А.К. ПРОХОРОВ,
заместитель начальника отдела управления по работе с личным составом (Главное командование внутренних войск МВД России)
A.K. PROKHOROV,
deputy head of department on work with the personnel (High command of the Russian Interior Troops)
УДК 355.13
Работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка среди личного состава войск МВД (МГБ) СССР в послевоенный период
Work to strengthen military discipline and order among the personnel of the Interior Ministry troops (MGB) of the USSR in the postwar period
В статье на основе документальных источников и архивных документов показана деятельность командования, политических органов, партийных и комсомольских организаций в войсках МВД (МГБ) СССР по укреплению воинской дисциплины в послевоенный период.
Внутренние войска, воинская дисциплина, политико-моральное состояние, воинские преступления, политические органы.
The article is based on documentary sources and archival documents show the work of command, the political bodies of the party and Komsomol organizations in the troops of the interior Ministry (MGB) of the USSR to strengthen military discipline in the postwar period.
Internal forces, military discipline, political and moral state, military crimes, political bodies.
С окончанием Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР, в том числе в войсках МВД (МГБ) СССР, остро встал вопрос поддержания и укрепления воинской дисциплины среди военнослужащих. Многие командиры и политические органы (далее — по-литорганы) не способны были в мирных условиях поддерживать уставной порядок, проводить профилактическую работу с нарушителями воинской дисциплины, проявляя порой благодушие и снисходительность к подчиненным.
Бездеятельность командиров и политорганов приводила к увеличению чрезвычайных происшествий и преступлений в войсках, подрывала их авторитет среди жителей страны, что в конечном счете негативно сказывалось на выполнении поставленных служебно-боевых задач.
Военнослужащими конвойных войск МВД СССР в 1946 г. было допущено 554 кражи и грабежа у местного населения, 229 случаев дезертирства, 2936 фактов пьянства, из которых 190 связаны
с преступлениями, 450 хищений военного имущества, 470 краж солдатских вещей, 783 заболевания венерическими болезнями. В 1946 г. в войсках 71 человек погиб в результате самоубийства, 31 человек совершили попытку самоубийства, зафиксировано 23 случая членовредительства. Всего небоевые потери в 1946 г. в конвойных войсках составили 261 человек убитыми и 323 ранеными [3].
Командование конвойных войск МВД СССР было вынуждено принять решительные меры к укреплению офицерского состава политработников войск. В 1946 г. от занимаемых должностей по служебному несоответствию, реорганизации и сокращению освобождено 4 начальника политотделов, 2 заместителя начальника политотделов, 18 заместителей командиров полков по политической части, 448 политработников других категорий [4].
Не способствовали укреплению воинской дисциплины в конвойных войсках МВД СССР и имевшиеся во многих местах плохие условия
89
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
90
размещения военнослужащих, большая служебная нагрузка, отсутствие минимальных возможностей для организации воспитательной работы с личным составом войск [5].
Основными причинами большого количества воинских преступлений, аморальных явлений, небоевых потерь, судимостей и высокой пораженности воинскими проступками в войсках МВД СССР являлось следующее:
— отсутствие личного примера офицерского состава войск, отдельные офицеры совместно с подчиненными занимались пьянством и хищением имущества;
— низкий уровень профилактической работы с личным составом, непринятие своевременных мер административного воздействия к нарушителям воинской дисциплины в рамках Дисциплинарного устава ВС СССР;
— недостаточное влияние партийных и комсомольских организаций на коммунистов и комсомольцев в вопросах укрепления воинской дисциплины;
— низкая действенность воспитательной работы по вопросам воинской дисциплины и укрепления политико-морального состояния личного состава;
— слабый ведомственный контроль за сохранностью вверенного военного и государственного имущества, что приводило к его хищениям;
— неудовлетворительная организация питания и быта личного состава.
Поэтому руководством страны уже в первый послевоенный год был утвержден Дисциплинарный Устав Вооруженных сил Союза ССР, объявленный приказом Министра Вооруженных Сил Союза ССР № 17 от 1 июня 1946 г.
Распоряжение Главного управления внутренних войск МВД СССР от 27 июня 1946 г. № 24/4-174 требовало немедленно разослать Дисциплинарный Устав во все воинские части, организовать его изучение со всеми категориями военнослужащих, организовать наглядную агитацию в клубах [6]. В соответствии с требованиями гл. 16 Дисциплинарного устава создавались суды чести офицерского состава. При этом существовавшие товарищеские суды чести рядового и сержантского состава распускались.
Кроме этого командованию и политорганам предлагалось принять неотложные меры по наведению строжайшего порядка во всех подразделениях и гарнизонах войск. Каждый случай потери личного состава считался самым большим чрезвычайным происшествием, которое необходимо «...тщательно расследовать и принимать строгие меры к тем начальникам, которые несут прямую ответственность за действия подчиненных» [7].
Своим распоряжением начальник конвойных войск МВД СССР генерал-лейтенант
В.М. Бочков дал указание о чрезвычайных происшествиях в частях войск, как-то: кражи и ограбления местного населения и организаций, убийство граждан и военнослужащих, драки с гражданами и военнослужащими Красной армии и войск МВД, хулиганства и дебоши, повлекшие срыв намеченных и проводимых мероприятий местными организациями или срыв демонстрации кинокартин, спектаклей и т. д. — непосредственно командирам частей доносить лично ему запиской, по ВЧ-связи — немедленно после происшествия и одновременно докладывать командиру дивизии [8].
Командование конвойных войск считало, что складывающаяся обстановка требует перестроить работу каждого офицера, всех звеньев штаба и партийно-политического аппарата. Отмечалось, что «реорганизация войск уже началась, численность войск уже сокращается, количество объектов в батальонах и полках увеличивается, а руководить продолжают еще по старинке» [9].
В результате проведенной работы в 1948 г. в сравнении с 1947 г. в конвойных войсках укрепились политико-моральное состояние и воинская дисциплина. В распоряжении заместителя Министра внутренних дел СССР генерала армии И.И. Масленникова от 30 марта 1949 г. было отмечено, что «.из итоговых документов о состоянии преступности в конвойных войсках видно, что уровень преступности в 1948 г., по сравнению с 1947 г., значительно снизился» [10].
Исследование архивных документов показало, что зачастую военнослужащие войск НКВД — МВД (МГБ) СССР вели себя вызывающе и агрессивно по отношению к военнослужащим Красной армии, считали себя «высшей кастой», избивали военнослужащих Красной армии. При этом офицеры не принимали необходимых профилактических мер и поощряли хулиганские действия своих подчиненных. Об этом говорит донесение начальника политического управления Прикарпатского военного округа генерал-майора Л.И. Брежнева, которое он направил 27 января 1946 г. на имя начальника Главного политического управления Красной армии, где сообщалось, что в частях войск НКВД СССР, дислоцирующихся на территории Прикарпатского военного округа, отсутствует необходимый порядок и дисциплина, вследствие чего имеют место факты происшествий, связанных с взаимоотношениями военнослужащих этих войск и Красной армии [2]. Такие же проблемы были характерны и для других округов, в которых дислоцировались внутренние войска.
Эти действия военнослужащих создавали напряженную обстановку и не могли оставаться незамеченными со стороны руководства войск.
Анализ документов показал, что негативное влияние на состояние воинской дисциплины
Таблица
Данные об отрицательных явлениях в области дисциплины и политико-морального состояния личного состава внутренних войск и охраны МГБ СССР за 1949—1951 гг.
Характ^ ' ---___ 1949 1950 1951
Политические преступления 19 19 -
Политически вредные высказывания 59 48 32
Отрицательные служебно-бытовые настроения 374 64 17
Дезертирство 15 10 4
Членовредительство 8 5 3
Самоубийство и попытки самоубийства 64 37 46
Количество лиц, совершивших кражи у местного населения 97 61 26
Количество лиц, совершивших хищение военного имущества 81 71 44
Число случаев пьянства, завершившихся дебошем и хулиганством 92 101 80
Самовольные отлучки свыше 2-х часов и повторные 368 307 215
Осуждено судом военного трибунала 956 485 266
В числе нарушений воинской дисциплины:
неисполнение приказаний; 50 20 7
пререкания с командирами; 1935 1481 1142
нарушения службы; 715 469 231
сон в наряде; 226 163 116
самовольные отлучки 2092 748 744
оказывали частые изменения организационно-штатной структуры внутренних войск, переформирование соединений и воинских частей.
Так, только в мае 1951 г. Совет Министров СССР принял два постановления в отношении войск МВД и МГБ СССР. Помимо упразднения войск МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог с передачей их функций военизированной охране министерств и ведомств, куда и направлялся высвобождавшийся личный состав расформированных частей, предусматривалось значительное сокращение конвойных войск, а также их реорганизация вместе с внутренними войсками в конвойную и внутреннюю охрану [11].
В результате этих мероприятий в войсках увеличилось количество воинских преступлений, самовольных отлучек, невыполнений приказаний, хищений государственного, общественного и личного имущества, недостойного поведения по отношению к местному населению, а также нарушений советской законности.
Возникшие проблемы стали предметом рассмотрения не только руководства войск МВД (МГБ) СССР, но и правительства страны. 12 ноября 1951 г. Совет Министров Союза ССР принял постановление «О состоянии воинской дисциплины в пограничных войсках и внутренней охране Министерства государственной безопасности СССР и мерах по ее укреплению» [17]. В постановлении отмечалось, что в состоянии воинской дисциплины пограничных войск и внутренней охраны МГБ СССР имеются серьезные недостатки. Количество чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков в 1951 г. не только не сократилось, а даже возросло. Среди них — самовольные отлучки, сон
на посту, пьянство, хищения имущества, небрежное отношение к военной технике. Больше всего нарушений было допущено в частях внутренней охраны Украинского округа и внутренних войсках МГБ СССР в Германии.
Совет Министров СССР потребовал от руководства Министерства государственной безопасности СССР, начальников Главных управлений укрепить воинскую дисциплину и навести твердый уставной порядок.
Необходимо было поднять и укрепить роль командира, от начальника управления до командира подразделения включительно. Не допускать обсуждения служебной деятельности командиров — коммунистов и комсомольцев на партийных и комсомольских собраниях частей и подразделений.
Предлагалось считать неправильной практику, когда директивы по вопросам партийно-политической работы издавались только за подписью начальников политорганов. Директивы по вопросам партийно-политической работы в пограничных войсках и внутренней охране предлагалось издавать за двумя подписями: начальников управлений (командиров соединений) и соответствующих начальников политорганов.
Для усиления воспитательной работы создавались политические отделы в отрядах внутренней охраны МГБ СССР Украинского округа, Литовской ССР и политический отдел частей войск и внутренней охраны МГБ СССР Московского гарнизона [16].
Вместе с тем необходимо отметить, что в этот период определенные положительные результаты в вопросах укрепления воинской дисциплины все-таки были достигнуты. Данные об отрицательных явлениях в области дисциплины
91
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
92
и политико-морального состояния личного состава внутренних войск и охраны МГБ СССР за 1949—1951 гг. свидетельствуют о сокращении таких видов отрицательных явлений, как политические преступления, политически вредные высказывания, отрицательные служебные и бытовые настроения, неисполнение приказаний и др. (табл.) [12].
Из данных, приведенных в таблице, видно, что укрепление воинской дисциплины способствовало значительному сокращению нарушений на боевой службе и в суточных нарядах. Кроме того, в разы сократилось количество самовольных отлучек военнослужащих. Это было обусловлено строгим наказанием за данный вид правонарушений.
Одной из основных форм работы по укреплению воинской дисциплины в войсках в этот период считалось рассмотрение за нарушения воинской дисциплины на заседаниях партийных комиссий воинских частей и, как следствие, привлечение нарушителей воинской дисциплины из числа коммунистов к партийной ответственности.
Распоряжением Главного управления внутренней охраны МГБ СССР от 12 октября 1951 г. № 13/6-005798 до войск было доведено постановление ЦК ВКП(б) от 21 сентября 1951 г. «О порядке рассмотрения персональных дел коммунистов — сержантов и офицеров внутренних войск и внутренней охраны МГБ СССР» [13]. Постановлением было определено, что дела о партийных проступках коммунистов-сержантов рассматривались бюро первичной партийной организации, дела о партийных проступках коммунистов — младших офицеров рассматривались партийной комиссией при политотделе дивизии отряда, дела о партийных проступках коммунистов — старших офицеров рассматривались партийной комиссией при политотделе округа. Персональные дела коммунистов — военнослужащих в званиях полковника и выше рассматривались в ЦК ВКП (б).
Анализ документов показал, что командованием войск принимались меры по совершенствованию системы учета правонарушений в войсках. Так, указание заместителя Министра внутренних дел СССР от 29 сентября 1953 г. определяло, что учет нарушений воинской дисциплины, чрезвычайных происшествий и других аморальных явлений ведут штабы войск. Штабам было вменено в обязанность вести журнал учета чрезвычайных происшествий. Кроме того, определялось, что состояние дисциплины необходимо подробно освещать в отчетах по итогам состояния службы и боевой подготовки за зимний и летний периоды обучения. При этом вся другая отчетность по воинской дисциплине отменялась.
Деятельность политорганов, как говорилось в этом указании, должна быть направлена на «.оказание непосредственной помощи командирам и начальникам в организации и проведении повседневной партийно-политической и воспитательной работы с личным составом, на предупреждение нарушений воинской дисциплины и аморальных проступков» [14].
Важную роль в укреплении и поддержании воинской дисциплины в войсках МВД СССР сыграло введенное в 1957 г. социалистическое соревнование за повышение результативности служебно-боевой деятельности. В обзоре «О некотором опыте организации и руководства социалистическим соревнованием в частях внутренней и конвойной охраны и внутренних войск МВД», направленном в войска 30 апреля
1958 г., отмечалось, что соревнование явилось мощным средством развития творческой инициативы воинов и мобилизации их на успешное решение задач боевой службы, боевой и политической подготовки [15]. Оно способствовало совершенствованию служебного и военного мастерства воинов, воспитанию у них высоких морально-боевых качеств.
Одной из новых форм влияния на морально-деловые качества личного состава было введение в 1959 г. в войсках служебных характеристик на военнослужащих по окончании военной службы по призыву. В приказе МВД СССР от 22 июля
1959 г. № 534 «О составлении служебных характеристик на военнослужащих срочной службы при увольнении их в запас» указывалось, что Главным штабом Сухопутных войск Министерства обороны СССР дано указание о выдаче служебных характеристик военнослужащим срочной службы при увольнении их в запас [1]. Выдача служебных характеристик оказала положительное влияние на укрепление воинской дисциплины не только среди военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас, но и на остальных военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Таким образом, в послевоенный период немаловажное значение уделялось укреплению воинской дисциплины и политико-моральному состоянию воинов. Ответственность за совершение преступлений военнослужащих войск МВД СССР была приведена к единому требованию наравне с военнослужащими Вооруженных Сил СССР, что позволило значительно повысить уровень воинской дисциплины. Появились новые формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины, возобновилось социалистическое соревнование, введены служебные характеристики.
Все эти мероприятия способствовали успешному выполнению поставленных служебно-бое-вых задач.
Список литературы
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
ГА РФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 269. Т. 2. Л. 22. Климов А.А. Деятельность государственных органов по развитию внутренних войск МВД СССР в 1945-1960 гг. М., 2010. РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1229. Л. 99. РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1229. Л. 33. РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1283. Л. 8-12. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 1211. Л. 67. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 1211. Л. 3. РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1229. Л. 86. РГВА. Ф.40. Оп. 1. Д. 1229. Л. 90.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16. ЦА ВВ МВД России. Ф. 1. Оп. 9. Д. 120. Л. 173.
17. ЦА ВВ МВД России. Ф. 1. Оп. 9. Д. 120. Л. 171.
РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 1362. Л. 36. РГВА. Ф. 40600. Оп. 1. Д. 207. Л. 31-32. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 1407. Л. 55. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 1211. Л. 215. РГВА. Ф. 38651. Оп. 1. Д. 441. Л. 30. РГВА. Ф. 38651. Оп. 1. Д. 562. Л. 50-58.
E-mail: [email protected]
93