Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности при подготовке специалистов МЧС России'

Формирование профессиональной компетентности при подготовке специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности при подготовке специалистов МЧС России»

Формирование профессиональной компетентности

при подготовке специалистов МЧС России

Рощупкина И. В.,

Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Регулирующей образовательной ценностью при подготовке кадров выступает профессиональная компетентность, которая предполагает, что специалист владеет всей совокупностью культурных образцов (знаний, умений, навыков, способностей, интеллектуальных, знаковых и технических средств), известных к настоящему времени в данной сфере человеческой деятельности. Ведь профессиональный авторитет специалиста в любой области - это авторитет, приобретенный на основе квалификации и компетентности.

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа перешла на новую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В требованиях ФГОС впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования, а к результатам освоения основной образовательной программы, выраженные в форме компетенций.

Однако следует обратиться к содержанию понятий «компетенция» и «компетентность», поскольку их трактовка различными профессиональными сообществами может различаться.

Представители научно-академического сообщества полагают, что компетенция — это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а компетентность — интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Иными словами, компетенция — это знания, а компетентность — умения (действия). В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. [1]

С точки зрения бизнес-практиков, профессиональные компетенции — это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Компетентность в наибольшей степени характеризует результат профессионального образования и включает в себя как содержание технологической подготовки, так и систему внепрофессиональных знаний, усвоить которые необходимо в настоящее время каждому специалисту.

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [2].

В образовательной среде компетенции интерпретируются как единый язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Первые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки / специальностей. [3].

Профессиональная компетентность означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач. В проведенных исследованиях подчеркивается, что профессиональная компетентность связана прежде всего с профессиональной эрудицией и профессиональным опытом, которые приобретаются в процессе базового и дополнительного образования и с годами в процессе практической деятельности [4].

Например, бакалавр по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

- научно-исследовательская.

В Воронежском государственном техническом университете в рамках направления 280700 «Техносферная безопасность» осуществляется подготовка по 3 образовательным профилям: «Защита окружающей среды», «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности, которые отличают будущего специалиста МСЧ от выпускника технического вуза по другим направлениям подготовки:

1) деятельность специалистов МЧС связана с выполнением служебных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения, что требует мобилизации как физических, так и

психофизиологических сил и вызывает необходимость повышения физической и психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях; [5]

2) увеличение объема и специфики новых задач, появившихся у подразделений МЧС, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС различного характера;

3) особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни; необходимость адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности в различных климатических условиях;

4) разноплановость и многофункциональность деятельности, сложность выполняемых задач, которые не могут быть сведены к единому алгоритму действий,

5) повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки.

Поэтому формирование у студентов целостной профессиональной деятельности предполагает интеграцию подсистем профессиональной подготовки; на этом этапе профессионального становления необходимо обеспечение последовательности переходов от учебной деятельности к профессиональной, создание новой предметной основы для овладения целостной профессиональной деятельностью посредством стимуляции исследовательской активности, опоры на психологические теории, формирование профессиональной культуры.

Только активное взаимодействие органов МЧС с Вузами по подготовке специалистов позволит:

1. Стимулировать контакты между специалистами, работающими в образовательной, научно-исследовательской, производственной и административной сферах России.

2. Активизировать инновационную деятельность организаций путем расширения их взаимодействия с региональными вузами и научными центрами и ускорения результатов научно-исследовательской деятельности.

3. Обеспечить обмен педагогическим опытом подготовки кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Все это в конечном итоге будет способствовать подготовке более высококвалифицированных специалистов в области безопасности жизнедеятельности и защиты населения.

Библиографический список

1. М. А. Лукашенко. Профессиональные компетенции руководителя. http://www. ^ш. ru/management/strategy/competit/ksao. shtml#_ftn2

2. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов / Науч. ред. д. т. н., проф. Н. А. Селезневой. - М., 2009. 84 с.

3. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гоне-ев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2004. 368 с.

4. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) / А. А. Анге-ловский // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011г.). Уфа: Лето, 2011. С. 7-13.

5. Узун О. Л. Система профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

Актуальные подходы в процессе обучения иностранным языкам

в учебных заведениях пожарно-технического профиля

Саввина А. А.,

Воронежский институт ГПС МЧС РФ, г. Воронеж

Современные социально-экономические изменения в обществе выдвигают новые требования к профессиональной иноязычной подготовке специалистов, поэтому в настоящее время наблюдается рост потребности в изучении иностранных языков в высших учебных заведениях пожарно-технического профиля. Роль иностранного языка как учебной дисциплины особенно повысилась в связи с необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, знающих не только свою специальность, но умеющих работать с литературой на иностранном языке, вести научное исследование, самостоятельно добывать знания и творчески применять их в своей практической деятельности.

Так как коммуникативные потребности специалиста в процессе использования иностранного языка носят прагматический характер, весь процесс обучения должен быть профессионально ориентирован. Это, в свою очередь, ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить курсантов использовать новые формы и методы обучения, способные обеспечить формирование необходимых профессиональных качеств будущего специалиста МЧС России. Необходимо отметить, что одним из основных требований современной программы по иностранным языкам для неязыковых вузов является реализация коммуникативного метода обучения. Современная концепция обучения иностранному языку в вузе заключается в создании полноценного базового стандарта и является коммуникативной по цели и технологии обучения, познавательно-развивающей, личностно-мотивированной и дифференцированной по содержанию и методам обучения

Владение иностранным языком занимает важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов в области пожарной безопасности. Иностранный язык является средством расширения профессиональных знаний через изучение иноязычных оригинальных текстов по специальности. Важной задачей при изучении иностранного языка является также совершенствование профессионального опыта курсантов путем изучения деятельности пожарной охраны стран изучаемого языка, что актуализирует, наряду с образовательными целями, воспитательный и культурологический потенциал в процессе обучения. Программа по дисциплине «Иностранный язык» профессионально ориентирована, составлена с учетом специфики работы Государственной противопожарной службы МЧС России. Курс иностранного языка является самостоятельной учебной дисциплиной, изучению которой отводится значительная роль в реше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.