С. АЛЕКСЕЕВ, помощник начальника института
Самое интересное и поучительное
Пожарные команды существовали во всех крупных городах задолго до начала XX в. Правда, в основном пожарная повинность ложилась на плечи самих горожан. Дело это было обременительным и опасным, но до поры считалось несложным. Необходимость в подготовке профессиональных огнеборцев назрела к концу XIX столетия. В 1896 г. на съезде пожарных и страховых деятелей, проходившем в Нижнем Новгороде, было принято решение об открытии школы брандмейстеров для пожарной охраны городов Российской империи. Поскольку реализация этого мероприятия приняла затяжной характер, гласный Санкт-Петербургской городской думы Федор Эдуардович фон Ландезен, видный пропагандист пожарного дела, возглавлявший в то время Пригородное пожарное общество и 8 его добровольных команд, инициировал создание общеобразовательного учреждения по подготовке брандмейстеров для Санкт-Петербургской пожарной команды. Эта инициатива нашла понимание в Городской думе, которая в 1902 г. постановила: «Поручить городской управе представить особый доклад по вопросу об устройстве школы брандмейстеров ». Но, очевидно, из-за финансовых трудностей лишь 6 апреля 1905 г. был принят ряд постановлений, положивших начало новому учебному заведению, которое получило наименование «Курсы пожарных техников ».
Для размещения курсов выделили построенное для Ямского пожарного резерва здание на углу Лиговки и Обводного канала. На первом этаже размещались служебные помещения. Второй этаж отвели для образцовой (учебной) пожарной части. На третьем этаже находились помещения кур-
Первое пожарно-техническое учебное заведение в России
сов: актовый зал с библиотекой и музеем, классы, лаборатории, столовая, казарма.
Выбранный Городской думой согласно уставу курсов Попечительский совет приступил к организации учреждения. Заведующим курсами назначили Ф.Э. фон Ланде-зена. Именно благодаря ему в короткий срок, без обычных в таких случаях раскачек и заминок, была налажена их плодотворная работа.
Прежде всего сформировали обоз и подобрали личный состав образцовой пожарной команды, состоящей на курсах в виде «учебного пособия». Команда была организована по берлинскому образцу и состояла из 42 человек. На их вооружении находились газовая труба завода Брауна, линейка завода Эвальд, паровая машина завода Буш, механическая лестница системы Либа, карета скорой помощи («прародитель » современной медицинской службы скорой помощи). К 1 августа команда была полностью укомплектована и стала
выезжать на пожары. ■
Ф. Э. фон Ландезен
Курсы пожарных техников, предусматривающие двухгодичное обучение, открылись 18 октября (5 октября по старому стилю) 1906 г. На первый курс принималось 20 человек. Понимая, что специалист в области пожарного дела должен обладать широким кругозором, Попечительский совет ввел в учебную программу более 20 предметов. Курсисты (так тогда называли курсантов) изучали устройство пожарных машин, теорию горения, электротехнику, физику, математику, иппологию (учение о лошади) и другие дисциплины. Практические занятия проводились по химии, оказанию первой медицинской помощи, ремонту пожарной техники и т.д. Занятия вели профессора С.Е. Савич, Д.С. Зернов, В.Н. Ипатьев, Г.И. Турнер, В.Я. Флоренсов, инженеры Э.А. Геннекен, Г.П. Мер-сессов, А.С. Гулин, У.Ф. Сарен, И.Я. Стацевич, Л.И. Толочко, Э.Э. Лунд,
Н.Г. Серговский, А.А. Пресс, врач А.М. Лебберг и др.
Особое внимание, что стало характерным для дальнейшего развития среднетехнической системы образования пожарных специалистов, уделялось практическому обучению. Курсисты по очереди состояли в пожарном расчете образцовой пожарной команды и регулярно выезжали на пожары. В специально оборудованных мастерских они овладевали навыками столярного, кузнечного, слесарного дела, выполняли работы по ремонту обоза, ковке лошадей и др. Наряду с изготовлением простейших пожарных инструментов (топоров, багров, различных крюков), курсисты выполняли работы на уровне новых технических решений. В1908 г. по собственным чертежам ими была изготовлена газовая труба в три раза дешевле заграничной и со значительно уменьшенным весом. Вскоре мастерские стали принимать заказы на изготовление различных инструментов из других пожарных команд.
Курсисты не только обучались пользоваться пожарно-техническим оборудованием, но и овладевали навыками тушения пожаров, привлекались к проведению различных испытаний, например, огнетушителей, насосов, строительных материалов на их огнестойкость, пожарных рукавов, спасательных устройств. В летнее время по-
Первое здание Курсов пожарных техников
стигалась тактика действий на пожарах в пожарных командах Санкт-Петербурга и других городов. Процесс обучения второго года включал обследование различных зданий и предприятий, изучение производственных процессов.
Такая всесторонняя подготовка позволяла не только осваивать требования службы, но и приобретать навыки руководителя команды - брандмейстера.
При курсах был организован технический совет, председателем которого являлся профессор Дмитрий Сергеевич Зернов. На совете рассматривались новые технические идеи в области пожарной безопасности, проводились научные опыты и др. В деятельности совета принимали участие видные ученые, инженеры Санкт-Петербурга, преподаватели курсов. При заслушивании докладов присутствовали и курсисты.
Практические и теоретические занятия подкреплялись воспитательной работой. Помимо специальной библиотеки, лаборатории и физического кабинета, в здании курсов для пропаганды пожарного дела и повышения профессионального кругозора обучающихся был оборудован музей (в нем насчитывалось более 1 000 экспонатов). Курсисты посещали выставки, музеи, театры города.
При выпуске подготовка оценивалась строгой комиссией. На первые выпускные экзамены пригласили представителей городского управления, Министерства внутренних дел, членов Императорского российского пожарного общества, всех брандмейстеров петербургской пожарной команды во главе с брандмейстером А.В. Литвиновым.
О качестве работы свидетельствует тот факт, что ряд преподавателей и выпускников курсов стали основоположниками новых технических и научных направлений. Преподаватель Э.Э. Лунд в соавторстве с василеостровским брандмейстером П.А. Федотовым в 1907 г. написал книгу «Пожарная тактика», где впервые в популярной форме были даны рекомендации по
действиям пожарных при ликвидации горения на различных объектах. В том же году было издано первое учебное пособие по химии горения - «Учение о пожаре ». Его автор инженер-технолог Н.Г. Серговский последовательно изложил начала химии, огнетушения, исследования пожаров. Эти примеры можно продолжить - так постепенно формировалась учебно-методическая база.
За активную и плодотворную деятельность в должности заведующего курсами пожарных техников и руководителя Пригородного пожарного общества Федора Эдуардовича фон Ландезена осенью 1908 г. избрали гласным Государственной думы, где он стал работать на постоянной основе и проявил себя как идейный организатор и автор целого ряда юридических документов и законодательных предложений в области пожарной безопасности.
В том же году по рекомендации Ф.Э. Ландезена заведующим курсами был назначен главный начальник пожарных команд Пригородного пожарного общества, инженер-технолог, выпускник Санкт-Петербургского политехнического института, в прошлом морской офицер Павел Казимирович Яворовский, который дал новый импульс развитию не только этого учебного заведения, но и всей системы пожарно-технического образования. Плодотворная деятельность возглавляемых П.К. Яворовским курсов неоднократно отмечалась Императорской благодарностью, поощрялась Министерством внутренних дел, Императорским Пожарным обществом, пожарными и страховыми съездами. Работы курсантов награждались на выставках, удостаивались высоких оценок деятелей пожарной охраны и специалистов по городскому благоустройству. Но самой высокой благодарностью были письма губернских и городских властей с отзывами на работы выпускников, свидетельствующие об их высоком профессионализме и всесторонней подготовленности. Закончивших курсы направля-
Тактическим направлением пожарно-технического обучения являлась подготовка специалистов, способных решать практические задачи. В 1916 г., в 10-летний юбилей курсов, газеты отмечали: «Россия не только обогатилась новым учебным заведением, но и создала новый тип его, дотоле неизвестный ни в одном государстве ». Последующие революционные потрясения 1917 г. приостановили работу курсов почти на полтора года...
Стройная система подготовки пожарных
14 февраля 1918 г. П.К. Яворовский на педагогическом совете курсов доложил о решении переименовать учебное заведение в Пожарно-техническое училище и передать его в ведение Комиссариата по просвещению.
8 апреля того же 1918 года Пожарно-ли на должности брандмейстеров в город- техническое училище переподчинили Ко-ские части, на заводы, железные дороги. миссариату по делам страхования. В июле В 1912 г. курсы посетили представите- была образована комиссия под председа-ли Британского комитета предупреждения тельством профессора Петра Ивановича пожаров во главе сЭ. Саксом (основателем Дмитриева по приему училища, а осенью комитета). В отчете они отмечали, что «са- произведен набор 30 учащихся на первый мым интересным и наиболее поучительным курс. В училище принимались мужчины не в области пожарного дела в России, без всякого сомнения, является существующая в Петербурге школа пожарных техников, имеющая целью подготовить брандмейстера со столь солидными техническими познаниями, чтобы они соответствовали обязанности организатора и начальника пожарной охраны в городах
и селениях...» Пожарная команда у пожарной машины
П. К. Яворовский
моложе 18 лет, годные к военной службе и сдавшие вступительные экзамены по алгебре, физике и геометрии.
В это же время П.К. Яворовский возобновил задуманную в 1915 г. работу по созданию высшего пожарно-технического общеобразовательного учебного учреждения. После подписания 17 апреля 1918 г. Декрета СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» он представил в созданный при Комиссариате страхования и борьбы с огнем Пожарный совет программу подготовки кадров для пожарной охраны молодой Республики Советов. Она включала краткосрочные трехмесячные курсы инструкторов, средние учебные заведения (пожарный техникум, пожарно-техническое училище, пожарную школу), высшие учебные заведения (пожарно-технический институт, пожарно-технический факультет при вузе). Представленная стройная система учебных заведений пожарно-техническо-го профиля оказалась настолько удачной, что все предложенные Яворовским виды учебных заведений (даже с повторением названий) впоследствии успешно осуществляли подготовку специалистов.
Одобрив проект Яворовского, учебная секция Пожарного совета уже в июле 1918 г. обсуждала конкретные меры по реализации программы в части подготовки инженерных кадров для пожарной охраны. Были рассмотрены и утверждены Устав и учебный план Петроградского пожар-но-технического института. Ректором института был назначен П.К. Яворовский, а проректорами стали: по учебной работе -известный деятель пожарно-страхового дела Дмитрий Николаевич Бородин, по хозяйственной части - Николай Павлович Требезов. Как и ранее, Павел Казимирович вел тщательный подбор профессорско-преподавательских кадров, костяк которых составили, естественно, опытные работники Пожарно-технического училища.
Организованный на базе училища институт, вошедший в отдел технических и профессиональных учебных заведений Народ-
ного комиссариата по просвещению, приступил к работе в октябре 1919 г. Перед институтом поставили задачу подготовки специалистов в области пожаротушения. В январе 1920 г. начались занятия. Учебный план был рассчитан на три года и включал блоки общетехнических и специальныхдисциплин, а также основы страхового дела.
За вклад в науку Ученый совет присвоил ученое звание профессора П.К. Яворов-скому, Д.Н. Бородину, Н.П. Требезову. Это решение было утверждено, и в пожарной охране России появились свои ученые.
В соответствии с «Положением о краткосрочных курсах» Народного комиссариата просвещения от 26 декабря 1919 г. одновременно с организацией учебного процесса при институте были созданы одногодичные курсы подготовки красных брандмейстеров. Такая форма обучения диктовалась острой нехваткой квалифицированных кадров пожарной охраны. Первый выпуск 42 курсантов-кроткосрочников состоялся в 1920 г. В том же году ректор института П.К. Яворовский ушел из жизни.
Его дело продолжил известный деятель пожарно-страхового дела, в прошлом выпускник Московского государственного университета Константин Моисеевич Яич-ков. Однако из-за отсутствия необходимых средств на содержание самостоятельного учебного заведения в 1922 г. институт был преобразован в факультет пожарной техники Петроградского политехнического института, где и завершили обучение ранее принятые в институт. Выпускники факультета - первые пожарные инженеры - были направлены в распоряжение Высшего совета народного хозяйства. Подготовка специалистов для пожарной охраны городов в этот период осуществлялась на краткосрочных курсах.
Работа пожарно-технического учебного заведения возобновилась только в 1924 г. На базе бывшего Пожарно-технического института был образован Ленинградский пожарный техникум. Заведующим назначен (по совместительству) начальник Уп-
равления пожарной охраны города Ленинграда и области, в прошлом горный инженер, выпускник Горного института Василий Сергеевич Бекташев.
В.С. Бекташев начал свою деятельность с подбора профессиональных кадров. На должность заведующего учебной частью назначается бывший брандмайор Петрограда Василий Фролович Смирнов. Костяк коллектива составили преподаватели, работавшие в Пожарно-техническом училище, институте и на факультете пожарной техники. Из петроградских вузов были приглашены: доцент Г.Н. Макаревский - для чтения курса по пожарной сигнализации, профессор А.А. Сурин и доцент М.В. Поз-днеев - гидравлики и пожарного водоснабжения, профессор В.Г. Тидеман и доцент Д.Б. Сциборский - общей и специальной химии, М.Н. Вассерман - механики и машиноведения. Преподавать пожарную тактику был приглашен профессор М.П. Тре-безов. Курс пожарной профилактики вел инженер В.А. Эллисон.
Своим трудом, профессиональными знаниями руководство вуза и профессорско-преподавательский коллектив старались компенсировать длительный перерыв в работе первого учебного заведения пожарно-технического профиля. В относительно короткий срок были подготовлены учебно-методическая литература, учебники, учебные пособия, которыми пользовались все специалисты пожарной охраны страны и по которым велось обучение слушателей и курсантов и других появившихся позднее учебных пожарно-технических заведений.
В первые годы работы техникума на обучение принимались молодые люди не моложе 18 лет, имеющие девятилетнее образование. Срок обучения составлял три года. Впоследствии, столкнувшись с трудностями набора, в техникум стали принимать с семилетним образованием, но при этом срок обучения увеличился до четырех лет (в середине 30-х гг. обучение сократилось до 3,5 лет). От вступительных экзаменов освобождались лица, имевшие девятилетнее
образование и стаж работы в профессиональной пожарной охране не менее двух лет. Требования к состоянию здоровья поступающих предъявлялись такие же, как и к абитуриентам военных училищ.
Согласно учебному плану учащиеся изучали 16 дисциплин по трем циклам. В обществоведческий цикл дисциплин включались русский и немецкий языки, обществоведение, в общетехнический - математика, техническая механика, машиноведение, технология, электротехника, графика, в специальный пожарный - химическая технология, стройматериалы и части зданий, пожарные машины и приборы, иппология, физиология труда и профгигиена, экономика и техника пожарного дела, включающая пожарную тактику, пожарную профилактику, пожарно-физическую подготовку, пожарное водоснабжение. Всего планом предусматривалось 38 учебных часов в неделю. Кроме того, в первом, втором и третьем семестрах слушатели проходили производственную практику.
Выпускники техникума после шестимесячной стажировки по пожарной специальности готовили дипломный проект. После его защиты им присваивалась квалификация «пожарный техник», выдавались диплом и специальный нагрудный знак.
Предваряя требования времени об увеличении выпуска дипломированных специалистов пожарного дела, В.С. Бекташев уже в начале 30-х годов поднимает перед руководством пожарной охраны страны вопрос о создании в техникуме «института аспирантуры» и строительстве нового здания техникума. В эти годы он оставляет должность начальника Управления пожарной охраны и сосредоточивается только на подготовке специалистов пожарного дела. И уже в 1935 г. на окраине Московского шоссе (ныне Московский пр., 149) закладываются фундаменты главного корпуса техникума и еще трех вспомогательных зданий. Строительство велось при непосредственном участии работников и учащихся техникума. В самом разгаре этой ра-
боты В.С. Бекташев в составе группы ленинградской интеллигенции был арестован. Его дело продолжил Григорий Иванович Яковлев, под руководством которого успешно завершилось строительство техникума. В 1938 г. учебный год начался в новом великолепно обустроенном здании.
Профессорско-преподавательский состав под руководством Г.И. Яковлева, а затем и сменившего его Михаила Петровича Блейхмана продолжал активную работу по совершенствованию учебного процесса, подготовке учебно-методической литературы. Большая методическая помощь была оказана образованному в 1936 г. Пожарному техникуму Ростова-на-Дону, готовившему кадры для Наркомата угольной промышленности, а также пожарной школе Наркомата путей сообщения.
Дорогами войны
Дальнейшему прогрессу старейшего учебного заведения помешала война. Приказом НКВД № 0085 от 26 июня 1941 г. техникум переименовывается во 2-ю По-жарно-техническую школу Военизированной пожарной охраны НКВД с годичным сроком обучения, а вскоре в ее состав вольется и 1-я Пожарно-техническая школа Военизированной пожарной охраны Народного комиссариата внутренних дел, располагавшаяся в Стрельне.
В августе 1941 г. на базе учебной части 2-й ПТШ ВПО НКВД из преподавателей и курсантов создаются пять боевых расчетов, командирами которых становятся преподаватели. Полностью укомплектованные пожарной техникой и пожарно-техничес-
ким вооружением, расчеты передаются в распоряжение Управления пожарной охраны города. Их боевое крещение произошло в первый день наступавшей блокады города - 8 сентября: они принимали участие в тушении пожаров в жилых кварталах Московского проспекта и на Бадаевских складах.
В сентябре 1941 г. военная обстановка в блокированном врагом городе чрезвычайно осложнилась. 20 сентября начальник 2-го ПТШ М.П. Блейхман зачитал своим подчиненным распоряжение заместителя наркома внутренних дел СССР о расформировании учебных заведений и передаче их в состав 20-й стрелковой дивизии войск НКВД.
М.П. Блейхман был направлен комиссаром в действующую армию, заместитель начальника школы по политчасти И.И. Тимошенко назначен заместителем командира 288-го полка на Ленинградском фронте. Ввиду опасности огненного уничтожения города 126 специалистов школы, в том числе 42 преподавателя, направляются в распоряжение Управления пожарной охраны. Заместитель начальника школы по учебной работе С.Г. Голубев назначается на должность заместителя начальника УПО по оперативной работе, руководитель цикла специальных дисциплин Б.В. Семушкин - на должность заместителя начальника район-
Курсанты
ного управления пожарной охраны, а затем на должность начальника отдела Гос-пожнадзора. На различные начальствующие должности переведены преподаватели школы В.Я. Мялло, С.В. Каляев, Г.Н. Рыжов, И.И. Пугаченок, В.П. Казьмин, Ф.Л. Логинов, Г.М. Коганзон, Ф.Б. Калашников и др.
Другая часть личного состава школы 25 сентября прибыла на сборный пункт Выборгского района, зачислена в 7-й полк 20-й стрелковой дивизии войск НКВД и после восьмидневного обучения направлена на Невский пятачок. 68 суток участвовали они в составе пожарных батальонов в легендарном и беспримерном по мужеству сражении. Не вернулись с Невского пятачка преподаватели школы П.С. Сутулов, Ю.И. Штрей-хер, Ф.Л. Шишкин, Б.Е. Гордеев, А.Б. Катю-шин, Г.И. Ходченко - об этом напоминает обелиск, установленный на плаце института. На Невском пятачке, этой пропитанной кровью и нашпигованной металлом разорвавшихся снарядов земле, в боях за родину погибли 50 и пропали без вести 83 человека. В обширном вестибюле центрального входа в институт в их честь установлены мемориальные доски из черного мрамора, на которых золотыми буквами вписаны имена всех павших в боях за Родину.
От школы до университета
В мае 1944 г., после полного снятия блокады, возобновляются занятия в пожарно-технической школе. В сентябре 1946 г. Ленинградская 2-я Пожарно-техническая школа получила название Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР. Это учебное заведение возглавляли высококлассные специалисты пожарного дела С.Г. Голубев, П.Н. Чередниченко, П.А. Котелков, И.В. Пономарев, М.П. Захаров, В.И. Безруков. Каждый из них внес вклад в развитие учебно-материальной базы и совершенствование подготовки командиров противопожарной службы. В ЛПТУ более 35 лет готовили руководящие кадры для пожарной охраны многих зарубежных
стран: Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи-Бисау, Йемена, Кореи, Кубы, Монголии и др.
Многие выпускники училища входили в руководящий состав пожарной охраны СССР. Так, например, Главное управление пожарной охраны МВД СССР возглавляли генерал М.И. Земский и генерал-лейтенант Е.А. Серебренников. В 70-е гг. заместителями начальника ГУПО были генералы Д.И. Юрченко, В.М. Соколов; руководителями отделов главка - Ю.П. Трофимов, Ю.М. Кочкин, В.М. Орлов, М.Т. Шувалов, Г.А. Расчетин, В.М. Переведенцев, Г.П. Шумов, В.И. Рыбкин, Б.И. Иванов и многие другие.
Выпускники училища возглавляли учебные заведения: кандидат технических наук, профессор, генерал В.Ф. Кудаленкин -Высшую инженерную пожарно-техничес-кую школу в Москве, И.И. Карабанов -Ивановское пожарно-техническое училище МВД СССР.
В настоящее время выпускник ЛПТУ 1974 г. кандидат технических наук генерал-полковник внутренней службы Е.А. Серебренников является заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В конце 80-х годов в знак признания заслуг в подготовке специалистов учебное заведение становится высшим и переименовывается в Ленинградскую (с 1991 г. Санкт-Петербургскую) высшую пожарно-техни-ческую школу. На должность начальника ЛВПТШ назначается пожарный инженер, начальник УПО ГУВД Ленинграда и области Леонид Иванович Исаченко. В 1991 г. генерал-майор внутренней службы Исаченко передает эстафету выпускнику ЛПТУ Юрию Николаевичу Лоскутову.
К1991 г. в ЛВПТШ работали 13 кафедр. На них преподавали 7 докторов и более 30 кандидатов наук. По всем 39 предметам были подготовлены учебно-методические материалы. С переводом генерал-майора внутренней службы Ю.Н. Лоскутова на должность начальника ГУВД Санкт-Петер-
бурга и Ленинградской области начальником СПбВПТШ в 1994 г. назначается Николай Андреевич Андреев.
18 июня 1997 г. на базе Санкт-Петербургской высшей пожарно-технической школы МВД России создан Санкт-Петербургский институт пожарной безопасности МВД России.
В институте на 16 кафедрах трудились 19 докторов и свыше 60 кандидатов наук, более 20 сотрудников имели ученые звания профессоров и доцентов. Учебное заведение прилагало немалые усилия по привлечению к педагогической и научной деятельности ведущих специалистов и практичес-кихработников города.
Значительны достижения института в области научно-технической деятельности. Вуз активно интегрировался в систему межвузовского обмена Санкт-Петербурга и России.
При преобразовании образовательной системы МВД в 1998 г. институт вошел в состав Санкт-Петербургского университета МВД России как факультет подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы. Начальником факультета был назначен доктор военных наук, доктор технических наук профессор Владимир Сергеевич Артамонов.
В 2001 г. согласно Указу Президента РФ
Государственная противопожарная служба перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Благодаря большой подготовительной работе всего коллектива, сохранению традиций учебного заведения по подготовке специалистов для Государственной противопожарной службы, при активной поддержке министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий генерала армии С.К. Шойгу на базе факультета подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 592 был создан Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. Начальником института приказом министра МЧС России назначен В.С. Артамонов.
3 апреля 2006 г. в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 458 Санкт-Петербургскому институту Государственной противопожарной службы МЧС России присвоен статус университета.