ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
POINTS OF CONTACT
Т.И. Гаврилова
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: НОРМАТИВНЫЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
T.V. Gavrilova
PREVENTION OF BREACHES OF DISCIPLINE IN THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS: LEGAL, PEDAGOGICAL, AKMEOLOGICAL ASPECTS
Рассматриваются различные формы профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел рамках аспектов, прежде всего, нормативного и педагогического воздействия на личность. Предпринята попытка разработки альтернативной — акмеологической модели профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел.
Ключевые слова: органы внутренних дел, служебная дисциплина, профилактика нарушений служебной дисциплины, акмеологическая модель
Discusses the various forms of the prevention of violations of discipline in the internal affairs authorities the aspects, first of all, normative and educational effects on personality. An attempt was made to develop alternative - akmeological model for prevention of violations of discipline in the internal affairs authorities.
Key words: service internal affairs bodies, the prevention of violations of discipline, discipline, akmeological model
Реализуемая в настоящее время реформа МВД России является очередным важнейшим шагом модернизации страны и ее государственного управления.
Отличительными чертами создаваемой российской полиции станет, прежде всего, высокий профессионализм, дисциплинированность и ответственность, умение четко и эффективно решать задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты граждан в интересах каждого отдельного человека. Полицейские должны понимать,
что они не добиваются определенного ведомственного показателя, а помогают людям, они первыми приходят на помощь, если человек оказался в беде.
Повышение уровня служебной дисциплины является неотъемлемым условием профессиональной деятельности полиции на современном этапе развития правового государства.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность .
В настоящее время основными формами профилактики нарушений служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел остаются дисциплинарные воздействия и меры общественного порицания, однако данные меры не приводят к заметному снижению количества дисциплинарных нарушений.
Значительное влияние на динамику нарушений служебной дисциплины играет отсутствие системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику служебной дисциплины. Данную ситуацию хорошо иллюстрирует анализ нормативных документов Министерства внутренних дел, регламентирующих организацию психологической и воспитательной работы с личным составом.
В Приказе МВД России № 120 от 1 февраля 2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» существует требование о том, что «основные усилия воспитательной работы сосредоточить: в подразделениях с неустойчивым морально-психологическим климатом, с неудовлетворительным состоянием дисциплины и законности среди личного состава, низкими результатами оперативно-служебной деятельности». Таким образом основные усилия воспитательной работы направлены на объекты, уже допустившие нарушения служебной дисциплины и полностью отсутствуют меры профилактического характера.
В Приказе МВД России от 26.09.2006 № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел» профилактические мероприятия закреплены, но они ограничены разработкой для руководителей органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России рекомендаций по применению в работе с личным составом
1 Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
организационных и социально-психологических методов профилактики и предупреждения нарушений дисциплины.
Обращает на себя внимание и несогласованность действий по психологической и педагогической работе с личным составом, не проработаны способы взаимодействия данных служб. Поэтому крайне актуальной является разработка комплекса психолого-педагогических мероприятий по профилактике нарушений служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Между тем, до настоящего времени в МВД России систематизированные научные исследования по данному вопросу практически не проводились. Поэтому существует необходимость развития научных представлений о системном, комплексном подходе к психологической профилактике дисциплинарных нарушений; научного обоснования направлений совершенствования системы психологического обеспечения и поддержки деятельности сотрудников, ориентированных на снижение вероятности возникновения различного рода чрезвычайных происшествий, в том числе нарушений служебной дисциплины среди личного состава.
Максимально отвечающим данным требованиям является акмеологическая модель системы профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел. Исходным методологическим положением данной модели должно являться фундаментальное положение психологической науки о взаимосвязи личности и деятельности.
С целью реализации комплексного характера рассматриваемой модели необходима реализация следующих подходов к пониманию механизмов формирования дисциплинированного поведения сотрудников органов внутренних дел:
1. Подхода, исходящего из схемы «стимул-реакция» и рассматривающего нарушения служебной дисциплины как реакцию на длительное выполнение служебной деятельности.
К специфическим факторам служебной деятельности можно отнести:
- наличие особых властных полномочий, включающих разрешение на применение мер принуждения и силовых методов в работе с правонарушителями;
- повышенная ответственность за характер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания со стороны общества и может быть наказуема законом;
- психические и физические перегрузки, которые могут быть вызваны нестабильным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверхурочное время;
- организационный факторы: наличие униформы, ослабление или снятие личной ответственности; безоговорочное подчинение приказам; фактор экстремальности, который заключается в том, что сотрудник, выполняя служебные обязанности, может погибнуть или получить ранение, а также применить оружие по отношению к другому человеку (например, в целях обороны или самообороны).
2. Подхода, основывающегося на том, что нарушения служебной дисциплины обусловлены индивидуально-психологическими особенностями субъекта служебной деятельности. Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии:
- уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт);
- усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей (безотносительно к успехам и неудачам);
- результаты деятельности (успехи и недостатки);
- общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев;
- характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания.
3. Подхода, предполагающего, что нарушения служебной дисциплины являются результатом взаимодействия служебной деятельности и индивидуальных особенностей личности.
Основной задачей акмеологической модели системы профилактики нарушений служебной дисциплины является формирование позитивной мотивации деятельности, позволяющей преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности.
К числу основных мотивов, влияющих на поведение сотрудника органов внутренних дел и уровень его дисциплинированности следует отнести:
- деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;
- коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;
- мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;
- мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной самооценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач;
- мотивы избегания возможного наказания за нарушения дисциплины.
Решения данной задачи можно достигнуть путем использования в
психологической и воспитательной работе акмеологических методов формирования морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел направленных на:
- активизацию самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств, изменение навыков, привычек, взглядов;
- расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);
- коллективную разработку новых, профессионально специализированных моральных норм, обычаев, традиций для своего органа, службы, отделения, коллектива;
- обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;
- совместный поиск ответов на причины неприемлемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в морально-психологическом поведении отдельных членов коллектива;
- обсуждение путей совершенствования своей морально-психологической подготовленности сотрудниками.
2 Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР, 1979, с.301
106
Несмотря на высокую востребованность, проблема эффективности такого рода методов в формировании современной системы профилактики нарушений служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел не подвергалась комплексному изучению и лишь частично отражена в научной литературе. Недостаточный уровень ее научной разработанности, а также необходимость выработки научно обоснованных практических рекомендаций по ее развитию является важным условием реформирования органов внутренних дел Российской Федерации.
© Гаврилова Т.В., 2011
Т.Н. Горобец
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ: МЕДИЦИНСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
T.N. Gorobets
REHABILITATION OF OFFENDERS WITH ADDICTIONS: MEDICAL, SOCIAL, AKMEOLOGICAL ASPECTS
Статья посвящена актуальной социальной проблеме изучения различных аспектов организации помощи правонарушителям, страдающим наркоманией (медицинского, социального, психологического, педагогического). В работе дается анализ современного состояния распространения наркомании и связанной с ней противоправной деятельностью; на его основе рассматривается возможность реабилитационных мероприятий на основе акмеологического интегративного подхода.
Ключевые слова: наркомания, правонарушения наркоманов, структура и анализ противоправной активности, комплексная реабилитация правонарушителей-наркоманов.
This article is about the research of modern social problem - modern methods of organization of assistance to criminals or drug addicted. This article shows us analysis of modern situation of growth of the amount of drug addicted persons and criminal rate which caused by it. The author analyses such law violations and suggests the complex of measures of aftercare based on akmeological and integrative method.
Key words: drug addiction, drug addicted law violation, structure and analysis of criminal rate, complex of measures of aftercare of drug addicted or criminals.