Научная статья на тему 'Формирование профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки'

Формирование профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жернаков Д.В., Лагунов А.Н., Уколов А.В.

Идея исследования заключается в том, чтобы сформировать профессионально-важные качества курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в процессе обучения, который в свою очередь является сложным по структуре, содержанию и включает многофакторные компетенции формирования готовности курсантов. Фундаментом данной готовности является профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов, которая направлена на развитие психофизических качеств, освоение специфических компетенций, необходимых для выполнения определенных видов пожарно-спасательной деятельности. Актуальность проблемы и необходимость ее решения на профессионально-педагогическом уровне позволили сформулировать тему исследования: «Формирование профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жернаков Д.В., Лагунов А.Н., Уколов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

цель деятельности Координационного Центра заключается в информационно-аналитическом и экспертно-консалтинговом обеспечении взаимодействия региональной системы профессионального образования и рынка труда. Миссия РКЦДПО - профессиональная и профориентационная деятельность на рынке современных образовательных услуг, активное содействие подготовке специалистов регионального, федерального и международного уровня. Концепция создания РКЦДПО носит инновационный характер, что обусловлено поставленной перед ним целью - разработка психолого-педагогических условий формирования и развития региональной системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов во всех сферах.

Список использованной литературы:

1. Бекоева М.И. Интеграция систем общего и дополнительного образования как основа организации непрерывного профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 135-140.

2. Бегиева А.Ш., Дзагоев С.Ф. Исследование предпочтений молодых специалистов при выборе места работы//Вестник Университета (Государственный университет управления) 2015 №13.С.322-327

3. Герасименко Н.А., Герасименко В.Г. Организация непрерывного профессионального образования на основе интеграции систем общего и дополнительного образования. // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Наука и современность-2011». Новосибирск, 2011. - С. 191-195.

4.. Герасименко Н.А., Герасименко В.Г. Региональный опыт интеграции систем общего и дополнительного образования // Вестник СОГУ. Владикавказ, 2009, №1. С. 45-49.

5. Герасименко Н.А. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования в рамках евразийского экономического сообщества// Международная научно-практическая конференция «Личность в условиях современных социальных изменений». Магнитогорск, 2010. - С. 93-98.

6. Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания www.regnum.ru

7. Римарева И.И. Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема //Высшее образование в России. 2008. №5. С.18-23.

© Герасименко Н.А., 2016

УДК 37.037.1

Д.В. Жернаков

к.п.н., начальник кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, РФ

А.Н. Лагунов

к.п.н., начальник кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, РФ

А.В. Уколов

к.п.н., заместитель начальника кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Идея исследования заключается в том, чтобы сформировать профессионально-важные качества курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в процессе обучения, который в свою очередь является сложным по структуре, содержанию и включает многофакторные компетенции формирования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

готовности курсантов. Фундаментом данной готовности является профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов, которая направлена на развитие психофизических качеств, освоение специфических компетенций, необходимых для выполнения определенных видов пожарно-спасательной деятельности.

Актуальность проблемы и необходимость ее решения на профессионально-педагогическом уровне позволили сформулировать тему исследования: «Формирование профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки».

Ключевые слова

Научно-педагогические основы, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессионально-важные качества, курсанты пожарно-спасательной академии.

Большинство современных исследований в системе МЧС тесно связанны с последними изменениями в российском законодательстве. Приоритетные направления российской единой государственной системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности населения и материальных ценностей направлены на создание необходимых условий и решение следующих задачи: развитие противопожарной, аварийной, горно-спасательной и др. служб реагирования, развитие антикризисной системы, минимизирование расходов за счет рационального использования бюджетных средств, создание и развитие органов управления и сил муниципального звена.

Для решения поставленных задач необходимо готовить специалистов с учётом современных требований к их квалификации, обеспечивающих максимальную защиту населения и снижение ущерба экономике.

Давно известный факт, что физическая подготовленность является одним из ключевых факторов повышения умственной и физической работоспособности, обеспечивает физическую готовность к овладению избранной профессией. Следовательно, поиск путей, повышающих эффективность физической подготовки в процессе приобретения теоретических знаний, формировании профессиональных навыков и умений, является актуальным.

В постановлениях Правительства РФ, его программных документах по образовательной политике (Концепция долгосрочного развития РФ на период до 2020 года; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.) отмечается, что профессиональная подготовка курсантов в вузах МЧС предполагает освоение прикладных образовательных программ, в которых представлены виды и содержание экстремально-прикладных компетенции, и организационно-методическое обеспечение их формирования, как необходимого условия профессионально-прикладной физической подготовки базового фундамента интегрированной готовности к будущей трудовой деятельности [6].

В этой связи необходимо на научно-методическом уровне исследовать образовательный процесс Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, выявить его потенциал применительно к решению актуальной образовательной задаче - формирование профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки. Как учебная дисциплина профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательном процессе пожарно-спасательной академии обеспечивает познавательно-профессиональную и профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов данного учебного заведения МЧС и способствует освоению прикладных компетенций, необходимых для выполнения специальной деятельности в профессиональной сфере и, как результат, - формированию конкурентоспособного, инициативного курсанта, готового к активной трудовой деятельности, направленной на спасение людей, проявление мужества и отваги в экстремальных ситуациях [4,5,6].

Таким образом, современные объективные социально-экономические и образовательные реалии, связанные с переосмыслением задач и функций вузов МЧС, потенциала образовательного процесса в них, в том числе нацеливают на исследование профессионально-прикладной физической подготовки, ориентированной на формирование готовности курсантов пожарно-спасательной академии к будущей непростой трудовой деятельности [6].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность основных компонентов системы физической подготовки в формировании профессионально-важных качеств у обучающихся в Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Для решения задач опытно-экспериментальной работы были отобраны и сгруппированы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; анкетирование, экспертный опрос; тестирование психического и функционального состояния, физической подготовленности; сравнительно-исторический анализ; рейтинг; педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных.

Организация и этапы исследования. В проведении опытно-экспериментальной работы участвовали курсанты Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России г. Железногорска Красноярского края в количестве 300 человек.

Исследование проводилось с 2013 по 2016 год в три этапа: 1 этап (2013-2014 гг.) - предварительный эксперимент; 2 этап (2014-2015 гг.) - базовый этап; 3 этап (2015-2016 гг.) - завершающий этап.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования были разработаны и сгруппированы научно-методические основы связей двигательных способностей влияющих на формирования профессионально-важных качеств в процессе обучения, а именно в процессе физической подготовки курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии (рисунок 1).

Рисунок 1 - Двигательное обеспечение профессиональной деятельности курсанта.

Тип связи:

_ прямой, непосредственный

............. опосредованный

______смешанный

На основании сформированных научно-педагогических основ была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-важных качеств в процессе обучения, а именно в процессе физической подготовки курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России г. Железногорска.

В процессе исследования была разработана структура и содержание педагогической модели формирования профессионально-важных качеств в процессе физической подготовки курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Сформированы и структурированы научно-педагогические основы формирования профессионально-важных качеств курсантов пожарно-спасательной академии. Разработан оценочно-диагностический инструментарий оценки сформированности

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

профессионально-важных качеств курсантов. Разработано программно-методическое обеспечение формирования профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов пожарно-спасательной академии.

Вывод. Таким образом, разработанные и реализованные научно-педагогические основы формирования профессионально-важных качеств курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии позволили повысить общий уровень профессионально-прикладной готовности курсантов экспериментальной группы на 28% (p<0,05), базовых физических качеств (силовые, скоростные и общая выносливость) в среднем на 22,7% (p<0,05), специализированных качеств (координация, равновесие и быстрота) в среднем на 9,5% (p<0,05).

Полученные результаты позволяют рекомендовать для широкого использования научно-методические основы формирования профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов пожарно-спасательной академии для вузов МЧС страны. Список использованной литературы:

1. Жернаков, Д.В. Формирование профессионально-важных качеств специалистов пожарно-спасательного профиля средствами физической подготовки: дис.кан.пед.наук / Д.В. Жернаков - Санкт-Петербург, 2011 -126 с.

2. Макаров А.В., Уколов А.В., Пономарев В.В. Научно-педагогические основы формирования профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов пожарно-спасательной академии подготовки / А.В. Макаров, А.В. Уколов, В.В. Пономарев. - Москва.: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016. № 4-2016. - С. 77-79.

3. Мельничук, А.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов в вузе: теоретические и практические основы. Монография [Текст] / А.А. Мельничук, В.В. Пономарев. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 172 с.

4. Хакунов, Н.Х. От профессионально-прикладной физической подготовленности - к формированию профессионально-прикладной физической культуры [Текст] / Н.Х. Хакунов, В.П. Шрам // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №3.

© Жернаков Д.В., Лагунов А.Н., Уколов А.В., 2016

УДК 378.14.014.13

С.А. Максаков

Старший преподаватель кафедры информатизации и управления СОКИПТБ (филиал) ФГОБУ ВО «МГУТУ им. КГ. Разумовского (ПКУ)»

в г. Вязьме Смоленской области г. Вязьма, Российская Федерация

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Аннотация

Современные стандарты высшего профессионального образования диктуют необходимость поиска новых форм обучения. Все большую актуальность в наши дни приобретают дистанционные формы получения знаний. Не смотря на то, что медицинское образование не может быть заочным, представляется, что отработка отдельных навыков и умений возможна в дистанционной форме, что необходимо реализовывать в будущем

Ключевые слова

Дистанционное обучение, высшее образование, информационные технологии, интернет, стоматология, телемедицина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.