Научная статья на тему 'Основные направления воспитательной работы с военнослужащими войск НКВД в годы Великой Отечественной войны'

Основные направления воспитательной работы с военнослужащими войск НКВД в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1220
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЙСКА НКВД / КОМАНДИРЫ И ПОЛИТРАБОТНИКИ / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОПАГАНДА ТРАДИЦИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новожилов Валерий Юрьевич

В статье рассматриваются основные направления воспитательной работы в войсках НКВД в период Великой Отечественной войны, которая была направлена на формирование у военнослужащих высоких боевых и моральных качеств. Особо подчеркивается, что воспитательная работа с военнослужащими войск проходила в строгом соответствии с идеологическими установками и в основном путем устной агитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления воспитательной работы с военнослужащими войск НКВД в годы Великой Отечественной войны»

Новожилов Валерий Юрьевич - заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России - начальник управления по работе с личным составом ГКВВ МВД России, доктор исторических наук, доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, генерал-лейтенант, г. Москва, тел.: 84953618214, е-шаП:уаки1;12@ро81;.ш.

Новожилов В.Ю.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВОЙСК НКВД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В период Великой Отечественной войны основные усилия командно-политического состава войск были направлены на формирование у военнослужащих высоких боевых и моральных качеств, готовности к настойчивому освоению оружия и боевой техники, овладение боевым опытом и воинским мастерством. Войска НКВД СССР предназначались для обеспечения внутренней безопасности государства. Вместе с тем, в первый период войны они почти повсеместно применялись в боевых порядках действующей Красной армии. Эти действия войск на фронте против сильного, хорошо вооруженного и опасного противника требовали от личного состава войск проявления особых морально-волевых качеств.

Командование воинских частей и соединений войск НКВД в первый период войны организовывало и возглавляло оборону крупных городов и важных объектов. Оно обеспечивало организованный отход частей Красной армии. Не обладая тяжелым вооружением и боевой техникой, соединения и воинские части войск НКВД, усиленные истребительными батальонами и народным ополчением, зачастую первыми встречали танковые и механизированные соединения прорвавшегося противника. Так было в приграничных сражениях, под Ленинградом и Москвой, в Сталинграде, в битве за Кавказ.

В годы войны воспитательная работа в войсках НКВД проходила в строгом соответствии с идеологическими установками, связанными с укреплением партийных организаций и повышением их влияния на политико-моральное состояние военнослужащих.

Важнейшим направлением работы командно-политических органов войск было воспитание у военнослужащих моральной устойчивости. В войсках появляются новые формы агитационно-массовой работы, направленной на повышение профессионального мастерства военнослужащих войск. К проведению бесед привлекались фронтовики, по ранению или болезни, переведенные в войска НКВД.

Наиболее распространенной формой воспитательной работы была устная агитация. Она давала возможность непосредственного общения с военнослужащими. С лекциями, докладами, беседами, обращениями выступали не только командиры и политработники, но и представители власти, коллективов трудящихся.

Существенное влияние на перестройку воспитательного процесса оказало установление в войсках НКВД единоначалия в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. Приказом НКВД СССР от 15 октября 1942 г. Политическое управление войск НКВД было расформировано и созданы самостоятельные структуры: политическое управление пограничных войск, политические отделы внутренних, конвойных войск, войск по охране железных дорог, по охране особо важных предприятий промышленности [1, 236].

Вместо института военных комиссаров в войсках вводился институт заместителей командиров по политической части [2, 219, 226]. Предоставление командирам прав единоначальников обязывало их повседневно заниматься политическим, нравственным и воинским воспитанием личного состава. На заместителей командиров по политической части возлагались задачи по организации и проведению политико-воспитательной работы в воинских коллективах.

В воинских частях и соединениях войск НКВД принимались действенные меры по совершенствованию агитационной и пропагандистской работой в воинских коллективах. В работе с личным составом командиры и политработники использовали клубы, библиотеки, красноармейские ансамбли, коллективы художественной самодеятельности и др. На основании приказа НКВД СССР от 27 февраля 1942 г. начали формироваться ансамбли красноармейской песни и пляски войск охраны тыла Карельского, СевероЗападного, Калининского, Западного, Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов [3, 1]. Творческие коллективы вносили большой вклад в дело куль-

турного обслуживания воинов, поднятия их морального духа.

Приоритетными направлениями работы по подготовке личного состава войск к выполнению служебно-боевых задач являлись: идейно-политическое воспитание; формирование высокой сознательности и ответственности за качественное выполнение служебного долга; поддержание в коллективах высокой воинской дисциплины; совершенствование огневой и тактической выучки с учетом опыта войны; повышение уровня профессиональной бдительности.

В мирное время главной формой идейно -политического воспитания бойцов и младших командиров были политические занятия. В условиях войны в действующих частях их проводить стало невозможно, поэтому они заменялись более оперативными и гибкими формами работы. Вместо политзанятий в подразделениях проводились краткие информации и беседы по разъяснению обстановки на фронте, сообщений Совинформбюро, пропаганде героических подвигов воинов.

Существовавшая система политического образования, сочетавшаяся с реальной военной действительностью, способствовала глубокому осознанию военнослужащими происходящих событий, формированию у них ответственности за выполнение воинского долга.

Важным направлением работы командно-политического состава было поддержание среди военнослужащих высокой воинской дисциплины. Этот сложный и многогранный процесс осуществлялся по следующим направлениям: пропаганда и разъяснение сути воинской дисциплины, и ее значения в жизни и деятельности войск; разъяснение положений военной присяги, воинских уставов и законов страны; доведение требований приказов и директив высших военных и государственных органов, командования войск НКВД; укрепление единоначалия и повышение авторитета командиров и политработников; сочетание командирами высокой требовательности с заботой о нуждах и запросах подчиненных, умелое применение ими мер убеждения и принуждения; обеспечение передовой роли командного состава и актива подразделений в соблюдении требований воинской дисциплины; повышение роли сержантского состава в дисциплинарной практике [1, 212].

Воспитательная работа в войсках НКВД, в основном, осуществлялась по тем же направлениям, что и в Красной армии. Вместе с тем, если там с началом войны были расширены компетенции военных советов в ряде видов

Вооруженных сил и родов войск, то в войсках Наркомата внутренних дел они вообще не создавались. При этом не учитывалось, что в войсках НКВД имелись разноплановые по задачам крупные военные силы: внутренние войска, пограничные войска, войска по охране тыла действующей Красной армии, войска по охране железных дорог, войска по охране особо важных предприятий промышленности, войска правительственной ВЧ-связи, конвойные войска.

Задача воспитания у воинов любви к своей Родине, готовности защищать ее до конца решалась в ходе аргументированного разъяснения человеконенавистнической политики и идеологии нацизма, всестороннего показа морального облика врага, его варварского поведения на оккупированной территории, нечеловеческого отношения к мирному населению, раненым и военнопленным. В этой работе широко использовались документы и материалы Чрезвычайных Государственных комиссий по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на советской земле, заявления советского правительства и сообщения Совинформбюро.

Для формирования патриотических чувств у военнослужащих войск важное место отводилось политической учебе. Если в воинских частях и соединениях, участвовавших в боях, политзанятия заменялись более гибкими и оперативными формами работы, то в воинских частях, выполнявших служебные задачи, они проводились регулярно. Директива Политического управления войск НКВД от 25 ноября 1941 г. требовала от командиров и политработников основные усилия направить на воспитание каждого воина «...верным сыном своей Отчизны, хорошо подготовленным к боям, бдительно несущим службу, презирающим смерть, непоколебимо верящих в нашу победу над врагом» [4, 117].

Командованием войск большое внимание уделялось обучению и воспитанию молодого пополнения, пропаганде служебно-боевых традиций войск НКВД. Требовалось глубже и всесторонне изучать деловые и моральные качества вновь поступивших воинов. В воспитательной работе предписывалось учитывать то обстоятельство, что некоторые из них по различным причинным находились на оккупированной врагом территории. Особое внимание обращалось на недопущение искривлений в дисциплинарной практике.

Значительная роль в патриотическом воспитании отводилась пропаганде подвигов известных русских и советских военных деятелей, полководцев и флотоводцев. В газетах соединений войск НКВД вводились рубрики: «Наши героические предки», «Великие полководцы русского народа».

В них публиковались очерки об Александре Невском, Дмитрии Донском, К. Минине, Д. Пожарском, А. Суворове, М. Кутузове, П. Нахимове, Ф. Ушакове, В. Чапаеве, Н. Щорсе и др. В газетах появились тематические подборки: «Русские писатели о Родине», «Высказывания полководцев о патриотизме». Данные материалы с интересом воспринимались читателями, широко использовались в работе с военнослужащими войск.

Анализ материалов военной поры показывает их глубокую патриотическую направленность. В обстановке военного времени они вызывали неподдельный интерес и способствовали формированию у воинов высоких нравственных качеств.

Важное значение для формирования патриотизма у личного состава войск НКВД имело вручение Боевых Знамен нового образца. К началу 1943 г. для войск Наркомата внутренних дел было заказано 181 Боевое Знамя [5, 46]. Их вручение происходило в торжественной обстановке, как правило, на митингах, с клятвой воинов на верность Родине.

Целенаправленную работу по пропаганде военно-патриотической литературы проводили библиотеки частей войск НКВД. Положительный опыт в этом направлении имелся в войсках охраны тыла Карельского фронта. Популяризация литературных произведений велась в ходе обсуждения книг, проведения бесед, тематических вечеров, обзоров литературы. Подобная практика работы непосредственно в воинских коллективах имела большое значение, особенно с учетом того, что в некоторых воинских частях и соединениях (45-я бригада, 18-я дивизия) полковые библиотеки были заняты под склады или общежития [6, 39 об].

Большой популярностью в воинских коллективах пользовались известные военно-патриотические книги Н. Островского «Как закалялась сталь», «Рожденные бурей», Д. Фурманова «Чапаев», «Мятеж», а также появившиеся в годы войны произведения: В. Василевской «Радуга», А. Корнейчука «Фронт», А. Толстого «Русский характер», К. Симонова «Дни и ночи», «Русские люди», М. Шолохова «Они сражались за Родину» и др.

Значительную роль в поддержании морального духа, патриотического

настроя бойцов и командиров играли песни военной поры: «Священная война» А. Александрова и В. Лебедева-Кумача; «Темная ночь» Н. Богословского и В. Агатова; «В землянке» К. Листова и А. Суркова; «В лесу прифронтовом», «Жди меня» М. Блантера и К. Симонова и др. По просьбам красноармейцев дивизионные газеты публиковали тексты песен, которые исполнялись в воинских коллективах.

В своей творческой деятельности многие известные поэты страны обращались к героике войск НКВД. В ведомственных изданиях публиковались стихи и песни: «Часовой» Б. Долматовского; «Герои-чекисты», «Песня бойцов НКВД» В. Лебедева-Кумача [7, 25]. Стихотворение «Сын Украины» Лев Ошанин посвятил Герою Советского Союза Петру Тарану. Поэт Михаил Дудин написал об известном снайпере войск Николае Красношап-ке [8, 35-36].

Патриотическую направленность имела художественная самодеятельность. Например, на концертах самодеятельных артистов 1 -го полка ОМСДОН им. Ф.Э. Дзержинского показывался литературно -музыкальный монтаж «Народ-победитель», читались стихи К. Симонова «Жди меня», исполнялись военно-патриотические песни.

В воинских коллективах успехом пользовались музыкально -художественные постановки «Ленинград сражается», «Русский народ непобедим». Большую популярность у воинов имел красноармейский ансамбль песни и пляски войск охраны тыла Ленинградскою фронта. Его выступления тепло принимали бойцы и командиры. Вот одна из записей на этот счет: «...Ваше замечательное выступление, которое проникнуто жгучей ненавистью к врагу и горячей любовью к нашей Родине и к нам, воинам Красной армии, воодушевило нас на еще более беспощадную борьбу с фашистскими мерзавцами» [9, 57].

Действенным средством военно-патриотического воспитания личного состава являлось кино. В частях по охране войскового тыла при стабильности обстановки на фронте удавалось по 2-3 раза в месяц показывать кинофильмы. Большие возможности демонстрации фильмов имели воинские части и соединения, выполнявшие служебные задачи по охране стратегических объектов. В подразделениях 1 -й бригады по охране особо важных предприятий промышленности показ фильмов проводился 4—5 раз в месяц. Однако в отдаленных гарнизонах демонстрации кинофильмов не было по 1 -2

месяца. В войсках НКВД по охране тыла Калининского фронта многие подразделения не имели радио, газеты получали на 4-5 день. И такие факты были не единичны.

При подборе кинофильмов приоритет отдавался историко -патриотическим кинокартинам: «Александр Невский», «Выборгская сторона», «Юность Максима», «Мы из Кронштадта», «Щорс», «Пархоменко», «Чапаев» и др. Особой популярностью и любовью пользовались фильмы военной поры: «Два бойца», «В тылу врага», «Разгром немцев под Москвой», «Зоя», «Она защищает Родину», «Нашествие» и др.

Всего в военные годы кинематографисты создали более 60 художественных фильмов о Великой Отечественной войне, 104 документальных, 465 киножурналов и 24 фронтовых киновыпуска [10, 362]. Этот богатый арсенал использовался в культурно-просветительной работе для воспитания воинов в духе советского патриотизма и ненависти к захватчикам.

С первых дней войны одной из важных задач советского государства встала проблема воспитания у советских людей и воинов действующей армии ненависти к врагу. Для красноармейцев и младших командиров начали проводиться политинформации и беседы: «Фашизм — злейший враг славянских народов», «Кто такие национал-социалисты», «Что такое гитлеровский новый порядок в Европе», «Зверства фашистских оккупантов». В систему политической учебы были включены темы «Германский разбойничий империализм», «Фашистские зверства над пленными», «Отомстим гитлеровским разбойникам за все злодеяния, причиненные ими нашему народу» и другие [1, 252]. В целях воспитания у воинов ненависти к нацистским агрессорам активно использовалась наглядная агитация. На стендах и витринах помещались фотографии, документы, сообщения комиссий по расследованию злодеяний нацистов на советской земле.

На эту тему в газетах публиковались плакаты. Кроме известных работ И. Тоидзе «Родина-мать зовет», Н. Жукова «Бей насмерть!», В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», печатались рисунки и плакаты других мастеров.

В газете «На боевом посту», например, были помещены работы П. Зубченкова «Там, где побывали фашисты», «Боец, отомсти за меня немцу!», «Скорее на помощь к нам», «Мы ждем тебя Красная Армия» и др.

Сильное впечатление оставляли устные рассказы и статьи воинов, по-

бывавших на освобожденной территории и видевших своими глазами зверства нацистов. Они печатались под рубриками: «Кровь советских людей зовет к мщению», «Что я видел у себя на Родине после изгнания немцев» и другие.

Постоянно велась переписка командования воинских частей и подразделений с родственниками отличавшихся в боях воинов, их трудовыми и учебными коллективами. Например, в подразделениях 30-й бригады по охране железных дорог такая связь поддерживалась с матерью Героя Советского Союза Н. Ковшовой [12, 43]. В частях войск охраны тыла Волховского фронта переписка велась с матерью Героя Советского Союза Олега Кошевого. В одном из писем Е. Кошевая призывала мстить лютому врагу за все страдания нашего народа [13, 3].

По мере освобождения советской территории, на руинах сел и городов, в местах расправ карателей над мирными жителями проводились митинги-клятвы и траурные митинги. Личный состав войск НКВД участвовал в митингах, посвященных жертвам Харькова, замученных в лагере смерти в По-нарах под Вильнюсом и др. В июле - августе 1944 г. агитаторы подразделений войск охраны тыла 1 -го Белорусского фронта посетили лагерь военнопленных в г. Люблин в Польше. После этого состоялись беседы и митинги, на которых они рассказали об увиденном, о чувствах отвращения к немецким оккупантам [14, 40].

Основу агитационно-пропагандистской работы в войсках НКВД на завершающем этапе войны составляли правительственные решения и документы военных органов. Директива Ставки ВГК от 20 апреля 1945 г. требовала гуманного отношения к немецкому гражданскому населению, не снижая при этом общей бдительности. Эти положения были отражены Военным советом 1 -го Белорусского фронта в обращении в связи с вступлением советских войск на территорию Германии. В целях недопущения случаев жестокости по отношению к немецкому населению, в документе указывалось, что клику Гитлера нельзя отождествлять с германским народом, с германским государством [15, 514].

С учетом новых условий выполнения служебных задач Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей Красной армии требовало обеспечить постоянную охрану тыла фронтов и всемерно содействовать быстрому и победоносному продвижению советских войск. В то же

время оно обязывало командиров, политработников глубоко разъяснять личному составу недопустимость какого бы то ни было ущемления жизненных интересов местного населения, а тем более оскорбления религиозных чувств [16, 26].

В целях повышения эффективности воспитательной и пропагандистской работы активно использовались материалы центральной и фронтовой печати, в частности, статья в газете «Правда» за 26 марта 1945 г. «Советский человек за рубежом родной страны». Проблемы формирования необходимых морально-политических качеств у воинов войск НКВД, поведения военнослужащих за рубежом широко освещались в дивизионных изданиях.

Воспитание у личного состава войск НКВД патриотических чувств, постоянной готовности к защите Родины являлось важной задачей государственных и политических органов, командиров и политработников войск НКВД.

Таким образом, анализ документальных источников позволяет сделать обоснованный вывод о том, что в годы войны в войсках НКВД происходил постоянный процесс изменения и совершенствования форм и методов воспитательной работы, шла перестройка деятельности всех структур, занимавшихся воспитанием личного состава. И в целом, эта работа давала положительные результаты, так как военнослужащие войск НКВД демонстрировали высокий уровень морально-психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач.

& & &

1. Сидоренко В.П. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны. СПб, 2006.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Р-9401. Оп. 1.Д. 226. Л. 219, 226.

3. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 32880. Оп. 2. Д. 212.

Л. 1.

5. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1.Д. 534. Л. 117.

6. РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 15. Л. 46.

7. РГВА. Ф. 32880. Оп. 2. Д. 212. Л. 39 об.

8. Красноармеец. 1942. 23 июля; В боях за Родину. 1941. 7 ноября; Пограничник. 1941. № 12. С. 25.

9. Пограничник. 1944. № 13. С. 35-36.

10. РГВА. Ф. 32880. Оп. 2. Д. 272. Л. 57.

11. История Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 6. М, 1962. С.

13. РГВА. Ф. 38261. Оп. 1. Д. 547. Л. 43.

14.РГВА. Ф. 38262. Оп. 1. Д. 470. Л. 3.

15.РГВА. Ф. 32880. Оп. 2. Д. 483. Л. 30, 40.

16. Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во Второй мировой войне. М., 1985. С. 514.

17. РГВА. Ф. 32880. Оп. 1. Д. 97. Л. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.