Курсанты, слушатели и студенты имеют также возможность реализовать свои творческие и спортивные возможности, участвуя в конкурсах, олимпиадах, различных культурно-досуговых мероприятиях, соревнованиях.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что выпускникам вуза гарантируется трудоустройство по окончанию обучения и стабильное денежное содержание. А это имеет немаловажное значение при мотивации в выборе будущей профессии и места учебы.
Таким образом, выпускники вузов МЧС России получают максимум знаний и навыков, в полной мере овладевают мужественной и благородной профессией спасателя и становятся высокопрофессиональными и востребованными специалистами.
Список использованной литературы
1. Бобровницкая М.М. Профессиональный психологический отбор в высших и средних учебных заведениях системы МЧС России // Технология пожарной безопасности . - 2007. - № 2. - С. 36-38.
2. Войтенок О.В. Модели и методы управления образовательной системой вуза МЧС России: дис. ... канд. тех. наук. - СПб., 2013. - 194 с.
3. Козлов А.М., Слайковский В.С. Основные концептуальные направления подготовки сил МЧС России с учетом перспектив их развития // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - № 2. - С. 252-267.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Ю.Г. Хлоповских, преподаватель, к.п.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Специфика профессиональной деятельности и профессионального обучения накладывает определенный отпечаток на мышление, поведение человека, его отношение к миру, перестраивает ценностно-мотивационную структуру личности. Д.В. Оборина обозначает этот феномен понятием «профессиональная ментальность», которая интегрирует социокультурный опыт индивида, определяется объективной и субъективной принадлежностью человека к определенной социальной группе и является по своей сути не индивидуальной, а групповой характеристикой [2; 41].
Генетически близкой ментальности, однако не тождественной характеристикой личности выступает мировоззрение. Под мировоззрением в психологии понимают «комплекс обобщенных представлений (взглядов)
данной личности об окружающем мире и о себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [1; 294]. Ментальность, как отмечают Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, находится в оппозиции к мировоззрению. В отличие от ментальности, «мировоззрение не транслируется и не усваивается личностью в готовом виде, но формируется с помощью своего теоретического мышления и рефлексии» [1; 294].
Вместе с тем, ментальность и мировоззрение имеют общие функции и характеристики. Так, они определяют субъективное отношение личности к миру, объединяя в себе переживание и знание (С.Л. Рубинштейн), значение и личностный смысл (А.Н. Леонтьев).
Несмотря на подчеркиваемый сугубо индивидуальный характер мировоззрения, полагаем, можно говорить о профессиональном мировоззрении, базирующемся на индивидуально-творческих основаниях и включающем некие групповые характеристики, отражающие особенности представлений о себе и окружающем мире, своем месте в нем, отношениях с окружающими, присущие представителям определенной профессии.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, становление личности сопряжено с ярко выраженным сознательным отношением к жизни, мировоззрением, к которому человек «пришел в итоге большой сознательной работы» [1; 294]. Становление личности профессионала также предполагает формирование определенного мировоззрения, которое, наряду с направленностью и характером, выполняет функции регулятора личности.
По аналогии с ментальностью и мировоззрением в целом, относительно профессиональной ментальности и профессионального мировоззрения можно сказать, что первое генетически предшествует второму - в развитии личности профессионала. Вначале личностью принимаются и усваиваются некие социально-психологические установки, способы восприятия, присущие представителям определенной профессии, а затем, на основе рефлексии и осознанных убеждений, формируется профессиональное мировоззрение.
Будучи единицей мировоззрения, убеждение личности реализует определенные личностные ценности; более того, «убеждение как регулятор представляет собой... осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально ориентированной деятельности» (Г.Е. Залесский) [3; 142].
Д.В. Оборина [2] выделяет компоненты профессиональной ментальности: мотивация, система ценностных ориентаций, профессиональные социальные установки. Спецификой профессиональной ментальности является то общее, что характеризует профессионалов той или иной области.
Таким образом, наряду с обозначенными выше объединяющими мировоззрение и ментальность аспектами, можно выделить ценностные ориентации как характеристику, интегрирующую профессиональное мировоззрение и профессиональную ментальность. Ценностные предпочтения специалистов также носят выраженный профессиональный характер.
Изучение ценностных ориентаций будущих сотрудников государственной противопожарной службы позволит охарактеризовать одну из базовых составляющих профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности этих специалистов. В исследовании приняли участие курсанты IV курса факультета инженеров пожарной безопасности Воронежского института ГПС МЧС России. Изучение ценностей курсантов осуществлялось с помощью опросника М. Рокича, позволяющего определить иерархии терминальных и инструментальных ценностей личности.
Анализ полученных данных позволил выявить следующее. Наиболее значимыми терминальными ценностями (ценностями-целями) для курсантов являются здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Несколько менее значимы любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Наименьшую важность для курсантов представляют такие ценности как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), творчество (возможность творческой деятельности), развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
Среди инструментальных ценностей, выступающих средством достижения целей, наиболее значимыми для курсантов являются образованность (широта знаний, высокая общая культура), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ответственность (чувство долга, умение держать слово).
Наименее значимыми инструментальными ценностями являются непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), чуткость (заботливость), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать чужие вкусы, обычаи, привычки), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность).
Целесообразна специальная психолого-педагогическая работа, направленная на формирование и развитие у будущих сотрудников ГПС таких ценностных ориентаций личности как продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), образованность, жизнерадостность, рационализм, самоконтроль, терпимость и др. Это будет способствовать личностно-профессиональному становлению будущих сотрудников ГПС МЧС России, призванных решать широкий круг профессиональных задач, в том числе связанных с руководством личным составом и требующих не только высокого уровня профессиональной подготовки, ответственности и эффективности в работе, но и проявления коммуникативной компетентности, готовности к
совместному принятию решений, умения взаимодействовать с разными людьми, проявляя требовательность, твердость и одновременно терпимость к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, способность к эмпатии и принятию, гибкость в межличностном взаимодействии.
Необходимо также ориентировать курсантов на те терминальные и инструментальные ценности, которые носят личностно-ориентированный, духовно-нравственный характер - саморазвитие и самосовершенствование, продуктивная жизнь, жизненная мудрость, что необходимо для разностороннего и гармоничного развития личности будущего специалиста любого профиля.
Таким образом, ценностные ориентации, интегрирующие профессиональное мировоззрение и профессиональную ментальность будущего сотрудника ГПС, обусловлены спецификой учебно-профессиональной деятельности и формируются в образовательной среде вуза.
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко]. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 294-295.
2. Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов / Д.В. Оборина // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1994. - № 2. - С. 41-49.
3. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / [сост. Л.В. Куликов]. - СПб.: Питер, 2000. - С. 142.
ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ГСЧС УКРАИНЫ
И.М. Хмыров, старший преподаватель, к.п.н.
Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Органы правопорядка в государстве являются частью системы государственных организаций и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (далее - ГСЧС Украины) входит в состав Министерства внутренних дел Украины. На сегодняшний день перед ГСЧС Украины поставлены следующие задачи: реализация государственной политики в сферах государственной защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращение их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, рассмотрение вопросов пожарной и техногенной безопасности. В связи с этим, возникает необходимость