Научная статья на тему 'Опыт применения ассоциативного эксперимента для исследования структуры тендерной идентичности'

Опыт применения ассоциативного эксперимента для исследования структуры тендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА / ВОЗРАСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ / ПОЛНОТА / ОСОЗНАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перегудина В. А.

Приводится описание модели работы по методикам, созданными на основе ассоциативного эксперимента, на основе исследования особенностей возрастного становления гендерной идентичности. Дается подробное описание полученных диагностических данных и способов их интерпретации в рамках исследовательской парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of application of associative experiment for research of structure of gender identity

The description of model of work with the techniques created on the basis of associative experiment, within the limits of research offeatures of age formation of gender identity is resulted. The detailed description of the received diagnostic data and ways of their interpretation within the limits of a research paradigm is given

Текст научной работы на тему «Опыт применения ассоциативного эксперимента для исследования структуры тендерной идентичности»

31. Gusdorf G. Conditions and Limits of Autobiography / G. Gusdorf //Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J. Olney. New Jersey: Princeton University Press, 1980. P. 28-48.

M. V. Klementyewa Narrative approach in psychological analysis a reflection of the life course

Subject of the article is an analysis a reflection of the life course. They are made on the base of narrative to the psycho-biographical approach and of the activity approach. This analysis made defines the autobiographical narration as the autobiographical narration as the activity simulating the content of the life of a person and methods of its cognition. Activity of autobiographical narration has the objective contents and properties.

Key words: reflection, life course, activity of autobiographical narration, life-creating

Получено 15.02.2011 г.

УДК 159.922.1

В.А. Перегудина, аспирант, ассистент, (4872) 49-45-97,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Приводится описание модели работы по методикам, созданными на основе ассоциативного эксперимента, на основе исследования особенностей возрастного становления гендерной идентичности. Дается подробное описание полученных диагностических данных и способов их интерпретации в рамках исследовательской парадигмы.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, модель, структура, возрастное становление, дифференцированность, полнота, осознанность.

В своем исследовании особенностей возрастного становления гендерной идентичности мы исходили из предположения о том, что целостная гендерная идентичность может быть описана моделью, имеющей определенную структуру ( рисунок). Экспериментальное исследование базируется на изучении специфики изменения целостной структуры гендерной идентичности в четырех возрастных группах в диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста [2]. Был подобран комплекс методик, позволяющих выполнить сравнительный анализ особенностей становления гендерной идентичности в каждом из предложенных возрастов и гендеров, выявить возрастные и полоспецифичные особенности становления гендерности на различных этапах онтогенеза. В

качестве одного из ведущих методов исследования используется ассоциа-

тивныи эксперимент, положенный в основу следующих диагностических методик:

- Опросник «Кто Я?» [1].

- Ассоциативный эксперимент с заданным списком слов-стимулов -авторская методика, направленная на изучение гендерных знаний испытуемых в рамках когнитивной составляющей гендерной идентичности. Слова-стимулы: свой пол, противоположный пол, мужчина, женщина, отец, мать, мальчик, девочка. Для выборки дошкольников и младших школьников из этого списка были исключены первые два слова.

Нами анализировалось частотное распределение характеристик, общие тенденции в самоописаниях различных выборок. В силу того, что приведенные методики относятся к разновидностям ассоциативного эксперимента, количественный анализ осуществлялся по аналогии с правилами и аксиомами, разработанными для данной группы методик, по сути, представляет собой разновидность контент-анализа.

Модель гендерной идентичности

Ассоциации выписываются вместе с данными о частоте (весе) их встречаемости и ранжируются по этому показателю. Частотой ассоциации в группе называется количество (сумма) случаев использования ее испытуемыми в данной группе. Наиболее информативны именно частотные ассоциации. Это обусловлено тем, что каждый испытуемый выбирает ассоциации из большого числа возможных (более сотен или тысяч). Вероятность случайного выбора подсчитать невозможно, но можно утверждать, что для испытуемого с нормальным развитием речи вероятность случайного выбора ассоциаций меньше 1 %. Соответственно вероятность случайного совпадения ассоциаций у двух, трех и более испытуемых пренебрежимо мала. На основании этого мы можем утверждать «если в группе из 20-30 человек ассоциация при описании какого-либо стимула использована тремя или большим количеством испытуемых, то она использована не случайно» [3]. Условная групповая мера выраженности ассоциации вычисляется путем нормирования неслучайных описаний на основе количества испытуемых в группе. Таким образом, не случайными являются характеристики с мерой выраженности более 0,08.

В частности, нами были получены следующие закономерности.

В опроснике «Кто Я?» в списке ответов испытуемого присутствуют социальные роли (профессиональные, гендерные и др.) и индивидуализированные характеристики (конкретные самоописания и метафорические определения, раскрывающие особенности и качества личности). Наличие сходных или соответствующих традиционному гендерному стереотипу самоописаний свидетельствует о высокой выраженности гендерных стереотипов в самооценке личности, отражает аспекты когнитивной составляющей гендерности.

Особенности эмоциональной составляющей гендерной идентичности проявляются в данной методике в том, как (напрямую, косвенно или никак) человек обозначает свою половую идентичность и на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей гендерной принадлежности. Прямое и косвенное обозначение гендера в целом, постановка гендерных характеристик в начало списка говорит о важности, осознанности и принятии собственной гендерности.

Кроме того, анализируя используемые испытуемыми социальные роли, можно судить о специфике репертуара полоролевого поведения как компоненте поведенческой составляющей гендерной идентичности: узкий репертуар включает пару гендерных ролей, широкий - несколько.

Отметим, что, поскольку данная методика позволяет получить ответы открытого типа, во многих случаях эти ответы объединяют в себе различные комбинации гендерных компонентов и составляющих, поэтому распределение ответов на группы в соответствии с элементами гендерной идентичности приводит к тому, что один и тот же ответ может отражать разные аспекты гендерности.

Дошкольники (17 значимых идентификационных характеристик):

1. Когнитивная составляющая: осознание собственной гендерной принадлежности (характеристика «мальчик/девочка» - мера выраженности в выборке 0,73) - рефлексивная позиция; гендерный образ тела и гендерные стереотипы («красивая» - мера выраженности у девочек 0,35 и «сильный» -у мальчиков 0,3); гендерные роли («гимнастка» - девочки 0,15; «спортсмен» - мальчики 0,15); также девочки описывают гендерные формы поведения («помогаю маме» - 0,10), а мальчики демонстрируют влияние гендерных социализаторов («супергерой» - 0,25). 2. Аффективная составляющая: удовлетворенность своей гендерной принадлежностью и ее ценность проявляется в прямом обозначении пола («мальчик/девочка») - 73 % выборки, в постановке гендерных характеристик на первые места в списке, а также в использовании косвенного обозначения пола через окончания слов. 3. Знаково-символическая составляющая: присутствуют ядерные гендерные концепты «красоты» у девочек и «силы» у мальчиков, а также мальчики демонстрируют формирование гендерной «Я-фантазии», видя себя в образе супергероев (0,25).

Как можно наблюдать, дифференцированность компонентов слабая (в среднем 8-9 компонентов из 26), следовательно, гендерная идентичность имеет незавершенную форму - не полная; осознаются только ядерные компоненты гендерности, связанные с чувством гендерной принадлежности и базовыми стереотипами и концептами «силы» и «красоты»; периферическая часть гендерной идентичности мало осознаваема и бедна; константность связана с представлениями о неизменности половой принадлежности. Несмотря на значимость гендерных описаний, половина идентификационных характеристик носит гендерно нейтральный характер (ФИО, «человек», «добрый», «хороший», «хожу в садик», «люблю играть» и пр.).

Младшие школьники (23 значимые идентификационные характеристики): 1. Когнитивная составляющая: осознание собственной гендерной принадлежности (характеристика «мальчик/девочка» - мера выраженности

0,6) - рефлексивная позиция; гендерный образ тела и гендерные стереотипы («красивая» - мера выраженности у девочек 0,25; «сильный» и «смелый» - у мальчиков 0,25 и 0,3 соответственно); также девочки описывают гендерные умения («хорошо учусь» - 0,15), гендерные свойства личности и гендерный стиль («веселая» - 0,15; «люблю животных» - 0,15; «послушная» - 0,15; «аккуратная» - 0,15), а мальчики гендерные роли («спортсмен»

- 0,3). 2. Аффективная составляющая: удовлетворенность своей гендерной принадлежностью и ее ценность - прямое («мальчик/девочка» - 60 % выборки) и косвенное обозначение пола. 3. Знаково-символическая составляющая: ядерные гендерные концепты «красоты» у девочек и «силы», «смелости» у мальчиков; гендерная «Я-фантазия» («супергерой» (0,15) у мальчиков, «актриса, певица» (0,15) - у девочек). 4. Поведенческая состав-

ляющая: у девочек начинает проявляться работа гендерных схем поведения («люблю животных», «хорошо учусь», «аккуратная», «послушная»).

Анализ показывает, что степень дифференцированности возрастает (12-13 компонентов из 26), соответственно структура идентичности становится более полной; компоненты ядра расширяются за счет осознания некоторых гендерных поведенческих и личностных особенностей -мальчики к «силе» добавляют «смелость», девочки к «красоте» - аккуратность и послушание; периферия гендерной идентичности расширяется; наблюдается половая константность и устойчивость ядерных гендерных характеристик, сохранившихся с дошкольного возраста. Репертуар доступных социальных ролей расширяется, однако они гендерно нейтральны (ученица/ученик, человек, подруга/друг, сын/дочь). Как и многие характеристики (умный, трудолюбивый, добрый, хороший, спокойный) социальные роли отражают общую социальную ситуацию развития.

Подростки (40 значимых характеристик): 1. Когнитивная составляющая: осознание гендерной принадлежности («девушка/юноша» - 0,43); гендерный образ тела («красивая» (0,65), «брюнетка/блондинка» (0,25), «сильный» (0,2)); гендерные роли («футбольный болельщик» (0,6), «спортсмен» (0,45), «друг» (0,4), «патриот» (0,25) - у мужской половины выборки, «отличница» (0,3) - у женской); гендерные формы поведения, стиль и свойства личности (у девушек - «умная» (0,55), «влюбчивая» (0,45), «отзывчивая» (0,35), «хорошо учусь» (0,3), «творческая» (0,3), «вредная» (0,3), «люблю читать» (0,25), «люблю животных» (0,2), «ревнивая» (0,2), «общительная» (0,2), «эмоциональная» (0,15), «мечтательная» (0,15), «люблю себя» (0,15); у мальчиков-подростков - «люблю играть в комп» (0,2), «люблю смотреть телевизор» (0,2)); гендерные умения («умная» (0,55), «хорошо учусь» (0,3), «творческая» (0,3); «люблю математику» (0,15)); гендерные стереотипы («красивая» (0,65), «влюбчивая» (0,45), «отзывчивая» (0,35),

«общительная» (0,2), «эмоциональная» (0,15), «мечтательная» (0,15) - у девушек; «футбольный болельщик» (0,6), «спортсмен» (0,45), «друг» (0,4), «патриот» (0,25), «люблю играть в комп» (0,2), «люблю смотреть телевизор» (0,2), «сильный» (0,2) - у мужской половины выборки); гендерные атрибуты (компьютер и телевизор у мальков). 2. Аффективная составляющая: удовлетворенность своей гендерной принадлежностью и ее ценность

- прямое («девушка/юноша» - 43 % выборки) и косвенное обозначение пола. 3. Знаково-символическая составляющая: ядерные гендерные концепты - «красота», «влюбчивость», «отзывчивость», «общительность», «эмоциональность» у девушек и «сила», «спортивность», «товарищество», «патриотизм» («защита») у мальчиков; гендерные личностные смыслы «хорошо учусь» и «люблю спорт и математику»; гендерные Я-ориентиры -отзывчивость, общительность и патриотизм и сила; 4. Поведенческая составляющая: проявляется работа гендерных схем поведения и гендерная самопрезентация («люблю животных», «хорошо учусь», «влюбчивая», «от-

зывчивая», «общительная», «ревнивая», «эмоциональная» - у девушек; «люблю спорт», «патриот», «люблю играть в комп и смотреть телевизор» -у мальчиков); гендерные планы поведения («отзывчивая», «общительная»

- у девушек; «товарищ», «болельщик» - у мальчиков).

Как видно из описанных данных, степень дифференцированности (17-18 компонентов из 26) и соответственно полнота структуры гендерной идентичности выше средней; компонентов осознаваемого ядра становится больше - у мальчиков «сила», «спортивность», «товарищество», «патриотизм», у девушек «красота», «влюбчивость/ревность», «отзывчивость», «общительность», «творчесткость», «эмоциональность»; наблюдается

половая константность и устойчивость ядерных гендерных компонентов; периферические компоненты гендерной идентичности становятся разнообразнее и многочисленнее. Репертуар доступных социальных ролей расширяется, среди них начинают появляться гендерные роли, которые преобладают у мужского пола - «друг», «патриот», «спортсмен». Это может свидетельствовать о преобладании у мужчин социальной ориентации, активности. Тематика идентификационных характеристик расширяется, теперь это не только личностные и поведенческие особенности, но и умения, увлечения и интересы. Многие общие социальные роли («человек», «россиянин», «личность», «ученик/ученица» и т.д.), а также характеристики (веселый, хороший, добрый, самостоятельный, уникальный, ленивый) отражают основные новообразования возраста и социальную ситуацию развития, хотя количество гендерно нейтральных ассоциаций уменьшается.

Юноши (54 значимых характеристики): 1. Когнитивная составляющая: осознание гендерной принадлежности («девушка/парень» - 0,8); гендерный образ тела («красивая» (0,6), «сильный» (0,45)); гендерные роли («футбольный болельщик» (0,5), «водитель» (0,5), «спортсмен» (0,4), «бабник» (0,25), «патриот» (0,15) - у мужской половины выборки, «будущая мать» (0,25) - у женской); гендерные формы поведения, стиль, свойства и стереотипы личности (у девушек - «жизнерадостная» (0,85), «общительная» (0,4), «влюбчивая и любимая» (0,45), «отзывчивая» (0,35), «творческая» (0,35), «эмоциональная» (0,3), «хитрая» (0,25), «мечтательная» (0,35), «нежная» (0,25), «болтливая» (0,15); у юношей - «уверенный в себе» (0,15), «самостоятельный» (0,65), «агрессивный» (0,6), «смелый» (0,3), «скрытный» (0,3), «бабник» (0,25), «выпиваю» (0,2), «доминирую» (0,2), «люблю деньги» (0,2)); гендерные умения («умная» (0,28), «хорошо учусь» (0,15), «творческая» (0,15); «люблю математику» (0,08)); гендерные атрибуты (автомобиль, девушки и деньги у юношей). 2. Аффективная составляющая: удовлетворенность своей гендерной принадлежностью и ее ценность -прямое («девушка/парень» - 80 % выборки) и косвенное обозначение пола; гендерная самооценка находит свое отражение в описании себя через социально одобряемые гендерные характеристики, которые преобладают у

обоих иолов. 3. Знаково-символическая составляющая: ядерные гендерные концепты - «красота», «влюбчивость», «отзывчивость», «общительность», «эмоциональность», «материнство», «творчество», «хитрость» у девушек и «сила», «спортивность», «смелость», «мужественность», «независимость», «агрессивность», «лидерство» у мальчиков; гендерные личностные смыслы «буду матерью», «должна быть красивой, общительной, творческой и хитрой», «люблю и любима» и «люблю спорт, деньги, девушек и автомобили», «хочу быть самостоятельным, доминирующим»; гендерные Я-ориентиры - красота, отзывчивость, общительность, хитрость, материнство и сила, независимость, уверенность в себе, лидерство, смелость, наличие женщины. 4. Поведенческая составляющая: проявляется работа гендерных схем поведения и гендерная самопрезентация («влюбчивая», «отзывчивая», «общительная», «ревнивая», «эмоциональная», «хитрая»,

«творческая», «нежная» - у девушек; «агрессивный», «самостоятельный», «друг», «патриот», «люблю спорт, отдых, деньги, выпивку и девушек» - у юношей); гендерные планы поведения («отзывчивая», «общительная», «хитрая» - у девушек; «самостоятельный», «агрессивный», «спортивный», «болельщик», «бабник» - у мальчиков). В самоописаниях юношей преобладали официально статусные черты, а в самоописаниях девушек - личностные самохарактеристики.

Проведенный анализ показывает, что из всех описанных выше возрастов степень дифференцированности, полноты, осознанности и устойчивости структурных компонентов гендерной идентичности в юношеском возрасте достигает максимума.

При анализе результатов авторской методики мы описались на правила, сформулированные выше. При этом ассоциации, использованные членами группы не случайно, были включены в семантическую универсалию стимула для данной группы - это набор неслучайных ассоциаций на определенное слово (стимул) для данной группы. В результате нами были получены значимые ассоциации, которые описывают основные гендерные представления испытуемых разных возрастов. Качественный анализ полученных данных позволяет сформулировать следующие положения.

Дошкольники: стимулы, связанные с мужским полом, позволяют выделить семантическую универсалию, состоящую из следующих значимых ассоциаций - «сильный» (мера выраженности до 0,18), «смелый» (0,15), «ремонтирует» (0,13), «работает» (0,10), «ездит на машине» (0,10), «играет в машинки» (0,08), «защищает» (0,08), «дерется» (0,08), «смотрит телевизор» (0,08), «строгий» (0,08). Стимулы, связанные с женским полом, позволяют выделить следующие компоненты семантической универсалии

- «играет в куклы» (0,18), «красивая» (0,15), «работает» (0,13), «ходит за детьми в сад» (0,13), «готовит, стирает, ходит в магазин» (0,1), «заботливая» (0,1), «детей рожает» (0,08), «причесанная» (0,08), «носит платье» (0,08).

Мы видим описание внешности и внешнего поведения через перечисление наблюдаемой в реальной жизни мужской и женской активности. Уже здесь можно зафиксировать наличие гендерного ядра (архетипы «силы», «смелости» и «красоты», «материнства»). Именно они в большей степени осознаются, являясь элементами когнитивной и знаковосемиотической составляющих гендерной идентичности. Остальные компоненты мало осознаваемы и относятся к периферии идентичности. Тем не менее, они являются предвестниками формирования таких компонентов, как первые гендерные представления, роли, нормы и ожидания, стереотипы и формы поведения, которые наиболее ярко проступают в образах отца и матери. Именно при описании этих образов, как значимых других, объектов для идентификации и подражания, достигается наибольшая диф-ференцированность компонентов гендерности. В то время как образы мальчика/девочки и мужчины/женщины являются более гендерно нейтральными. Поведенческая составляющая гендерной идентичности не выражена.

Младшие школьники: семантическая универсалия, связанная с категорией «мужское» - «сильный» (0,18), «непослушный» (0,15), «работает» (0,15), «смелый» (0,13), «друг» (0,13), «ремонтирует» (0,13), «спортивный» (0,10), «дерется» (0,08). Семантическая универсалия, связанная с категорией «женское» - «красивая» (0,4), «заботливая» (0,2), «умная» и «хорошо учится» (0,18), «слабая» (0,1), «ласковая» (0,1), «молодая» (0,1), «помогает маме» (0,08), «воспитывает» (0,08), «кормит, готовит» (0,08), «учительница» (0,08). Как показывает анализ, сохраняется преобладающее описание внешности и внешне наблюдаемого поведения. Однако происходит инте-риоризация некоторых из наблюдаемых и транслируемых обществом форм поведения, особенно этот процесс заметен у девочек («хорошо учится», «помогает маме»). В качестве приобретений возраста можно отметить расширение компонентов знаково-семиотической составляющей за счет появления концептов «товарищества» у мальчиков и «хозяйки» у девочек. Осознания достигают некоторые формы собственного гендерного поведения, способствуя формированию поведенческой составляющей гендерной идентичности («драчун», «непослушный» и «хорошо учится», «помогает маме»). В когнитивной составляющей упоминается роль гендерных социа-лизаторов («учительница», «друзья», осознается влияние «матери» и «отца»), становятся более дифференцированными и выраженными гендерные формы поведения и стили.

Подростки: семантическая универсалия, связанная с категорией «мужское» - «сильный» (0,4), «рисковый, смелый» (0,35), «мужественный» (0,18), «высокий» (0,18), «надежный» (0,18), «защитник» (0,18), «уверенный в себе» (0,13), «спортивный» (0,13), «лидер» (0,13), «помощник» (0,1), «решительный» (0,1), «честь, достоинство» (0,1), «отцовство» (0,08). При этом наблюдается некоторая разница в мужских и женских оценках. Для

девочек-по дростков мужская привлекательность (0,2) сочетается с негативной оценкой («козлы, уроды» (0,25)), что отражает возрастную специфику межполовых отношений. Также именно девочки говорят о защите со стороны мужского пола. Мальчики-подростки демонстрируют позитивную гендерную самооценку (мужской пол - «лучший» (0,1)) и появление концептов «чести», «власти» и «отцовства».

Семантическая универсалия, связанная с категорией «женское», -«красота» (0,43), «нежность, мягкость» (0,43), «забота» (0,3), «слабость» (0,23), «женственность» (0,18), «хранительница очага» (0,18), «материнство» (0,18), «обаяние» (0,1), «косметика» (0,1), «хитрость» (0,08). О женской хитрости говорят только девушки.

Анализ показывает наличие всех составляющих гендерной идентичности и присутствие большинства гендерных компонентов на фоне общего увеличения количества значимых ассоциаций. В частности, увеличивается доля личностных самохарактеристик, связанных с описание гендерных свойств личности, гендерных предпочтений, ориентаций и стереотипов. В знаково-семиотической составляющей появляются новые архетипы и концепты («честь, достоинство», «защитник», «власть» и «хранительница очага»), гендерные атрибуты (размер и косметика). Наблюдается дифференциация мужского и женского стилей поведения и восприятия, некоторых особенностей межполовых отношений.

Юношеский возраст: семантическая универсалия, связанная с категорией «мужское»,- «сильный» (0,5), «помощь, опора» (0,38), «стойкий, волевой» (0,25), «глава семьи» (0,25), «независимый» (0,23), «власть» (0,18), «добытчик» (0,18), «надежный» (0,18), «спорт, мышцы» (0,15), «уверенный в себе» (0,15), «смелый» (0,13), «зарабатывает» (0,13), «защитник» (0,13), «мужественный» (0,1), «отцовство» (0,1), «сексуальность» (0,08), «щетина» (0,08), «ответственность» (0,08).

Семантическая универсалия, связанная с категорией «женское», -«нежная, ласковая» (0,65), «красивая» (0,45), «заботливая» (0,43),

«понимающая» (0,33), «хранительница очага» (0, 25), «слабая» (0,23), «материнство/беременность» (0,23), «любящая и любимая» (0,2), «женственная» (0,18), «поддержка» (0,15), «дом и дети» (0,13), «сексуальность» (0,13), «платье» (0,1), «требует защиты» (0,1), «отзывчивая» (0,08), «хитрость» (0,08).

Компоненты гендерной идентичности представлены максимально по сравнению с предыдущими возрастами по критериям дифференцированности, полноты, осознанности и устойчивости. Расширяется репертуар доступных гендерных ролей за счет включения в него сферы сексуальности и заработка, при этом у юношей преобладают социальные характеристики, а девушек личностные. Поведенческая составляющая все глубже входит в сферу сознания, формируя гендерные планы, схемы поведения и стратегии целеполагания (демонстрируется социально активная,

независимая и ответственная мужская поведенческая позиция, а также эмоциональная, открытая, эмпатичная и «одомашенная» женская).

Список литературы

1. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. 928 с.

2. Перегудина В. А., Шурова Н. В. Гендерная идентичность и ее структура: концепции и модели // Психология и педагогика: проблемы современной науки и практики: материалы Всероссийской научнопрактической конференции 20-21 сентября 2010. Челябинск: ООО «МАТРИЦА», 2010. 66 с.

3. Серкин В. П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

V. A. Peregudina

Experience of application of associative experiment for research of structure of gender identity.

The description of model of work with the techniques created on the basis of associative experiment, within the limits of research offeatures of age formation of gender identity is resulted. The detailed description of the received diagnostic data and ways of their interpretation within the limits of a research paradigm is given.

Получено 15.02.2011 г.

УДК 159.923

Ю.Е. Сорокина, аспирантка, 8-915-689-50-07, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В ОТРОЧЕСТВЕ И ЮНОСТИ

Рассмотрена взаимосвязь профессиональной направленности и самоопределения личности, влияние их содержательных составляющих на процесс выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональная направленность, личностное самоопределение, мотивы выбора профессии.

Направленность личности - система устойчиво характеризующих человека побуждений: что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир и общество; чего избегает, против чего он готов бороться. Она представляет собой сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Термин «профессиональная направленность» включает в себя два аспекта. Первый аспект - собственно направленность личности. Второй - связан с профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.