Психологические науки
УДК 159.9:378.635.174-057.87
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ: ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ 1
Д. М. Кислинськая, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков,
Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматриваются особенности содержательной стороны направленности будущих правоохранителей, основа их отношений к окружающему миру, другим людям, себе; ядро мотивации жизнедеятельности как базовый конструкт регуляции поведения в личной и профессиональной жизни. Автором подчеркивается место терминальных и инструментальных ценностей в профессиональном и личностном становлении будущих правоохранителей на протяжении обучения в профильном вузе; проанализировано иерархию ценностей и их значение в процессе обучения.
Ключевые слова: терминальные ценности, инструментальные ценности, профессиональные ценности, регуляция поведения, будущие правоохранители.
Conceptual Aspect of Prospective Law Enforcers' Orientation: Terminal and Instrumental Values
Abstract. The article explores details of prospective law enforcement officers' orientation conceptual aspect, their basic relations with the environment, other people, themselves, kernel motivation of life sustenance as a base construct for behavioral regulation in personal and professional activities. The author accentuates the role of terminal and instrumental values in law enforcers' professional and personal formation during in a specialized educational establishment; hierarchy of values and their meaning for the educational process have been analysed.
Keywords: terminal values, instrumental values, professional qualities, behavioral regulation, prospective law enforcers.
Актуальность. Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из приоритетных в современной науке, особенно в условиях кардинальных изменений, которые происходят в нашей стране. Растущая необходимость формирования нравственности и гражданской направленности личности в процессе профессиональной подготовки молодежи приводит к повышению научного интереса к изучению закономерностей становления ценностных ориентаций.
1 Статью представила Чудакова Вера Петровна - Научный сотрудник Института педагогики Национальной Академии педагогических наук Украины; научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины (Киев, Украина). Рецензент: кандидат психологичных наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Харьковского национального университета внутренних дел Милорадова Наталья Эдуардовна.
Научный руководитель Милорадова Наталья Эдуардовна - кандидат психологичных наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Харьковского национального университета внутренних дел.
26
Исследование ценностей как содержательной основы направленности будущих правоохранителей позволяет определить степень их адаптации к новым социальным условиям и устанавливает «ценностный фундамент» всего нашего общества в целом. Ценности - это конструктные образования, выполняющие функцию категоризации и конструирования картины мира и организующие поведение человека в рамках сознательно выбранного направления жизни [4].
Представителями различных философских, социологических, психологических научных течений активно ведется поиск в направлении определения роли и структуры ценностей и ценностных ориентаций, как в личностном, так и в профессиональном самоопределении. Так, понятие ценности появилось в философии в XVIII веке в работах И. Канта для обозначения должного в отличие от сущего, вещей, того, что есть. В середине XIX века Г. Лотцем вводится в науку понятие ценности как значимости чего-либо [2, с.15].
В социологии проблема ценностей стала одной из центральных. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс в своих работах подчеркивали роль ценностей в формировании и развитии, как отдельной личности, так и общества в целом [1].
В начале XX века основатель психотехники Г. Мюнстерберг предложил систему, охватывающую 25 ценностей, объединенных в две группы: жизненные и культурные. А. Маслоу, Е. Фромм, Э. Шпрангер, Г. Олппорт и другие работали над классификацией, структурой и значимостью ценностей в жизни личности. Но как отмечает Д. Леонтьев, что наиболее обоснованным и масштабным направлением в изучении ценностных ориентаций были исследования М. Рокича. На основе разработанного им метода прямого ранжирования он выделил два класса ценностей - терминальные и инструментальные [3].
В отечественной психологии проблема ценностей и ценностных ориентаций разрабатывалась Б. Ананьевым, А. Бодалевым, А. Здравомысловым, А. Ковалевым, А.Лазурским, Д. Леонтьевым, С. Максименко, В. Мясищевым, В. Ядовым, М. Яницким и другими. Несмотря на достаточную разработанность проблематики развития ценностей личности в философии, социологии и психологии остается открытым вопрос развития и формирования ценностей будущих правоохранителей в условиях обучения в профильном вузе.
Поэтому целью нашей роботы является изучение содержательной стороны направленности личности правоохранителей: структуры и иерархии их терминальных и инструментальных ценностей.
Выборку исследования составили 280 курсантов Харьковского национального университета внутренних дел факультета № 3, в возрасте от 18 до 25 лет первого-третьего курсов. В ходе исследования были проанализированы результаты изучения ценностных ориентаций по методике М. Рокича, которая позволила выявить базовые конструкты, благодаря которым развиваются отношения правоохранителей к окружающему миру, другим людям, себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности. Автор методики различает два класса ценностей: 1) терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) инструментальные - убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Такая классификация соответствует традиционному делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства
[3].
Как видно из таблицы 1, у испытуемых всех трех групп на первом рейтинговом месте находится терминальная ценность здоровья. Иными словами, будущие правоохранители всех курсов считают физическое и психическое здоровье главной ценностью своей жизни. Определено, что у курсантов 1-го курса обучения на значимых рейтинговых местах находятся следующие терминальные ценности: свобода (2 место), наличие хороших и верных друзей (3 место), жизненная мудрость (4 место), счастливая семейная жизнь (5 место).
Таблица 1
Особенности терминальных ценностей будущих правоохранителей, (хср±ст)
Ценность 1 курс ■_ X го р 2 курс ■_ X го р 3 курс ■_ X го р t, Р (1,2) t, р (2,3) t, Р (1,3)
ТЦ 1 8,55 ± 4,58 8 9,90 ± 4,19 11 9,68 ± 3,56 11 1,00 0,18 0,92
ТЦ 2 7,09 ± 4,19 4 8,90 ± 4,52 10 9,18 ± 3,03 8 1,34 0,24 1,90
ТЦ 3 3,18 ± 2,95 1 3,25 ± 3,39 1 3,41 ± 2,79 1 0,07 0,17 0,26
ТЦ 4 7,27 ± 3,86 6 8,35 ± 3,75 9 7,05 ± 4,54 5 0,92 1,01 0,18
ТЦ 5 11,18 ± 5,09 14 15,40 ± 3,70 18 15,23 ± 3,39 16 2,86* 0,16 2,74*
ТЦ 6 9,18 ± 6,31 10 5,00 ± 4,23 3 5,45 ± 5,07 4 2,84* 0,31 2,76*
ТЦ 7 8,09 ± 4,65 7 6,05 ± 3,91 5 4,18 ± 3,17 2 1,54 1,71 3,26**
ТЦ 8 6,68 ± 4,73 3 6,85 ± 4,46 6 7,91 ± 5,03 6 0,12 0,72 0,83
ТЦ 9 11,36 ± 2,97 15 11,30 ± 3,67 14 10,64 ± 3,96 12 0,06 0,56 0,69
ТЦ 10 10,14 ± 3,51 11 11,95 ± 3,22 15 11,09 ± 3,88 14 1,75 0,78 0,86
ТЦ 11 11,14 ± 4,49 13 10,35 ± 4,08 13 10,73 ± 3,33 13 0,59 0,33 0,34
ТЦ 12 8,77 ± 4,87 9 7,55 ± 4,06 7 8,64 ± 3,37 7 0,89 0,95 0,11
ТЦ 13 6,77 ± 3,69 2 6,00 ± 3,51 4 9,50 ± 4,60 10 0,70 2,75* 2,17
ТЦ 14 7,24 ± 6,00 5 3,45 ± 3,42 2 4,91 ± 4,25 3 2,87* 0,88 1,10
ТЦ 15 15,59 ± 1,94 18 14,35 ± 4,76 17 15,36 ± 2,54 17 1,09 0,87 0,33
ТЦ 16 12,59 ± 4,02 16 14,05 ± 3,50 16 16,18 ± 1,84 18 1,26 2,50 3,81**
ТЦ 17 10,18 ± 5,40 12 7,75 ± 4,28 8 9,36 ± 4,54 9 1,63 1,18 0,54
ТЦ 18 13,14 ± 4,20 17 10,07 ± 4,65 12 13,89 ± 2,61 15 1,98 2,82* 0,43
Примечание: *р<0,05; **р<0,001;
ТЦ 1 - активная деятельная жизнь, ТЦ 2 - жизненная мудрость, ТЦ 3 - здоровье, ТЦ 4 - интересная работа, ТЦ 5 - красота природы и искусства, ТЦ 6 - любовь, ТЦ 7 - материально обеспеченная жизнь, ТЦ 8 -наличие хороших и верных друзей, ТЦ 9 - общественное признание, ТЦ 10 - познание, ТЦ 11 -продуктивная жизнь, ТЦ 12 - развитие, ТЦ 13 - свобода, ТЦ 14 - счастливая семейная жизнь, ТЦ 15 - счастье других, ТЦ 16 - творчество, ТЦ 17 - уверенность в себе, ТЦ 18 - удовольствие.
На последних рейтинговых местах у первокурсников, находятся ценности творчества (16 место), удовольствие (17 место) и счастье других (18 место). Зафиксировано, что показатель ценности красоты природы и искусства статистически значимо (р < 0,05) меньше в группе первокурсников (11,18 ± 5,09, 14 место), чем у второкурсников (15,40 ± 3,70, 18 место). Это свидетельствует о том, что для первокурсников переживания прекрасного в природе и искусстве более значимые по сравнению с второкурсниками.
28
У будущих правоохранителей 2-го курса обучения определены значимость следующих терминальных ценностей: счастливая семейная жизнь (2 место), любовь (3 место), свобода (4 место), материально обеспеченная жизнь (5 место). При этом, показатель ценности счастливой семейной жизни (3,45 ± 3,42; 2 место) статистически значимо (р < 0,05) меньше, чем у первокурсников (7,24 ± 6,00, 5 место), как и показатель любви статистически значимо (р < 0,05) меньше в группе второкурсников (5,00 ± 4,23, 3 место), чем у первокурсников (9,18 ± 6,31, 10 место). Иными словами, ценности счастливой семейной жизни и любви более значимы для второкурсников, чем для первокурсников. Кроме того, на уровне статистической значимости (р < 0,05) установлено, что показатель ценности свободы меньше у второкурсников (6,00 ± 3,51, 4 место) по сравнению с третьекурсниками (9,50 ± 4,60, 10 место). То есть, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках более значимые для будущих правоохранителей 2-го курса обучения, чем для третьекурсников. Диагностировано, что ценность удовольствия, отсутствия обязательств статистически более значимо (р < 0,05) для второкурсников (13,89 ± 2,61), чем для третьекурсников (13,89 ± 2,61). Последние рейтинговые места у курсантов 2-го курса обучения заняли следующие ценности: творчество (16 место), счастье других (17 место), красота природы и искусства (18 место) (см. табл. 1). Установлено, что для курсантов 3-го курса обучения наиболее значимыми являются ценности материально обеспеченная жизнь (2 место), счастливая семейная жизнь (3 место), любовь (4 место), интересная работа (5 место). Зафиксирован ряд статистически значимых различий между показателями первой и третьей групп исследования. Так, ценность красота природы и искусства статистически более значимо (р < 0,05) для первокурсников (11,18 ± 5,09, 14 место), чем для третьекурсников (15,23 ± 3,39, 16 место); ценность любви статистически более значимо (р < 0,05) для третьекурсников (5,45 ± 5,07, 4 место), чем для первокурсников (9,18 ± 6,31, 10 место); ценность творчество статистически более значимо (р < 0,001) для первокурсников (12,59 ± 4,02, 16 место), чем для третьекурсников (16,18 ± 1,84, 18 место). Последние рейтинговые места у респондентов 3-ей группы заняли следующие ценности: красота природы и искусства (16 место), счастье других (17 место), творчество (18 место).
Дальнейший анализ результатов дал возможность раскрыть особенности инструментальных ценностей будущих правоохранителей (см. Табл. 2).
Диагностировано, что у будущих правоохранителей 1-го курса обучения на первых рейтинговых местах находятся следующие ценности: независимость (1 место), аккуратность (2 место), жизнерадостность (2 место), честность (3 место), воспитанность (4 место), самоконтроль (5 место). То есть, первокурсники считают, что способность действовать самостоятельно, умение поддерживать порядок и вести себя в соответствии с нормами культуры поведения, искренность, оптимизм и самодисциплина помогут им в достижении поставленных жизненных целей. При этом, средний показатель ценности независимость статистически значимо меньше у первокурсников, чем у третьекурсников (6,09 ± 3,56 <11,31 ± 5,65; р<0,001). Можем утверждать, что способность действовать самостоятельно и решительно более важна для будущих правоохранителей 1-го курса обучения, чем для третьекурсников. У курсантов 2-го курса обучения на первых рейтинговых местах находятся ценности воспитанности (1 место), твердой воли (2 место),
честности (3 место), аккуратности (4 место), смелости в отстаивании собственного мнения (5 место). При этом, показатель воспитанности статистически значимо меньше в группе второкурсников, чем в группе первокурсников (5,45 ± 4,03 <8,05 ± 5,91; р < 0,05). Такие данные свидетельствуют, что для будущих правоохранителей 2-го курса обучения хорошие манеры и умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения более ценные по сравнению с группой первокурсников.
Таблица 2
Особенности инструментальных ценностей будущих _правоохранителей, (хср±а)_
Ценность 1 курс ■_ X го р 2 курс ■_ X го р 3 курс ■_ X го р t, Р (1,2) t, Р (2,3) t, Р (1,3)
1 Ц 1 6,86 ± 5,57 2 6,80 ± 4,65 4 6,94 ± 5,67 4 0,04 0,08 0,04
1 Ц 2 8,05 ± 5,91 4 5,45 ± 4,03 1 3,65 ± 2,60 1 2,88* 0,83 2,83*
1 Ц 3 13,59 ± 4,95 16 14,15 ± 4,04 16 13,19 ± 4,98 17 0,40 0,64 0,25
1 Ц 4 6,86 ± 5,73 2 8,75 ± 4,52 9 7,63 ± 5,06 6 1,19 0,70 0,43
1 Ц 5 10,59 ± 2,75 13 10,40 ± 4,27 13 8,81 ± 5,00 7 0,17 1,03 1,29
1 Ц 6 6,09 ± 3,56 1 7,55 ± 5,16 6 11,31 ± 5,65 14 1,06 2,08 3,26**
1 Ц 7 14,05 ± 3,05 17 14,45 ± 3,38 17 15,19 ± 4,20 18 0,41 0,58 0,93
1 Ц 8 8,91 ± 4,30 8 7,85 ± 5,05 7 6,75 ± 4,17 3 0,73 0,70 1,56
1 Ц 9 9,68 ± 4,96 9 9,40 ± 4,54 12 6,38 ± 2,45 2 0,19 2,40 2,81*
1 Ц 10 10,09 ± 4,63 12 8,85 ± 4,11 10 9,13 ± 4,81 9 0,92 0,18 0,62
1 Ц 11 8,23 ± 4,00 5 7,85 ± 5,02 7 9,06 ± 4,78 8 0,27 0,74 0,57
1 Ц 12 9,82 ± 3,30 11 7,05 ± 4,65 5 9,50 ± 3,01 11 2,20 1,82 0,31
1 Ц 13 9,77 ± 5,86 10 10,90 ± 5,51 14 12,38 ± 3,46 15 0,64 0,93 1,71
1 Ц 14 11,68 ± 3,82 14 8,55 ± 5,16 8 7,21 ± 5,28 5 2,72* 0,42 2,89*
1 Ц 15 11,77 ± 5,43 15 11,75 ± 5,08 15 9,19 ± 4,94 10 0,01 1,52 1,53
1 Ц 16 8,27 ± 5,32 6 5,95 ± 4,36 2 10,38 ± 5,03 12 1,55 2,83* 1,24
1 Ц 17 7,27 ± 6,22 3 6,07 ± 4,94 3 10,69 ± 3,88 13 0,33 2,87* 2,08
1 Ц 18 8,41 ± 5,80 7 9,35 ± 5,48 11 12,50 ± 3,10 16 0,54 2,05 2,81*
Примечание: *р<0,05; **р<0,001;
I Ц1 - аккуратность, I Ц2 - воспитанность, I Ц3 - высокие запросы, I Ц4 - жизнерадостность, I Ц5 -дисциплинированность, I Ц6 - независимость, I Ц7 - непримиримость к недостаткам в себе и других, I Ц8 - образованность, I Ц9 - ответственность, I Ц10 - рационализм, I Ц11 - самоконтроль, I Ц12 - смелость в отстаивании своего мнения, I Ц13 - терпимость, I Ц14 - толерантность, I Ц15 - широта взглядов, I Ц16 -твердая воля, I Ц17 - честность, I Ц18 - эффективность в делах.
Далее мы видим, что показатель твердой воли, статистически менее значим для второкурсников в сравнении с результатами третьекурсников (5,95 ± 4,36> 10,38 ± 5,03; р < 0,05). Иными словами, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями более значимо для второкурсников, чем для третьекурсников. Кроме этого, показатель честности статистически менее значимый для второкурсников сравнению с третьекурсниками (6,07 ± 4,94 <10,69 ± 3,88; р < 0,05). То есть, правдивость, и искренность второкурсники больше ценят, чем третьекурсники. Также зафиксировано, что показатель
толерантности статистически менее значимый для второкурсников, чем для первокурсников (8,55 ± 5,16 <11,68 ± 3,82; р < 0,05), а это свидетельствует, что толерантность к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения более характерна для второкурсников, чем для первокурсников.
У будущих правоохранителей 3-го курса обучения показатель ценности воспитанность статистически значимо меньше, чем у первокурсников (3,65 ± 2,60 <8,05 ± 5,91; р < 0,05) и занимает первое рейтинговое место. То есть, третьекурсники считают воспитанность наибольшей ценностью, чем первокурсники. Кроме этого, средний показатель ценности ответственность у курсантов 3-го курса обучения занимает второе рейтинговое место и статистически значим меньше, чем у первокурсников (6,38 ± 2,45 <9,68 ± 4,96; р < 0,05). Можем утверждать, что будущие правоохранители 3-го курса обучения ответственность, умение держать слово ценят больше, чем первокурсники.
Далее было установлено, что для третьекурсников значимыми являются ценности: образованность (3 место), аккуратность (4 место) и толерантность (5 место). Зафиксировано, что средний показатель ценности толерантности статистически значимо меньше у третьекурсников, чем у первокурсников (7,21 ± 5,28 <11,68 ± 3,82; р < 0,05). То есть, будущие правоохранители 3-го курса обучения больше ценят толерантность к взглядам других и умение прощать другим ошибки, чем первокурсники. Тогда как средний показатель ценности эффективность в делах статистически значимо меньше у первокурсников, чем у третьекурсников (8,41 ± 5,80 <12,50 ± 3,10; р < 0,05). Отсюда следует, что первокурсники больше ценят трудолюбие и результативность в делах, чем третьекурсники.
Интересен тот факт, что для респондентов всех групп исследования ценности непримиримость к недостаткам в себе и в других и высокие запросы наименее значимым. Курсанты ценят независимость, аккуратность, жизнерадостность, честность, воспитанность и самоконтроль. Будущие правоохранители 2-го курса обучения считают, что ценности воспитанности, твердой воли, честности, аккуратности и смелости в отстаивании собственного мнения наиболее значимые для достижения поставленных целей. Будущие правоохранители 3-го курса обучения выделяют ценности воспитанности, ответственности, образованности, аккуратности и толерантности.
Таким образом, ценности и ценностные ориентации это сложная, иерархическая система стратегических жизненных ориентиров личности, которые направляют и регулируют процесс принятия решений и поведения. Они выступают элементом структуры личности, от которого зависят поведение и деятельность. Формирование и развитие ценностей происходит в процессе усвоения социального опыта, обучения и воспитания и проявляется в мировоззрении.
В группе будущих правоохранителей 1-го курса обучения преобладают ценности духовного удовлетворения и сохранения собственной индивидуальности, характеризующие их направленность на раскрытие собственного потенциала и получения удовольствия от процесса деятельности. В группе будущих правоохранителей 2-го курса обучения наиболее значимыми были определены ценности достижения, высокого материального положения и активности в социальных контактах. В группе будущих правоохранителей 3-го курса обучения среди значимых ценностей наиболее
приоритетными являются развитие себя, достижения и высокое материальное положение. Умелое использование полученных результатов о структуре ценностей поможет подобрать эффективные подходы в образовательной системе для развития и формирования ценностных регуляторов поведения будущих правоохранителей.
Литература
1. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / [Е. М. Бабосов, С. Е. Бабосов, Ю. М. Бубнов и др.]; под ред. Е. М. Бабосова. - Минск: Современное слово, 2001. - 159 с.
2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А.Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
3. Психологические тесты / Под. Ред.А.А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Т. 1. - 312 с.
4. Хачатрян М.А. К проблеме развития системы ценностей субъекта: конструктивистская перспектива. Психологические исследования. - 2015. - № 8(41). -
[Електронний ресурс]. Режим доступу: http://psystudy.ru
— • —
Сведения об авторе
Дарья Михайловна Кислинськая, аспирант Харьковского национального университета внутренних дел (Харьков, Украина).
© Д. М. Кислинськая, 2014.
© Наука. Мысль, 2014. Подписано в печать 30.12.2014.