Научная статья на тему 'Психология формирования высокого уровня служебной дисциплины в ГСЧС Украины'

Психология формирования высокого уровня служебной дисциплины в ГСЧС Украины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология формирования высокого уровня служебной дисциплины в ГСЧС Украины»

совместному принятию решений, умения взаимодействовать с разными людьми, проявляя требовательность, твердость и одновременно терпимость к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, способность к эмпатии и принятию, гибкость в межличностном взаимодействии.

Необходимо также ориентировать курсантов на те терминальные и инструментальные ценности, которые носят личностно-ориентированный, духовно-нравственный характер - саморазвитие и самосовершенствование, продуктивная жизнь, жизненная мудрость, что необходимо для разностороннего и гармоничного развития личности будущего специалиста любого профиля.

Таким образом, ценностные ориентации, интегрирующие профессиональное мировоззрение и профессиональную ментальность будущего сотрудника ГПС, обусловлены спецификой учебно-профессиональной деятельности и формируются в образовательной среде вуза.

Список использованной литературы

1. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко]. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 294-295.

2. Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов / Д.В. Оборина // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1994. - № 2. - С. 41-49.

3. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / [сост. Л.В. Куликов]. - СПб.: Питер, 2000. - С. 142.

ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ГСЧС УКРАИНЫ

И.М. Хмыров, старший преподаватель, к.п.н.

Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Органы правопорядка в государстве являются частью системы государственных организаций и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (далее - ГСЧС Украины) входит в состав Министерства внутренних дел Украины. На сегодняшний день перед ГСЧС Украины поставлены следующие задачи: реализация государственной политики в сферах государственной защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращение их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, рассмотрение вопросов пожарной и техногенной безопасности. В связи с этим, возникает необходимость

рассмотреть вопросы, связанные со служебной дисциплиной в подразделениях ГСЧС Украины.

Служебная дисциплина требует четкого повиновения приказам начальника, всемерного содействия им в обеспечении установленного порядка и прекращения замеченных нарушений со стороны сослуживцев, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в коллективе. Жизнь и деятельность личного состава четко регламентируется уставами, приказами и распоряжениями начальников. Приказ начальника должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. В свою очередь, начальник несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных. Служебная дисциплина обязывает начальников воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований законов, присяги, уставов, приказов и распоряжений, развивать и поддерживать у них осознание служебного долга.

Практическая деятельность показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины в подразделениях ГСЧС Украины невозможно без учета психологических особенностей их работников. Дисциплинированное поведение зависит от особенностей характера, темперамента, способностей работника.

На уровень дисциплинированности влияют также различные социально-психологические явления в коллективе как: общественное мнение, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства.

Дисциплинированность работника ГСЧС Украины зависит от его мотивов и степени их осознанности. Различают три уровня осознанности мотивов:

- высший - работник четко осознает цели и мотивы своего поведения;

- средний - работнику ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств,

- низкий - когда мотивы поведения человеком, практически, не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление или переутомление, склонность к негативным привычкам (например, употреблению алкоголя) и др.

На дисциплинированность работника могут влиять следующие мотивы:

- деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;

- коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением;

- мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;

- мотивы избегания возможного наказания за нарушения дисциплины.

У работников ГСЧС Украины необходимо сформировать позитивную

мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам.

Недисциплинированное поведение может проявляться: в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, выражении недовольства, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей, в побуждениях к самочинным действиям, запрещенным установленным порядком прохождения службы.

Дисциплина в коллективе зависит от уровня дисциплинированности каждого его работника, но не сводится только к этому. Такие факторы, как психологическая совместимость и степень сплоченности членов коллектива, степень организационной и профессиональной подготовленности к совместной деятельности.

Для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) взаимоотношений.

В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе. Если же, например, ориентация неформальных, дружеских групп несет негативный характер (пьянство, уклонение от исполнения сложных профессионально-служебных задач) все это приведет к резкому снижению уровня дисциплинированности всего коллектива.

Таким образом, как показывают исследования, уровень дисциплины профессионального коллектива связан с преобладающими в нем настроениями и общественным мнением. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований и проводится оценка поступков, мнение выполняет нормативную и мотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.

Список использованной литературы

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила, 1982. - № 10.

2. Джемс У. Психология - М.: 1922.

3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.