Научная статья на тему 'О системе подготовки специалистов пожарно-спасательных служб США, Великобритании и России'

О системе подготовки специалистов пожарно-спасательных служб США, Великобритании и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3457
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколов А.В., Лагунов А.Н., Жернаков Д.В.

В современном мире многократно возросли требования к специалистам пожарных и спасательных служб. Тем самым, интенсифицировав, в свою очередь, процесс подготовки во время обучения в ВУЗах государственной противопожарной службы, что, однозначно, приведёт к повышению умственных и физических нагрузок на обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уколов А.В., Лагунов А.Н., Жернаков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе подготовки специалистов пожарно-спасательных служб США, Великобритании и России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 378.6

А.В. Уколов

к.п.н., заместитель начальника кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Г. Железногорск, Российская Федерация

А.Н. Лагунов

к.п.н., начальник кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Г. Железногорск, Российская Федерация

Д.В. Жернаков

к.п.н., начальник кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Г. Железногорск, Российская Федерация

О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ

Аннотация

В современном мире многократно возросли требования к специалистам пожарных и спасательных служб. Тем самым, интенсифицировав, в свою очередь, процесс подготовки во время обучения в ВУЗах государственной противопожарной службы, что, однозначно, приведёт к повышению умственных и физических нагрузок на обучаемых.

Ключевые слова

Государственная противопожарная служба, государственная пожарная охрана, пожарная служба, аварийно-спасательные работы, пожарная безопасность, профессиональное образование, программы обучения.

В системе организации подготовки и обучения сотрудников пожарных и спасательных служб особенно важным является обусловленность формой государственного устройства. Исследования, связанные с последними изменениями в российском законодательстве, определяют основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации (правовые, экономические, социальные). Основными задачами государственной противопожарной службы является: профилактика пожаров, спасение людей и имущества, тушение пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ.

«Для решения поставленных задач необходимо готовить специалистов с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях (В.С. Артамонов, 2012)».

В связи с этим представлен комплекс мер по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности и повышения эффективности пожаротушения. Одними из них являются совершенствование системы подготовки кадров и внедрение современных технологий и технических средств борьбы с пожарами.

Пожарная служба Великобритании организована по территориальному принципу. В Великобритании существует три уровня управления противопожарной службой страны. Каждому уровню соответствует определенная компетенция.

1. Первый уровень - национальный (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия). В каждой из исторически сложившихся частей Великобритании созданы главные управления пожарной службы, зона ответственности которых - кадровая политика, повышение квалификации сотрудников, инспекция противопожарных служб, обмен опытом, техническая поддержка, антитеррористические меры.

2. Второй уровень - региональный. Великобритания поделена на 9 регионов, в каждом действует управление пожарной охраны, в компетенцию которого входят следующие вопросы: подбор кадров, их

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

начальная подготовка, а также руководство региональными центрами управления пожаротушения и работой спасательных служб при чрезвычайных ситуациях. Примером регионального уровня управления в пожарной охране является Управление пожарной охраны графства Большой Манчестер. Подведомственная территория охватывает 500 квадратных миль (около 1000 кв. км), 2 крупных исторических центра - Манчестер и Салфорд, 8 крупных промышленных городов с пригородами. В состав Управления пожарной охраны Большого Манчестера входят начальник, заместитель начальника, 3 помощника начальника, менеджер по финансам, менеджер по кадрам. В подчинении у начальника управления находятся 3 начальника зоны, 41 пожарная станция.

3. Третий уровень - местный. Главными задачами пожарных подразделений на местах являются оперативная деятельность, пожаротушение, противопожарная защита и профилактика, работа при чрезвычайных ситуациях, связи с общественностью [3].

Особенность организации обучения сотрудников пожарных и спасательных служб в США обусловлена формой государственного устройства. Соединенные Штаты являются федеративным государством, в котором штатам исторически предоставлена большая степень самостоятельности. Каждый штат имеет свою конституцию и законодательство, в том числе и регламентирующее организацию и деятельность пожарной охраны. Таким образом, в США действуют государственная пожарная охрана и пожарная охрана штатов. Этим обусловлено разнообразие в организации подготовки сотрудников пожарной охраны. Каждый штат имеет право организовать подготовку и повышение квалификации сотрудников местных пожарных и спасательных служб по своему усмотрению [4].

Во всех штатах минимальным образовательным цензом для поступления на службу в муниципальную пожарную охрану США является наличие среднего образования. Однако в большинстве штатов от кандидатов на должности в пожарной охране требуется дополнительная подготовка. Например, в штате Флорида кандидат на должность в муниципальной пожарной охране должен пройти предварительную подготовку и получить дипломы по специальностям «Пожарный» и «Медбрат/медсестра скорой помощи». В каждом штате существует собственная система подготовки специалистов. Обучение проводят преподаватели-инструкторы непосредственно в пожарных частях или в учебных центрах, создаваемых и финансируемых за счет средств местного бюджета [3].

Система управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий это совокупность функционально связанных органов управления, пунктов управления, систем связи и оповещения, систем и средств автоматизации управления, а также специальных систем, обеспечивающих сбор, идентификацию, обработку, хранение и передачу информации. Система имеет два основных направления деятельности: управление собственными силами, средствами и ресурсами МЧС России в мирное и военное время; методическое руководство органами управления и координация действий сил федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по выполнению задач в области защиты населения и территорий в ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [4].

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [2].

Одним из лидеров профессионального образования является Институт пожарных инженеров Большого Манчестера. Основной целью Института, основанного в 1918 году группой начальников пожарных частей Англии, является способствование развитию науки и практики предотвращения и тушения пожаров, а также содействие пожарным и обществу в целом. В настоящее время Институт является международной организацией, представляющей пожарных со всего мира (11 тысяч человек более чем из 20 стран). Институт разрабатывает программы обучения и подготовки специалистов пожарной охраны, а также программы по предотвращению и борьбе с пожарами и чрезвычайными ситуациями. Институтом разработаны обучающие программы, рассчитанные на различные возрастные группы, охватывающие детей, школьников, студентов, граждан трудоспособного возраста и пенсионеров. Обеспечение образовательных навыков по пожарной безопасности является эффективным методом снижения вероятности возникновения пожара. Противопожарная служба имеет информационную программу «Безопасность жизнедеятельности», сочетающую в себе природу риска с учетом возрастных и личностных особенностей. Маленьким детям даются очень простые примеры о том, что играть со спичками или зажигалками опасно. Детей постарше учат, как вызвать службу спасения и определить местоположение пожара. Молодым людям, поступающим в Университеты, и впервые приехавшим жить вдали от дома объясняется, как надо себя вести, когда сработает сигнал тревоги и как избежать попадания в эпицентр огня в студенческом городке, т.к. им нравится новое чувство свободы и ответственности студенческой жизни. Людей, проводящих свой день в офисах, обучают технике пожарной безопасности на рабочих местах, а пожилым людям постоянно напоминают о необходимости быть внимательными во избежание пожара в их домах [3].

Единственным государственным учебным заведением, осуществляющим подготовку и повышение квалификации специалистов пожарных и спасательных служб США и штатов, является Национальная Академия Противопожарной Службы. Академия была создана в 1974 году. Главной задачей Академии считается повышение эффективности работы пожарных и чрезвычайных служб. Академия расположена в городе Эммитсбург, штат Мериленд. Но занятия проходят не только здесь. Академия сотрудничает с местными организациями, осуществляющими подготовку пожарных, колледжами и университетами. Таким образом, обучение по программам Академии распространено по всей Америке. С 1975 года по настоящий момент в Академии прошли подготовку более 1,400,000 студентов.

Академия располагает современной учебной базой: современными классами, общежитием, специальными лабораториями, в частности, лабораторией по расследованию поджогов, лабораторией предотвращения пожаров, лабораториями, в которых моделируются реальные ситуации, с которыми пожарные сталкиваются в повседневной работе [4].

Наиболее интенсивной является очная форма обучения, которая предусматривает проживание студентов на территории Академии. Этот вид обучения рассчитан на сотрудников пожарной охраны среднего и высшего звена, пожарных инструкторов, инженеров и представителей любых других профессий, деятельность которых связана с предупреждением пожаров, скорой медицинской помощью, спасательной службой, пожарной техникой. Академия предлагает следующие программы очного обучения:

1. Программа для руководителей пожарных подразделений различных уровней. Разработана с целью повышения профессиональных навыков. Эта программа рассчитана на 4 года, состоит из 4 уровней: «Развитие навыков руководства», «Снижение рисков на подведомственной территории», «Руководство действиями пожарных служб при пожарах и чрезвычайных ситуациях», «Общие вопросы управления» обучение на каждом из уровней длится 2 недели.

В Академии ежегодно проводится симпозиум выпускников этой программы. Это своеобразный форум, на котором руководители подразделений пожарной охраны обсуждают свои достижения, делятся опытом и обсуждают проблемы своей работы.

2. Программы для сотрудников службы скорой медицинской помощи: «Охрана здоровья населения подведомственной территории», «Управление в службе скорой помощи», «Деятельность скорой помощи при чрезвычайных ситуациях», «Работа скорой помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с опасными материалами». Курс по каждой программе рассчитан на 2 недели.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

3. Программа для руководителей служб безопасности крупных объектов (железных дорог, универмагов, гостиниц и т.д.), а также руководителей, имеющих в подчинении несколько различных спасательных подразделений (например, пожарных и врачей скорой помощи). Программа рассчитана на 2 недели.

4. Программа для сотрудников пожарных и спасательных служб, в обязанности которых входит планирование и управление бюджетом организации. Программа рассчитана на 2 недели.

5. Программа для сотрудников служб, работающих с опасными материалами. В курс обучения включены занятия по химии, стратегии снижения риска работы с опасными материалами, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными материалами. Программа рассчитана на 2 недели.

6. Программы «Расследование пожаров/поджогов», «Предотвращение поджогов», «Техника опроса/допроса и судебные доказательства» разработаны для сотрудников пожарной охраны и экспертов, занимающихся расследованием причин пожаров и поджогов. Курс по каждой программе рассчитан на 2 недели.

7. Программы «Предотвращение пожаров», «Стратегический анализ снижения рисков на подведомственной территории», «Принципы пожарного инспектирования», «Обучение населения мерам противопожарной безопасности» рассчитаны на 2 недели и предназначены для руководителей и сотрудников подразделений пожарной охраны, а также сотрудников территориальных общественных организаций. Курс по каждой программе рассчитан на 2 недели.

С 1980 года на базе Академии подготовку проходят пожарные-добровольцы. Им предлагаются двухнедельные курсы по программам «Причины возникновения пожаров», «Административная работа в пожарной охране», «Деятельность пожарного инструктора», «Обучение населения мерам противопожарной безопасности».

Обучение для всех категорий студентов является бесплатным. Все учебные пособия и учебные материалы также предоставляются бесплатно. Кроме того, студентам, представляющим пожарные и спасательные службы США или штатов, предоставляется стипендия для возмещения расходов на переезд и проживание на территории Академии, но не чаще, чем 1 раз в течение финансового года.

Адаптация государственной противопожарной службы в системе МЧС России началась с 2002 года. До этого времени она находилась в составе МВД России.

Необходимо отметить, что подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания. Тем более это актуализируется в связи с переходом ГПС в структуру МЧС и появлением новых, ранее не ставившихся, задач [1].

Подготовка специалистов пожарно-технического профиля проводится по программе подготовке «Специалист». Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий готовит специалистов по данной специальности самостоятельно, в ведомственных высших учебных заведениях. На данный момент Министерство насчитывает 6 учебных заведений.

Основным направлением деятельности университета является подготовка специалистов в рамках направления - «техносферная безопасность», вместе с тем организована подготовка и по другим направлениям, востребованным в системе МЧС России. Это специалисты в области высшей математики, системного анализа, законодательного обеспечения и правового регулирования деятельности МЧС России, психологии риска и чрезвычайных ситуаций, бюджетного учета и аудита в организациях МЧС, пожарно-технической экспертизы и дознания по делам о пожарах. В рамках специальности «Юриспруденция» университет осуществляет подготовку специалистов со специализацией «Проведение проверок и дознания по делам о пожарах» и "Правовое обеспечение национальной безопасности".

Начиная с 2010-2011 учебного года Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России в рамках обучения по специальности «пожарная безопасность» приступил к подготовке специалистов со специализацией «Руководство проведением спасательных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

операций особого риска», а с 2011-2012 учебного года введена специализация "Чрезвычайное гуманитарное реагирование". Обучение таких специалистов - это инновационный проект в системе образовательных учреждений МЧС России. В процесс образования по данным специальностям в число профилирующих предметов была включена дисциплина «Физическая культура». С 2010 года ведутся исследования по формированию профессионально-важных качеств средствами физического воспитания [1].

Главным условием качественной подготовки выпускников университета является научный потенциал ВУЗа. Широта научных интересов, высокий профессионализм, большой опыт научно-педагогической деятельности, владение современными методами научных исследований, постоянный поиск оптимальных путей решения современных проблем позволяют коллективу университета приумножать научный и научно-педагогический потенциал ВУЗа, обеспечивать непрерывность и преемственность образовательного процесса.

Исследовав процессы подготовки и обучения в странах США, России и Великобритании, необходимо отметить основы обеспечения пожарной безопасности тесно связанные с действующим законодательством (правовым, экономическим, социальным). Основными задачами государственной противопожарной службы является: профилактика пожаров, спасение людей и имущества, тушение пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ.

Для решения поставленных задач подготовка и обучение специалистов проходит с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях, а также прогнозирование перспективного развития специалистов и технологий.

Список использованной литературы:

1. Уколов А.В.; Жернаков Д.В.; Слепов А.Н.; Шишкин С.Н.; Методика физической подготовки в ВУЗах ГПС МЧС России / Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. - 124 с.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

3. http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88463

4. http://www .igps. ru/mainpage/maininfo.html

© Уколов А.В., Лагунов А.Н., Жернаков Д.В., 2016.

УДК 37.022

Т.В.Уткина, к.п.н.

доцент кафедры естественно-математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация Е.А.Ламехова, к.п.н доцент естественно-технологического факультета

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск, Российская Федерация Ю.Г.Ламехов, д.б.н. профессор естественно-технологического факультета

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Биологическое разнообразие является объективной характеристикой состояния экосистем. Изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.