Научная статья на тему 'Достижения и проблемы подготовки офицерских кадров для войск МГБ, МВД СССР в 1953-1966 гг'

Достижения и проблемы подготовки офицерских кадров для войск МГБ, МВД СССР в 1953-1966 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
961
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА ВНУТРЕННЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ / ВОЕННОУЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / МВД / МГБ / КГБ / ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / TROOPS OF INTERNAL AFFAIRS / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TRAINING OF OFFICERS / MINISTRY OF INTERNATIONAL AFFAIRS / MINISTRY OF STATE SECURITY / KGB / MILITARY HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гузеев Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена вопросу подготовки офицерских кадров для войск МГБ, МВД СССР в 1953-1966 гг. Автор проводит анализ успехов и просчетов правительства СССР в организации подготовки офицеров в военно-учебных заведениях. В работе публикуются ранее неиспользованные источники, связанные с кадровым обеспечением войск МГБ-МВД СССР в период коренных преобразований в стране после смерти И.В. Сталина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS OF THE OFFICER PERSONNEL’S TRAINING FOR THE TROOPS OF THE MINISTRY OF STATE SECURITY, THE MINISTRY OF INTERNATIONAL AFFAIRS IN THE USSR IN 1953-1966

The article deals with training of officer personnel for the troops of the Ministry of State Security, the Ministry of International Affairs in the USSR during years 1953-1966. The author discusses successful and failed measures of the government in organization of the officers’ training in the military educational institutions. The research uses the sources unexplored before, showing evidences of the human resources management in the Ministries of State Security and International Affairs of the USSR during the period of radical changes after the death of I.V. Stalin.

Текст научной работы на тему «Достижения и проблемы подготовки офицерских кадров для войск МГБ, МВД СССР в 1953-1966 гг»

УДК 355.232.6 Гузеев Дмитрий Алексеевич

адъюнкт Саратовского военного института внутренних войск МВД России

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВОЙСК МГБ, МВД СССР В 1953-1966 ГГ.

Guzeev Dmitriy Alekseevich PhD student,

Saratov Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of International Affairs of Russia

ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS OF THE OFFICER PERSONNEL’S TRAINING FOR THE TROOPS OF THE MINISTRY OF STATE SECURITY, THE MINISTRY OF INTERNATIONAL AFFAIRS IN THE USSR IN 1953-1966

Аннотация:

Статья посвящена вопросу подготовки офицерских кадров для войск МГБ, МВД СССР в 1953-1966 гг. Автор проводит анализ успехов и просчетов правительства СССР в организации подготовки офицеров в военно-учебных заведениях. В работе публикуются ранее неиспользованные источники, связанные с кадровым обеспечением войск МГБ-МВД СССР в период коренных преобразований в стране после смерти И.В. Сталина.

Ключевые слова:

войска внутреннего предназначения, военноучебные заведения, подготовка офицерских кадров, МВД, МГБ, КГБ, военные училища.

Summary:

The article deals with training of officer personnel for the troops of the Ministry of State Security, the Ministry of International Affairs in the USSR during years 1953-1966. The author discusses successful and failed measures of the government in organization of the officers’ training in the military educational institutions. The research uses the sources unexplored before, showing evidences of the human resources management in the Ministries of State Security and International Affairs of the USSR during the period of radical changes after the death of I.V. Stalin.

Keywords:

troops of internal affairs, military educational institutions, training of officers, Ministry of International Affairs, Ministry of State Security, KGB, military high schools.

Период с 1953 по 1966 г. был одним из самых сложных в жизни войск внутреннего предназначения (далее - ВВП) (использование определения «войска внутреннего предназначения» обуславливается тем, что законодательно наименование «внутренние войска» закрепилось в годы Великой Отечественной войны и относилось не ко всем войскам, а только лишь к их части. Внутренние войска МВД СССР как целостная структура появились только в 1968 г.) [1, с. 2]. Сразу после смерти И.В. Сталина последовали мероприятия, связанные с изменением структуры ВВП. 5 марта 1953 г. состоялось совместное заседание ЦК КПСС, Совета министров и Президиума Верховного совета СССР, на котором было принято решение о внесении изменений в структуру органов исполнительной власти [2, с. 52].

В марте 1953 г. произошло объединение Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое Министерство внутренних дел СССР (далее - МВД СССР). При этом следует заметить, что Главное управление внутренней охраны и Управление конвойной охраны еще в течение года продолжали существовать самостоятельно. 12 марта 1954 г. они были объединены в одно Главное управление внутренней и конвойной охраны МВД СССР. Однако и в таком виде это управление функционировало недолго. В июне 1956 г. Главное управление пограничных войск, Главное управление внутренней и конвойной охраны и Военно-строительное управление МВД СССР были расформированы, а вместо них создано Главное управление пограничных и внутренних войск МВД СССР. Но уже 28 марта 1957 г. это Главное управление было упразднено. Пограничные войска были переданы из Министерства внутренних дел в созданный при Совете Министров СССР Комитет государственной безопасности, а в составе МВД для руководства войсками создается Главное управление внутренних и конвойных войск [3, с. 324].

Изменения, происходившие в войсках, наложили свой отпечаток и на требования к уровню подготовки офицерских кадров. Усилилось внимание к работе с молодыми офицерами непосредственно в войсках, что было вызвано определенным падением дисциплины в их среде. Молодые офицеры нередко подвергались дисциплинарным взысканиям, арестам с содержанием на гауптвахте. Имело место даже увольнение в запас некоторого количества офицеров, окончивших военные училища в 1952-1953 гг. Так, за 10 месяцев 1954 г. только из частей внутренних войск было уволено 30 чел. [4, с. 169].

Заместитель министра внутренних дел СССР С.Н. Переверткин, выступая перед руководящим составом внутренних войск, внутренней и конвойной охраны в марте 1953 г., отмечал, что «Учебные заведения дают хорошую теоретическую подготовку, но в меньшей степени учат практическим основам военного мастерства. Поэтому задача командиров - научить молодых офицеров практике управления подразделениями» [5, с. 38].

Однако проблема состояла не только в том, что в войсках была плохо организована работа по становлению молодых офицеров как профессионалов своего дела. В военных училищах и школах усовершенствования офицерского состава также наблюдался целый ряд проблем, связанных с организацией учебного процесса. Вот что было сказано одним из слушателей на общем партийном собрании Саратовской Краснознаменной военно-политической школы МГБ им. К.Е. Ворошилова 14 февраля 1953 г.: «Но все ли в школе организовано хорошо, чтобы дать нам лучшие знания? Нет не все. Нас не удовлетворяет постановка вопроса по изучению тактики. Здесь не все продумано и с литературой, и со временем, и с лекциями. Нас тов. Сталин учит, что изучение нужно начинать с азов, а по Тактике нам дают тему “Стрелковый батальон в обороне”, когда мы роту в обороне не знаем. На тему “Стрелковая рота в обороне” было отведено 6 ч 40 мин., мы ехали до места занятия 30 мин., остальное время занимались там, но это занятие нам мало что дало, и оттуда мы вернулись с неполными знаниями. Литературы по тактике нет и взять ее неоткуда» (текст приведен в редакции документа) [6]. На собрании говорилось и о том, что программы по тактике и марксистско-ленинской теории реализуются в быстром темпе. По Тактике за 10 месяцев обучения изучаются действия подразделений от отделения до полка. При таком подходе надежного усвоения материала не получается. В феврале 1953 г. на партийном собрании школы отмечалось, что по марксистско-ленинской теории было запланировано 28 семинаров, но времени готовиться к ним у слушателей просто нет. Вот что сказал один из слушателей: «В сутках 24 часа, и если готовиться к занятиям как положено, то чтобы прочитать весь объем рекомендованной литературы по тактике, политэкономии и марксистско-ленинской теории и 56 часов будет мало» [7].

Учитывая единый централизованный характер программ обучения во всех школах усовершенствования офицерского состава того времени, можно предполагать, что проблемы с обучением, наблюдавшиеся в Саратовской военно-политической школе им. К.М. Ворошилова, были характерны и для остальных школ.

К середине 1950-х гг. среди офицерского состава ВВП повысился качественный уровень военного образования. Однако еще значительное количество офицеров не имело среднего образования, а также специальной военной подготовки. Некоторая часть офицеров, находившихся на службе в ВВП, не отвечала требованиям, предъявляемым военным командованием в условиях мирного времени. Среди офицеров конвойной охраны высшее военное образование имели 4,2 % офицеров, а 9,9 % - не имели вообще какого-либо образования [8].

Отличительной особенностью данного периода (особенно 1953-1955 гг.) стал рост значения заочного образования. Во всех военно-учебных заведениях (далее - ВУЗ) были созданы факультеты заочного обучения [9]. Это было обусловлено рядом причин:

1. Перевооружение Советской Армии и ВВП необычайно усложнили военное дело и задачи военного строительства; значительно повысились требования к военным кадрам, их подготовке, объему знаний и морально-деловым качествам.

2. Неуклонное возрастание грамотности, духовных запросов молодых людей, призываемых на службу, вызывало потребность дальнейшего совершенствования командирами и политработниками методов обучения и воспитания воинов.

3. Коренные преобразования в военном деле в 1940-1960 гг. повышали значение военной теории, роль офицерских кадров в дальнейшем творческом развитии военной науки, что во многом зависело от развития теоритической подготовки военных руководителей [10].

Необходимость модернизации военного образования и улучшения показателей профессиональной характеристики выпускников военных училищ и школ активизировало работу по изучению новых подходов к обучению. Например, в Саратовской Краснознаменной военнополитической школе МГБ СССР им. К.Е. Ворошилова проводились научные изыскания о факторах, влияющих на состояние здоровья и успеваемость слушателей в свете трудов И.А. Павлова о работе высшей нервной деятельности головного мозга [11].

В 1954-1955 гг. происходит очередное сокращение численности ВВП. Этого мероприятия имело своей целью упразднить излишние промежуточные звенья войскового аппарата управления и приблизить его к частям и подразделениям, сделать его более гибким и оперативным. В то же время сокращение войск позволило высвободить значительные государственные средства и направить их на дальнейшее улучшение благосостояние советского народа [12].

Коснулось данное сокращение и офицерских кадров. У командиров различных степеней была возможность уволить в первую очередь малокомпетентных и недисциплинированных офицеров, оставив лучшие кадры. За 1954-1955 гг. из войск было уволено 2 427 офицеров [13].

В связи с сокращением войск внутреннего предназначения происходило сокращение и ВУЗ. Было сокращено одно военное училище и четыре школы усовершенствования офицерского состава, что составляло 32 % от общего их числа. В частности, в 1953 г. были упразднены Казанское военно-политическое училище, Рижская и Львовская школы усовершенствования политсостава МВД СССР. В 1954 г. Саратовская Краснознаменная военно-политическая школа усовершенствования офицерского состава им. К.Е. Ворошилова, а в 1960 г. - Харьковская школа усовершенствования политсостава МВД СССР [14, с. 330]. Упразднение ВУЗ было обусловлено сокращением численности ВВП. Необходимо подчеркнуть, что тенденция к их сокращению в войсках внутреннего предназначения находилась в прямой зависимости от решаемых ими задач. Однако, по мнению автора, выбор который пал на данные ВУЗ был не случаен. Сокращения, происходившие в войсках, были обусловлены не только необходимостью оптимизировать неимоверно разросшийся аппарат ВВП, но и политическими событиями, происходившими в стране после смерти И.В. Сталина.

Как считает автор, корень проблемы стоит искать в том, что после того как Л.П. Берия возглавлявший в 1953 г. МВД СССР был обвинен в предательстве родины и попытке «поставить Министерство внутренних дел над правительством и над партией» [15, с. 348] началась работа по передаче части функций МВД в другие министерства и ведомства. Так часть задач МВД была передана Комитету государственной безопасности при Совете Министров СССР, созданному в феврале 1954 г. Одновременно с этим началась «деполитизация» Министерства внутренних дел. В связи с этим и были сокращены именно политические училища. Все эти сокращения не лучшим образом сказались на качестве подготовки кадров для ВВП.

Однако в связи с реформированием войск, которое включало в себя помимо изменения их структуры еще и обеспечение частей новыми образцами вооружения и военной техники, а также усложнением задач, стоявших перед войсками и с целью повышения профессионализма офицеров, в оставшихся военных училищах был введен трехгодичный срок обучения (ранее срок обучения в училищах составлял 2 года). С 1953 г. в Саратовском военном училище начинается подготовка офицеров для конвойных войск и войск по охране особо важных объектов (ранее такой подготовкой занималось только Орджоникидзевское военное училище им. С.М. Кирова).

Одной из основных сложностей при переходе к обучения курсантов по новому профилю было то, что материально-техническая база и инженерно-техническое оснащение объектов охраны, а также учебно-материальная база военных училищ, оставались на примитивном уровне. Так, например, охрана объектов исправительно-трудовых учреждений (далее - ИТУ) в рассматриваемый период велась еще старым, не изжившим себя гулаговским способом. В основе у него было применение колючей проволоки, совершенно неэффективных консервных «банок-погремушек», рогаток, «спотыкачей», хлопушек, сигнальных патронов. Все это заставляло начальников училищ с целью борьбы с «техническими анахронизмами» вести работу по созданию современной учебно-материальной базы и оборудовать учебные объекты новыми инженерно-техническими средствами охраны [16, с. 45].

21 сентября 1954 г. на основании приказа МВД СССР в Орджоникидзевском военному училище им. С.М. Кирова были организованы курсы переподготовки начальников лагерных отделений и лагерных пунктов, численностью 250 чел. со сроком обучения 6 месяцев. На основании этого же приказа курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) в этом училище были расформированы [17].

Данные преобразования были осуществлены в связи с передачей ГУЛАГ из Министерства юстиции (далее - МЮ) в МВД СССР 28 января 1954 г. [18]. В акте приема и передачи исправительно-трудовых лагерей и колоний (далее - ИТЛ), из МЮ в МВД СССР было отмечено, что в составе военизированной охраны ГУЛАГ имеется 4 школы подготовки командного состава, при этом некомплект начальствующего состава на 1 января 1954 г. в военизированной охране составлял 3 351 чел. [19]. По мнению автора, того количества учебных заведений, которое имело ГУЛАГ не хватало. Поэтому 25 июля 1955 г. на основании распоряжения МВД СССР при Орджо-никидзевском военном училище МВД СССР были сформированы курсы усовершенствования начальствующего состава военизированной охраны ГУЛАГ, со сроком обучения 11 месяцев [20].

В январе 1954 г., после расформирования Саратовской Краснознаменной военнополитической школы усовершенствования офицерского состава МВД СССР, располагавшейся на территории Саратовского военного училища МВД СССР, на территории училища были сформированы курсы усовершенствования политсостава, которые просуществовали до мая 1959 г., а затем были переведены в Ленинградское военно-политическое училище МВД СССР [21, с. 93].

Создание таких курсов было обусловлено в первую очередь тем, что за 1953-1954 гг. были упразднены ряд ВУЗ, готовивших офицеров для политорганов войск МВД. Для покрытия некомплекта заместителей командиров по политической части в военных училищах приходилось открывать курсы усовершенствования политсостава.

Новым этапом в развитии ВУЗ для войск внутреннего предназначения стал период с 1960 по 1966 г., который был характерен своеобразной «работой над ошибками» прошлых лет. В 1960 г. происходит слияние двух видов конвойной охраны, а именно, охраны исправительнотрудовых лагерей (колоний) и конвойных войск МВД СССР [22].

Учитывая тот факт, что в войска МВД влились подразделения, ранее не являвшиеся воинскими формированиями, а по своему составу охрана лагерей превышала численность конвойных войск, руководству Главного управления внутренней и конвойной охраны предстояло проделать большую работу по повышению уровня подготовки личного состава конвойной охраны мест заключения и решению коренных вопросов содержания этого вида охраны на положении войск.

Военные училища в указанный период, несмотря на все преобразования, все же еще оставались многопрофильными. Помимо подготовки офицерских кадров для ВВП, ВУЗ производили профильную подготовку и для других нужд МВД. Так, в Саратовском военном училище МВД РСФСР в 1961 г. были организованы курсы по подготовке начсостава Госавтоинспекции численностью 200 чел. со сроком обучения 2 года [23, с. 109].

С целью улучшения подготовки офицерских кадров в Орджоникидзевском военном училище МВД РСФСР с 1961 г. была введена юридическая специальность. Выпускникам училищ наряду с ведомственным дипломом об окончании выдавался диплом общесоюзного образца со средним специальным образованием, и присваивалась квалификация «юрист» [24]. Следует отметить, что в других военных училищах такая гражданская специальность введена не была.

В 1962 г. в Саратовском военном училище МВД РСФСР вводится раздельный набор курсантов на два отделения: для войск, охранявших объекты ИТУ, и для спецчастей, охранявших особо важные объекты промышленности [25]. С 15 апреля 1962 г. в военном училище МВД РСФСР (13 января 1960 г. соединения и части внутренних и конвойных войск были переданы в подчинение МВД союзных республик. На основании этого же распоряжения все училища стали военными училищами МВД РСФСР. 30 августа 1962 г. МВД РСФСР было переименовано в МООП РСФСР. Полное объединение ВУЗ под единым руководством происходит в 1966 г. после образования МООП СССР) были организованы курсы по подготовке командиров взводов для войск из числа сверхсрочнослужащих и солдат третьего года службы, имеющих законченное среднее образование [26]. В августе того же года в соответствии с распоряжением МВД РСФСР при училище организованы курсы для подготовки к сдаче испытаний экстерном на офицера запаса из числа солдат, имеющих высшее гражданское образование. Метаморфозы, происходившие в военных училищах, связанные с введением в образовательный процесс получения помимо военной, еще и гражданской специальности были продиктованы необходимостью как подготовки высококлассных специалистов своего дела, так и для привлечения гражданской молодежи [27, с. 186-188].

Во второй половине 60-х гг. ХХ в. ВВП вступают в качественно новый этап своего развития. 26 июля 1966 г. происходит объединение Министерств охраны общественного порядка союзных республик в единое союзное Министерство охраны общественного порядка. В этом же году 17 октября на основании приказа МООП СССР № 20 было создано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны. На данное управление возлагалось руководство всеми внутренними войсками и войсками конвойной охраны на территории союзных республик [28, с. 10].

В связи с оснащением внутренних войск, внутренней и конвойной охраны МООП РСФСР средствами связи и сигнализации, возникла необходимость повышения технических знаний молодых офицеров. Поэтому в военных училищах с 1965/66 учебного года введена новая гражданская специальность «Районная электрическая связь и радиофикация». Училища стали готовить общевойсковых офицеров со средним военным и средним специальным гражданским образованием по учебному плану, утвержденному Министерством высшего и среднего образования СССР. Лицам, окончившим училище наряду с ведомственными дипломами о среднем военном образовании, выдавались дипломы общесоюзного образца с присвоением квалификации «техник-электрик проводной связи и радиофикации». Курсанты, принятые в 1962, 1963, 1964 гг., продолжали обучение до окончания училища по действующей учебной программе подготовки специалистов со средним военным и средним техническим образованием [29].

12 декабря 1966 г. на основании постановления Совета Министров СССР все высшие и специальные средние учебные заведения перешли из ведомственного подчинения МООП союзных республик в подчинение МООП СССР. Это были следующие училища:

1. Ленинградская военно-политическая школа МООП СССР;

2. Орджоникидзевское военное училище им. С.М. Кирова МООП СССР;

3. Харьковское военное училище МООП СССР;

4. Саратовское военное училище МООП СССР [30].

Данное объединение было сделано с целю сосредоточить ВУЗ под единым командованием Управления учебных заведений, созданного при МООП СССР. Это стало началом новой эпохи в развитии процесса подготовки офицерских кадров для войск внутреннего предназначения.

В заключение хотелось бы сказать, что период 1953-1966 гг. был достаточно сложным в становлении и развитии ВВП. Постоянные системные преобразования, в особенности в управленческом звене, не способствовали нормальному функционированию войск. Это было обусловлено как нестабильностью политической системы страны, так и необходимостью изменений в системе ВВП.

Данные преобразования затронули не только войска внутреннего предназначения, но и военные училища и школы, готовившие кадры для этих войск. Исходя из требований партии, изложенные на XXII съезде ЦК КПСС, в которых говорилось, что «...офицерские кадры должны иметь высокую военно-техническую подготовку, отвечать всем требованиям современной военной теории и практики.» [31, с. 423] в военных училищах были предприняты шаги по подготовке технически грамотных офицеров. Однако, несмотря на все изменения, направленные на оптимизацию учебного процесса в ВУЗ МВД СССР, наблюдалось еще много проблем, которые следовало решать незамедлительно. Автор считает, что на фоне коренных преобразований в российском образовании, происходящих сегодня, данная тема имеет перспективное направление для рассмотрения.

Ссылки:

1. Гузеева А.Н. Подготовка кадров среднего командного состава для войск ОГПУ-НКВД СССР (1930-1945 гг.) Исторический аспект: дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2001.

2. Климов А.А. Деятельность государственных органов по развитию внутренних войск МВД ССР в 1945-1960 гг.: мо-ногр. М., 2010.

3. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк // Объединенная редакция МВД России. М., 1996.

4. История внутренних войск МВД России (1811-2011 гг.) В 5-ти т. Т. 4. Ч. 1 / ред. на боевом посту. М., 2011.

5. Внутренние войска 1945-1960 гг.: документы и материалы / под общ. ред. В.Ф. Некрасова. М., 1989.

6. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (далее - ГАНИСО). Ф. 5313. Оп. 1. Д. 168. Л. 4.

7. ГАНИСО. Ф. 5313. Оп. 1. Д. 168. Л. 6-7.

8. Российский Государственный военный архив (далее - РГВА). Ф. 40. Оп. 1. Д. 120. Л. 16.

9. История внутренних войск МВД России (1811-2011 гг.). С. 172.

10. Там же. С. 173.

11. ГАНИСО. Ф. 5313. Оп. 1. Д. 168. Л. 5.

12. РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 120. Л. 48.

13. РГВА. Ф. 38681. Оп. 1. Д. 672. Л. 15.

14. Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД. М., 1983.

15. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6: сб. документов. М., 1971.

16. Цыплин Г.И. Как это было: военные мемуары. Саратов, 2002.

17. Там же. Л. 26. С. 45.

18. Исторический формуляр Орджоникидзевского военного училища им. С.М. Кирова. Т. 3. Гл. 1. История организационного строительства училища. Л. 4.

19. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). 9401. Оп. 12. Д. 310. Л. 5.

20. Исторический формуляр Орджоникидзевского военного училища. Л. 33.

21. Лубнин В.Н. Саратовское высшее военное командное Краснознаменное училище им. Ф.Э. Дзержинского. Саратов, 1992.

22. Центральный архив внутренних войск (далее - ЦАВВ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 333.

23. Лубнин В.Н. Указ. соч. С. 109.

24. Исторический формуляр ... Л. 47.

25. Цыплин Г.И. Указ. соч. С. 48.

26. Лубнин В.Н. Указ. соч. С. 268.

27. Гульбинский Ю.В. Учебно-педагогическая, организационно-хозяйственная и служебно-боевая деятельность четвертой школы пограничной охраны войск ОГПУ (Саратовского военного училища). 1932-1973 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2008.

28. Баранов В.П. Деятельность государственных, партийных и ведомственных органов власти по строительству и развитию внутренних войск МВД СССР (период с середины 1960-х по 1991 г.): моногр. М., 2008.

29. Исторический формуляр ... Л. 72.

30. ЦАВВ. Ф. 94. 1 с. Д. 02. Т. 1. Л. 63.

31. Некрасов В.Ф. Внутренние войска Советского государства 1917-1977. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.