Научная статья на тему 'Преимущества подготовки специалистов в учебных заведениях системы МЧС России'

Преимущества подготовки специалистов в учебных заведениях системы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества подготовки специалистов в учебных заведениях системы МЧС России»

управления и информационные технологии. М.: ИПУ РАН., 2007. № 4.1 - С. 134-136.

2. Вязигин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. М.: Вершина, 2006. - 256 с.

3. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: Экономика, 1988. 310 с.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор И.С. Малышева, преподаватель, к.ю.н.

Н.П. Заряева, старший преподаватель, к.ю.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Реалии современности таковы, что любому демократическому государству, постоянно приходится решать задачи, связанные с обеспечением безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России является важной частью системы обеспечения безопасности государства в этой сфере.

С учетом функций, возложенных государством на МЧС России, одним из направлений его деятельности является подготовка компетентных специалистов, сотрудников данного ведомства, которые профессионально, психологически и физически готовы к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Формированием профессиональных навыков и личностных качеств сотрудников спасательного ведомства занимаются учебные заведения системы МЧС России.

В настоящее время конкурентоспособность вузов системы МЧС России определяется, главным образом, следующими факторами: качество предоставляемых образовательных услуг и динамика спроса на них; востребованность выпускников на рынке труда; интеллектуальный потенциал вуза, в том числе квалификация профессорско-преподавательского состава и уровень организации научной работы в вузе; материально-техническое состояние вуза; использование в деятельности вуза информационно-коммуникационных технологий; способность руководства вуза своевременно реагировать на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды.

Популярность и востребованность вузов системы МЧС России возрастает с каждым годом, и об этом свидетельствует постоянно увеличивающийся

конкурс. Объясняется это тем, что программа обучения нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных специалистов, востребованных не только в системе МЧС России, но и в системе органов муниципальной, государственной власти, в частном бизнесе, который занимается вопросами защиты населения и территорий от ЧС. Исходя из этого, в учебных планах предусматриваются спецдисциплины, не встречающиеся в гражданских вузах, которые преподают высококвалифицированные сотрудники МЧС, имеющие богатый практический опыт работы. Стоит также отметить, что курсанты ведомственных вузов обязательно проходят практику по профилю специальности с учетом потребностей специфики практической деятельности специалиста МЧС России, постоянно привлекаются к участию в мероприятиях по ликвидации ЧС.

Анализируя особенности подготовки специалистов в учебных заведениях МЧС России необходимо остановится на ряде преимуществ получения образования в ведомственном вузе.

Во-первых, учебный процесс ориентирован на потребности одного ведомства - МЧС России, заинтересованного в качественной подготовке своих сотрудников. В связи с этим, обучение осуществляется по кадровым запросам министерства с учетом потребностей в подготовке специалистов по востребованным специальностям.

Во-вторых, учебные заведения МЧС России готовят будущих специалистов с учетом специфики их правоохранительной работы, а именно работы в условиях нестабильности социальных отношений, изменяющихся профессиональных, пространственных, временных, температурных и других режимов. Такое профессиональное образования позволяет получить «универсального» специалиста, который может разбираться в самых малейших деталях работы МЧС России, РСЧС и готов работать в условиях различных чрезвычайных ситуаций.

Так, например, в Воронежском институте ГПС МЧС России обеспечивается непрерывная и многоуровневая подготовка специалистов высококвалифицированным преподавательским составом. Институт собрал в своих стенах преподавателей, имеющих за плечами большой опыт практической и преподавательской деятельности (15 докторов наук, более 77 кандидатов, более 30 соискателей ученых степеней).

Помимо основной специальности курсанты имеют возможность получить дополнительные навыки и знания, так например, курсанты имеют возможность обучиться легководолазному делу.

При поддержке МЧС России идет постоянный процесс оснащения учебного заведения новейшими техническими средствами и оборудованием, инновационными технологиями. Институт располагает специализированными аудиториями, лабораториями, библиотекой, учебной пожарной частью, теплодымокамерой, стрелковым тиром, спортивным городком, загородной учебной базой.

Курсанты, слушатели и студенты имеют также возможность реализовать свои творческие и спортивные возможности, участвуя в конкурсах, олимпиадах, различных культурно-досуговых мероприятиях, соревнованиях.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что выпускникам вуза гарантируется трудоустройство по окончанию обучения и стабильное денежное содержание. А это имеет немаловажное значение при мотивации в выборе будущей профессии и места учебы.

Таким образом, выпускники вузов МЧС России получают максимум знаний и навыков, в полной мере овладевают мужественной и благородной профессией спасателя и становятся высокопрофессиональными и востребованными специалистами.

Список использованной литературы

1. Бобровницкая М.М. Профессиональный психологический отбор в высших и средних учебных заведениях системы МЧС России // Технология пожарной безопасности . - 2007. - № 2. - С. 36-38.

2. Войтенок О.В. Модели и методы управления образовательной системой вуза МЧС России: дис. ... канд. тех. наук. - СПб., 2013. - 194 с.

3. Козлов А.М., Слайковский В.С. Основные концептуальные направления подготовки сил МЧС России с учетом перспектив их развития // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - № 2. - С. 252-267.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Ю.Г. Хлоповских, преподаватель, к.п.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Специфика профессиональной деятельности и профессионального обучения накладывает определенный отпечаток на мышление, поведение человека, его отношение к миру, перестраивает ценностно-мотивационную структуру личности. Д.В. Оборина обозначает этот феномен понятием «профессиональная ментальность», которая интегрирует социокультурный опыт индивида, определяется объективной и субъективной принадлежностью человека к определенной социальной группе и является по своей сути не индивидуальной, а групповой характеристикой [2; 41].

Генетически близкой ментальности, однако не тождественной характеристикой личности выступает мировоззрение. Под мировоззрением в психологии понимают «комплекс обобщенных представлений (взглядов)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.