Научная статья на тему 'Роль научно-исследовательской работы курсантов Воронежского института ГПС МЧС России в учебном процессе вуза'

Роль научно-исследовательской работы курсантов Воронежского института ГПС МЧС России в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научно-исследовательской работы курсантов Воронежского института ГПС МЧС России в учебном процессе вуза»

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ГПС МЧС РОССИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Ю.М. Дьякова, Е.В. Калач, к.п.н., ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России

В условиях реформирования структуры образования сохраняет актуальность организация и проведение НИР, включая систему поддержки научно-исследовательской работы курсантов. Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие курсантов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа в вузе выполняет ряд функций:

• образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;

• организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;

• аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;

• мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;

• развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);

• воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики. [2;381]

В системе высшего профессионального образования можно выделить несколько направлений по применению и внедрению видов и форм научно-исследовательской деятельности курсантов:

- обогащение традиционных академических форм организации учебного процесса (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) выполнением задач исследовательского типа;

- развитие внеучебных форм вовлечения курсантов в научную деятельность (например, написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения грантов; факультативные формы обучения и др.);

- внедрение коллективных форм научно-практической деятельности курсантов (научно-исследовательские кружки, коллективы молодых исследователей и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей курсантов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых - постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины.

В связи с этим формы и методы привлечения курсантов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа курсантов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы курсантов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ курсант самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Для младших курсов основными формами НИР в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках.

Подтверждением данного тезиса является работа исторического кружка Воронежского института ГПС МЧС России. В учебном заведении он выполняет триединую функцию: расширяет и углубляет знание учащихся по истории; дает возможность учащимся реализовать свои творческие интересы и устремления; осуществляет неформальный подход к воспитанию, наполняя его жизненным и конкретным содержанием, включая краеведческую составляющую.

В современных условиях в историческом образовании при отсутствии единого государственно-идеологического подхода проявляется многообразие теоретико-методологических принципов, которые превалируя или сочетаясь, конфигурируются преподавателем, ориентируясь на общие требования и особенности учебного заведения или его подразделения. [1;148]

Так, к особенностям факультета инженеров пожарной безопасности Воронежского института ГПС МЧС России можно отнести: профессиональную ориентированность учащихся; возможность четкого представления о дальнейшем продолжении своей профессиональной подготовки. Отмеченная специфика способствует работе преподавателей по развитию у учащихся интереса к гуманитарным наукам, вовлечению их во внеучебную образовательно-воспитательную работу.

Прежде чем начать занятия исторического кружка, мы постарались как можно шире информировать о нем учащихся, выявить тех из них, кто уже проявил повышенный интерес к истории, заинтересовать возможностями последующего общения.

При планировании занятий кружка ставилась задача, чтобы они не дублировали учебную программу, носили культурно-познавательный деятельный характер.

В программу кружка включены: работа учащихся с книгой, знакомство с экспозициями музеев, экскурсии, подготовка докладов и сообщений, просмотр видеофильмов. При этом учитывается острый дефицит времени, который испытывают курсанты, их загрузка аудиторными занятиями. Поэтому тематика кружковых заседаний строится так, чтобы она была разнообразной и отвечала пожеланиям участников.

Среди форм кружковой а, шире - внеаудиторной воспитательной работы полагаем полезным обратить внимание на просмотр (коллективный и индивидуальный) художественных и документальных кинофильмов исторической тематики.

Обращение историков к документальному и художественному кино и анализу того, как эти произведения воспринимались зрителями того времени и воспринимаются нашими современниками, дает возможность проводить исторические исследования на основе междисциплинарного взаимодействия (социология, искусствоведение, педагогика и т.д.).

Так, обращение к кино позволяет выявить его большие возможности для совершенствования процесса преподавания в вузе. Кинофрагменты документальных и художественных лент создают наглядность при анализе и раскрытии учебного материала, помогают комплексно рассмотреть реальные исторические события и их отражение в кинопроизведениях. Подбор и органичное включение киноиллюстраций в ткань занятий должны составлять, на мой взгляд, самостоятельный раздел методической подготовки руководителя кружка и повышения его научно-методической квалификации.

Главным критерием эффективности работы исторического кружка следует считать возросший интерес учащихся к изучению истории, реализацию творческого потенциала личности, четко выраженную гражданскую позицию молодого человека. В качестве инструментария для руководителя кружка при этом выступают опросы учащихся, уровень выполнения ими творческих заданий, проявленные ими инициатива и действия гражданской и общественно-значимой направленности.

Не подменяя и не заменяя учебных занятий по истории, исторический кружок призван способствовать формированию интереса курсантов к изучению прошлого и настоящего страны и своего края, активной гражданской позиции.

Таким образом, научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Выигрывают все: сам курсант приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним. Думается, что каждый преподаватель нашего вуза должен уделять научно-исследовательской работе курсантов не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

Список использованной литературы:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 384 с.

2. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2012. С. 380-383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.