Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
УДК 378 А.В. Шленков*
Роль вузов в подготовке высококвалифицированных кадров «силовых ведомств» (на примере вуза ГПС МЧС России)
В данной статье дается анализ эффективности методов психологического сопровождения профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС России. Сопоставляются процессы психологической адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности по годам выпусков, их удовлетворенности в сфере выполнения служебных обязанностей, на этой основе
рассматривается сформированность профессионально важных психологических качеств как необходимой составляющей профессионализма и профессионального долголетия.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, профессиональная деятельность, профессионализм.
A.V. Shlenkov*. Role of high schools in preparation of the highly skilled staff «Power departments»
In this paper is given analysis of efficiency of methods of psychological support of the training in St-Petersburg University of Emercom of Russia. Depending on years of graduation comparing processes of psychological adaptation of graduates of the University to professional workers, their satisfactions in sphere of performance of official duties it is considered forming of professionally important psychological qualities, as a necessary component of professionalism and professional longevity.
Keywords: psychological support, professional work, professionalism.
В современных условиях одним из главных направлений развития силовых ведомств является ориентация на высококвалифицированные кадры, отвечающие высоким требованиям профессиональной деятельности по уровню профессиональной компетентности и психологическим качествам личности [5, 3].
В решении этой задачи важную роль играют вузы. Масштабность и многоплановость проводимой в вузе подготовки кадров определяется спецификой ведомства. Современные ведомственные учреждения, как известно, имеют достаточно большое число специальностей, специализаций, профилей деятельности, которые охватывают не только профильные сферы, но и смежные: психология, бухгалтерский учет и аудит и т.д. [4, 1, 6].
Профессиональная подготовка в вузе представляет собой сложную многофункциональную развивающуюся систему, которая объединяется целевой установкой и включает в себя все методы, виды и формы учебной и внеучебной деятельности, направленные на теоретическую и практическую подготовку обучаемых преподавательским составом [7, 2].
В настоящее время все большее внимание обращается на качественные показатели деятельности вузов.
По оценке руководства высших учебных заведений системы противопожарной подготовки кадров, в целом решение возложенных на них задач обеспечивается. Вместе с тем не все задачи, поставленные перед вузами руководством Министерства, выполняются в полном объеме и с высоким качеством. Так, в частности, слабо разработаны вопросы применения новых психологопедагогических технологий для совершенствования профессионально важных качеств, новых форм и современных методов коррекции негативных психических состояний. Следовательно, для реализации стратегических решений руководства Министерства особое значение приобретают научные исследования, которые должны лечь в основу современной научно обоснованной политики развития вузов МЧС и совершенствования профессиональной подготовки сотрудников пожарно-спасательных отрядов.
Анализ предшествующего опыта и существующей практики психологического обеспечения в учебных заведениях ГПС позволяет сделать вывод о том, что используемая до настоящего времени психологическая модель практически исчерпала себя.
Указанные обстоятельства не могли не сказаться на уровне профессиональной психологической подготовленности личного состава, эффективности работы пожарно-спасательных отрядов и, в конечном счете, на профессиональном долголетии.
* Шленков, Алексей Владимирович, начальник отдела психологического обеспечения учебного процесса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, к.п.н., доцент, подполковник внутренней службы. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. Тел. 8-909-581-50-74. E-mail: [email protected].
* Head of the department of psychological maintenance of educational process of Saint-Petersburg University of State fire service of Emercom of Russia, candidate of pedagogic.
Каковы же пути решения проблемы повышения качества и увеличения количества подготавливаемых специалистов противопожарного профиля в настоящих условиях?
Системообразующими идеями образовательной модели являются:
1) в области концептуальной политики:
- упреждающий характер подготовки специалистов для системы МЧС в связи с требованиями практики возникновения ЧС;
- многоуровневость образования;
- формирование личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности, развитие его профессионально-личностных качеств;
- междисциплинарный характер развития образования;
- введение «входных» и «выходных» образовательных стандартов;
- ориентация преподавателей и слушателей на постоянное самосовершенствование и развитие;
- научное обеспечение процесса подготовки специалистов;
- использование отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов для силовых систем;
2) в области содержания образования: общегосударственная (инженерная) и ведомственная (профессиональная) профилизация образования;
3) в области технологии образования:
- вариантность форм, методов, средств и условий подготовки слушателей, свобода выбора в решении педагогических задач;
- ролевое обучение слушателей профессиональной деятельности;
- диагностика и развитие профессионально-личностных качеств абитуриентов-слушателей, отслеживание динамики изменения этих качеств по годам обучения;
- отслеживание динамики профессионального роста выпускников учебных заведений в течение первых пяти лет;
- стимулирование творческой самостоятельности слушателей на активное «добывание» знаний (работа на кафедре, библиотека, интернет) [4].
В прошлом необходимость модернизации и перестройки образовательных систем возникала через каждые 15-20 лет. В современных условиях - через пять лет и ранее. Поэтому актуальной стала организация психологического обеспечения учебного процесса как связывающая часть процесса обучения с различными этапами подготовки кадров. Именно через современные психологопедагогические методы профессиональной подготовки кадров возможно оперативно влиять на адаптацию личности курсанта к условиям обучения и становления профессионально-важных психологических качеств.
На протяжении нескольких лет нами проводился опрос выпускников вуза и их непосредственных начальников. Результаты опроса представлены в данной статье.
Цель опроса - определение качества подготовки специалистов противопожарной службы Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России и определение трудностей, возникающих у выпускников в процессе профессиональной адаптации, для совершенствования учебновоспитательного процесса.
Задачи анкетирования
1. Изучение оценки выпускниками успешности собственной профессиональной деятельности.
2. Изучение степени удовлетворенности молодых специалистов профессиональной деятельностью.
3. Изучение степени адаптированности выпускников в процессе профессиональной деятельности.
4. Анализ пожеланий выпускников в области усовершенствования учебной программы для оптимизации подготовки специалистов ГПС МЧС России.
5. Анализ факторов, вызывающих наибольшие сложности у выпускников в процессе профессиональной адаптации.
6. Анализ оценки успешности профессиональной, служебной деятельности, социальной нормативности поведения, эмоциональной устойчивости выпускников со стороны их непосредственных начальников.
Опрос проводился по двум направлениям:
1) анкетирование выпускников посредством использования методик, направленных на определение степени успешности адаптационных процессов в их профессиональной деятельности;
2) анкетирование непосредственных руководителей выпускников с помощью методик, имеющих целью оценку эффективности профессиональной деятельности подчиненных.
Основные результаты анкетирования
В сентябре 2007 г. были получены и проанализированы 94 анкеты выпускников 2005 и 2006 гг. и их руководителей. Выявлено, что выпускники 2005-2006 гг. занимают различные по значимости должности, их диапазон достаточно велик: от старшего пожарного до начальника части (табл. 1). В основном молодые специалисты продолжают службу в должностях инспекторов ГПН и начальников караулов.
При сравнении полученных данных с результатами анкетирования выпускников 2002-2004 гг. выявлено, что сократилось число молодых специалистов, занимающих должности старшего
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Таблица 1
Должности, занимаемые выпускниками 2002-2006 гг. в течение первого года
профессиональной деятельности
№ п/п Занимаемая должность Число выпускников 20022003 годов (%) Число выпускников 2004 года (%) Число выпускников 20052006 годов (%)
1 Начальник караула 31,5 28,4 17,8
2 Инспектор ГПН 28,2 18,9 22,2
3 Дознаватель 4 5,4 7,8
4 Преподаватель специальных дисциплин 0,8 0,8 0
5 Инженер 6,5 6,8 10
6 Старший инспектор 5,6 16,6 7,8
7 Старший инженер отряда 8,9 4,1 0
8 Заместитель начальника пожарной части 7,3 10,8 5,6
9 Начальник пожарной части 3,2 5,4 1,1
10 Начальник отдельного поста 0,8 0 0
11 Заместитель начальника отряда пожарной охраны 1,6 0 0
12 Начальник ЦППС СПТ ГПС 0,8 0 0
13 Заместитель начальника Управления по делам ГО и ЧС 0,8 1,4 0
14 Ст. помощник начальника дежурной смены СПТ ГУ 0 1,4 0
15 Главный специалист ОПГ 0 0 2,2
16 Помощник начальника дежурного смены 0 0 1,1
17 Ст. помощник начальника караула 0 0 2,2
18 Начальник группы резервов материальных ресурсов 0 0 1,1
19 Инструктор группы профилактики пожаров 0 0 20
20 Ст. пожарный 0 0 1,1
инспектора и заместителя начальника пожарной части. При этом появились должности, ранее не занимавшиеся нашими выпускниками: инструктор группы профилактики пожаров, главный специалист ОПГ, старший помощник начальника караула, начальник группы резервов материальных ресурсов, старший пожарный.
При анализе анкет выпускников получены следующие данные.
Большинство выпускников оценивают результаты своей профессиональной деятельности в первый год службы позитивно (табл. 2). Так, основная часть респондентов оценивает достигнутые результаты как высокие по следующим показателям:
1) качество выполняемой работы;
2) соответствие способностей требованиям деятельности;
3) соответствие результатов деятельности поставленным целям;
4) мера овладения данной профессией;
5) успехи в работе по сравнению с большинством сверстников;
6) профессиональный вклад в общее дело;
7) успехи в работе по сравнению с собственными возможностями.
Оценивая удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, выпускники-респонденты, как и в предыдущие годы, выделяют хорошие взаимоотношения с коллегами, подчиненными и руководством в процессе работы. Данные анкеты удовлетворенности приведены в табл. 3.
Также большинство из них отмечают высокую удовлетворенность результатами своей деятельности и организацией труда. Не все благополучно на местах обстоит с санитарногигиеническими условиями службы и соответствием материальной базы нормативным требованиям.
Одной из частей анкеты для выпускников являлось стандартизированное обследование, направленное на изучение степени адаптации молодых специалистов к профессиональной
Таблица 2
Успешность профессиональной деятельности выпускников 2005-2006 годов
Показатели успешности Низко (%) Средне (%) Высоко (%) Очень высоко » (%)
Соответствие результатов деятельности поставленным целям 2,1 37,2 55,4 5,3
Успехи в работе по сравнению с большинством сверстников 2,1 31,9 51,1 14,9
Соответствие полученных в университете знаний выполняемой работе 2,1 41,5 46,8 4,3
Соответствие полученных практических навыков выполняемой работе 6,4 38,2 46,8 4,3
Качество выполняемой работы 0 23,4 71,3 5,3
Ваш профессиональный вклад в общее дело 0 41,5 53,2 5,3
Меру овладения данной профессией 0 37,2 55,4 7,4
Успехи в работе по сравнению с Вашими возможностями 1,1 43,5 51,1 3,2
Эффективность Вашей работы с точки зрения начальства 2,1 51,1 43,6 3,2
Соответствие Ваших представлений и ожиданий с реальной деятельностью 9,6 46,8 38,3 5,3
Соответствие Ваших способностей требованиям деятельности 2,1 34,1 57,4 6,4
Эффективность Вашей работы по сравнению с большинством коллег 0 46,8 47,9 5,3
Реализацию профессиональных планов 3,2 50,0 43,6 3,2
Таблица 3
Удовлетворенность профессиональной деятельностью выпускников 2002 - 2004 годов
Показатели удовлетворенности Очень низко (%) Низко (%) Средне (%) Высоко (%) Очень высоко » (%)
Содержание деятельности 0 4,3 44,7 41,5 9,5
Процесс выполнения деятельности 0 1,1 45,7 45,7 7,5
Результаты своей деятельности 0 0 39,4 55,3 5,3
Общественная значимость деятельности 0 3,2 35,1 41,5 20,2
Организация труда 0 3,2 29,8 55,3 11,7
Месторасположение работы 2,1 8,5 35,1 33,0 21,3
Соответствие материальной базы нормативным требованиям 6,4 11,7 41,5 36,2 4,2
Санитарно-гигиенические условия 2,1 8,5 31,9 47,9 9,6
Отношения с коллегами 0 0 5,3 61,7 33,0
Отношения с подчиненными 0 0 9,5 66,0 24,5
Отношения с руководством 1,1 2,1 11,7 79,8 5,3
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Таблица 4
Степень адаптации выпускников 2002, 2003, 2004 годов к профессиональной деятельности
Степень адаптации Выпускники 2002, 2003 (%) Выпускники 2004 (%) Выпускни ки 2005, 2006 (%)
Адаптирован 33,1 47,3 44,7
Оптимальное напряжение 16,1 0 8,5
Закрыт 46 40,5 46,8
Нервно-психическое перенапряжение 3,2 (4 человека) 10,8 (8 человек) 0
Нервно-психический стресс 1,6 (2 человека) 1,4 (1 человек) 0
Таблица 5
Пожелания выпускников по усовершенствованию учебной программы
Пожелания выпускников Количество
Больше практического обучения 38
Больше теоретических знаний по специальным предметам 13
Увеличить время прохождения стажировки в подразделениях ГПС 4
Меньше привлекать курсантов к несению службы, заменив их занятиями 1
Внедрение в учебный процесс систем ПЭВМ 1
Организовать встречи с сотрудниками, работающими в подразделениях ГПС, для передачи их личного опыта 1
Таблица 6
Области теоретических знаний, в которых выпускники испытывают недостаток
Область знаний Количество ответов
Юриспруденция, нормативно-правовые базы, делопроизводство 11
Г осударственный пожарный надзор 7
Работа с личным составом 3
Пожарная безопасность на электроустановках 3
Пожарная тактика 3
Таблица 7
Факторы, вызывающие у выпускников наибольшие сложности в процессе адаптации к профессии
Факторы Количество выборов
Большая загруженность (большой объем работы, график работы) 8
Отсутствие личного опыта работы, нехватка практических знаний 7
Отсутствие жилья 4
Работа в новом коллективе 2
Ответственность за личный состав 1
деятельности. Полученные данные представлены в табл. 4. В основном молодые специалисты адаптированы к условиям работы либо испытывают оптимальное напряжение. Это то состояние, в котором следует ожидать оптимальной мобилизованности сотрудника на выполнение служебных задач и получение хороших результатов деятельности.
Особенностью нынешнего опроса является то, что в процессе исследования не выявлено ни одного человека, испытывающего нервно-психическое напряжение или нервно-психический стресс. Это объясняется использованием в процессе обучения программы психологического обеспечения
Таблица 8
Оценка степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности со стороны его непосредственного начальника (в сравнении с выпуском 2004 года)
Оцениваемый параметр служебной деятельности Средний балл
2004 г. 2005 2006 гг.
1. Общие показатели
1.1. Уровень профессиональной подготовки, наличие коммуникативных и аналитических способностей 3,4 3,8
1.2. Аналитические навыки, способность к самоорганизации 3,4 3,8
1.3. Культурный уровень, эрудированность 3,6 4,1
1.4. Личная дисциплинированность и исполнительность 3,6 4,1
1.5. Способность сохранять самообладание в экстремальных условиях 3,6 4,0
1.6. Способность к использованию в служебной деятельности достижения науки и техники, новаторство и рационализаторство 3,1 3,8
1.7. Умение сплачивать коллектив, налаживать взаимоотношения с сотрудниками 3,4 3,9
2. Служебно-боевая деятельность. Теоретические знания:
2.1. Структуры ГПС, функций и задач, нормативных документов в области пожаротушения 3,2 3,7
2.2. Организации службы и подготовки личного состава ГПС 3,3 3,6
2.3. Тактики тушения пожаров, ликвидация аварий на объектах различного назначения 3,2 3,6
2.4.Тактико-технических характеристик, эксплуатации и применения пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования 3,4 3,8
2.5. Организации ГДЗС, устройства и правила организации СИЗОД 3,3 3,6
2.6. Правил по охране труда в подразделениях ГПС 3,3 3,9
2.7. Функций и задачи ППС и ГО и моб. работы 3,2 3,4
Практические навыки и умения
2.8. Составлять и вести оперативно-служебную документацию 3,4 3,8
2.9. Ставить задачу подразделению, оценивать обстановку, принимать решения 3,3 3,5
2.10. Руководить действиями караула при ведении боевых действий 3,3 3,5
2.11. Проводить занятия с личным составом 3,3 4,0
2.12. Тактически грамотно применять пожарную технику и аварийно-спасательное оборудование 3,3 3,7
2.13. Осуществлять административно-хозяйственную деятельность 3,2 3,7
2.14. Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах и авариях 3,2 3,8
2.15. Проводить воспитательную работу, работать с людьми 3,2 4,5
2.16. Выполнять нормы по ПСП и физической подготовке 3,5 4,4
3. Надзорно-профилактическая деятельность. Теоретические знания:
3.1. Законодательства, нормативных актов и руководящих документов в организации деятельности ГПН, документов, регламентирующих пожарную безопасность 3,3 3,6
3.2. Организации обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах и предприятиях 3,4 3,6
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Таблица 8 (окончание)
3.3. Устройства и эксплуатации УАПЗ зданий и сооружений, требований к устройству и эксплуатации противопожарного водоснабжения 3,3 3,6
3.4. Требований к обеспечению пожарной безопасности технологических процессов, установок, систем и оборудования 3,2 3,5
3.5. Обеспечение противопожарной устойчивости зданий и сооружений различного назначения 3,3 3,5
3.6. Организации и проведения нормативно-технической работы 3,2 3,5
3.7. Организации лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности 3,1 3,3
3.8. Правил и порядка проведения административной практики ГПН 3,2 3,5
3.9. Организации проверки и дознания по пожарам, пожарно-технических экспертиз 3,2 3,5
3.10. Основных форм и методов пожарнопрофилактической работы и противопожарной пропаганды 3,4 3,7
3.11. Организации и ведения делопроизводства подразделений ГПС 3,2 3,6
Практические навыки и умения
3.12. Применять в практической деятельности требования законодательства, стандартов, норм и правил пожарной безопасности 3,3 3,7
3.13. Оценивать пожарную безопасность технологических процессов, оборудования и электроустановок 3,3 3,7
3.14. Проверять техническое состояние, работоспособность и эффективность систем автоматической противопожарной защиты 3,2 3,6
3.15. Рассматривать проектно-сметную документацию на строительство в части соблюдения требований пожарной безопасности 3,1 3,4
3.16. Проводить пожарно-техническое обследование объектов, оформлять результаты и добиваться выполнения предложенных мероприятий 3,2 3,7
3.17. Оформлять и вести административное производство по делам о нарушениях правил пожарной безопасности 3,2 3,6
3.18. Проводить проверки и дознания по делам о пожарах с оформлением необходимых документов 3,2 3,5
3.19. Проводить занятия на объектах и с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности 3,3 3,9
3.20. Пользоваться персональным компьютером при оформлении документов 3,5 4,5
процесса обучения, направленной на развитие необходимых в служебной деятельности профессионально важных психологических качеств.
В ходе данного исследования выпускники по десятибалльной шкале оценивали свое самочувствие, активность, настроение и отношение к различным сторонам своей профессиональной деятельности. Следует отметить, что желание сменить место работы в среднем оценено на 3,5 балла (из 10 возможных), т.е. молодые специалисты желают продолжать службу в системе МЧС -и это при том, что, по их оценкам, представления о предстоящей работе не совсем соответствовали реальной деятельности. Это может указывать на то, что выпускники готовы к трудностям службы и профессиональная мотивация у них устойчивая.
Результаты опроса выпускников 2005-2006 гг. о пожеланиях относительно усовершенствования учебной программы для более успешной профессиональной деятельности представлены в табл. 5. Следует учесть, что не все респонденты высказали свое мнение по этому вопросу (58 человек, что составляет 61,7 % от общего числа).
Начиная с 2002 г., стало традиционным пожелание выпускников об увеличении в учебной программе количества часов, отводимых на практические занятия.
Молодым специалистам предлагалось указать, знаний в каких областях им не хватает для более эффективной профессиональной деятельности. Результаты данного опроса приведены в табл. 6.
Таким образом, из 94 полученных анкет лишь в 27 (28,7 %) из них отмечена нехватка знаний, причем в различных областях. Это скорее говорит не о недостатках преподавания отдельных дисциплин в университете, а об индивидуальных особенностях восприятия учебного материала отдельными курсантами и слушателями. Отсутствие у выпускников пожеланий в области психологических знаний и навыков говорит о достаточном и полном овладении материалом программы психологического сопровождения процесса обучения.
На вопрос: «Какие факторы вызывают у Вас наибольшую сложность в процессе адаптации к профессиональной деятельности?» ответили всего 22 человека (25,7% опрошенных). Факторы, вызвавшие проблемы, обобщены в табл. 7. Традиционно это нехватка практических знаний, отдаленность преподаваемого учебного материала от практической деятельности (максимальное количество человек, указавших один фактор, - 8 человек и 7 человек, что не является существенным для выборки в 94 испытуемых).
Наличие пожеланий у выпускников в части практических навыков показывает на необходимость уделять большее внимание практическим навыкам, создания системы более тесного взаимодействия кафедр (теории) с практикой работы в подразделениях ГПС МЧС России и системой психологического сопровождения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК).
Часть опроса была предназначена для непосредственных начальников выпускников. Руководителям предлагалось оценить степень теоретической и практической подготовки молодых специалистов к профессиональной деятельности по пятибалльной шкале: недостаточный уровень подготовки - 2 балла; удовлетворительный - 3 балла; хороший - 4 балла, высокий - 5 баллов. Результаты отзывов представлены в таблице 8, где приводятся средние арифметические значения по каждому показателю. Положительным является то, что по всем показателям выпускники характеризуются непосредственными руководителями положительно.
Особенно высоко оцениваются выпускники 2005-2006 годов по следующим показателям:
- культурный уровень, эрудированность;
- личная дисциплинированность и исполнительность;
- способность сохранять самообладание в экстремальных условиях;
- способность выполнять нормы по ПСП и физической подготовке;
- умение пользоваться персональным компьютером при оформлении документов;
- способность проводить занятия с личным составом.
Как видно из таблицы, по всем показателям оценки руководителями выпускников университета 2005-2006 гг. значительно выросли по сравнению с оценками выпускников 2004 года.
Вместе с тем невысокими остаются оценки показателей подготовки молодых специалистов в таких областях теоретических знаний и практических навыков, как:
- знание функций и задач ППС и ГО и мобилизационной работы;
- организация лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности;
- рассмотрение проектно-сметной документации на строительство в части соблюдения требований пожарной безопасности.
Выводы
1. Анализируя анкеты выпускников, можно считать их профессиональную деятельность в целом успешной (с точки зрения самих молодых специалистов). Молодые специалисты в основном удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Наибольшую удовлетворенность им приносит общественная значимость деятельности и взаимоотношения с коллегами, подчиненными и руководством.
2. Выпускники 2005-2006 гг. за первый год службы в подразделении в основном успешно прошли процесс адаптации. В ходе исследования не выявлено ни одного человека, испытывающего нервно-психическое перенапряжение или нервно-психический стресс. Это объясняется использованием в тренинговых мероприятиях упражнений, направленных на развитие ПВПК, необходимых для их повседневной практической деятельности.
3. Как и в предыдущие годы, традиционным остается пожелание выпускников увеличить в учебной программе количество часов, отводимых на практические занятия и стажировку в подразделениях ГПС. Исходя из анализа анкет как выпускников, так и их руководителей, в дальнейшем в учебном процессе следует больше внимания уделять организации практических занятий в целях формирования у курсантов навыков практической деятельности и приобретения личного профессионального опыта.
4. У незначительной части опрошенных сложность в процессе профессиональной адаптации вызывает недостаток знаний нормативно-правовой базы, делопроизводства, а также работа с личным составом. Это можно объяснить личностными особенностями восприятия учебного материала и неполным овладением им.
5. По всем показателям выпускники 2005-2006 гг. характеризуются непосредственными руководителями положительно. Наивысшие оценки получили культурный уровень, личная
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
дисциплинированность и исполнительность, способность сохранять самообладание в экстремальных условиях, умение проводить занятия с личным составом, пользоваться персональным компьютером при оформлении документов, выполнять нормы по ПСП и физической подготовке. В сравнении с предыдущими годами, выпускники 2005-2006 гг. оцениваются руководителями по всем показателям значительно выше, что может свидетельствовать о эффективном применении программы психологического сопровождения процесса формирования ПВПК.
6. В целом мотивация к продолжению службы на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России у выпускников университета устойчивая. Наличие у выпускников нечеткого представления о будущей профессиональной деятельности объясняется большим разбросом в должностях, на которых работают выпускники после окончания вуза.
Список литературы
1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М., 1980.
2. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. - 1997. - № 1-6.
3. Кожевников, В. В. О некоторых проблемах в профессионализма деятельности органов внутренних дел // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел / Кожевников В. В. - М., 1990. - С. 60.
4. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД России: Проект / Под ред. В. П. Сальникова. - СПб. : Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.
5. Кочин, А. А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВУЗ внутренних войск МВД : дис. ... канд. пед. наук / Кочин А. А. - СПб.: СПбГУ, 1996. - С. 178.
6. Лаптев, Ю. В., Слепов, В. В. Теоретический и методологический анализ воспитывающего обучения / Ю. В. Лаптев, В. В. Слепов. - СПб: Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России, 1997. - С. 21.
7. Трофимов, А. Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в вузах МВД РФ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Трофимов. - СПб., 1995. - С. 21.
Literature
1. Arkhangelskiy, S. I. Educational process in the higher school, its natural bases and methods.
- М., 1980.
2. Herald of the methodical centre of the training and coordination of scientific researches. -1997 - № 1-6.
3. Kozhevnikov, V. V. Some problems of professionalism in activity of bodies internal affairs // Professional and public beginnings in activity of bodies of internal affairs. - М., 1990. - Р 60.
4. Concept of psychological maintenance of teaching and educational process of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The project / Ed. V. P. Salnikov. - SPb., 1997.
5. Kochin, A. A. Increase of efficiency of process of formation of the officer-professional in high school of internal troops of the Ministry of Internal Affairs: PhD. - SPb., 1996. - Р. 178.
6. Laptev, J. V., Slepov, V.V. Theoretical and methodological analysis of bringing up training. -SPb., 1997.
7. Trofimov, A. B. Didactic of possibility of computer technologies of training of cadets in high school of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: PhD. - SPb., 1995.