Научная статья на тему 'Курсы пожарных техников - старейшее в России учебное заведение пожарного профиля (исторический очерк)'

Курсы пожарных техников - старейшее в России учебное заведение пожарного профиля (исторический очерк) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICAL TRAINING / МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ / VISUAL TEACHING METHODS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC RESEARCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузницына С.Л.

Проведен ретроспективный анализ, с целью определить содержание, основные формы, методологические принципы организации профессиональной подготовки специалистов пожарной охраны на Курсах пожарных техников. Для достижения поставленной цели исследования были использованы компаративный метод сравнительно-исторического анализа архивных документов и учебно-методических материалов, методический принцип единства исторического и логического, абстрактного и конкретного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSES OF FIRE TECHNICIANS - THE OLDIEST RUSSIAN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF FIREMEN TYPE (HISTORICAL SKETCH)

The retrospective analysis is given in order to determine the content, the basic forms and the methodological principles of organization of the professional training of Firemen on the Courses of fire technicians. To achieve the objectives of the study were used comparative method of comparative-historical analysis of archival documents, training materials, methodological principle of the unity of the historical and logical, abstract and concrete.

Текст научной работы на тему «Курсы пожарных техников - старейшее в России учебное заведение пожарного профиля (исторический очерк)»

КУРСЫ ПОЖАРНЫХ ТЕХНИКОВ - СТАРЕЙШЕЕ В РОССИИ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПОЖАРНОГО ПРОФИЛЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

С.Л. Кузницына, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проведен ретроспективный анализ, с целью определить содержание, основные формы, методологические принципы организации профессиональной подготовки специалистов пожарной охраны на Курсах пожарных техников. Для достижения поставленной цели исследования были использованы компаративный метод сравнительно-исторического анализа архивных документов и учебно-методических материалов, методический принцип единства исторического и логического, абстрактного и конкретного.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, практическое обучение, методы наглядного обучения, научно-исследовательская работа

THE COURSES OF FIRE TECHNICIANS - THE OLDIEST RUSSIAN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF FIREMEN TYPE (HISTORICAL SKETCH)

S.L. Kuznitsyna. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The retrospective analysis is given in order to determine the content, the basic forms and the methodological principles of organization of the professional training of Firemen on the Courses of fire technicians. To achieve the objectives of the study were used comparative method of comparative-historical analysis of archival documents, training materials, methodological principle of the unity of the historical and logical, abstract and concrete.

Keywords: pedagogical activity, practical training, visual teaching methods, scientific researches

В начале ХХ в. в России было создано первое специальное учебное заведение, осуществлявшее профессиональную подготовку пожарных. Этим учебным заведением стали Курсы пожарных техников, открывшиеся 5 октября 1906 г. (18 октября по новому стилю) в Санкт-Петербурге. Так было положено начало пожарно-техническому образованию не только в самой России, но и в мире, поскольку аналогичных образовательных учреждений пожарно-технического профиля ни в развитых странах Европы, ни в США в то время еще не существовало.

Основные квалификационные требования относительно знаний, умений и навыков, которые должен был получить пожарный в процессе профессиональной подготовки, впервые были сформулированы еще в 1896 г. в Положении о школе брандмейстеров (первоначальное название учебного заведения), разработанном специальной комиссией при Императорском Российском пожарном обществе. Они сводились к следующему: «Брандмейстер должен быть знаком со строительным искусством, физикою, химиею, технологиею, медициною, законодательством, историею и статистикою. Он должен знать свойства строительных материалов, устройство печей и дымогарных труб, уметь читать архитектурные планы, и знать расположение помещений общественных зданий и степень опасности каждой их части. Он должен знать физические и химические свойства товаров, самовоспламеняющихся и самовозгорающихся, развевающих вредные газы, производящих взрывы, и уметь упредить их вредные действия, для чего он должен знать причины этих

явлений. Если в районе его выезда имеются фабрики, заводы, рудники, копи, промысла -он должен знать их хозяйственные расположения и быть знакомым с особыми условиями охраны сих сооружений и со способами тушения пожаров в них. Ему не должны быть чужды действа электричества, устройство телеграфов и электрического освещения. Спасая людей, он должен уметь подать первоначальную помощь в случае ожога или ушиба» [1].

Курсы пожарных техников должны были «дать слушателям такую теоретическую и практическую подготовку по пожарно-техническим вопросам, при которой они могли бы стать ответственными руководителями и организаторами городского и сельского огнетушения, а также инициаторами и проводниками всякого рода мероприятий по предупреждению и ослаблению пожарных бедствий» [1].

Таким образом, педагогическая цель данного учебного заведения определялась достаточно широко. В качестве главного направления рассматривалась подготовка, прежде всего, практических работников по тушению пожаров, то есть брандмейстеров и брандмайоров, но одновременно выпускники курсов должны были быть и специалистами в области пожарной профилактики, то есть инструкторами противопожарных мер. Это был принципиально новый подход к решению проблемы борьбы с огнем, поскольку впервые особое внимание уделялось изучению именно причин возникновения пожаров (за исключением умышленных, то есть поджогов), без знания которых невозможно было осуществление предупредительных противопожарных мероприятий.

Проведенный анализ архивных документов показал, что со стороны руководства Курсов пожарных техников существовал достаточно серьезный подход к подбору кадров в целях организации педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне. Первыми педагогами учебного заведения стали профессора Д.С. Зернов, В.Н. Ипатьев, С.Е. Савич, Г.И. Турнер, В.Я. Флоренсов и др.; инженеры А.А. Борчевский, Э.Э. Лунд, А. А. Пресс, Н.Г. Серговский, Л.И. Толочко и др. Чуть позже для чтения лекций по пожарной тактике был приглашен практический работник пожарной охраны Н.П. Требезов.

Среди перечисленных выше имен отметим, что Д.С. Зернов, В.Н. Ипатьев, С.Е. Савич, Г.И. Турнер и В.Я. Флоренсов - это ученые и профессора ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга. Зернов Д.С. был профессором механики Санкт-Петербургского технологического института, В.Н. Ипатьев - профессор химии Михайловской артиллерийской академии, С.Е. Савич - профессор математики Санкт-Петербургского электротехнического института и Высших женских курсов, Г.И. Турнер - профессор хирургии Военно-медицинской академии. Профессор В. Я. Флоренсов читал лекции по химии и электротехнике в Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I и в Николаевской инженерной академии.

Срок обучения на курсах пожарных техников составлял два года. В соответствии с предъявляемыми к выпускникам квалификационными требованиями учебный план занятий предусматривал изучение следующих дисциплин:

- строевое учение и гимнастика;

- упражнения на пожарных приборах;

- устройство пожарных машин;

- теория горения (химия);

- электротехника;

- строительное искусство;

- физика;

- математика;

- практические занятия по химии;

- практическое обучение подаче первой медицинской помощи;

- иппология (учение о лошади);

- черчение;

- литература пожарного дела;

- страховое дело;

- пожарная тактика;

- технология;

- пожарное законоведение.

Как показывают архивные материалы, основополагающим принципом организации учебного процесса на курсах пожарных техников (а впоследствии - во всех специальных учебных заведениях пожарного профиля) была тесная связь теории с практикой, обучения -с жизнью. В процессе преподавания теоретическим проблемам уделялось лишь столько времени, сколько это было необходимо для понимания технической стороны дела. Подобная педагогическая установка являлась вполне обоснованной, поскольку большинству слушателей после окончания курсов приходилось выполнять самые разные обязанности -брандмейстеров провинциальных городов, пожарных инструкторов, пожарных техников, страховых агентов, из чего следовало, что они должны были быть готовы работать на любой из этих должностей. Поэтому при изучении того или иного предмета большое внимание обращалось, в первую очередь, на те вопросы, которые могли оказаться полезными будущим специалистам в их практической деятельности. При прохождении курса химии, например, преподаватели рассматривали такие разделы химической технологии, которые хотя и не имели прямого отношения к проблеме исследования пожаров, но были бы весьма ценны и полезны для работающего в провинции техника. Например, производство черепицы, технологии кирпичного производства и т.п.

Все вышеизложенное позволяет подчеркнуть мысль о том, что главным в процессе профессиональной подготовки слушателей было стремление не просто дать им необходимые знания, а научить их пользоваться этими знаниями как средством для осуществления практической деятельности.

Другим средством для повышения профессионального мастерства обучающихся являлась отработка ими практических навыков. На выполнение слушателями практических работ учебным планом выделялось более 40 % времени. Для этих целей курсы располагали собственной образцовой пожарной командой, учебно-производственными мастерскими, специальными лабораториями и кабинетами.

О насыщенности практических занятий в учебной программе свидетельствует перечень вопросов, которые выносились на экзамены. Изучение обозных повозок, упражнения на лестницах, пользование дымовыми масками и респираторами, приемы спасения, уход за лошадьми, сигналы, пожарный расчет, стендер и гидранты, работа с паровой трубой, решение тактических задач в роли брандмейстеров и их помощников, командование обозом на пожаре, обслуживание электрической сигнализации и т.д. [2].

В качестве основного метода организации деятельности слушателей на практических занятиях применялись групповые упражнения, которые представляли собой планомерно организованную деятельность, предполагающую многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.

Кроме того, полученные теоретические знания закреплялись на практике в учебных мастерских, где курсисты изготавливали различные инструменты и приборы, применявшиеся в пожарном деле, ремонтировали обоз, подковывали лошадей и даже выполняли работы на уровне новых технических решений. Так в 1908 г. по собственным чертежам слушателей были созданы особая линейка для выезда на большие пожары в городе и газовая труба, которая оказалась в три раза дешевле заграничной и со значительно уменьшенным весом [3]. Изобретательская деятельность курсистов получила известность в профессиональном сообществе Санкт-Петербурга. Вскоре слушатели стали получать от разных пожарных организаций заказы на изготовление пожарных инструментов, они принимали непосредственное участие в проведении испытаний новых огнетушителей, насосов, строительных материалов, пожарных рукавов, спасательных устройств и т.п.

Уже на начальном этапе становления учебного заведения и его педагогической деятельности слушателям были созданы все условия для реализации ими своих творческих способностей в технической области.

Другой формой практического обучения являлась служба в пожарном расчете специально организованной при курсах образцовой пожарной команды. В течение учебного года слушатели старшего курса регулярно выезжали на пожары (до 150 выездов ежегодно), где они работали наряду с наемными служителями. Учебной команде предоставлялся определенный район для самостоятельных выездов на пожары, в котором она, помимо тушения, осуществляла надзор за соблюдением действующих законов и распоряжений в отношении противопожарных мер.

Правда, по поводу образцовой команды почти сразу же возникли дискуссии, например, относительно ее целесообразности. Некоторые брандмейстеры считали, что состоявшие при ней курсисты получали все-таки недостаточную практическую подготовку, поэтому по окончании обучения не могли быть назначены на ответственные должности руководителей пожаротушения [4]. И на страницах журнала «Пожарное дело» (1908 г.) подчас высказывались предложения упразднить образцовую команду, а Курсы пожарных техников подчинить Санкт-Петербургской пожарной команде, чтобы иметь «наибольшее число выездов и полную возможность работать на пожарах» [5]. Вероятно, для подобных утверждений были некоторые основания, но автор придерживается иной точки зрения. Пожарное учебное заведение без собственной пожарной команды - это все равно, что техническое училище без мастерских и лабораторий. Именно здесь слушатели курсов впервые по-настоящему постигали основы своей будущей профессии, приобретали необходимые профессиональные навыки. Кроме того, образцовая пожарная команда выполняла еще одну очень важную функцию - воспитательную, способствуя формированию у курсистов (именно так называли учащихся первого пожарного учебного заведения) таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, прилежание и любовь к выбранному делу. Правильность подобной постановки практического обучения на курсах пожарных техников подтверждает тот факт, что на протяжении всего периода существования учебное заведение всегда имело (и в настоящее время также) учебные пожарные части.

После окончания выпускных и переводных экзаменов (в конце мая) и выполнения практических работ по огнестойкому строительству слушатели командировались на несколько недель в пожарные части Санкт-Петербургской пожарной команды, где зачислялись в штат на оклады служителей старших разрядов. Здесь они знакомились с условиями службы, приобретали первоначальный опыт руководителя команды и совершенствовали свои профессиональные навыки. Кроме того, слушатели проходили практику и в провинциальных пожарных командах. В качестве инструкторов добровольных пожарных организаций они оказывали посильную помощь в обучении пожарных-добровольцев приемам огнетушения, проведении предупредительных противопожарных мероприятий [6].

По мере накопления в учебном заведении опыта педагогической деятельности для ознакомления учащихся с организацией пожарной охраны в Санкт-Петербурге (позже Петрограде) стали практиковаться осмотры различных объектов: промышленных предприятий, общественных зданий, музеев, театров, водопроводов и т.д. в отношении противопожарной безопасности. Это была одна из важных предупредительных мер, благодаря которой пожарные во время посещения этих объектов получали необходимые сведения о внутренней планировке зданий, несущих конструкциях и т.п., чтобы в случае пожара иметь возможность грамотно и быстро организовать огнетушение.

Таким образом, насыщенные практические занятия, работы в мастерских, несение службы в пожарных частях, посещение выставок, участие слушателей в работе технических обществ - все это свидетельствует о том, что практическое обучение на курсах пожарных техников было организовано на высоком, научно обоснованном уровне.

Неотъемлемой составляющей педагогической деятельности является научно-исследовательская работа, обеспечивающая реализацию творческих способностей педагогов и обучающихся. На курсах пожарных техников такую работу проводил Технический совет во главе с председателем П.К. Яворовским. В задачу совета входили «... разработка вопросов противопожарной техники, производство научных опытов и изысканий в области предупреждения и тушения пожаров и разбор относящихся до этого литературных трудов и испытаний, разбор отчетов и докладов по таким испытаниям и пр.» [7]. В заседаниях Технического совета участвовали видные ученые и инженеры, профессора и преподаватели высших и средних технических учебных заведений Санкт-Петербурга, преподаватели курсов. При обсуждении научных докладов обязательно присутствовали курсисты, что, с одной стороны, являлось своеобразным теоретическим обучением, а с другой - развивало научное мышление учащихся, культуру дискуссий и научных споров.

Анализируя становление педагогической деятельности на Курсах пожарных техников, подчеркнем тот вклад, который данное учебное заведение внесло в дело пожарного просвещения и развития специальных пожарных знаний в России. Для подтверждения этой мысли приведем несколько фактов.

Преподаватели курсов выступали с лекциями на собраниях, организованных губернскими земствами, для представителей добровольных пожарных организаций и земских страховых агентов. Они объясняли присутствующим необходимость систематической борьбы с огнем и демонстрировали практические приемы этой борьбы.

В 1908 г. в целях пропаганды идей противопожарной борьбы педагогический коллектив и слушатели курсов принимали участие в двух выставках: художественно-строительной, учрежденной Обществом гражданских инженеров, и выставке новейших изобретений. Причем на художественно-строительной выставке учебному заведению была присуждена большая Золотая медаль, а на выставке новейших изобретений - бронзовая: «за правильную и рациональную постановку обучения пожарному делу» [2].

По предложению Министерства земледелия с 1914 г. во время Рождественских каникул на курсах проводились теоретические и практические занятия по пожарному делу с преподавателями сельскохозяйственных училищ, специально приезжавших для этого в Петроград. Целью этих занятий, являвшихся, по сути, первыми в России краткосрочными курсами по повышению квалификации в области пожаротушения, было сообщить знания, необходимые для создания ученических пожарных дружин при сельскохозяйственных училищах и для осуществления организованной борьбы с огнем в деревне.

В Политехническом институте при содействии педагогического персонала курсов был введен постоянный предмет «Техника противопожарного дела». Более того, к 1916 г. пожарное дело преподавалось уже во многих школах сельского огнестойкого строительства [8].

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Создание в Санкт-Петербурге Курсов пожарных техников как самостоятельного учебного заведения положило начало научно-дидактической и методической подготовке пожарных специалистов. Впервые были разработаны учебные планы, программы, циклы лекций и практических занятий; создана научная и учебная литература, ставшая основой для последующего развития научно-педагогической деятельности в учебных заведениях пожарного профиля; определены основные направления, методические подходы, приемы и способы организации обучения.

Важнейшей особенностью педагогической деятельности в учебном заведении являлось то, что она была в первую очередь нацелена на подготовку таких специалистов, которые оказались бы способны решать актуальные, диктуемые реальной обстановкой, научно-практические задачи. Поэтому обучение слушателей имело, в основном, практическую направленность.

Недостаточно глубокая теоретическая подготовка слушателей вследствие краткого срока обучения, неполноты учебных программ, а также невысокого образовательного уровня

поступающих на курсы компенсировалась мощно организованным практическим обучением. Правильность подобной постановки учебного процесса на Курсах пожарных техников подтверждается тем фактом, что и в настоящее время в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России применяются многие из разработанных в начале ХХ в. видов практического обучения: практические занятия, пожарно-технические обследования различных объектов, прохождение практики в учебно-спасательной пожарной части, выезды на пожары и т.п.

Основной методический подход к профессиональному становлению пожарных заключался в использовании, прежде всего, методов наглядного обучения (например, групповые упражнения, практические, объектовые занятия), которые лучше всего отвечали педагогической цели учебного заведения - не просто дать слушателям определенные знания, но научить их пользоваться этими знаниями как средством для осуществления практической деятельности.

Отлаженный учебный процесс, становление научно-исследовательской деятельности на Курсах пожарных техников явились прообразом современных учебных заведений этого профиля в России и положили начало новому этапу в развитии пожарно-технического образования в стране.

В 10-летний юбилей Курсов пожарных техников в 1916 г. было справедливо замечено: «... Россия не только обогатилась новым учебным заведением, но и создала новый тип его, дотоле неизвестный ни в одном государстве» [9].

Литература

1. Объяснительная записка к проекту положения о школе брандмейстеров. СПб., 1898.

2. Отчет о деятельности Курсов пожарных техников за 1908 г. СПб., 1909.

3. Бородин Д.Н. Курсы пожарных техников // Пожарное дело. 1911. № 21.

4. Лунд Э.Э. По поводу статьи «О желательной реорганизации Курсов пожарных техников» // Пожарное дело. 1908. № 18.

5. Политов Н. К вопросу о школе брандмейстеров // Пожарное дело. 1908. № 18.

6. Отчет о деятельности Курсов пожарных техников за 1910 г. СПб., 1911.

7. Сведения о Курсах пожарных техников. СПб., 1911.

8. Краткие сведения о деятельности Курсов пожарных техников за десятилетие их существования (1906-1916 гг.). Пг., 1916.

9. Отчет о деятельности Курсов пожарных техников за 1916 г. Пг., 1918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.