Научная статья на тему 'Особенности самовосприятия лица'

Особенности самовосприятия лица Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1570
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА И ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / SELF-PERCEPTION / APPEARANCE DESCRIPTION AND ESTIMATION / PERSONALITY ACCENTUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова А. В.

Статья представляет результаты исследования, цель которого выявить взаимосвязь восприятия самого себя с показателями пола, возраста и характерологических особенностей личности. Оказалось, что имеются отличительные особенности в самовосприятии в зависимости от акцентуации характера, пола и возраста. Данные могут использоваться в имиджмейкерстве и пластической хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of self-perception of a face

The article presents the results of the research whose main purpose was to reveal the correlation among self-perception and factors of sex, age and specific personal qualities. The author comes to a conclusion that self-perception has its peculiar features depending on personality accentuation as well as sex and age. The data may be used in image-makers' and plastic surgeons' practice.

Текст научной работы на тему «Особенности самовосприятия лица»

А. В. Орлова

ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ ЛИЦА

Работа представлена кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. Н. Куницына

Статья представляет результаты исследования, цель которого - выявить взаимосвязь восприятия самого себя с показателями пола, возраста и характерологических особенностей личности. Оказалось, что имеются отличительные особенности в самовосприятии в зависимости от акцентуации характера, пола и возраста. Данные могут использоваться в имиджмейкерстве и пластической хирургии.

Ключевые слова: самовосприятие, оценка и описание внешнего облика, акцентуации характера.

The article presents the results of the research whose main purpose was to reveal the correlation among self-perception and factors of sex, age and specific personal qualities. The author comes to a conclusion that self-perception has its peculiar features depending on personality accentuation as well as sex and age. The data may be used in image-makers’ and plastic surgeons’ practice.

Key words: self-perception, appearance description and estimation, personality accentuations.

В последнее десятилетие исследования восприятия лица человека получили широкое распространение во многих науках (общая, социальная, клиническая психология и др.), что вызвано запросом практики (реклама, имид-жмейкерство, пластическая хирургия, киноискусство и др.). В этой области хорошо разработаны проблемы восприятия лица собеседника, распознавание эмоций, интерпретация выражений лица и понимания личности другого. Однако связь самовосприятия лица человека с особенностями личности помогает понять возможную потребность в корректировке своей внешности, в повышении привлекательности в целях самопрезен-тации и функционирования благоприятного имиджа в разные возрастные периоды и у представителей разного пола. В нашем исследовании мы изучали са-мовосприятие по описанию испытуемым своего внешнего облика и сопоставляли его с характерологическими особенностями.

Методы исследования. Для решения поставленной задачи были применены следующие методы: характерологический опросник К. Леонгарда -Г. Шмишека, метод семантического дифференциала (подбор понятий осуществлен автором), методика «Отношение к своему внешнему облику», разработанная В. А. Лабунской в соавторстве (блок, касающийся описания своего лица).

Процедура исследования. Всего в исследовании участвовало 63 человека в возрасте от 19 до 58 лет, средний возраст испытуемых - 38,5 года, из них 23 мужчины и 40 женщин. Испытуемым предлагалось заполнить тесты, отражающие их характерологические особенности и самовосприятие лица и внешности. Они оценивали по памяти свое лицо по параметрам, которые заложены в анкете (красивое/некрасивое, выразительное/невыразительное, ухо-

женное/неухоженное, симметричное/несимметричное и т. д.), после чего отве-

чали на следующие утверждения типа: «Люблю смотреть на свои фотографии», «Люблю смотреть на себя в зеркало», «Меня удовлетворяет, как выглядит мое лицо» и др.

Кроме того, использовался метод семантического дифференциала (СД), в котором были представлены биполярные характеристики (приятный/ неприятный, активный/пассивный, силь-

ный/слабый, волевой/безвольный и другие). Для каждого испытуемого были установлены особенности характера и их связь с восприятием и описанием своего лица по заданным характеристикам. Для обработки результатов применялась компьютерная программа статистического анализа данных «SPSS 13.0 for Windows». Был произведен анализ средних величин по всем характеристикам и вычислялся коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты. Были выявлены отличия в самовосприятии своей внешности между мужчинами и женщинами. При обработке данных, полученных при помощи метода СД, обнаружены следующие значимые различия: мужчины воспринимают себя как более скованных, менее упорядоченных, интересных и уверенных в себе, чем женщины. Кроме того, показатель мужественности у мужчин значимо ниже показателя женственности у женщин. В остальном различия не были значимыми.

Мы проанализировали полученные характеристики по семантическому дифференциалу у представителей разного пола. Из 34 характеристик были отобраны только те, где обнаружены значимые различия (табл. 1).

В результате данные характеристики можно разделить три группы. Первая группа касается степени организованности и умения владеть собой, в нее вошли такие характеристики, как

скованный/раскованный, упорядочен-

ный/хаотичный. Вторая группа - насколько человек интересен другим людям (наивный/хитрый, интересный/скучный). Третья связана с идентификацией и позитивным отношением к себе (мужественный или женственный, уверенный в себе/неуверенный). В каждой группе обнаружены специфические закономерности, которые говорят о том, что ощущение своей принадлежности к полу, самоидентичность дают человеку уверенность в себе.

Таблица1 Различия в самовосприятии между

мужчинами и женщинами в свете данных СД

Характеристики Группы

Мужчины (N = 23) Женщины (N = 40)

Скованный/раско- ванный 2,13* 1,70*

Упорядоченный/ хаотичный 2,30* 2,68*

Наивный/хитрый 1,91* 2,38*

Интересный/ скучный 2,61* 2,90*

Мужественный/ немужественный (женственный/ неженственный) 2,61* 2,93*

Уверенный в себе/неуверенный 2,65* 2,93*

Примечание: * все полученные различия значимы на уровне p < 0,05.

Далее мы обсуждаем три другие группы свойств, по которым люди оценивают самих себя. Первая - по коже и по размеру черт лица (изящное лицо, здоровое, мужественное/женственное). Вторая - по его фактуре и морфологическим признакам (хорошо сложенное лицо, симметричное). Третья - отношение к себе и к своей внешности («Люблю смотреть на свои фотографии», «Люблю смотреть на себя в витрины»). Для анализа из 18 свойств определены 7, где были обнаружены значимые различия (табл. 2).

Таблица 2 Отношение к своему внешнему облику в оценках мужчин и женщин

Свойства Мужчины (Ы = 23) Женщины (Ы = 40)

Изящное лицо 2 17** 2,65**

Хорошо сложенное 2,30** 2,78**

Симметричное 2 17** 2,68**

Здоровое 2,26** 2,75**

Мужественное (женственное) 2,39** 2,88**

«Люблю смотреть на свои фотографии» 2,04** 2,58**

«Люблю смотреть на себя в витрины» 2,04** 2,55**

Примечание: ** все полученные различия значимы на уровнер < 0,01.

Результаты методики «Отношение к своему внешнему облику» показали, что в целом женщины оценивали себя гораздо более позитивно, чем мужчины. Можно предположить, что женщины относятся к своей внешности с большим вниманием, и этот фактор для них является более важным, чем для мужчин.

Были также обнаружены изменения показателей тестов в зависимости от возраста. Выборка была разделена на три группы в зависимости от возраста:

1-я группа - 19-25 лет (27 человек),

2-я группа - 26-35 лет (23 человека),

3-я группа - 36 лет и старше (13 человек).

Метод СД выявил значимые различия оценок в зависимости от возраста, которые отражены в табл. 3. С возрастом испытуемые воспринимали себя как более скованных и предсказуемых.

Таблица 3 Характеристики метода СД, которые имели значимые различия в зависимости от возраста

Примечание: * все полученные различия значимы на уровнер < 0,05.

Результаты методики «Отношение к своему внешнему облику» также выявили некоторые значимые различия в оценке своего лица в зависимости от возраста (табл. 4). Из таблицы видно, что чем моложе человек, тем более привлекательным ему кажется собственное лицо. С возрастом самолюбование имеет тенденцию угасать.

Таблица 4 Отношение к своему внешнему облику:

значимые различия в зависимости от возраста

Характеристики 1-я группа (19-25) 2-я группа (26-35) 3-я группа (36 и старше)

Привлекательное лицо 2,89* 2,61* 2,46*

«Люблю смотреть на себя в витрины» 2,63* 2,17* 2,15*

Примечание: * - все полученные различия значимы на уровнер < 0,05.

Данные таблицы показывают, что в группе 1 (19-25 лет) большинство испытуемых любят смотреть на себя в витрины, чтобы подтвердить собственную привлекательность.

Для того чтобы понять, как восприятие своего внешнего облика связано с акцентуацией характера, был проведен коореляционный анализ. Хотелось бы остановиться на наиболее значимых и ярких примерах и результатах (гипер-тимный, эмотивный, демонстративный, возбудимый типы акцентуации).

1. Гипертимный тип: а) выявлены значимые взаимосвязи данного типа акцентуации и следующих характеристик: приятный, красивый, оптимистичный, яркий, женственный/мужественный (в зависимости от пола), довольный своей внешностью, интересный, уверенный в себе, открытый. Отрицательная взаимосвязь наблюдалась между данным типом и характеристикой «скованный»;

б) при описании отношения к своему внешнему облику испытуемые гипер-тимного типа акцентуации использовали

Характеристики 1-я группа (19-25) 2-я группа (26-35) 3-я группа (36 и старше)

Скованный/раскован- ный 1,74* 1,70* 2,38*

Предсказуемый/не- предсказуемый 2,22* 2,22* 2,85*

такие свойства, как красивое лицо, незаурядное, привлекательное для противоположного пола. Люди данного типа акцентуации любят смотреть свои фотографии, смотреть на себя в витрины и удовлетворены тем, как выглядит их лицо.

2. Демонстративный тип: а) метод СД показал значимую взаимосвязь этого типа акцентуации и описанием себя как яркого и веселого;

б) в отношении к своему внешнему облику они в еще большей степени, чем предыдущий тип, любят видеть себя в витринах и зеркалах и особенно обращают внимание на симметрию своего лица.

3. Эмотивный тип: а) при данном типе акцентуации люди воспринимали себя как упорядоченных, постоянных, простых, безопасных, внимательных, предсказуемых. Испытуемые здесь стремились подчеркнуть в своем поведении и наружности те черты, которые говорят о них как об эмпатичных людях;

б) свое лицо они описывают как красивое, здоровое, ухоженное и симметричное.

4. Возбудимый тип: а) имеются отрицательные взаимосвязи с такими характеристиками, как приятный, красивый, здоровый, предсказуемый, неревнивый, безопасный, тактичный, терпимый. Повышенная возбудимость данного типа является препятствием контроля собственных эмоций;

б) в описании своей внешности значимые отрицательные взаимосвязи были выявлены со следующими свойствами: ухоженное лицо, сексуальное, хорошо сложенное. Считают, что по их внешнему виду невозможно понять половую принадлежность («К описанию моего лица не подходит выражение: не поймешь - то ли мужчина, то ли женщина»).

Выводы:

1. Обнаружено отличие в описании себя и восприятии своего лица в зависимости от пола: женщины в целом имеют тенденцию более позитивно оценивать себя и свою внешность.

2. С возрастом люди, опираясь на восприятие своей внешности, склонны описывать себя как более предсказуемых, но гораздо более скованных, чем эта характеристика проявляется у молодых людей. Также с возрастом имеется тенденция к возрастанию недовольства своей внешностью.

3. В зависимости от типа акцентуации менялись характеристики, которые были значимыми (пример) и которые люди выбирали для описания самих себя. Следовательно, можно говорить о различии в восприятии самого себя и своей внешности в зависимости от акцентуации характера:

а) испытуемые эмотивного типа акцентуации характера склонны описывать самих себя с точки зрения проявления их способности к эмпатии, т. е. прежде всего подчеркивают в своем поведении и наружности те черты, которые говорят о них как об эмпатичных людях. Здесь были выделены такие характеристики, как безопасный, внимательный, предсказуемый и др. В восприятии своего лица у них преобладают характеристики внешней привлекательности: красивое лицо, ухоженное, симметричное;

б) люди, принадлежащие к ги-пертимному типу, воспринимали самих себя как привлекательных и присваивали себе все коммуникативные качества. Это может быть связано с психической активностью, свойственной данному типу, а также со стремлением к лидерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.