Преподавание истории России и истории профессии
как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса вуза
Калач Е. В.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Социально-гуманитарный блок занимает достаточно большое место в учебных планах вузов. В связи с этим приобретает большую значимость преподавание истории России в вузе - актуальной и в тоже время очень сложной проблемы. Ее актуальность обусловлена тем, что без знания истории сформировать и воспитать патриота, гражданина, какую бы профессиональную деятельность он для себя ни избрал. А сложность вытекает из многих социально-экономических и гуманитарных процессов, протекающих в нашем обществе на протяжении 20 лет. Назовем лишь некоторые из них, особенно проявляющихся в ходе общения с молодежью, приходящей учиться в вуз. Это:
1. Изначальная слабая школьная подготовка по истории, которую обнаруживают первокурсники. Здесь можно приводить множество буквально анекдотических примеров.
2. Противоречивость изложения материала в школьных и вузовских учебниках истории.
3. Неадекватное, а порой и антиисторическое отображение событий, фактов и личностей в средствах массовой информации, особенно в телевизионных передачах. Ярчайший пример этого - фильмы и передачи последнего времени о ВОВ.
Таким образом, преподавание истории в вузах России за последние пятнадцать лет претерпело такие изменения, каких не знала ни одна дисциплина в системе гуманитарного образования. Неоднократно менялись названия курсов, их программы, цели, задачи и место истории в гуманитарном цикле. Сегодня, в связи с переходом вузов на образовательные стандарты третьего поколения у некоторых профессиональных направлений были сокращены часы на изучение истории России. В частности курсанты Воронежского института ГПС МЧС России, обучающиеся по специальности «пожарная безопасность» изучают историю в течение одного семестра в количестве 36 часов (18 часов лекций и 18 часов семинаров). Между тем, программа по дисциплине «История России» включает довольно широкий перечень разделов: начиная с IX в. и заканчивая 2008 г. В результате как бы мы не пытаемся соответствовать приоритетам ГОСа третьего
поколения, полноценно реализовывать его программные установки не удается. Более того, сокращение общего количества часов безусловно сказывается на качестве преподавания дисциплины: на лекциях и семинарах наблюдается значительная перегрузка рассматриваемых вопросов, что в свою очередь ведет к излишне поверхностному изучению того или иного периода истории России.
Понятно, названы далеко не все сложности, но и они, как мне представляется, позволяют судить о том, как не просто приходится сейчас вузовскому преподавателю истории России.
Что обнадеживает, на что мы можем опереться в своей работе в современных условиях? Отметим 4 момента:
1. Налицо всплеск интереса молодежи к истории своей страны. И на это мы призваны очень активно отзываться. Например, в нашем институте курсанты (а их устремления далеки от гуманитарных наук) очень охотно занимаются в историческом кружке, выполняют различные творческие задания за пределами обязательных учебных занятий.
2. На государственном уровне решается задача написания единого учебника по истории России. Принята его концепция, а следовательно, и мы имеем возможность иметь четкие ориентиры и базовые установки.
3. Мы сейчас имеем широкую возможность использовать в своей работе современные информационные системы и технологии.
4. Важным потенциалом углубления исторических знаний и развития интереса к ним у курсантов является введение в образовательный процесс в широком смысле этого понятия (и в аудиторную, и во внеаудиторную учебную деятельность) профессионального аспекта.
Вот на этом последнем моменте позвольте остановиться немного подробней.
В нашем институте при изложении учебного материала по истории России мы стремимся обязательно показать роль, значение и участие в тех или иных исторических событиях пожарных служб и конкретных личностей-профессионалов (А. Д. Львов, А. Д. Шереметьев, пожарные - ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС). Судя по отзывам курсантов, такой подход приносит положительные плоды в освоении общеисторических знаний. На первом курсе читается и отдельный специальный предмет «История пожарной охраны». Для его изучения подготовлено учебное пособие. Учебный курс, безусловно, способствует формированию исторического мышления курсантов, позволяет им шире увидеть гражданскую и гуманистическо-нравственную стороны своей будущей профессии.
Основываясь на опыте научно-педагогической работы в Воронежском институте ГПС МЧС России, нам хотелось бы высказать ряд суждений по некоторым аспектам обсуждаемой проблемы.
Прежде всего, представляется необходимым резко поднять статус истории пожарной охраны, преодолеть кризисные явления в ее развитии и функционировании (недостаток учебной литературы, методических материалов). Россия обладает одной из самых опытных в мире школ, готовящих специалистов в области пожарной охраны, а также славными боевыми традициями.
В разрабатываемых учебных пособиях по истории пожарной охраны и при преподавании данного предмета в вузах системы ГПС МЧС России необходимо
со всей убедительностью показывать, как на протяжении тысячелетней истории России нашим предкам приходилось вести зачастую неравную борьбу за сохранение памятников архитектуры и истории, которыми славится наша страна. Нынешнее и грядущие поколения работников пожарной охраны должны знать, какие жесточайшие испытания выпали на долю России.
Курс истории пожарной охраны в вузах ГПС МЧС России сейчас значительно сужен, поэтому важно и повысить действенность ее преподавания, полнее использовать воспитательные функции данной дисциплины. История пожарной охраны обладает большими возможностями - позволяет познать процессы изменения, происходящие в законодательстве пожарной охраны, эволюцию способов тушения пожаров, вскрывает закономерности и тенденции развития пожарного добровольчества в России. Важность изучения истории пожарной охраны состоит в том, что именно она формирует у будущих офицеров отношение к своему прошлому, что является важным условием его профессиональной жизнедеятельности.
Противопожарная служба нашей страны прошла славный и трудный путь от становления в XVI в. до сегодняшнего дня, когда она стала значимым подразделением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Значение истории пожарной охраны, представление о людях активно, а подчас героически способствовавших реализации возложенных на нее функций, умение с исторических позиций видеть закономерности, современные и перспективные направления развития, — является составной частью подготовки специалиста, профессией которого станет служение государству, обществу и людям в сфере поддержания противопожарной безопасности и борьбы с огненной стихией.
Изучающий историю пожарной охраны призван осознавать, что профессиональные знания, умения и навыки только тогда дадут полную отдачу, когда овладевающий ими человек сознательно подходит к делу, ощущает себя причастным к традициям, гражданином и патриотом своей страны.
Убеждены в полезности и возможности применения такого профессионально-ориентированного подхода в ходе изучения отечественной истории и в подготовке учителей, врачей, инженеров, военных и др. специалистов.
Конечно, у нас, преподавателей истории в вузах, немало трудностей. Но нас объединяет, и не будем бояться громких слов, та высокая гражданская миссия, которая на нас возложена государством и обществом. И из этого мы должны исходить, обсуждая проблемы и ища ответы на жизненные задачи, которые перед нами ставятся.
Библиографический список
1. Парашин А. Ю. Состояние патриотического воспитания молодежи в современном российском обществе / А. Ю. Парашин // Социология власти. - 2007. - № 2. - С. 15-19.