Научная статья на тему 'Психология профессиональной дисциплины депутатов'

Психология профессиональной дисциплины депутатов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / профессиональная дисциплина / парламентская деятельности / Законность / депутат / Psychology / professional discipline / parliamentary activity / legality / Deputy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

В статье рассматриваются психологические аспекты профессиональной дисциплины парламентской деятельности депутатов. Дается определение парламентской дисциплины депутата. Раскрывается личностно-развивающий подход в укреплении законности в парламентской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on psychological aspects of professional discipline of parliamentary activity of deputies. The author gives the definition of deputies' parliamentary discipline and explains the individual-developing approach used for strengthening legality in parliamentary activity.

Текст научной работы на тему «Психология профессиональной дисциплины депутатов»

Евтихов О. В. Организационное лидерство в управленческой деятельности руководителя ОВД

2 Емельянов Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М., 1971. С. 34-37.

3 Урбанович А. А. Психология управления. Минск, 2005. С. 41-45.

4 Липатов С. А. Преданность организации как проблема организационной психологии // Ежегодник Российского психологического общества. 2002. Вып. 3, т. 9. С. 64.

5 Базарова К. Т Социально-психологические факторы развития лидерских качеств : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. С. 103-107.

УДК 159.922

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕПУТАТОВ

И. А. Кибак

В статье рассматриваются психологические аспекты профессиональной дисциплины парламентской деятельности депутатов. Дается определение парламентской дисциплины депутата. Раскрывается личностно-развивающий подход в укреплении законности в парламентской деятельности.

Ключевые слова: психология, профессиональная дисциплина, парламентская деятельности, законность, депутат

В работе любого государственного учреждения соблюдение трудовой дисциплины - вопрос первостепенной важности. Законодательный орган Республики Беларусь является одной из ветвей государственной власти, депутаты находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Под парламентской дисциплиной депутата понимается соблюдение установленного порядка деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей), предусматривающий добросовестное выполнение каждым депутатом возложенных на него депутатских полномочий и набора определенных этических правил и требований парламентского поведения.

Во всем мире существуют весьма жесткие требования к законодателям, обязывающие их участвовать в работе соответствующих органов полный рабочий день и с полной отдачей. В противном случае прогулы, по меньшей мере, не оплачиваются, но могут быть применены и репрессивные меры1.

Социально-психологический компонент парламентской деятельности и место в ней профессиональной дисциплины депутатов изучены недостаточно. Результаты собственных наблюдений и исследований парламентской (законотворческой) работы свидетельствуют о заметном несоответствии деятельности многих депутатов решаемым ими современным законотворческим задачам. Нами выявлен недостаточный уровень мотивации к профессиональному самосовершенствованию и самодис-циплинированию. Более 30% депутатов Палаты представителей второго созыва указали на сложность выполнения законотворческих функций, отмечая в числе причин низкий уровень развития личностно-профессиональных качеств и состояния депутатской дисциплины. Это преж-

де всего не позволяет обеспечивать повышение уровня эффективности парламентской деятельности и авторитета парламентариев в белорусском обществе.

Современная парламентская жизнь дает немало примеров того, как иррациональные психологические механизмы воздействуют на ход законотворческого процесса. Одним из наиболее ярких примеров является необъяснимое, на первый взгляд, поведение депутатов на пленарных заседаниях, заседаниях постоянных комиссий. Многие проекты законов и законодательные решения были продиктованы не столько рациональным расчетом, личными или групповыми интересами, сколько взаимным эмоциональным заражением и подражанием в ходе дискуссии.

Парламенты многих государств нередко демонстрируют своеобразие политического поведения народных избранников, доходящее порой до выяснения личных отношений и понимания политики путем взаимных оскорблений и других действий, диктуемых не столько холодным расчетом, сколько эмоциями. Не случайно еще Г. Лебон определил парламентские собрания как отдельный вид толпы, подчиняющийся тем законам массового поведения, которые свойственны большим социальным группам, в отличие от малых групп и индивидов2.

Парламентская дисциплина имеет общие черты с другими видами государственной дисциплины, но обнаруживает, как мы видим, и определенную специфику. Поскольку законодательный орган представляет собой отдельную ветвь власти, то для депутатского корпуса установлена дисциплина, применительная к специальной, которая требует четкого соблюдения законности, всемерного содействия в обеспечении установленного порядка и прекращения нарушений со стороны коллег-депута-тов, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в депутатском корпусе. Деятельность белорусских парламентариев четко регламентируется Законом Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», Регламентом Палаты представителей и другими нормативными документами.

И. С. Савченко в своих научных работах указывает, что «профессиональная дисциплина парламентской деятельности представляет собой меру соответствия поведения парламентариев нормативам политических регионально-электоральных групп, специфическим маркерам, определяющим нормативность, профессию, специальность, а также властное психологическое влияние институтов государства. Это подтверждает то, что профессиональная дисциплина присуща индивидам-парламен-тариям, составляя их специфические индивидуальные и групповые маркеры качества. Проявляющиеся в ситуациях нормативно-правового регулирования маркеры качества характеризуют: общественно полезную ориентированность индивида-парламентария, личности (группы); уровень внутренней организованности умственной, эмоционально-мотивационной и психомоторной активности депутатов и, соответственно, внутрипарламентс-

кой деятельности, межличностных и межгрупповых

~ 3

отношений»^.

Парламентская практика показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины в Палате представителей невозможно без учета индивидуально-психологических особенностей депутата. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, моральнопсихологических качеств, особенностей характера, способностей депутата.

На уровень дисциплинированности депутатов влияют также различные социально-психологические явления в депутатском корпусе: общественное мнение, внут-риколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность депутатов различными сторонами жизнедеятельности депутатского коллектива, стиль и методы руководства Палаты представителей. Дисциплинарные воздействия и дисциплинарная практика в целом должны также учитывать особенности парламентского общения, депутатской этики, уровня притязаний и самооценки каждого депутата.

Для определения степени развития у депутата такого качества, как дисциплинированность, используются следующие критерии: уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную на практической законотворческой работе; усердие в законодательной деятельности, проявляемое как степень напряжения потенциальных возможностей; результаты законотворческой деятельности (успехи и неудачи); общественная активность, включающая в себя оказание помощи председателю либо заместителю председателя Палаты представителей (постоянной комиссии) в укреплении дисциплины и законности путем положительного психологического воздействия на коллег-депутатов.

Особое внимание следует уделять упрочению убеждения депутатов в том, что обеспечение конституционных прав граждан и неприкосновенности личности - их главная задача, а законотворчество - способ ее решения. Принятие законопроектов и законодательных решений отвечает требованиям справедливости, гуманности, а убеждение в необходимости соблюдения законности возможно только на фоне психолого-профессионального, зрелого общественного мнения в депутатском корпусе.

Законность действий депутата - не проявление какого-то отдельного качества депутата, это показатель всего его внутреннего мира, его мировоззрения, правосознания, личной правовой позиции, психологической подготовленности, профессионального мастерства, законотворческой интуиции, психологической культуры. Ответственное отношение к соблюдению законности есть также интегральный показатель усилий руководства Палаты представителей по работе с депутатским корпусом, обеспечению решения парламентских задач и действий каждого депутата по самосовершенствованию и самоконтролю. Вместе с тем, как показывают собственный опыт и научные данные, необходимо и специальное психологическое обеспечение законности действий депутата, что дополняет, углубляет и повышает эффективность общих усилий.

Личностно-развивающий подход в укреплении законности призван занимать приоритетное место в законотворческой деятельности депутата. Необходимо использовать весь потенциал для формирования у депутатов следующих личностных компонентов:

- видение государственных, моральных, гражданских аспектов своей парламентской деятельности и каждого своего действия во время рассмотрения, обсуждения и принятия законопроекта;

- понимание важности укрепления законности исключительно правомерными психологическими приемами, методами и средствами воздействия;

- соблюдение законности как высшего проявления профессионализма, нравственной и психолого-правовой культуры депутата, а их нарушений - как аморального факта, подрывающего в корне парламентский престиж и имидж депутата;

- стремление к социальной справедливости, гуманизму, понимаемому как уважительное и бережное отношение к правам, свободам и законным интересам граждан;

- соблюдение следования праву, морали вопреки иным, конъюнктурным влияниям.

Среди факторов, воздействующих на развитие личности депутата, прежде всего заслуживают внимания система управления парламентариями, действия Совета и руководства Палаты представителей, председателей постоянных комиссий, руководителей депутатских групп и политических партий, их принципиальное отношение к вопросам личного примера в соблюдении законности.

Причинами нарушений законности является недостаточность психолого-профессиональной подготовки, нравственной и правовой культуры депутатов. Этим обусловлена некоторая часть незаконных действий со стороны депутатов. Например, после избрания в Палату представителей (второй созыв) часть депутатов продолжают неофициально заниматься предпринимательской и иной деятельностью, лоббируют отдельные законопроекты, составляют протекцию коммерческим структурам и т. п., нередки случаи проявления грубости, резкости в отношении коллег-депутатов, избирателей, в целом нарушения норм парламентской этики и морали. Поэтому психолого-профессиональная подготовка, связанная с укреплением законности, есть необходимое направление парламентской учебы.

Следует включать в систему парламентской учебы депутатов достаточное число занятий по вопросам психологии, морали, права и законности. У работников Секретариата и отделов по обеспечению деятельности комиссий Палаты представителей необходимо периодически принимать зачеты по вопросам законности, правовой базы, психолого-правовой культуры. Плохое знание депутатами, участниками законотворческого процесса даже одного-двух положений в сфере право- и законотворчества может стать причиной нарушений законности, расцениваться как признак недостаточной подготовленности к выполнению депутатских полномочий.

Заслуживает повышенного внимания вопрос формирования навыков в преодолении упрощенного пред-

ставления о том, что достаточно знать азы право- и законотворчества, чтобы его правильно реализовывать. По мнению парламентариев, он обязан:

- участвовать в разработке концепции законопроекта;

- осуществлять психологическое прогнозирование потребностей в правовом регулировании законотворческой деятельности, а в случае необходимости проводить законодательный эксперимент, криминологическую, лингвистическую, научную, финансовую, психологическую и иную экспертизу законопроекта либо отдельных правовых норм;

- выбирать правовую норму и удостоверяться в правильности текста законопроекта;

- организовывать мониторинг и проводить экспресс-опрос общественного мнения по отношению к правовым нововведениям;

- уметь толковать правовые нормы и сопоставлять их с конкретной проблемой либо ситуацией;

- соблюдать психолого-правовые принципы подготовки законопроекта;

- участвовать в парламентских и общественных слушаниях по предварительному обсуждению законопроекта;

- изучать проект закона и принимать правовые решения в соответствии с государственными интересами.

В определяющей мере дисциплинированность депутата зависит от его мотиваций и степени их осознанности. Различают три уровня осознанности мотивов: высший - когда депутат четко осознает цели и мотивы своего поведения; средний - при котором депутату ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств, побуждающих к поступку; низкий - когда мотивы поведения депутата практически не осознаются. Поступки, мотивы которых не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление или переутомление, склонность к вредным привычкам (например, чрезмерное курение и др.). Однако неосознаваемость мотива поступка не следует смешивать с непризнанием его истинного мотива, проявляющегося в виде своеобразной психологической защиты и заключающегося в попытке депутата отклонить менее привлекательный в профессионально-нравственном отношении мотив и приписать своим проступкам благородные побуждения.

К числу основных мотивов, влияющих на поведение депутата и уровень его дисциплинированности, относятся: парламентские, выражающие отношение к профессиональной деятельности; коллективистские, характеризующие степень связи побуждений депутата с коллегами, избирателями, ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения; уровень профессиональных достижений, показывающий степень влияния успехов в законотворческой деятельности на дальнейшее поведение депутата; уровень притязаний, отражающих особенности самооценки, и определения в связи с этим целей и трудностей выполняемых депутатских полномочий.

Необходимо сформировать позитивную мотивацию депутатов в законотворческой деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности.

Недисциплинированное поведение проявляется, во-первых, в склонности к пререканиям и обсуждению распоряжений Совета либо председателя Палаты представителей, отступлении от норм парламентской этики; во-вторых, в неисполнении своих депутатских полномочий. Уровень дисциплины в профессиональном депутатском корпусе, естественно, зависит от дисциплинированности каждого депутата, но не сводится только к этому. Такие факторы, как психологическая совместимость и степень сплоченности состава постоянных комиссий и в целом депутатского корпуса, уровень организационной и психолого-профессиональной подготовленности к совместной законотворческой деятельности, количества депутатских групп, качества официальных и неофициальных взаимоотношений, существенно влияют на уровень дисциплины в Палате представителей.

Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в депутатском корпусе имеет учет складывающихся формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) взаимоотношений. В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные депутаты-лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность депутатского корпуса. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам и т. д. может способствовать улучшению дисциплины и организованности в парламентской работе.

Собственные наблюдения показывают, что уровень дисциплины профессионального депутатского корпуса связан с общественным мнением и преобладающими в нем настроениями. Через коллективное мнение к личности каждого депутата предъявляется определенная система требований, осуществляется контроль за его поведением и оценка поступков. Таким образом, мнение выполняет нормативную и мотивационную функции в сфере поддержания депутатской дисциплины.

В деятельности руководства Палаты представителей по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности депутатского корпуса важную роль играет поощрительная практика. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно, в ней используется все многообразие средств воздействия на депутатский корпус и учитываются психологические особенности личности депутата. Эффективная дисциплинарная практика связана с умением руководства Палаты представителей предъявлять обоснованные требования к депутатам, справедливо применять поощрительную практику за заслуги в развитии законодательства. Например, награждать Почетными грамотами Национального собрания Республики Беларусь, государственными наградами, объявлять благодарность и др.

В опыте практического парламентского обучения, нацеленного на подготовку депутатов в духе строжайшего соблюдения законности, могут оправдать себя групповые и индивидуальные упражнения:

- решение учебных законотворческих задач, с созданием условий, при которых возможно нарушение закон-

ности депутатами из-за низкой психолого-профессио-нальной подготовленности;

- анализ реальных ситуаций, имевших место в законотворческом процессе, в которых возникали предпосылки к нарушениям законности; ситуации, когда депутат находился на грани нарушения, заслуживают не меньшего внимания, чем сами факты нарушений;

- психологическое моделирование правовых норм, учитывающее соблюдение выдержки, самообладания, умение контролировать и регулировать свое психическое состояние.

Приведенные психологические подходы к укреплению дисциплины в профессиональной парламентской деятельности выражаются в понимании и осознании субъектами права (депутатами) необходимости исполнять правовые предписания в точном соответствии с «буквой закона», в разнообразных психологических явлениях и процессах, связанных с парламентской (законотворческой) деятельностью.

Для повышения качества законодательства наряду с устранением причин, нарушающих его гибкость и стабильность, следовало бы установить контроль и надлежащую юридическую ответственность виновных за брак в право- и законотворчестве. И. С. Савченко отмечает, что «...профессиональная дисциплина парламентской деятельности изменяется, сохраняя свою актуальность, принимает новые формы и требует новых решений. Интересы повышения эффективности парламентской деятельности диктуют необходимость проведения системного анализа психологии парламентариев, их труда, взаимоотношений и взаимосвязей, с учетом которых представляется возможным построение дисциплинарной системы, выступающей социально-психологическим механизмом ее оптимизации»4. Другие авторы считают, что «действенным средством обеспечения законности и качества правотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления служит участие в такой работе прокуроров»5. В юридической литературе заслуживает внимания предложение законодательно установить ответственность разработчиков законопроектов, в частности за нарушение в них Конституции и других законов6. На это указывает и Г. А. Василевич: «Усилить ответственность разработчиков проектов за отсутствие тех результатов действия нормативного правового акта, которые были изложены при инициировании соответствующего проекта, если они не достигнуты по субъективным причинам»7. Ответственность должна быть во всем, а особенно - в сфере законотворчества.

1 Денисов A.A. Депутатская этика. М., 1994. С. 14.

2 Лебон Г Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 72.

3 Савченко И. С. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности: теоретико-методологический аспект : монография. М., 2006. 148 с. ; Его же. Политическая власть: механизм профессиональной парламентской деятельности : монография. М., 2006. 312 с. ; Его же. Социально-психологическая концепция дисциплины парламентской деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2007. С. 21.

4 Савченко И. С. Социально-психологическая концепция дисциплины парламентской деятельности : автореф. дис. . д-ра психол. наук. С. 7.

5 Петров Л., Манкова С. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность. 2008. № 3. С. 4.

6 Концепция стабильности закона / редкол. : В. П. Казимир-чук (отв. ред.). М., 2000. С. 27 ; Правотворчество и законность /редкол. : Н. С. Соколова (отв. ред.). М., 1999. С. 3.

7 Василевич Г. А. Конституция Республики Беларусь - основа эффективного нормотворчества и правоприменения // Эффективная нормотворческая деятельность - условие обеспечения прав и свобод граждан : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 15-16 мая 2007 г.). Минск, 2007. С. 15.

УДК 34.656

ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

И. В. Слышалов

Рассматривается возможность и правомерность принудительной остановки транспортных средств посредством размещения на проезжей части автомобилей в целях ее блокирования. Делается вывод об отсутствии достаточных правовых оснований для использования в этих целях автомобилей, не принадлежащих органам внутренних дел, в связи с чем предлагается внести изменения в нормативные правовые акты.

Ключевые слова: транспортное средство, проезжая часть, принудительная остановка, правомерность, ответственность.

Необходимость наличия в арсенале правоохранительных органов средств и способов принудительной остановки транспорта очевидна. Использование мощных современных транспортных средств при совершении преступлений, а также дерзкий и непредсказуемый характер совершения самих преступлений предопределяют необходимость применения жестких и адекватных мер по их пресечению, в том числе и по принудительному силовому прекращению движения транспортных средств.

Между тем правомерность применения мер принуждения в целях остановки транспортных средств в ряде случаев представляется достаточно спорной, или, как минимум, не имеющей достаточной нормативной регламентации.

Рассмотрим конкретную ситуацию. В Москве на МКАД сотрудники ГИБДД в марте 2010 г. остановили движение и потребовали от водителей легковых автомобилей поставить машины поперек дороги. Сотрудники правоохранительных органов пытались таким образом преградить путь преследуемому ими автомобилю с предполагаемыми преступниками, который затем протаранил автомобили граждан и продолжил движение. Стало известно, что к помощи автовладельцев сотрудники ГИБДД прибегли в рамках проведения операции «Бар-сетка»1. Один из участников инцидента рассказывает: «Недалеко от Ярославского шоссе меня и других автомобилистов остановили сотрудники ГИБДД и показали,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.