ЮБИЛЕЙ
Г
Ч
)
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) - один из ведущих технических университетов России, осуществляющий научно-образовательную и методическую работу по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов, магистров и кадров высшей квалификации. Во многих регионах России выпускники вуза успешно работают в области строительства автомобильных дорог, мостов и аэродромов, эксплуатации и сервиса транспортной техники, транспортного бизнеса, обеспечения техносферной безопасности, управления и логистики на транспорте, в сфере строительства уникальных зданий и сооружений, разработки и эксплуатации автоматизированных систем управления и организации дорожного движения.
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) осуществляет подготовку кадров для автомобильно-дорожного комплекса страны уже 85 лет. Первые 36 дипломированных инженеров вышли из стен вуза в 1931 г. Выпуск бакалавров, магистров и специалистов в 2015 г. составил 2141 чел, а вместе с пятью филиалами (Махачкалинским, Волжским, Северо-Кавказским, Сочинским и Бронницким) - около 4 тыс. чел. На основе компетентностного подхода и тесного взаимодействия с предприятиями отрасли в вузе ведется разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ, позволяющих формировать у студентов компетенции, необходимые им для будущей профессиональной деятельности.
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) является активным членом Международного общества по инженерной педагогике (IGIP).
На базе вуза работает Российский мониторинговый комитет этого общества, осуществляющий координацию деятельности отечественных центров инженерной педагогики, задача которых - подготовка и повышение квалификации преподавателей технических дисциплин.
Юбилей
85
В связи с предстоящим юбилеем ректор МАДИ В.М. Приходько ответил на ряд вопросов редакции.
- Вячеслав Михайлович! 13 декабря Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету исполнится 8 5 лет. Разрешите поздравить Вас и коллектив возглавляемого Вами вуза с этой замечательной датой! Вклад МАДИ в развитие инженерно-технической культуры России и автомобильно-дорожного сектора ее экономики является общепризнанным. Пять лет назад мы встречались с Вами в связи с подготовкой к празднованию 80-летия вуза. Это было напряженное время: в университете велась серьезная работа в связи с введением ФГОС. В какой мере удалось достичь целей, которые были тогда поставлены?
- В целом результаты выполненной научно-педагогическим коллективом работы, огромной по объему и инновационной по содержанию, я считаю успешными. 2011/12 учебный год мы начали в условиях уровневой системы подготовки кадров, функционирующей на основе компетентностного подхода и модульного принципа построения учебного процесса. Для новой организации образовательной деятельности было разработано свыше 60 учебных планов и более 1000 рабочих программ учебных дисциплин и практик. В рамках реализации ФГОС сегодня мы осуществляем подготовку: бакалавров - по 16 направлениям, магистров - по 15 направлениям и специалистов - по четырем направлениям (семи специализациям). В июне этого года состоялся первый массовый выпуск бакалавров. Они демонстрируют наличие «целевых» общекультурных и профессиональных компетенций, важных для успешной деятельности на производстве.
В настоящее время для нас актуальна проблема организации аспирантуры как образовательной программы третьего уровня. Поскольку до сих пор отсутствуют ясные нормативные указания относительно целей «новой модели аспирантуры », возникли некоторые трудности, которые носят как объективный, таки субъективный характер. Кстати, это показали и дискуссии в рамках круглых столов, организованных на эту тему журналом «Высшее образование в России» в 2013-2015 гг. на нашем методологическом семинаре. Думаю, мы эти трудности также преодолеем.
- В этой связи логичным представляется следующий вопрос. Понятно, что успешность организации учебного процесса на основе компетентностного подхода во многом зависит от соответствующей компетентности преподавателя. Совсем недавно в русском переводе вышла книга «Переосмысление инженерного образования» (М, 2015), посвященная реализации так называемой Мировой инициативы CDIO. Она написана интернациональным коллективом авторов, которые справедливо отмечают, что современный преподаватель технического вуза прежде всего сам должен владеть теми компетенциями, которые он призван воспитать у своего студента. Плюс к этому ему нужно обладать
86
Высшее образование в России • № 11, 2015
комплексом психолого-педагогических умений, позволяющих это делать. Каким Вам видится портрет современного «компетентного » преподавателя технического вуза? Как решается проблема инженерно-педагогической подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников в Вашем университете?
- Действительно, в последние годы главной заботой не только нашей системы высшего образования по известным причинам являются педагогические кадры. С моей точки зрения, современный преподаватель технического университета - это инициативный, творческий, жизнерадостный человек и талантливый педагог, умеющий обучать и обучаться. Он должен быть и тьютором, и одновременно - квалифицированным специалистом, способным и готовым к успешной инновационной деятельности на стыке инженерии, науки и бизнеса.
Наши преподаватели используют разные возможности для повышения своей инженерно-педагогической, методологической и методической квалификации. Одна из них -освоение актуальных программ, реализуемых в Центре инженерной педагогики МАДИ, а также на базе других отечественных университетов. Наши образовательные программы ежегодно модернизируются в соответствии с непрерывными изменениями содержания инженерного образования, вызванными потребностями современного инженерного дела в стране и мире в целом. Их освоение стало нормой для научно-педагогических работников университета. Преподаватели МАДИ используют и такую форму повышения квалификации, как участие в выполнении международных проектов.
Считаю необходимым подчеркнуть, что на базе МАДИ функционирует уникальная система ежегодного повышения квалификации экспертов в области организации инженерного образования. Я имею в виду наш межвузовский методологический семинар, имеющий статус региональной конференции Международного общества по инженерной педагогике (IGIP). Он пользуется большим авторитететом в российском научно-педагогическом сообществе. В марте 2016 г. состоится очередное заседание семинара. Приглашаю представителей зарубежных и отечественных технических университетов принять в нем участие.
В настоящее время в России создано 19 Центров инженерной педагогики, 15 из них имеют международную аккредитацию IGIP. Фактически при активной поддержке МАДИ и под руководством Российского мониторингового комитета IGIP в стране уже сформирована и эффективно функционирует разветвленная сеть, обеспечивающая условия для повышения уровня квалификации преподавателей технических вузов.
- Вячеслав Михайлович, каковы, на Ваш взгляд, главные трудности, которые возникли у научно-педагогического коллектива университета в связи с введением трехуровневой структуры высшего образования, не являющейся традиционной для отечественного высшего образования?
- Основные трудности были связаны с необходимостью обеспечения непрерывности процессов формирования и повышения уровня профессиональных компетенций, и с этим мы справились. С точки зрения обязательств, обусловленных участием России в Болонском процессе, преобразование структуры высшего образования было неизбежным. Морально мы были готовы к решению этой проблемы - начиная с сентября 2003 г. мы решаем ее поэтапно. Как я уже отмечал, сегодня мы успешно преодолеваем трудности, связанные с принципиальными изменениями целей, содержания и трудоемкости реализуемых в аспирантуре образовательных программ. Это требует от преподавателей и администрации выполнения в короткие сроки очень ответственной и большой по объему интеллектуальной и творческой работы.
- А как отнеслись сотрудники вуза к необходимости выполнения такой масштабной работы?
- Не буду лукавить. Значительная часть преподавателей морально не была готова к выполнению этой работы. По их мнению, не являясь необходимой для России, она могла
Юбилей
87
привести к полному разрушению отечественной системы образования. Однако, включившись в целенаправленную деятельность всего коллектива, те преподаватели, кто первоначально оказывал ей сопротивление, на деле внесли значительный вклад в создание современной педагогической системы, ориентирующейся на достижение принципиально новых целей. В условиях использования инновационных педагогических технологий и активного творческого взаимодействия педагоги и студенты стали участниками совместно выполняемых целевых проектов, способствующих профессиональной подготовке студентов и повышению квалификации преподавателей.
- Какова Ваша оценка результатов введения в жизнедеятельность вуза «эффективных контрактов »? На Ваш взгляд, в какой мере они могут быть инструментом повышения творческой активности научно-педагогических работников?
- Я положительно оцениваю переход образовательных организаций высшего образования к регулированию взаимоотношений с преподавателями на основе эффективных контрактов. Преподаватели также положительно отнеслись к этой инновации.
- В отечественной прессе, а также в Интернете отмечается важная роль МАДИ как инициатора участия студентов отечественных технических университетов в международных инжиниринговых проектах серии «Формула-студент ». Как Вы оцениваете влияние этой деятельности студентов на процессы их профессионального становления и личностного развития?
- Считаю, что участие студентов технических университетов в выполнении международных инжиниринговых проектов имеет принципиальное значение в становлении инженеров, способных эффективно работать в условиях международной конкуренции. Занимаясь проектированием, компьютерным моделированием, конструированием, разработкой технологий и выполнением других видов многофункциональной деятельности современного инженера, студенты приобретают опыт самостоятельного получения субъективно и объективно новых знаний и их мобильного практического использования для решения актуальных инженерных проблем.
Сегодня в структуре МАДИ есть новое подразделение - Центр студенческих инженерных проектов. Он ответственен за организацию и поддержку самостоятельной инжиниринговой деятельности студентов, направленной на реализацию шести творческих инжиниринговых проектов. Создав десять лет назад первый в России студенческий коллектив, приступивший к выполнению международных проектов серии «Формула-студент », «мадийцы» сумели увлечь этой деятельностью студентов многих отечественных университетов. Результат является убедительным. Сейчас уже несколько десятков студенческих коллективов России участвуют в проектах, ориентированных на создание и апробацию уникальных моделей спортивных автомобилей. В марте текущего года на базе МАДИ состоялась очередная организованная нашими студентами двухдневная межвузовская конференция. В ней приняли участие более двадцати студенческих коллективов, представивших к обсуждению и демонстрации результаты своих практико-ориентированных исследований и самостоятельно выполненныхинжиниринговых проектов.
Научно-педагогический коллектив университета с большим уважением относится к своим студентам и считает, что новые поколения выпускников будут достойными преемниками лучших традиций МАДИ.
- Большое спасибо за интервью, Вячеслав Михайлович! Редакция журнала, а также наши авторы и читатели поздравляют сотрудников МАДИ с приближающимся юбилеем, желают всем вам больших творческих успехов!