Научная статья на тему 'Роль научно-исследовательской работы курсантов ведомственных вузов в учебном процессе'

Роль научно-исследовательской работы курсантов ведомственных вузов в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научно-исследовательской работы курсантов ведомственных вузов в учебном процессе»

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Калач Е. В., доцент, к. п. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Профессия офицера, инженера пожарной безопасности является одной из самых сложных профессий человеческого общества, так как требует от ее субъекта способности с высокой эффективностью решать профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных. Помимо обладания высоким уровнем инженерной квалификации, выпускник ведомственного вуза должен быть человеком самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения и не только быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, но и обладать способностью к ее творческому преобразованию. Современный специалист должен самостоятельно, быстро и экономно находить и использовать новые научные данные, организовывать новые исследования, пользоваться всеми современными источниками информации, а также видеть, понимать, теоретически обосновывать и практически решать профессиональные задачи. Перечисленные качества должны формироваться в вузе через научно-исследовательскую работу.

Прежде чем говорить об особенностях научно-исследовательской работы в ведомственном вузе, необходимо определиться с категориальным аппаратом. В Большом энциклопедическом словаре под научно-исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды и их применение для достижения практических целей.[1] Научно-исследовательская работа курсантов должна включать в себя следующие компоненты:

1. процесс формирования качеств, навыков, умений научно- исследовательской деятельности у студентов от курса к курсу с учетом особенностей вуза, факультета и специализации (с какой целью и что формируется);

2. систему методов, форм и средств формирования данных качеств, навыков, умений (как и через что формировать);

3. систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС (кто формирует и у кого формируется, какого взаимодействия формирующего и формирующихся).[3]

По мнению многих педагогов научно-исследовательской деятельность выполняет такие задачи как:

- обучение методологии рационального и эффективного добывания и использования знаний;

- совершенствование и поиск новых форм интеграции системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью в рамках единой системы учебно-воспитательного процесса;

- повышение навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;

- участие студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве;

- создание и развитие молодежных творческих объединений; освоение современными технологиями в области науки, техники, производства;

- знакомство с современными научными методологиями, работа с научной литературой;

- выявление способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях.

В связи с вышеперечисленным основной задачей преподавателя в рамках как учебного процесса, так и в совместной с курсантом научной деятельности является побудить учащегося к стремлению познания нового и формированию потребности решения конкретных практических задач.

Однако в последнее время профессорско-преподавательский состав вузов сталкивается с проблемой отсутствия у курсантов навыков исследовательской работы, одним из главных компонентов научной работы. Решением данной проблемы может стать совершенствование системы НИР в вузе. Во-первых, особенностью исследовательской деятельности в высшей школе является то, что она делится на учебную и внеучебную научную деятельность. В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей курсантов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых - постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины. Данные средства реализуются через подготовку курсантами рефератов, презентаций, деловых игр и т. д.

Определенным показателем успешной внеучебной научной работы является участие курсантов в научно-практических конференциях, методических семинарах, научных кружках, участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Залогом успеха формирования исследовательских навыков у курсанта должно стать включенность его в научную работу с первого курса.

Во-вторых, улучшить организацию научной работы помогут так называемые научно-исследовательские семинары, которые должны проводиться в течение всего периода обучения. Важнейшей задачей такого семинара является попытка сделать научную работу преподавателей и курсантов не просто базовым элементом учебного процесса, но и местом апробации разрабатываемых подходов научного сообщества вуза. В процессе научно-исследовательского семинара курсанты должны обмениваться друг с другом своими научными достижениями, тем самым формируя дискуссионные навыки.

Особенностью научно-исследовательской деятельности в ведомственном вузе, помимо специальных исследований, характерных для профессиональной направленности учебного заведения, должно стать развитие такого научного направления как сохранение и развитие традиций, исторически сложившихся в данном ведомстве. Так, в системе ГПС МЧС России устанавилась система тра-

диций, которая включала в себя всю совокупность боевых и бытовых традиций, а также традиций воспитания личного состава Российской пожарной охраны. Можно выделить следующие традиции МЧС России:

- преданность и любовь к Родине;

- верность профессиональному долгу, присяге, самоотверженность и героизм;

- постоянное стремление к совершенствованию своего мастерства;

- товарищество и коллективизм, уважение к командиру;

- шефство над детскими домами, школами, кадетскими корпусами;

- сохранение памяти о сотрудниках МЧС России.

Формирование и развитие данных традиций происходило и происходит под воздействием определенных факторов: а) влияние внутренней политики государства; б) уровень отечественной культуры; в) деятельность пропагандистов пожарного дела; г) самофункционирование пожарной охраны.[2] Безусловно, что ответственность за данное научное направление должен взять на себя профессорско-преподавательский состав кафедр гуманитарного цикла.

В целом, научно-исследовательская деятельность курсантов - необходимая частью системы подготовки высококвалифицированного специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1991, Т.1. -768 с.

2. Калач Е. В. Профессиональные традиции сотрудников органов ГПС МЧС России / Е. В. Калач // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий ЧС: Материалы Международной научно-практической конференции. - Воронеж. - 2012. - С. 278-282.

3. Федоряк Л. М. Развитие познавательной активности студентов Текст. / Л. М. Федряк // Профессиональное образование. Столица 2004. - № 10. - С. 16-18.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ СФЕРЫ ТРУДА

Л. В. Квасова, д. т. н., профессор Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Главным фактором конкурентоспособности и эффективности экономических систем в рыночных условиях является наличие трудовых ресурсов, способных решать весь комплекс внутрифирменных задач. В решении этой проблемы существенную роль играют системы повышения квалификации персонала. Эти системы являются частью больших социальных систем непрерывного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.