Новые технологии в образовании New technologies in education
УДК 378.635.5
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗА МЧС РОССИИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И.А. Малый, О.В. Потемкина, А.В. Ермилов
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПСМЧС России
В статье рассматривается проведение практических и семинарских занятий с курсантами вуза МЧС России с применением комплекса программного обеспечения. Это необходимо для получения и отработки профессиональных навыков по управлению силами и средствами на пожаре.
Ключевые слова: структура проведения практического занятия, программно-аппаратный комплекс, профессионально значимые качества, МЧС России.
В настоящее время в педагогическом процессе возрастает активность направлений повышения качества тактической подготовки курсантов, студентов и слушателей (далее - курсантов), при этом наиболее приоритетным становится применение педагогических средств, объединяющих информационные и традиционные образовательные технологии. Качественная тактическая подготовка курсантов в области тушения пожаров отражает уровень сформированности их профессионально значимых качеств, таких как аналитические способности, оперативность в принятии решений, способность оценивать обстановку на месте вызова [2,3]. Следовательно, развитие этого аспекта является одной из первоочередных задач вуза МЧС России.
В психолого-педагогической литературе подчеркивается важность применения программно-аппаратного комплекса ситуационного моделирования (далее -ПАК) в учебно-воспитательном процессе. С его помощью обеспечивается обратная связь в процессе обучения, происходит индивидуализация учебного процесса, поиск информации из самых широких источников, моделирование изучаемых процессов или явлений, организация коллективной и групповой работы [5].
Проблема подготовки пожарных с применением ПАК широко раскрыта в работах зарубежных и отечественных авторов, таких как В.Г. Аветисян, А.В. Буданов, О.В. Голуб, Н.А. Дригваль, В.А. Кудряшов, Ю.А. Кулиш, А.А. Людко, АС. Миканович, В.А. Осяев, ММ. Пик-сасов, И.И. Полевода, Ю.Н. Сенчихин,
Д.В. Тараканов, В.Г. Тереков [1,7,9-11]. В своих трудах Д.В. Тараканов рассматривал, как развитие компьютерных технологий позволяет совершенствовать существующие формы тактической подготовки пожарных, используя компьютерные математические модели для решения по-жарно-тактических задач [9].
В Ивановской пожарно-
спасательной академии ГПС МЧС России проведение ряда теоретических и практических занятий по специальным учебным дисциплинам «Пожарная тактика» и «Организация пожаротушения» осуществляется на базе многофункционального учебно-тренажерного комплекса подготовки пожарных и спасателей с использованием комплекса программного обеспечения для получения и отработки профессиональных навыков по управлению силами и средствами на пожаре.
Данный программно-аппаратный комплекс (ПАК) разбит на разделы, которые отражают деятельность начальствующего состава пожарно-спасательных гарнизонов выступающих в качестве органов управления силами и средствами на месте пожара (чрезвычайной ситуации), таких как руководитель тушения пожара, начальник оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта газоды-мозащитной службы и начальник участка тушения пожара.
В основе каждого раздела лежат три аспекта, которые отражают взаимосвязь теории и практики. Во-первых, каждый раздел рассматривает деятельность вы-
шеперечисленных должностных лиц. Во-вторых, имеет тестирующий модуль обязанностей [8]. В-третьих, адаптированный комплекс программного обеспечения, наглядно показывает задачи, с которыми сталкиваются должностные лица при управлении силами и средствами на месте вызова.
В первом разделе комплекса рассматривается деятельность
руководителя тушения пожара, так как данная должность в любых случаях присутствует на месте вызова. При работе одного подразделения им является начальник караула или старшее оперативное должностное лицо первого прибывшего подразделения, а со временем, при работе нескольких подразделений, старшее оперативное должностное лицо местного пожарно-спасательного гарнизона. Программное обеспечение раздела позволяет курсантам самостоятельно в 3Б моделировать обстановку на месте вызова, расставлять объекты, пожарную технику,
водоисточники, очаг пожара и наглядно показывает границы тушения пожара. Программа позволяет в соответствии с общепринятой структурой реализации подготовительных и основных оперативно-тактических действий
моделировать и визуализировать результаты работы пожарно-
спасательных подразделений при ликвидации пожаров в зданиях и сооружениях различного
функционального назначения (рисунок 1).
Рис. 1. Программа раздела руководителя тушения пожара
Должность начальника оперативно штаба пожаротушения является второй по степени важности при выполнении основной задачи. Среди его обязанностей можно выделить оформление соответствующей документации согласно нормативным документам и графическое нанесение схем расстановки сил и средств. Программный комплекс для данной должности состоит из системы моделирования развития и тушения пожаров в зданиях, состоящей из трех модулей, позволяющих создавать 3D модели фрагментов зданий, а также инженерных сетей наружного противопожарного водоснабжения для отработки основных оперативно-тактических действий по тушению пожара [6,10]. Первый модуль программы предназначен для создания и визуализации фрагментов зданий (сооружений), сетей наружного противопожарного водоснабжения. Второй модуль программы осуществляет расчёт динамики параметров развития и тушения пожара в ре-
жиме реального времени. Третий модуль программы моделирует визуализацию процесса подачи огнетушащих веществ снаружи и внутри здания. Также программа позволяет в режиме реального времени рассчитывать параметры пожара в здании, производить оценку параметров тушения пожара в зависимости от выбранного варианта расстановки сил и средств.
В следующем разделе программного комплекса представлены должности, которые входят в состав оперативного штаба пожаротушения и непосредственно подчиняются его начальнику. Курсанты, работая в разделе «Начальник тыла» знакомятся с мобильными средствами пожаротушения (пожарными автомобилями, самолетами, вертолетами, мотопомпами, мотонасосами и т.д.). В разделе «Начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы» представлена компьютерная программа, предназначенная для определения всех
необходимых расчетов поста безопасности.
Раздел «Начальник участка тушения пожара» особенный, так как это единственное должностное лицо, которое не входит в состав оперативного штаба пожаротушения, подчиняется непосредственно руководителю тушения пожара и приближено к ведению действий направленных на спасение людей, достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки. Другими словами он является руководителем тушения пожара на вверенной ему территории, поэтому программное обеспечение данного раздела содержит автоматизированный комплекс расчета сил и средств, приборов подачи огнетушащих веществ, пеногене-раторов, автоцистерн для подвоза воды, перекачки в горизонтальной и вертикальной плоскости, определение времени работы звеньев газодымозащитной службы.
Структура проведения занятий с применением программного комплекса подготовки курсантов состоит из четырех этапов.
Первый этап - предварительная подготовка. Преподаватель перед проведением занятия сообщает курсантам его цель, порядок выполнения, условия выполнения и пример решения пожарно-тактической задачи.
Второй этап - инструктаж курсантов по правилам работы с программным модулем.
Третий этап - проведение занятия (рисунок 2). Проведение занятия основано на принципах эффективного обучения: объяснение от простого к сложному, последовательный ввод задач по мере их усложнения, систематичность изложения, наглядность обучения, доступность, целенаправленность, индивидуальный подход к обучающимся. При проведении
третьего этапа преподаватель осуществляет руководство процессом обучения (разъяснение возникающих в процессе работы с программой вопросов, выбор методов решения задач, оказание помощи в сложной ситуации и т.д.); сбор информации о степени подготовленности курсантов (количество ошибок по видам выполняемых задач, эффективность усвоения материала); сбор информации о характерных ошибках по учебной группе для последующего анализа, выявление их причин [4].
Четвертый этап - разбор занятия. На данном этапе происходит: индивидуальный разбор действий каждого курсанта с указанием и анализом допущенных им ошибок; групповой разбор для всех задействованных в процессе тренировки курсантов, в ходе которого особое внимание уделяется случаям неправильного выбора решающего направления, неэффективного использования пожарной техники, недостатках в управлении подразделениями, незнание тактических возможностей пожарных подразделений, неправильного расчета сил и средств. Разбор занятия включает в себя анализ и оценку качества отработки действий должностных лиц, обсуждение результатов с курсантами. При этом отмечаются проблемы, возникающие в процессе проведения занятия, выявляются причины ошибочных действий в ходе имитируемых ситуаций и событий.
Разбор проводится преподавателем, который отмечает ошибки и недочеты в выполнении упражнения и дает окончательную оценку каждому курсанту. Курсантам предоставляются замечания преподавателя и вопросы, необходимые для повторения в бумажном и электронном виде.
Рис. 2. Алгоритм работы с программным комплексом
Завершающим этапом использования программного модуля является отработка полученных знаний и навыков на полигоне учебного центра академии при проведении пожарно-тактических занятий и учений. В качестве контроля занятия применяются видеокамеры, которые позволяют анализировать действия должностных лиц, что повышает контроль за качеством обучения.
Применяемый программно-
аппаратный комплекс ситуационного моделирования помогает ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России повысить качество подготовки обучаемых, формирует у них профессионально значимые качества необходимые для будущего специалиста противопожарной службы, готовит курсантов к экзаменам по специальным дисциплинам учебно-научного комплекса
«Пожаротушение» и к выполнению выпускных квалификационных работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аветисян, В.Г. Программные тренажеры в обеспечении учебного процесса. / В.Г. Аветисян, Ю.А. Кулиш, М.М. Пиксасов, Ю.Н. Сенчихин, А.В. Буданов, Н.А. Дригваль. // Первая интернет-конференция по пожарной тактике.- 2014.- [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа к ресурсу: [email protected].
2. Белорожев, О.Н. Особенности подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях / О.Н. Белорожев // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2015.- № 20(39). - С. 4953.
3. Ермилов, А.В. Использование виртуального компьютерного программного обеспечения в развитии индивидуально-личностных качеств. / А.В. Ермилов // Научный поиск. - 2015. - № 3.2. -С. 37-38.
4. Карнаухов, В.А. Методика проведения тренажерной подготовки на комплексных диспетчерских тренажерах: учеб.-метод. пособие / В.А. Карнаухов, В.С. Бакашов. - Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2010. - 48 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: 2008. - 256 с.
6. Лабутин, А.Н. Методика многокритериальной оценки эффективности тушения пожаров на объектах химической промышленности / А.Н. Лабутин, А.О. Семенов, Д.В. Тараканов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - № 3 (31). - С. 101-104.
7. Полевода, И.И. Использование компьютерного моделирования для повышения эффективности подготовки работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по управлению силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций / Полевода И.И., Голуб О.В., Кудряшов В.А., Миканович А.С., Осяев В.А., Людко А.А. // Вестник Командно-
инженерного института МЧС Республики Беларусь: научный журнал. - 2010. - № 1.
8. Приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
9. Тараканов, Д.В. Компьютерная модель ликвидации пожаров для тактической подготовки пожарных./ Д.В. Тараканов, И.Ф. Саттаров.// Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». - 2014. - Выпуск № 6 (58). - С. 96-104.
10. Тараканов, Д.В. Компьютерное моделирование процессов развития и тушения пожаров в зданиях. / Д.В. Тараканов, Е.С. Варламов, М.В. Илеменов // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» . -2014. -Выпуск № 5 (57). - С. 114-123.
11. Тереков, В.Г. Совершенствование практической подготовки курсантов в области тактики пожаротушения с применением средств информационных технологий: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.02 / В.Г. Тереков. - М., 2004. - 21 с.
Рукопись поступила в редакцию 11.02.2016.
DEVELOPMENT METHODS OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF CADETS OF THE UNIVERSITY OF EMERCOM OF RUSSIA WITH APPLICATION SOFTWARE
I .Malyi, O. Potemkina , A .Ermilov
In article carrying out of practical and seminar classes with cadets of the University EMERCOM of Russia using complex software is considered . It is necessary for reception and working off of professional skills on management of forces and means on a fire.
Key words: Structure of carrying out of practical classes, hardware-software complex, professionally significant qualities, the Ministry of Emergency Measures of Russia.