Научная статья на тему 'Мероприятия по укреплению кадрового потенциала марийской милиции в 1960-е годы'

Мероприятия по укреплению кадрового потенциала марийской милиции в 1960-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МАРИЙСКАЯ АССР / ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов А.А., Бояринцева И.А.

Статья посвящена изучению мероприятий по укреплению кадрового потенциала марийской милиции в 1960-е годы. Особое внимание в ней уделено анализу нормативно-правовых и организационных основ этой деятельности. Авторы рассматривают основные формы и методы кадровой политики, отмечены очевидные успехи и упущения в этой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по укреплению кадрового потенциала марийской милиции в 1960-е годы»

УДК 351.74/.76

А. А. Иванов, И. А. Бояринцева Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МАРИЙСКОЙ МИЛИЦИИ В 1960-Е ГОДЫ

Статья посвящена изучению мероприятий по укреплению кадрового потенциала марийской милиции в 1960-е годы. Особое внимание в ней уделено анализу нормативно-правовых и организационных основ этой деятельности. Авторы рассматривают основные формы и методы кадровой политики, отмечены очевидные успехи и упущения в этой работе.

Ключевые слова: кадровый потенциал, органы внутренних дел, Марийская АССР, подбор и расстановка кадров.

С особой остротой проблемы кадровой политики встали перед органами милиции МАССР в 1960-е годы. В известной мере это было связано с установками о грядущем в недалеком будущем торжестве коммунизма, неминуемом искоренении преступности и исторической обреченности в связи с этим и органов милиции [7, с. 274]. Одновременно сказались недостатки и упущения, имевшиеся в кадровой политике МВД, на которые, в частности, было указано в постановлении бюро ЦК КПСС по РСФСР от 4 августа 1960 года. Особое беспокойство вызывал низкий уровень подготовки кадров учреждений внутренних дел, что отрицательно сказывалось на всех участках правоохранительной деятельности. Так, по состоянию на 1 августа 1960 г. в органах милиции Марийской АССР 45 % рядового и сержантского состава не имели семилетнего образования. Наиболее сложное положение складывалось с комплектованием начальствующего состава милиции. 37 % работников этой категории в республике не имели соответствующего образования, в том числе 13 % были с низшим образованием. Между тем задачи, поставленные перед органами милиции в 1960-е годы, требовали дальнейшего улучшения дела расстановки и воспитания кадров, выдвижения на руководящую работу людей высококвалифицированных, принципиальных, обладающих чувством нового, хороших организаторов.

В начале 1960-х годов осуществлялись серьезные меры по улучшению качественного состава кадров милиции. Толчком к усилению такой работы стало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 августа 1962 г. «О мерах

по улучшению деятельности советской милиции». В нем предусматривались мероприятия по укреплению личного состава, улучшению политического воспитания, повышению квалификации личного состава милиции.

Важное значение для улучшения деятельности милиции имело утвержденное Советом министров СССР 17 августа 1962 года. Положение о советской милиции, в котором определялись основные задачи милиции, ее место и роль в системе органов государственного управления. В Положении также закреплялся комплекс специфических требований и качеств сотрудника милиции, который должен иметь необходимую подготовку, быть морально устойчивым, честным, смелым, дисциплинированным, руководствоваться в своей деятельности законом. 24 сентября 1962 года. Положение о советской милиции было специально обсуждено на бюро Марийского обкома партии и Совета министров МАССР. По итогам обсуждения был утвержден широкий комплекс мероприятий, направленных на улучшение деятельности милиции, укрепление ее кадрового состава [6, д. 450, л. 64-66]. В принятых решениях давался анализ состояния дел с кадрами, отмечались недостатки, определялись пути улучшения подбора и расстановки кадров.

И в дальнейшем вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров систематически обсуждалось на бюро Марийского обкома партии, на коллегии министерства, на оперативных совещаниях кадрового аппарата и руководящего состава горрайор-ганов и подразделений. Значимость подобной работы особенно возросла в 1965 г. в связи с курсом,

© Иванов А. А., Бояринцева И. А., 2015

взятым на увеличение штатной численности милиции Марийской АССР. Так, в том же году коллегия министерства эти вопросы рассматривала три раза, было проведено четыре совещания с работниками кадрового аппарата и два совещания с начальниками горрайорганов и подразделений, на которых обсуждались вопросы улучшения работы с кадрами. Положение дел с подбором, расстановкой и воспитанием кадров регулярно выносилось для обсуждения на открытых партийных собраниях парторганизаций отделов министерства, городских и районных отделов милиции, исправительно-трудовых колоний и других подразделений с участием членов коллегии, руководящих работников министерства и кадрового аппарата. Так, 28 октября 1965 г. вопрос о подборе, расстановке и воспитании кадров обсуждался на общем партийном собраний министерства.

Руководствуясь указанными документами бюро ЦК КПСС, МВД МАССР более тщательно стало заниматься вопросами отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел: определением источников комплектования, выявлением кандидатов, оценкой их качеств на основе собранной информации о трудовой деятельности, учебе, воинской службе и т. д. При этом особое внимание обращалось на наличие у них высоких морально-волевых качеств и способностей противостоять своей убежденностью и нравственностью воздействию негативных явлений и антисоциальной среды, профессионально на них влиять. Для их установления реализовывался комплекс разнообразных мер.

Основное пополнение в милицию шло через партийные и комсомольские организации. В 1965 году по их рекомендации было зачислено 62 % сотрудников от общего числа лиц, принятых на службу, к концу 1969 г. - 32 %. Высокая доля направленцев партии и комсомола являлась результатом массовых партийно-комсомольских призывов на службу в органы советской милиции и политической работы среди населения.

Принципиально новым порядком комплектования милиции второй половины 1960-х гг. явилось комплектование ОВД за счет тех, кто проходил службу по направлениям трудовых коллективов. Данный порядок был введен в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19 ноября 1968 г. «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции». Суть нововведения заключалась в том, что подбор милицейских кадров прежде всего осуществлялся путем направления на службу в милицию

лучших представителей трудовых коллективов с предварительным обсуждением кандидатур на собраниях партийных и профсоюзных организаций. Так, только в 1969 г. в марийскую милицию подобным образом было направлено более 50 человек [8]. Преимущественно это были рабочие крупнейших предприятий Йошкар-Олы, Волжска, Козьмодемьянска, Звенигово и других промышленных центров. Одновременно была ведена практика периодической отчетности направленцев перед коллективами, которые их рекомендовали.

Вместе с тем практика оргнабора кадров имела существенные изъяны. Так, направленные с предприятия и организаций кадры, как правило, имели преимущественно не юридическое образование и низкий уровень правовой культуры. Они не могли соответствовать определенным должностям в ведущих службах милиции. В силу значительной сменяемости кадров медленно складывалось профессиональное ядро милицейских коллективов.

Продолжал действовать принцип преимущественного приема на службу лиц, прошедших действительную службу в Советской армии. Доля таковых в общей численности принятых на службу в 1965 г. составила 18 %, в 1970 г. - 25 %. Приход в милицию опытных офицеров и солдат оказал, с одной стороны, благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, мастерства ее личного состава. С другой стороны, они не были знакомы со спецификой оперативно-служебной деятельности, что осложняло их деятельность.

Другим важным источником пополнения милиции служили учебные заведения, в том числе заведения МВД (МООП) СССР. В новом наборе доля их выпускников в 1960 г. составила 4 %, 1965 г. - 9 %, в 1970 г. - 10 %. Доля выпускников из гражданских вузов на протяжении всех 1960-х годов составляла около 2 %.

Большое влияние на формирование милицейских кадров оказывали партийные органы. В 1960-е годы на заседаниях бюро и секретариата обкома КПСС, горкомов и райкомов партии регулярно рассматривались кадровые вопросы.

Решения партийных органов были направлены на то, чтобы обеспечить прием в ряды милиции лучших, наиболее стойких и активных граждан. Кандидатуры, желающих поступить на службу в милицию, обсуждались на собраниях трудовых коллективов. Тем самым кадровая политика являлась важнейшим инструментом, посредством которого партия воздействовала на работу органов внутренних дел.

В рамках реализации принятых решений в кадровый аппарат МВД с помощью партийных и советских органов было рассмотрено свыше 5 тысяч кандидатур на должности рядового и начальствующего состава. Проведенная работа дала положительные результаты. Всего за 1965 г. в органы было принято 292 человека, из них 182 по решениям и направлениям партийных, советских и комсомольских органов. Все вновь принятые на должности начальствующего состава имели образование не ниже среднего, а на должности рядового и сержантского - не ниже семилетнего [4, д. 3, т. 1, л. 20].

Вместе с тем в работе с кадрами не удалось избежать фактов поверхностного изучения деловых и политических качеств вновь принимаемых работников. Подбор работников не обошелся без серьезных ошибок. Некоторые сотрудники из числа вновь принятых оказались людьми с низкими моральными качествами. Придя в органы, они с первых же дней стали дискредитировать себя. Отдельные из них, находясь в нетрезвом состоянии, совершали преступления и привлекались к юридической ответственности. Всего из 300 работников, вновь принятых на службу в 1965 г., 15 были уволены за дискредитацию органов.

Необходимо отметить, что личный состав милиции к середине 1960-х годов еще не в полной мере отвечал требованиям, предъявляемым к нему. В 1966 году лишь 17 % начальствующего состава имело высшее образование, 11 % - высшее юридическое, 16 % - среднее юридическое. Среди младшего начальствующего и рядового состава только 5 % сотрудников имели среднее образование [4, д. 11, т. 1, л. 57].

Серьезная нехватка квалифицированных специалистов ощущалась в ведущих службах: уголовном розыске, аппаратах БХСС, следствия, ГАИ, службе участковых инспекторов. Доля работников с требуемым образованием в подразделениях УР в 1966 г. составила 43 %, БХСС - 52,5 %, следственных подразделениях - 95,5 %. Среди участковых уполномоченных этот показатель составил 98,2 %, начальников горрайорганов и отделений - 70 %, зам. начальников ГОМ и РОМ - 40 %.

Низкий образовательный уровень работников уголовного розыска объясняется тем, что в 1965 г. их численный состав заметно возрос. На работу в спешном порядке были приняты лица с общим средним образованием, но без специального милицейского образования.

В целом качественный состав кадров аппарата министерства и его органов на местах улучшался

медленно: свыше 60 % сотрудников уголовного розыска, 46 % работников ГАИ к середине 1960-х гг. не имели специального образования. Лишь половина сотрудников следственных подразделений была с высшим юридически образованием.

Требования приказов МООП РСФСР в части того, чтобы весь начальствующий состав имел образование не ниже среднего, а рядовой и сержантский - не ниже семилетнего, в основном выполнялись. Среди работников сержантского и рядового составов не имели семилетнего образования 13 %. Это в основном были ветераны милиции, прослужившие в органах 15 и более лет [4, д. 3, т. 1, л. 26].

Особый дефицит милиция испытывала в специалистах с юридическим образованием. Так, из 122 лиц, имеющих высшее образование, менее 50 % являлись юристами, остальные - инженеры, экономисты, врачи, учителя. Часть начсостава пришли на руководящие должности, не имея соответствующей специальной подготовки, не обладая опытом управленческой деятельности. Наблюдалась большая текучесть кадров, молодые специалисты плохо закреплялись на новой для них работе. Все это отрицательно сказывалось на результатах оперативно-служебной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений. Стремление некоторых руководителей скорее заполнить вакантные должности приводило к появлению людей, недостаточно подготовленных в профессиональном отношении. Стабильное ядро кадров укреплялось слабо, мастерство и квалификация личного состава улучшалась медленно.

В связи со сложившейся ситуацией перед МООП МАССР были поставлены задачи по качественному укреплению милицейских кадров, ликвидации некомплекта личного состава, пополнению органов подготовленными людьми. Были приняты меры, направленные на устранение имевшихся недостатков. При этом особое внимание уделялось повышению ответственности всего руководящего состава аппарата министерства и подразделений за подбор, расстановку и воспитание кадров, строгое соблюдение партийных принципов работы с кадрами. С целью более глубокого изучения моральных качеств вновь принятых работников, в том числе рядового и сержантского состава, было решено провести в первом квартале 1966 г. аттестацию работников. Был пересмотрен состав резерва на выдвижение и разработаны мероприятия по улучшению работы с резервом [4, д. 3, т. 1, л. 28].

На повестку дня были поставлены новые, чрезвычайно важные задачи: дальнейшее укрепление

качественного состава милиции, совершенствование специальной подготовки ее сотрудников, повышение партийной прослойки, закрепление кадров в определенной службе, приобретение ими необходимого опыта и специфических навыков. Особое значение при этом приобретала организация систематического, целенаправленного обучения сотрудников, их подготовка и переподготовка.

В рамках реализации мероприятий по укреплению кадрового состава милиции важное значение имело создание в 1963 г. учебного пункта МООП МАССР. У его истоков стояли майор милиции В. Ф. Овчинников, старший лейтенант И. Т. Кротов, подполковник милиции В. С. Леоз-нов, заложившие солидную основу для дальнейшего развития учебного пункта. 13 сентября 1985 г. он был реорганизован в учебный центр МВД МАССР.

Важное место в улучшении качественного состава кадров отводилось организации заочного обучения. В середине 1960-х гг. такой формой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и в общеобразовательных школах было охвачено более 250 работников. В Йошкар-Оле была организована даже учебная группа, насчитывающая свыше 20 курсантов Елабужской специальной средней школы милиции. В целом во второй половине 1960-х годов каждый пятый сотрудник обучался в том или ином учебном заведении. В таких службах, как уголовный розыск, следственный отдел, детские комнаты милиции, учебой были охвачены почти каждый третий-четвертый работник. В 1966 г. в высших школах МООП РСФСР из числа представителей МООП МАССР обучался 31 сотрудник, в Елабужской средней школе милиции - 52 сотрудника [1, д. 251, т. 1, л. 206].

К сожалению, не каждый курсант из обучавшихся смог завершить обучение. В 1966-1967 учебном году был допущен отсев 20 заочников 18 высших и средних учебных заведений, 1 % заочников из-за неуспеваемости оставлены на второй год обучения. По республике не был выполнен план отбора молодежи в средние школы милиции и другие учебные заведения МВД, крайне недостаточно (два человека) отобрано и направлено на учебу в Высшую школу МВД РСФСР [4, д. 3, т. 1, л. 19].

Расширение сети учебных заведений, повышение требований к образовательному и профессиональному уровню сотрудников позволило увеличить количество сотрудников ОВД МАССР, обучавшихся в высших учебных заведениях, в том числе и специальных учреждениях МООП (МВД)

СССР. Если в 1960 г. в высших учебных заведениях обучалось 33 человека, то в 1965 г. уже 90, в 1969 г. - 118 [2, д. 11, т. 1, л. 34]. Доля юристов среди них за этот период увеличилась в 2 раза.

Доля лиц коренной национальности в составе органов милиции МАССР в рассматриваемые годы не претерпела существенных изменений. Она колебалась в пределах 39-43 %, что в целом было не существенно ниже доли марийского населения в общей численности населения республики. По переписи населения 1970 г. доля марийского народа составляла 43 %.

Принципиальным для обеспечения успешной правоохранительной деятельности являлся вопрос о формировании руководящих кадров. Успех дела во многом обеспечивала правильная расстановка кадров. Она была призвана наиболее полно отвечать задачам борьбы с преступностью и охраны правопорядка, осуществлять глубокое и устойчивое влияние на криминогенную обстановку. Поэтому проявлялась забота о том, чтобы начальствующий состав формировался из политически зрелых, компетентных, авторитетных, хорошо знающих и любящих свое дело людей. При подборе сотрудников учитывались их образовательная, специальная и политическая подготовка, опыт работы, личные качества. Став министром, основательно и серьезно занимался этим Н. Ф. Попов. Так, в 1960-е годы заместителем министра был выдвинут М. Т. Мезенцев (1963 г.), начальниками: ОУР МВД МАССР - Н. И. Анисимов (1964 г.), ОБХСС - В. В. Смоленцев (1969 г.), организационно-инспекторского отдела - Г. А. Захаров (1969 г.), ОВО - Б. И. Грунин (1961 г.), СО - П. И. Вязников (1963 г.), отдела кадров - А. Н. Ивонин (1969 г.), политотдела - Л. И. Курмузаков (1969 г.), ФЭО -В. Е. Яровиков (1966 г.), хозяйственного отдела -В. А. Белоусов (1968 г.), ОГАИ - Г. Г. Стародумов (1961 г.), В. П. Лобанов (1969 г.), тыла - С. Т. Смирнов (1964).

Многое было сделано для укрепления руководства в ведущем звене - городских и районных отделах милиции. После окончания высших учебных заведений на должности начальников горрайотделов были выдвинуты опытные, подготовленные сотрудники. Среди них - В. Ф. Пузин, Г. Н. Пономарев, начальник отделения БХСС Йошкар-Олинского отделения милиции Савиных и другие.

К сожалению, при формировании кадрового состава руководства марийской милиции не всегда учитывались способности сотрудников, их служебная квалификация. Поэтому имели место

сменяемость кадров, частые, порой неоправданные переводы руководителей с одного поста на другой, стихийное перемещение сотрудников из одной службы в другую. В результате некоторые важные, напряженные в оперативном отношении направления оставались неприкрытыми. Отдельные службы плохо обеспечивались нужным количеством специалистов.

Важным фактором обеспечения прохождения службы и расстановки кадров оставалось предоставление специальных званий. Из-за увеличения численности личного состава эта процедура заметно активизировалась. Так, в 1960-е годы штатная численность начальствующего состава марийской милиции была увеличена на 58 %. Особенно возросла доля младших лейтенантов (на 193 %), подполковников милиции (75 %), майоров милиции (78 %). Однако полностью укомплектовать постоянно увеличивавшиеся штаты офицерского состава не удалось. Многие должности оставались вакантными на протяжении целевого ряда лет.

В общем необходимо отметить, что в кадровой политике МООП (МВД) МАССР к концу 1960-х годов отмечались некоторые улучшения. Так, если некомплект начальствующего состава в 1960 г. составлял 13 %, то к концу 1960-х годов этот показатель немного снизился и составлял 11,3 %. Приемлемым был и возрастной состав сотрудников. К 1970 году сотрудников в возрасте до 30 лет было 46 % личного состава, от 31 до 40 лет - 30 %, старше 50 лет - 4 %. Улучшился качественный состав республиканской милиции. В 1969 году каждый четвертый офицер имел высшее или незаконченное высшее образование, более одной

трети - среднее специальное образование, почти 100 человек учились в вузах и 120 - в средних учебных заведениях.

_Ш_

1. Архив МВД по РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 251. Т. 1. Л. 206.

2. Архив МВД по РМЭ. Ф. 15. Оп. 48. Д. 11. Т. 1. Л. 34

3. Архив МВД по РМЭ. Ф. 15. Оп. 56. Д. 11. Т. 1. Л. 57.

4. Архив МВД по РМЭ. Ф. 15. Оп. 73. Д. 3. Т. 1. Л. 19.

5. Бояринцева И. А., Иванов В. А. Кадровая политика МВД Марийской АССР в 1961-1991 гг.: проблемы преемственности // Вестник Омской юридической академии. 2015. № 1 (26). С. 4-8.

6. Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ). Ф. П-1. Оп. 18. Д. 450. Л. 64-66.

7. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. МВД 200 лет / В. Ф. Некрасов (руководитель), А. В. Борисов, М. Г. Детков и др.; гл. ред. А. Г. Горлова. М.: Объед. редакция МВД России, 1996. С. 274.

8. Попов Н. Ф. Всегда на страже // Марийская правда. 1969. 8 ноября.

1. Arkhiv MVD po RME. F. 12. Op. 1. D. 251. T. 1. L. 206.

2. Arkhiv MVD po RME. F. 15. Op. 48. D. 11. T. 1. L. 34

3. Arkhiv MVD po RME. F. 15. Op. 56. D. 11. T. 1. L. 57.

4. Arkhiv MVD po RME. F. 15. Op. 73. D. 3. T. 1. L. 19.

5. Boyarintseva I. A., Ivanov V. A. Kadrovaya politika MVD Mariiskoi ASSR v 1961-1991 gg.: problemy preemstvennosti, Vestnik Omskoiyuridicheskoi akademii. 2015. No. 1 (26). Pp. 4-8.

6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El (GARME). F. P-1. Op. 18. D. 450. L. 64-66.

7. Organy i voiska MVD Rossii: Kratkii istoricheskii ocherk. MVD 200 let., V. F. Nekrasov (rukovoditel'), A. V. Borisov, M. G. Det-kov i dr.; gl. red. A. G. Gorlova. M.: Ob"ed. redaktsiya MVD Rossii, 1996. P. 274.

8. Popov N. F. Vsegda na strazhe. Mariiskaya pravda. 1969. 8 noyabrya.

Статья поступила в редакцию 21.10.2015 г.

A. A. Ivanov, I. A. Boyarintceva Mari State University, Yoshkar-Ola

MEASURES TO STRENGTHEN HUMAN RESOURCES CAPACITY OF THE MARI POLICE IN THE 1960S

The article is devoted to the study of efforts to strengthen human resources capacity of the Mari police in the 1960-ies. Special attention is paid to the analysis of normative-legal and organizational framework of these activities. In this work, the authors discuss the basic forms and methods of personnel policy, note success and shortcomings.

Keywords: human resources, internal affairs authorities, the Mari ASSR, selection and placement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.