Научная статья на тему 'К проблеме становления и развития пожарно-технического образования в России'

К проблеме становления и развития пожарно-технического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ / FIRE-FIGHTING EDUCATION¸ / FORMATION AND DEVELOPMENT OF FIRE-FIGHTING EDUCATION¸ / PERSONNEL TRAINING IN FIRE PROTECTION SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Станислав Юрьевич

В статье отражена история становления и развития пожарно-технического образования в России с конца XIX века до настоящего времени. Представлено решение задач профессиональной подготовки кадров в области пожарной безопасности в средних специальных и высших учебных заведениях на разных этапах истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation and development of fire-fighting education in Russia

The article presents the history of formation and development of fire-fighting education in Russia since the end of the 19 th century and up to the present. It gives the solution for the problems of professional fire safety training in specialized secondary schools and higher educational institutions at different stages of the Russian history.

Текст научной работы на тему «К проблеме становления и развития пожарно-технического образования в России»

УДК [378:614.84] (091)(470)

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FIRE-FIGHTING EDUCATION IN RUSSIA

С. Ю. Антонов S. Y. Antonov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье отражена история становления и развития пожарно-технического образования в России с конца XIX века до настоящего времени. Представлено решение задач профессиональной подготовки кадров в области пожарной безопасности в средних специальных и высших учебных заведениях на разных этапах истории России.

Abstract. The article presents the history of formation and development of fire-fighting education in Russia since the end of the 19th century and up to the present. It gives the solution for the problems of professional fire safety training in specialized secondary schools and higher educational institutions at different stages of the Russian history.

Ключевые слова: пожарно-техническое образование, становление и развитие пожарно-технического образования, подготовка кадров в пожарной охране.

Keywords: fire-fighting education3 formation and development of fire-fighting education3 personnel training in fire protection service.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный этап развития общества характеризуется интенсивным развитием различных производств и технологий. Поэтому все более актуальными становятся проблемы техногенной безопасности, а следовательно, и проблемы подготовки кадров для сферы пожарной и техносферной безопасности. По-жарно-техническое образование в России всегда соответствовало запросам общества, ориентировалось на его самые актуальные проблемы. Сегодня опыт подготовки кадров в области пожарной безопасности используется не только в учебных заведениях МЧС, но и в других вузах, располагающих соответствующей базой и кадрами.

Целью данной работы является изучение истории пожарно-технического образования России с конца XIX века до настоящего времени.

Материал и методика исследований. В статье был использован комплекс теоретических методов: анализ научной литературы и статистических данных по проблеме исследования, изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ профессиональных учебных заведений России.

Результаты исследований и их обсуждение. Истоки подготовки кадров пожарной безопасности имеют более чем столетнюю историю [1].

В конце XIX века стало ясно, что пожарная охрана Российской империи нуждается в формировании системы подготовки профессиональных руководителей тушения пожаров, инженеров по соблюдению правил пожарной безопасности. На съезде русских пожарных в Нижнем Новгороде в 1896 г. было признано необходимым основать специальное учебное заведение для подготовки «руководителей огнетушения и организаторов противопожарных мер». Особенно горячо ратовал за это председатель Совета Императорского Российского пожарного общества князь А. Д. Львов. По почину нижегородского генерал-губернатора Н. М. Баранова было собрано несколько тысяч рублей на открытие школы брандмейстеров, и деньги вручили Совету пожарного общества с поручением осуществить это намерение.

В апреле 1905 г. и марте 1906 г. вышли постановления Петербургской Городской думы об учреждении курсов пожарных техников (далее - Курсы) на основании устава Министерства внутренних дел. Избранный Думой Попечительский совет Курсов с весны 1906 г. приступил к их организации. Заведующим Курсами был назначен морской офицер Павел Казимирович Яворовский, потомственный дворянин из Полтавы. Торжественное открытие нового учебного заведения состоялось 5 октября 1906 г.

Обучение на Курсах было рассчитано на два года. В течение этого времени курсантами изучалось более двадцати предметов, в том числе: архитектура и строительное искусство, пожарная механика, электротехника, математика, иппология (учение о лошади), беседы по пожарным вопросам, пожарная тактика, сельское огнестойкое строительство, практические занятия по пожарному делу, пожарное законоведение.

Вначале перед Курсами ставилась одна цель - подготовка брандмейстеров для столичной пожарной команды. Но П. К. Яворовскому удалось впоследствии добиться расширения программы. Нужны были брандмейстеры в провинцию, а также инструкторы противопожарных мер в ведомства, на фабрики, заводы, железные дороги. П. К. Яворов-ский со знанием дела организовал учебный процесс, максимально насытив его разнообразными занятиями, которые начинались в восемь часов и заканчивались к пяти вечера. Все курсанты посменно входили в боевые расчеты Образцовой команды и с нею выезжали на пожары, работая наравне с постоянным составом. После первого года обучения курсанты проходили стажировку в провинциальных пожарных командах, а выпускников зачисляли на несколько недель в различные пожарные части Петербурга для приобретения необходимого опыта. Затем их направляли на должности брандмейстеров городских пожарных команд, пожарных команд на заводах и фабриках, железных дорогах, в военных портах и т. п.

В период Первой мировой войны (1914-1918 гг.) весь государственный механизм был перестроен на военный лад. Курсы приняли посильное участие в деятельности организаций, оказывающих помощь больным и раненым воинам [6].

В декабре 1916 г., когда пожары на фабриках и заводах, работающих на оборону, стали принимать эпидемический характер, было начато проектирование противопожарной инспекции при отделе страхования и противопожарных мер. Однако этот вопрос остался неразрешенным, была лишь организована комиссия при Морском министерстве под председательством П. К. Яворовского для объединения противопожарной деятельности разных ведомств.

Руководство, переменный состав Курсов были преисполнены желания и сил и дальше трудиться для удовлетворения насущных нужд отечественного противопожарного дела. П. К. Яворовский и его помощники рассчитывали (при поддержке правительства) в ближайшем будущем преобразовать Курсы в институт, но этому помешали события 1917 г.

В апреле 1918 г. был учрежден Пожарный совет, а в декрете «Об организации государственных мер борьбы с огнем» по настоянию П. К. Яворовского и Ф. Э. Ландезена, вошедших в группу пожарных специалистов, разрабатывающих проект этого документа, было указано, что одной из главных обязанностей учрежденного совета является рассмотрение предположений, касающихся подготовки специалистов пожарного дела.

На рассмотрение Пожарного совета была представлена система подготовки кадров для пожарной охраны, которая включала: краткосрочные трехмесячные курсы инструкторов; обучение в средних учебных заведениях (Пожарном техникуме, Пожарно-техническом училище, Пожарной школе); высших учебных заведениях (Пожарно-техническом институте).

В июле 1918 г. учебная секция Пожарного совета уже обсуждала проект устава и учебный план Пожарно-технического института, в котором впервые решено было готовить пожарных инженеров.

Институт был открыт в октябре 1919 г. в здании, где уже размещались Пожарно-техническое училище (так стали называться бывшие Курсы пожарных техников) и Учебная пожарная команда. Ректором института был назначен П. К. Яворовский. После приема студентов, подбора преподавателей и проведения других организационных работ в январе 1920 г. начались занятия [5].

Учебный план института, рассчитанный на трехгодичный срок обучения, содержал дисциплины общетехнические, специальные (инженерные) и основы страхового дела.

В 1922 г. в связи со смертью П. К. Яворовского и финансовыми затруднениями были закрыты и Пожарно-технический институт, и Пожарно-техническое училище.

Только через несколько лет единомышленникам П. К. Яворовского удалось оживить его стройную систему подготовки специалистов пожарного дела, которая стала служить процветанию пожарно-технического просвещения.

Во время становления Советской власти и до Великой Отечественной войны постоянное совершенствование работы пожарной охраны требовало укомплектования ее квалифицированными специалистами, а также постоянного повышения их идейного, политического уровня и специальной подготовки. В этот период в пожарной охране НКВД ощущалась большая нужда в среднем командном составе (начальниках команд, помощниках, инспекторах и инструкторах профилактики). Поэтому с 1923 по 1925 г. во многих российских городах были организованы различные краткосрочные пожарно-технические курсы. Необходимо отметить, что на всех курсах обучение сочеталось с практической работой курсантов. Они несли службу в боевых расчетах и выполняли обязанности инструкторов профилактики. Поскольку курсы комплектовались пожарными работниками, не имеющими необходимого образовательного ценза, программа предусматривала также прохождение минимума общеобразовательных дисциплин.

В условиях восстановления и роста народного хозяйства (1920-1930-е гг.) краткосрочные пожарно-технические курсы не могли решить задачи подготовки высококвалифицированных специалистов. Петроградский пожарно-технический институт, начавший успешно свою работу в январе 1919 г., в 1921 г. был упразднен ввиду отсутствия необходимых средств на его содержание в условиях тяжелого экономического положения

в стране, так и не сделав ни одного выпуска инженерных кадров для пожарной охраны НКВД. Студенты этого втуза были переведены для завершения учебы на специально созданный при Политехническом институте факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который сделал последний выпуск инженеров для пожарной охраны в 1923 г., после чего также был упразднен.

При поддержке Госстраха и других заинтересованных организаций 1 декабря 1924 г. в Ленинграде был открыт пожарный техникум с трехгодичным сроком обучения. В техникум принимали тех, кто имел законченное общее среднее образование и стаж службы в пожарных командах. Тщательный подбор студентов и преподавателей обеспечил высокий уровень подготовки выпускников Ленинградского пожарного техникума.

К концу 1927 г. была организована последовательная подготовка пожарных специалистов, которая предусматривала: подготовку пожарных техников в открывающихся техникумах; повышение квалификации пожарных работников городского, уездного и окружного масштаба и ведомственных предприятий на губернских и областных пожарно-технических курсах; повышение квалификации начальников сельских добровольных пожарных дружин, сельских и волостных пожарных старост.

Наметившиеся к концу 1920-х гг. научно-технические достижения в различных областях народного хозяйства обусловили необходимость внедрения их и в пожарное дело. В 1930 г. было создано Всесоюзное научное пожарно-техническое общество с отделениями в республиках, краях и областях, призванное объединить широкие массы пожарных работников, научных кадров, студенчества. В задачи общества, которое имело четыре направления - техническое, эксплуатационное, стандартизации и химического тушения, входило рассмотрение вопросов, связанных с ускорением темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело.

Техническое обновление предприятий, пуск новой пожарной техники, выведение «Единых норм строительного проектирования» потребовали повышения специальных знаний. С этой целью расширяется сеть учебных заведений. В июле 1931 г. в Ленинграде открывается отделение при заочном пожарном техникуме, а в конце года - пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Вскоре эти учебные заведения были закрыты, а подготовка кадров была сосредоточена в Ленинградском пожарном техникуме.

Большое влияние на дальнейшее развитие пожарной охраны оказало открытие в сентябре 1933 г. в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) отделения (очной и вечерней формы обучения) по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности. В гражданских вузах ввели обязательную дисциплину «Пожарная безопасность». В структуре НКВД было открыто 20 школ по подготовке и переподготовке высшего, старшего и среднего начальствующего состава, 46 - готовили младших командиров. Для рядового состава была организована первоначальная подготовка по месту службы.

В 1936 г. на базе ЛИИКС был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который был передан в ведение Главного управления пожарной охраны (ГУПО) НКВД СССР. Под Ленинградом создается также школа военизированной пожарной охраны (ВПО) № 1 им. Куйбышева, которая в 1934 г. перейдет в ведение НКВД СССР, а в июле 1941 г. соединится с пожарным техникумом, и объединенное учебное заведение получит наименование Ленинградской школы ВПО № 2 НКВД СССР (в 1946-1986 гг. -Пожарно-техническое училище МВД СССР).

В связи с войной факультет инженеров противопожарной обороны ЛИИКС вынужден был временно прекратить свою работу, и последний выпуск специалистов был произведен в 1946 г.

В предвоенные годы развернулась работа и по подготовке кадров для ведомственной пожарной охраны. В 1935 г. были открыты отделения для подготовки и переподготовки пожарных специалистов для армии и флота. В Ростове-на-Дону в системе Наркомата угольной промышленности в 1936 г. был организован техникум по подготовке пожарных техников для предприятий угольной промышленности. Открылись пожарно-технические школы при Наркомате путей сообщения и других ведомствах.

Таким образом, в предвоенный период в нашей стране была создана сеть учебных заведений по подготовке специалистов пожарного дела, которая продолжала расти и развиваться.

Во время Великой Отечественной войны нормальная работа учебных заведений была прервана, часть учебных заведений прекратила подготовку, а оставшиеся перешли на ускоренный выпуск.

Одной из первоочередных задач в пожарной охране в послевоенный период стала подготовка кадров пожарных специалистов. На базе пожарных техникумов и школ были созданы пожарно-технические училища для подготовки техников пожарного дела. Открылся ряд областных и межобластных школ младшего командного состава. Для подготовки и переподготовки руководящего состава в 1948 г. были открыты Высшие пожарно-технические курсы, где основной преподавательский состав состоял из бывших преподавателей факультета инженеров противопожарной обороны ЛИИКС.

Началась подготовка и начальствующего состава для сельских добровольных пожарных дружин. В 1957 г. был открыт факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР, в 1960 г. состоялся первый выпуск специалистов. Подготовка кадров пожарной охраны была направлена на воспитание личного состава в духе высокой сознательности, патриотизма, интернационализма. Эти качества вырабатывались в упорной учебе, повседневном труде, активном участии в общественной жизни. В ходе учебы личный состав пожарной охраны подготавливался к умелым и самоотверженным действиям по тушению пожаров, качественному проведению работы по предупреждению пожаров на объектах народного хозяйства, бдительному несению службы и строжайшему соблюдению дисциплины.

Для начальствующего состава пожарной охраны немаловажное значение имело приобретение необходимых организационных и командных навыков, навыков работы в коллективе на фабриках и заводах, в общественных организациях и среди населения. Эти навыки приобретались в процессе учебы в пожарно-технических учебных заведениях, при курсовой подготовке и переподготовке, в практической работе.

Основными формами подготовки кадров в пожарной охране в 1960-е гг. являлись:

- начальная подготовка вновь поступивших в пожарных частях;

- последующая подготовка пожарных в дежурных караулах пожарных частей;

- подготовка младшего начальствующего состава (командиров отделений и младших инспекторов по профилактике) в учебных заведениях;

- подготовка среднего начальствующего состава (начальников караулов и инспекторов по профилактике) в пожарно-технических училищах;

- подготовка начальствующего состава на факультете инженеров противопожарной техники и безопасности Высшей школы;

- служебная командирская подготовка начальствующего состава, проводимая по месту работы на специальных сборах.

Немаловажное место занимала подготовка начальствующего состава ведомственной пожарной охраны, начальников добровольных пожарных дружин на сборах и курсах, населения к предупреждению пожаров и борьбе с ними. Принятое в 1966 г. решение о сосредоточении пожарных частей и команд в системе пожарной охраны Министерства охраны общественного порядка СССР и о создании на этой базе единой пожарной охраны поставило новые задачи: необходимо было в короткий срок обеспечить подготовку влившегося в пожарную охрану личного состава, так как от этого в значительной мере зависело качество охраны населенных мест и промышленных объектов [4].

Начальная подготовка рядового пожарного производилась непосредственно в пожарных частях и продолжалась 12-15 дней. Она давала элементарную подготовку вновь поступившим пожарным для того, чтобы их можно было включить в состав боевых расчетов. Качество этой подготовки непосредственно зависело от ее организации начальствующим составом пожарных частей. В период начальной подготовки вновь поступившие изучали организацию службы в пожарных частях, основы пожарной профилактики, по-жарно-техническое вооружение, проходили пожарно-строевую и пожарно-тактическую подготовку. Последующая более глубокая подготовка пожарных в караулах имела цели:

- непрерывно пополнять знания и практические навыки по предупреждению и тушению пожаров, по несению службы и эксплуатации пожарной техники;

- тренировать в правильной, четкой и слаженной работе отделений и караулов с пожарно-техническим вооружением для обеспечения успешных действий по тушению пожаров в любых условиях;

- воспитывать бдительность, дисциплинированность, смелость и инициативу; совершенствовать методические знания и навыки начальствующего состава по руководству подразделениями на пожарах и при проведении учебных занятий.

В процессе этого обучения, планируемого из расчета 392 учебных часа в год, проводились занятия по дальнейшему, более углубленному, изучению организации пожарной охраны, пожарной профилактики, пожарно-технического вооружения, осуществлялась пожарно-строевая, пожарно-тактическая и физическая подготовка личного состава.

Для лучшего усвоения изучаемого материала применялись учебная литература и различные наглядные пособия. В этих же целях в пожарных частях имелись учебные классы, оборудованные макетами, приборами, плакатами и схемами. Для повышения физической натренированности личного состава и совершенствования приемов работы с пожарно-техническим вооружением при пожарных частях были оборудованы спортивные городки с учебными четырехэтажными башнями, 100-метровыми полосами с препятствиями, гимнастическими снарядами и др. Именно в этих городках занимались по-жарно-прикладным спортом. Была введена спортивная классификация с присуждением звания мастера прикладного спорта и спортсменов первого, второго и третьего разряда. В пожарных частях и гарнизонах ежегодно проводились соревнования по пожарно-прикладному спорту. Занятия с рядовым составом в пожарных частях носили преимущественно практический характер, они заключались в приведении в действие имеющегося в части пожарно-технического вооружения и использовании средств тушения пожаров.

При этом занятия по пожарной тактике и пожарно-строевой подготовке проводились на различных объектах в районе выезда части и предусматривали боевое развертывание, подачу воды и других огнегасящих средств и т. д. Специальная подготовка проводилась с дежурными телефонистами и шоферами по детальному изучению района выезда части.

Подготовку младшего начальствующего состава пожарной охраны производили в областных, межобластных, краевых и республиканских учебных отрядах с девятимесячным сроком обучения [2].

Подготовка включала:

- воспитание политически грамотных, дисциплинированных, волевых командиров, имеющих организационные навыки в работе с личным составом;

- приобретение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков в организации и проведении профилактической работы на объектах народного хозяйства;

- приобретение и повышение знаний и навыков по обучению и воспитанию подчиненных;

- совершенствование знаний по содержанию и применению находящейся на вооружении пожарной охраны техники.

Подготовка в учебных отрядах включала в себя изучение таких дисциплин, как: организация службы и подготовки, пожарно-техническое вооружение, пожарно-строевая подготовка, пожарная тактика, пожарная профилактика, автомобильное дело. После окончания обучения в учебном отряде младшие командиры совершенствовали свои знания непосредственно в пожарных частях, где с ними проводились соответствующие занятия.

Подготовка среднего начальствующего состава осуществлялась в пожарно-технических училищах со сроком обучения 2,5 года. В пожарно-технических училищах изучали общеобразовательные и общетехнические дисциплины по программам средних технических учебных заведений (техникумов) Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В училищах изучали специальные дисциплины: пожарную тактику, организацию службы и подготовки, пожарную профилактику в строительном деле и на объектах народного хозяйства, общую электротехнику и пожарную профилактику в электроустановках, пожарное водоснабжение и прикладную пожарную гидравлику, организацию профилактической работы, основы термодинамики и теплопередачи, основы электроники, специальную химию, пожарно-техническое вооружение, автомобильное дело, пожарную связь, пожарно-строевую подготовку и некоторые другие дисциплины [3].

Пожарно-технические училища располагали необходимыми учебными кабинетами и лабораториями для более глубокого усвоения материала. Большое значение в училищах придавалось практическому обучению курсантов. В каждом училище имелась учебная пожарная команда, в которой дежурили курсанты. Здесь с ними проводились практические занятия, они выезжали на пожары, возникающие в городе, где было размещено училище. После окончания училища многих выпускников назначали на должности начальников караулов и им самим приходилось проводить занятия с личным составом. В таком случае лучшим принципом обучения являлось: «Действуй, как я». Курсантов училища обучали в совершенстве владеть приемами работы с приборами пожар-но-технического вооружения, они приобретали командные и организационно-

методические навыки обучения личного состава пожарных частей по пожарно-строевой подготовке. В учебных группах проводились соревнования на лучшее выполнение нормативов по пожарно-строевой подготовке, большая часть курсантов получала разряд по пожарно-прикладному спорту.

Кроме работы в пожарных частях, курсанты получали необходимые навыки по организации и проведению профилактической работы на объектах. С этой целью они проводили пожарно-технические обследования на различных объектах народного хозяйства, учились выявлять нарушения противопожарных норм и противопожарного режима, намечать необходимые мероприятия для улучшения противопожарного состояния объектов и оформлять результаты обследований.

Подготовка инженеров противопожарной техники и безопасности производилась на соответствующем факультете при Высшей школе МВД СССР. Срок обучения на очном отделении составлял 4 года, на заочном - 5 лет. То, что на факультет принимали лиц начальствующего состава после окончания ими пожарно-технических училищ и трех лет практической работы, обеспечивало их хорошую подготовку к будущей деятельности. На факультете слушатели получали общетеоретическую подготовку, такую как в технических высших учебных заведениях строительного профиля. Они изучали марксизм-ленинизм, высшую математику, теоретическую механику, начертательную геометрию, физику, химию, один из иностранных языков и другие дисциплины общетеоретического характера. Слушатели также изучали дисциплины строительного и специального пожарного профиля, в области строительства - сопротивление материалов, строительные материалы, части зданий, инженерные конструкции (железобетонные, каменные, металлические и деревянные), и проходили строительную практику. Специальный профиль включал: пожарную профилактику в строительном деле, в технологических процессах производства; основы термодинамики и теплопередачи; пожарную профилактику в электроустановках; пожарную тактику; организацию пожарной охраны; машины и аппараты тушения пожаров; противопожарное водоснабжение и прикладную пожарную гидравлику; пожарную связь и другие дисциплины.

Таким был период становления пожарно-технического образования в России.

В настоящее время головным пожарно-техническим образовательным учреждением России, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области пожарной безопасности по программам начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, является Академия Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Подготовку специалистов пожарной безопасности наряду с Академией ГПС осуществляют Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Воронежский, Ивановский и Уральский институты ГПС МЧС России, а также профильные факультеты и кафедры других вузов страны.

Академия ГПС МЧС России выпускает основную часть специалистов в области пожарной безопасности (56 % - с высшим образованием и 76 % - со средним). Ежегодно ее выпускниками становятся более тысячи специалистов в области пожарной безопасности. Более 2 тысяч специалистов были подготовлены для пожарной охраны Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Йемена, Кубы, Монголии, Никарагуа, Чехии, Словакии и других стран, в том числе около 700 человек обучались на курсах повышения квалификации руководящих работников пожарной охраны, более

70 человек - в адъюнктуре и докторантуре. Постепенно восстанавливается система подготовки специалистов в области пожарной безопасности для Армении, Вьетнама, Латвии, Монголии, Югославии и других иностранных государств.

Академия поддерживает связи по проблемам обеспечения пожарной безопасности с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями России, Азербайджана, Англии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Канады, Кипра, Китая, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, США, Турции, Украины, Узбекистана, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Японии.

Актуальность проблемы защиты от чрезвычайных ситуаций обусловила открытие специальностей в области пожарно-технического образования во многих вузах России, в том числе непрофильных. Например, подготовку специалистов или бакалавров по направлениям «Техносферная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Пожарная безопасность» и другим осуществляют в Донском государственном техническом университете (с 2008 г.), Майкопском государственном технологическом университете (с 2006 г.), Ростовском государственном строительном университете (с 1999 г.), Сибирском университете нефти и газа (с 2008 г.), Воронежском государственном архитектурно-строительном университете (с 2003 г.), Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (с 2008 г.), Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова (с 2005 г.), Волгоградском архитектурно-строительном университете (с 2001 г.), Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева (с 2007 г.). Как правило, вузы тесно сотрудничают с учреждениями и организациями МЧС, приглашают в штаты уволенных в запас сотрудников. Можно утверждать, что консолидация усилий системы образования и сотрудников МЧС по подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности обеспечивают качественную подготовку профессионалов в соответствии с требованиями времени.

Резюме. Анализ становления и развития пожарно-технического образования в России дает основание утверждать, что у каждой системы образования есть собственный опыт, способный обогатить систему профессионального образования.

Основные проблемы, которые стоят перед профессиональным образованием сегодня, связаны с необходимостью разработки принципиально новых профессиональных образовательных программ. Нуждается в обновлении кадровый потенциал образовательного процесса. Актуальными остаются проблемы, касающиеся уровня подготовки абитуриентов и трудоустройства выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, С. Ю. История пожарной охраны и МЧС : учебное пособие / С. Ю. Антонов, И. В. Ситка, Е. П. Сурьянинова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 432 с.

2. Брушлинский, Н. Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы / Н. Н. Брушлин-ский. - М. : Стройиздат, 1981. - 152 с.

3. Голубев, С. Г. Пожарное дело в СССР / С. Г. Голубев, Ф. Б. Зильберштейн, П. С. Савельев. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1968. - 307 с.

4. Евтюшкин, Н. М. Некоторые вопросы организации и развития пожарной охраны в СССР / Н. М. Ев-тюшкин ; под ред. С. Г. Голубева. - М. : Прогресс, 1962. - 165 с.

5. Холодилин, Н. Для пользы Отечества / Н. Холодилин // Пожарное дело. - 1990. - № 6. - С. 40-42.

6. Щаблов, Н. Н. Пылающая Русь / Н. Н. Щаблов. - СПб. : АО Пожсервис, 1996. - 484 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.