Научная статья на тему 'О проблемах организации и осуществления подготовки кадров для пожарной охраны СССР в 1960-х гг. (на примере Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР)'

О проблемах организации и осуществления подготовки кадров для пожарной охраны СССР в 1960-х гг. (на примере Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / СВЕРДЛОВСКОЕ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ПАРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ / КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / LAW ENFORCEMENT / EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / MINISTRY OF PUBLIC ORDER / SYSTEMIC CRISIS / SVERDLOVSK FIRE-TECHNICAL SCHOOL / ACADEMIC PERFORMANCE / PARTY COMMITTEE / KOMSOMOL ORGANIZATION / METHODOLOGICAL CYCLE / MILITARY TRAINING / SOCIALIST COMPETITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ложкарев А. И., Скипский Г. А., Луговой А. А.

Статья посвящена анализу системы подготовки кадров для советской пожарной охраны на примере Свердловского пожарно-технического училища в сложный исторический период 1960-е гг. Уделено большое внимание проблемам повышения успеваемости курсантов Свердловского пожарно-технического училища, организации политической и воспитательной работы, повышения квалификации командного и преподавательского состава училища, повышения эффективности методической работы на предметно-методических циклах. Авторы статьи отмечают, что потенциал для дальнейшей модернизации советской пожарной охраны во многом был заблокирован благодаря тому, что специалисты пожарного дела были вынуждены переориентироваться на решение хозяйственных проблем, что соответствовало общей тенденции развития всей советской системы на фоне неудачных попыток преодоления экономического кризиса к концу 1960-х гг. По мнению авторов, немалый урон был нанесен также ошибочным решением по демилитаризации советской пожарной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF TRAINING FOR FIRE PROTECTION OF THE USSR IN THE 1960 S. (FOR EXAMPLE, SVERDLOVSK VOCATIONAL SCHOOLS THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR)

This article analyzes the system of training for the Soviet of fire protection on the example of the Sverdlovsk fire-technical school in a difficult historical period the 1960 s years. The article paid great attention to the problems of improving the academic performance of students of the Sverdlovsk fire-technical school of the organization political and educational work, training command and staff College, increase of efficiency of methodical work on a subject-methodical cycles. The authors note that the potential for further modernization of the Soviet of fire protection was largely blocked due to the fact that the specialists firefighters were forced to shift to the solution of economic problems, in line with the General trend of development of the whole Soviet system on the background of unsuccessful attempts to overcome the economic crisis by the end of the 1960s years. According to the authors, considerable damage was also caused by the wrong decision on the demilitarization of the Soviet of fire protection.

Текст научной работы на тему «О проблемах организации и осуществления подготовки кадров для пожарной охраны СССР в 1960-х гг. (на примере Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР)»

О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ СССР В 1960-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОГО ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА МВД СССР)

А.И. Ложкарев, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Уральский институт ГПС МЧС России. Г. А. Скипский, кандидат исторических наук, доцент. Уральский юридический институт МВД России. А.А. Луговой, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Статья посвящена анализу системы подготовки кадров для советской пожарной охраны на примере Свердловского пожарно-технического училища в сложный исторический период - 1960-е гг.

Уделено большое внимание проблемам повышения успеваемости курсантов Свердловского пожарно-технического училища, организации политической и воспитательной работы, повышения квалификации командного и преподавательского состава училища, повышения эффективности методической работы на предметно-методических циклах.

Авторы статьи отмечают, что потенциал для дальнейшей модернизации советской пожарной охраны во многом был заблокирован благодаря тому, что специалисты пожарного дела были вынуждены переориентироваться на решение хозяйственных проблем, что соответствовало общей тенденции развития всей советской системы на фоне неудачных попыток преодоления экономического кризиса к концу 1960-х гг. По мнению авторов, немалый урон был нанесен также ошибочным решением по демилитаризации советской пожарной охраны.

Ключевые слова: правоохранительная система, сотрудники органов внутренних дел, Министерство охраны общественного порядка, системный кризис, Свердловское пожарно-техническое училище, успеваемость, партийный комитет, комсомольская организация, предметно-методический цикл, военная подготовка, социалистическое соревнование

THE PROBLEMS OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF TRAINING FOR FIRE PROTECTION OF THE USSR IN THE 1960 S. (FOR EXAMPLE, SVERDLOVSK VOCATIONAL SCHOOLS THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR)

A.I. Lozhkarev. Ural institute of State fire service of EMERCOM of Russia. G.A. Skipsky. Ural law institute of Russia Interior Ministry.

A.A. Lugovoy. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

This article analyzes the system of training for the Soviet of fire protection on the example of the Sverdlovsk fire-technical school in a difficult historical period - the 1960 s years.

The article paid great attention to the problems of improving the academic performance of students of the Sverdlovsk fire-technical school of the organization political and educational

work, training command and staff College, increase of efficiency of methodical work on a subject-methodical cycles.

The authors note that the potential for further modernization of the Soviet of fire protection was largely blocked due to the fact that the specialists firefighters were forced to shift to the solution of economic problems, in line with the General trend of development of the whole Soviet system on the background of unsuccessful attempts to overcome the economic crisis by the end of the 1960s years. According to the authors, considerable damage was also caused by the wrong decision on the demilitarization of the Soviet of fire protection.

Keywords: law enforcement, employees of bodies of internal Affairs, Ministry of public order, systemic crisis, Sverdlovsk fire-technical school, academic performance, party Committee, Komsomol organization, methodological cycle, military training, socialist competition

В советской истории период 1960-х гг. является достаточно противоречивым по содержанию и последствиям социальных, экономических, политических и культурных процессов. В течение этого сравнительно краткого по историческим меркам отрезка времени произошло значительное количество событий, которые свидетельствовали как об усилении системного кризиса в СССР, так и о сохранявшемся высоком социально-политическом потенциале советского общества и государства.

В частности, в рамках курса на децентрализацию государственного управления и расширения прав свертывания республик во второй половине 1950-х гг. - начале 1960-х гг. было допущено немало скоропалительных, непродуманных решений, касающихся, в том числе, и деятельности «силовых» структур, к которым относилась и советская пожарная охрана.

Среди этих мероприятий необходимо указать на стремление государственно-партийного руководства во главе с Н.С. Хрущевым сократить расходы на содержание правоохранительных органов на фоне нарастания кризисных явлений в экономике страны. Подобного рода мероприятия предполагали, в частности, «демилитаризацию» советской пожарной охраны, в процессе которой, в период с 1960 по 1967 гг., многие советские пожарные утратили статус сотрудников органов внутренних дел, что привело к утрате ими значительной части социальных льгот и привилегий, спровоцировало массовый отток специалистов из пожарных частей в народное хозяйство ... [1].

Немалую роль сыграла и логика борьбы за власть, в рамках которой, безусловно, осуществлялись меры и по установлению контроля над органами внутренних дел после смерти И.В. Сталина.

Однако после обновления в составе политического руководства страны в октябре 1964 г., уже в самом непродолжительном времени стало ясно, что многое в системе правоохранительных органов нуждается в исправлении и обновлении.

Так, было совершенно очевидным, что существенные недостатки имеет само управление правоохранительной системой, в контексте ее децентрализации после ликвидации МВД СССР в 1960 г.

Передача полномочий республиканским МВД и последующая реорганизация в МООП (Министерство охраны общественного порядка), как показала практика, привели к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании таких вопросов пожарной охраны, как в определение структуры и штатов отдельных подразделений и гарнизонов, укомплектованности пожарной и специальной техникой [1].

Зависимость местных гарнизонов пожарной охраны от хозяйственных возможностей разных по уровню социально-экономического развития краев и областей, автономных округов и республик еще более усугубляла различия в организации борьбы с пожарами и их профилактики.

Новые изменения в органах внутренних дел СССР приобрели вполне системный вид со второй половины 1960-х гг., когда в июле 1966 г. был принят ряд нормативных правовых

актов, связанных с организационным укреплением, расширением прав и возможностей органов охраны общественного порядка. Это не только заметно активизировало борьбу с растущим числом пожаров, но обозначило общую перспективу политики в области пожарной безопасности на ближайшие десятилетия.

Прежде всего следует сделать акцент на Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г., который воссоздавал союзно-республиканское МООП СССР [2]. В рамках этого направления в течение 1966-1968 гг. в наиболее крупных городах СССР были дополнительно созданы новые пожарные части, обеспеченные современной техникой и постепенно переходящие на укомплектование сотрудниками, проходящими службу на принципах единоначалия и восстановления воинской дисциплины.

Не менее важную роль (в том числе, в расширении сети и совершенствовании работы пожарно-технических учебных заведений), сыграло постановление Совета Министров СССР № 344 «Об упорядочении системы пожарной охраны в стране», согласно которому с 1966 г. все подразделения профессиональной пожарной охраны были сосредоточены в едином оперативном подчинении МВД...» [3].

Несомненно, что различного рода «оптимизации» и «организационно-штатные мероприятия» 1960-х гг. (как и на современном этапе) однозначно не способствовали укреплению морально-психологического климата служебных коллективов пожарной охраны, формированию у сотрудников чувств социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне, высоких морально-деловых и нравственных качеств. После Октябрьского Пленума ЦК КПСС 15 октября 1964 г. правящая партия в очередной раз избавлялась от ставленников предшествующего лидера - Н.С. Хрущева и осуществляла очередную ротацию кадров в интересах окружения нового первого секретаря ЦК КПСС -Л.И. Брежнева. Кадровые перестановки в МВД СССР достаточно глубоко затронули и систему подготовки кадров для советской пожарной охраны.

Однако несмотря на сложные социально-политические и экономические условия, задача подготовки будущих руководителей пожарных подразделений - курсантов пожарно-технических училищ не снималась с повестки дня, а продолжала последовательно осуществляться.

Говоря о деятельности в указанный период одного из старейших образовательных организаций пожарной охраны в СССР - Свердловского пожарно-технического училища, следует отметить, что география регионов, откуда прибывали его будущие курсанты в 1960-х гг., была весьма обширной. Она включала в себя не только автономные республики, края и области РСФСР (Татарскую и Башкирскую АССР, Красноярский, Хабаровский, Приморский, Алтайский края, Челябинскую, Свердловскую, Кировскую, Тюменскую, Новосибирскую, Читинскую, Сахалинскую области), но и союзные республики: Казахскую, Киргизскую, Туркменскую, Таджикскую ССР» [4]. Многие абитуриенты были уроженцами отдаленных сельских местностей. В связи с этим при их обучении возникала не только образовательная (слабая общеобразовательная подготовка части абитуриентов), но и серьезная языковая проблема.

На одном из партийных собраний училища прямо отмечалось, что «. у нас большинство плохих оценок появляются в результате того, что курсанты первого курса, прибывшие из среднеазиатских союзных республик, плохо знают русский язык ...» [4].

Для решения этой проблемы весьма активно использовались «внутренние» резервы. В частности, в одном из приказов по училищу была объявлена благодарность «курсанту 3 дивизиона Г. В. Крашенинину за проявление благородного поступка, выразившегося в оказании помощи (в учебе) курсанту 4 дивизиона Акмолдаеву - плохо владеющему русским языком .» [5].

Интересной деталью зачисления курсантов в 1960-х гг. было и так называемое «условное зачисление», при котором курсантами училища становились абитуриенты, получившие при поступлении неудовлетворительные оценки. Например, при укомплектовании первого курса пожарно-технического профиля в сентябре 1962 г. было

«зачислено 253 человека и 20 - условно», а при укомплектовании первого курса отделения подготовки начальствующего состава мест заключения было зачислено 74 человека и 13 - условно ...». На первый курс юридического профиля брали «на базе неполного среднего образования ...» [4].

Такого рода послабления, при и так невысоком проходном балле, не могли не сказаться в дальнейшем - на способности будущих пожарных усваивать знания.

В целом общий уровень успеваемости курсантов училища в 1960-е гг. был невысоким. В частности, в Приказе начальника училища «Об итогах 1960/1961 учебного года (для курсантов технического профиля)» отмечалось: «окончили первый курс с общей оценкой «отлично» - 3; «хорошо» - 38; «посредственно» - 133; «окончили второй курс с общей оценкой «отлично» - 8; «хорошо» - 36; «посредственно» - 85 ...» [4].

В другом, весьма подробном Приказе «Об итогах успеваемости курсантов и слушателей за зимний период обучения 1961/1962 учебного года», в свою очередь, отмечалось:

«1. из 284 курсантов первого курса (2-й дивизион) окончили период обучения на «отлично» - 3 чел. (1,1 %), на «хорошо» - 34 чел. (12 %), на «посредственно» - 224 чел. (79,5 %), на «плохо» - 24 чел. (7,4 %), не аттестовано - 2 чел.

2. из 175 курсантов второго курса (1-й дивизион) окончили период обучения на «отлично» - 3 чел. (1,8 %), на «хорошо» - 41 чел. (22,8 %), на «посредственно» - 118 чел. (69 %), на «плохо» - 11 чел. (6,4 %), не аттестовано - 2 чел.

3. из 131 курсанта третьего курса (3-й дивизион) окончили период обучения на «отлично» - 9 чел. (6,9 %), на «хорошо» - 35 чел. (26,9 %), на «посредственно» -76 чел. (58,5 %), на «плохо» - 10 чел. (7,7 %) ...» [4].

Судя по документам, и в следующие годы прорыв на этом направлении не произошел, поскольку начальник училища Б.В. Алфеев отмечал в январе 1965 г.: «... что касается учебы, то за сравнимые периоды текущего и прошлого учебных годов (январь 1963/1964 и 1964/1965) количество отличных показателей успеваемости снизилось на 3,2 %, курсанты получают большое количество посредственных оценок.» [4].

В акте проверки комиссии Свердловского городского комитета КПСС (в 1966 г.) также констатировалось, что «в первом семестре 1965/1966 учебного года из 868 курсантов обучались на «отлично» - 55, на «хорошо» и «отлично» - 64, на «посредственно» - 749», и что «ничем нельзя оправдать тот факт, что более 80 % курсантов учатся с посредственными оценками .» [6].

Однако выводы все-таки были сделаны, поскольку уже «в 1967 г. на государственных экзаменах отличные оценки составили 29,6 % против 10,9 % в 1966 г., а число посредственных оценок сократилось с 39,5 % до 13,2 %» [6].

Следует при этом отметить, что Свердловское ПТУ МООП РСФСР было средним специальным учебным заведением, но одновременно являлось своеобразным учебным центром по подготовке специалистов самого разного (кроме основных) профиля. При училище в 1960-е гг. функционировали: 6-месячные курсы районных пожарных инспекторов, курсы переподготовки начсостава мест заключения со сроком обучения -24 рабочих дня, а с 1 июля 1962 г. действовали 3-х месячные курсы усовершенствования начальников отрядов исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) [4].

Для учащихся курсов обучение в училище, несомненно, пользовалось популярностью. Например, «группа курсантов курсов райпожинспекторов изъявила желание поступать на заочное отделение училища сразу после окончания курсов ...» [4].

Для слушателей-заочников, в свою очередь, проблема успешной учебы стояла особенно остро, поэтому они предлагали «поддерживать связь с училищем не только непосредственно на сессии, но и в межсессионный период», что давало бы, по их мнению, «возможность более объективно оценивать знания заочников, с учетом их деятельности .» [4].

При этом отделение заочного обучения, не смотря на имеющиеся проблемы, задачи свои все-таки выполняло, поскольку «за 10 лет (с 1958 по 1968 гг.) получили среднее техническое образование из числа практических работников более 1 000 человек...» [6].

Командование, педагогический коллектив, партийная и комсомольская организация Свердловского ПТУ МВД СССР немало делали для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Основное внимание при этом обращалось на прикладной характер обучения, приобретение курсантами практических знаний и навыков будущей профессии.

Так, в Приказе начальника училища от 16 мая 1961 г. «Об улучшении работы базы ГДЗС и подготовки курсантов работе в кислородно-изолирующих противогазах» предлагалось: «... курсантов допускать к работе в КИП-5 только в том случае, если они хорошо усвоили материальную часть противогаза и прошли необходимую практическую тренировку в объеме программы подготовки бойцов ГДЗС, сдали зачеты по этому разделу.». В этом же приказе «начальнику пожарно-тактического цикла тов. Горбунову и нач. УПЧ тов. Глухову» предписывалось: «... разработать упражнения по выработке у курсантов навыков в спасении лиц, потерявших сознание . при работе в аппаратах ...» [4].

Курсанты приобретали навыки будущей профессии и при несении дежурства в учебной пожарной части (УПЧ). По мнению руководства, начальник УПЧ майор Лескин (в прошлом - участник советско-финской войны) «добился строевой подтянутости курсантов во время несения службы в части. Боевая подготовка расчетов из числа курсантов 1, 2 и 3 курсов находится на высоком уровне и наиболее правильно поставлена в группах, закрепленных за начальником караула техник-лейтенантом Лядовым и зам. нач. УПЧ майором т. Синкиным. С их стороны организованно проводятся все виды занятий ...» [4].

Однако курсанты стремились получать не только знания и навыки рядового пожарного, но и попробовать себя в качестве руководителя подразделения. На партийном собрании в мае 1966 г. сержант Пигарев, командир группы 4 дивизиона отмечал: «Курсанты имеют мало стажировки по пожарной тактике в роли начальника караула, необходимо изменить такую практику, больше доверять курсантам» [4].

При этом вовсе нельзя сказать, что курсантам, особенно выпускникам, не оказывалось доверия, поскольку они не только участвовали в тушении пожаров в качестве стажеров, но и сами возглавляли пожарно-спасательные операции. В одном из приказов по училищу, в частности отмечалось, что «в связи с выбытием на учебу начальника караула УПЧ техник-лейтенанта Бубнова и и.о. начальника караула ст. сержанта Жарова с 25 июня с/г временно назначить исполнять обязанности начальников караулов УПЧ с выездом на пожары наиболее подготовленных - прошедших стажировку курсантов выпускного курса Дорогина и сержанта Федченко ...» [4].

Ранее, в Приказе «О поощрении личного состава училища в связи с 45-й годовщиной советской пожарной охраны» отмечалось, что «многие курсанты училища в процессе обучения умело используют получаемые знания при тушении пожаров ...» [4].

В материалах отчетно-выборного партийного собрания училища от 26 октября 1965 г. также констатируется, что «. наши курсанты хорошо несут службу в УПЧ, в течение этого года (1964/1965 уч. года) 243 раза выезжали на пожары, на 132 пожарах работали» [6].

Особую роль в профессиональной подготовке курсантов играла стажировка. Например, «в июле 1962 г. курсанты 1 дивизиона на два месяца убыли на стажировку. в УПО УВД Алтайского крайисполкома, Свердловского, Омского, Новосибирского и Оренбургского облисполкомов». С курсантами выехали и преподаватели как с целью руководства стажерами, так и для прохождения личной стажировки. В частности, старший преподаватель цикла специальных дисциплин подполковник И.Я. Зайцев убыл «для руководства стажировкой курсантов и личной стажировки в г. Ижевск (в должности ст. оперативного сотрудника оперативной части ИТК) ...» [4].

При этом результаты стажировки (курсантов второго курса) в должности инспекторов Государственного пожарного надзора (ГПН) (проведенной в 1963 г.) были достаточно эффективны, поскольку «. стажеры получили необходимые практические навыки в работе инспектора ГПН в сельской местности и наряду с этим оказали значительную помощь практическим работникам по проведению объектов в пожаробезопасное состояние. Силами курсантов в период стажировки обследовано объектов: промышленных - 4 116, сельскохозяйственных - 5 640, культурно-социальных учреждений 8 487. Отремонтировано пожарной техники: мотопомп - 310 штук, ручных насосов - 590, огнетушителей - 2 156 и 2 мотоцикла... За хорошую работу в период стажировки 96 курсантов получили различные поощрения от местных партийных советских органов, от комсомольских организаций и руководства УООП областей ...» [4].

В 1964-1965 учебном году «на практических стажировках в органах пожарной охраны различных областей страны получили отлично - 152 курсанта, хорошо - 52, удовлетворительно - только - 2.» [4].

Составной частью подготовки курсанта как будущего офицера пожарной охраны являлась военная подготовка.

В училище традиционно уделялось большое внимание огневой подготовке, общевойсковой тактике, оружию массового поражения и другим военным дисциплинам. Курсанты за годы учебы получали твердые навыки в обращении с боевым оружием, участвовали в полевых выходах и тактических учениях.

Например, в Приказе начальника училища от 7 января 1961 г. предписывалось провести с курсантами первого курса 1 дивизиона учебные стрельбы из автомата Калашникова [4].

Приказ от 23 мая 1961 г. гласил: «... с 26 мая по 5 июня на 1 курсе запланировать проведение учебных стрельб .из карабина образца 1944 года ...» [4]. Подобные мероприятия проводились в Свердловском пожарно-техническом училище постоянно.

Строго по плану проводились занятия и по тактической подготовке. Например, Распоряжением от 27 июня 1962 г. предписывалось: «.в 5 часов 29.06.1962 года в училище провести учебную тревогу - с выводом всего курсантского состава по маршруту. Поход закончить к 8-00 29.06.1962 года» [4]. Проведение подобного рода тревог стало постоянной практикой.

Силами преподавателей цикла военных дисциплин был создан специальный военный кабинет, «в котором курсанты учатся наносить обстановку на карту, получают информацию по военной подготовке.» [4]. Начальник цикла Горбунов предложил «для отработки командного языка . разработать ряд задач (речь, очевидно, идет о проблемных ситуациях), в ходе которых курсанты учились бы подавать необходимые команды» [4].

Однако комиссию Свердловского горкома КПСС, проверявшую Свердловское пожарно-техническое училище с 21 по 30 марта 1966 г., удовлетворило в организации военной подготовки далеко не все, а в рекомендациях комиссии прямо указывалось: «Необходимо усилить военную подготовку курсантов, поставив ее на уровень преподавания профилирующих пожарно-технических дисциплин, обратив внимание на строевую, огневую и тактическую подготовку, особо на изучение противоатомной защиты, методов и форм ликвидации последствий атомного нападения». Более чем современно звучит и другое предложение: «По окончании ПТУ есть необходимость выпускникам, наряду с присвоением квалификации специалиста пожарно-технической службы, присваивать воинские звания -«лейтенант» и зачислять их в кадры запаса Советской Армии. Это даст возможность повысить авторитет пожарно-технических училищ МООП в глазах гражданской молодежи, усилить ее приток и сократить . отсев по нежеланию учиться» [6].

Комиссия отметила и тот факт, что в «ныне действующей программе (речь шла об учебной дисциплине «Политико-воспитательная работа с личным составом пожарной охраны МООП») ни одним словом не говорится о военной политике КПСС, о военной присяге и воинских уставах, о связи органов МООП с армейскими частями, политорганами,

партийными и комсомольскими организациями Советской Армии. Ошибочным является и сокращение учебных часов на курс политико-воспитательной работы: с 60 в 1954-1955 учебном году до 24 в текущем учебном году» [6].

Подобный процесс затронул и общественные дисциплины: «Если в 1954-1955 учебном году отводилось на историю КПСС - 270 часов, на политическую экономию - 140, то в 1960-1961 - соответственно - 180 и 100». Но на этом процесс сокращения учебного времени не остановился. В 1965-1966 учебном году всего отведено на историю КПСС - 98 часов и на политическую экономию - 90. При этом в акте проверки комиссии отмечалось: «. некоторые курсанты слабо разбираются в политических вопросах, не всегда могут дать оценку событиям внутренней и внешней политики» [6].

Как и ранее, активно использовалась практика приглашения для проведения учебных занятий специалистов народного хозяйства, сотрудников МВД, ИТУ и т. п. с почасовой оплатой. Например, в январе 1961 г. для проведения учебных занятий были зачислены начальник тюрьмы № 1 УМЗ УВД Свердловской области подполковник В.С. Полтавцев и заместитель начальника спецотдела УМЗ УВД Свердловской области подполковник И И. Юрченко [4].

Приказом начальника училища от 21 ноября 1961 г. предлагалось: «Привлечь для проведения занятий с курсантами третьего курса по пожарной профилактике начальника отряда ВОХР мельзавода № 1 И.В. Павлова, с курсантами второго курса по электротехнике главного энергетика завода А. А. Посредникова, «. для практических занятий . в НТО УВД Свердловского облисполкома по советской криминалистике - назначить вторым преподавателем эксперта НТО А.Ф. Ярошенко» [4]. В январе 1963 г. для курсантов была прочитана лекция приватного преподавателя начальника оперативной части УМЗ УООП Свердловского облисполкома капитана Ю.Д. Бранденбурга «Оперативно-розыскная деятельность МООП» [4].

Стоит отметить, что некоторые темы выступлений приватных преподавателей отличались оригинальностью и вызывали особый интерес курсантов. Так, старший инструктор ОУР ГУМ старший лейтенант милиции Г.С. Новоселов в мае 1962 г. прочитал курсантам лекцию по теме: «Использование служебно-розыскных собак в борьбе с преступностью» .[4]. На заседании партийного комитета Свердловского ПТУ 18 ноября 1964 г. начальник училища полковник Б.В. Алфеев обратил особое внимание «на углублении связи с практикой, практическими работниками. Мы должны углублять эту работу: рецензировать лекции (надо полагать - предоставлять для рецензирования), приглашать практических работников на заседания циклов, на педсовет...».. .[4].

Тема вызвала понимание и широкое обсуждение. Комиссия отметила особые достижения в этом плане пожарно-технического цикла, который поддерживает «тесную деловую связь с отделом техники УПО».

В постановлении парткома предлагалось: «. обеспечить участие преподавателей в . мероприятиях, проводимых УПО Свердловской области:

а) в процессе служебной подготовки начальствующего состава Свердловского гарнизона ПО;

б) в инспекторских комиссиях по проверке пожарных частей и органов ГПН;

в) в исследовательской работе, проводимой пожарно-испытательной станцией УПО;

г) в рассмотрении проектов на строительство отдельных объектов Свердловской области;

«. шире привлекать практических работников для работы в предметно-методических комиссиях, рецензирования методических документов, чтения лекций, участия в теоретических конференциях и т.п.» [4].

Кроме того, в состав учебного совета училища наряду с командным и педагогическим составом учебного заведения были включены «начальник УПО Свердловского облисполкома полковник Савков, начальник отделения УПО УООП Свердловской области подполковник Васильев, начальник отдела службы и подготовки УПО УООП Свердловской

области подполковник Глазов, начальник СВПЧ-1 майор Щегалев», что, несомненно, способствовало большей связи учебного заведения с будущей практической деятельностью выпускников.» [6].

Впрочем, и теоретическая подготовка выпускников, их успеваемость по общественным дисциплинам также требовала постоянного внимания.

Высказывания педагогов и сегодня звучат вполне своевременно: «Надо решительно покончить с недооценкой общественных дисциплин, надо высказать свое мнение об увеличении часов на историю, политэкономию, довольно их сокращать, довольно урезать в ущерб воспитанию и обучению» [6].

Вопросы учебы постоянно выносились на обсуждение партийных и комсомольских собраний, где происходил подробный анализ работы в этом направлении, давались достаточно жесткие оценки ситуации в учебном процессе. Например, в одном из отчетных докладов отмечалось, что «. многие наши курсанты . очень плохо работают самостоятельно над изучением программного материала, большое количество их приходит на занятия, совершенно не подготовившись, что является одной из причин большого количества получения неудовлетворительных оценок .». В материалах другого партийного собрания дается еще более жесткая оценка состояния учебы курсантов. В частности, отмечается, что «. у нас есть . курсанты, которые считают свою учебу отдыхом, а некоторые ведут просто паразитический образ жизни» [6].

В качестве проблемных вопросов, высказанных в прениях по докладу на отчетно-выборном партийном собрании от 30 октября 1964 г., было отмечено, что «командиры дивизионов и их заместители мало бывают на учебных занятиях, не изучают курсантов непосредственно на занятиях» [6]. Командиры же курсантских подразделений, в свою очередь, предлагали «. и преподавателям чаще проверять конспекты, больше беседовать с курсантами во внеучебное время» [6]. Однако все были едины в главном: «Задачей коллектива училища является доведение до сознания курсантов, что они обязаны хорошо учиться» [6].

Надо отметить, что высказывания членов педагогического коллектива не сводились лишь к критике. Предлагались конкретные меры. Например, начальник учебного отдела В.Н. Сибиряков высказал вполне здравую мысль о том, что «преподавателям нужно знать, кто хорошо учится, кто плохо, у кого какие способности . и, исходя из этого, . подходить к курсантам, строить свою работу.» [4]. Таким образом, уже тогда предлагалось внедрять индивидуальный подход в образовательном процессе.

Приказом начальника училища от 8 февраля 1962 г. «О мероприятиях по завершению 1 семестра 1961/1962 учебного года» предлагалось: «учебному отделу, циклам и всем педагогам в период подготовки и проведения экзаменов организовать и проводить усиленную индивидуальную и групповую работу по оказанию реальной, действенной помощи курсантам и слушателям в деле подготовки их к экзаменам». Председателям и членам предметных комиссий вменялось в обязанность «глубоко проанализировать уровень знаний курсантов и слушателей по экзаменационным дисциплинам и на основе написать конкретные выводы об итогах проведенных экзаменов и дальнейших путях повышения качества преподавания дисциплин.» [4].

В Постановлении собрания с повесткой дня «Задачи коммунистов по мобилизации л/с училища на достойную встречу XXIII съезда КПСС» (№ 5 от 6 января 1966 г.) указывалось: «коммунистам - преподавателям и командирам . необходимо прививать любовь курсантов к изучаемым дисциплинам, к будущей профессии, улучшать индивидуальную и внеклассную работу, добиться к концу семестра, чтобы совершенно не было неуспевающих ...» [6].

На партийном собрании, посвященном итогам работы комиссии Свердловского ГК КПСС (6 мая 1966 г.) было предложено «в целях повышения качества знаний курсантов . использовать и такие формы (воспитательной работы), как выступления отличников об опыте учебы, оказание помощи отстающим, заслушивание их на заседании бюро и групповых собраниях ...» [6].

К числу практических мер по повышению успеваемости следует отнести и организацию дополнительных занятий с отстающими курсантами. Например, с курсантами «отстающим по математике, под руководством преподавателя математики тов. Я.В. Кац», было предписано «. проводить занятия два раза в неделю - по вторникам и пятницам с 14 часов 50 минут до 15.30 в ленкомнате» [4].

Курсантам старших курсов была разрешена повторная сдача экзаменов по изучавшимся ранее дисциплинам с целью «углубления знаний и повышения оценок по отдельным предметам ...» [4].

Не вызывает сомнения, что эффективность учебно-воспитательного процесса в училище во многом зависела (да и сейчас зависит) от качества подготовки командного и преподавательского состава.

При этом надо учитывать, что в начале 1960-х гг. среди командиров, слушателей и преподавателей еще было немало лиц, не имеющих полного среднего образования, и поэтому занимавшихся в филиале вечерней средней школы при училище. Работа эта считалась важной, велась постоянно и контролировалась командованием. Например, в приказе от 26 июня 1961 г. отмечалось: «В 1960-1961 учебном году 55 слушателей и лиц постоянного состава училища . успешно сдали экзамены за 10 классов, получив аттестаты об окончании средней школы». Всем им была объявлена благодарность ...» [3]. В Приказе начальника училища от 23 июня 1962 г. также перечислялись выпускники, которые «успешно окончили 10 классов и получили аттестат зрелости: «. техник-лейтенанту А.Т. Аграшенкову объявить благодарность» (при этом А.Т. Аграшенков уже занимал должность заместителя командира дивизиона по политической части) ...» [4].

С целью повышения квалификации преподавателей училища направляли на учебу в местные и столичные вузы, на стажировку в различные подразделения органов внутренних дел. В частности, в Приказе начальника училища от 12 июля 1961 г. № 225 предписывалось откомандировать старшего техник-лейтенанта Зырянова Семена Степановича в Москву для сдачи вступительных экзаменов на первый курс факультета инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД с 12 июля 1961 г. [4].

А в сентябре 1962 г. в дополнительный отпуск был отправлен преподаватель юридических дисциплин Н.В. Чупин «... для подготовки и сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру Свердловского юридического института» [4].

Начальник цикла юридических дисциплин А. П. Аржанников прошел стажировку в отделе дознания УВД Свердловского облисполкома (в апреле 1962 г.) [4].

Преподавательские кадры пополнялись и за счет выпускников высших учебных заведений МВД СССР. Так, в сентябре 1961 г., к началу нового учебного года (1961/1962 уч. г.) из Высшей школы МВД РСФСР на преподавательские должности прибыли: «капитан тех. службы А.И. Мурзин - на должность преподавателя пожарно-технического цикла и инженер-капитан К.Ф. Пестов - на тот же цикл» [4. Л. 108]. Приказом от 14 сентября 1961 г. на должность преподавателя пожарно-технического цикла был назначен прибывший из УК МВД РСФСР капитан А.П. Алифанов [4].

А в сентябре 1962 г. на должность старшего преподавателя пожарно-технического цикла прибыл выпускник Высшей школы МВД РСФСР майор И. Д. Шукалюков [4].

Активно внедрялась и ежегодная служебная аттестация начальствующего состава, для проведения которого предлагалось создать специальную аттестационную комиссию [4].

Говоря о повышении квалификации преподавательского состава, следует отметить то, что по итогам 1964-1965 гг. 32 сотрудника училища учились в вечерних и заочных средних и высших учебных заведениях (в том числе 23 преподавателя) [4].

В 1966 г. ситуация с преподавательскими кадрами складывается следующим образом: «по образованию: с высшим - 34, учатся в вузах - 16, незаконченным высшим и средним - 6 (сотрудники). Преподаватели-служащие - с высшим - 22, учатся в вузах - 1, средним - 4» [4].

В 1967 г. «... успешно закончили вузы т.т. Ершов, Степанов, Звензик, Аграшенков, Лысов, Петункин, Ланцов, Варлаков. Продолжают учебу в вузах 13 человек, это т.т. Рыжов, Анисимов, Монокин, Булатов, Буйнов, Кузнецов, Фадеев, Письменный, Джупказиев, Здрогов, Топрищев, шесть человек учатся в средних учебных заведениях» [6].

Характеризуя квалификацию педагогов, комиссия Свердловского горкома КПСС, работающая в училище с 21 по 30 марта 1966 г., отметила, что «большинство преподавателей материал излагают четко, последовательно и доступно. Наиболее квалифицированно проводят занятия т.т. Б.В. Виноградов, В.Т. Орлов, А.М. Слободняк, Г.С. Сутырина, Г.К. Петров, Ю.И. Здрогов и др.» [6].

Однако если с преподавательскими кадрами ситуация постепенно стабилизировалась, то с отбором и подготовкой командиров курсантских подразделений вопросы решались значительно сложнее. На одном из партийных собраний было подчеркнуто, что «у нас нет планомерной подготовки и выдвижения командиров подразделений, берем случайных людей. Даже выпускники . остаются в училище без предварительного изучения и подготовки» [6]. По мнению авторов, эта проблема окончательно не решена и поныне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В училище продолжалась практика назначения в курсантские подразделения преподавателей - наставников, так называемых «кураторов».

Руководством учебного заведения это объяснялось следующим образом: «Для усиления политико-воспитательной работы в учебных группах и проведения там мероприятий по поднятию успеваемости курсантов прикрепить к учебным группам преподавателей ...» [4].

Причем работа кураторов находилась под пристальным вниманием командования и партийной организации учебного заведения. В частности, при подведении итогов учебы за 1961/1962 учебный год целый ряд педагогов-кураторов был награжден ценными подарками именно «за работу с курсантами во внеучебное время. В другом приказе по училищу руководитель учебного заведения требует «организовать . семинар закрепленных преподавателей и обеспечить их вовлечение в проведении всех мероприятий подразделений» [4].

Но, эта положительная, по сути, работа давала и сбои. Так, в январе 1968 г. на заседании парткома училища был заслушан преподаватель Бушуев. На вопрос члена парткома полковника М. Е. Калина: «На какие темы Вы сами лично провели беседы с группой?», преподаватель ответил: «Ни одной беседы не проводил, нет времени ...» [6].

Особое внимание при организации учебного процесса уделялось социалистическому соревнованию. Начальник училища полковник Б.В. Алфеев подчеркивал, что «соревнование, если оно правильно организовано, приносит большую пользу. Мы должны уделить внимание к развертыванию массового движения за звание ударников коммунистического труда». «В преддверии 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции партийным комитетом было рекомендовано «заключить соцдоговора между группами, дивизионами по подготовке к празднику, включиться в борьбу за лучшее среднее специальное учебное заведение ...» [6]. Развертыванию социалистического соревнования в честь 50-летия советской власти было посвящено специальное заседание парткома училища, где было решено «регулярно подводить итоги социалистического соревнования: по учебным группам - еженедельно, по дивизионам - ежемесячно, по отделам и в целом по училищу - к 1 января, 1 апреля, 1 сентября, 1 ноября .» [6].

В учебном заведении и ранее осуществлялось подведение итогов учебы за месяц, и присваивались переходящие вымпелы «Лучшая учебная группа», «Лучшее отделение училища». Например, в 1961/1962 учебном году, при подведении итогов за ноябрь лучшими учебными группами были признаны «22 учебная группа пож.-тех. профиля и 26 группа юридического отделения. Лучшее отделение - 2 отд. 7 учебной группы и 1 отд. 26 уч. группы . » [5]. Лучшие курсанты заносились на Доску почета училища. Так, Приказом начальника училища от 14 декабря 1961 г. 7 выпускников училища были занесены на Доску почета Приказом учебных заведений МВД РСФСР от 15 ноября 1961 г. № 12 -

Н.П. Алферов, В.А. Коленкин, М.А. Щипицын, Ю.И. Смирнов, М.И. Мельников, В.В. Дедов, О.Г. Колосков ...» [4].

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса, его основой, выступала методическая работа. Ей уделялось особое внимание. Так, Приказом начальника училища от 10 октября 1961 г. (приказ обновлялся накануне каждого учебного года) в училище было создано 15 предметно-методических комиссий: «1. По истории КПСС; 2. По политэкономии; 3. По политико-воспитательной работе; 4. По пожарной технике; 5. По пожарно-строевой подготовке; 6. По пожарно-техническому вооружению; 7. По автоделу; 8. По технической механике и черчению; 9. По пожарной профилактике; 10. По противопожарному водоснабжению и электротехнике; 11. По военным дисциплинам; 12. По физической подготовке; 13. По юридическим дисциплинам; 14. По исправительно-трудовому праву и экономике; 15. По спецдисциплине и криминалистике» [4].

Преподавателям же предписывалось:

«а) обеспечить . качественную разработку планов изучения тем учебной программы и другой учебно-методической документации, добиваясь, в частности, того, чтобы в планах изучения тем определялись конкретные цели, перечень основных вопросов, подлежащих изучению, материально-техническое обеспечение каждого занятия;

«б) до начала нового учебного года обеспечить изготовление учебно-наглядных пособий по теме «Тушение пожаров на объектах химической промышленности», учебных пособий, раскрывающих принципы и последовательность решения типовых пожарно-технических задач ...» [4].

В Протоколе отчетно-выборного партийного собрания партийной организации училища от 26 октября 1965 г. коммунистам-преподавателям предписывалось: «систематически работать над дальнейшим совершенствованием форм и методов обучения и воспитания курсантов, над повышением уровня успеваемости, проявлять инициативу по внедрению технических средств обучения, бороться за рост отличников, улучшать индивидуальную работу с каждым курсантом, качественно готовить методические документы, теснее увязывать преподаваемый материал с практическими задачами личного состава ...» [6].

В Акте комиссии Свердловского горкома КПСС (март 1966 г.) констатировалось, что: «Педагогическая и методическая работа в училище спланирована. Регулярно проводятся заседания педагогического совета, периодически практикуется проведение методических конференций и семинаров с начальниками циклов, старшими преподавателями и преподавателями. На заседаниях циклов систематически обсуждаются тезисы лекций, открытые уроки и занятия, методические разработки и планы семинарских занятий».

«В помощь курсантам . разработаны учебные пособия по 15 различным темам социально-экономического цикла, педагогике и профилирующим дисциплинам».

«В 1965 г. - издан учебник по пожарной технике, соавтором которого является начальник учебного отдела полковник тов. В. Н. Сибиряков».

«Силами преподавателей издано 27 диафильмов по пожарной тактике, по курсам пожарной профилактики, пожарно-технического вооружения и специальной химии, которые используются в учебных целях» ...» [6].

Вместе с тем обращается внимание и на ряд недостатков в методической работе:

«- месячные расписания являются слишком громоздкими;

- по идейному содержанию отдельные занятия слабо используются в воспитательных целях, недостаточно увязываются с современной жизнью и практическими задачами по военно-патриотическому воспитанию;

- в учебный процесс слабо внедряются технические средства;

- часть преподавателей недостаточно использует активные методы в обучении. При чтении лекций иногда нарушается логическая связь и последовательность при раскрытии учебных вопросов;

- учебный отдел, начальники циклов и старшие преподаватели недостаточно вникают в работу преподавателей, мало контролируют содержание и методический уровень проводимых занятий;

- почти не практикуется совместных заседаний циклов для согласования программных вопросов по обучению и воспитанию курсантов .» [6].

Контроль занятий в текущем году (1965-1966) и его качество также вызвал интерес комиссии: «руководящим составом посещено 76 занятий, из них: начальником училища - 15, начальником учебного отдела - 31, заместителем по политической части - 8. Однако не всегда дается полный анализ занятия, четкие рекомендации.» [6].

По итогам работы комиссии был «разработан, одобрен парткомом и обсужден на педсовете «План основных мероприятий СПТУ по дальнейшему внедрению научной организации педагогического труда ...» [6].

Несмотря на значительные трудности с финансированием, продолжала развиваться учебно-материальная база училища. Стало практикой назначение внештатных заведующих учебными кабинетами и лаборантов, для которых были разработаны специальные инструкции .» [4].

Как и ранее, многое делалось силами самих курсантов и преподавателей.

Осуществлялось создание рабочих бригад по ремонту пожарной техники и оборудованию лаборатории технической механики [5], предписывалось «... для лучшей организации ремонта и поддержания в должном порядке состояния мебели, оборудования учебных аудиторий, казарм и других помещений 3 дивизиона создать внештатное отделение хозяйственного обеспечения из курсантов дивизиона:

- столяры и плотники - 5 человек;

- электрики - 1 человек;

- слесари-сантехники - 3 человека;

- штукатуры-маляры - 3 человека;

- командир отделения - 1 человек» [4].

И все-таки, не смотря на ряд проблем в тыловом обеспечении, в материалах проверки училища комиссией Свердловского ГК КПСС в марте 1966 г. отмечалось: «Учебно-материальная база обеспечивает ход учебного процесса, имеются необходимые классные помещения, оборудованные кабинеты, лаборатории, мастерские, спортивный зал и стрельбище» [4].

Традиционно в вопросах совершенствования учебно-материальной базы лидировал цикл пожарной профилактики. В 1968 г. преподаватели цикла гордо заявляли: «Создан и работает кабинет теплофизики. Большая работа проделана преподавателем Черниковым по оборудованию кабинета профилактики в технологических процессах и кабинета спецхимии. Коллективом цикла обновлены более 300 плакатов, создано более 100 альбомов по химии и водоснабжению, создано 3 диафильма, произведено записей консультаций и лекций на магнитофон - 9» [4].

Остаточный принцип финансирования советской пожарной охраны вновь стал воспроизводиться уже в конце 1960-х гг. Перспективы ее модернизации были значительно ослаблены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 октября 1969 г. № 822 «О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления», потребовавшего сокращения расходов на содержание аппарата управления в министерствах и ведомствах [5].

Вновь возобладала ограниченная интересами бюрократического аппарата логика: поскольку советская пожарная охрана к концу 1960-х гг. добилась определенного повышения своей эффективности, дальнейшее увеличение затрат на ее содержание и совершенствование (в том числе и в вопросе подготовки кадров) становится нецелесообразным.

Авторы также полагают, что на фоне роста числа пожаров и падения эффективности профилактической работы многие руководители пожарной охраны убедились

в невозможности переломить ситуацию к лучшему, стала все более проявляться определенная апатия, а вслед за этим и стремление к коллективной бюрократической ответственности. В советской социально-политической системе стал преобладать принцип политической целесообразности, когда кандидат на тот или иной пост не представлял особой угрозы для интересов партийной номенклатуры. В результате профессионализм и уровень образования при назначении на руководящую должность в той сфере, которую предлагалось возглавить претенденту - представителю партийно-советской номенклатуры, не всегда брался во внимание. Поэтому вполне закономерным стал процесс стремительной бюрократизации управления во всей советской системе, в том числе и в правоохранительных органах. Преодолеть эти тенденции в последующие десятилетия не удалось.

Вместе с тем нельзя не отметить и положительные изменения в системе пожарной безопасности СССР, достигнутые в результате исправления допущенных ошибок и просчетов в ее реорганизации в предыдущий период. Начиная с 1968 г. ежегодно численность личного состава военизированной пожарной охраны МВД СССР увеличивалась на 8-12 тыс. штатных единиц [1, с. 154]. В 1970-х гг. в текущую практику интенсивно внедрялись современные достижения науки, создавались научно-исследовательские центры управления и информации, разрабатывались типовые структура и штаты частей и гарнизонов пожарной охраны. Данные мероприятия по совершенствованию и развитию системы управления правоохранительных органов способствовали повышению эффективности системы пожарной безопасности до уровня, соответствовавшего требованиям эпохи научно-технической революции. Все это было бы невозможным без модернизации системы подготовки кадров для советской пожарной охраны, чьей неотъемлемой частью оставалось Свердловское пожарно-техническое училище МВД СССР.

Литература

1. Скипский Г. А. История пожарной охраны: учеб. пособие. Екатеринбург: Уральский ин-т ГПС МЧС России, 2014. 214 с.

2. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6440.htm (дата обращения: 07.12.2015).

3. Законодательство России. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-dokumenty/y7w.htm (дата обращения: 07.12.2015).

4. Архив Уральского института ГПС МЧС России. Д. 1 108. Т. 1-2; Д. 3 185. Т. 1-2; Д. 3 186. Т. 1-2; Д. 3 187. Т. 1.

5. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7172.htm (дата обращения: 07.12.2015).

6. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 1 311. Оп. 1-2.

References

1. Skipskiy G.A. Istoriya pozharnoy okhrany: ucheb. posobiye. Ekaterinburg: Uralskiy in-t GPS MChS Rossii, 2014. 214 s.

2. Biblioteka normativno-pravovykh aktov SSSR. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6440.htm (data obrashcheniya: 07.12.2015).

3. Zakonodatelstvo Rossii. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-dokumenty/y7w.htm (data obrashcheniya: 07.12.2015).

4. Arkhiv Uralskogo instituta GPS MChS Rossii. D. 1 108. T. 1-2; D. 3 185. T. 1-2; D. 3 186. T. 1-2; D. 3 187. T. 1.

5. Biblioteka normativno-pravovykh aktov SSSR. URL: http:// www. libussr.ru/doc_ussr/usr_7172.htm (data obrashcheniya: 07.12.2015).

6. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsiy Sverdlovskoy oblasti (TsDOOSO). F. 1 311. Op. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.