Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка будущих сотрудников ГПС МЧС России к оказанию психологической помощи и самопомощи в экстремальной ситуации'

Психолого-педагогическая подготовка будущих сотрудников ГПС МЧС России к оказанию психологической помощи и самопомощи в экстремальной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлоповских Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка будущих сотрудников ГПС МЧС России к оказанию психологической помощи и самопомощи в экстремальной ситуации»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И САМОПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Ю.Г. Хлоповских, преподаватель, к.п.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Профессиональная деятельность сотрудников государственной противопожарной службы сопряжена со значительными рисками, эмоциональным и физическим напряжением, сверхсложными, опасными ситуациями, наполнена различного рода стрессовыми событиями, что требует сформированности у специалиста соответствующих профессионально-значимых качеств личности. Курсанты вузов ГПС, будучи включенными в учебно-профессиональную деятельность, в процессе обучения приобретают не только необходимые знания и умения, но и развиваются в личностно-профессиональном плане: у них формируются определенные особенности личности, профессиональная ментальность в целом, т.е. способность мыслить, действовать в соответствии с требованиями профессии.

В ходе профессиональной деятельности сотрудники государственной противопожарной службы постоянно сталкиваются с опасными, стрессогенными ситуациями. В связи с высокой угрозой физических и психологических травм существенное значение приобретает психологическая подготовка пожарных к работе в сложных условиях тушения пожаров и ликвидации их последствий. Это выступает основой не только эффективной боевой деятельности по спасению людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения их огнем, но и основой безопасности самих спасателей. Особенности работы сотрудника ГПС МЧС выражаются в ее высокой социальной значимости и экологической ценности.

Сотрудник ГПС МЧС должен обладать способностями и качествами, необходимыми для эффективного проведения работ по тушению пожаров. К таким качествам, прежде всего, относят: ответственность, смелость, эмоциональную устойчивость, решительность, твердый характер и силу воли.

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как

враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.

Важную роль в профессиональной деятельности пожарного играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, повышенная склонность к риску часто обусловлена завышенной самооценкой.

Для сотрудника ГПС МЧС немало важную роль играют особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента. Исследователи установили, что люди с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и соответственно более низкая самооценка. Состояние стресса, которое так часто встречается у пожарных в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Сотрудники ГПС МЧС, которые имеют слабую нервную систему, достигают более высоких результатов в профилактической деятельности.

Пожарные, которые не склонны к риску, в чрезвычайных ситуациях испытывают более высокий уровень психической напряженности. Такие люди, в отличие от лиц, склонных к риску, боевых усилий в экстремальных условиях не прилагают. Длительные затруднения в период выполнения боевого задания работы в условиях опасности порождают у них психическое состояние тревоги, неуверенности в своих силах. Такие лица стремятся по возможности избежать воздействия стресс фактора, вплоть до отказа от выполнения задания. Людей, не склонных к риску, легко распознать на первых тренировочных занятиях в экстремальных условиях. Такие люди хуже других адаптируются к действиям стресс-факторов (дыма, огня, шума и др.), в результате чего вегетативные показатели психической напряженности постепенно уменьшаются. Действия пожарных, склонных к риску, приобретают качество надежности, и возникает чувство удовлетворения в своих силах, активности в преодолении чувства страха перед действиями различных стресс-факторов.

Также профессионально важными психологическими качествами для сотрудников ГПС МЧС являются экстраверсия и интроверсия. Во время выполнения работ, когда ограничены внешние контакты, и в работе наступает однообразие, экстраверты в большей степени переживают монотонность и усталость в сравнении с интровертами.

Психограмма сотрудников противопожарной службы включает следующие психологические качества: смелость; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; уверенность в себе; способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление; способность объективно оценивать свои силы и возможности; способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач; уравновешенность, самообладание при конфликтах; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие; способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; склонность к риску.

Указанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности [1].

В структуре готовности к выполнению профессиональной деятельности ведущей является психологическая составляющая, как совокупность функциональных, операциональных и личностных компонентов. Структура готовности к профессиональной деятельности включает целый комплекс психологических характеристик, представленных выше, Центральное место среди них занимает мотивационно-ценностная сфера, на основе которой формируются профессионально значимые качества личности.

В настоящее время обнаруживается противоречие между возрастающими требованиями, предъявляемыми к профессионализму сотрудников ГПС МЧС России, и недостаточностью имеющегося уровня психологической готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности. Одна из причин этого противоречия - в несоответствии между требованиями профессии и качествами личности специалиста.

Очевиден тот факт, что психологическая подготовленность специалистов поисково-спасательных формирований МЧС России является необходимым и важнейшим компонентом их профессиональной деятельности. Интенсивность стресс-факторов в экстремальных условиях ведет к увеличению нагрузок на психику спасателей. Неслучайно неуменение управлять своей психикой в чрезвычайной ситуации приводит не только к профессиональной неуспешности, но и к серьезным психосоматическим заболеваниям.

Особенности профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля таковы, что возможность оптимизации функционального состояния специалистов за счет внешних методов

управления и регуляции может быть реализована далеко не всегда. В таких случаях важную роль для поддержания благоприятного функционального состояния специалистов играют методы психической саморегуляции (ПСР), в процессе которой раскрываются внутренние психофизиологические и личностные ресурсы человека.

Методы саморегуляции могут применяться при наличии умеренно выраженной психоневрологической симптоматики (нарушения сна, высокий уровень тревожности, раздражительность и др.), а также для оперативного снятия утомления, эмоционального напряжения, увеличения работоспособности в сложных условиях деятельности. Кроме того, предварительное формирование навыков управления своим состоянием с помощью психической саморегуляции уже само по себе повышает устойчивость специалистов экстремального профиля к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы. Поэтому психическая саморегуляция становится эффективным средством управления функциональным состоянием.

Умение управлять своим психическим состоянием не приходит само собой. Этому надо терпеливо и настойчиво учиться. В рамках учебного процесса, при изучении дисциплин «Психология», «Экстремальная психология», а также в ходе специальных занятий по психологической подготовке курсантам необходимо освоить наиболее распространенные и доступные для специалистов МЧС России приемы психической саморегуляции. Основные задачи применения этих приемов:

- успокоение, кратковременный отдых и снятие нервных перегрузок, предупреждение психического, физического перенапряжения и усталости, повышение работоспособности;

- мобилизация эмоционально-волевой сферы, формирование настроя, готовности к выполнению служебных задач, преодоление трудностей, формирование ощущения прилива сил, уверенности в себе, снятие тревоги и страха;

- приобретение навыков саморегуляция во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Основными современными направлениями психологической подготовки являются:

- моделирование в процессе тренировок необычных (в том числе экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий специалиста;

- идеомоторная (мысленная) тренировка, основанная на воспроизведении тренируемых умений и навыков с помощью умственных представлений;

- совершенствование и тренировка профессионально важных для данной деятельности качеств с помощью специальных методических приемов и тренажеров [3].

Способность принять правильное решение в экстремальной ситуации определяется не только знанием технологии тушения пожаров, но и эмоциональной и общей стрессовой устойчивостью сотрудника ГПС, его умением оценить риски и предпринять действия, адекватные возникшей ситуации, уверенностью в себе, в принятом решении. Во многом этому способствует эффективно организованная психолого-педагогическая подготовка сотрудников ГПС еще в ходе учебно-профессиональной деятельности.

Необходимые психические качества человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности или же компенсируются другими свойствами. В экстремальных условиях, к числу которых относятся пожары и аварии, требования к отдельным психическим свойствам резко возрастают, при этом многие механизмы компенсации не срабатывают. Соответственно, появляется необходимость в отсеве людей, которые не подходят по психологическим требованиям для выполнения деятельности, или в перераспределении их по другим рабочим местам с учетом индивидуальных психологических характеристик.

Список использованной литературы

1. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: пособие / М.Н. Марьин и др. - М.: ВНИИПО, 1998. - 114 с.

2. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации. - М.: ВНИИПО, 2003. - 148 с.

3. Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова // М.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - С. 108-138.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГИБЕЛИ И ТРАВМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ

И.М. Хмыров, к.п.н.

А.А. Ященко, к.э.н.

Ю.С. Чапля

Национальный университет гражданской защиты Украины,

г.Харьков

Вопросы безопасности, сохранения жизни и здоровья людей во время профессиональной деятельности всегда находятся в центре внимания психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.