управление, мотивация и мораль, с общим уровнем организационной культуры, а также с рациональным типом взаимоотношений сотрудников с организацией;
- творческий климат в организации имеет значимую связь с такими составляющими организационной культуры, как работа, управление, мотивация и мораль, с общим уровнем организационной культуры;
- нравственный климат в организации имеет значимую связь с такими составляющими организационной культуры, как работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль, с общим уровнем организационной культуры, а также с такими типами организационной культуры, как «Клан» и «Бюрократия»;
- эмоциональный компонент социально-психологического климата имеет значимую связь с такими составляющими организационной культуры, как работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль, с общим уровнем организационной культуры, с альтруистическим типом взаимоотношений между сотрудниками и организацией, а также с такими типами организационной культуры, как «Клан» и «Бюрократия»;
- поведенческий компонент социально-психологического климата имеет значимую связь с типом организационной культуры «Клан» и с рациональным типом взаимоотношений между сотрудниками и организацией;
- когнитивный компонент социально-психологического климата имеет значимую связь с альтруистическим типом взаимоотношений между сотрудниками и организацией.
Итак, социально-психологический климат и организационная культура взаимообусловливают друг друга, создавая культурное поле компании. Организационная культура, со своей стороны, становится основой для культурного поля, привносит внешнюю атрибутику, помогающую сотрудникам лучше влиться в него. А социально-психологический климат влияет на взаимопонимание сотрудников и их психологическую совместимость. Ценности и цели организации формируются и под воздействием коллективного фактора -культуры, и под воздействием индивидуалистического фактора - социально-психологического климата.
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ (ГПС) МЧС РОССИИ
Е.С. Снегирева, старший преподаватель, Воронежский институт экономики и социального управления, г. Воронеж
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей стрессоустойчивости у сотрудников пожарных частей во взаимосвязи с показателями жизнестойкости.
Профессиональная деятельность сотрудников противопожарной службы относится к рискованной и протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями,
умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость, которая является компонентом адаптивности личности.
Служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, контроля, рискованности, вовлеченности. В связи с чем, жизнестойкость сотрудников противопожарной службы имеет первостепенное значение в их профессиональной деятельности.
Таким образом, показатели жизнестойкости и стрессоустойчивости выступают как качества, влияющие на продуктивность и успешность профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие специалисты Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС, участвующие в тушении пожаров и ликвидаций других чрезвычайных ситуаций.
Исследование показателей жизнестойкости проводилось с применением методики «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).
Полученные данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования показателей жизнестойкости у сотрудников государственной
противопожарной службы МЧС
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, об окружающем мире, о взаимоотношениях с социумом. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Преобладание этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладающего поведения и восприятия стрессовых ситуаций как менее значимых.
Анализируя среднеарифметические показатели, полученные по шкалам методики, можно отметить, что у группы респондентов выявлен высокий уровень по всем показателям: вовлеченность - 42,13 баллов, контроль - 42,73 балла, склонность к риску - 25,97 баллов, жизнестойкость - 110,83 баллов.
Таким образом, данной группе респондентов присуще такие качества, как сила, реализация своего личностного потенциала в чрезвычайных ситуациях,
устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, готовность к риску, что выступает определяющим фактором достижения успеха в своей профессиональной деятельности.
Изучение характеристик стрессоустойчивости проводилось с применением методики «Прогноз», разработанной В.А. Барановым. Методика предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно -психической неустойчивости. При этом под нервно-психической неустойчивостью понимается повышенная склонность нервной системы индивида к срывам в условиях воздействия экстремальных факторов. Полученные данные представлены на рисунке 2.
80 ^ 70 00 60 £ 50 И 40 Я 30
(О
* 20 с 10 0
Ж
Ж
/
/
Рис. 2. Изучение характеристик стрессоустойчивости с применением методики «Прогноз»
Под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
Анализируя полученные данные, можно заключить, что респондентам свойственен высокий уровень нервно-психической устойчивости (73,33 %).
У 26,67 % респондентов выявлен средний уровень нервно-психической устойчивости.
Низкий уровень нервно-психической устойчивости не выявлен.
Изучение реакций человека в стрессовых, трудных жизненных ситуациях проводилась с помощью методики «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях». Данные представлены на рисунке 3.
Проблемно-ориентированный копинг рассматривается как рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
Копинг, целью которого являются эмоции, направлен на преодоление стресса с помощью когнитивных или поведенческих усилий, когда человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
Рис. 3. Результаты исследования копинг-поведения в стрессовых ситуациях
Копинг, направленный на избегание, это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Анализ полученных результатов исследования копинг-поведения в стрессовых ситуациях выявил высокий уровень копинга, направленного на решение задач (12,96 баллов), средний уровень - эмоционально-ориентированный копинг (10,80 баллов), низкий уровень - копинг, направленный на избегание (5,46 баллов).
Исследование степени развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальных профилей, компонентами которых являются частные регуляторные процессы, проводилось с применением методики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Данные представлены на рисунке 4.
X 45
¡5 40
^ 35 то 35
® 30 * 25 5 20 гс 15
| 10 £ 5
0
42,36
' У ^ «/ У У
/ / / /
Рис. 4. Исследование степени развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальных
профилей
Результаты исследования осознанной саморегуляции, полученные по опроснику «Стиль саморегуляции поведения», показали, что все показатели по
регуляторным шкалам соответствуют высокому уровню развитости процессов саморегуляции, кроме шкал «программирование», «моделирование» и «гибкость», которые соответствуют среднему уровню развитости.
Такой профиль является предпосылкой высокой успешности в различных видах деятельности, в том числе и в деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников противопожарной службы.
Список использованной литературы
1. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал, 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
3. Назаренко В.В. Взаимосвязь показателей жизнестойкости, психического выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / В.В. Назаренко, Бенькова О.А. // Материалы V студенческой междунар. заочной науч.-практ. конф.. - Новосибирск: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 458 с.
4. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
5. Сапольски Р. Психология стресса / Р. Сапольски. - СПб.: Питер, 2015. -
480 с.
РАБОТА КОМАНДИРА: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ДРАМЫ «ВЗВОД» ОЛИВЕРА СТОУНА)
Д.А. Сотников, курсант, Д.Д. Уткин, курсант, А.В. Варушкина, старший преподаватель к.ф.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Современные условия предъявляют исключительно высокие требования к работе командира. Не будет преувеличением сказать, что от личных качеств, решений и действий командиров, во многом зависит успех не только конкретного боя, удара, атаки, операции, но и всей боевой деятельности вооруженных сил, что обусловило актуальность данного исследования.
Сложные условия военных конфликтов за рубежом, зачастую в негативно настроенной среде, моральное состояние подчиненных - страх, предчувствия,