Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Техносферная безопасность»: анализ и перспективы'

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Техносферная безопасность»: анализ и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутузов С.Ю., Нго Ван Ань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Техносферная безопасность»: анализ и перспективы»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С. Ю. Бутузов Нго Ван Ань

Академия ГПС МЧС России, г. о. Химки

Говоря о стандартах второго поколения, хотелось бы отметить, что в них отсутствует описание связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника и требованиями к профессиональной подготовленности специалиста. Поэтому современный выпускник учреждения профессионального образования в достаточной мере владеет знаниями в профессии и способен осуществлять профессиональную деятельность, но не всегда готов к выполнению профессиональных обязанностей и эффективным действиям в конкретной профессиональной ситуации.

Опираясь на многолетний опыт в подготовке кадров в области безопасности жизнедеятельности, традиции и научно-педагогический потенциал, высшим учебным заведениям МЧС России необходимо решить задачу по подготовке высококвалифицированных специалистов с уровнем подготовки, соответствующей государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям к выпускникам, с учетом развития средств, форм и способов ведения профилактики и тушения пожаров, спасательных и аварийно-спасательных операций.

Одним из требований методических указаний МЧС России является то, что до 30 % практических занятий по специальным дисциплинам проводить в сложных условиях, максимально приближенных к условиям реальной обстановки. Согласно распоряжению Департамента кадровой политики МЧС России, в целях качественного проведения практических занятий с курсантами и слушателями, УМЦ Академии ежегодно разрабатываются планы мероприятий по подготовке и проведению практических занятий. Данные мероприятия позволяют существенно усилить практическую составляющую учебного процесса.

Достижение поставленной задачи по подготовке высококлассных специалистов невозможно без совершенствования методического обеспечения учебного процесса, главной целью которого является создание условий, направленных на повышение качества образовательной деятельности.

В настоящее время подготовка специалистов по пожарной безопасности осуществляется по двум схемам обучения: бакалавр - магистр и специалист.

Присоединение России к Болонскому и Копенгагенскому процессам актуализировало тенденцию перехода от квалификационной к компетентностной модели подготовки специалистов. Предполагается, что изменение образовательной парадигмы приведет к модернизации системы профессионального образования и достижению цели, поставленной в Концепции модернизации российского образования.

Системообразующим компонентом ФГОС нового (третьего) поколения выступают компетентностные характеристики результатов подготовки выпускников учреждений профессионального образования, дающие точное и прозрачное для всех сторон (работодателей, образовательных учреждений, самих обучающихся) представление об их квалификационных характеристиках. Существенные изменения государственных требований к результатам профессионального образования отражают тенденции интеграции подходов государства и бизнеса к качеству подготовки специалистов, актуализируя задачу создания методологически обоснованных моделей систем и технологий оценки индивидуальных образовательных достижений.

На сегодняшний день утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения:

- направление подготовки 280700 «Техносферная безопасность» квалификация (степень) «бакалавр», приказ Минобрнауки от 14 декабря 2009 года № 723;

- направление подготовки 280700 «Техносферная безопасность» квалификация (степень) «магистр», приказ Минобрнауки от 21 декабря 2009 года № 758.

Перед образовательными учреждениями, реализующими основные образовательные программы по направлениям «Техносферная безопасность» поставлены новые задачи.

Краткие характеристики Федеральных государственных образовательных стандартов по двухуровневой подготовке.

Их отличительными признаками являются:

1. Ярко выраженный компетентностный характер. При этом под компетенцией понимается динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и развития личности выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Таким образом, компетентностный подход ни в коей мере не отрицает квалификационного подхода. Понятие «компетенция» более расширенное понятие, включающее в себя, в том числе понятие «квалификация».

2. Общность фундаментальной части образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра.

3. Обоснование требований к результатам освоения образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);

4. Отсутствие компонентной структуры (деления дисциплин на федеральные, национально-региональные, вузовские) с одновременным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;

5. Установление новой формы исчисления трудоемкости учебных занятий в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов (1 зачетная единица = 36 уч. часов).

Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования приводятся в таблице.

Таблица

Наименование ООП Код, наименование в соответствии с ОКСО Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)

ООП подготовки бакалавров (первый уровень ВПО) 62 Бакалавр (квалификация) 4 года 240

ООП подготовки магистров (второй уровень ВПО) 68 Магистр техники и технологии (степень) 2 года 120

Объектами профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки являются:

- общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;

- методы и способы оценки и снижения пожарных рисков;

- управленческие процессы, обеспечивающие достижение цели систем обеспечения пожарной безопасности;

- методы, средства и силы спасения человека и имущества;

К числу задач профессиональной деятельности специалистов предлагается отнести:

- проектно-конструкторскую;

- сервисно-эксплуатационную;

- производственно-технологическую;

- организационно-управленческую;

- научно-исследовательскую;

- экспертную, надзорную и инспекционно-аудиторскую.

В Федеральном государственном образовательном стандарте предложена единая структура ООП бакалавров и магистров по направлению «Техносферная безопасность».

Основные образовательные программы бакалавров, специалистов и магистров всех профилей направления, состоят из трех циклов дисциплин: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл.

Каждый цикл содержит базовую (обязательную) и вариативную части.

Далее в состав основной образовательной программы входят: практики; итоговая аттестация; отдельным циклом идет такая дисциплина, как физкультура.

Структура основной образовательной программы подготовки специалиста будет включать такие же циклы, как и при разработке двухуровневого стандарта трудоемкости циклов и их наполнение учебными дисциплинами.

Принципы построения ООП на основании трудоемкости циклов следующие:

- для бакалавров: трудоемкость базовых частей циклов не должна превышать 50 % от общей трудоемкости ООП

- для магистров: трудоемкость базовых частей циклов не должна превышать 30 % от общей трудоемкости ООП

Базовые составляющие гуманитарного, социального и экономического цикла, математического, естественнонаучного и профессионального цикла бакалавров и магистров являются едиными для всех профилей подготовки направления.

В ООП задается трудоемкость цикла, а не отдельной дисциплины. УМК в рамках собственной разработанной ООП будет сама определяться с трудоемкостью конкретной дисциплины базовой части цикла. УМК также самостоятельно сформирует ООП в разделе вариативной части, соответственно определяет знания, умения и навыки, формируемые этой частью.

Профессиональный цикл ООП - свой для каждого профиля подготовки и служит для формирования профильных компетенций бакалавров и магистров.

Примерные учебные планы бакалавров и магистров по профилю «Пожарная безопасность» следующие.

В рабочий учебный план подготовки бакалавра по профилю «Пожарная безопасность» включены дисциплины:

По гуманитарному, социальному и экономическому циклу - десять дисциплин.

По математическому и естественнонаучному циклу - девять дисциплин.

По профессиональному циклу - тридцать четыре дисциплины.

В рабочий учебный план подготовки магистра включены:

В общенаучный цикл - пять учебных дисциплин.

В профессиональный цикл - тринадцать дисциплин.

Вузами пожарно-технического профиля МЧС России, с учетом модели образовательного стандарта 3-го поколения, разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для реализации моноуровневой подготовки.

Структура основных образовательных программ подготовки специалиста включает в себя циклы:

гуманитарный, социальный и экономический цикл (40 зачетных единиц); математический и естественно-научный цикл (66 зачетных единиц); профессиональный цикл (157 зачетных единиц); физическая культура (2 зачетных единицы) учебная и производственная практика (20 зачетных единиц); итоговая государственная аттестация (15 зачетных единиц). Данный стандарт позволит готовить специалистов в различных отраслях с учетом конкретных требований, предъявляемых заказчиками с учётом конкретного региона или предприятия.

Таким образом, перспектива развития высшего профессионального образования должна базироваться на реформируемой системе общего образования, но опираться на свой рынок труда и свой рынок образовательных услуг. Основная цель образования - подготовка профессионально компетентных, конкурентоспособных и социально ответственных специалистов, способных к высококвалифицированному, творческому труду в сфере наукоемкого производства. При этом высокая эффективность образования будет достигаться своевременной корректировкой учебных планов и программ, в соответствие с задачами практической деятельности Государственной противопожарной службы и применением достижений научно-технического прогресса.

Список использованной литературы

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». - М.: Издательство «Омега - Л», 2008. - 92 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 Техно-сферная безопасность (квалификация (степень) магистр) - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm758-1.pdf

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 «Об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»». - М.: МЧС России, 2008. -20 с.

4. Овсяник А. И. Образовательные стандарты третьего поколения по направлению Техносферная безопасность и задачи по их эффективной реализации. http://umc-agps. ru/210411-pz-ovsya. php

5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. — 2003. — № 10. - С. 10.

6. В. Байденко. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. -№ 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.