Научная статья на тему 'Иноязычная коммуниктивная компетенция в структуре общекультурных компетенций обучаемых в специализированном вузе МЧС'

Иноязычная коммуниктивная компетенция в структуре общекультурных компетенций обучаемых в специализированном вузе МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кавнатская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иноязычная коммуниктивная компетенция в структуре общекультурных компетенций обучаемых в специализированном вузе МЧС»

обязательно используют справочную литературу, в которой содержится информация о параметрах и характеристиках отечественных и зарубежных радиоэлектронных компонентов, а также их внешний вид, размерные характеристики и другие сведения. Но процесс поиска необходимых данных зачастую становится достаточно трудоемким. Это связано с тем, что, как правило, справочники имеют большой объем и сложную структуру, не во всех имеются нужные данные.

Для упрощения работы со справочной информацией целесообразно создание автоматизированной базы данных с веб-интерфейсом и удаленным доступом. Это позволяет значительно снизить время получения справочных данных для их обработки, при этом доступ к базе может осуществляться с любого компьютера, подключенного к вузовской информационной сети.

Одним из важных моментов при создании такой базы данных является выбор программного обеспечения. Для нужд учебного заведения нет необходимости приобретать дорогую корпоративную систему, но необходимо обеспечить ее надежность, чтобы избежать частичной или даже полной потери данных. В предлагаемой конфигурации используется MySQL — быстрая, надежная и недорогая система управления реляционными базами данных, которая является системой клиент-сервер, содержащая многопоточный SQL-сервер. Данный сервер обеспечивает поддержку различных вычислительных машин баз данных, а также несколько различных клиентских программ и библиотек, средства администрирования и широкий спектр программных интерфейсов. Заполнение базы данных и все другие операции с ней, которые проводятся пользователями с удаленных компьютеров посредством WEB-интерфейса с использованием технологий HTML и PHP.

Предлагаемый подход позволяет использовать новые информационные технологии при обучении технических специалистов ведомственных учебных заведений для развития их профессиональных навыков.

Иноязычная коммуниктивная компетенция

в структуре общекультурных компетенций обучаемых в специализированном вузе МЧС

Кавнатская Е. В.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В течение последнего десятилетия (с момента подписания Россией в 2003 г. Болонской Декларации об общеевропейском пространстве высшего образования) в Государственные образовательные стандарты системы профессионального образования (так называемые «стандарты третьего поколения») дисциплина «Иностранный язык» включена в качестве обязательной, и ее целью является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста — участника профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования. Показателем сформирован-

ности иноязычной коммуникативной компетенции является владение иностранным языком (ИЯ) на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, установления личных и деловых контактов, дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования [1].

Полноценное владение иностранным языком возможно при условии сфор-мированности иноязычной коммуникативной компетенции, представляющей собой совокупность ее языковой, речевой и социокультурной составляющих. Для достижения целей иноязычного межкультурного общения его участникам необходимо опираться на все виды компетенций. Под коммуникативной компетенцией подразумевается умение соотносить речевое высказывание с целями ситуации общения, понимание взаимоотношений общающихся сторон, а также умение правильно организовать речевое поведение с учетом принятых культурных и социальных норм [2].

В соответствии с требованиями, предусмотренными ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 280700 «Техносферная безопасность», в результате освоения основных образовательных программ бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями, которые формируются в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык», входящей в базовую (обязательную) часть гуманитарного и социально-экономического цикла:

- компетенциями ценностно-смысловой ориентации (пониманием ценности культуры, науки, производства);

- компетенциями гражданственности (знанием и соблюдением прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности);

- компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью;

- способностью к познавательной деятельности;

- умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

- свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков [3].

При этом в качестве результатов освоения гуманитарного учебного цикла определен лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка), а также владение иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников; владение навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками пуб-

личной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (данные результаты освоения учебных циклов аналогичны проектируемым результатам освоения дисциплин, включенных в базовую часть ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) «специалист») [4].

В требованиях к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата по рассматриваемому направлению подготовки указано, что при разработке основных образовательных программ бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).

Отмечается, что разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); выступить с докладом на конференции [3].

Для достижения поставленных задач процесс обучения ИЯ необходимо осуществлять с ориентацией на основные принципы коммуникативного обучения (обучения посредством иноязычного общения) и социокультурного подхода (отношения к языку как явлению социокультурной реальности), а также основываясь на положениях личностно-ориентированного (ориентацию учебной деятельности на интересы и познавательные возможности обучающихся) и контекстного (моделирование содержания будущей профессиональной деятельности) подходов к обучению ИЯ.

Роль ИЯ в реализации перечисленных выше задач обусловлена тем, что в процессе его изучения основное внимание уделяется формированию иноязычной коммуникативной компетенции, которая может явиться основой для формирования различных компетенций в любой предметной сфере. Иноязычная коммуникативная компетенция (необходимый уровень владения ИЯ, позволяющий коммуникативно грамотно строить свое речевое поведение в соответствии с ситуацией общения) в методике обучения ИЯ рассматривается как комплексное явление, объединяющее лингвистическую, лингвостра-новедческую, социолингвистическую, социокультурную, учебную и компенсаторную компетенции. Их взаимосвязь и взаимообусловленность имеет принципиальное значение, хотя главная функция отводится лингвистической компетенции, являющейся основой речевого взаимодействия и обязательным компонентом любого акта коммуникации.

К целям изучения ИЯ (результатом которого должен явиться достаточно высокий уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции) относятся также развитие способностей осуществлять иноязычную комму-

никативно-когнитивную деятельность; вести деловую беседу и деловую корреспонденцию; решать типичные коммуникативные задачи, в том числе в сфере делового общения; иметь навыки делопроизводства; устанавливать контакт с коллегами на профессиональном уровне; осуществлять поиск необходимой профессионально значимой информации, активно используя современные базы данных, в том числе и зарубежные и т. п.

Независимо от профиля обучения, представляется обоснованным ориентироваться на тот перечень составляющих содержания иноязычной коммуникативной компетенции, который предложен В. В. Сафоновой, автором социокультурного подхода в обучении ИЯ: языковую (грамматическую, лингвистическую); речевую (прагматическую, стратегическую, дискурсивную); социокультурную (социо-лингвистическую, лингвострановедческую) [5]. Лингвистический компонент иноязычной коммуникативной компетенции охватывает фонологические, лексические, грамматические знания и умения. Социолингвистический компонент, определяемый социокультурными условиями использования языка, представляет собой связующее звено между коммуникативной и другими компетенциями. Прагматический компонент, помимо общих компетенций, включает экстралингвистические элементы, обеспечивающие общение.

Данные компоненты наиболее полно отражают содержание и соответствуют целям обучения иностранному языку в неязыковом вузе на современном этапе. Эффективность иноязычной подготовки будущего специалиста определяется уровнем сформированности перечисленных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Библиографический список

1. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 149.

2. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн. 2. — Уфа, 2005. — С. 10-19.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»). — Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. № 723.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»). — Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 12.

5. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению языкам международного общения: социально-педагогические и методические доминанты //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.