов его развития с точки зрения выявления опасностей для разных систем; раскрытие механизмов происхождения и развития опасностей, возникающих на социальной основе; определение принципов и технологий защиты всех видов систем с учетом опасностей социального характера; подготовку выпускников к безопасному осуществлению повседневной жизнедеятельности в технических, природных и социальных системах и с учетом их взаимовлияния [1; 7; 8].

Многие специалисты в сфере безопасности жизнедеятельности (С. Белов, А. Михайлов, Г. Цвилюк, А. Смирнов, Р. Айзман, С. Петров, П. Кисляков) считают, что образование студентов-гуманитариев необходимо ориентировать на их дальнейшую жизнедеятельность в усложняющейся среде с учетом увеличения ее технизации, а образование студентов технических направлений следует развивать с учетом увеличения раскрытия социальных аспектов в технических системах (С. Белов, Н. Занько, В. Микрю-ков, К. Малаян, О. Русак, Н. Смирнов, А. Якупов) [1; 2-9; 11].

Между тем один из зачатков проблемы мы видим в школьных образовательных стандартах. Наряду с тем, что в средней общеобразовательной школе в последние годы уделяется повышенное внимание предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), мы

1ЫТЕСКАТЮЫ ОБ ЕЭиСАТЮЫ. уо1. 19, по. 4, 2015

констатируем, что в учебных программах этого предмета ничего не говорится о неизменных законах Природы, об условиях возникновения различных воздействий на человека (механических, агрессивно-химических, биологических и др.) и ответных реакциях организма, что составляет основу знаний о безопасности человека. Вместе с этим в общей школьной программе отсутствуют специально направленные, «прикладные» разделы и подразделы по естественно-научным предметам (химии, физике, биологии), в которых бы нашли отражение вопросы обеспечения безопасности жизни и деятельности человека. Современный школьник, изучая предмет «ОБЖ», часто затрудняется ответить на следующие жизненно важные вопросы: что дают знания того или иного предмета для моей безопасной жизни и деятельности? Какая польза от приобретенных и усвоенных знаний об изучаемом явлении или процессе с точки зрения обеспечения личной безопасности? Что дает понимание конкретного явления или процесса для безопасности вообще? Однако в школе должны дать каждому школьнику основы специальных знаний и умений, которые необходимо перевести в навыки обеспечения собственной безопасной жизни и деятельности, а также выработать у него устойчивое отношение к окружающим с точки зрения обеспечения их безопасности. Следует подчеркнуть, что преемственность школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» пока не обеспечивается. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь со слабой подготовкой этому будущих школьных учителей.

Мы считаем, что качество и практическую отдачу от изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке специалистов всех направлений можно улучшить, если образовательный процесс строить в целостной взаимоувязанной системе знаний из разных сфер техники, биологии, медицины, менеджмента, психологии, социологии, юриспруденции, экологии и др. Однако

в системе подготовки студентов гуманитарных и технических вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нередко видно отсутствие множество важных модулей и тем, слабая связь их структурных компонентов, в том числе, целевого и содержательного. часто педагог разрабатывает свой рабочий план фрагментарно, не имея четкого содержательного ориентира по всей совокупности взаимосвязанных модулей и отдельных тем [9; 10].

Исходя из важности устранения данных пробелов нами предлагается обновленное комплексное программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов гуманитарных вузов (табл. 1). Оно разработано на основе многолетнего опыта авторов и прошло широкую апробацию в образовательных организациях.

Расчет сделан исходя из объема 18 ч лекций (Л) и 18 ч практических занятий (ПЗ) и/или семинаров (С) в аудитории. Однако если учебный план предусматривает более часов, например, аудиторных практических занятий должно быть 36, то необходимо увеличить расчетные ПЗ (С) в 2 раза. Тогда весь курс составит 3 зачетные единицы (ЗЕТ), т. е. 54 ч аудиторных занятий, плюс к нему 54 ч самостоятельной работы. Таким образом, общий объем часов будет равен 108, что соответствует 3 ЗЕТ.

Тематическое содержание разделов программно-содержательного обе спече -ния дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов гуманитарных вузов (гуманитарных специальностей) представлено в таблице 2.

Все студенты, как и ранее обучавшиеся гуманитарным дисциплинам в МаГУ, так и ныне обучающиеся в по этим специальностям в МГТУ им. Г. И. Носова (гуманитарный блок) на протяжение последних десяти лет получали (и сегодня получают) всю информационную «базу» по дисциплине БЖД на СБ-диске объемом примерно 3,5 Гб в первый день занятия. Эта база данных структурирована по вышерассмотренным разделам, имеет презентационные лекции и все необхо-

димые к ним материалы. Она постоянно обновляется преподавателем дисциплины БЖД перед началом каждого учебного семестра и выдается всем обучаемым.

Используя предоставленный студентам материал, а также другие источники (например, Интернет), они в обязательном порядке составляют электронный конспект-учебник, включающий в себя все указанные разделы и темы. Такой конспект представляет собой суммарный реферат, состоящий примерно из 10-ти

рефератов по изучаемой дисциплине, но составленный самостоятельно, что особенно важно для усвоения ими этой дисциплины, а также осуществления контроля преподавателем хода освоения ими материала по БЖД. Этот конспект широко используется студентами в процессе подготовки к участию в семинарах и других практических занятиях. Ранее (до 2013 г.) они писали такой конспект вручную в 96-ти страничной тетради форматом А4.

Т а б л и ц а 1. Программно-содержательное обеспечение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов гуманитарных вузов (гуманитарных специальностей)

Т a b l e 1. Contents and curriculum methodology support for the academic discipline "Safety of living" for students at humanities universities (humanities)

№ Наименование раздела, темы л ПЗ (С) Новизна раздела

1 Введение в дисциплину 1 - Помимо традиционного анализа целей и задач, объекта, предмета изучаемой дисциплины в раздел предполагает изучение нормативно-правового регулирования в области безопасности, что является основой формирования специфического мировоззрения и поведения у человека, обеспечивающих безопасность жизни и деятельности

1.1 Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» 0,5 -

1.2 Правовое регулирование в области безопасности: законы и нормативные акты 0,5 -

2 Общетеоретические основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельно сти» 1 1 Кроме изучения основных теоретических понятий дисциплины в раздел включено изучение законов (философских, физических, химических, биологических), находящихся в основе жизнеобеспечивающих процессов человека и его деятельности, что существенно расширит представления студентов о первоосновах безопасности человека, а также обогатит теоретическую базу знаний о ее обеспечении в жизненной практике

3 Безопасность человека в среде его обитания 2 0,5 Раздел предусматривает изучение безопасности человека (а также групп людей) в среде его обитания на уровне различных «полей опасности»

4 Безопасность в техногенном мире 1 0,5 В разделе предложено изучение безопасности в техносфере с точки зрения функционирования технических систем, а также их роли и значимости в жизнедеятельности человека

4.1 Общетеоретические вопросы безопасности в техносфере 1 -

Продолжение табл. 1

5 Безопасность в социотехниче-ском мире 7 8 В разделе предложено изучение безопасности в различных видах сфер человеческой деятельности на основе средового

5.1 Общетеоретические вопросы безопасности в социотехниче-ской среде 0,5 0,5 подхода, в связи с чем широко используются понятия «социотехнический мир», «социотехническая среда». Особое внимание уделено изучению положений об ответственности за нарушение правил безопасности на транспорте, что само по себе заостряет внимание студентов на вероятных негативных последствиях и неизбежных ответных действиях, в частности административном или уголовном

5.2 Взрывопожарная среда и безопасность в ней 1,5 1

5.3 Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности 0,5 0,5

5.4 Транспортная среда и безопасность в ней 1 2 наказании в случаях нарушений законов, норм и правил безопасности в общем

5.5 Безопасность дорожного движения 1,5 1

5.6 Безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций на транспорте 0,5 1

5.7 Ответственность за нарушения правил безопасности на транспорте 0,5 0,5

5.8 Безопасность в быту 0,5 0,5

5.9 Электробезопасность и защита от электромагнитного излучения 0,5 1

6 Безопасность в зоне чрезвычайных ситуаций природного и социоприродного происхождения 0,5 1 Обосновываются связь и взаимодействие между природным и социальным. На этой основе предложены новые классификации чрезвычайных ситуаций природного и со-

6.1 Классификация чрезвычайных ситуаций природного и социо-природного происхождения 0,25 0,5 циоприродного происхождения, характеристика специфических поражающих факторов и способов защиты от них

6.2 Защита от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и социоприродно-го происхождения 0,25 0,5

7 Безопасность в социальном мире 3 4,5 Изучение раздела основано на использовании личностного подхода в понимании

7.1 Теория «Безопасность социальных систем» 0,5 0,5 студентами понятия «готовность личности к действиям в чрезвычайных ситуациях» в аспекте многосторонности и полноты проявления состояний и качеств человека (физических, психических, морально-нравственных) в условиях экстремальности

7.2 Основы виктимологии 0,5 1

7.3 Психологическая безопасность и психологическая защита 0,5 1

7.4 Чрезвычайные ситуации социального происхождения и их классификация 0,5 0,25

7.5 Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях социального происхождения 0,5 0,5

7.6 Конфликты и их профилактика 0,25 0,25

7.7 Информационная безопасность 0,25 1

Окончание табл. 1

8 Безопасность в зоне военных и социальных конфликтов 0,5 0,5 Изучение раздела основано на формировании у студентов системного восприятия безопасности в условиях современной действительности. В разделе объединены теоретические вопросы по ГО и РС ЧС, современные понятия и термины, характеризующие соответствующую напряженную политическую обстановку и поведение человека в ней, обусловливающее защиту, сохранение жизни и здоровья

9 Защита учреждения (на примере образовательного) 0,5 1 Раздел предполагает изучение основных тем студентом с позиции будущего потенциального руководителя учреждения, в котором ему предстоит работать после окончания вуза, а также предусматривает практическую отработку действий по эвакуации персонала (воображаемого) в условиях возможной опасности

10 Безопасность на воде 0,5 1 В раздел включено изучение закона плавучести тел как основы анализа взаимоотношений человека (и всего того, что связано с различными видами его производственной деятельности) с водной средой

11 Пресс-конференция (круглый стол) по проблемам обеспечения безопасности жизни и деятельности 1 - Настоящий раздел предполагает использование различных методов групповой работы студентов во главе с преподавателем, где обе стороны неизбежно могут наблюдать результаты проведенной работы: студенты - в расширении теоретической базы знаний, преподаватель - в правильности, целесообразности и действенности применения выбранных педагогических средств и методов обучения

Итого 36 ч 18 18

Т а б л и ц а 2. Тематическое содержание разделов программно-содержательного обеспечения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов гуманитарных вузов (гуманитарных специальностей) (в кратком изложении)

Т a b l e 2. Contents of units in the academic discipline "Safety of living" for students at humanities universities (in brief)

№ Название раздела Содержание раздела

1 Введение в дисциплину Принципы совместной работы со студентами при освоении дисциплины; коллегиальность; контроль освоения - устный и письменный; условия и оценка написания конспекта-учебника, рефератов и исполнения научно-исследовательских работ по темам; предмет дисциплины; правое регулирование в области обеспечения безопасности: законы и нормативные акты в области безопасности жизнедеятельности

Продолжение табл. 2

2 Общетеоретические основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Понятия, принятые в области БЖД: философские (понятие, принцип, закон, каге-гория, пространство и время, система, системный подход; среда, культура и др.); теоретические (понятия: теория, практика, системное видение, системное решение; системы жизнеобеспечения); практико-ориентированные (понятия: комплекс, опасность и безопасность, безопасность человека, безопасность жизнедеятельности, среда обитания человека); основные законы и принципы, лежащие в основе дисциплины: философские (законы и категории диалектики), физические (законы механики и гравитации, термодинамики (энергия и энтропия, работа, теплота, теплоемкость и теплопроводность), электричество, свет и оптика, излучения, основы гидростатики и гидродинамики), химические (природа окислительно-восстановительных процессов), биологические (процессы деления клетки и их мутации, вирусные и бактериологические воздействия на живые организмы, процессы жизни и здоровья человека), общие (поражающий фактор, негативный фактор, фактор риска, человеческий фактор, фактор выживания); современные теории и учения об опасности и безопасности; «поля опасностей» для человека и живых существ в среде их обитания

3 Безопасность человека в среде его обитания Поражающие факторы в различных «полях» опасности; безопасность человека, групп людей и сообществ, общества и государства, человечества в локальных «полях» опасностей среды его обитания; обеспечение безопасности людей в локальных «полях» опасности на различных социальных уровнях

4 Безопасность в техногенном мире Теоретические вопросы безопасности в техносфере (технические системы жизнеобеспечения, их опасность и безопасность; влияние шума, вибрации, различных излучений и освещенности на возникновение опасности для жизни и здоровья человека и защита от них)

5 Безопасность в социотехниче-ском мире Теоретические вопросы безопасности в социотехнической среде: основные понятия, относящиеся к данной области и их роль в жизнедеятельности человека, групп людей, общества и государства; социотехнические системы жизнеобеспечения, их опасность и безопасность; понятие «безопасность в социотехнической среде» и его значение для человека, групп людей, общества и государства. Взрывопожарная среда и безопасность в ней: сущность процесса горения; горючая среда; группы горючести материалов и «поведение» горючей среды при пожаре; понятие «пожарная нагрузка» и его практическое значение; опасные факторы пожара; развитие пожара во времени и пространстве; понятия «человеческий фактор» и «пожаробезопасная личность»; законы пожарной безопасности; физико-химические процессы взрывов и их опасные факторы; основы профилактики и роль человека; причинно-следственный механизм возникновения пожара; системный подход к решению проблем профилактике пожаров; роль и значение образования и пропаганды пожарной безопасности; безопасное поведение при возникновении и во время пожара и/или взрыва; ожоги: природа, механизм возникновения и первоначальные действия по устранению их последствий; оказание первой помощи пострадавшим на пожарах и при взрывах. Законы, предусматривающие ответственность за нарушение правил пожарной безопасности; виды ответственности. Транспортная среда и безопасность в ней: понятия: транспортирование, транспортировка, транспортная система, транспортный процесс; безопасность транспортных процессов; «безопасное поведение» и «безопасное участие» в транспортных процессах, «транспортная культура». Безопасность дорожного движения: причинно-следственный механизм возникновения ДТП; восприятие окружающей среды участниками дорожного движения и влияние ее и стояний человека на его безопасность; тормозной и остановочный путь; активная и пассивная безопасность автомобиля и ремни безопасности; законы безопасности и правила дорожного движения; действия при ДТП; криминальные опасности на автомобильных дорогах. Безопасность в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на общественном транспорте; безопасность на водном транспорте; безопасность в самолете (на авиатранспорте); оказание первой помощи пострадавшим в транспортных происшествиях. Ответственность за нарушения правил безопасности на транспорте (административная, уголовная, гражданская, дисциплинарная). Безопасность в быту: опасности в быту и разновидности их возможных последствий; профилактика бытовых травм, химических и биологических отравлений, опасных воздействий физического, физиологического и психического воздействия на человека. Электробезопасность и защита от электромагнитного излучения: основы электробезопасности в быту и поражающие факторы электрического происхождения; профилактика поражений электрическим током; понятие «электромагнитное излучение» (ЭМИ) и его опасность для человека; защита человека от ЭМИ

Окончание табл. 2

6 Безопасность в зоне ЧС природного и социо-природного происхождения Классификация чрезвычайных ситуаций природного и социоприродного происхождения; защита от поражающих факторов ЧС природного и социоприродного происхождения; факторы риска, факторы выживания в условиях ЧС природного и социоприродного происхождения

7 Безопасность в социальном мире Теория «Безопасность социальных систем»; классификация опасностей социального происхождения»; основы виктимологии; психологическая безопасность и психологическая защита; безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях социального происхождения; безопасное поведение в толпе, панике, давке; понятие и представление о резервах человеческой психики; конфликты и их профилактика; информационная безопасность; мошенничество и преступность; терроризм; понятие «готовность человека к действиям в ЧС в социальном мире», структурные компоненты готовности человека к ЧС в социальном мире; подготовка к ЧС в социальном мире: физические и психологические аспекты выживания

8 Безопасность в зоне военных и социальных конфликтов Понятия «зона чрезвычайной ситуации», «зона военного конфликта», «зона социального конфликта»; российская система обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (РСЧС, понятие, структура); гражданская оборона, оружие массового поражения, средства индивидуальной и коллективной защиты; выживание в условиях социальных и военных конфликтов: приемы пассивной тепловой защиты, способы активного обогрева, устройство сантехники, добыча электроэнергии, обеспечение продуктов питания, криминальный фактор, мародерство; правила поведения при вводе в населенный пункт военной техники; поведение во время «часа тишины» и др.

9 защита учреждения (на примере образовательного учреждения (ОУ) Сущность угроз опасности и безопасности ОУ; цели и задачи обеспечения безопасности ОУ; структура, методы и содержание обеспечения безопасности ОУ; обязанности персонала в обеспечении безопасности ОУ; порядок действий персонала и обучаемых при угрозе возникновения пожара, срабатывания взрывного устройства, теракта; порядок действий персонала и обучаемых во время пожара, террористическом акте, срабатывании взрывного устройства

10 Безопасность на воде Закон плавучести тел (закон Архимеда): положительная, нулевая и отрицательная плавучесть. Характеристика открытых водоемов, характеристика угроз опасностей на воде, статистика гибели и анализ происшествий с участием человека на открытых водоемах; поведение человека в воде; свойства воды, влияющие на безопасность человека в водной среде; поведение человека в спасательном средстве; оказание помощи пострадавшему на воде

11 Пресс-конференция Круглый стол по проблемам обеспечения безопасности жизни и деятельности людей. Доклады, сообщения, их обсуждения и анализ, дискуссии и др.

Отметим, что уже есть межвузовский учебно-методический комплект по «Безопасности жизнедеятельности» под редакцией Р. И. Айзмана и С. В. Петрова, полностью соответствующий рассматриваемому в статье подходу. Это комплект в 2015 г. получил четыре высших награды Международного отраслевого конкурса «Университетская книга-2015», но он недоступен для других вузов по причине невозможности его централизованного закупа, поскольку не входит в перечень Минобрнауки России обя-

зательной литературы для вузовских библиотек.

Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - достаточно сложный, наукоемкий, содержательный процесс. Мы надеемся, что наш опыт окажется полезным в обучении студентов гуманитарных специальностей не только в наших вузах, но и в вузах других регионов России, а также в профессиональной переподготовке учителей, преподавателей всех образовательных уровней и будет способ-

ствовать успешной адаптации к россий- образовательным стандартам нового ским федеральным государственным поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 208 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

2. Безопасность жизнедеятельности : практикум / Р. И. Айзман [и др.] ; под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. В. Петрова. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 288 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

3. Петров, С. В. Информационная безопасность : учебное пособие / С. В. Петров [и др.]. - Новосибирск : АРТА, 2012. - 296 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

4. Петров, С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них : учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашев. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 320 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

5. Русак, О. Н. Основы учения о безопасности человека / О. Н. Русак // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». - 2009. - № 8. - 24 с.

6. Якупов, А. М. Место и роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных программах бакалавриата гуманитарных вузов / А. М. Якупов // Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию кафедры безопасности жизнедеятельности Ярославского ГПУ им. К. Д. Ушинского, 27-28 ноября 2013 г. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 215-219.

7. Якупов, А. М. Об изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарных вузах / А. А. Михайлов, А. М. Якупов // Научный поиск. - 2014. - № 3 (13). - С. 18-20.

8. Якупов, А. М. О путях повышения эффективности освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами различных специальностей гуманитарного профиля / А. М. Якупов, С. В. Петров // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 273-276.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Якупов, А. М. Проблема преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе / А. М. Якупов, А. А. Михайлов // Научный поиск: научный журнал. - 2013. - № 4 (10). - С. 40-43.

Недостаточный уровень естественно-научной подготовки будущих студентов гуманитарных специальностей порождает проблему их качественной подготовки к безопасной жизнедеятельности. Показывая природу опасности систем, раскрывается роль такой «подготовки» человека в обеспечении, как собственной безопасности, так и безопасности окружающих его людей. Предлагается один из основных путей повышения готовности студентов к пониманию и осознанию окружающего их мира: природы, социума и техносферы, появления опасностей в них.

10. Якупов, А. М. Транспортная культура школьников : концепция и образовательные технологии : монография / А. М. Якупов. - Germany : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 368 с.

11. Denisova, V. V. Social and educational environment as a factor of safety culture teens / V. V. Denisova // Science and Education : materials of the international research and practice conference, Wiesbaden, June 27-28, 2012 / publishing office "Bildungs Zentrum Rodnik e. V." - Gеrmany, 2012. -P. 391-395.

Поступила 03.04.15.

Об авторах:

Якупов Александр Мубинович, доцент кафедры специального образования и медико-биологических дисциплин Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогических наук, ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-7997-3539, yakupov@mail.ru

Кувшинова Ирина Александровна, доцент кафедры специального образования и медико-биологических дисциплин Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова» (Россия, г Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогических наук, ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-3169-1620, erenk@rambler.ru

Денисова Виктория Владимировна, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г Оренбург, ул. Советская, д. 19), кандидат педагогических наук, ORCID: http: //orcid.org/0000-0001-6258-6236, viktorydan@rambler.ru

Петров Сергей Викторович, директор Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет» (Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1), кандидат юридических наук, профессор, ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-7758-584X, svpetrov47@mail.ru

Для цитирования: Якупов, А. М. Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе / А. М. Якупов [и др.] // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 4. - С. 45-55. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.045

REFERENCES

1. Aizman R. I., Petrov S. V., Shirshov V. M. Teoreticheskiye osnovy bezopasnosti zhiznedeyatelnosti: uchebnoye posobiye [Theoretical basis of health and safety: Textbook]. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 208 p.

2. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti: praktikum [Safety: workshop]. Aizman R. I. [et al.]; ed. by R. I. Aizman, S. V. Petrov. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 288 p.

3. Petrov S. V. [et al.] Informatsionnaya bezopasnost: uchebnoye posobiye [Information Security: Textbook]. Novosibirsk, ARTA Publ., 2012, 296 p.

4. Petrov S. V., Omelchenko I. V., Makashev V. A. Opasnyye situatsii tekhnogennogo kharaktera i zashchita ot nikh: uchebnoye posobiye [Manmade hazards and protection from such hazards: Textbook]. Novosibirsk, ARTA Publ., 2011, 320 p.

5. Rusak O. H. Osnovy ucheniya o bezopasnosti cheloveka [Fundamentals of human security]. Prilozheniye k zhurnalu «Bezopasnost zhiznedeyatelnosti» = Addendum to the "Safety" journal. 2009, no. 8, 24 p.

6. Yakupov A. M. Mesto i rol distsipliny «Bezopasnost zhiznedeyatelnosti» v obrazovatelnykh program-makh bakalavriata gumanitarnykh vuzov [The place and role of discipline "Safety" in the educational programs of undergraduate humanitarian universities]. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti: psikhologo-pedagogicheskiye i mediko-biologicheskiye aspekty: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy 10-letiyu kafedry bezopasnosti zhiznedeyatelnosti Yaroslavskogo GPU im. K. D. Ushinskogo = Safety: psycho-pedagogical and medico-biological aspects: Materials of Intern. scientific and practical. Conf., dedicated to the 10th anniversary of the Department of Life Safety of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinskiy, November 27-28, 2013. Yaroslavl, YAGPU Publ., 2013, pp. 215-219.

7. Yakupov A. M., Mikhaylov A. A. Ob izuchenii distsipliny «Bezopasnost zhiznedeyatelnosti» v gumanitarnykh vuzakh [On the study of discipline "Safety" in the humanitarian universities]. Nauchnyy poisk = Scientific Search. 2014, no. 3 (13), pp. 18-20.

8. Yakupov A. M., Petrov S. V. O putyakh povysheniya effektivnosti osvoeniya distsipliny «Bezopasnost zhiznedeyatelnosti» studentami razlichnykh spetsialnostey gumanitarnogo profilya [Ways to improve the efficiency of the development of the discipline "Safety" students of various disciplines in the humanities]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2014, no. 6, pp. 273-276.

9. Yakupov A. M., Mikhailov A. A. Problema prepodavaniya distsipliny «Bezopasnost zhiznedeyatel-nosti» v gumanitarnom vuze [The problem of teaching "Life safety" in humanities institute]. Nauchnyy poisk = Science Search. 2013, no. 4 (10), pp. 40-43.

Insufficient level of natural-science preparation of future students of humanitarian specialties generates a problem of their high-quality preparation for safe activity. Showing the nature of danger of systems, the role of such "preparation" of the person in providing, both own safety, and safety of people surrounding it reveals. One of the main ways of increase of readiness of students to understanding and understanding of the world surrounding them is offered: the nature, society and a technosphere, emergence of dangers in them.

10. Yakupov A. M. Transportnaya kultura Shkolnikov: kontseptsiya i obrazovatelnye tekhnologii: mono-grafiya [Transportation Culture school: concept and educational technology: monograph]. Saarbrücken, Germany, LAP Lambert Academic Publ., 2011, 368 p.

11. Denisova V. V. Social and educational environment as a factor of safety culture teens. Science and Education: materials of the international research and practice conference, Wiesbaden, June 27-28, 2012. Germany, Bildungs Zentrum Rodnik e. V. Publ., 2012, pp. 391-395.

Submitted 03.04.15.

About the authors:

Yakupov Aleksandr Mubinovich, associate professor, Chair of Special Education and Biomedical Sciences, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work, Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Str., Magnitogorsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7997-3539, yakupov@mail.ru

Kuvshinova Irina Aleksandrovna, associate professor, Chair of Special Education and Biomedical Sciences, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work, Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Str., Magnitogorsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3169-1620, erenk@rambler.ru

Denisova Viktoriya Vladimirovna, senior lecturer, Chair of Safety of Living and Methods of Teaching Safety, Institute of Physical Culture and Sport, Orenburg State Pedagogical University (19, Sovetskaya Str., Orenburg, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6258-6236, viktorydan@ rambler.ru

Petrov Sergey Viktorovich, director, Information and Analysis Centre for Teaching Safety of Living, Moscow State Pedagogical University (1, Malaya Pirogovskaya Str., Moscow, Russia), Ph.D. (Law), professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7758-584X, svpetrov47@mail.ru

For citation: Yakupov A. M., Kuvshinova I. A., Denisova V. V., Petrov S. V. Improving the contents and teaching methodology in academic discipline "Safety of living" in humanities university. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 45-55. DOI: 10.15507/19919468.081.019.201504.045

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.