совместному принятию решений, умения взаимодействовать с разными людьми, проявляя требовательность, твердость и одновременно терпимость к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, способность к эмпатии и принятию, гибкость в межличностном взаимодействии.
Необходимо также ориентировать курсантов на те терминальные и инструментальные ценности, которые носят личностно-ориентированный, духовно-нравственный характер - саморазвитие и самосовершенствование, продуктивная жизнь, жизненная мудрость, что необходимо для разностороннего и гармоничного развития личности будущего специалиста любого профиля.
Таким образом, ценностные ориентации, интегрирующие профессиональное мировоззрение и профессиональную ментальность будущего сотрудника ГПС, обусловлены спецификой учебно-профессиональной деятельности и формируются в образовательной среде вуза.
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко]. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 294-295.
2. Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов / Д.В. Оборина // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1994. - № 2. - С. 41-49.
3. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / [сост. Л.В. Куликов]. - СПб.: Питер, 2000. - С. 142.
ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ГСЧС УКРАИНЫ
И.М. Хмыров, старший преподаватель, к.п.н.
Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Органы правопорядка в государстве являются частью системы государственных организаций и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (далее - ГСЧС Украины) входит в состав Министерства внутренних дел Украины. На сегодняшний день перед ГСЧС Украины поставлены следующие задачи: реализация государственной политики в сферах государственной защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращение их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, рассмотрение вопросов пожарной и техногенной безопасности. В связи с этим, возникает необходимость
рассмотреть вопросы, связанные со служебной дисциплиной в подразделениях ГСЧС Украины.
Служебная дисциплина требует четкого повиновения приказам начальника, всемерного содействия им в обеспечении установленного порядка и прекращения замеченных нарушений со стороны сослуживцев, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в коллективе. Жизнь и деятельность личного состава четко регламентируется уставами, приказами и распоряжениями начальников. Приказ начальника должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. В свою очередь, начальник несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных. Служебная дисциплина обязывает начальников воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований законов, присяги, уставов, приказов и распоряжений, развивать и поддерживать у них осознание служебного долга.
Практическая деятельность показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины в подразделениях ГСЧС Украины невозможно без учета психологических особенностей их работников. Дисциплинированное поведение зависит от особенностей характера, темперамента, способностей работника.
На уровень дисциплинированности влияют также различные социально-психологические явления в коллективе как: общественное мнение, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства.
Дисциплинированность работника ГСЧС Украины зависит от его мотивов и степени их осознанности. Различают три уровня осознанности мотивов:
- высший - работник четко осознает цели и мотивы своего поведения;
- средний - работнику ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств,
- низкий - когда мотивы поведения человеком, практически, не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление или переутомление, склонность к негативным привычкам (например, употреблению алкоголя) и др.
На дисциплинированность работника могут влиять следующие мотивы:
- деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;
- коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением;
- мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;
- мотивы избегания возможного наказания за нарушения дисциплины.
У работников ГСЧС Украины необходимо сформировать позитивную
мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам.
Недисциплинированное поведение может проявляться: в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, выражении недовольства, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей, в побуждениях к самочинным действиям, запрещенным установленным порядком прохождения службы.
Дисциплина в коллективе зависит от уровня дисциплинированности каждого его работника, но не сводится только к этому. Такие факторы, как психологическая совместимость и степень сплоченности членов коллектива, степень организационной и профессиональной подготовленности к совместной деятельности.
Для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) взаимоотношений.
В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе. Если же, например, ориентация неформальных, дружеских групп несет негативный характер (пьянство, уклонение от исполнения сложных профессионально-служебных задач) все это приведет к резкому снижению уровня дисциплинированности всего коллектива.
Таким образом, как показывают исследования, уровень дисциплины профессионального коллектива связан с преобладающими в нем настроениями и общественным мнением. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований и проводится оценка поступков, мнение выполняет нормативную и мотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.
Список использованной литературы
1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила, 1982. - № 10.
2. Джемс У. Психология - М.: 1922.
3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 1997.