О.А. Иващенко
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ...
компетенції фахівців митної служби в системі неперервної професійної освіти: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / О. Павленко. - К., 2005.
3. Коновалова Е.Ю. Влияние социально-экономических изменений в обществе на культуру речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 157-159.
4. Прудникова Н. Н. Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец.
13.00.01 / Н. Прудникова. - Саратов, 2007.
5. Федоренко Ю. П. Формування у старшокласників комунікативної компетенції в процесі вивчення іноземної мови: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня кандидата пед. наук : 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Ю. Федоренко. - Луцьк, 2005.
6. Дудиева З. К. Педагогические технологии повышения иноязычной коммуникации студентов на основе интеграции учебных дисциплин / Дудиева З. К. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3.
7. Абдуразякова Е.П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственно-
го университета. 2010. № 3. С. 350-352.
8. Коновалова Е.Ю. Особенности проявления языковой компетентности руководителей образовательных учреждений в аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 114-117.
9. Юхненко Л.В. Роль аутентичных текстов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в обучении второму иностранному языку в неязыковом вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 294-296.
10. Хохленкова Л.А. Роль личности преподавателя в формировании коммуникативной иноязычной компетенции будущих специалистов сферы сервиса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2011. № 1. С. 348-351.
11. Денисова О.П. Формирование коммуникативных и организаторских способностей руководителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 17-20.
12. Шатурная Е. А. Методика обучения устному иноязычному профессиональному дискурсу средствами учебно-речевых ситуаций и ролевых игр: автореф. дис. на соискание науч. степени кандидата пед. наук: спец.
13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / Е. Шатурная. - Томск, 2009.
FORMING FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS OF STATE EMERGENCY SERVICE OF UKRAINE
© 2013
O.A. Ivashchenko, candidate of pedagogical sciences, seniour lecturer of the department of psychology,
philosophy and social sciences
Academy of Fire Safety named after Chеmobyl Heroes,Cherkassy (Ukraine)
Annotation: Foreign linguistic component of professional training of future specialists of State Emergency Service of Ukraine is considered in the article. Directions of international cooperation of the State Service are analyzed. Content of foreign education in higher educational establishments of State Emergency Service is revealed.
Keywords: foreign communicative competence, content of education, State Emergency Service of Ukraine.
УДК 159.9: 159.94
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
© 2013
А.Н. Капля, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе
и международному сотрудничеству А.Г. Снисаренко, кандидат психологических наук, доцент, начальник адъюнктуры
Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье раскрыты особенности профессиональной деятельности специалистов пожарно-спасательных подразделений. Определены профессиональные требования к их психике.
Ключевые слова: психологический анализ, специалист пожарно-спасательного подразделения, профессиональная деятельность, профессионально важные качества.
Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС Украины) и ее составляющая - пожарно-спасательные подразделения (ПСП) - переживают процесс реформирования, признаками которого являются изменения в системе управления, обновление нормативно-правовой базы деятельности, открытость, структурная перестройка, новые подходы к оценке эффективности работы.
Основой новой управленческой политики, согласно с «Общегосударственной целевой программой развития гражданской защиты на 2009-2013 годы» является качественная работа с персоналом. В этом направлении происходят положительные изменения: оптимизируется штатная численность, трансформируются подходы к подбору кадров, меняются акценты в обучении и переподготовке персонала, углубляется процесс демократизации управления, децентрализации ответственности, переход к более мобильным системам руководства. Однако наблюдаются и негативные процессы: снижение работоспособности личного состава, межличностные
конфликты, нарушения дисциплины, возникновения нервно-психических расстройств, психических дезадаптаций, что приводит к травматизму персонала, совершению суицидов, текучести кадров и т.д.
Этот перечень можно еще продолжать, но следствием всех вышеуказанных обстоятельств является проблема обеспечения надлежащей профессиональной и психологической готовности персонала, реализующаяся через систему профессионального отбора и психологического сопровождения этого сложного и важного вида деятельности. В частности, приобретает вес исследование психологических особенностей профессиональной деятельности основного управленческого вида деятельности в пределах ГСЧС Украины - специалистов пожарно-спасательных подразделений (ПСП).
Анализ научной литературы показал, что проблема психологического изучения профессиональной деятельности личности является одной из важных проблем психологической теории и практики, а ее изучением занимался широкий круг ученых [2; 4]. Интересными для
нашего исследования являются разработки ученых [1; 7], в которых рассматриваются актуальные проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности представителей экстремальных профессий. Но, к сожалению, в отечественной психологии встречаются лишь единичные исследования [5; 6], посвященные указанной проблеме.
Цель статьи - осуществить психологический анализ профессиональной деятельности специалистов ПСП.
В ходе данного исследования использовались следующие методы: теоретического характера (анализ научной литературы, руководящих и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов ПСП, обобщение полученной информации); эмпирического характера: методы беседы, наблюдения, анкетирования и экспертной оценки по изучению особенностей профессиональной деятельности специалистов ПСП и требований, предъявляемых профессией к их психике.
В исследовании приняли участие 47 экспертов - начальников пожарно-спасательных частей и их заместителей, имеющие длительный стаж службы и являющиеся общепризнанными профессионалами (стаж службы в ПСП - более 10 лет). Эти специалисты приняли участие в опросе по авторским профессиографическим анкетам, направленными на получение объективной оценки относительно особенностей профессиональной деятельности специалистов ПСП и выделение их профессионально важных качеств (ПВК).
Проведенный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов ПСП (организационное построение, функциональное назначение подразделений, должностные инструкции персонала и т.п.), изучение специальной литературы и непосредственное участие исследователей в исполнении профессиональных задач (трудовой метод) позволил выделить основные характерные черты профессии, отраженные в комплексе профессиональных задач, функций и условий деятельности.
Так, на сегодня основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность таких управленцев, есть приказы МЧС Украины «Об утверждении Справочника квалификационных характеристик профессий работников МЧС Украины», «Об утверждении Временного порядка организации внутренней, гарнизонной и караульной служб МЧС Украины», «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки и последипломного образования лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты» и «О введении в действие Временного Устава действий в чрезвычайных ситуациях».
Согласно с указанными документами специалист ПСП - это специалист, имеющий соответствующее специальное образование, осуществляющий руководство дежурным караулом, непосредственно участвуя в учебно-тренировочных и оперативных действиях по тушению пожаров, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Работа такого специалиста характерна для оперативной деятельности, поскольку он возглавляет основную тактическую единицу в ПСП ГСЧС Украины - дежурный караул. Его деятельность - специфическая по своей структуре, целям, мотивам, средствам и приемам, внешним и внутренним условиям протекания. С помощью этой деятельности осуществляется противопожарная защита объектов, гражданская защита населения и территорий от ЧС, оказание оперативной помощи людям. В целом ее содержание определяется тремя составляющими: предотвратить, спасти, помочь.
Основными критериями комплектования указанной должности являются квалификационные требования, определенные в «Справочнике квалификационных характеристик профессий работников МЧС Украины»: ба-
зовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки по образовательно-квалификационному уровню «бакалавр»; стаж работы в сфере гражданской защиты - не менее 2-х лет. Личностные требования к работникам: пригодность по состоянию здоровья и результатам испытательного срока к работе с использованием индивидуальных средств защиты.
Проведенное исследование позволило нам выявить особенности увольнений специалистов ПСП (по причинам) со службы в течение 2007-2012 гг., а именно: 36 % работников были уволены по собственному желанию; 32 % - по возрасту, 24 % - из-за болезни, 7 % - по другим причинам (прежде всего по негативным мотивам), 1 % - по сокращению штатов.
Эти показатели свидетельствуют, что максимальный процент от числа уволенных составляют специалисты ПСП, уволенные по собственному желанию. То есть, с одной стороны, мотивы, побуждающие работников к такому решению, как правило, являются проявлением разочарования в выбранной профессии: недовольство профессиональной деятельностью, нервно-психическое напряжение и т.д. С другой стороны, увольнение по собственному желанию могло быть вызвано переходом специалиста ПСП на работу в другое подразделение или в другие службы: надзорно-профилактическая деятельность, МВД, Вооруженные Силы и т.д.
Наряду с этим, результаты опроса специалистов ПСП показали, что на вопрос «Хотели бы Вы перейти в другую службу?» специалисты ответили следующим образом: около 62 % ответили отрицательно («Нет, не хотел бы» - 43 % и «Скорее нет, чем да» - 19 %) 13 % - «И да, и нет », 16 % - «Наверное, перешел бы», 2,5 % - «Перешел бы при первой возможности»; 6,5% - «Вообще ушел бы со службы».
Все вышесказанное позволяет нам выявить различия между потенциальными и реальными мотивационными процессами, то есть свидетельствует о существовании, вероятно, многих факторов, замедляющих принятие решения о переходе в другую службу или увольнении из ГСЧС Украины.
На основе анализа нормативно-правовых документов ГСЧС Украины и ответов экспертов по авторской профессиографический анкете, нами обобщены и сформулированы этапы профессиональной деятельности, перечень основных задач специалистов ПСП и их психологическое содержание:
1. Дежурство (ожидание вызова):
1.1. Знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения (осмыслить, логически обработать, классифицировать полученную информацию).
1.2. Осуществлять руководство деятельностью подразделения (пользоваться знаниями руководящих и нормативных документов ГСЧС Украины).
1.3. Осуществлять профессионально-психологическую подготовку личного состава (формировать и поддерживать профессионально важные психологические качества).
1.4. Управлять обслуживанием пожарно-спасательной техники (владеть навыками работы с пожарно-спасательной техникой).
1.5. Постоянно быть готовым к выполнению оперативных действий, поддерживать готовность личного состава (ответственность, самоконтроль, эмоциональноволевая устойчивость).
2. Сбор, выезд по сигналу «Тревога» и следование к месту пожара, аварии, ЧС:
2.1. Управлять сбором личного состава по сигналу «Тревога» (реализация моторных программ в условиях дефицита времени и информации).
2.2. Выезд и следование к месту пожара, аварии, ЧС (сохранять низкий уровень тревожности).
2.3. Поддерживать непрерывную связь с оперативнодиспетчерской службой оперативно-координационного центра (принимать информацию в речевой и слуховой
формах, анализировать ее, четко формулировать и кратко излагать свои мысли во время доклада).
3. Оперативная работа по тушению пожаров, ликвидации аварий, ЧС.
3.1. Разведочные работы: получать данные о наличии пострадавших, характере и масштабах пожаров, аварий, ЧС (принимать информацию в речевой, зрительной и слуховой формах, анализировать ее; высокая устойчивость внимания при влиянии внешних раздражителей или стресс-факторов).
3.2. Спасательные и другие неотложные работы: управлять оперативным развертыванием сил и средств для поиска и спасения пострадавших, действиями персонала подразделения по тушению пожаров, ликвидации аварий, ЧС; осуществлять мероприятия по взаимодействию с другими подразделениями; обеспечивать предоставление первой медицинской помощи пострадавшим (уравновешенность и самообладание в условиях угрозы личной безопасности; прогнозировать изменения оперативной обстановки, принимать на себя ответственность в сложных ситуациях; проявлять решительность, смелость, выдержку, инициативность; сохранять активность и высокую работоспособность; сохранять самообладание, собранность).
3.3. Свертывание сил и средств (сохранять активность и высокую работоспособность).
4. Возвращения к месту постоянной дислокации.
4.1. Поддерживать непрерывную связь с оперативнодиспетчерской службой оперативно-координационного центра (четко формулировать и кратко излагать свои мысли во время доклада; проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять стиль общения).
5. Дежурство: служебная деятельность после возвращения в подразделение, ожидание вызова.
5.1. Обеспечивать техническое обслуживание пожарно-спасательной техники (сохранять активность и высокую работоспособность).
5.2. Проводить разбор действий личного состава (логически мыслить, четко и лаконично доводить информацию в понятной для подчиненных форме).
5.3. Обеспечивать восстановление функции органов и систем организма личного состава (восстанавливать психическое равновесие и индивидуально-психологические характеристики; закреплять психические реакции и психологические характеристики личности в рамках индивидуальной нормы).
Как показал проведенный анализ отчетных документов ГСЧС Украины [3], деятельность специалистов ПСП
- это действительно очень сложная специфика труда. Так, к аварийно-спасательным и восстановительным работам при ликвидации ЧС привлекалось более 6 тыс. человек личного состава и 1,3 тыс. единиц техники ГСЧС Украины. За этот период спасены жизни 4110 людей (из них 351 ребенка) и материальные ценности на сумму 963 млн. 737 тыс. гривен.
Все пожары, аварии и ЧС были ликвидированы благодаря решительным и профессиональным действиям специалистов ПСП. Необходимо отметить, что за мужество и отвагу, проявленные во время ликвидации последствий ЧС, только в 2012 г. было награждено 424 специалиста ПСП ГСЧС Украины.
Важно то, что профессиональная деятельность специалистов ПСП связана с постоянной угрозой для здоровья и жизни. Так, в 2012 г. произошло более 50 несчастных случаев с работниками при исполнении служебных обязанностей. Основными травмирующими факторами этих случаев были: обрушение строительных конструкций; действие экстремальных температур; падение с высоты; взрыв емкостей с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями; поражение электрическим током; действие ядовитых веществ, газов, продуктов сгорания.
Определены основные показатели напряженности труда специалистов ПСП: риск для здоровья и жизни,
экстремальные условия деятельности, большое количество обязанностей, значительные нервно-психические нагрузки, сверхурочная работа, степень ответственности в работе, недостаточная оценка трудностей работы. Это подтверждает тот факт, что условия их труда характеризуются уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний). То есть можно констатировать, что такая работа является очень напряженной и по условиям труда относится к четвертому классу - опасные (экстремальные).
Выявлены основные причины, определяющие фактор неудовлетворенности специалистов ПСП своей профессиональной деятельностью: недостаточное денежное вознаграждение; беспокойный, нервный, напряженный характер работы; большое количество служебных обязанностей; недостаточная оценка тяжести труда; отсутствие перспектив получения служебного жилья; низкий уровень технического обеспечения профессиональной деятельности. Менее значимыми факторами профессиональной неудовлетворенности являются: отсутствие перспективы продвижения по службе; низкая профессиональная эффективность подчиненных; социально-психологический климат в пожарно-спасательных подразделениях и внутрисемейные взаимоотношения.
Результаты опросов экспертов позволили установить, что особенностями профессиональной деятельности специалистов ПСП являются:
- высокая ответственность за принятые решения, поступки и действия;
- дефицит времени и отсутствие информации необходимой для организации соответствующих действий и принятия соответствующего решения;
- неопределенность задачи в связи с необычностью и сложностью пространственного ориентирования в незнакомой местности;
- непрерывность нервно-психического напряжения, что вызвано систематической работой в опасной среде (при высокой температуре, шуме, высокой плотности дыма, повышенной влажности, ограниченной видимости и т.п.);
- постоянная угроза для жизни и здоровья (возможны обрушения строительных конструкций, взрывы паров и газов и т.п.);
- эмоциональные и стрессовые расстройства (вынос травмированных людей, гибель сослуживца и др.);
- значительные физические нагрузки, возникающие вследствие высокого темпа работы по спасению людей и тушению пожаров, разборка конструкций, перенос пожарно-технического оборудования на значительные расстояния;
- трудности, обусловленные необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях);
- неожиданные препятствия, затрудняющие выполнение оперативной задачи;
- дискомфортное состояние из-за пребывания в защитной одежде и снаряжении.
Длительное воздействие указанных факторов зачастую приводит к тому, что такой работник допускает определенные ошибки в своей деятельности, что приводит к неэффективной деятельности подразделения в целом: некачественное проведение разведки; медленное наращивание сил и средств; ошибочный выбор решающего направления пожаротушения, аварийно-спасательных работ; неэффективное использование ближайших источников воды; низкая организация использования аварийно-спасательной техники. Не трудно заметить, что независимо от общей тенденции к снижению процента допущенных ошибок они еще имеют место в деятельности специалистов ПСП и связаны в основном с
просчетами в управленческой области.
Разработана психограма специалиста ПСП как многоуровневая структура ПВК: на первом, наиболее важном уровне находятся интеллектуальные ПВК (среднегрупповой показатель находится в диапазоне 4,73 - 4,34 балла (р < 0,05)), на втором - управленческие ПВК (4,71
- 4,31 балла (р < 0,05)), на третьем - эмоционально-волевые ПВК (4,69 - 4,21 балла (р < 0,05)), на четвертом уровне - мнемические ПВК (4,67 - 4,18 балла (р < 0,05)).
Полученные данные подкреплены результатами факторного анализа, итогами которого стало выделение двух основных факторов ПВК. Первый фактор составляют такие ПВК: экстремальная профессиональная компетентность, т.е. способность действовать в условиях, которые внезапно усложнились (0,653); способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители (0,624); способность контролировать себя в критических обстоятельствах (0,770); способность к смелым, решительным, инициативным действиям (0,426); высокая стрессоустойчивость (0,611). Этот фактор обозначен как волевой компонент в структуре личности. Второй фактор включает в себя следующие компоненты: развитый интеллект, прогрессивное мировоззрение, эрудиция (0,800); способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой (0,610); умение выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения задачи (0,733); умение распределять внимание при выполнении нескольких функций, задач в условиях дефицита времени (0,389); аналитический склад ума и прогностические способности (0,420); умение действовать творчески, нешаблонно (0,678); способность рассмотреть проблему в целом (0,389). ПВК, которые объединены в этом факторе, определены в про-фессиографической структуре как интеллектуально-когнитивный компонент.
Установлено, что вся профессиональная деятельность специалистов ПСП делится на три группы: воспитательная деятельность (воспитание и обучение подчиненных, укрепление дисциплины, сплоченности личного состава); управленческая деятельность (организация тушения пожаров, ликвидация последствий аварий, ЧС. Специалист ПСП ставит задачи подчиненным, руководит ими во время оперативной работы, поддерживает подчиненных в постоянной мобилизационной готовности, способствует их психологическому восстановлению); административно-хозяйственная деятельность (выполнение мероприятий по жизнеобеспечению службы).
Итак, в отличие от многих профессий, деятельность специалистов ПСП проходит в условиях прямой угрозы для жизни и здоровья. Спецификой деятельности таких
специалистов является то, что они, работая в экстремальных условиях, принимают управленческие решения и не имеют права на ошибку. Такие условия труда определяют повышенные требования не только к уровню состояния здоровья, физической подготовленности работников, но и к их индивидуально-психологическим особенностям.
Определены профессиональные требования к психике специалистов ПСП - это сформированность интеллектуальных, управленческих, эмоционально-волевых и мнемических ПВК.
В дальнейшем планируется изучить взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей специалистов ПСП с показателями успешности их профессиональной деятельности и разработать интегративную модель эффективного управленца оперативной деятельностью в пределах ГСЧС Украины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашанина Е. Н. Психология копинг поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, модель, технологии: автореф. дис. на соискание ученой степени докт. психол. наук: спец. 05.26.03 «Пожарная и промышленная безопасность (психология человека)» / Е. Н. Ашанина. - СПб.,
2011. - 38 с.
2. Василенко А. Ю. Психологические особенности контактности в контексте самоактуализации личности / А. Ю. Василенко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 53 - 55.
3. Інформаційно-аналітична довідка про надзвичайні ситуації, що виникли на території України протягом 2012 року [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://mns.gov.Ua/opinfo/6361.htmi#1
4. Крайнюк В. М. Психологія стресостійкості особистості: [монографія] / Крайнюк В. М. - К.: Ніка-Центр, 2007. - 432 с.
5. Фомич М. В. Розвиток професійно важливих якостей фахівців оперативно-рятувальної служби цивільного захисту: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук: спец. 19.00.09 «Психологія діяльності в особливих умовах» / М. В. Фомич. - К.,
2012. - 17 с.
6. Хворост М. Ю. Розвиток психологічної стійкості керівників рятувальних підрозділів в умовах професійної діяльності: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук: спец. 19.00.09 «Психологія діяльності в особливих умовах» / М. Ю. Хворост. - Х., 2012. 22 с.
7. Шириев А. А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил / А. А. Шириев // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 105 - 108.
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FIRE-RESCUE UNITS
© 2013
A.N. Kaplya, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Prorector for Research
and International Cooperation A.G. Snisarenko, candidate of psychological sciences, associate professor, Head of the postgraduate studies
Academy of Fire Safety named after Chernobyl Heroes, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: In the article the features of professional activity of the specialists of fire-rescue departments are disclosed. Professional requirements to their psyche are defined.
Keywords: psychological analysis, specialist of fire-rescue unit, professional activity, professional qualities.