Отечественный опыт
НОВОЖИЛОВ Валерий Юрьевич - д.и.н., генерал-лейтенант; заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России, заслуженный работник культуры РФ (111250, Россия, г. Москва, ул. Красноказарменная, 9а; [email protected])
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЙСКАХ НКВД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. В преддверии 70-летия Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. особенно важным становится правильное осмысление исторического опыта воспитательной работы командиров и политработников войск НКВД в годы войны.
В статье рассмотрены особенности организации и проведения воспитательной работы с личным составом войск НКВД в годы Великой Отечественной войны. Приведены примеры воспитания военнослужащих войск при выполнении служебно-боевых задач.
Ключевые слова: воспитательная работа, войска НКВД, политические органы, культурно-просветительные учреждения, красноармейская печать
В период Великой Отечественной войны воспитательная работа, проводимая среди личного состава войск НКВД, именовалась и «партийно-политической», и «культурно-просветительной», и «агитационно-пропагандистской», и «культурно-массовой» работой и была направлена на успешное выполнение войсками НКВД всех возложенных на них служебно-боевых задач.
На основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 г. в Красной армии и на Военно-морском флоте была осуществлена реорганизация органов политической пропаганды и введен институт военных комиссаров. В соответствии с этим решением приказом НКВД СССР от 19 июля 1941 г. № 623 Управление политической пропаганды войск НКВД СССР было реорганизовано в Политическое управление войск НКВД СССР, а отделы политической пропаганды соединений — в соответствующие политические отделы. Этим же приказом в отдельных батальонах, полках, бригадах и дивизиях, военных училищах и учреждениях войск назначались военные комиссары. В подразделениях вводились должности политруков. Политические органы занимались теперь не только агитационно-пропагандистской, но и организационно-партийной деятельностью [Некрасов 1980: 356].
К осени 1942 г. вновь возникла необходимость перехода к полному единоначалию. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. институт военных комиссаров был упразднен, ответственность за все стороны деятельности войск была возложена на командиров. Для руководства партийно-политической работой вновь был учрежден институт заместителей командиров по политической части1.
На основании приказа НКВД СССР от 15 октября 1942 г. в целях повышения ответственности начальников войсковых управлений НКВД СССР за состояние политической работы было принято решение расформировать Политическое управление войск НКВД СССР. Вместо него в Главном управлении пограничных войск было создано Политическое управление, а в остальных войсковых управлениях (внутренних войск, конвойных войск, войск по охране железных дорог и особо важных предприятий промышленности) — политические отделы, работавшие под руководством ЦК ВКП(б) и НКВД СССР2. Такая структура политических органов, осуществляющих воспитательную работу среди личного состава, сохранялась в войсках НКВД СССР до конца Великой Отечественной войны.
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 226, Л. 219.
2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 38652. Оп. 1. Д. 10, Л. 164.
В годы войны на первый план в политическом обеспечении личного состава выдвинулась агитационно-массовая работа. Такие задачи, как развертывание массовой политической агитации среди личного состава, формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств были закреплены в директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. В тот же день Управлением политической пропаганды войск НКВД было направлено в войска указание о содержании агитационно-пропагандистской работы в связи с началом Великой Отечественной войны. В документе подчеркивалось, что агитация среди военнослужащих должна быть «правдивой и мобилизующей на преодоление трудностей, на стойкое перенесение испытаний и жертв и вместе с тем проникнута оптимизмом и верой в победу над врагом. Как устная, так и печатная агитация должна быть свободной от всякого бахвальства и шапкозакидательства. Наряду с этим она должна разоблачать имеющееся у отдельных лиц ложное представление о фашистской армии как непобедимой».
В целях достижения поставленных задач командиры и политические руководители частей и подразделений использовали органы культурно-просветительной работы — клубы, библиотеки, красноармейские ансамбли, коллективы художественной самодеятельности, многотиражные газеты.
С началом войны началась перестройка деятельности культурно-просветительных учреждений. Нередко клубные работники организовывали культурное и агитационное обслуживание личного состава в боевых условиях. Так, в докладе командира 10-й стрелковой дивизии НКВД в Политическое управление войск НКВД СССР о боевой деятельности и партийно-политической работе дивизии за период участия в обороне Сталинграда с 10 августа по 1 октября 1942 г. подчеркивалась важность проводимой политработниками дивизии агитационной работы в период боев. Особо отмечался как образец умелого, бесстрашного, всестороннего культурного обслуживания бойцов и командиров начальник клуба 269-го стрелкового полка политрук И.Б. Квеквескири. В самой различной боевой обстановке, как бы сложна она ни была, он умел найти формы и методы для развертывания устной и наглядной агитации. Как только полк перешел к обороне, начальник клуба подготовил агитбригаду в составе 7 чел. для выступлений непосредственно в окопах на темы: «Мужество и храбрость советских людей», «Ни шагу назад». Всего было дано 17 концертных выступлений перед воинами непосредственно в боевых порядках. Политрук провел большую агитационную работу по материалам брошюр и газетных статей, организуя читки непосредственно в окопах [Внутренние войска... 1975: 362].
Значительную роль в деятельности клубов стала играть демонстрация кинофильмов для личного состава. В частях, охраняющих войсковой тыл, при стабильности обстановки на фронте удавалось показывать кинофильмы по 2—3 раза в месяц. Большие возможности для демонстрации фильмов имели части и соединения, выполнявшие служебные задачи по охране предприятий промышленности и железных дорог. Так, в подразделениях 1-й бригады войск НКВД по охране важных предприятий промышленности показ фильмов проводился 4—5 раз в месяц. При подборе кинофильмов приоритет отдавался историко-патриотическим кинокартинам, таким как «Александр Невский», «Выборгская сторона», «Юность Максима», «Чапаев» и др. Особой популярностью пользовались фильмы, вышедшие в годы Великой Отечественной войны: «Два бойца», «В тылу врага», «Разгром немцев под Москвой», «Зоя», «Она защищает Родину».
Всего в военные годы советские кинематографисты создали более 60 художественных фильмов о Великой Отечественной войне, 104 документальных, 465 киножурналов и 24 фронтовых киновыпуска. Этот богатый арсенал использовался в культурно-просветительной работе для воспитания военнослужащих в духе советского патриотизма и ненависти к захватчикам [История Великой. 1966: 362].
Значительное место в культурно-просветительной работе в годы Великой Отечественной войны играли войсковые библиотеки. В директиве Политического управления войск НКВД от 10 июля 1941 г. «О работе библиотек и ленинских комнат в частях войск НКВД» рекомендовалось перенести непосредственно в воин-
ские коллективы работу по популяризации литературных произведений, которая проводилась в ходе обсуждения книг, проведения бесед, выставок книг1.
Активную роль в патриотическом воспитании военнослужащих играли самодеятельные художественные коллективы. На основании приказа НКВД СССР от 27 февраля 1942 г. начали формироваться ансамбли красноармейской песни и пляски войск охраны тыла Карельского, Северо-Западного, Калининского, Западного, Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов2. Творческие коллективы вносили большой вклад в дело культурного обслуживания воинов, поднятия их морального духа.
Значительную роль в поддержании морального духа, патриотического настроя бойцов и командиров играли песни военной поры. По просьбам красноармейцев дивизионные газеты публиковали тексты песен, которые исполнялись в воинских коллективах.
В интересах усиления воспитательного воздействия изменилось и содержание периодической печати войск НКВД. Важнейшие задачи армейской печатной пропаганды были определены в директиве Главного управления политической пропаганды Красной армии «О содержании фронтовой, армейской и дивизионной печати». С учетом специфики служебных задач войск НКВД 28 мая 1942 г. было подготовлено и утверждено Временное положение о красноармейской газете. В нем определялось, что газета в бригадах и дивизиях должна издаваться на двух полосах 10 раз в месяц. При выполнении боевых задач разрешалось выпускать газеты чаще [Горохов 1985: 30].
Важным этапом в развитии армейской печати стало постановление ЦК ВКП(б) от 24 мая 1943 г., в соответствии с которым политорганы обязаны были повысить роль газет в политическом, военном и культурном воспитании личного состава.
Постановлением Секретариата ЦК ВКП(б) от 12 июля 1943 г. в войсках НКВД по охране тыла действующей армии было разрешено издание 13 красноармейских газет общим тиражом 6 200 экз. Войска НКВД по охране железных дорог в разные периоды войны имели 12 дивизионных и 6 бригадных красноармейских газет. В войсках НКВД по охране особо важных предприятий промышленности насчитывалось 5 дивизионных и 11 бригадных газет. Свои многотиражные издания имели военно-учебные заведения, а также 16 отдельных полков внутренних войск3.
Печатные органы являлись важным средством информации и воспитания личного состава. На страницах газет разъяснялся справедливый, освободительный характер войны, пропагандировался патриотизм и ненависть к врагу. Видное место в печати занимали материалы о мужестве и героизме бойцов, пропаганда передового опыта, излагались проблемы боевой и служебной деятельности войск. Своим содержанием и формой подачи материала газеты играли значительную роль в мобилизации личного состава на успешное выполнение служебно-боевых задач.
Основное внимание командованием войск НКВД уделялось полевой подготовке военнослужащих, боевому сплочению подразделений и взаимодействию на поле боя. Активную позицию в этом вопросе занимали дивизионные красноармейские газеты. На их страницах стали появляться специальные рубрики. Так, в газете 21-й мотострелковой дивизии НКВД «За Родину» она называлась «Учиться военному искусству бить врага без передышки», в газете Махачкалинской стрелковой дивизии НКВД «Бей врага» — «Больше упорства в боевой учебе». В газете отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского «На боевом посту» только в январе 1943 г. проблемам воинского мастерства, изучения боевого опыта было посвящено 18 публикаций (например, передовые статьи: «Умело, сноровисто действовать оружием на лыжах», «Выше огневую выучку танкистов», «Непрерывно изучать боевой опыт фронтовиков» и пр.).
Повышению уровня военных знаний, изучению опыта войны способствовали публикации опыта военнослужащих-фронтовиков на страницах красноармейских
1 РГВА. Ф. 32880. Оп. 2. Д. 212, Л. 39(об).
2 Там же, л. 1.
3 Там же, л. 1-2.
газет. Многие красноармейские газеты стали отводить больше места для публикации таких материалов. В 9-й бригаде войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности они выходили под рубрикой «Богатый опыт фронтовиков — всем бойцам».
Многотиражные газеты частей и соединений войск уделяли значительное внимание пропаганде подвигов личного состава, популяризации передового опыта. Так, газета войск НКВД, охраняющих тыл 7-й отдельной армии, «Сталинский путь» группировала статьи военкоров подразделений под рубрикой «Стрелять только на отлично». В газете войск охраны тыла Волховского фронта «Советский пограничник» из 387 военкоровских статей, опубликованных за последний квартал 1943 г., боевой подготовке и службе посвящалось 65. За этот же период из 323 статей, опубликованных в газете войск охраны тыла 1-го Прибалтийского фронта «Пограничник», 40 были присланы воинами-отличниками боевой подготовки и мастерами службы.
Большое место в красноармейской печати занимали вопросы патриотического воспитания личного состава. Многие дивизионные газеты начали публиковать статьи на историко-патриотические темы. Газета Махачкалинской стрелковой дивизии войск НКВД ввела тематическую рубрику «Заветы великих полководцев». В апреле 1942 г. газета «На защиту Родины» поместила материал «Разгром немецких псов-рыцарей на Чудском озере». Работа по патриотическому воспитанию получила дальнейшее развитие после поступления в войска (май 1943 г.) специальной директивы. В ней требовалось усилить работу по формированию у бойцов и командиров патриотических качеств на примерах русского народа в прошлом [История второй... 1974: 359]. С этой целью была издана книга «Героическое прошлое русского народа». Политорганы предупреждали, что пропаганда героического прошлого русского народа ни в коем случае не должна привести к появлению национального чванства со стороны воинов русской национальности, умалению ими роли других народов страны1.
В газетах соединений войск НКВД вводились рубрики: «Наши героические предки», «Великие полководцы русского народа». В них публиковались очерки об Александре Невском, Дмитрии Донском, К. Минине, Д. Пожарском, А. Суворове, М. Кутузове, П. Нахимове, Ф. Ушакове, В. Чапаеве, Н. Щорсе и др. В газетах появились тематические подборки: «Русские писатели о Родине», «Высказывания полководцев о патриотизме». Данные материалы широко использовались в работе с военнослужащими.
Важной частью воспитательной работы в войсках в годы Великой Отечественной войны являлось вовлечение в активную армейскую жизнь военнослужащих нерусской национальности, не владевших русским языком, а также неграмотных. К примеру, в частях войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности в 1943 г. таких насчитывалось до 14 тыс. чел., в войсках НКВД по охране железных дорог — 4 754 чел. Для работы с военнослужащими нерусской национальности подбирались командиры, агитаторы, переводчики, владевшие русским и национальными языками. С ними проводились семинары. В подразделениях, где было 5 и более военнослужащих одной национальности, создавались группы по изучению русского языка.
12 сентября 1942 г. Главное политическое управление Красной армии приняло директиву «О воспитательной работе с красноармейцами и младшими командирами нерусской национальности». В соответствии с документом в частях с военнослужащими проводились инструктажи, изучались уставы и инструкции как на национальном, так и русском языках. Положительное влияние оказывали благодарственные письма на Родину и читка ответов на них, вовлечение в художественную самодеятельность с исполнением номеров на национальных языках2.
В масштабах Красной армии итоги работы по обучению и воспитанию военнослужащих нерусской национальности были подведены на сборах агитаторов, кото-
1 РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 1143. Л. 33.
2 РГВА. Ф. 38262. Оп. 1. Д. 465. Л. 14-16.
рые состоялись в Москве в августе 1943 г. В результате была поставлена задача по усилению работы с представителями малочисленных народов в армии1.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны произошла перестройка воспитательной работы не только в войсках НКВД, но и во всех вооруженных силах страны. Это, в первую очередь, было связано с выходом на первый план в воспитании личного состава агитационно-пропагандистской работы, которая приобрела в этот период ведущее значение. Воспитательная работа оказала значительное влияние на формирование патриотизма личного состава, пропагандировала среди военнослужащих достижения литературы, искусства, кино. Большую роль в воспитании сыграли многотиражные газеты соединений и воинских частей, мобилизующие личный состав войск НКВД на качественное выполнение поставленных служебно-боевых задач.
Список литературы
Внутренние войска в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). Документы и материалы. 1975. М.: Юридическая литература. 728 с.
Горохов Н.А. 1985. Идеологическая работа КПСС в Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа. 119 с.
История Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). В 6 т. 1966. М.: Воениздат. Т. 6. 362 с.
История второй мировой войны (1939—1945 гг.). В 12 т. 1974. М.: Воениздат. Т. 7. 522 с.
Некрасов В.Ф. 1980. Внутренние войска Советского государства (1917—1977 гг.). М.: Академия МВД СССР. 356 с.
NOVOZHILOV Valery Yuryevich, Doc.Sci.(Hist.), Lieutenant-General; Deputy Commander of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Honored Cultural Worker of the Russian Federation (Krasnokazarmennaja str., 9a, Moscow, Russia, 111250; [email protected])
THE HISTORICAL EXPERIENCE OF ORGANIZATION AND CONDUCTING OF EDUCATIONAL WORK IN THE ARMED FORCES OF NKVD IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract. The article considers the peculiarities of organization and implementation of education in the NKVD armed forces during the Great Patriotic War.
In contemporary conditions of development of the internal troops of the Russian Ministry of the Internal Affairs the educational work is an integral part of the moral and psychological support of the service-combat activity in the troops. The educational work helps to carry out the state policy of the public security and national defense, to maintain constant combat and mobilization readiness of the troops, to strengthen military discipline and order, to increase psychological resilience of personnel while performing their combat tasks. On the eve of the 70th anniversary of the Victory Day it is very important to correctly comprehend the historical experience of educational work of the commanders and political workers of NKVD troops in the years of the Great Patriotic War (1941-1945).
Keywords: educational work, troops of People s Commissariat of Internal Affairs (NKVD), political bodies, cultural and educational establishments, Red Army press.
References
Gorokhov N.A. Ideologicheskaja rabota KPSS v Sovetskoj Armii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. [Ideological Work of the CPSU in the Soviet Army in the Years of the Great Patriotic War]. M.: Vysshaja shkola Publ. 1985. 119 p.
Istorija Velikoj Otechestvennoj vojny (1941—1945 gg.). V 61. [The History of the Great Patriotic War (1941—1945). In 6vol.]. M.: Voenizdat Publ. 1966. Vol. 6. 362 p.
1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 88. Оп. 1. Д. 967. Л. 11.
Istorija vtoroj mirovoj vojny (1939-1945 gg.). V121. [The History ofthe World War II (1939-1945). In 12 Vol.]. M.: Voenizdat Publ. 1974. Vol. 7. 522 p.
Nekrasov V.F. Vnutrennie vojska Sovetskogo gosudarstva (1917-1977gg.) [Internal Troops of the Soviet Union (1917-1977)]. M.: Academy of the Ministry of Internal Affairs of URSS Publ. 1980. 356 p.
Vnutrennie vojska v Velikoj Otechestvennoj vojne (1941-1945gg.). Dokumenty i materialy. [Internal Troops in the Great Patriotic War (1941-1945). Documents and Materials]. M.: Juridicheskaja literatura Publ. 1975. 728 p.
УДК 94(571.54)
БАЗАРОВА Валентина Владимировна — д.и.н., ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])
«НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ» И КОРЕНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БУРЯТ-МОНГОЛИИ В 1920-30-х гг.
Аннотация. В статье описывается один из сложных периодов становления Бурят-Монголии, когда республика приступила к реализации политики коренизации государственного аппарата. Коренизация как концепция и составляющая часть национальной политики государства была направлена на выравнивание уровня развития народов, населяющих СССР, и охватывала разные стороны государственной и общественной жизни. В народном образовании особая роль отводилась реформированию национальной школы, которая в тех исторических условиях испытывала экономические трудности и нехватку подготовленных национальных педагогических кадров. Решение вопросов образования одновременно решало и вопросы коренизации более высокого уровня.
Ключевые слова: коренизация государственного аппарата, делопроизводство, национальная политика, национальные кадры, школьное образование, национальная школа, ликвидация неграмотности
Важную роль в реализации национальной политики в различных сферах деятельности, в т.ч. и в народном образовании, сыграло решение Х съезда РКП(б) 1921 г., который призвал «помочь трудовым массам невеликорусских народов <...> развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; .поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке <...> для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и, прежде всего, в области просвещения»1. Осуществление коренизации началось в стране в 1923 г. после принятия к действию резолюций XII партсъезда и IV совещания ЦК ВКП(б). Со времени своего образования Республика Бурятия приступила к реализации этой политики, в рамках которой стала проводиться коренизация государственного аппарата и перевод делопроизводства на бурят-монгольский язык. Эта политика, позднее получившая название политики бурятизации, способствовала определению статуса национального языка как государственного, созданию бурят-монгольской письменности, развитию национального образования, созданию национального издательства, искусства и литературы.
Вопросы реформирования новой национальной школы оказались в центре внимания партийного руководства страны. В течение короткого времени было подписано несколько важных постановлений и декретов, на основе которых определялись основные задачи новой школы, характер, принципы и содержание народного
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. 7-е изд. М., 1953. С. 559.