Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации процесса обучения в вузах МЧС России'

Некоторые вопросы организации процесса обучения в вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ МЧС РОССИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА / ЭКСПЕРТ / МОНИТОРИНГ / РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВУЗА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Елисеев Анатолий Павлович, Икрамов Дмитрий Бурханович

Статья посвящена проблемам, связанным с организацией планирования обучения в вузах МЧС России. Проведен анализ рабочих учебных планов и программ. Показаны возможности в проведении научно-прикладных исследований экспертной площадки. На основе использования метода экспертных оценок даны оценки сильных и слабых сторон профессиональной компетентности выпускников вузов МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Елисеев Анатолий Павлович, Икрамов Дмитрий Бурханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации процесса обучения в вузах МЧС России»

УДК 614.8

М.И. Фалеев, А.П. Елисеев, Д.Б. Икрамов

Некоторые вопросы организации процесса обучения в вузах МЧС России

Аннотация

Статья посвящена проблемам, связанным с организацией планирования обучения в вузах МЧС России. Проведен анализ рабочих учебных планов и программ. Показаны возможности в проведении научно-прикладных исследований экспертной площадки. На основе использования метода экспертных оценок даны оценки сильных и слабых сторон профессиональной компетентности выпускников вузов МЧС России.

Ключевые слова: обучение; планирование; эффективность выпускника вуза; учебное заведение МЧС России; экспертная площадка; эксперт; мониторинг; рабочий учебный план вуза; учебная программа; профессиональная деятельность; пожарная безопасность.

Содержание

Введение

1. Экспертная площадка — база проведения мониторинга

2. Анализ рабочих учебных планов и учебных программ вузов МЧС России

3. Экспертные оценки эффективности выпускников вузов МЧС России Заключение

Литература

Введение

Основной задачей высших учебных заведений МЧС России является подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Решение этой задачи достигается качественной организацией учебного процесса, совершенствованием методики преподавания. В большинстве вузов МЧС России применяются современные методы обучения, вводятся новые формы обучения, совершенствуется текущий и итоговый контроль.

С развитием МЧС России повышаются требования к эффективности высших учебных заведений и их выпускников. Слагаемых эффективности функционирования вуза несколько: эффективность деятельности в территориальных органах МЧС России выпускников; педагогическая школа, сложившаяся в вузе; эффективность управления качеством обучения в вузе и эффективность материально-технической базы учебного заведения МЧС России и многое другое (рис. 1).

Эффективность выпускника вуза МЧС России в ходе практической деятельности в территориальных подразделениях (организациях) складывается из профессиональной компетентности, высоких морально-личностных качеств и психофизических способностей (рис. 2). Профессиональные показатели развития личности специалиста МЧС России формируются в процессе обучения в вузе. Эффек-

тивное усвоение профессиональных знаний, привитие навыков и умений обучающимся проходит согласно учебным планам и программам.

По поручению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучкова в IV квартале 2013 г. — I квартале 2014 г. Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России (далее — Центр) было организовано проведение мониторинга эффективности учебных программ и материалов в учебных заведениях МЧС России и были разработаны предложения по совершенствованию процесса обучения (рис. 2).

В данной статье будут освещены ход и основные результаты мониторинга эффективности учебных программ и материалов в учебных заведениях МЧС России, проведенного на базе постоянно действующей экспертной площадки.

1. Инструментарий и методические основы проведения мониторинга

В 2012 году Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России совместно с Управлением программно-целевого планирования МЧС России приступил к реализации актуального проекта по созданию постоянно действующей экспертной площадки по проблемам стратегического планирования в области снижения

Ґ "Ч

Эффективность ВУЗа

V У

г

1 2 3

Эффективность

материально-технической

базы

Эффективность

управления

Ґ--------------------------

Материально-техническое

обеспечение

Организация учебного процесса

Рис. 1. Слагаемые эффективности высшего учебного заведения

Рис. 2. Слагаемые эффективности выпускника вуза

рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации (далее — Экспертная площадка).

Цель создания Экспертной площадки состояла в организации и проведении экспертно-аналитических исследований (экспертных опросов) по направлениям, являющимся актуальными в сфере стратегического планирования и оценки эффек-

тивности реализации мероприятий по социально значимым для Российской Федерации вопросам. В качестве экспертов предполагается привлечь ученых, квалифицированных специалистов к сопровождению вышеуказанных проблем, их реализации. Экспертная площадка должна являться информационно-технической основой обеспечения работы привлекаемых специалистов в режиме удаленного доступа.

Концепция функционирования экспертной площадки, в первую очередь, была ориентирована на научно-экспертное обеспечение планирования и оценки социальной эффективности реализации мероприятий государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в мониторинговом режиме. Однако идеология её функционирования, предлагаемые алгоритмы позволяют решать ряд частных задач.

Организационно процесс проведения мониторинга эффективности учебных программ и материалов в учебных заведениях МЧС России проводился в два этапа. На первом этапе до конца 2013 года был проведен анализ рабочих учебных планов и учебных программ вузов МЧС России по следующим направлениям:

соответствие рабочих учебных планов федеральным государственным образовательным стандартам;

содержание профильной направленности учебных программ, обеспечение подготовки к установленным видам профессиональной деятельности, степень унификации вариативной части основных образовательных программ (вузовского компонента преподаваемых дисциплин);

степень сопряженности рабочих учебных планов вузов МЧС России и сопряженности изучения учебных программ одноименных дисциплин;

соотношение теоретических и практических занятий в вузах МЧС России.

Для проведения такого анализа руководству Академии государственной противопожарной службы МЧС России (далее — АГПС МЧС России), Академии гражданской защиты МЧС России (далее — АГЗ МЧС России), Санкт-Петербургского университета ГПС (далее — СПбУ ГПС МЧС России), Уральского, Ивановского и Воронежского институтов ГПС МЧС России, Сибирской пожарно-спасательной академии (далее — СПСА МЧС России) было предложено направить в адрес Центра копии рабочих учебных планов и учебных программ по состоянию на 2012 — 2014 учебные годы.

Путем сопоставления содержания рабочих учебных планов и требований федеральных государственных образовательных стандартов по каждой специальности были определены «болевые» точки организации процесса обучения в вузах МЧС России.

Были сопоставлены выделенные в вузах на изучение той или иной учебной дисциплины учебные часы с общей трудоемкостью освоения основной образовательной программы подготовки специалиста, определенной федеральными государственными образовательными стандартами по каждой специальности. Было подвергнуто анализу содержание расчета часов, выделенных вузами МЧС России на аудиторные занятия (лекции, семинары,

практические занятия), на самостоятельную работу обучающихся, а также формы текущей и итоговой отчетности.

Процесс выявления эффективности учебных программ и материалов учебных заведений МЧС России сложен и неоднозначен. На результативность реализации основных образовательных программ и формирование профессиональных компетенций выпускников вузов МЧС России влияют различные факторы. Поэтому результатов анализа содержания рабочих учебных планов и учебных программ для полноценного решения поставленной Министром задачи было недостаточно.

Для этого на втором этапе мониторинга на базе Экспертной площадки была реализована «обратная связь» со следующими категориями сотрудников МЧС России: выпускниками вузов МЧС России, проходящими службу (работающими) в территориальных организациях МЧС России; руководителями организаций (подразделений) МЧС России, в которых в настоящее время проходят службу (работают) выпускники; про-фессорско- преподавательским составом вузов МЧС России.

Был разработан порядок проведения экспертного опроса, определен расчет выборки экспертов по вузам и организациям МЧС России. Рекомендовалось включение в качестве экспертов в процесс опроса не менее двух руководителей организаций (подразделений) МЧС России каждого региона России, от 6 до 8 выпускников и преподавателей вузов МЧС России.

Все участники опроса выступили в роли экспертов. Ресурсы Экспертной площадки позволили провести процедуру сбора, обобщения и анализа этих данных в максимально сжатые сроки.

При подготовке списков экспертов было предложено учесть следующие пожелания:

контактные данные (адрес электронной почты) каждого эксперта должны быть индивидуальны;

обеспечение пропорционального представительства выпускников и преподавателей вузов МЧС России.

Опрос экспертов был проведен в режиме удаленного доступа с использованием ресурсов сети Интернет. В нем на сайте личной почты каждого эксперта был размещен лист экспертного опроса. По индивидуальному электронному адресу было направлено электронное приглашение с прикрепленным к нему текстом опросного листа. По личной электронной почте (по электронной почте организации МЧС России) опрашиваемый эксперт отправил в адрес Центра заполненный им опросный лист.

Ответы экспертов были обработаны на программно-аппаратном комплексе Экспертной площадки. Обобщенные результаты мониторинга были представлены руководству министерства.

2. Анализ рабочих учебных планов и учебных программ вузов МЧС России

Анализ содержательной части рабочих учебных планов и учебных программ осуществлялся по трем направлениям подготовки (специальностям), имеющим наибольшую значимость для системы МЧС России: «Пожарная безопасность», «Техно-сферная безопасность» и «Государственное и муниципальное управление».

Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности выпускников вузов МЧС России заключалась в сборе, обработке и анализе экспертных оценок соответствия уровня компетенций выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее — Госстандарт), отраженным в учебных программах.

Эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов МЧС России определяется уровнем его знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, а также степенью готовности выпускников к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности: проект-

но-конструкторской; сервисно-эксплуатационной; производственно-технологи-ческой; организационно-управленческой; научно-исследовательской; экспер-тной, надзорной и инспекционно-аудиторской.

Оценка эффективности профессиональной деятельности выпускников вузов и выявление факторов, влияющих на ее эффективность, осуществлялась в ходе экспертного опроса руководителями территориальных органов и организаций МЧС России как их непосредственными начальниками (внешняя оценка) и самими выпускниками (субъективная оценка).

Разработка инструментария для проведения экспертного опроса сотрудников МЧС России указанных выше категорий основывалась на дифференцированном подходе к выбору индикаторов и показателей, отражающих те требования к профессиональным компетенциям выпускников, которые отражены в учебных программах вузов МЧС России по вышеуказанным направлениям подготовки (специальности).

Более глубокому анализу были подвергнуты учебные программы и рабочие учебные планы высшего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки

280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»): СПбУ ГПС МЧС России, АГПС МЧС России, Воронежского, Ивановского и Уральского институтов ГПС МЧС России, а также СПСА МЧС России.

Был подвергнут анализу рабочий учебный план высшего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управ-

ление (квалификация (степень) «бакалавр») АГЗ МЧС России.

В лучшую сторону по оформлению и содержанию отмечены учебные программы, разработанные в Уральском институте ГПС МЧС России. Они перед началом учебных занятий в течение мая-июля 2013 года были обсуждены на заседаниях профессорско-преподавательского состава кафедр института, затем утверждены начальником института. Тексты программ отпечатаны типографским способом. На каждой стоит штамп библиотеки института и каталожный номер.

В целом, перечень дисциплин для разработки программ, учебников и учебных пособий, содержащийся в представленных рабочих учебных планах вузов МЧС России (далее — РУП) в основном соответствует Госстандарту по указанному выше направлению подготовки.

Отдельные несоответствия требованиям Госстандарта выявлены в РУП СПбУ ГПС МЧС России и СПСА МЧС России.

Так, в РУП СПбУ ГПС МЧС России из базовой части выведена и размещена в вариативной части дисциплина профессионального цикла «Специальная пожарная и аварийно-спасательная техника».

Там же вместо предусмотренной Госстандартом базовой профессиональной дисциплины «Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности» введена не предусмотренная Госстандартом дисциплина профессионального цикла «Управление в системе МЧС России».

В РУП СПСА МЧС России в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла предусмотрено изучение учебной дисциплины «История России». В его вариативной части дисциплин также запланирована учебная дисциплина «История Отечества». В связи с не предоставлением СПСА МЧС России программы по дисциплине «История Отечества» сравнить её содержание с содержанием учебной дисциплины «История России» не представилось возможным.

В этом же вузе учебная дисциплина «Военная подготовка» отнесена к факультативным курсам. В тексте этой учебной программы имеются разделы «Начальная профессиональная подготовка», «Техническая подготовка», «Инженерная подготовка». В нее включены вопросы организации аварийно-спасательных работ и гражданской обороны.

В РУП Ивановского института ГПС МЧС России отсутствует учебная дисциплина «Начальная профессиональная подготовка». Введена факультативная дисциплина «Первоначальная подготовка пожарного» (72 часа).

В РУП АГПС МЧС России изменено название дисциплины профессионального цикла. Вместо установленного Госстандартом названия «Планирование и организация тушения пожаров» в рабочем учебном плане академии указана дисципли-

на «Планирование организации тушения пожаров». Из 108 учебных часов, запланированных на изучение данной учебной дисциплины, 36 часов отведено для проведения аудиторных занятий и 72 часа на самостоятельную работу.

В РУП АГЗ МЧС России по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр») содержатся искажения названий некоторых учебных дисциплин.

Вместо учебной дисциплины «Информационные технологии в управлении» изучается предмет «Информационные технологии в профессиональной деятельности», вместо «Основы маркетинга» — «Маркетинг территорий», вместо «Методы принятия управленческих решений» — «Методы оптимальных решений».

В Воронежском институте ГПС МЧС России вместо учебной дисциплины «Социология» в РУП внесен предмет «Социология безопасности», вместо учебной дисциплины «Экономика» в РУП внесен предмет «Экономическая теория» с написанием курсовой работы и сдачей экзамена. В РУП внесена профессиональная дисциплина «Специальная профессиональная и прикладная подготовка». При общем объеме 144 учебных часов на аудиторные занятия отведено по этой дисциплине 38 часов, 70 часов на самостоятельную работу и 36 часов на экзамен. Содержание учебной работы обучающихся в ходе 70 часов самостоятельной работы в учебной программе не раскрыто. Также как и большое количество учебных часов, отведенных на проведение экзамена.

Специалистам по вопросам пожаротушения необходимо разобраться, что именно скрывается за содержанием учебной дисциплины этого вуза «Информационные технологии планирования и организации тушения пожара». Эта учебная дисциплина по выбору размещена в вариативной части профессионального цикла. В других вузах МЧС России такая учебная дисциплина не преподается.

2.1. Профильная направленность учебных программ по обеспечению подготовки обучаемых к установленным видам профессиональной деятельности

Профессионально-прикладная направленность обучения является одним из путей повышения эффективности и достижения качества образования в вузах МЧС России. Одним из элементов этой направленности является разработка учебных программ.

Профильная направленность учебных программ исследовалась по направлению подготовки

280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист» (очная форма обучения). В большинстве содержание учебных программ вузов МЧС России отвечает требованиям Госстандарта. Профессорско-преподавательский состав всех вузов в основном ответственно и творчески отнёсся

к разработке учебных программ. Методика проведения учебных занятий по этим программам должна обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала.

Однако имеются случаи формального подхода к составлению учебных программ. Так, коллективом авторов СПбУ ГПС МЧС России составлена рабочая программа высшего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки 280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист») по учебной дисциплине «Организация гражданской обороны». Данная учебная дисциплина почему-то отнесена к математическому и естественнонаучному циклу.

По мнению авторов программы, изучив дисциплину «Организация гражданской обороны», выпускник должен обладать «компетенциями сохранения здоровья...», «свободным владением письменной и устной речью на русском языке», «владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков».

После изучения организации гражданской обороны, специалист в сфере пожарной безопасности, по мнению авторов этой же программы, должен «владеть знанием основных положений, законов и методов естественных наук, выявлять естественнонаучную сущность проблем».

В то же время среди задач дисциплины «Организация гражданской обороны» авторы не сочли необходимым учесть следующие основополагающие положения по гражданской обороне, знание которых необходимо обучающимся:

основные опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий;

основные опасности и угрозы техногенного и природного характера, потенциально способные вызвать чрезвычайные ситуации;

методы (способы) оценки последствий проявления опасностей различного характера в мирное и военное время;

содержание плановых и оперативных документов по организации и ведения ГО на различных иерархических уровнях и др.

В Воронежском институте ГПС МЧС России разработана рабочая программа по учебной дисциплине «Организация управления в системе МЧС России» по направлению подготовки 280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист». Главной задачей дисциплины авторы рабочей программы считают «ознакомление обучаемых с чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени», «подготовку сотрудника ГПС МЧС России для выполнения служебных задач в обстановке любой сложности, не исключающих применение современного оружия, правильного использования средств индивидуальной и коллективной защиты».

Содержание данной учебной дисциплины, по утверждению авторов, базируется на: «следующих знаниях по дисциплинам «Организация и ведение аварийно-спасательных работ», «ГН в ОЗНиТ от ЧС» (авторская орфография сохранена). Авторы не учли, что учебную дисциплину «Организация управления в системе МЧС России» курсанты изучают в 5 семестре, а учебную дисциплину «ГН в ОЗНиТ от ЧС» (Государственный надзор в области гражданской обороны) изучают в 9 семестре. Это свидетельство недооценки авторами межпредметных связей и структурно-логической схемы образовательной программы вуза, формального подхода к составлению учебной программы.

Структурно-логическая схема образовательной программы вуза — это расположение дисциплин, совокупность их устойчивых связей, обеспечивающих целостность учебного процесса и достижение конечного целевого результата при различных внешних и внутренних изменениях. Ссылок для обучающихся на полученные ими знания по учебным дисциплинам «Теория управления», «Теория организаций», «Социологии» или «Психологии» авторы вышеуказанной рабочей программы не дали.

Рабочие программы изучения дисциплин АГПС МЧС России отличаются лаконичностью. В них отсутствуют аннотации, нет перечня рецензентов, не указаны авторы (составители) рабочих программ. Не раскрывается место конкретной учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. В большинстве представленных рабочих программ невозможно найти ответ на вопрос: на формирование каких именно компетенций выпускника направлен процесс обучения по данной учебной дисциплине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К примеру, из содержания рабочих программ АГПС МЧС России «Специальная профессионально-прикладная подготовка», «Пожарно-строевая подготовка» непонятно на обучение какой категории выпускников рассчитано обучение — курсантов или слушателей.

Госстандартом по направлению подготовки

280705.65 Пожарная безопасность, квалификация (степень) «специалист» предусмотрено изучение 38 профессиональных дисциплин. В разделах учебных программ «Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины» всех вузов указан перечень рекомендуемой литературы. В основном это учебные пособия. Учебников явно недостаточно.

Обучающиеся могут получить в библиотеках Вузов МЧС России учебники по профессиональным дисциплинам: в СПбУ ГПС МЧС России — по 16 предметам; в АГПС МЧС России — по 12 предметам; в Ивановском институте ГПС МЧС России — по 5 предметам; в Уральском институте ГПС МЧС России — по 4 предметам; в Воронежском институте ГПС МЧС России — по 4 предметам; в СПСА МЧС России по 3 предметам.

В учебниках системно изложено содержание учебных дисциплин, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам. В учебниках излагается теоретическая часть учебной дисциплины. Они являются опорой, базисом практики. Отсутствие учебника лишает обучающегося возможности самообучаться, лишает важного источника учебной информации по предмету.

Информация о наличии электронных учебников в учебных программах встречалась крайне редко.

2.2. Степень сопряженности рабочих

учебных планов и учебных программ одноименных дисциплин вузов МЧС России

Высокая степень сопряженности учебных программ и учебных планов одноименных дисциплин вузов МЧС России позволяет разрабатывать единые для всех вузов учебники и учебные пособия, вырабатывать согласованную частную методику изучения наиболее сложных разделов и тем учебных дисциплин.

Однако в рабочих учебных планах очной формы обучения по направлению подготовки

280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист») базовой части профессионального цикла преподаваемых дисциплин вузов МЧС России не выявлено ни одной учебной дисциплины, трудоёмкость которой была бы одинаковой во всех вузах МЧС России. Присвоить гриф МЧС России и допустить в качестве учебника для всех вузов МЧС России рукопись учебника весьма затруднительно исходя из значительных расхождений в объеме часов, отводимых на тот или иной предмет профессионального цикла.

Руководители вузов МЧС России, их планирующие органы самостоятельно определяют порядок и объем изучения той или иной дисциплины — количество учебных часов, отводимое на проведение лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, а также на самостоятельную работу обучающихся, на зачеты и экзамены.

Степень сопряженности количества часов, отведенных на изучение учебных дисциплин базовой части профессионального цикла вузов МЧС России в рабочих учебных планах, характеризирует следующая информация.

На изучение дисциплины «Государственный пожарный надзор» в АГПС МЧС России планируется 126 учебных часов, в СПбУ ГПС МЧС России -108 часов, в СПСА МЧС России — 102 часа, в Уральском институте ГПС МЧС России — 94 часа, в Воронежском институте ГПС МЧС России — 52 часа, в Ивановском институте ГПС МЧС России — 48 часов.

Из этого примера видно, что программа изучения данной дисциплины профессионального цикла в Ивановском институте ГПС МЧС России

в 2,6 раза короче, чем в АГПС МЧС России. Каким по объему и содержанию должен быть учебник «Государственный пожарный надзор» при таком расхождении учебной нагрузки?

Дисциплина «Пожарная тактика» изучается: в АГПС МЧС России на протяжении 180 часов, в СПбУ ГПС МЧС России — 152 часов, в Ивановском институте ГПС МЧС России — 160 часов, в Уральском институте ГПС МЧС России — 98 часов и в Воронежском институте ГПС МЧС России — 92 часов. В СПСА МЧС России данная дисциплина отсутствует. Там учебная дисциплина «Пожарная тактика» включена в состав предмета «Планирование и организация тушения пожаров. Пожарная тактика» общим объемом 150 учебных часов.

Дисциплина «Пожарная техника» в АГПС МЧС России изучается на протяжении 144 учебных часов, в СПбУ ГПС МЧС России — 90 часов, в СПСА МЧС России — 86 часов, в Воронежском институте ГПС МЧС России — 92 часов, в Ивановском институте ГПС МЧС России — 94 часов. В Уральском институте ГПС МЧС России на изучение данной дисциплины отведено 192 учебных часа.

В Воронежском институте ГПС МЧС России предусмотрено изучение учебной дисциплины «Медийные технологии в условиях ЧС» объемом 108 часов. Из них на самостоятельную работу отведено 72 часа. Чем конкретно должны заниматься в ходе самостоятельной работы обучающиеся в разделе рабочей программы «Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины» не разъясняется.

Требуется более глубокое изучение причин таких расхождений в учебных заведениях МЧС России и межвузовская договоренность о допустимой сопряженности изучения учебных дисциплин.

2.3. Соотношение теоретических и практических занятий в вузах МЧС России

Семинары выполняют в процессе обучения многогранную роль. Они стимулируют регулярное изучение обучающимися первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу. На семинарах закрепляют знания, полученные при прослушивании лекции и в ходе самостоятельной работы. У обучающихся расширяется круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на этом занятии. На семинаре проверяют правильность ранее полученных знаний, вычленяют в них наиболее важное, существенное. Семинары способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения.

Анализ рабочих учебных планов всех вузов МЧС России, а также выборочный анализ учебных программ преподаваемых учебных дисциплин профессионального цикла показал, мягко говоря, недооценку значимости семинаров. Во всех рабочих учебных планах вузов МЧС России не нашла

отражения трудоёмкость проведения семинарских занятий.

Лишь в рабочем учебном плане СПбУ ГПС МЧС России в разделе разбивки количества учебных часов (всего, аудиторных занятий, в т.ч. интерактивных, лекции и т.д.) введен раздел «Семинары и практические занятия». Однако из содержания этого раздела невозможно выяснить какое учебное время отведено на семинары и какое — на практические занятия.

Во всех остальных вузах МЧС России под графой «Практические занятия» определена сумма учебных часов, отведенных на семинары и практические занятия.

Согласно Госстандарту очной формы обучения по направлению подготовки 280705.65 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист» общий объем практических занятий и практикумов должен составлять не менее 50 % от общего объема аудиторных занятий.

Анализ содержания рабочих учебных планов показал, что во всех вузах МЧС России это требование Госстандарта выполняется (табл. 1, 2).

Анализ рабочих программ профессионального цикла СПбУ ГПС МЧС России показал, что семинарские занятия составляют 208 часов за весь период обучения. После исключения этих часов из графы «практические занятия» общий объем часов, отведенных на проведение практических занятий в данном вузе МЧС России, составляет 53,5 % от общего числа аудиторных занятий.

Анализ рабочих программ профессионального цикла Уральского института ГПС МЧС России показал, что семинарские занятия составляют 166 часов. После исключения этих часов из графы «практические занятия» общий объем часов, отведенных на проведение практических занятии в данном вузе МЧС России, составляет 63,0 % от общего числа аудиторных занятий.

3. Экспертные оценки эффективности выпускников вузов МЧС России

В ходе опроса выпускников вузов МЧС России выяснилось, что им не хватает преимущественно практических навыков. Эксперты-руководители территориальных подразделений и организаций МЧС России считают, что практические навыки ничто не заменит, но к числу важных (и зачастую отсутствующих) качеств выпускников относят знания, ответственность и желание работать. Это отразилось на нижеперечисленных результатах выставленных экспертами оценок выпускникам вузов МЧС России, которые в настоящее время служат (работают) под их руководством.

Наиболее высокие оценки выпускникам АГЗ МЧС России поставили эксперты-руководители за знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, за умение планировать мероприятия ГО (более 80% из числа всех опрошенных).

Таблица 1

Соотношение учебных часов лекций и практических занятий гуманитарного, социального и экономического,

математического и естественнонаучного циклов

вузы МЧС России Гуманитарный, социальный и экономический цикл (в часах / %) Математический и естественнонаучный цикл (в часах / %)

Всего ауд. Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего ауд. Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Самост. работа

СПбУ ГПС 718 262 394 722 1306 332 614 262 1070

100% 36,50% 54,90% 100% 25,40% 47,00% 20,10%

АГПС 864 199 629 576 1548 472 1076 — 828

100% 23,00% 72,80% 100% 30,50% 69,50% —

Сибирская ПС Академия 648 232 380 684 1296 352 678 266 900

100% 35,80% 58,60% 100% 27,20% 52,30% 20,50%

Воронежский ин-т ГПС 900 278 588 405 1402 376 648 306 497

100% 30,90% 65,30% 100% 26,80% 46,20% 21,80%

Ивановский ин-т ГПС 752 184 568 508 1194 236 782 176 866

100% 24,50% 75,50% 100% 19,80% 65,50% 14,70%

Уральский ин-т ГПС 816 268 462 606 1394 490 718 144 916

100% 32,80% 56,60% 100% 35,20% 51,60% 10,00%

Таблица 2

Соотношение учебных часов лекций и практических занятий профессионального цикла

вузы МЧС России Профессиональный цикл (базовая часть) (в часах/ %)

Всего Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

СПбУ ГПС 2718 710 1662 130 1674

100% 26,10% 61,10% 0,50%

АГПС 3096 916 2072 — 1296

100% 29,60% 66,90% —

Сибирская ПС Академия 2462 640 1696 126 1462

100% 26,00% 68,90% 0,50%

Воронежский институт ГПС 2632 780 1534 218 1301

100% 29,60% 58,30% 8,30%

Ивановский институт ГПС 2992 624 2198 170 1959

100% 20,90% 73,50% 0,60%

Уральский институт ГПС 3494 1086 2052 226 2032

100% 31,10% 58,70% 0,60%

Низкие оценки эксперты поставили за знание выпускниками АГЗ МЧС России:

порядка осуществления государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания (более 40 % из числа всех опрошенных);

теоретических основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах;

особенностей динамики пожаров; механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара (около 40 % из числа опрошенных);

основ организации деятельности по созданию систем обеспечения пожарной безопасности на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в условиях ЧС;

основ организации оперативно-тактических действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (около 35 % из числа опрошенных).

Наиболее высокие оценки поставили эксперты-руководители выпускники АГЗ МЧС России за умения в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации (около 55 % из числа опрошенных).

Низкие оценки поставлены за умения выпускников АГЗ МЧС России в следующих профессиональных сферах:

осуществление надзора на объектах малого и среднего предпринимательства с адресными системами обеспечения пожарной безопасности, объектах муниципальной собственности и объектах, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска (около 70 % из числа опрошенных);

эксплуатация средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности, эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, контроль текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятия решения по их замене (регенерации);

проведение защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий (около 35 % из числа опрошенных).

Наиболее высокие оценки получены выпускниками АГЗ МЧС России за сформированные навыки по систематическому изучению и анализу научнотехнической информации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС (более 50 % из числа опрошенных).

Низкие оценки выпускникам АГЗ МЧС России получили за слабо сформированные навыки в следующих сферах профессиональной деятельности: осуществление административно-процессуальной деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (более 55 % из числа опрошенных);

решение правовых, социальных и кадровых вопросов в подразделениях МЧС России;

возбуждать и проводить административное расследование по делам о нарушениях требований пожарной безопасности (более 40 % из числа всех опрошенных);

оценивать оперативно-тактическую обстановку и принимать управленческие решения по организации и ведению оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

в разработке оперативно-тактической документации (более 30 % из числа всех опрошенных).

Наиболее высокие оценки эксперты — руководители территориальных подразделений и организаций МЧС России поставили выпускникам всех вузов противопожарной защиты за знания в следующих сферах профессиональной деятельности: теоретические основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах;

особенности динамики пожаров; механизмы действия, номенклатура и способы применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара.

Высокие положительные оценки по этим видам знаний эксперты поставили более 70 % выпуск-

никам СПбУ ГПС МЧС России, более 65 % — АГПС МЧС России. 23 % из числа всех опрошенных руководителей дали низкую оценку теоретическим знаниям выпускников Воронежского института ГПС МЧС России. Это самый низкий показатель среди всех вузов МЧС России.

В сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации эксперты-руководители в положительную сторону отметили знания и умения выпускников АГПС МЧС России (около 70 % из числа всех опрошенных руководителей территориальных подразделений МЧС России).

В сфере организации деятельности по созданию систем обеспечения пожарной безопасности на уровне предприятия, территориально-произ-во-дственных комплексов и регионов, деятельности предприятий и региона в условиях ЧС, а также основ организации оперативно-тактических действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в лучшую сторону отмечены знания и навыки выпускников АГПС МЧС России и СПбУ ГПС МЧС России (более 60 % из числа всех опрошенных экспертов-руководителей).

В сфере порядка осуществления государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведения профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания максимальные оценки поставлены выпускникам СПбУ ГПС МЧС России (65 % из числа опрошенных).

Низкие оценки эксперты-руководители поставили выпускникам СПбУ ГПС МЧС России:

за знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления;

за умения по планированию мероприятий ГО органами управления и подразделениями ГПС России и вводу в действие планов в условиях ЧС (максимально низкие оценки более 30 % — Воронежский и Уральский институты ГПС МЧС России);

за знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, методики планирования мероприятий ГО органами управления и подразделениями МЧС России (максимально низкие оценки около 35 % — Ивановский и Воронежский институты ГПС МЧС России).

Высокие оценки эксперты-руководители поставили выпускникам вузов государственной противопожарной службы МЧС России за сформированные умения в следующих профессиональных сферах:

эксплуатации средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности, экс-

плуатации пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, контроля текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятия решения по их замене (регенерации), проведению защитных мероприятий и ликвидации последствий аварий (максимальные значения более 70 % — АГПС МЧС России, более 60 % — СПбУ ГПС МЧС России и Уральский институт ГПС МЧС России). Около 30 % из числа всех опрошенных руководителей дали низкую оценку умениям в данной сфере выпускников Воронежского института ГПС МЧС России;

разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в территориальных подразделениях (максимальные значения около 70 % — АГПС МЧС России, 60 % — СПбУ ГПС МЧС России). Более 30 % из числа всех опрошенных руководителей дали низкую оценку умений в данной сфере выпускников Воронежского института ГПС МЧС России;

Высокие положительные оценки получили выпускники СПбУ ГПС МЧС России за навыки и умения в проведении экспертизы оперативно-тактической обстановки и принятии управленческих решений на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (более 60 % из числа всех опрошенных руководителей). Низкие оценки за навыки и умения в данной сфере (20 % из числа всех опрошенных экспертов) получили выпускники Уральского института ГПС МЧС России.

Максимально положительные оценки за умения выпускников проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов получили только выпускники АГПС МЧС России (около 60 % из числа опрошенных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперты-руководители высоко оценили уровень умений выпускников АГПС МЧС России и СПбУ ГПС МЧС России (более 55 % из числа всех опрошенных) по осуществлению надзора на объектах малого и среднего предпринимательства с адресными системами обеспечения пожарной безопасности, объектах муниципальной собственности и объектах, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска. Низкие оценки получили выпускники Воронежского (35 %) и Ивановского (около 30 %) институтов ГПС МЧС России.

Наиболее высокие оценки поставили эксперты-руководители выпускникам вузов противопожарной службы МЧС России за сформированные навыки:

в области организационно-управленческой деятельности (максимальные значения: 85 % — СПбУ ГПС МЧС России, около 80 % — АГПС МЧС России, более 60 % — Ивановский институт ГПС МЧС России). Около 30 % из числа опрошенных руководителей отметили низкие навыки в данной области

выпускников Воронежского института ГПС МЧС России;

в сфере оценки оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; уровню развития способностей разрабатывать оперативно-тактическую документацию (максимальные значения более 65 % — АГПС МЧС России, более 55 % — Уральский институт ГПС МЧС России и СПбУ ГПС МЧС России, более 50 % — Ивановский институт ГПС МЧС России). Около 30 % из числа всех опрошенных экс-пертов-руководителей отметили низкие навыки в данной сфере у выпускников Воронежского института ГПС МЧС России.

В области решения правовых, социальных и кадровых вопросов в территориальных подразделениях МЧС России, способности возбуждать и проводить административное расследование по делам о нарушениях требований пожарной безопасности выпускники СПбУ ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России получили максимальные оценки экспертов-руководителей (более 60 % из числа всех опрошенных). Низкие оценки даны выпускникам Воронежского института ГПС МЧС России (около 25 % из числа всех опрошенных экспертов-руководителей).

Эксперты-руководители высоко оценили уровень навыков и умений выпускников вузов МЧС России по систематическому изучению и анализу научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС (максимальные значения более 60 % СПбУ ГПС МЧС России, около 60 % — АГПС МЧС России).

В сфере осуществления административно-процессуальной деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц высокие оценки получили выпускники СПбУ ГПС МЧС России (более 60 % из числа опрошенных). При этом эксперты-руководители дали низкие оценки сформированности навыков и умений в данной сфере выпускникам Воронежского (около 30 %), Ивановского (25 %) и Уральского (около 25 %) институтов ГПС МЧС России.

3.1. Результаты оценки компетенций

выпускников руководящим составом территориальных органов и организаций МЧС России

Сильные и слабые стороны сформированности профессиональной компетенций у выпускников вузов МЧС России были отмечены руководящим составом территориальных органов и организаций МЧС России. Они представлены в виде обобщенной таблицы с ранжированием данных по принципу «от более значимого к менее значимому». Данные приведены по каждому вузу МЧС России.

а) Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

сильные стороны слабые стороны

1. Организационно-управленческие способности (начальные навыки). 2. Знание теоретических основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах; особенностей динамики пожаров; механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара. 3. Умение в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в подразделениях. 4. Начальные навыки решать правовые, социальные и кадровые вопросы в подразделениях МЧС России, способности возбуждать и проводить административное расследование по делам о нарушениях требований пожарной безопасности. 1. Знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений МЧС России. 2. Знание порядка организации и проведения научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также методов научного исследования. 3. Знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС России и ввода в действие планов в условиях ЧС. 4. Умения проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов.

б) Академии гражданской защиты МЧС России

сильные стороны слабые стороны

1. Знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений МЧС России. 2. Знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС России и ввода в действие планов в условиях ЧС. 1. Навыки по разрешению правовых, социальных и кадровых вопросов в подраз-делениях МЧС России, по возбуждению и проведению административного рассле-до-вания по делам о нарушениях требований пожарной безопасности 2. Знание порядка организации и проведения научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от ЧС, а также методов научного исследования. 3. Знание в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в подразделениях. 4. Умение проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов.

в) Воронежский институт ГПС МЧС России

сильные стороны слабые стороны

1. Умение проведения экспертизы оперативно-тактической обстановки и принятия управленческих решений на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. 2. Знание теоретических основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах; особенностей динамики пожаров; механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара. 3. Знание порядка осуществления государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания. 1. Знание порядка организации и проведения научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также методов научного исследования. 2. Знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС России и ввода в действие планов в условиях ЧС. 3. Знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделениями МЧС России.

сильные стороны слабые стороны

4. Умения в сфере эксплуатации средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности, эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, контроля текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятия решения по их замене (регенерации), проведения защитных мероприятий и ликвидации последствий аварий. 4. Начальные навыки к систематическому изучению и анализу научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС. 5. Умения в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-так-тической документации в подразделениях.

г) Ивановский институт ГПС МЧС России

сильные стороны слабые стороны

1. Организационно-управленческие способности (начальные навыки). 2. Умения в сфере эксплуатации средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности, эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, контроля текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятия решения по их замене (регенерации), проведения защитных мероприятий и ликвидации последствий аварий. 3. Знание теоретических основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах; особенностей динамики пожаров; механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара. 4. Начальные навыки осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; уровень способности разрабатывать оперативно-тактическую документацию. 5. Знание порядка осуществления государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания. 1. Знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны, способность планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений МЧС России. 2. Знание порядка организации и проведения научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также методов научного исследования. 3. Знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС России и ввода в действие планов в условиях ЧС. 4. Умение осуществлять надзор на объектах малого и среднего предпринимательства с адресными системами обеспечения пожарной безопасности, объектах муниципальной собственности и объектах, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска. 5. Начальные навыки по осуществлению административно-процессуальной деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

д) Академия ГПС МЧС России

сильные стороны слабые стороны

1. Организационно-управленческие способности (начальные навыки). 2. Знание теоретических основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах; особенностей динамики пожаров; механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара. 3. Умения в сфере эксплуатации средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности, эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, контроля текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятия решения по их замене (регенерации), проведения защитных мероприятий и ликвидации последствий аварий. 1. Знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений МЧС России. 2. Знание порядка организации и проведения научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также методов научного исследования. 3. Знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС России и ввода в действие планов в условиях ЧС.

сильные стороны слабые стороны

4. Знание порядка осуществления государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания. 5. Начальные навыки осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; уровень способности разрабатывать оперативно-тактическую документацию. 4. Начальные навыки по осуществлению административно-процессуальной деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 5. Умения в сфере проведения экспертизы оперативно-тактической обстановки и принятия управленческих решений на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

е) Уральский институт ГПС МЧС России

сильные стороны слабые стороны

1. Знание теоретических основ процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах; особенностей динамики пожаров; механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара. 2. Умения в сфере эксплуатации средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности, эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, контроля текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятия решения по их замене (регенерации), проведения защитных мероприятий и ликвидации последствий аварий. 3. Знание порядка осуществления государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания. 4. Организационно-управленческие способности (начальные навыки). 5. Умения в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в подразделениях. 1. Знание порядка организации и проведения научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также методов научного исследования. 2. Знание нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений МЧС России. 3. Знание нормативно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС России и ввода в действие планов в условиях ЧС. 4. Знания в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации. 5. Умение осуществлять надзор на объектах малого и среднего предпринимательства с адресными системами обеспечения пожарной безопасности, объектах муниципальной собственности и объектах, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска.

Заключение Необходимо уделять больше внимания разви-

тию у обучающихся следующих профессиональных знаний, навыков и умений:

навыкам в решении правовых, социальных и кадровых вопросов в подразделениях МЧС России;

навыкам в сфере разработки организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в подразделениях МЧС России;

знаниям нормативно-правовых основ функционирования гражданской обороны в РФ;

навыкам планирования мероприятий ГО органами управления МЧС России;

знаниям функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Для повышения эффективности реализации учебных программ и планов необходимо:

повысить качество проведения практических занятий;

Таким образом, проведенный мониторинг эффективности рабочих учебных планов и учебных программ вузов МЧС России по заданным критериям показал, что в основном их содержание соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Профильная направленность рабочих учебных планов вузов МЧС России и учебных программ обеспечивает подготовку выпускников вузов МЧС России к установленным видам профессиональной деятельности. Соотношение теоретических и практических занятий в вузах МЧС России отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

В то же время выявлен ряд недостатков в разработке рабочих учебных планов и учебных программ, оказывающих негативное влияние на ход учебного процесса.

развивать материально-техническое обеспечение учебных занятий, наполнение учебного процесса стендовым лабораторным оборудованием;

продолжить разработку профессиограмм, моделирующих различные стороны будущей профессиональной деятельности специалистов МЧС России.

Гораздо большего внимания со стороны соответствующих подразделений МЧС России требует координация методической работы над учебными программами, их содержанием, созданием специальной учебной литературы и электронных учебников.

Литература

1. Д.С. Безносов и др. Психология и педагогика: курс лекций по специальности 280104.65 Пожарная безопасность. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008.

2. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на

разных этапах профессионального становления. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростиздат, 2004.

3. Шойгу C.K., Фалеев М.И. и др. Учебник спасателя. Краснодар: Советская Кубань, 2002.

4. Грязнов C.H., Елисеев А.П., Икрамов Д.Б. Население и пожарная безопасность | Пожарная безопасность, 2010, № 2.

29.09.2014

Сведения об авторах:

Фалеев Михаил Иванович: к.полит.н., начальник центра;

Елисеев Анатолий Павлович: к.п.н., доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ, главный специалист;

Икрамов Дмитрий Бурханович: к.социол.н., заместитель начальника центра;

ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.